Рабочая программа по химии 11 класс( базовый уровень) ( УМК Кузнецовой Н.Е.)
рабочая программа (химия) по теме
Рабочая программа составлена на основании «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Авторы Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара; из расчета 2 ч. в неделю; всего – 68 ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по химии 11 класс( базовый уровень) ( УМК Кузнецовой Н.Е.) | 269 КБ |
Предварительный просмотр:
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа
пгт Оричи
Утверждаю:
директор
КОГОКУ СОШ пгт Оричи
______ Ожегина Л.Л.
Приказ № ______
от «___» __________ 2014 г.
Рабочая программа по химии
11класс
(базовый уровень)
на 2014-2015 учебный год
Автор-составитель:
Володина Т.В., учитель химии
высшей квалификационной категории
пгт Оричи
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе курса химии 11 класса
Рабочая программа составлена на основании «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Авторы Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара; из расчета 2 ч. в неделю; всего – 68 ч.
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ - 3 часа,
практических работ – 4часа.
Учебник и программа для 11 класса продолжают реализацию концепции учебников для 8-9 классов вышеназванного авторского коллектива и являются второй частью комплекта программ и учебников для старшей школы (10-11 классы). При написании программ и учебников «Химия-10» и «Химия-11» полностью учтены требования к содержанию предметного в обучения, представленные документах Министерства образования Российской Федерации: "Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (химия - базовый уровень)" и требований к уровню подготовки выпускников. Учтены и мировые тенденции развития и стратегия модернизации общего образования.
Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
- овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
- воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
- применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
В построении программы профильного обучения химии ведущими ценностными и методологическими ориентирами выступали:
-гуманистическая парадигма непрерывного образования;
-наука химия, ее концептуальные системы знаний, логика и история их развития;
- современные концепции химического, естественнонаучного и экологического образования в общеобразовательной и профильной школе;
- системный, интегративно-дифференцированный, личностно-деятельностный и комплексный психолого-методический подходы;
- принципы ЛО развивающего обучения;
-психолого-педагогические и методические основы организации современного учебно-воспитательного процесса, ориентированного на его внутреннюю дифференциацию, на собственную деятельность и развитие учащихся.
Химическое образование и знания учебного предмета химии рассматриваются в программах и учебнике как элемент общей культуры человека и основа личностного развития учащегося в процессе обучения. В числе основных задач изучения нижеприведенной программы обоснованы следующие:
1.Системное и сознательное усвоение основного содержания курсов химии, способов самостоятельного добывания, переработки, функционального и творческого применения знаний, необходимых для научной картины мира;
2.Раскрытие роли химии в познании природы и ее законов, в
материальном обеспечении развития цивилизации и повышения уровня жизни общества, в понимании необходимости школьного химического образования как элемента общей культуры и основы жизнеобеспечения человека в условиях ухудшения состояния окружающей среды.
3.Раскрытие универсальности и логики естественнонаучных законов и теорий, процесса познания природы и его возвышающего смысла, тесной связи теории и практики, науки и производства.
4.Развитие интереса и внутренней мотивации учащихся к изучению химии, к химическому познанию окружающего нас мира веществ.
5.Овладение методологией химического познания и исследования веществ, умениями правильно характеризовать и использовать вещества, материалы и химические реакции, объяснять, прогнозировать и моделировать химические явления, решать конкретные проблемы.
6.Выработка умений и навыков решать различных типов химические задачи, выполнять лабораторные опыты и проводить простые исследования, интерпретировать химические формулы и уравнения и оперировать ими.
7.Внесение значимого вклада и формирование целостной картины природы, научного мировоззрения, системного химического мышления, воспитание на их основе гуманистических ценностных ориентиров и выбора жизненных позиций.
8.Обеспечение вклада учебного предмета химии в экологическое образование и воспитание химической, экологической и общей культуры учащихся.
9.Использование возможностей учебного предмета как средства социализации и индивидуального развития личности.
10.Развитие стремления учащихся к продолжению естественнонаучного образования и адаптации к меняющимся условиям жизни в окружающем мире.
