Главные вкладки
Клёпова Татьяна Александровна
Учитель химии
Профессия: учитель
Профессиональные интересы: Преподавание химии
Увлечения: Туризм, путешествия
Регион: Кировская область
Населенный пункт: г.Котельнич
Место работы: КОГО КУ "Вечерняя школа г. Котельнича"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/klyopova-tatyana-aleksandrovna
О себе
Педагогический стаж 30 лет.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Русские народные сказки.
Динка.
Молодая гвардия.
Скарлетт.
Поющие в терновнике.
Мой взгляд на мир
Мои достижения
Победитель регионального конкурса"Лучший учитель воспитательных колоний".
Финалист XVIII Всероссийского конкурса в Брянске "Лучший учитель воспитательных колоний".
Грамота департамента образования.
Грамота Министерства образования.
Моё портфолио
Обучение учащихся с низким уровнем базовой подготовки по предмету (на примере учащихся школы колонии).
Школьное обучение и воспитание – сложный многоплановый процесс формирования личности учащихся, адаптация в обществе, подготовка к самостоятельной жизни. Учащихся необходимо научить не только основам наук, но и способствовать развитию мышления, познавательной активности.
Компонентом учебных знаний являются с одной стороны системы научных теорий, законов, понятий и фактов, а с другой – знание способов деятельности. Процесс овладения химическими учебными знаниями зависит от уровня общеучебной познавательной деятельности, сформированной к этому времени у учащихся (8 класс): умение применять знания самостоятельно, а также умение самостоятельно добывать знания.
Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области (М. Горький). Трудно не согласиться с высказыванием известного писателя. Но всегда ли понятна химия и интересна при обучении? Большая часть учеников ответит, что нет. Иногда это проблема одного, двух человек в классе, иногда практически всего класса. Изучение предмета химии может быть увлекательным и захватывающим, а может быть неинтересным и скучным. Многие факторы влияют на показатели успеваемости и мотивации при изучении этого предмета. Сокращение часов при изучении химии в 8-х, 9-х классах с трех до двух и в старших классах до 1 часа в неделю ведет к понижению интереса учащихся к предмету, недостаточному пониманию и усвоению многих тем, недоразвитию навыков и умений.
Работая в школе колонии (сначала воспитательной колонии с 2011года женской) проблемы в образовательном процессе проявляются особенно остро. В процессе обучения и воспитания у учащихся формируются взгляды и убеждения, которые определяют многие их поступки. В процессе изучения химии должно быть сформировано представление о научности приобретаемых знаний, многообразии окружающего мира, развитии и познаваемости его, взаимосвязи природных явлений. Характер познавательной деятельности учащихся определяется целями и задачами обучения, содержанием учебного материала, формами организации работы с ним.
В условиях работы в школе колонии возникает проблема обучения учащихся с низким уровнем базовой подготовки. С целью решения данной проблемы необходимо педагогическое сопровождение обучения химии учащихся со слабой базовой подготовкой.
1.Алгоритм работы класса на уроке химии.
Процесс обучения включает четыре уровня усвоения знаний:
•восприятие учебного материала, запоминание и воспроизведение (репродуктивный уровень),
•проговаривание изучаемого материала (вербальный уровень),
•применение знаний в аналогичной ситуации (конструктивный уровень),
•применение знаний в изменённой ситуации (творческий уровень).
При изучении химии создаётся абстрактно-логическая последовательность понятий, теорий, законов и т.д. На протяжении всего курса химии каждая тема логично связана с предыдущими. Разрыв в любой цепи знаний ведёт к нежеланию выполнять предложенные задания. Поэтому очень важно первоначально установить уровень подготовленности учащихся по данному курсу или теме. В результате проведения входящего контроля знаний определяется уровень подготовки учащихся.
Конструирование образовательных модулей включает в себя как раздельное тематическое планирование учебного материала для разных групп учащихся, так и выбор средств, форм и содержания мониторинга учебных результатов. Важно, чтобы на любом уровне выполнялись основные требования образовательных стандартов.
Требования к уровню подготовки учащихся могут быть выражены в системе контролирующих мероприятий (самостоятельные, проверочные, практические, контрольные, тестовые работы, зачеты, семинары, собеседования и т.п.). Их результаты должны объективно и полно показать результаты обучения. Важный элемент применения методики работы с учащимися, имеющими слабый уровень предметной базовой подготовки – дифференцированный подход к контролю знаний. Использование разноуровневых заданий важно и потому, что каждый обучающийся, отвечая на вопросы или выполняя задание выбранного уровня, может оценить свою работу, понять, насколько глубоки его знания, умеет ли он делать выводы, систематизировать и обобщать знания, применять их на практике. При этом важно помнить, что дифференцируется не сложность задания, а уровень предлагаемой ученику помощи.
