Мотивация учебной деятельности школьников на уроках литературы
методическая разработка по литературе (6 класс)

Статья "Мотивация учебной деятельности школьников на уроках литературы" поможет в работе учителям русского языка и литературы. Знакомит с некоторыми фрагментами урок с применением новых технологий. 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотивация учебной деятельности

школьников на уроках литературы

       Известная древняя мудрость гласит: коня можно привести к водопою, но заставить  пить нельзя. Также  можно усадить детей за парты, но  без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё», - писал Л.С. Выготский.  А известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельности без мотива не бывает».

Мотив вообще – это источник деятельности любого человека. Если нет внутренней движущей силы, то  всякое дело обречено быть нудным, скучным и ненужным.

Мотивация учения – не стихийно возникающий процесс, и её надо специально формировать, развивать, стимулировать. Очень важно дать ребёнку те инструменты, владение которыми и придаст ему уверенность в своих и  желание  учиться.

Для успешного обучения по любому предмету очень важно уметь читать текст. Умение читать и понимать прочитанное является базой формирования коммуникативной компетентности.

   Разные типы текстов требуют и разных способов чтения, и в связи с этим встаёт проблема выработки у читателя адекватной данному виду текста стратегии чтения.  В федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего образования выделяются среди общих умений, навыков и способов деятельности «осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и другие)… выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью». Хотела бы поделиться с вами некоторыми приёмами, которые я использую в своей работе,  начиная с первых уроков в 5 классе.

Я привожу высказывание великого немецкого поэта Гёте: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это потратил 80 лет и всё ещё не могу сказать, что вполне достиг цели», которое , конечно, вызывает недоумение.

Возникает проблемная ситуация, которую я решаю на следующем примере. Ребятам предлагается прочитать текста, проверить  свою скорость чтения и ответить на вопросы по содержанию текста, требующее внимательного прочтения:

Закройте текст и запишите ответы на вопросы по его содержанию. Дано 10 вопросов.

1.Каково название статьи?

2.Кто автор текста?

3.В каком году произошло описанное событие?

4. Сколько лет было герою? И т.д.

Ребята определяют  коэффициент понимания и вычисляют скорость чтения.

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что сказал  К. Ушинский: «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело».

 Таким образом появляется мотивация к чтению, для поддержания которой , во-первых.  я учу приёмам ознакомительного чтения.  Как знакомиться с текстом  до чтения? На  уроке мы знакомимся с очень важными для умения читать  понятиями. Каждая группа работает по словарям и справочникам с одним из понятий , необходимых для работы.

  • Заглавие, автор
  • Эпиграф
  • Выходные данные
  • Аннотация
  • Содержание (оглавление)
  • Иллюстрация
  1. Один из приемов - прогнозирование содержания книги по ее названию –Определите по названию, какие книги предназначены для школьников. Какие ключевые слова помогли вам догадаться? Ребятам предлагаю книги из своей и школьной библиотеки.

«Русская – пунктуация» - «Секреты пунктуации». «Фонетика» - «Фонетика – это интересно». «Культура речи» - «Как говорить правильно и как говорить хорошо?». «Обучение чтению» - «Учитесь читать быстро и эффективно». «Лингвистическая энциклопедия» - «Энциклопедия юного филолога». 

Или «-Перед нами рассказ «Бирюк».  Знакомо ли вам значение этого слова?.

-Нет .

В словаре находим два значения этого слова.

- Как вы думаете, о человеке или волке пойдет речь в рассказе?

-Какие события , по-вашему, могут произойти в этом произведении?»  Так  появляется мотивация к чтению.

  1. Следующий прием – прогнозирование содержания книги по аннотации.
  2. По иллюстрации.
  3. По оглавлению.

Каждая группа получает книгу.  У каждой группы на партах план для сообщения о книге.

 План ответа группы

  1. Автор. Знаете ли его?
  2. Название - прогноз.
  3. Год и место издания.
  4. Что подсказала аннотация?
  5. Как помогло содержание (оглавление)?
  6. Схемы, рисунки (если есть).
  7. Возможности использования книги.

Дома ребята продолжают работу и получают дифференцированное домашнее задание по выбору.

  1. Написать аннотацию на всем известную книгу.
  2. Нарисовать иллюстрацию к вашей любимой книге.
  3. Создать удобную для вас схему «Как знакомиться с книгой?».
  4. Анализ книги по внешним данным.

Эта работа продолжается и на последующих уроках, когда я знакомлю

 приёмам изучающего  чтения и с такими понятиями КАК абзац, параграф, глава, микротема, шрифт, курсив;

После прочтения текста ставятся вопросы:

1. Кто автор текста?

2. Как называется текст?

3. Сколько частей в тексте

4. Какова тема текста?

Самопроверка: ставим плюсы и минусы.

У кого 4 правильных ответа?

У кого 3 правильных ответа?

У кого 2 правильных ответа?

Словарная работа.

А теперь мы используем эти приёмы в работе с текстом.

1). Какую роль в понимании текста играет деление его на абзацы?

2) деление текста на абзацы.

Неправильное деление т. На абзацы.

3) Какую роль играет первое предложение абзаца?

Какие ещё сильные позиции текста вы знаете?

Читатель может прогнозировать содержание абзаца по его первому предложению.

Прочитайте на доске первые предложения абзацев.

Определите, это начало или конец текста, разъяснение, привлечения внимания.

Как вы догадались?

1. Наконец, в- третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить чувства, эмоции. (конец).

2. А зачем нужен язык? Чем похожи эти строки? (привлечение внимания)

3. В Михайловском, подле дома-музея, среди зарослей акации, стоит маленький флигелек (начало).

4. Необычный порядок слов называется инверсией (разъяснение)

5. Спрашивайте в аптеках города эти лекарства. (конец)

4). Приёмы работы с ключевыми словами.

Определение  темы текста по ключевым словам:  Одинокий, в тумане, далёком, родном, волны, ветер, счастия и др.

 «Вычитанные страны»

Вкруг лампы за большим столом

Садятся наши вечерком,

Поют, читают, говорят,

Но не шумят и не шалят.

Тогда, сжимая карабин,

Лишь я во тьме крадусь один

Тропинкой тесной и глухой

Между диваном и стеной.

Меня никто не видит там.

Ложусь я в тихий мой вигвам.

Объятый тьмой и тишиной,

Я в мире книг, прочтённых мной.

Здесь есть леса и цепи гор,

Сиянье звёзд, пустынь простор –

И львы к ручью на водопой

Идут рычащею толпой.

Вкруг лампы люди – ну точь-в-точь –

Как лагерь, свет струящий в ночь,

А я – индейский следопыт, -

Крадусь неслышно, тьмой сокрыт.

Но няня уж идёт за мной.

Чрез океан плыву домой,

Печально глядя сквозь туман

На берег вычитанных стран.

Приёмы ознакомительного чтения.

https://refdb.ru/images/1356/2710475/m340716bd.gif

)

Сильные позиции текста

1.Название.

2.Эпиграф.

3.Начало и конец текста (главы, параграфа, абзаца).

4.Первое и последнее предложения.Как можно проверить, что человек понимает прочитанное, а не механически пересказывает?

Когда может пересказать, объяснить своими словами.

Я вам предлагаю такую речевую ситуацию.

Сестра-дошкольница просит тебя прочитать ей книгу.

Ты говоришь: «Давай почитаем басни Крылова».

Сестра спрашивает: «А что такое басня?»

Существует богатый арсенал форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы деятельности школьников.

В работе с текстом очень хорошо 9 классах, поэтому, учитывая возраст ребят, на уроке использую различные технологии, одна из них: технология критического (параллельного)  мышления, в частности,  метод «шести шляп».

Причины возникновения метода.

1. Найти такой способ обсуждения проблемы, при котором все предложения будут услышаны, т.к. у детей обычно прав тот, кто сильнее, а у взрослых тот, кто выше рангом.

2. Помочь  развить уважение к себе, веру  в свою способность думать и самостоятельно решать проблемы, не поддаваясь  эмоциям, предрассудкам.

Новизна и эффективность методики де Боно в подходе мыслительного процесса.

Мыслительный процесс:

1) стадия-восприятие;

2) стадия-  «обработка   информации».

Эдвард де Боно  работает  с восприятием. Восприятие расширяет  возможности нашего мышления, поскольку мы можем сознательно  расширять точки зрения.

Эдвард де Боно  родился на Мальте. Он рос скромным мальчиком, не отличался крепким здоровьем и силой, и товарищи по играм обычно игнорировали его предложения. Эдвард очень расстраивался и хотел, чтобы все его идеи выслушивались, и дело никогда не доходило бы до споров и драки. Но когда мнений много, а спорящие находятся в разных весовых категориях, сложно найти такой способ обсуждения, при котором все предложения будут услышаны, а принятое решение всех удовлетворит. Эдвард де Боно занялся поиском такого универсального алгоритма. Когда он повзрослел, то придумал оригинальный метод, позволяющий повысить эффективность мыслительного процесса.

Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ.  И тогда Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности – шляпа кондуктора, полисмена и т. д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.

В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

•        Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

•        Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

•        Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

•        Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

•        Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

•        Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Естественно, никаких шляп в реальности иметь не нужно — человек лишь мысленно надевает головной убор того цвета, который лучше всего подходит на данной стадии решения задачи.

Четыре типа использования  « шляп».

        Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут. “Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить?” “Какие об этом известны факты? Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые шляпы”.

  1. Снять шляпу. Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее. “Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент”. “Хорошо, это неплохие мысли в черной шляпе. Давайте пока отложим черную шляпу”. “Вы нашли много новых идей и возможностей - теперь у нас их достаточно. Давайте теперь снимем зеленые шляпы”.

3.        Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении. “Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. В чем мы можем «нарваться» на неприятности, если поступим таким образом?”

“Находясь в черной шляпе, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь давайте перейдем к зеленой шляпе и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы”.

4.  Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.

Шляпы можно использовать по отдельности на любой стадии мышления. В целом, это их основное применение. Шляпы нужны как удобный способ управлять мышлением и его переключением. Для определенной цели также может использоваться простая последовательность из двух-трех шляп. Например, желтая шляпа, сопровождаемая черной, необходима для оценки идеи. Черная шляпа, сопровождаемая зеленой,- для улучшения замысла (указать на недостатки и устранить их). Полная последовательность шляп - структура для обдумывания темы. Она определяется заранее как программа мышления - его повестка дня. После этого мыслители следуют этой программе шаг за шагом.

3) Заключительная часть:

а) сообщение о результатах работы;

б) анализ познавательной задачи, рефлексия;

в) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Последовательность ответов определяется исходя из решаемой задачи. Синяя шляпа следит за  процессом.

Использование шляп.

Надеть шляпу.  Группа использует  шляпу конкретного цвета в течение определенного времени.

Сменить шляпу. Класс не делится на группы. Ставится проблема. Предлагается классу снять одну шляпу и надеть другую, т.е. переключить мышление. Такой метод позволяет эффективно перестраивать ход мыслительного процесса. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

Опыт показал, что  такая деятельность включает взаимную работу учащихся на уроке и взаимные действия. Учащиеся должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т.е. выработать в себе качество саморефлексии. В процессе занятий постоянно поддерживается «ситуация успеха», и из мимолетного интереса вырастают и совершенствуются способности, о которых никто и не подозревал.

Данная методика успешно применяется во внеклассной работе и  в дистанционном обучении. Наглядной иллюстрацией является дистанционный курс «Подсказки на каждый день».

Актуальность предлагаемой методики на уроке заключается в том, что:

  • обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением;
  • цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять;
  • метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от занятий в начальной школе до подготовки к ЕГЭ;
  • шляпы является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая;
  • метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени;
  • этот метод предполагает личностный подход: проблема одна, но путей решения несколько, а каждый учащийся понимает, что есть несколько  возможностей выбора;это учит учащегося в жизни гибкости, осознанию того,  что любая проблема решаема.

Жизнь есть театр, и люди в ней актеры”
И кто сказал: Учитель не актер?
Актеры, сценаристы, режиссеры…
Наш с вами, сударь, беспредметен спор.
Звенит звонок, терзая трелью нервы.
Один – не три: последний – он же первый,
И опоздавшие появятся… на сцене,
С беспечностью срывая представленье.
ПРИТЧА

В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…

-Как вы думаете, что решили сделать братья?

Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны. Смена шляп – ключевая идея метода Эдварда де Боно.

Предлагаю вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп.

Приведу пример использования данного метода на уроке по рассказу В.Астафьева «Конь с розовой гривой».  На этом уроке соблюдается  четкая последовательность шляп. Группа в белой шляпе через инсценировку знакомит с ситуацией – «Диалог между Витей и Саней».  Надевшие  желтую шляпу встают  на защиту главного героя. Они отмечают, что он ребёнок и ему свойственно ошибаться. Далее группа в шляпе черного цвета  смотрит  на ситуацию с пессимистической стороны, осуждая слабохарактерность героя и т.д.  И таким образом, каждая группа имеет возможность высказать своё мнение.

Анализ ситуации

нравственного выбора героя методом

«шести шляп».

Учитель: я предлагаю проанализировать нравственный выбор героя

методом «шести шляп».

1 этап «Белая шляпа».

Цель: сбор фактов и

информации.