Важнейшие принципы изучения химии на базовом уровне:
*преемственность раскрытия знаний и умений по химии на основном и профильном уровнях;
*повышение системности, структурной организации и функциональности теоретических знаний, превращение их в средство добывания новых знаний;
*развитие основных систем знаний (о веществе, о химической реакции, о технологиях и прикладной химии и др.) по спирали;
*обеспечение внутри- и межпредметной интеграции знаний;
*усиление методологической, мировоззренческой, экологической и практической направленности содержания курса химии;
*организация уровневой дифференциации содержания текстов и заданий учебников для самостоятельной работы, повышение уровня обучения с учетом типологических, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;
*наращивании развивающего и воспитательного потенциала.
.
Программа данного курса предполагает более глубокое изучение закономерностей протекания обменных и окислительно-восстановительных реакций в водных растворах, а также демонстрации научного и практического значения приобретенных знаний. В раскрытии теоретических проблем акцент делается на структурировании учебного материала и выделении главного. С позиций единства фактов и объясняющих их теорий, а также с помощью сравнительного обобщения дается обзор и систематика химических элементов и их соединений. Раскрываются особенности строения и свойств металлов и неметаллов. Важным условием процесса является межпредметная интеграция, обобщение и систематизация знаний о веществе и химических реакциях.
Программа курса для 11 класса представлена введением, шестью крупными разделами:
- Теоретические основы общей химии.
- Химическая статика.
- Химическая динамика.
- Обзор химических элементов и их соединений на основе периодической системы.
- Взаимосвязь органических и неорганических соединений.
- Технология получения неорганических и органических веществ.
Основы химической экологии, а также развернутым заключением.
Изучение первых трех разделов предполагает последовательную систематизацию, обобщение и углубление знаний об основных теориях химии, законах и понятиях, химической статике, химической динамике и химической технологии. Далее следует обзор химических элементов и их соединений по подгруппам периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Ведущая роль в раскрытии содержания этих разделов принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе элементов как наиболее общим научным основам химии. Здесь же показывается их значение в познании мира веществ и их превращений, в развитии науки, производства и прогресса общества. После основ неорганической химии даются разделы, раскрывающие взаимосвязь органических и неорганических веществ и химических реакций.
В курсе 11 класса усилена методология химии, что выражено в раскрытии функций теоретических знаний, уровней химического познания и теоретических и экспериментальных методов исследования веществ и их свойств. Особое внимание уделено химическому эксперименту, раскрытию роли экспериментального анализа и синтеза, моделированию химических объектов.
Обобщение и углубление теоретических знаний в области химической статики и динамики позволяет усилить реализацию триединого подхода к изучению веществ и комплексному использованию структурного, энергетического и кинетического подходов к изучению реакций, а также системному оформлению знаний о веществах и реакциях.
Прикладной аспект химии, её роль в жизни человека наиболее полно отражено в последнем разделе курса. Здесь дано обобщение технологических основ современного производства на примере отдельных производств и отраслей промышленности, показана роль химии в решении глобальных проблем человечества. Практическая направленность содержания этой темы, раскрывающей связь химии с жизнью, показана на примере синтеза новых веществ и материалов, необходимых производству, современному обществу и человеку. Огромная роль химии в жизни человека раскрыта на примерах химических процессов, протекающих в живых организмах, связи химии со здоровьем человека, создания лекарственных препаратов, средств бытовой химии и др. Вместе с тем в курсе отражены проблемы социально-экологического характера, вызванные загрязнением окружающей среды химическими производствами и бытовыми отходами, а также меры, позволяющие снизить эти негативные воздействия.
В заключении отражены вопросы непрерывности образования и информации как общечеловеческих ценностей и раскрыты источники получения химической информации, в том числе и из сети Интернет.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Программа предназначена для организации обучения химии по учебнику «Химия 11 класс» часть 1 и 2 ( под ред Н.Е. Кузнецовой , М: ИЦ «Вентана –Граф», 2007 г)
Содержание, которое не включается в требования к уровню подготовки выпускников полной( средней) школы, установленные государственным стандартом, выделено в тексте программы курсивом.