2.Методическое сопровождение работы с учащимися, имеющими слабую базовую подготовку.
· Алгоритмический способ решения учебных проблем.
Химические символы, химические формулы, химические уравнения, правила оперирования химическим языком и многие другие вопросы школьной программы по химии невозможно усвоить вне организованной репродуктивной деятельности, в том числе по заранее разработанным алгоритмам. В зависимости от уровня подготовки школьников алгоритмы могут предоставляться ученикам в готовом виде (низший уровень проблемности обучения), составляться на уроке в ходе совместной деятельности учителя и учеников (средний уровень), самостоятельно разрабатываться учениками на уроке (высший уровень проблемности)
Алгоритмы:
• Изложения теории;
• Изложения закона;
• Описания элемента;
• Описания вещества;
• Описания группы элементов;
• Производственных процессов;
• Решения задач по химическому уравнению и т.д.
Немаловажное значение в ликвидации пробелов в знаниях имеет наглядный материал. Помимо использования на уроке традиционных справочных материалов: периодическая таблица, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжения металлов, электроотрицательность химических элементов, большую роль в образовательном процессе играет оформление кабинета.
Немаловажна общеучебная и метапредметная подготовка.
У обучающихся в школах исправительных учреждений при УФСИН России зачастую возникают проблемы, которые успешно решаются ещё в начальной школе. Это:
• Работа с терминами.
• Оперирование химическим языком.
• Работа с учебником.
• Работа с тетрадями.
• Использование информационных технологий.
3. Проектная работа – как развивающий ресурс.
Проектная работа нацелена на установку к овладению проектной деятельностью. Общая идея – дать в соответствии с возрастными особенностями, уровнем развития обучающихся наиболее полное представление о проекте как инструменте познания и преобразования окружающей действительности. Одновременно для учащихся готовится система обоснований изучения отдельных направлений в рамках выбранного набора модулей.
Прогнозируемые результаты обучения:
Учащиеся получат представление о видах и типах проектов, научатся самостоятельно работать с различными источниками, сравнивать и различать различные виды проектов; соотносить результаты проекта с поставленными целями.
Отказ от передачи знаний в виде готовых выводов не позволяет быть «оторванными», обособленными в сознании учащегося от творческой деятельности, связанной с возникновением, постановкой и решением учебных проблем. В условиях школы колонии исследовательская работа принимает вид учебно-исследовательской и позволяет выделить наиболее значимые этапы:
1) ознакомление учащихся с предметной областью, содержанием предметного исследования;
2) столкновение с проблемой, формулирование целей и задач исследования;
3) сбор достоверных данных об изучаемом объекте, явлении, процессе или производстве;
4) теоретическое исследование: выделение изучаемых фактов, выдвижение гипотезы, моделирование эксперимента и т.д.;
5) построение объяснения;
6) анализ хода исследования;
7) формулирование выводов и оформление отчёта о проделанной работе.
Проектная работа позволяет приобрести опыт соответствующей деятельности, что способствует развитию воображения, умению нестандартно мыслить на основе имеющихся знаний и способов деятельности, формирует определённые социальные навыки адекватного общения в окружающем социуме.
4. Использование в работе информационных технологий.
нацелено на освоение пользовательских навыков в применении ИКТ для создания, редактирования и сохранения электронных документов и освоение навыков использования готовых электронных ресурсов. Эти навыки и способы деятельности являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования информационной и коммуникативной компетентностей, социализации учащихся в современном обществе.
Библиографический список:
1) Зуева М.В., Иванова Б.В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии. [Текст] – М.: Просвещение, 1989. – 160с.ил. - (Библиотека учителя химии).
2) Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем: 8-9 классы: [Текст] Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 256с. – (Библиотека учителя).
3) Богданова Н.А. Из опыта преподавания химии по программе базового курса [Текст]://Химия в школе, журнал,1998, №3. С34.
4) Минин М.Г., Михайлова Н.С. Экспертная система заданий для 8-9 классов [Текст]: //Химия в школе, журнал,1998, №3. с 55.
5) Ульбашева Р.Д., Хочуев И.Ю. Педагогическая эффективность индивидуального задания [Текст]: //Химия в школе, журнал,1998, №6. с 54.
6) Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – 2-е изд.,доп. И перераб. – М.:Просвещение,1987. – 208с. – (Б-ка зам. дир. шк. по учеб.- воспит. работе).
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты