Урок кислоты
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по химии «Кислоты»
Учитель: Сафонова Т. В. МОУ СОШ №1 город Пугачев
УМК: О.С.Габриелян 8класс
Предметная область: химия
Тема урока - «Кислоты».
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 8 класса в предметной области «Химия» по теме « Кислоты».
Тип урока – изучение нового материала.
Оборудование урока: комплекс “Компьютер + проектор” для демонстрации компьютерной презентации к уроку, раздаточный материал для л/р работы в парах
Используемые на уроке технологии:
- Технологии системно-деятельного подхода
- Технология проблемного обучения
- Технология игрового обучения
- Интерактивные технологии
Эпиграф: «Все познается в сравнении»
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающего | Формируемые УУД |
1. | Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цель: проверка готовности учащихся, их настроя на работу | Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. | Коммуникативные Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
2. | Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (3 мин) Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач на уроке. Составление плана работы | Опорными являются знания учащихся о кислотах, приобретенные в повседневной жизни и на уроках биологии. Провожу подготовку мышления детей. Обращаю внимание ребят на то, что слова кислота и кислый имеют один корень. Вспомним примеры продуктов питания с кислым вкусом. Как вы думаете какие вещества придают этим продуктам кислый вкус? Ребята подумайте как будет звучать тема сегодняшнего урока «Кислоты», Сформулируйте цель урока Ключевой вопрос нашего урока: “Как кислоты распознать среди других веществ” | яблоко, лимон, щавель… Кислоты! Кислоты! Формулируют цель: изучить свойства кислот. Записывают тему урока в рабочих тетрадях | Познавательные формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Коммуникативные формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом Регулятивные формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу Личностные формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
3. | Совместное открытие новых знаний (20 мин) Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы Задачи: составить представления учащихся о кислотах как классе неорганических веществ, познакомить с классификациями кислот, экологические проблемы... | Беседа: 1. С кислотами мы сталкиваемся с вами ежедневно. Какие кислоты вам известны? На доске учитель выводит формулы кислот HCl H2CO3 А могут ли кислоты образовываться в природе? Какой процесс наблюдается в природе, особенно в экологически неблагоприятных районах? Что такое кислотные дожди? 2. Некоторые кислоты используются в промышленности. Например: серную кислоту называют хлебом химической промышленности H2 SO4, азотная HNO3 и фосфорная H3 PO4 используются для производства удобрений. 3. Проанализируем состав кислот и сформулируем определение. Кислоты по числу атомов водорода классифицируют на одноосновные HNO3 двухосновные H2SO4 трехосновные H3PO4 по наличию кислорода кислородсодержащие HNO3 и бескислородные HCl 4. Как можно отличить кислоты от других веществ? Однако, согласно правилам поведения в химическом кабинете пробовать вещества на вкус строго запрещено! Предлагаю провести эксперимент Я демонстрирую изменение окраски индикаторов в кислотной среде: оранжевого метилового – на красный; фиолетового лакмуса – на красный; бесцветный фенолфталеин – остается бесцветным. Даю пояснение, что фенолфталеин является индикатором на щелочи, т.к. только в щелочной среде изменяет окраску, а в кислой среде остается бесцветным. |
В желудочном соке соляная кислота. В лимонаде и нарзане угольная и т.д. Ответ ученика В состав молекул кислот входят атомы водорода. Ребята записывают в тетрадь определение кислот. Составляют схему: HCl H2 S HNO3 H2SO4 H3PO4 На вкус. После выполнения л/о ребята отвечают на вопрос как с помощью индикаторов определить кислоты | Личностные самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению Предметные умения должны знать определения понятий: кислота и кислотная среда; должны уметь: определять формулы среди других веществ, составлять их , исследовать среды раствора с помощью индикатора, оформлять отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводов Метапредметные умения Познавательные общеучебные- организовывать свою учебную деятельность, участвовать в групповой работе, соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии, осваивать приемы исследовательской деятельности |
| Важно знать, что многие кислоты опасные (вызывающие ожоги). Откройте учебник § 20 с.106, рис.61 , прочитайте правила работы с серной кислотой. | Записывают в тетради правила работы с кислотами | ||
4. | Закрепление изученного материала (10 мин) Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | 1. Игра « Делай как я!» 2. Лабораторный опыт «Определение кислоты среди выданных веществ» 3. Упражнение в применении знаний: «Выписать формулы кислот из карточки» и дать им название с использованием учебника Теперь вернемся к ключевому вопросу урока: “Как кислоты распознать среди других веществ” | Физкультминутка Выполняют записи в тетради 1. по формуле 2.экспериментально: с помощью индикатора | Коммуникативные формируем умение слушать и понимать других, работать в парах учитывая позицию собеседника Познавательные формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать) |
5. | Домашнее задание | Планирование работы на следующий урок. Предлагает домашнее задание на следующий урок § 20, упр.1 | Записывают задание | |
6. | Рефлексия | Создаёт условия для заключительной рефлексии: -Сегодня на уроке я научилась(ся)… -Сегодня на уроке я узнал(а)… -Что ещё я хотел(а) бы узнать о кислотах … -Неожиданностью для меня явилось то, что…. -Сегодня на уроке я понял(а), что.. -Особенно интересным было… | Оценивают свои знания. | Регулятивные формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения. |
Информационные ресурсы
1. Воронцов А.Б. и др. Проектная деятельность в основной и старшей школе. – М.: Просвещение, 2010. – 176с.
2. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии. – М., 2006. – 176с.
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008. – 80с.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256с.
5. Современные образовательные технологии: учебное пособие // под ред. Н. В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2011. – 432с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.
7. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М., 1996. – 160с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт [электронный ресурс], − режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=227
9. Министерство образования и науки Российской Федерации [электронный ресурс], − режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html
10. Министерство образования Ставропольского края [электронный ресурс], − режим доступа: http://www.stavminobr.ru.
Инструктивная карта к уроку химии в 8 классе
1. Эксперимент
Вам даны растворы соляной и серной кислот. Разделите содержимое каждой пробирки на 3 части и исследуйте их известными вам индикаторами.
Сделайте вывод. Заполните таблицу, в пустых клеточках которой укажите цвет индикаторов.
Взаимодействие кислот с индикаторами
Индикатор | Цвет индикатора в нейтральной среде | Цвет индикатора в кислоте |
Лакмус | фиолетовый | |
Фенолфталеин | бесцветный | |
Метиловый оранжевый | оранжевый |
2.Задание: выпишите отдельно оксиды, кислоты, основания. Назовите вещества.
1 вариант | 2 вариант | З вариант | |
1 | HNO3 | KOH | Fe2O3 |
2 | MgO | Na2SO3 | N2O5 |
3 | Cu(OH)2 | H2SO4 | CuSO4 |
4 | ZnO | Ca(OH)2 | K2O |
5 | SO2 | FeO | HC1 |
6 | CO2 | HC1 | Ca(OH)2 |
7 | NaCl | K2SO4 | H2S |
8 | H2SiO3 | SO3 | FeCl3 |
9 | K2CO3 | Na2O | Na3PO4 |
10 11 | CuO | P2O5 | NaOH |
3. Экспериментальная задача
Вариант 1
Определите предложенные вещества: гидроксид натрия, вода, соляная кислота.
№1 –
№2 –
№3 –
Вариант 2
Определите предложенные вещества: гидроксид калия, вода, серная кислота.
№1 –
№2 –
№3 –
Вариант 3
Определите предложенные вещества: гидроксид натрия, вода, азотная кислота.
№1 –
№2 –
№3 –
4. Домашнее задание
- §20, упр. 1, стр. 107
- Задание по выбору:
- Подготовить сообщение «Кислотные дожди», «Кислоты в природе и их применение в быту».
- Составить сказку, загадки или кроссворд по теме «Кислоты».
КИСЛОТЫ
Сафонова Татьяна Викторовна,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Города Пугачева Саратовской области
- названия разделов печатаются полужирным шрифтом (без нумерации);
- список литературы составляется в алфавитном порядке (по фамилиям авторов);
- список других информационных источников (например, веб-сайтов и примечаний) набирается 12 кеглем и дается в сплошной нумерации после списка литературы.
В состав разработки входят:
- краткая пояснительная записка, где указывается класс, раздел программы, вклад системы знаний, умений, компетенций, планируемых результатов, формируемых на уроке, в общую систему уроков по химии, значимость данного урока в воспитании учащихся;
- тема урока;
- цели урока;
- тип урока;
- методы и методические приемы;
- литература для учителя и для учащихся;
- оборудование для учителя и для учащегося;
- технологическая карта;
- приложения (мультимедийная презентация, карточки-задания, раздаточный материал и т.д.);
- образовательные ресурсы, необходимые для проведения урока.
Литература для учителя:
1.О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В. Яшукова «Настольная книга учителя. Химия – 8класс»
2. О.С.Габриелян, А.В. Яшукова «Химия. Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия 8»
3. Габриелян О.С. - Химия,8 класс: методическое пособие. М.:Дрофа,2001
4.М.Ю.Горковенко «Поурочные разработки по химии»
5..Габриелян О.С. - Химия,8 класс: Учебник. М.:Дрофа,2001
6. М.Ю.Горковенко «Поурочные разработки по химии»
7. Л.И.Некрасова «Химия.8класс.Карточки заданий к учебнику Габриеляна О.С.»
Литература для учащихся:
1. Конарев Б.Н. Любознательным о химии. Неорганическая химия.М.:Химия,1984.
2. Книга для чтения по неорганической химии.М.:Просвещение, 1983.
3. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа,1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Кислоты"
Обычный урок для 8 кл.,по программе к учебнику Н.Е.Кузнецовой...
Тема урока: "Кислоты", 8 класс
План конспект урока по химии для 8 классов по теме: "Кислоты".Цель урока: сформировать понятие "кислота", "бескислородные и кислородные кислоты", умение экспериментально определять кислоты....
Презентация к уроку "Кислоты" 8 класс
Презентация к уроку "Путешествие в мир кислот" в 8 классе по программеО.С.Габриеляна....
Конспект урока "Кислоты" 8 класс
Разработка урока по теме с использованием ЭОР....
Презентации к уроку "КИСЛОТЫ", 8 класс
Помогающие в составлении формул презентации ....
Разработка урока "Кислоты. Состав и классификация"
Дидактическая цель: познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями кислот. Тип урока: изучение нового материала и закрепление полученных знаний. Задачи урока: 1. Продолжить обучение...
Открытый урок по химии Тема урока: «Кислоты, их состав, классификация и значение.»
Задачи урока:Образовательные: Þ Рассмотреть состав и классификацию кислот;Þ Продолжить формирование умений записывать формулы веществ основных классов неорганических соединений;Þ Про...