Тематический план
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Содержание темы | Требования к уровню подготовки учащихся по каждой теме | |||
Раздел 1. Теоретические основы общей химии (8 часов) | |||||||
1 | Важнейшие понятия химии и их взаимосвязи. | 2 | Основные понятия. Атом. Вещество. Простые и сложные вещества. Элемент. Изотопы. Массовое число. Закон Авогадро. Моль. Молярный объем. Химическая реакция. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атомов. Валентные электроны. Основное и возбужденное состояние атомов.s-p-d-f элементы. Законы: Закон сохранения массы, закон постоянства состава, закон Авогадро. Периодический закон. Основные теории. Теория строения атома - научная основа изучения химии. Принципы заполнения электронами атомных орбиталей. | понимать - роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни общества, Знать - важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атома и молекулы, ион, радикал, моль, молярная масса, молярный объем, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s,p,d, f-орбитали, - основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро. - Основные теории химии: теория строения атома Уметь - характеризовать spdf-элементы по их положению в периодической системе Д,И, Менделеева, - объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической таблице ДИМ; - Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников - Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ. | |||
2 | Теория строения атома. Периодический закон и Периодическая система | 6 | Основные понятия. Атом. Элемент. Изотопы. Массовое число. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атомов. Валентные электроны. Основное и возбужденное состояние атомов.s-p-d-f элементы. Законы: Основные теории. Теория строения атома - научная основа изучения химии. Принципы заполнения электронами атомных орбиталей. | понимать - роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни общества, Знать - важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атома и молекулы, ион, радикал, моль, молярная масса, молярный объем, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s,p,d, f-орбитали, - основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро. - Основные теории химии: теория строения атома Уметь - характеризовать spdf-элементы по их положению в периодической системе Д,И,Менделеева, - Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников - Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ. | |||
Раздел 2 . Вещества и их состав (31 час) | |||||||
3 | Строение и многообразие веществ | 7 | Химическая связь и ее виды. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Валентность. Степень окисления. . Пространственное строение молекул. Полярность молекул. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Аморфное и кристаллическое строение вещества. Кристаллические решетки и ее типы. Комплексные соединения: строение, номенклатура, свойства, практическое значение. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия
| Знать и понимать - важнейшие химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, атомные s,p,d, f-орбитали, пространственное строение молекул, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия - Основные химические теории: теорию химической связи, теорию строения органических соединений Уметь - определять тип химической связи, валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, изомеры и гомологи. - Объяснять природу и способы образования химической связи. - Характеризовать строение и свойства органических соединений. - Выполнять химический эксперимент - Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников | |||
4 | Смеси и растворы веществ | 9 | . Чистые вещества и смеси. Дисперсность и коллоидные системы. Истинные растворы. Растворитель и растворенное вещество. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрации. Растворы электролитов. Дисперсность. Дисперсные системы. Коллоидные растворы
| Знать и понимать - важнейшие химические понятия: дисперсные системы, истинные растворы, - Основные химические теории: теорию химической связи. Уметь - проводить расчеты по химическим формулам
-Выполнять химический эксперимент по получению конкретных веществ - Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников | |||
5 | Химические реакции | 15 | Химические реакции в системе природных взаимодействий. Реагенты и продукты реакций. Классификация органических и неорганических реакций. Тепловые эффекты реакции. Термохимические уравнения. Скорость химической реакции. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость реакции. Катализ и катализаторы .Ингибиторы. Промоторы. Каталитические яды. Ферментативные катализаторы. . Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Равновесные концентрации. Факторы, смещающие равновесие. Принцип Ле- Шателье. Закон действующих масс. Теория электролитической диссоциации. Электролиты. Анионы и катионы. Сильные и слабые электролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Ионное произведение воды. Водородный показатель раствора. Индикаторы. Гидролиз органических и неорганических соединений. ОВР. Метод электронного баланса. Электролиз. Химические источники тока, гальванические элементы и аккумуляторы. Простые и сложные реакции | Знать и понимать -важнейшие химические понятия тепловой эффект реакции, основные типы реакций в органической и неорганической химии, скорость химических реакций, механизм реакции, катализ, химическое равновесие, константа равновесия; электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз - основные законы: закон Гесса, Закон действующих масс в кинетике и термодинамике; - основные теории химии: химическую кинетику и химическую термодинамику, электролитической диссоциации, Уметь - определять типы реакций в неорганической и органической химии, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, характер среды в водных растворах, окислитель, восстановитель, -Выполнять химический эксперимент по получению конкретных веществ - Объяснять зависимость скорости химической реакции от различных факторов - Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников - проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | |||
Раздел 3. Металлы, неметаллы и их соединения (29 часа) | |||||||
6 | Металлы и их соединения. Характерные особенности металлов | 8 | Положение металлов в периодической системе. Металлы – химические элементы и простые вещества. Физические и химические свойства металлов. Общая характеристика металлов 1А группы. Щелочные металлы и их соединения( пероксиды и надпероксиды): строение, основные свойства, области применения и получение. Общая характеристика 2А гр. Щелочно-земельные металлы и их важнейшие соединения, жесткость воды и способы ее устранения. Краткая характеристика 3А гр. Алюминий и его соединения. Амфотерность оксида и гидроксида. Алюминотермия. Получение и применение алюминия. Металлы побочных подгрупп. Железо как представитель d-элементов. Аллотропия железа. Основные соединения железа (+2 +3). Качественные реакции на катионы железа. Получение и применение металлов. Коррозия металлов и способы защзиты от неё. Сплавы. Прпоизводство чугуна и стали. | Знать и понимать классификацию и номенклатуру неорганических соединений; вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, щелочи Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре; характеризовать spdf-элементы по их положению в периодической системе Д,И,Менделеева, общие химические свойства металлов, основных классов неорганических соединений, объяснять: зависимость свойств химических элементов и образованных им веществ от положения в периодической системе ДИМ, зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений. осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников | |||
7 | Характерные особенности неметаллов | 9 | Положение неметаллов в периодической системе. Неметаллы – химические элементы и простые вещества. Физические и химические свойства неметаллов.
Галогены. Общая характеристика галогенов- хиических элементов, простых веществ и их соединений. Химические свойства и способы получения галогенов. Галогеноводороды. Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора. Благородные газы
| Знать и понимать классификацию и номенклатуру неорганических соединений; вещества и материалы , широко используемые в практике: графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные кислоты, аммиак Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре; характеризовать spdf-элементы по их положению в периодической системе Д,И,Менделеева, общие химические свойства неметаллов, основных классов неорганических соединений, объяснять: зависимость свойств химических элементов и образованных им веществ от положения в периодической системе ДИМ, зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений. осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников | |||
8 | Обобщение знаний о металлах и неметаллах | 2 | Сравнительная характеристика металлов и неметаллов и их соединений. Оксиды, гидроксиды и соли: основные свойства и способы получения. Сравнительная характеристика свойств оксидов и гидроксидов неметаллов и металлов. | Знать и понимать классификацию и номенклатуру неорганических соединений; вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные кислоты, щелочи, аммиак. Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре; характеризовать spdf-элементы по их положению в периодической системе Д,И,Менделеева, общие химические свойства неметаллов, основных классов неорганических соединений, объяснять: зависимость свойств химических элементов и образованных им веществ от положения в периодической системе ДИМ, зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений. осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; - определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; - экологически грамотного поведения в окружающей среде; - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; - безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием в лаборатории, быту и на производстве; - распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов; - критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников | |||
