Рабочая программа по химии 11 класс( базовый уровень) ( УМК Кузнецовой Н.Е.)
рабочая программа (химия) по теме

Володина Татьяна Валериевна

Рабочая программа составлена на основании «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Авторы Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара; из расчета 2 ч. в неделю; всего – 68 ч.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное общеобразовательное  бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пгт Оричи  

 

 Утверждаю:

директор

КОГОКУ СОШ  пгт Оричи

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           ______ Ожегина Л.Л.

Приказ № ______

от  «___» __________ 2014 г.

Рабочая программа по химии

11класс

(базовый уровень)

на 2014-2015 учебный год

 Автор-составитель:

Володина Т.В., учитель химии

высшей квалификационной категории

пгт Оричи

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 к рабочей программе курса химии 11 класса

      Рабочая программа составлена на основании «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Авторы Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара; из расчета 2 ч. в неделю; всего – 68 ч.  

Программой предусмотрено проведение:

       контрольных работ  - 3 часа,

       практических работ – 4часа.

Учебник и программа для 11 класса продолжают реализацию концепции учебников для 8-9 классов вышеназванного авторского коллектива и являются второй частью комплекта программ и учебников для старшей школы (10-11 классы). При написании программ и учебников «Химия-10» и «Химия-11» полностью учтены требования к содержанию предметного в обучения, представленные документах Министерства образования Российской Федерации: "Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (химия - базовый уровень)" и требований к уровню подготовки выпускников.    Учтены и мировые тенденции развития и стратегия модернизации общего образования.

 Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
  • овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
  • воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
  • применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

В построении программы профильного обучения химии ведущими ценностными  и методологическими  ориентирами  выступали:

-гуманистическая парадигма непрерывного образования;

-наука химия, ее концептуальные системы знаний, логика и история их развития;

- современные концепции химического, естественнонаучного и экологического образования в общеобразовательной и профильной школе;

- системный, интегративно-дифференцированный,  личностно-деятельностный и комплексный психолого-методический подходы;

- принципы ЛО развивающего обучения;

-психолого-педагогические и методические основы организации современного учебно-воспитательного процесса, ориентированного на его внутреннюю дифференциацию, на собственную деятельность и развитие учащихся.  

  Химическое образование и знания учебного предмета химии рассматриваются в программах и учебнике как элемент общей культуры человека и основа личностного развития учащегося в процессе обучения. В числе основных задач изучения нижеприведенной программы обоснованы следующие:

1.Системное и сознательное усвоение основного содержания курсов    химии, способов самостоятельного добывания, переработки, функционального и творческого применения знаний, необходимых для научной картины мира;

2.Раскрытие роли химии в познании природы и ее законов,  в

материальном обеспечении развития цивилизации и повышения уровня жизни общества, в понимании необходимости школьного химического образования  как элемента общей культуры и основы жизнеобеспечения человека в условиях ухудшения состояния окружающей среды.

3.Раскрытие универсальности и логики естественнонаучных законов и теорий, процесса познания природы и его возвышающего смысла, тесной связи теории и практики, науки и производства.

4.Развитие интереса и внутренней мотивации учащихся к изучению химии, к химическому познанию окружающего  нас мира веществ.

5.Овладение методологией химического познания и исследования веществ, умениями правильно характеризовать и использовать  вещества, материалы и химические реакции, объяснять, прогнозировать и моделировать химические явления, решать  конкретные проблемы.

6.Выработка умений и навыков решать различных типов химические задачи, выполнять лабораторные опыты и проводить простые исследования, интерпретировать химические формулы и уравнения и оперировать ими.

7.Внесение значимого вклада и формирование целостной картины природы, научного мировоззрения, системного химического мышления, воспитание на их основе гуманистических ценностных  ориентиров и выбора жизненных позиций.

8.Обеспечение вклада учебного предмета химии в экологическое образование и воспитание химической, экологической и общей культуры учащихся.

9.Использование возможностей учебного предмета как средства социализации и индивидуального развития личности.

10.Развитие стремления учащихся  к продолжению естественнонаучного образования и адаптации к меняющимся условиям жизни в окружающем мире.