 Белый цвет  объективен, он собирает как белый лист бумаги факты и  информацияю. Надевая шляпу белого цвета, необходимо концентрироваться на всех данных, которые имеются. Мы имеем диалог двух героев, после которого и происходит выбор главного героя.

- Посмотрим, какой разговор происходит между мальчиками.

Белая шляпа: (исценировка эпизода «Разговор

Саньки и героя»)

Санька: Бабушки Петровны испугался! Эх ты!

Герой: Зато мне бабушка пряник конем купит!

Санька: Может, кобылой?

Скажи уж лучше- боишься её, и ещё жадный!

Герой: Я?!

Санька: Ты!

Герой: Жадный?

Санька: Жадный!

Герой: А хочешь, все ягоды съем?

Санька: Слабо!

Герой: Мне слабо? Мне слабо? Вот!

2 этап «Жёлтая шляпа».

Цель: нахождение

только положительных сторон в поступке героя.

Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе  ищет во всём что-то хорошее .Желтая шляпа подразумевает только позитивный настрой, даже если обсуждаемый вариант, казалось бы, не сулит ничего хорошего. Но задача учащихся при работе в Желтой шляпе – увидеть даже в этих моментах положительные стороны, а затем найти возможность использования их таким образом, чтобы исправить ситуацию 

- Назовите положительные качества  героя.

.

Ответы на вопрос.

Анализ характера героя. Вывод: не хотел потерять друзей, не  хотел ссориться, конфликтовать.  Ему было важно не спасовать, не струсить, не опозориться, не показаться жадным. Не хотел выделяться, хотел быть как все.

3 этап «Черная шля-

па».

Цель: нахождение

только отрицательных сторон в поступке героя.

Учитель: черный цвет мрачный, зловещий,  недобрый. В

черной шляпе человек проявляет осторожность. Здесь уже надо задуматься над скрытыми угрозами, таящимися в каждом решении. Какие подводные камни ожидают человека при таком, или ином варианте событий. Каковы будут потери, и можно ли их избежать?

- Назовите отрицательные качества героя.

Ответы на вопрос.

Анализ характера героя.  Вывод: оказался бесхарактерным, нерешительным, безвольным, не умеющим сказать «Нет», пошел на поводу у Саньки, попался на уду, оказался в зависимости от чужого мнения, проявил слабость.

4 этап «Красная шляпа».

Цель: проанализировать чувства героя.

Выявить отношение

обучающихся к герою.

Красная шляпа – это шляпа эмоций. Пребывая в красной шляпе , можно поддаться эмоциям. Человек должен быть честным с самим собой, или с другими собеседниками. Все должны делиться своими переживаниями, страхами, радостью при анализе того, или иного решения. Тут не надо бояться негативных эмоций, так как они, наравне с позитивными, играют свою роль в принятии нужного решения.  

- Какие чувства испытывает герой.

- Каково ваше к нему отношение?

Ответы на вопросы. 

Вывод: вызывает сожаление, что так поступил, иронию, чувство стыда за него.

5 этап «Зеленая шляпа».

Цель: анализ ситуации. Выбор правильного решения.

  Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. Зеленая шляпа поощряет поиски новых, нестандартных решений. От вас ждём смелых идей, совершенствования уже имеющихся наработок

- Подумайте, следует вести себя в этой ситуации, что говорить? Подберите ответ Саньке и советы Вите.

Творческая работа. «Мозговой штурм»

1.  Любая  награда  должна  быть  заслужена  своим  трудом,  тогда  она  ценится больше.

2.  Нельзя  поддаваться  слабости,  нужно  уметь  отвечать  за  свои  поступки, иначе  ложь  рождает  новую  ложь,  а  проступок  может  перерасти  в преступление.

3. Нельзя обманывать и предавать близких людей.

4. Нужно уметь верить в человека и прощать ему ошибки.

5. Любая  награда  должна  быть  заслужена  своим  трудом,  тогда  она  ценится больше. 

6 этап «Синяя шляпа».

Цель: подведение

итогов исследования

Учитель: Синий цвет-цвет неба, это шляпа продумывания реализации выбранной идеи, воплощение ее в реальность. Не надо больше думать над преимуществами и недостатками, лишь воплощать в жизнь обдуманное решение. Ребята, давайте подведем итоги нашего исследования и сделаем выводы.

Вывод:  Герой не выдержал испытания на прочность характера.