9 | Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ | 3 | Неорганические вещества, органические вещества, их классификация и взаимосвязь. Обобщение знаний о неорганических и органических реакциях. Развитие биологической химии – актуальная потребность нашего времени | Знать и понимать важнейшие химические понятия: Основные типы реакций в неорганической и органической химии. Неорганические вещества, органические вещества, их классификация и взаимосвязь. Уметь называть изученные вещества по разным номенклатурам объяснять: зависимость свойств химических элементов и образованных им веществ от положения в периодической системе ДИМ, зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, реакционную способность органических соединений от строения их молекул, характер взаимного влияния. выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений. осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, понимать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством | |||
10 | Производство и применение веществ и материалов. | 6 | Химическая технология. Принципы организации современного производства. Химическое сырье. Металлические руды. Общие способы получения металлов. Металлургия, металлургические процессы. Химическая технология синтеза аммиака. Вещества и материалы вокруг нас. Биологически активные вещества (ферменты, витамины, гормоны). Химия и здоровье. Анальгетики, Антигистаминные препараты. Антибиотики. Анестезирующие препараты. Средства бытовой химии. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Химия на дачном участке. Минеральные удобрения. Пестициды. Правила их использования. Химия средств гигиены и косметики. Экологические проблемы химии. Источники и виды химических загрязнений окружающей среды. Химические производства и их токсичные, горючие и взрывоопасные отходы, выбросы. Химико-экологические проблемы охраны атмосферы, стратосферы, гидросферы, литосферы. Парниковый эффект. Смог. Кислотные дожди. Разрушение озонового слоя. Сточные воды. Захоронение отходов. Экологический мониторинг. Экологические проблемы и здоровье человека. Химические процессы в живых организмах | Знать и понимать роль химии в естествознании, ее связь с другими науками, значение в жизни современного общества Уметь объяснять принципы химического производства, Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; экологически грамотного поведения в ОС - определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; - экологически грамотного поведения в окружающей среде; - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; - безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием в лаборатории, быту и на производстве; - распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов; - критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников | |||
11 | Методы научного познания в химии | 1 | Описание. Наблюдение. Химический эксперимент. Химический анализ и синтез веществ. Естественнонаучная картина мира. Химическая картина природы. | понимать - роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни общества,
|
Календарно-тематический план
№ урока | Название раздела, темы, урока | Содержание изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | ИКТ | Дата | |||
По плану | Факт | |||||||||
Раздел 1. Теоретические основы общей химии 8 | ||||||||||
Тема 1. Важнейшие понятия и законы химии 2 | ||||||||||
1 | Важнейшие понятия химии и их взаимосвязи. | Атом. Вещество. Простые и сложные вещества. Элемент. Изотопы. Массовое число. Закон Авогадро. Моль. Молярный объем. Химическая реакция. | 1 | Комбинированный | 03.09.14 | |||||
2 | Основные законы химии и расчеты на их основе | Закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро. Моль. Молярный объем. Химическая реакция. | 1 | Комбинированный | 04.09.14 | |||||
Тема 2. Теория строения атома. 6 Периодический закон и Периодическая система | ||||||||||
3 | Современные представления о строении атома | Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. s-и p- элементы. Электронная конфигурация атомов. | 1 | Комбинированный | 10.09.14 | |||||
4 | Современные представления о строении атома | Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. s-и p- элементы. Электронная конфигурация атомов. | 1 | Комбинированный | 11.09.14 | |||||
5 | Периодический закон и периодическая система ДИМ в свете эл/теории | Современная формулировка периодического закона и современное состояние периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической таблице ДИМ; характеристика sp-элементы по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева. | 1 | Комбинированный | 17.09.14 | |||||
6 | Периодический закон и периодическая система ДИМ в свете эл/теории | Современная формулировка периодического закона и современное состояние периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической таблице ДИМ; характеристика sp-элементы по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева. | 1 | Комбинированный | 18.09.14 | |||||
7 | Решение задач | 1 | Комбинированный | 24.09.14 | ||||||
8 | Обобщение знаний по теме. | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений | 25.09.14 | ||||||
Раздел 2. Вещества и их состав 31 | ||||||||||
Тема 3. Строение и многообразие веществ 7 | ||||||||||
9 | Химическая связь и её виды. Ковалентная связь | Химическая связь, . Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования, электроотрицательность. Характеристики ковалентной связи. | 1 | Комбинированный | Компьютерная презентация | 01.10.14 | ||||
10 | Ионная, металлическая и водородная связи. | Полярность молекул. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химических связей | 1 | Комбинированный | Компьютерная презентация | 02.10.14 | ||||
