"Развитие детской одаренности на уроках химии"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Леонтьева Валентина Ивановна

Актуальная тема и наша работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie_1.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие детской одаренности в процессе преподавания химии»

В психолого-педагогической литературе существует множество определений одаренности. Если придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать относительную редкость этого явления. С другой стороны, исходя из гуманности педагогики, мы обязаны признать потенциальную одаренность каждого ребенка. Поэтому каждый ребенок одарен по-своему и невозможно, в рамках общей теории, найти подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми. Для того чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды.

 В. Штерн - один из выдающихся психологов XX века.  Он стоял у истоков дифференциальной психологии, в которой предметом изучения стала человеческая индивидуальность. В. Штерн предлагает следующее определение одаренности: умственная одаренность (УО) есть «общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни» [5, стр.128].

Традиционная школьная диагностика дает картину внешней успешности, но не служит показателем внутренних дарований ребенка. Поэтому она дополняется психологическими исследованиями. В психологии выделяют два типа одаренности: общий (умственный) тип и специальный (творческий).

Учитель «выращивает» способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий, через подготовку к участию в школьных, окружных,  турах предметных олимпиад, проведении предметных недель, исследовательской деятельности.  Творческие дети – «нестандартные» дети, у них свои мысли, своя позиция, которая отличается от общепринятой. Они иногда увлекаются тем, что непонятно ни сверстникам, ни родителям. Характерными особенностями, основными отличиями одаренных детей, являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, стремление к постижению нового и более высокая скорость мышления.   Одаренных детей  отличает способность к абстрактному мышлению, а так же умение прослеживать причинно-следственные связи и классифицировать информацию. Одаренные люди отличаются большим любопытством в исследованиях окружающего мира и не терпят никаких ограничений или запретов.

В нашей школе открыто и действует научное общество.  Создана программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов школы, направленная  на  выявление одаренных детей и работу с ними.  В высказываниях А.Н. Колмогоров отмечает следующее: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе». Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а  не в получении объективно нового результата,  как в "большой" науке.  Цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимися функционального навыка исследования,  как универсального

2.

способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, влияние нефти и ее компонентов на живую материю) и это посильно для учащихся.  Разработка программы исследования необходимый этап научно-исследовательской деятельности. Он помогает детям избежать опасности постановки мнимой проблемы и предполагает конкретные действия. Обязательно выдвигается гипотеза исследования. Это обуславливает логику процесса анализа полученной информации. Начиная любое исследование, мы стараемся четко определить проблему, ее практическую значимость.  Приступая к исследованиям, мы много внимания с детьми уделяли вопросам самообразования: обращались к новейшей литературе, Интернет-ресурсам, консультировались с различными специалистами, проводили опрос и анонимное анкетирование.  Все это формировало компетентность юных исследователей, их интеллектуальный потенциал, креативность .

 Таким образом, проводя исследования, контактируя с окружающими, учащиеся получают информацию, доказывают правильность выдвинутых гипотез, убеждаются в правильности выдвинутой гипотезы. Учатся преодолевать личные эмоциональные стереотипы, рисковать, выражать свои мысли, выступать публично. В работе с детьми я практиковала несколько видов исследовательских работ: доклад, реферат, проекты. Однако в настоящее время считаю приоритетом  социологические исследования,

которые  учащиеся выполняют  индивидуально или в  группах.

За последние пять лет накопился достаточный опыт по организации исследовательской деятельности. Так же  увеличивается интерес детей к занятиям исследовательской деятельностью.  Наблюдается увеличение числа  участников  научно-практических конференций различных уровней.   Одновременно возрастает качество представляемых работ, о чем свидетельствуют победы в научно-практических конференциях.

