Обучение воспитанников с низким уровнем базовой подготовки по предмету (на примере учащихся школы воспитательной колонии).
статья по химии на тему

Проблемы обучения в школе  воспитательной колонии.

В процессе обучения и воспитания у учащихся формируются взгляды и убеждения, которые определяют многие их поступки. В процессе изучения химии должно быть сформировано представление о научности приобретаемых знаний, многообразии  окружающего мира, развитии и познаваемости его, взаимосвязи природных явлений. Характер познавательной  деятельности учащихся определяется содержанием учебного материала, формами организации работы с ним, целями и задачами обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клепова Т.А., учитель химии,

г.Котельнич,

ФБОУ В (С) ОШ УФСИН России по Кировской области

Обучение воспитанников с низким уровнем базовой подготовки по предмету (на примере учащихся школы воспитательной колонии).

Приобретение учащимися опыта учебно-познавательной деятельности как залог успешной адаптации в учебном процессе.

Воспитание социально активных членов общества – одна из важнейших задач, стоящих перед школой и государством. В соответствии с требованиями жизни следует создавать условия для приобретения учащимися опыта учебно-познавательной деятельности, воспитания их активности и самостоятельности в учебном труде. Школьное обучение и воспитание – сложный многоплановый процесс формирования личности учащихся, адаптация в обществе, подготовка к самостоятельной жизни. Учащихся необходимо научить не только основам наук, но и способствовать развитию познавательной активности, мышления. Необходимо научить мыслить, мыслить самостоятельно, творчески.

Компонентом учебных знаний являются  с одной стороны системы научных теорий, законов, понятий и фактов, а с другой – знание способов деятельности. Процесс овладения  химическими учебными знаниями зависит от уровня общеучебной познавательной деятельности, сформированной к этому времени у учащихся (8 класс): умение применять знания самостоятельно, а также умение самостоятельно добывать знания.

Проблемы обучения в школе  воспитательной колонии.

В процессе обучения и воспитания у учащихся формируются взгляды и убеждения, которые определяют многие их поступки. В процессе изучения химии должно быть сформировано представление о научности приобретаемых знаний, многообразии  окружающего мира, развитии и познаваемости его, взаимосвязи природных явлений. Характер познавательной  деятельности учащихся определяется целями и задачами обучения, содержанием учебного материала, формами организации работы с ним.

В условиях работы  в воспитательной колонии возникает проблема обучения учащихся с низким уровнем базовой подготовки.  Причины  слабой предметной обученности:

1. Не обучались несколько лет или обучались с перерывами, в результате  чего  отсутствует система в знаниях и возникает запущенность материала (60% по данным школьной диагностики).

2. Низкий познавательный интерес (более половины учащихся по результатам диагностики преобладающих мотивов учебной деятельности стараются учиться во избежание неприятностей).

3. Слабые умственные способности (от 28 до 45% - на основании сведений медицинской части).

4. Ограниченные возможности общепредметных и надпредметных умений и навыков.

Актуальность применения методики уроков для учащихся со слабой базовой подготовкой.

Поступающих в школу учащихся  по уровню химических знаний условно     можно разделить  на следующие группы:

  • имеют средние и повышенные способности, обучаясь в своих школах, занимались предметом  и имеют неплохие знания  в пределах  оценки «хорошо» (не более 2-3%);
  • имеют средние и повышенные способности; обучаясь в своих школах, не занимались предметом,  много пропускали занятий  и имеют остаточные знания  по химии (не более 20-30%); находясь в условиях строгого режима, т.е. регулярное посещение школы, отсутствие пропусков, они достаточно быстро восполняют пробелы в знаниях, появляется  желание получать хорошие оценки;
  • имеют средние способности,  но много пропускали или практически не учились (до 50-60%); при вышеперечисленных условиях   данные учащиеся усваивают  материал в пределах тройки;
  • имеют слабые способности,  много пропускали или практически не учились (до 25-30%); эти учащиеся усваивают только гуманитарный материал внутри предмета.

Педагогическое сопровождение обучения химии учащихся со слабой базовой подготовкой.

1. Алгоритм работы класса на уроке химии.

  • Диагностика базового уровня знаний, разделение на группы.

Процесс обучения включает четыре уровня усвоения знаний: восприятие  учебного материала, запоминание и воспроизведение (репродуктивный уровень), проговаривание изучаемого материала (вербальный уровень), применение знаний в аналогичной ситуации (конструктивный уровень), применение знаний в изменённой ситуации (творческий уровень). При изучении химии создаётся абстрактно-логическая последовательность понятий, теорий, законов и т.д. На протяжении всего курса химии каждая тема логично связана с предыдущими. Разрыв в любой цепи знаний ведёт к нежеланию выполнять предложенные задания. Поэтому очень важно первоначально установить уровень подготовленности учащихся по данному курсу или теме. В результате проведения входящего контроля знаний определяются вышеуказанные группы учащихся.

  • Построение образовательных линий для групп.