11 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ. Тип кристаллической решетки, | 1 | Комбинированный | Электронный учебник | 08.10.14 |
| |||
12 | Аморфное и кристаллическое состояние веществ. | Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ. Тип кристаллической решетки. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 09.10.14 | |||||
13 | Многообразие окружающих веществ. Причины многообразия веществ | Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия. структурная и пространственная изомерия | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 15.10.14 | |||||
14 | Многообразие окружающих веществ. Причины многообразия веществ | Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия. структурная и пространственная изомерия | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 16.10.14 | |||||
15 | Комплексные соединения. | Комплексные соединения. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 21.10.14 | |||||
Тема 4 Смеси и растворы веществ 9 | ||||||||||
16 | Чистые вещества и смеси | Система. Фаза. Система гомогенная и гетерогенная. Химическое соединение. Индивидуальное вещество. Чистые вещества и смеси. Дисперсность и коллоидные системы. | 1 | Комбинированный | Электронный учебник | 22.10.14 | ||||
17 | Истинные растворы. Растворение | Истинные растворы. Растворитель и растворенное вещество. Показатели растворимости вещества. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрации. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 23.10.14 | |||||
18 | Концентрация растворов Практическая работа №1 «Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией» | Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрации. | 1 | Комбинированный | Практические задания, химический эксперимент | 29.10.14 | ||||
19 | Практическая работа №2 Решение экспериментальных задач | Решение экспериментальных задач | 1 | Комбинированный | Практические задания, химический эксперимент | 30.10.14 | ||||
20 | Растворы электролитов | Растворы электролитов | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 12.11.14 | |||||
21 | Дисперсные системы, коллоидные растворы. | Дисперсность и коллоидные системы. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 13.11.14 | |||||
22 | Решение задач на растворы | Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрации. | 1 | Комбинированный | 19.11.14 | |||||
23 | Обобщение и систематизация знаний по темам 2,3 | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений | 20.11.14 | ||||||
24 | Контрольная работа №1 | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | 26.11.14 | ||||||
Тема 5. Химические реакции 15 | ||||||||||
25 | Классификация реакций в неорганической и органической | Химические реакции в системе природных взаимодействий. Реагенты и продукты реакций. Реакционная способность веществ. Классификации органических и неорганических реакций: экзотермические и эндотермические; обратимые и необратимые; | 1 | Комбинированный | 27.11.14 | |||||
26 | Тепловой эффект химической реакции | Тепловые эффекты реакции. Термохимические уравнения. Внутренняя энергия. Энтальпия. Первый закон термодинамики. | 1 | Комбинированный | 03.12.14 | |||||
27 | Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. | Скорость химической реакции. . Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость реакции. | 1 | Комбинированный | Компьютерная Презентация | 04.12.14 | ||||
28 | Катализ | Катализ и катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. Ингибиторы. Промоторы. Каталитические яды. Ферментативные катализаторы. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 10.12.14 | |||||
29 | Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. | Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции. Факторы, смещающие равновесие. Принцип Ле- Шателье. Закон действующих масс. | 1 | Комбинированный | 11.12.14 | |||||
30 | Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. | Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции. Факторы, смещающие равновесие. Принцип Ле- Шателье. Закон действующих масс. | 1 | Комбинированный | 17.12.14 | |||||
31 | Реакции ионного обмена в водных растворах | Реакции ионного обмена в водных растворах | 1 | Комбинированный | 18.12.14 | |||||
32 | Реакции ионного обмена в водных растворах | Реакции ионного обмена в водных растворах | 1 | Комбинированный | 24.12.14 | |||||
33 | Гидролиз | Гидролиз | 1 | Комбинированный | Практические задания, химический эксперимент | 25.12.14 | ||||
34 | Окислительно-восстановительные реакции | Общие закономерности протекания ОВР в водных растворах. Ряд стандартных электродных потенциалов. Прогнозирование направлений ОВР. | 1 | Комбинированный | 14.01.15 | |||||
35 | Методы составления уравнений ОВР | Методы электронного и электронно-ионного баланса | 1 | Комбинированный | 15.01.15 | |||||
36 | Электролиз | Химические источники тока, гальванические элементы и аккумуляторы. Электролиз растворов и расплавов. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Компьютерная презентация | 21.01.15 | ||||
37 | Решение задач | 1 | 22.01.15 | |||||||
38 | Обобщение и систематизация знаний по теме 4 | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений | Урок-зачет | 28.01.15 | |||||