           Важнейшие принципы изучения химии на  базовом  уровне:

*преемственность раскрытия знаний  и умений по химии на основном и профильном уровнях;

*повышение системности, структурной организации и функциональности  теоретических знаний, превращение их в средство добывания новых знаний;

*развитие основных систем знаний (о веществе, о химической реакции, о технологиях и прикладной химии и др.) по спирали;

*обеспечение внутри- и межпредметной интеграции знаний;

*усиление методологической, мировоззренческой, экологической и практической направленности содержания курса химии;

*организация уровневой дифференциации содержания текстов и заданий учебников для самостоятельной работы, повышение уровня обучения с учетом типологических, индивидуальных  и возрастных особенностей учащихся;

*наращивании развивающего  и воспитательного  потенциала.

.

Программа данного курса предполагает более глубокое изучение закономерностей протекания  обменных и окислительно-восстановительных  реакций в водных растворах, а также демонстрации научного и практического значения приобретенных знаний. В раскрытии теоретических проблем акцент делается на структурировании учебного материала и выделении главного. С позиций единства фактов и объясняющих их теорий, а также с помощью сравнительного обобщения дается обзор и систематика химических элементов и их соединений. Раскрываются особенности строения и свойств металлов и неметаллов. Важным условием процесса является межпредметная интеграция, обобщение и систематизация  знаний о веществе и химических реакциях.

Программа курса для 11 класса   представлена введением, шестью  крупными разделами:

  1. Теоретические основы общей химии.
  2. Химическая статика.
  3. Химическая динамика.
  4. Обзор химических элементов и их соединений на основе периодической системы.
  5. Взаимосвязь органических и неорганических соединений.
  6. Технология получения неорганических и органических веществ.

Основы химической  экологии, а также развернутым заключением.

Изучение первых трех разделов предполагает последовательную систематизацию, обобщение и углубление знаний об основных теориях химии, законах и понятиях, химической статике, химической динамике и химической технологии. Далее следует обзор химических элементов и их соединений по подгруппам периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Ведущая роль в раскрытии содержания этих разделов принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе элементов как наиболее общим научным основам химии. Здесь же показывается их значение в познании мира веществ и их превращений, в развитии науки, производства и прогресса общества. После основ неорганической химии даются разделы, раскрывающие взаимосвязь органических и неорганических веществ и химических реакций.

В курсе 11 класса усилена методология химии, что выражено в раскрытии функций теоретических знаний, уровней химического познания и теоретических и экспериментальных методов исследования веществ и их свойств. Особое внимание уделено химическому эксперименту, раскрытию роли экспериментального анализа и синтеза, моделированию химических объектов.

        Обобщение и углубление теоретических знаний  в области химической статики и динамики позволяет усилить реализацию триединого подхода к изучению веществ и комплексному использованию структурного, энергетического и кинетического подходов к изучению реакций, а также системному оформлению знаний о веществах и реакциях.

        Прикладной аспект химии, её роль в жизни человека наиболее полно отражено в последнем разделе курса. Здесь дано обобщение технологических основ современного производства на примере отдельных производств и отраслей промышленности, показана роль химии в решении глобальных проблем человечества. Практическая направленность содержания этой темы, раскрывающей связь химии с жизнью, показана на примере синтеза новых веществ и материалов, необходимых производству, современному обществу и человеку. Огромная роль химии в жизни человека раскрыта на примерах химических процессов, протекающих в живых организмах, связи химии со здоровьем человека, создания лекарственных препаратов, средств бытовой химии и др.  Вместе с тем в курсе отражены проблемы социально-экологического характера, вызванные загрязнением окружающей среды химическими производствами и бытовыми отходами, а также меры, позволяющие снизить эти негативные воздействия.

        В заключении отражены вопросы непрерывности образования и информации как общечеловеческих ценностей и раскрыты источники получения химической информации, в том числе и из сети Интернет.

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

         

Программа предназначена для организации обучения химии по учебнику «Химия 11 класс» часть 1 и 2 ( под ред Н.Е. Кузнецовой , М: ИЦ «Вентана –Граф», 2007 г)

Содержание, которое не включается в требования к уровню подготовки выпускников полной( средней) школы, установленные государственным стандартом, выделено в тексте программы курсивом.


Тематический план

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Содержание темы

Требования к уровню подготовки учащихся по каждой теме

Раздел 1. Теоретические основы общей  химии (8 часов)

1

 Важнейшие  понятия химии  и  их взаимосвязи.      