Так проведено исследование по теме «Удовольствие или здоровье?», в котором затронута злободневная тема употребления алкоголя и табакокурения учащимися нашей школы. Одной из главных задач  в работе было определено: на доступных опытах показать результат воздействия спиртных напитков на живую материю. Такие опыты были разработаны, результат носил общедоступный характер, а сама работа  получила призовое место на Международной научно-исследовательской конференции молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия» 2009 год в г. Отрадный.  Детей заинтересовал вопрос  условий труда и их влияние на здоровье работников нефтяной отрасли. При всех проводимых мероприятиях по улучшению условий труда и снижению заболеваемости, в поселке резко снизился средний возраст смертности. Умирают люди, не достигшие пенсионного возраста, большой процент смертности среди мужчин. Очевидно, что производственный фактор имеет место быть. Целью исследования стало выяснение обстоятельств (факторов), приводящих к профессиональным заболеваниям работников нефтяной промышленности поселка Суходол, их статистику. Дети вели социологические исследования в течение двух лет, позволяющие определить, как влияет нефть и ее компоненты на здоровье человека. Результаты этих исследований были

использованы в разработке и реализации исследовательского проекта «Черное золото» и здоровье», который  получил достойную оценку на   Международной научно-исследовательской конференции молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия» 2010 году. г. Отрадный.  За это же исследование  ученики получили поощрительную грамоту в областной НПК в 2010 году. Исследовательская работа по проблемам питания учеников среднего и старшего звена была представлена на Всероссийской конференции «Мир, в котором я живу», организованной при Самарской социально-гуманитарной академии  и завоевала призовое 2 место.

 Исследовательская деятельность – моя стратегия работы с одаренными детьми. Она работает на подъем интеллектуального и творческого потенциала всего контингента школьников. Вижу свою задачу не в измерении одаренности, сколько в создании соответствующей творческой  развивающей среды. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития. Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика. Задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе, а также дать свободу, которая, по мнению  М.И. Шейнина заключается в следующем: чтобы быть созидательной личностью необходимо иметь четыре типа свободы:

  • свободу для анализа и исследования;
  • свободу для поиска и любознательности;
  • свободу выражения;
  • свободу быть самим собой.

Библиографический список

 1.Лопатина М.А. – Работа с одаренными учащимися. – Журнал «Завуч»,   1999, №6, с. 70–72.

2. Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000. – С. 5

 3. Митин А. Управленческие взаимоотношения с талантливыми детьми. – Управление персоналом. – 2000, с. 15–19. 12. Огурэ Л. 12. Марафон для одаренных. – ЛГО №4, 2000, с. 28–32.

4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.

5. Штерн В. – Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. / Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В.А. Лукова. - СПб: Союз, 1997. – 128 с.  3–4

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

         Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей:

 

-         дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

-         дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);

-         дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие;

 

Общие особенности одаренных детей:

Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам:

 

-         высокие умственные возможности;

 

-         способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений;

 

-         потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них;

 

-         способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;

 

-         обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.

 

Стратегия ускорения обучения.

 

Все специалисты в области образования сходятся в том, что в каком-либо виде ускорение должно входить в любую программу обучения детей с высоким умственным развитием. Так же единодушны они в том, что ускорение является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным.

 

         Основное требование при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения следующие:

 

-         учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать явный интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;

 

-         учащиеся должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;

 

-         необходимо согласие родителей, но необязательно их участие.

 

Признано, что ускорение – наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и с одаренностью к иностранным языкам.

 

Способы ускорения:

 

1.     Индивидуализация обучения для одаренных учеников;

2.     Занятия в другом, более старшем классе (по 1-2 предметам);

3.     «перепрыгивание» через класс;

4.     профильные классы;

5.     радикальное ускорение – обучение школьников по вузовским программам.

 

 Стратегия обогащения обучения.

         Стратегия обогащения включает несколько направлений:

-         расширение кругозора;

-         освоение знаний об окружающем мире;

-         самопознание;

-         углубление в предметы;

-         освоение метазнаний (знаний о знаниях).

 

Реализация в практике обучения:

 

1.     Идеи укрупнения единиц содержания за счет содержательного обобщения (В.В. Давыдов).

 

2.     Проблемное обучение (А.М. Матюшкин).

 

3.     Личностно-ориентированное обучение (И.А. Якиманская).

 

4.     Каникулярные формы и программы:

 

А) для расширения кругозора (экскурсии, театр, музей);

 

Б) различные виды деятельности – познание себя и своих интересов;

 

В) погружение в изучение предметов.

