Решение учебно- практических задач по химии как средство формирования УУД
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Амирова Альфия Харисовна

Методическая разработка посвящена проблеме формирования УУД  при изучении химии. В теоретической части рассматриваются виды УУД. В практической части автор приводит технологии,приемы и методы, которые он использует при решении данной проблемы:ТРКМ,решение задач(творческих, практической направленности,занимательных, практико-ориентированных),химического эксперимента, проектно-исследовательская деятельность и т.д.                                                                                     

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА КАК ОСНОВА ЕГО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

Единственный путь,

 ведущий к знанию

   - это деятельность                    Б.Шоу

          Школа должна создать условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям является метод проектов, поддерживающей компетентностно - ориентированный подход в образовании. Разработанный еще в первой половине 20 века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Эволюционно метод проектов развился из исследовательского метода.

Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта 

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, и значим для самих открывателей.

Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования

Типология учебных проектов

Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. Подбирая определенный тип проекта, учитель может управлять активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него, таким образом, необходимые предметные знания и умения, общеучебные умения и навыки, необходимые компетентности.

Например, если учитель хочет развить у ребенка навыки работы с информацией, умение анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения из различных источников, то для этого лучше всего подойдет информационный проект – его цель сбор, оформление и представление информации. Конечно, в проекте любого типа есть этап сбора информации, но там это только средство работы, а в информационном проекте это – цель. Здесь, для ученика доминирующей стороной деятельности будет именно работа с информацией и, соответственно, развиваться и совершенствоваться у него будет в основном именно информационная компетентность.

Часто возникает необходимость совершенствовать предметные практические умения и навыки учащихся. Скажем, умение строить графики функций, уместно использовать различные речевые обороты, понимать исторические закономерности и т.д. В этих случаях применяется практико-ориентированный проект. Учитель может заказать своим ученикам разработку раздаточного материала по своему предмету или, например, сценария математической игры, словаря фразеологизмов, исторического атласа и т.п. В ходе работы над созданием такого проектного продукта учащиеся освоят необходимые им предметные знания, умения и навыки, разовьют у себя деятельностную компетентность.

      Учеником 9 класса Титковым Иваном выполнен проект «Слайдовое сопровождение к урокам химии», представленный на Всероссийский фестиваль исследовательских и проектных работ учащихся− «Портфолио» (презентации по различным темам курса неорганической и общей химии).

Эту работу я активно использую на уроках химии при изучении и обобщении учебного материала.                                   

Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей. Развитие коммуникативных навыков осуществляется в ходе игровых или ролевых проектов. Целью автора такого проекта является вовлечение публики (детей и взрослых) в решение проблемы проекта. Чтобы добиться того, придется не просто искать информацию или создавать произведение искусства, нужно будет организовать деятельность других людей, вовлечь их в работу, сделать ее интересной для всех. Надо ли говорить, как важно для замкнутых, застенчивых подростков освоить эти умения, приобрести или усовершенствовать свою коммуникативную компетентность.

Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и вне учебной работы.

                                      Творческий и игровой проекты

          Следующий выполненный проект соединил в себе признаки и творческого, и игрового проектов - внеклассное театрализованное мероприятие « Парад химических элементов».

Творческий проект позволяет кардинальным образом изменить представление окружающих об участнике проекта, поднять его статус, повысить самооценку, снизить тревожность, не говоря уже  о непосредственном развитии творческих способностей. Как известно, любое творческое произведение нуждается в презентации и обратной связи с аудиторией, поэтому основное развивающее воздействие будет оказано на коммуникативную компетентность. Развитие коммуникативных навыков также осуществляется в ходе ролевых или игровых проектов. Чтобы добиться вовлечения публики в решение проекта, нужно организовать деятельность других людей, вовлечь их в работу, сделать интересной для всех. Надо ли говорить, как  важно для замкнутых, застенчивых подростков освоить эти умения, приобрести или усовершенствовать свою коммуникативную компетентность.