 2

Основные понятия. Атом. Вещество. Простые и сложные  вещества. Элемент. Изотопы. Массовое число. Закон Авогадро. Моль. Молярный объем. Химическая реакция. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атомов. Валентные электроны. Основное и возбужденное  состояние атомов.s-p-d-f элементы. Законы: Закон сохранения массы, закон постоянства состава, закон Авогадро. Периодический закон.

Основные теории. Теория строения атома - научная основа изучения химии. Принципы заполнения электронами атомных орбиталей.  

понимать

 - роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни общества, 

Знать  

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атома и молекулы, ион, радикал, моль, молярная масса, молярный объем, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s,p,d, f-орбитали,

 - основные законы химии:

закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро.

 - Основные теории химии: теория строения атома

Уметь 

- характеризовать  spdf-элементы по их положению в периодической системе Д,И, Менделеева,

- объяснять:

зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической таблице ДИМ;

 - Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

 - Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ.

2

Теория строения атома.  Периодический закон и Периодическая система     

6

     Основные понятия. Атом.   Элемент. Изотопы. Массовое число.         Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атомов. Валентные электроны. Основное и возбужденное  состояние атомов.s-p-d-f элементы. Законы: 

Основные теории. Теория строения атома - научная основа изучения химии. Принципы заполнения электронами атомных орбиталей.  

 понимать

 - роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни общества, 

Знать  

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атома и молекулы, ион, радикал, моль, молярная масса, молярный объем, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s,p,d, f-орбитали,

 - основные законы химии:

закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро.

 - Основные теории химии: теория строения атома

Уметь 

- характеризовать  spdf-элементы по их положению в периодической системе Д,И,Менделеева,

 - Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

 - Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ.

 

Раздел 2 .    Вещества и их состав (31 час) 

3

 Строение  и многообразие веществ

 7

 Химическая связь и ее виды. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Валентность. Степень окисления.  . Пространственное строение молекул. Полярность молекул. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.   Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Аморфное и кристаллическое строение вещества. Кристаллические решетки и ее типы. Комплексные соединения: строение, номенклатура, свойства, практическое  значение. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология,  аллотропия, изотопия

 

 Знать и понимать

- важнейшие химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, атомные s,p,d, f-орбитали,

 пространственное строение молекул, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения,   углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия

- Основные химические теории: теорию химической связи, теорию строения органических соединений

Уметь 

- определять  тип химической связи, валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, изомеры и гомологи.

- Объяснять   природу и способы образования химической связи.

- Характеризовать   строение и свойства органических соединений.

- Выполнять химический эксперимент

- Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

 4

   Смеси и растворы веществ

9

 . Чистые вещества и смеси. Дисперсность и коллоидные системы.  Истинные растворы. Растворитель и растворенное вещество.   Растворение как физико-химический процесс.   Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная   концентрации.  Растворы электролитов. Дисперсность. Дисперсные системы. Коллоидные растворы

 

  Знать и понимать 

-  важнейшие химические понятия: дисперсные системы, истинные растворы,  

- Основные химические теории: теорию химической связи.

Уметь 

- проводить расчеты по химическим формулам

 

-Выполнять химический эксперимент  по получению конкретных веществ 

- Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

 5

 Химические реакции 

15

   Химические реакции в системе природных взаимодействий. Реагенты и продукты реакций. Классификация органических и неорганических реакций.  Тепловые эффекты реакции. Термохимические уравнения. Скорость химической реакции. Энергия активации.  Факторы, влияющие на скорость реакции. Катализ и катализаторы .Ингибиторы. Промоторы. Каталитические яды. Ферментативные катализаторы. . Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Равновесные концентрации.   Факторы, смещающие равновесие. Принцип Ле- Шателье. Закон действующих масс.  

 Теория электролитической диссоциации.   Электролиты. Анионы и катионы. Сильные и слабые электролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации.   Реакции ионного обмена. Ионное произведение воды. Водородный показатель раствора. Индикаторы. Гидролиз органических и неорганических соединений.

ОВР. Метод электронного   баланса. Электролиз. Химические источники тока, гальванические элементы и аккумуляторы.