39 | Контрольная работа №2 | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | 29.01.15 | ||||||
Раздел 3. Металлы, неметаллы и их соединения 29 | ||||||||||
Тема 6 . Металлы 8 | ||||||||||
40 | Металлы – химические элементы и простые вещества. Характерные особенности металлов | sp-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева, общие химические свойства металлов и зависимость свойств химических элементов и образованных им веществ от положения в периодической системе ДИМ | 1 | Комбинированный | Электронный учебник | 04.02.15 | ||||
41 | Металлы главных подгрупп | Общая характеристика металлов 1А группы. Щелочные металлы и их соединения, строение, основные свойства, области применения и получение. Краткая характеристика 3А гр. Алюминий и его соединения. Амфотерность оксида и гидроксида. | 1 | Комбинированный | Компьютерная Презентация | 05.02.15 | ||||
42 | Металлы главных подгрупп | Общая характеристика 2А гр. Щелочно-земельные металлы и их важнейшие соединения, жесткость воды и способы ее устранения | 1 | Комбинированный | Компьютерная презентация | 11.02.15 | ||||
43 | Металлы главных подгрупп | . Краткая характеристика 3А гр. Алюминий и его соединения. Амфотерность оксида и гидроксида. | 1 | Комбинированный | 12.02.15 | |||||
44 | Металлы побочных подгрупп | Железо как представитель d-элементов. Аллотропия железа. Основные соединения железа (+2 +3). Качественные реакции на катионы железа. | 1 | Комбинированный | 18.02.15 | |||||
45 | Получение и применение металлов | Области применения и получения металлов. | 1 | Комбинированный | 19.02.15 | |||||
46 | Коррозия металлов | Коррозия металлов, виды и способы защиты | 1 | Комбинированный | 25.02.15 | |||||
47 | Практическая работа №3 « Решение экспериментальных задач» | 1 | Комбинированный | Практические задания, химический эксперимент | 26.02.15 | |||||
Тема 7. Неметаллы 9 | ||||||||||
48 | Неметаллы – химические элементы и простые вещества. Характерные особенности неметаллов | p-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева, общие химические свойства неметаллов и зависимость свойств химических элементов и образованных им веществ от положения в периодической системе ДИМ | 1 | Комбинированный | 04.03.15 | |||||
49 | Неметаллы – химические элементы и простые вещества. Характерные особенности неметаллов | p-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева, общие химические свойства неметаллов и зависимость свойств химических элементов и образованных им веществ от положения в периодической системе ДИМ | 1 | Комбинированный | 05.03.15 | |||||
50 | Галогены и благородные газы | Общая характеристика галогенов- хиических элементов, простых веществ и их соединений. Химические свойства и способы получения галогенов. Галогеноводороды. Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора. | 1 | Комбинированный | 11.03.15 | |||||
51 | Элементы 6А группы. | Кислород: строение атома, физические и химические свойства, получение и применение. Озон: строение молекулы, свойства, применение. Оксиды и пероксиды. Сера: строение атома, аллотропные модификации, свойства. Сероводород. Сульфиды Оксиды серы. Серная и сернистая кислота и их соли. Их основные свойства и области применения. | 1 | 12.03.15 | ||||||
52 | Элементы 5А группы | Общая характеристика 5 группы. Азот. Строение молекул, свойства. Нитриды. Аммиак: строение молекулы, физические и химические свойства, области применения и получение. Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония. Оксиды азота. Азотистая и азотная кислота и их соли: физические и химические свойства, способы получения и применение. | 1 | Комбинированный | 25.03.15 | |||||
53 | Общая характеристика фосфора и его соединений | Фосфор: аллотропия. Важнейшие водородные и кислородные соединения фосфора: фосфин, оксиды фосфора, фосфорные кислоты, ортофосфаты: свойства, способы получения и области применения | 1 | Комбинированный | 26.03.15 | |||||
54 | Общая характеристика элементов 4А группы. Углерод. Соединения углерода | Сравнительная характеристика р-элементов 4 группы и форм их соединений. Углерод. Физические и химические свойства углерода. Метан. Карбиды кальция, алюминия и железа. Оксиды углерода (угарный и углекислый газы) : строение молекул и свойства. Угольная кислота и ее соли | 1 | Комбинированный | 01.04.15 | |||||
55 | Кремний и его соединений | Кремний. Аллотропные модификации. Силан. Оксид кремния, кремниевые кислоты, силикаты. Производство стекла. | 1 | Комбинированный | 02.04.15 | |||||
56 | Решение задач | 1 | Комбинированный | 08.04.15 | ||||||
Тема 8. Обобщение знаний о металлах и неметаллах 2 | ||||||||||
57 | Обобщение знаний металлах и неметаллах | Сравнительная характеристика металлов и неметаллов и их соединений. Оксиды, гидроксиды и соли: основные свойства и способы получения. Сравнительная характеристика свойств оксидов и гидроксидов неметаллов и металлов. | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений | Практические задания, химический эксперимент | 09.04.15 | ||||
58 | Контрольная работа №3 по теме «Обзор химических элементов» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | 15.04.15 | ||||||
Тема 9. Классификация и взаимосвязь 3 органических и неорганических веществ