 В рамках работы над этим проектом суворовцы с большим увлечением придумывали костюмы, образы, сценки, подбирали музыкальное сопровождение, вносили коррективы в сценарий. Систематическое проведение внеклассных мероприятий позволяет расширить кругозор школьников, внести в учебный процесс элементы соревнования  и укрепить представление о знаниях как важнейшем факторе развития личности и ее высокой общественной оценки. Участие школьников в подготовке и проведении мероприятий открывает широкие возможности для формирования знаний. Важный аспект этой деятельности заключается  и в том, что совместная творческая работа сближает учащихся и учителей, способствует формированию коллектива единомышленников. Внеклассные мероприятия позволяют формировать такие компетенции суворовцев как предметная, информационная, коммуникативная, социальная. Гуманизация образования, повышение ценности интеллектуального труда, создание добрых, уважительных отношений суворовца и учителя на основе взаимополезного педагогического общения – важнейшие аспекты сегодняшнего дня. Мероприятие позволило многим суворовцам, как девочкам, так и мальчикам проявить свои  творческие артистические способности; способствовало формированию коммуникативных умений: отношения сотрудничества и взаимопомощи; повысило интерес к изучению химии.                                                        

           

Исследовательский проект

Для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации в большей степени подходят исследовательские проекты. Целью учащегося в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого ему потребуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения. Таким образом, основной упор будет сделан на мыслительную компетентность.

Химия является экспериментальной дисциплиной, поэтому наиболее ярко активная познавательная деятельность учащихся происходит при выполнении эксперимента. Для одаренных и высокомотивированных учащихся работа по подготовке проекта позволяет наполнить их досуг занятием по интересу, удовлетворять свои потребности в получении большего, чем дает урок химии.

 Кроме того, проектное обучение позволяет формировать начальные умения и навыки научного поиска для учащихся, у которых имеются задатки к научной работе.

Работа учащихся при подготовке проекта по химии позволяет им:

– расширять и углублять знания по химии, приобретенные на уроке, а также получать новые химические знания по проблематике проекта;

– обучаться поиску химической информации, ее анализу, отбору необходимого для успешной реализации проекта и фиксации этой информации в виде грамотно оформленного списка литературы;

– формировать практические умения и навыки обращения с химическими веществами и оборудованием при планировании и проведении химического эксперимента;

– делать выводы, определять результативность и успешность решения проблемы проекта);

– представлять  в результаты своей деятельности (компьютерные презентации, статьи).

Суворовцами 10 класса Макаровым А. и Титковым И. совместно с преподавателем информатики  Шатровой Н.Н. и аналитической кафедрой УрФУ выполнен исследовательский проект «Жесткость воды». В рамках работы над проектом проведено анкетирование, подобрана методика исследования, отобраны и проанализированы пробы воды из разных районов и источников Екатеринбурга, других регионов проживания суворовцев, включая Москву, Пермь, Тюменскую область, Краснодар, Улан-удэ, Пензу, республику Марий-Эл и т.д. Результаты представлены на Всероссийский фестиваль исследовательских и проектных работ учащихся «Портфолио». Ребята стали лауреатами конкурса.                                              

       Темой следующего исследовательского проекта было исследование содержания витамина C при различных способах термической обработки продуктов, выполненного учениками 11 класса Шишковым П. и Морозовым А. Проведя предварительный  социологический опрос, было выяснено, что учащиеся не имеют достаточной информации по данной теме. Чтобы расширить представления о витаминах и условиях их сохранения при различных способах переработки овощей и фруктов мы провели исследовательскую работу. Работа была представлена на XI Всероссийском конкурсе научно − исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений им. Д.И. Менделеева в 2014−2015 году. Суворовцы награждены  медалями   «Юный исследователь» и грамотами   финалистов  НО

« Благотворительный фонд наследия Менделеева».

Выводы

Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Устное решение задач по химии как средство развития мышления школьников"

С целью интенсификации процесса обученияи эффективности развития мышления,обучающихся важно обучение устному решению задач, начиная с 8 класса. Этот прием ставит школьников перед необходимостью размыш...

Обобщение опыта по теме «Решение практических задач геометрического содержания как средство социализации старшеклассников школы VIII вида»

В работе описывается опыт работы на протяжении 3х лет по теме «Решение практических задач геометрического содержания как средство социализации старшеклассников школы VIII  вида»....

Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации

Учебно-практические задачи, направленные  на формирование и оценку навыка коммуникации...

Исследовательские задачи по химии как средство формирования соответствующей компетенции в пространстве урока

В статье представлены цели и задачи исследовательского обучения, типология и роль исследовательских задач по химии в становлении соответствующей компетенции. Приведены примеры разного типа иссле...

Обучение решению задач по физике как средство формирования мыслительных операций "сравнение", "анализ", "синтез" на примере темы "Основы фотоэффекта"».

Рассмотрено формирование мыслительных операций на основе решения задач в профессиональной школе....