Простые и сложные реакции

 Знать и понимать

 -важнейшие химические понятия  тепловой эффект реакции,      основные типы реакций в органической и неорганической химии, скорость химических реакций, механизм реакции, катализ,   химическое равновесие, константа равновесия; электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз

- основные законы: закон Гесса,  Закон действующих масс в кинетике и термодинамике;

- основные теории химии:   химическую кинетику и химическую термодинамику, электролитической диссоциации,

 Уметь 

- определять  типы реакций в неорганической и органической химии, направление  смещения равновесия под влиянием различных факторов, характер среды в водных растворах, окислитель, восстановитель,

-Выполнять химический эксперимент по получению конкретных веществ 

- Объяснять  зависимость скорости химической реакции от различных факторов

- Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Раздел 3.   Металлы, неметаллы и их соединения (29 часа)

 6

Металлы и их соединения. Характерные особенности металлов

8

 Положение металлов в периодической системе.  Металлы – химические элементы и простые вещества. Физические и химические свойства металлов.

 Общая характеристика металлов 1А группы. Щелочные металлы и их соединения( пероксиды и надпероксиды): строение, основные свойства, области применения и получение.  

Общая характеристика 2А гр. Щелочно-земельные металлы и их важнейшие соединения,  жесткость воды и способы ее устранения.

Краткая характеристика 3А гр. Алюминий и его соединения. Амфотерность оксида и гидроксида. Алюминотермия. Получение и применение алюминия.

 Металлы побочных подгрупп.

 Железо как представитель d-элементов. Аллотропия железа. Основные соединения железа (+2 +3). Качественные реакции на катионы железа.

 Получение и применение металлов. Коррозия металлов  и способы защзиты от неё.

Сплавы. Прпоизводство чугуна и стали.

Знать и понимать 

классификацию и номенклатуру неорганических соединений;

вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, щелочи

Уметь

 называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

характеризовать spdf-элементы по их положению в периодической системе Д,И,Менделеева, общие химические свойства металлов, основных классов неорганических соединений,

объяснять:  зависимость свойств химических элементов и образованных им веществ от положения в периодической системе ДИМ, зависимость свойств  неорганических веществ от  их состава и строения

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений.  

осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

 7

Характерные особенности неметаллов     

 9

 Положение неметаллов в периодической системе.  Неметаллы – химические элементы и простые вещества. Физические и химические свойства неметаллов.

 

Галогены. Общая характеристика галогенов- хиических элементов, простых веществ и их соединений. Химические свойства и способы получения галогенов. Галогеноводороды. Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора.

 Благородные газы

  

 Знать и понимать 

классификацию и номенклатуру неорганических соединений;

вещества и материалы , широко используемые в практике:   графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные кислоты, аммиак

Уметь

 называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

характеризовать spdf-элементы по их положению в периодической системе Д,И,Менделеева, общие химические свойства неметаллов, основных классов неорганических соединений,

объяснять:  зависимость свойств химических элементов и образованных им веществ от положения в периодической системе ДИМ, зависимость свойств  неорганических веществ от  их состава и строения

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений.  

осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

8

 Обобщение знаний о металлах и неметаллах

2

Сравнительная характеристика металлов и неметаллов и их соединений. Оксиды, гидроксиды и соли: основные свойства и способы получения. Сравнительная характеристика свойств оксидов и гидроксидов неметаллов и металлов.  

Знать и понимать 

классификацию и номенклатуру неорганических соединений;

вещества и материалы, широко используемые в практике:   основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные кислоты, щелочи, аммиак.

Уметь

 называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

характеризовать spdf-элементы по их положению в периодической системе Д,И,Менделеева, общие химические свойства неметаллов, основных классов неорганических соединений,

объяснять:  зависимость свойств химических элементов и образованных им веществ от положения в периодической системе ДИМ, зависимость свойств  неорганических веществ от  их состава и строения

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений.  

осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

 - определения возможности протекания химических  превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным  оборудованием в лаборатории, быту и на производстве;

 - распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных  источников

9

 Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ

3

Неорганические вещества, органические вещества, их классификация и взаимосвязь.     Обобщение знаний о неорганических и органических реакциях.   

 Развитие биологической химии – актуальная потребность нашего времени

Знать и понимать

 важнейшие химические понятия: Основные типы реакций в неорганической и органической химии. Неорганические вещества, органические вещества, их классификация и взаимосвязь.    

Уметь 

называть   изученные вещества по разным номенклатурам

объяснять:  зависимость свойств химических элементов и образованных им веществ от положения в периодической системе ДИМ, зависимость свойств  неорганических веществ от  их состава и строения,

  реакционную способность органических соединений от строения их молекул, характер взаимного влияния. 