 

     При обучении одаренных детей можно выделить три взаимосвязанные проблемы:

 

1.     Развитие личности одаренных детей – это изменение в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах ребенка. Развитие учебной деятельности способствует развитию субъектности ребенка, способности быть автором, активным созидателем жизни. Уметь ставить цель. Искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него. Относиться к своим способностям как к ресурсам. Стремиться их максимально использовать и выйти за их пределы. Развитие личности всегда связано с появлением психических новообразований. Этот процесс происходит через адаптацию и освоение социокультурных норм. Через развитие умения учиться.

 

2.     Содержание образования – культурологический подход к определению СО определяет его через понятие культуры. СО включает систему знаний, умений и навыков, а также  опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, к другому, к труду. СО является основой для развития ценностей и смыслов, основой для развития его нравственной позиции и духовности. Поэтому, углубленного и интенсивно раннего освоения предметной области ОУ недостаточно, необходимо включение деятельности в живой процесс эволюции предметного содержания «Диалог в культуре».

 

3.     Поиск наиболее эффективных форм занятий – индивидуальных занятий. Научно-исследовательской деятельности. Совместной творческой деятельности. Нельзя недооценивать роль совместной деятельности в работе с ОУ, т.к. от сформированности коммуникативных умений ОУ зависит их дальнейшая социальная адаптация.  

 

Остановимся на требованиях к учителю, работающему с одаренными детьми:

1.     Позитивная Я-концепция.

2.     Целеустремленность и настойчивость.

3.     Зрелость.

4.     Эмоциональная стабильность.

 

5.     Доброжелательность.

6.     Эмпатийность.

7.     Рефлексивность.

8.     Широкий кругозор.

9.     Активность.

10.   Гибкость ума.

11.   Креативность.

12.   Стрессоустойчивость.

13.   Хорошее здоровье.

14.   Иметь специальную подготовку для работы с одаренными детьми.

15.   Уметь индивидуализировать обучение:

-         уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования учащихся и самостоятельно проводить психологические исследования;

-         уметь модифицировать учебные программы;

-         уметь разрабатывать индивидуальные образовательные стратегии в изучении тем;

-         использовать активные формы и методы обучения;

-         уметь организовать консультирование учащихся;

-         умение организовать учебное сотрудничество;

 

         Таким образом, в педагогической науке и практике обучения одаренных детей накоплен определенный опыт организации процесса обучения и воспитания умственно-одаренных детей

 

     Школьная целевая программа работы с одаренными детьми

в МБОУ «Каратузская СОШ»

 

Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –  одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

 

Задачи развития:

-         развитие личности одаренных учащихся;

-         развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;

-         развитие позитивной Я-концепции;

-         развитие творческой самостоятельности;

-         развитие коммуникативных умений;

-         развитие рефлексивных умений.

Педагогические задачи:

-         Осуществление индивидуализации обучения;

-         Реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения.

-         Формирование системности в знаниях по разным предметам;

-         Повышение качества обучения;

-         Осуществление мероприятий по социальной адаптации  одаренных учеников.

 

Принципы организации педагогического процесса:

Принцип гуманизации – заключается в ориентации учебно-воспитательного процесса на личность ученика, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания. Ученик находится в центре образовательного процесса. Этот принцип  реализуется в выборе профиля класса, преподавателя по профильной дисциплине. Свободе принятия решения продолжить образование в профильном классе или вернуться в традиционную систему обучения, в адаптации ОУ к формам обучения, характерным для Вуза.

 

Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий учащихся: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д. Индивидуализация заключается в психолого-педагогической поддержке, разработке индивидуальных образовательных маршрутов, подборе педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания.

 

Принцип дифференциации – это такой подход к обучению и воспитанию, который учитывает различие учеников. Для обучения одаренного ученика применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация. Используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля.

 

Принцип гуманитаризации – заключается в преобладании наук, связанных с изучением общества, культуры, истории народа в учебных планах. Кроме того, этот принцип реализуется через мероприятия внеклассной работы.

 

Направления реализации программы:

1. Профессиональный психолого-педагогический отбор одаренных детей:

-         социально-психологическое изучение учащихся школы;

-         отбор одаренных детей;

-         психологическое обследование одаренных учащихся;

-         психофизиологическое и медицинское обследование одаренного ученика;

-         психолого-педагогическое обследование среды, в которой происходит их воспитание и обучение;

-         беседы с родителями одаренного ученика;

 

2.     Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ученика.