Конструирование образовательных модулей включает в себя как раздельное тематическое планирование учебного материала для разных групп учащихся, так и выбор средств, форм и  содержания мониторинга учебных результатов. Важно, чтобы на любом уровне выполнялись основные требования образовательных стандартов. Задача учителя найти методы, средства и формы  работы по преодолению чувства беспомощности, которое постепенно перерастает  в устойчивое нежелание  учиться. Для этого необходимо помочь ученику  включиться в работу. На этом этапе работы по предлагаемой методике полезно будет спланировать необходимую дополнительную подготовку, реализующую цели индивидуального развития учащихся (для сильных – специальные элективные курсы, факультативы; для слабых – кружки, творческая работа под контролем учителя).

  • Организация взаимодействия между группами.

Учащиеся, успешно справляющиеся с учебным материалом, могут оказывать помощь учителю: проверить  выполнение  задания, исправить ошибки, пояснить правильное составление формулы, написание химического уравнения или очередной этап в решении задачи. Такие учащиеся незаменимы как консультанты при выполнении классом самостоятельных работ.

  • Организация контроля усвоения знаний по группам.

Требования к уровню подготовки учащихся могут быть выражены в системе контролирующих мероприятий (самостоятельные, проверочные, практические, контрольные, тестовые работы, зачеты, семинары, собеседования и т.п.). Их результаты должны объективно и полно показать результаты обучения. Важный элемент применения методики работы с детьми, имеющими слабый уровень предметной базовой подготовки – дифференцированный подход к контролю знаний. Использование  разноуровневых заданий важно и потому, что каждый ученик, отвечая на вопросы или выполняя задание выбранного уровня, может оценить свою работу, понять, насколько глубоки его знания, умеет ли он делать выводы, систематизировать и обобщать знания, применять их на практике. При этом важно помнить, что дифференцируется не сложность задания, а уровень предлагаемой ученику помощи.

2. Методическое сопровождение работы с учащимися, имеющими слабую базовую подготовку.

  • Алгоритмический способ решения учебных проблем.

Химические символы, химические формулы, химические уравнения, правила оперирования химическим языком и многие другие вопросы школьной программы по химии невозможно усвоить вне организованной репродуктивной деятельности, в том числе по заранее разработанным алгоритмам. В зависимости от уровня подготовки школьников  алгоритмы могут предоставляться ученикам в готовом виде (низший уровень проблемности обучения), составляться на уроке в ходе совместной деятельности учителя и учеников (средний уровень), самостоятельно разрабатываться учениками на уроке (высший уровень проблемности).

  • Концентрический способ изложения учебного материала.

Например, программа 9 класса предусматривает продолжение  изучения  общих вопросов неорганической химии 8 класса. В курсе даётся характеристика отдельных подгрупп элементов. Т.о., характеризуя каждую подгруппу элементов по одному и тому же плану, мы повторяем общие свойства, законы и закономерности (положение в периодической системе химических элементов, строение атомом, электронная формула, физические свойства, химические свойства, нахождение в природе, получение и применение). При многократном повторении пробелы в знаниях сокращаются.

  • Наглядность обучения.

Немаловажное значение в ликвидации пробелов в знаниях имеет наглядный материал. Помимо использования на уроке  традиционных справочных материалов: периодическая таблица, таблица растворимости,  электрохимический ряд напряжения металлов, электроотрицательность химических элементов, большую роль в образовательном процессе играет оформление кабинета. Независимости от изучаемой темы предлагаю  постоянно иметь на стенде  в хорошо обозреваемом месте дополнительные справочные материалы: металлы и неметаллы,  валентность элементов, основные классы неорганических соединений (с примерами формул и названий  в каждом  классе веществ), для 10 класса примеры гомологических рядов всех классов органических соединений: общая формула, конкретная формула и название каждого вещества в гомологическом ряду (возможно вывешивать их по мере изучения), типы химических реакций, схемы составления химических уравнений.

Большое значение имеет эмоциональное содержание и эмоциональное восприятие учебного материала. Яркие факты, примеры, особенности свойств, которые ассоциируются у учащегося с уже знакомым и хорошо понятным оставляет в памяти более глубокий след. Эмоциональное воздействие может иметь разные формы: это ассоциативный ряд, включение  в  какую-либо часть материала отрывка в  стихотворной форме (…Сначала вода, потом кислота, иначе будет большая  беда!), использование отрывков из литературных произведений (в теме «Фосфор» роман А.Конан-Дойля «Собака Баскервилей»,  использовать знания учащихся о тех или иных веществах широко применяемых в быту (поваренная соль, сода, известь, уксус, лимонад и др.), постановка забавных вопросов (Если бы оксид кремния растворялся, вы бы не смогли летом купаться. В чём содержится оксид кремния? Кто пил угольную кислоту?), привлечение  краеведческого материала (химическая промышленность, сырьё).