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений.  

осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, понимать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством

10

 Производство и применение веществ и материалов.

6

Химическая технология. Принципы организации современного производства. Химическое сырье. Металлические руды. Общие способы получения металлов. Металлургия, металлургические процессы. Химическая технология синтеза аммиака.  Вещества и материалы вокруг нас. Биологически активные вещества (ферменты, витамины, гормоны). Химия и здоровье. Анальгетики, Антигистаминные препараты. Антибиотики. Анестезирующие препараты.

Средства бытовой химии. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Химия на дачном участке. Минеральные удобрения. Пестициды. Правила их использования. Химия средств гигиены и косметики. 

Экологические проблемы химии.

Источники и виды  химических  загрязнений окружающей среды. Химические производства и их токсичные, горючие и взрывоопасные отходы, выбросы.   Химико-экологические проблемы охраны атмосферы, стратосферы, гидросферы, литосферы. Парниковый эффект. Смог. Кислотные дожди. Разрушение озонового слоя. Сточные воды. Захоронение отходов.  Экологический мониторинг. Экологические проблемы и здоровье человека.  Химические процессы в живых организмах

Знать и понимать 

роль химии в естествознании, ее связь с другими науками, значение в жизни современного общества

Уметь объяснять принципы химического производства,

  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; экологически грамотного поведения в ОС                                                    

 - определения возможности протекания химических  превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным  оборудованием в лаборатории, быту и на производстве;

 - распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных  источников

11

  Методы научного познания  в химии  

 1

Описание. Наблюдение.  Химический эксперимент. Химический анализ и синтез веществ. Естественнонаучная картина мира. Химическая картина природы.

  понимать

 - роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни общества, 

                                               

Календарно-тематический план

№ урока

Название раздела, темы, урока

 Содержание изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО

Кол-во

часов

Тип урока

Форма урока

ИКТ

Дата

По плану

Факт

Раздел 1. Теоретические основы общей  химии                    8

Тема 1.      Важнейшие  понятия  и законы химии                           2

1

  Важнейшие  понятия химии  и  их взаимосвязи.          

Атом. Вещество. Простые и сложные  вещества. Элемент. Изотопы. Массовое число. Закон Авогадро. Моль. Молярный объем. Химическая реакция.

1

Комбинированный

03.09.14

2

 Основные законы  химии и  расчеты на их основе

 Закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро.

   Моль. Молярный объем. Химическая реакция.

1

Комбинированный

04.09.14

Тема 2.      Теория строения атома.                                                    6

 Периодический закон и Периодическая система     

3

 Современные представления о строении атома

Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон.     Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. s-и p- элементы. Электронная конфигурация атомов.

1

Комбинированный

10.09.14

4

 Современные представления о строении атома

Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон.     Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. s-и p- элементы. Электронная конфигурация атомов.

1

Комбинированный

11.09.14

5

Периодический закон и периодическая система ДИМ в свете эл/теории

Современная формулировка периодического закона и современное состояние периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева,   зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической таблице ДИМ;  характеристика sp-элементы по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева.

1

Комбинированный

17.09.14

6

Периодический закон и периодическая система ДИМ в свете эл/теории

Современная формулировка периодического закона и современное состояние периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева,   зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической таблице ДИМ;  характеристика sp-элементы по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева.

1

Комбинированный

18.09.14

7

Решение задач

1

Комбинированный

24.09.14

8

Обобщение знаний по теме.

1

Обобщение и систематизация знаний и умений

25.09.14

Раздел 2.      Вещества и их состав                                        31

Тема 3.               Строение и многообразие веществ                        7

 9

Химическая связь  и её виды. Ковалентная связь

Химическая связь,  . Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования, электроотрицательность. Характеристики ковалентной связи.  

1

Комбинированный

Компьютерная

презентация

01.10.14

 10

 Ионная, металлическая и водородная связи.

  Полярность молекул. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химических связей

1

Комбинированный

Компьютерная

презентация

02.10.14

11

 Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ.

Тип кристаллической решетки,

1

Комбинированный

Электронный учебник

08.10.14

                

12

Аморфное и кристаллическое состояние веществ.

Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ.

Тип кристаллической решетки.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

09.10.14

13

Многообразие окружающих веществ. Причины многообразия веществ

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.

структурная и пространственная изомерия

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

                15.10.14

14

Многообразие окружающих веществ. Причины многообразия веществ

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.