-         создание банка данных индивидуально-психологических характеристик одаренных учащихся;

-         Создание развернутых характеристик на одаренных учащихся;

-          Организация и проведение психолого-педагогического консультирования учащихся, педагогов, родителей;

-         Разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым.

-         Оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети».

-         Организация психолого-педагогического семинара для учителей.

-         Организация системы тренингов, способствующих творческому росту учителей и одаренных учащихся;

-         Организация мониторинга развития одаренных учащихся.

 

3.     Организация работы с одаренными учащимися в рамках учебного процесса.

-         Выбор педагогов для работы с одаренными учащимися.

-         Формирование учебных групп из одаренных учащихся (с разной целевой направленностью).

-         Выбор стратегии обучения для каждого одаренного учащегося ( обогащение, ускорение, экстернат, др.)

-         Разработка программ индивидуальной работы с одаренными учащимися.

-         Разработка индивидуальных образовательных маршрутов по учебным предметам.

-         Предоставление свободы в выборе форм итогового контроля с предпочтением защиты творческих работ.

 

 

 

4.     Организация работы с одаренными учащимися  во внеурочной деятельности.

Предпрофильная и профильная подготовка предполагает разработку предметно-внекласссных комплексов. Каждый комплекс соответствует конкретной предметной области. Он может включать:

-         Организацию кружковой работы;

-         Организацию спецкурсов по выбору;

-         Работу в Малой Академии;

-         Организацию олимпиад по учебным предметам;

-         Организацию проектной деятельности;

-         Организацию экскурсий  и т.д.

-         Организацию погружения в предметы по профилям (в каникулярное время).

-         Организацию ученических научных конференций.

-         Создание клубов по интересам.

-         Организацию предметных выставок.

-         Организацию вечеров и праздников.

-         Организацию лекционных обществ.

-         Организацию конкурсов, викторин, интеллектуальных игр.

-        Образовательные туристические поездки.

-         Организация предметных декад, дней профиля.

-         Проведение летних профильных практик.

 

5.     Материально-техническое и информационное обеспечение.

-         Обеспечение нормальной наполняемости классов.

-         Обеспечение соответствия учебных аудиторий нормам.

-         Укомплектованность библиотеки учебниками, периодическими изданиями,                        методической, научной и художественной литературой.

-         использование сети INTERNET.

-         Обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, материалами.

 

 6.       Работа с родителями

Школьное образование эта та сфера, где в основном идёт формирование личностных качеств и творческих способностей. Средний и старший возрастной этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка.

Практическая задача в таких условиях – оказание психолого-медико-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей, наработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию, обучению детей. Она может решаться через:

1.  Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме.

2.  Чтение  лекций для родителей.

3.  Подбор научной и практической литературы для родителей.

4.  Систему обучения детей в системе дополнительного образования.

В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимает чтение для них научно-популярных циклов лекций по проблемам развития, обучения и воспитания одаренных детей. Это могут быть лекции следующего характера:

      Понятие одаренности.

      Виды одаренности.

      Одаренность и пол.

      Интроверсия.

      Психологические аспекты одаренности.

      Профориентация одаренных детей.

      Социальная адаптация одаренного ребенка.

 

 

6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитие детской одаренности: опыт психолого-педагогической поддержки и социального взаимодействия.

Я убеждена, что эффективность воспитания такого ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играю...

Обобщение опыта педагога-психолога по развитию детской одаренности

В данной статье описан опыт школьного педагога-психолога по развитию интеллектуальной одаренности учащихся на примере Соловьёва Сергея – ученика ...

"Развитие детской одаренности на уроках английского языка в лицее ."

Данная статья рассказывает о понятии одаренности ребенка, о необходимости поддержки и развития этого таланта на уроках английского языка.  Одарённость детей является одной из важных проблем ...

Одаренный ребенок в школе: проблемы выявления и развития детской одаренности"

В статье рассматриваются вопросы работы по выявлению и развитию детской одаренности в условиях общеобразовательной школы...

Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."

                         Работа с одаренными детьми –  сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...