  • Общеучебная и надпредметная подготовка.
  • Работа с терминами (повторение новых терминов  на каждом уроке в рамках изучаемой темы, на творческом уровне  по желанию составление и решение кроссвордов и др.).
  • Оперирование химическим языком (например, комментировать написание химических уравнений, рассказывать о строение атома,  о физических свойствах веществ,  их нахождении в природе и применении).
  • Работа с учебником (самостоятельно составлять конспект по предложенному плану,  оформлять таблицу, выбирая конкретный материал, составлять схемы по описанию, отвечать на вопросы.)
  • Работа с тетрадями.

3. Исследовательская (проектная работа), творческие проекты – как развивающий ресурс.

Отказ от передачи знаний в виде готовых выводов не позволяет им быть  «оторванными», обособленными в сознании учащегося от исследовательской деятельности, творческой по своему характеру и связанной с возникновением, постановкой и решением научных проблем. В условиях воспитательной колонии исследовательская работа принимает вид учебно-исследовательской и позволяет выделить наиболее значимые этапы:

1) ознакомление учащихся с предметной областью, содержанием предметного исследования;

2) столкновение с проблемой, формулирование целей и задач исследования;

3) сбор достоверных данных об изучаемом объекте, явлении, процессе или производстве;

4) теоретическое исследование: выделение изучаемых фактов, выдвижение гипотезы, моделирование эксперимента и т.д.;

5) построение объяснения;

6) анализ хода исследования;

7) формулирование выводов и оформление отчёта о проделанной работе.

Выпускники 9-11 классов воспитательной колонии ежегодно выбирают реферат одной из форм сдачи экзамена на итоговой аттестации.

Исследовательская работа позволяет приобрести опыт соответствующей деятельности, что способствует развитию воображения, умению нестандартно мыслить на основе имеющихся знаний и способов деятельности.

Результаты  применения алгоритма учебной работы с учащимися, имеющими слабую базовую подготовку по химии (на основе сравнения учебных и надпредметных показателей входной и итоговой диагностики в экспериментальных классах).

Таб. 1. Приращение предметных ЗУН

(по результатам обучения за год).

Класс

Средний балл оценки ЗУН по химии

Динамика

приращения обученности

по результатам входной диагностики

по результатам итогового контроля

9

3

3,6

+0,6

10

3,3

3,5

+0,2

11

3,25

3,43

+0,18

Таб. 2. Приращение общеучебных, надпредметных умений и навыков

(по результатам учебного года)

Общеучебные умения и навыки

Процент учащихся, удовлетворительно владеющих данным видом деятельности

Динамика приращения

на входе

на выходе

Работа с учебником

26%

47%

+21%

Работа в тетради

26%

62%

+36%

Оперирование химическими терминами

22%

35%

+13%

Умение задавать вопросы, строить достаточный ответ на вопрос учителя

26%

44%

+18%

Составление плана (простого и развернутого)

17%

38%

+21%

Выполнять работу по учебному алгоритму

60%

64%

+4%

Библиографический список:

1) Зуева М.В., Иванова Б.В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии. [Текст]  – М.: Просвещение, 1989. – 160с.ил. - (Библиотека учителя химии).

2) Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем: 8-9 классы: [Текст] Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 256с. – (Библиотека учителя).

5) Богданова Н.А. Из опыта преподавания химии по программе базового курса [Текст]://Химия в школе, журнал,1998, №3. С34.

3) Минин М.Г., Михайлова Н.С. Экспертная система заданий для 8-9 классов [Текст]: //Химия в школе, журнал,1998, №3. с 55.

4) Ульбашева Р.Д., Хочуев И.Ю. Педагогическая эффективность индивидуального задания [Текст]: //Химия в школе, журнал,1998, №6. с 54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение воспитанников с низким уровнем базовой подготовки по предмету (на примере учащихся школы воспитательной колонии).

Презентация, сопровождающая работу"Обучение воспитанников с низким уровнем базовой подготовки по предмету (на примере учащихся школы воспитательной колонии)"....

Особенности подготовки учащихся 9 классов с низким уровнем обученности к успешной сдаче ОГЭ по математике

ГИА по математике «…проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы...

Стратегические направления организации и проведения уроков обобщающего повторения с учетом проведенной диагностики пробелов учащихся в решении задач базового и повышенного уровня сложности. Подготовка к ЕГЭ

В статье анализируются основные направления подготовки и проведения уроков обобщающего повторения с учетом диагностики пробелов учащихся...

Положение о порядке подготовки и защиты творческого проекта учащимися школы.

Творческий проект (далее проект) – это самостоятельная творческая итоговая работа учащегося.В ходе работы над творческим проектом учащемуся необходимо самостоятельно решить поставленные перед ним зада...

Индивидуальный образовательный маршрут для обучающихся с низким уровнем обученности

Индивидуальный образовательный маршрут – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образов...

Индивидуальный образовательный маршрут для обучающихся с низким уровнем обученности по подготовке к ЕГЭ

Индивидуальный образовательный маршрут для обучающихся с низким уровнем обученности...