ФОРМИРОВАНИЕ УУД ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ХИМИИ
методическая разработка (9 класс) по теме
План - конспект внеурочного занятия по химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_cherez_vneurochnuyu_deyatelnost_po_khimii.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ УУД ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ХИМИИ
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», г. Новокузнецка
Марыгина Елена Александровна
Современное общество характеризуется быстрым темпом развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, которые изменяют жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться и овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится необходимостью в жизни каждого человека.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Новые социальные запросы сегодня определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться»
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития .
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- искать и использовать необходимые средства достижения;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Формирование УУД согласно новым образовательным стандартам необходимо формировать на всех ступенях обучения и на всех предметных дисциплинах. Формировать УУД можно продолжить и во внеклассной работе и на занятиях по внеурочной деятельности.
Формирование УУД продемонстрирую на одном учебном занятии элективного курса по химии для учащихся девятых классов «В мире запахов» (6 часов).
Программа курса по выбору «Мир запахов» предназначена для учащихся 9-х классов средних общеобразовательных школ и имеет предметно-исследовательскую направленность. Ценность курса заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
План – конспект занятия
Элективный курс по химии для учащихся 9 классов «В мире запахов».
Урок № 3
Работа с группой до 10-12 человек.
Тема занятия: «Получение фруктовых эфиров».
Цели занятия:
- Познакомиться с методикой получения фруктовых эфиров в лабораторных условиях.
- Создание условий для развития умений самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации.
- Формирование опыта творческой деятельности, опыта делового общения.
- Развитие творческого мышления, памяти, внимания, наблюдательности.
- Развитие социальной активности учащихся через установление межпредметных связей химии с историей, биологией, медициной, литературой.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация).
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы).
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Этапы урока | Действия учителя | Действия ученика | Универсальные учебные действия |
Объявление темы урока | Обращает внимание учащихся на стол учителя, где находятся цветы и фрукты. Читает: «Среди всех человеческих ощущений нет ощущения более загадочного, неуловимо ускользающего, чем обоняние. Что может быть приятнее, чем аромат свежеиспеченной булочки?.. А магический аромат молотого кофе?.. Как же это волшебно ощущать – нежный, немного пряный запах корицы, ванили… Запахи бывают самые разнообразные – от аромата пролитого на ковер красного вина и табачного дыма, до запаха дымящегося риса и аромата солнца». Предлагает установить связь между выставкой и темой урока. Просит учащихся по группам обсудить и закончить фразу “Запах – это… Заслушивает мнения всех групп, без исправления и комментария. | Слушают. Устанавливают связь между выставкой на столе учителя и темой урока. Высказывают свое мнение. Читают определение «запах – это…» из словаря. | Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Сообщение целей и задач | Сообщает: сформулируйте тему урока. | Формулируют сами учащиеся: получить фруктовые эфиры. | Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Планирование | Учитель заранее готовит инструкцию по получению эфиров. | Познакомиться с методикой получения эфиров. Узнать, из чего можно получить эфиры. Учащиеся получают задания синтезировать эфиры и охарактеризовать полученное вещество по запаху. Распределяют между собой лабораторное оборудование. | Регулятивные планирования |
Практическая деятельность учащихся | Учитель напоминает о технике безопасности во время проведения практической работы. Учитель говорит о правилах составления названий эфиров. Вопрос: Как вы думаете, где применяются эфиры? Добавляет: Эфиры - хорошие растворители органических веществ, их используют в качестве пластификаторов в производстве пластмасс. | Выполняют лабораторный опыт по получению эфиров. Определяют запах синтезированного эфира и сопоставляют с таблицей 1 по соответствию запаха. Обмениваются мнениями и результатами между собой. Дают названия полученным эфирам Заполняют таблицу 2. Ответы: в медицине и ароматерапии, в пищевой промышленности и парфюмерии. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Оценивание учащихся | Консультирует. | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока | Говорит: Запахи – это целый мир эмоций и настроений. Обратите внимание на них внимание, и ваш мир, станет богаче. Прочувствуйте все запахи, ароматы, с которыми вы сталкиваетесь за день. Однажды овладев человеком, запах может вернуть ему былые ощущения через многие десятилетия. Линия жизни любого человека пронизана музыкой ароматов. Утро – бодрящим запахом мятной пасты и ароматным кофе… День – таниновой терпкостью бергамотового чая… Ночь – лавандовой прохладой простынного шелка… Там, где начинаются ароматы, заканчивается обыденность…, действия приобретают эстетическую глубину и рождается красота. | Проводится рефлексия. Высказывают отношение к занятию. | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Таблица 1. «Эфиры».
№ | Название эфира | Аромат/запах |
1 | Бутилацетат, бутиловый эфир уксусной кислоты | грушевый |
2 | Изоамиловый эфир уксусной кислоты | груша |
3 | Этилбутират, этиловый эфир масляной кислоты | абрикосовый |
4 | Бутилбутарат, бутиловый эфир масляной кислоты | запах ананаса |
5 | Этилформиат, этиловый эфир муравьиной кислоты | запах рома |
6 | Изоамилбутират, изоамиловый эфир масляной кислоты, | запах груш |
7 | Амиловый эфир муравьиной кислоты | вишня |
8 | Изобутиловый эфир уксусной кислоты | банан |
9 | Метиловый эфир масляной кислоты | яблоко |
Инструкция к выполнению практической части
Получение сложного эфира
- В пробирку налейте 2 мл спирта, прилейте 1,5 мл кислоты и 0,5 мл концентрированной серной кислоты (ТБ – осторожно! Кислоты!).
- Нагрейте на водяной бане в течение 7-10 минут.
- После охлаждения добавьте в пробирку несколько мл воды.
- Определите аромат полученного эфира.
- Перелейте эфир из пробирки во флакон.
- Заполните таблицу 2.
Таблица 2. ««Мир запахов» (коллекция эфиров)».
№ | Название исходных веществ реакции | Название полученного эфира | Аромат | |
Карбоновая кислота | Спирт | |||
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе и химии.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования .
2. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя». – М.: Просвещение, 2008.
3. Селевко, Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий» – М. 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личностных УУД через внеурочную деятельность по информатике в 5 классе
Перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределённости будущего. Умение учиться, т.е., способность ученика к само...
Формирование ценностного отношения к здоровью обучающихся в рамках ФГОС через внеурочную деятельность
В данной работе кратко излагается практический материал по важному направлению - внеурочной деятельности обучающихся 1-5 классов (из опыта работы)....
Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе
В настоящее время на смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание».Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учи...
Открытое занятие кружка "Занимательный английский" в 1-ом классе "Что я умею делать?" в рамках районного семинара руководителей образовательных учреждений на тему:" Формирование гражданской культуры личности ребёнка через внеурочную деятельность".
Занятие кружка "Занимательный английский" "Что я умею делать?" для учащихся 1-го класса проведено мною в цели активизации пройденной лексики через игру, развитие речевых способностей, памяти, мо...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Описаны проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта, а также методы и формы, ориентированные на коммуникацию через внеурочную деятельность...
Методика формирования познавательной самостоятельности через внеурочную деятельность (освоение графического редактора)
Графический редактор Photoshop. уроки...