структурная и пространственная изомерия

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

16.10.14

15

Комплексные соединения.

Комплексные соединения.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

21.10.14

Тема 4 Смеси и растворы веществ                                                      9

16

Чистые вещества и смеси

Система. Фаза. Система гомогенная и гетерогенная. Химическое соединение. Индивидуальное вещество. Чистые вещества и смеси. Дисперсность и коллоидные системы.  

1

Комбинированный

Электронный учебник

22.10.14

17

 Истинные растворы. Растворение  

Истинные растворы. Растворитель и растворенное вещество. Показатели растворимости вещества. Растворение как физико-химический процесс.   Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная   концентрации.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

  23.10.14

 18

Концентрация растворов Практическая работа №1 «Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией»

Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная   концентрации.

1

Комбинированный

Практические задания, химический эксперимент

29.10.14

19

Практическая работа №2

Решение экспериментальных задач

Решение экспериментальных задач

1

Комбинированный

Практические задания, химический эксперимент

30.10.14

20

 Растворы электролитов

 Растворы электролитов

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

12.11.14

21

Дисперсные системы, коллоидные растворы.

Дисперсность и коллоидные системы.  

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

13.11.14

22

Решение задач на растворы

Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная   концентрации.

1

Комбинированный

19.11.14

23

Обобщение и систематизация знаний по темам 2,3

1

Обобщение и систематизация знаний и умений

20.11.14

 24

Контрольная работа №1

1

Контроль и коррекция знаний и умений

26.11.14

Тема 5. Химические реакции                                                            15

 25

  Классификация реакций в неорганической и органической  

Химические реакции в системе природных взаимодействий. Реагенты и продукты реакций. Реакционная способность веществ. Классификации органических и неорганических реакций: экзотермические и эндотермические; обратимые и необратимые;    

1

Комбинированный

27.11.14

 26

Тепловой эффект  химической реакции  

Тепловые эффекты реакции. Термохимические уравнения. Внутренняя энергия. Энтальпия. 

Первый закон термодинамики.

1

Комбинированный

03.12.14

 27

Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее.

Скорость химической реакции.  . Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость реакции.

1

Комбинированный

Компьютерная

Презентация

04.12.14

28

Катализ

Катализ и катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. Ингибиторы. Промоторы. Каталитические яды. Ферментативные катализаторы.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

10.12.14

 29

 Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.  

Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции.   Факторы, смещающие равновесие. Принцип Ле- Шателье. Закон действующих масс.  

1

Комбинированный

 11.12.14

 30

 Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.  

Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции.   Факторы, смещающие равновесие. Принцип Ле- Шателье. Закон действующих масс.  

1

Комбинированный

17.12.14

31

Реакции ионного обмена в водных растворах

Реакции ионного обмена в водных растворах

1

Комбинированный

18.12.14

32

Реакции ионного обмена в водных растворах

Реакции ионного обмена в водных растворах

1

Комбинированный

24.12.14

33

 Гидролиз

 Гидролиз

1

Комбинированный

Практические задания, химический эксперимент

25.12.14

 34

Окислительно-восстановительные  реакции  

Общие закономерности протекания ОВР в водных растворах. Ряд стандартных электродных потенциалов. Прогнозирование направлений ОВР.

1

Комбинированный

14.01.15

 35

Методы составления  уравнений ОВР

Методы электронного и электронно-ионного баланса

1

Комбинированный

15.01.15

 36

Электролиз  

Химические источники тока, гальванические элементы и аккумуляторы. Электролиз растворов и расплавов.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Компьютерная

презентация

21.01.15

37

Решение задач

1

22.01.15

 38

Обобщение и систематизация знаний по теме 4

1

Обобщение и систематизация знаний и умений

Урок-зачет

28.01.15

 39

Контрольная работа №2

1

Контроль и коррекция знаний и умений

29.01.15

Раздел 3.    Металлы, неметаллы и их соединения          29

Тема 6 .  Металлы                                                                                 8

 40

Металлы – химические элементы и простые вещества. Характерные особенности металлов

sp-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева,  общие химические свойства металлов и   зависимость свойств химических элементов и образованных им веществ от положения в периодической системе ДИМ

1

Комбинированный

Электронный учебник

04.02.15

 41

 Металлы главных подгрупп

Общая характеристика металлов 1А группы. Щелочные металлы и их соединения,

строение, основные свойства, области применения и получение.  Краткая характеристика 3А гр. Алюминий и его соединения. Амфотерность оксида и гидроксида.

