Урок "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
Обычный урок для 8 кл.,по программе к учебнику Н.Е.Кузнецовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-kisloty.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Кислоты.
Цели:
Образовательные:
Обобщение и развитие знаний учащихся о кислотах при знакомстве с физическими свойствами, классификацией и химическими свойствами этих соединений.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, умение логически мыслить,
находить и объяснять причинно-следственные связи, прогнозировать
МЕТОД: Беседа.
ТИП УРОКА: Комбинированный.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- химическое оборудование: штатив, пробирки,
- химические реактивы: индикаторы (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин) ,растворы соляной, серной кислот, растворы гидроксида натрия, сульфата меди (II),
- мультивидеопроектор,
- презентация «Кислоты».
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент
2. Объяснение нового материала
3. Организационный момент, запись домашнего задания.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
2. Объяснение нового материала
( Слайд №1) На слайде вы видите формулы веществ. Распределите их по классам и назовите.
ВОПРОС: Все ли вещества вам удалось распределить? ( Проверка: ученики говорят, как они распределили вещества.)
ВОПРОС: Что общего между формулами веществ, которые мы не смогли распределить?
( Ответ: на первом месте стоит водород.). (Слайд №2)
Правильно. Эти вещества образуют класс кислот. Давайте попробуем дать определение. ВОПРОС: Что такое кислота?
Давайте составим определение кислоты. ( Кислоты - это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.
Атомы водорода способны замещаться на металл. (Слайд№3)
- Классификация кислот: (Слайд№4)
Давайте выберем классификацию, чем отличаются кислоты? (одни кислоты содержат кислород, другие кислоты не содержат кислород)
По наличию кислорода: Кислоты
Бескислородные Кислородсодержащие
HBr HCl H2S HNO3 H2SO4 H3PO4
( Одни кислоты содержат 1-водород, 2-водорода, есть кислота, которая содержит 3-водорода). ( Слайд №4)
По количеству водорода: одноосновные HCl, HNO3, HI
двухосновные H2S, H2SO4, H2CO3
трехосновные H3PO4
Дополнительно: по летучести: летучие- HCl, H2S
нелетучие- H2SO4 ,H3PO4
по агрегатному состоянию: твердые- HBO3, H3PO4
жидкие- HCl, H2SO4
по растворимости, устойчивости, силе.
(Слайд № 5) Кислоты в повседневной жизни.
- Способы получения кислот:
(Слайд № 6)
Получение кислот
водород
неметалл
кислота
бескислородные
Кислотный оксид
H2 + Cl2 2HCl р.с. H2 + S H2S р.с.
H2O
кислота
SO3 + H2O H2SO4 р.с.
соль
кислота
Другая соль
Другая кислота
2NaCl + H2SO4 Na2SO4 + 2HCl р.о.
- Физические свойства кислот:
Кислоты могут быть твердые, жидкие(разное агрегатное состояние),бесцветные, белые, коричневые (цвет разнообразный). Растворы имеют кислый вкус(яблочная , лимонная, щавелевая), разъедают растительные и животные ткани.(!).
- Химические свойства кислот:
1.Кислоты окрашивают индикатор. ( Слайд №7)
ВОПРОС: Что такое индикатор? Какие индикаторы вы знаете?
(Ответ: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый).
ОПЫТ
Л/Р: К растворам кислот добавляем индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый. Наблюдаем окраску, записываем. Задание на дом- закончить схему «Индикаторы».
2.Растворы кислот взаимодействуют с металлами, стоящими в
ряду напряжений до водорода, с выделением водорода.
Исключение азотная кислота (водород не выделяется). (Слайд № 8)
ОПЫТ
Взаимодействие цинка с соляной кислотой
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 р.з.
3. Кислоты реагируют с основными оксидами. (Слайд №9)
CaO + H2SO4 = CaSO4 + H2O р.о.
CaO + 2HСl = CaCl2 + H2O р.о.
4. Кислоты реагируют с основаниями. (Слайд № 10)
ВОПРОС: Как называется эта реакция?
ОПЫТ
2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O р.о. .
Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O р.о.
5. Кислоты взаимодействуют с солями.
HNO3
HCl
H2SO4 H3PO4 H2SO3 H2CO3 H2SiO3
Каждая предыдущая кислота вытесняет последующую.
Na2SO3 + 2HCl = 2NaCl + H2SO3 р.о.
6. Нестойкие кислоты разлагаются. (Слайд №11)
3.Организационный момент, запись домашнего задания.
(Слайд №12) Д/з
Оценки за урок!