| ||||||||||
59 | Общая характеристика органических и неорганических соединений и их классификация. | Неорганические вещества, органические вещества, их классификация, наличие в природе. | 1 | Комбинированный | 16.04.15 | |||||
60 | Генетическая взаимосвязь неорганических и органических веществ | Взаимосвязь неорганических и органических веществ | 1 | Комбинированный | Урок-зачет | 22.04.15 | ||||
61 | Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач на распознавание органических и неорганических веществ» | распознавание органических и неорганических веществ | 1 | Комбинированный | Практические задания, химический эксперимент | 23.04.15 | ||||
Тема 10. Производство и применение веществ и материалов 6 | ||||||||||
62 | Химическая технология. Химическая технология синтеза аммиака | Химическая технология. Принципы организации современного производства. Химическое сырье. Химическая технология синтеза аммиака | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 29.04.15 | |||||
63 | Металлургия. | Общие способы получения металлов. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 30.04.15 | |||||
64 | Вещества и материалы вокруг нас | Биологически активные вещества (ферменты, витамины, гормоны). Химия и здоровье. Анальгетики, Антигистаминные препараты. Антибиотики. Анестезирующие препараты. Наиболее общие правила применения лекарств. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 06.05.15 | |||||
65 | Вещества и материалы вокруг нас | Средства бытовой химии. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Химия на дачном участке. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 07.05.15 | |||||
66 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия | Источники и виды загрязнений ОС. Химические производства и их токсичные, горючие и взрывоопасные отходы, выбросы. Химико-экологические проблемы охраны атмосферы, стратосферы, гидросферы, литосферы. Парниковый эффект. Смог. Кислотные дожди. Разрушение озонового слоя. Сточные воды. Захоронение отходов. | 1 | Комбинированный | Электронный учебник | 13.05.15 | ||||
67 | Обобщение знаний за курс 11 класса | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений | 14.05.15 | ||||||
Тема 11. Методы познания 1 | ||||||||||
68 | Научные методы познания веществ и химических явлений | Научные методы исследования химических веществ и превращений; роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни общества. Роль химического эксперимента в познании природы. Моделирование химических явлений. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 20.05.15 |
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Литература основная и дополнительная
- Кузнецова Н.Е., Гара Н.Н., Титова И.М. Химия: 10 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/ Под ред. проф. Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2008.- 384 с.: ил
- Кузнецова Н.Е.,Левкин А.Н. Задачник по химии: Учебное пособие для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень). – М.: Вентана-Граф, 2007. -144с.
- Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред.Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2007.-128с.
4. Корощенко А.С., Иванова Р.Г., Добротин Д.Ю. Химия: Дидактические материалы:
10-11 кл. –М. : Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. -198 с.
5. Насонова А.Е. Химия в таблицах 8-11 класс: справочное пособие, М: Дрофа, 2007
6. Иванов В.Г. . Химия в формулах 8-11 класс: справочные материалы М: Дрофа,
2007
7. Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. - М: Дрофа,
2007. – 255с.
Медиаресурсы:
Интернет сайты
Веб-квест по химии (сайт, созданный учащимися)
http://school-sector.relarn.ru/web_quests/Chemistry_Quest/
Открытый колледж Химия
http://www.college.ru/chemistry/
Школьная химия
http://www.schoolchemistry.by.ru/
Каталог образовательных ресурсов по химии
http://www.mec.tgl.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=149
Виртуальный учебник по химии
http://www.chemistry.ssu.samara.ru/
Электронный учебник по химии Органическая химия
http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm
Химические игры Алхимик
http://www.alhimik.ru/fun/games.html
Я иду на урок химии
http://him.1september.ru/urok/
Методическое объединение учителей химии СВО Москвы
http://www.bolotovdv.narod.ru/index.html
Занимательная химия
http://home.uic.tula.ru/~zanchem/index.htm
http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html
htt p://hemi.wallst.ru/
http://sector.relarn.ru/nsm/chemistry/START.html
http://formula44.narod.ru.p://hemi.wallst.ru/
http://www.school.edu.ru/default.as
http://www.zavuch.info/p
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 11класс ( профильный уровень) ( УМК Кузнецовой Н.Е.)
Рабочая программа составлена на основании «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответству...
Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight
Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...
Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-9 классы с ктп...
Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...
Рабочая программа по праву10 класс(базовый уровень)
Рассчитана на 17 часов....
рабочая программа история 10 класс базовый уровень
рабочая программа история 10 класс базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...