1

Комбинированный

Компьютерная

Презентация

05.02.15

 42

 Металлы главных подгрупп

  Общая характеристика 2А гр. Щелочно-земельные металлы и их важнейшие соединения,  жесткость воды и способы ее устранения

1

Комбинированный

Компьютерная

презентация

11.02.15

43

Металлы главных подгрупп

. Краткая характеристика 3А гр. Алюминий и его соединения. Амфотерность оксида и гидроксида.

1

Комбинированный

12.02.15

 44

 Металлы побочных подгрупп

Железо как представитель d-элементов. Аллотропия железа. Основные соединения железа (+2 +3). Качественные реакции на катионы железа.

1

Комбинированный

18.02.15

45

Получение и применение металлов

Области применения и получения металлов.

1

Комбинированный

19.02.15

46

Коррозия металлов

Коррозия металлов, виды и способы защиты

1

Комбинированный

25.02.15

47

Практическая работа №3 « Решение экспериментальных задач»

1

Комбинированный

Практические задания, химический эксперимент

26.02.15

Тема 7.  Неметаллы                                                                                     9

48

Неметаллы – химические элементы и простые вещества. Характерные особенности неметаллов

p-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева,  общие химические свойства неметаллов и   зависимость свойств химических элементов и образованных им веществ от положения в периодической системе ДИМ

1

Комбинированный

04.03.15

49

Неметаллы – химические элементы и простые вещества. Характерные особенности неметаллов

p-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева,  общие химические свойства неметаллов и   зависимость свойств химических элементов и образованных им веществ от положения в периодической системе ДИМ

1

Комбинированный

05.03.15

50

Галогены и благородные газы

Общая характеристика галогенов- хиических элементов, простых веществ и их соединений. Химические свойства и способы получения галогенов. Галогеноводороды. Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора.

1

Комбинированный

11.03.15

51

Элементы 6А группы.    

Кислород: строение атома, физические и химические свойства, получение и применение. Озон: строение молекулы, свойства, применение. Оксиды и пероксиды. Сера: строение атома, аллотропные модификации, свойства. Сероводород. Сульфиды Оксиды серы. Серная  и сернистая кислота и их соли. Их основные свойства и области применения.

1

12.03.15

52

Элементы 5А группы

Общая характеристика 5 группы.  Азот. Строение молекул, свойства. Нитриды. Аммиак: строение молекулы, физические и химические свойства, области применения и получение. Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония. Оксиды азота. Азотистая и азотная кислота и их соли: физические и химические свойства, способы получения и применение.

1

Комбинированный

25.03.15

53

Общая характеристика фосфора и его соединений

Фосфор: аллотропия. Важнейшие водородные и кислородные соединения фосфора: фосфин, оксиды фосфора, фосфорные кислоты, ортофосфаты: свойства, способы получения  и области применения

1

Комбинированный

26.03.15

54

Общая характеристика элементов 4А группы. Углерод.  Соединения углерода

  Сравнительная характеристика р-элементов 4 группы и форм их соединений. Углерод. Физические и химические свойства  углерода. Метан. Карбиды кальция, алюминия и железа. Оксиды углерода (угарный и углекислый газы) : строение молекул и свойства. Угольная кислота и ее соли

1

Комбинированный

01.04.15

55

Кремний и его соединений

Кремний. Аллотропные модификации. Силан. Оксид кремния, кремниевые кислоты, силикаты.  Производство стекла.

1

Комбинированный

02.04.15

56

Решение задач

1

Комбинированный

08.04.15

Тема 8. Обобщение знаний о металлах и неметаллах                      2

 57

Обобщение знаний  металлах и неметаллах  

Сравнительная характеристика металлов и неметаллов и их соединений. Оксиды, гидроксиды и соли: основные свойства и способы получения. Сравнительная характеристика свойств оксидов и гидроксидов неметаллов и металлов.  

1

Обобщение и систематизация знаний и умений

Практические задания, химический эксперимент

09.04.15

 58

Контрольная работа №3 по теме «Обзор химических элементов»

1

Контроль и коррекция знаний и умений

15.04.15

Тема 9.  Классификация и взаимосвязь                                              3

органических и неорганических  веществ

 

 59

Общая характеристика органических и неорганических соединений  и их классификация.