Обучающиеся подводят итоги исследования, де-

лают выводы: - надо уметь говорить «НЕТ»;

-уметь быть твердым;

-проявлять решителность;

-не поддаваться провокации;

-не пытаться казаться храбрым во что бы то ни стало;

-надо уметь стоять на своем взгляде на мир, т.е

не бояться

Приведу пример использования метода «шести шляп» на уроке изучения рассказа А.Куприна «Чудесный доктор». Получив изображение шляпы определённого цвета, задание и лист взаимооценки, в течение 10-12 минут учащиеся обсуждают проблему «Насколько важно в жизни милосердие и доброта».  Затем организуется выступление групп с последующим предложением «примерить» на себя шляпу другого цвета.

     Как показали уроки с применением метода «шести шляп мышления», учащимся нравится такой вид работы, и они с интересом и большим желанием включаются в деятельность группы. Применение данной методики даёт возможность не только передавать школьникам сумму тех или иных знаний, но и учить их приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных задач, развивать критическое мышление, способность к адекватной самооценке, умение соотносить свои интересы с интересами других.

   Вот ещё некоторые фрагменты моих уроков, когда в классе ещё не прочитано ни строчки и предстоит некое таинство: открытие первой страницы:

Возникает интерес, когда проблематика произведения привязана к современной жизни. Например, перед началом изучения стихотворения Лермонтова «Дума» класс делится на три  группы, которые  получают задание: 1. Назвать  лучшие черты современной молодёжи; 2. Худшие черты; 3. Жизненные ценности. «А хотите узнать, какой была молодёжь двести лет назад? «- спрашивает учитель. Так появляется интерес к чтению и изучению стихотворения Лермонтова.

    Опытные учителя знают, что  до 30 процентов детей(в зависимости от класса)  не прочитают произведения, если ,например, дать им домашнее задание в таком виде:  «Прочитать рассказ «Уроки французского». Но если на уроке показать им  фрагмент без звука из одноименного фильма «Разговор героя рассказа с матерью» и предложить  угадать , о чем  говорят герои, то появится желание прочитать рассказ дома. Интересен приём  «дописывания» произведения. Многие рассказы Чехова, Шукшина имеют открытый финал и  дают возможность создания  эпилога произведения . С удовольствием ребята становятся на место героя: пишут  письма  от имени  Дубровского  Маше, и Маше от Владимира, создавая третий том романа.

В современном обществе, когда проблема, которую  можно назвать «НЕЧИТАЮЩИЙ РЕБЕНОК», стоит очень остро, главная моя задача: вызвать интерес к книге, желание прочитать. . Для этого использую различные приемы мотивации на уроке: эффект загадки, противоречие, сомнение, «вызов», прием недосказанности т.д. Стараюсь разрабатывать или находить такие виды работ, которые могут увлечь учащихся. На основе собственного опыта я поняла, что наиболее продуктивными являются уроки, на которых ученик и учитель выступают как соавторы. Это даёт возможность не только передавать школьникам сумму тех или иных знаний, но и учить их приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных задач, развивать критическое мышление, способность к адекватной самооценке, умение соотносить свои интересы с интересами других.

Меняйте шляпы, коллеги!

Леонид Мартынов

Искусство чтенья и письма

Всё,

Что старательно мы пишем

При свете солнца и луны,

В высоком стиле или низшем,-

Любовно мы хранить должны.

А если столь уж стало тесно,

То, значит, целый новый дом

Придётся строить, хоть известно,

Что это связано с трудом.

И в небывалом этом доме,

Воздвигнутом в свою же честь,

Пусть ничего не будет, кроме

Людей, умеющих прочесть.

А если вдруг искусство чтенья

У них похитит некий тать,

То наших строк трудносплетенья

Пусть вновь научат их читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация учебной деятельности на уроках иностранного языка

Материалы из опыта работы: способы анонсирования темы урока, проведение организационного этапа урока....

Причины школьной неуспеваемости и как повысить мотивацию учебной деятельности на уроках физики.

Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит наклонившись за партой, надеясь, что его н...

Современные педагогические технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках физики

В сфере образовательной политики и методологии развития образования  обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к  системно- деятельностной парадигме образования, следовательно...

Реализация мотивации учебной деятельности на уроках информатики.

В статье  приводятся разнообразные приемы формирования учебной мотивации на уроках информатики, способствующие  становлению у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, р...

современные педагогические технологии как средство мотивации учебной деятельности на уроках химии

Презентация содержит информацию о применении современных педагогических технологий с целью активизации учебной деятельности на уроках химии. как пример  технология развития критического мышления....

Реализация мотивации учебной деятельности на уроках английского языка

Конспект доклада- выступления на педсовете в рамках школы, содержит основные принципы работы на уроке из собственного опыта...

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традици...