Неорганические вещества, органические вещества, их классификация, наличие в природе.

1

Комбинированный

16.04.15

 60

 Генетическая взаимосвязь неорганических и органических  веществ

Взаимосвязь неорганических и органических  веществ

1

Комбинированный

Урок-зачет

22.04.15

 61

Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач на распознавание  органических и неорганических  веществ»

распознавание  органических и неорганических  веществ

1

Комбинированный

Практические задания, химический эксперимент

23.04.15

Тема 10.  Производство и применение веществ и материалов      6

62

Химическая технология. Химическая технология синтеза аммиака

Химическая технология. Принципы организации современного производства. Химическое сырье. Химическая технология синтеза аммиака

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

29.04.15

63

Металлургия.

Общие способы получения металлов.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

30.04.15

64

Вещества и материалы вокруг нас

Биологически активные вещества (ферменты, витамины, гормоны). Химия и здоровье. Анальгетики, Антигистаминные препараты. Антибиотики. Анестезирующие препараты. Наиболее общие правила применения лекарств.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

06.05.15

65

Вещества и материалы вокруг нас

Средства бытовой химии. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Химия на дачном участке.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

07.05.15

 66

 Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия

Источники и виды загрязнений ОС.   Химические производства и их токсичные, горючие и взрывоопасные отходы, выбросы.

Химико-экологические проблемы охраны атмосферы, стратосферы, гидросферы, литосферы. Парниковый эффект. Смог. Кислотные дожди. Разрушение озонового слоя. Сточные воды. Захоронение отходов.  

1

 Комбинированный

Электронный учебник

13.05.15

67

Обобщение знаний за курс 11 класса

1

Обобщение и систематизация знаний и умений

14.05.15

Тема 11.  Методы   познания                                                            1

68

Научные методы  познания веществ и  химических явлений

Научные методы исследования химических веществ и превращений; роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни общества. Роль химического эксперимента в познании природы. Моделирование химических явлений.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

20.05.15


Ресурсное обеспечение рабочей программы

    Литература основная и дополнительная

  1. Кузнецова Н.Е., Гара Н.Н., Титова И.М.  Химия: 10 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/   Под ред. проф. Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2008.- 384 с.: ил
  2. Кузнецова Н.Е.,Левкин А.Н. Задачник по химии: Учебное пособие для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень). – М.: Вентана-Граф, 2007. -144с.
  3. Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред.Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2007.-128с.

    4.  Корощенко А.С., Иванова Р.Г., Добротин Д.Ю. Химия: Дидактические материалы:

          10-11 кл. –М. : Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. -198 с.

    5.  Насонова А.Е. Химия в таблицах 8-11 класс: справочное пособие, М: Дрофа, 2007

    6.  Иванов В.Г. . Химия в  формулах 8-11 класс: справочные  материалы М: Дрофа,

         2007

     7.   Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. - М: Дрофа,

         2007. – 255с.

 

Медиаресурсы:

Интернет сайты 

Веб-квест по химии (сайт, созданный учащимися)

http://school-sector.relarn.ru/web_quests/Chemistry_Quest/

Открытый колледж Химия

http://www.college.ru/chemistry/

Школьная химия

http://www.schoolchemistry.by.ru/

Каталог образовательных ресурсов по химии

http://www.mec.tgl.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=149

Виртуальный учебник по химии

http://www.chemistry.ssu.samara.ru/

Электронный учебник по химии Органическая химия

http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm

Химические игры Алхимик

http://www.alhimik.ru/fun/games.html

Я иду на урок химии

http://him.1september.ru/urok/

Методическое объединение учителей химии СВО Москвы

http://www.bolotovdv.narod.ru/index.html

Занимательная химия

http://home.uic.tula.ru/~zanchem/index.htm

         http://www.alhimik.ru

         http://chemistry.r2.ru

http://khimia.h1.ru

http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html

http://chem4you.boom.ru/

htt p://hemi.wallst.ru/

http://sector.relarn.ru/nsm/chemistry/START.html

http://formula44.narod.ru.p://hemi.wallst.ru/

http://www.edu.ru/

http://www.school.edu.ru/default.as 

 http://www.zavuch.info/p


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 11класс ( профильный уровень) ( УМК Кузнецовой Н.Е.)

Рабочая программа составлена на основании «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответству...

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...