Формирование ценностного отношения к здоровью обучающихся в рамках ФГОС через внеурочную деятельность
учебно-методический материал по теме
В данной работе кратко излагается практический материал по важному направлению - внеурочной деятельности обучающихся 1-5 классов (из опыта работы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_tsennostnogo_otnosheniya_k_zdorovyu_obuchayushchikhsya.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование ценностного отношения к здоровью обучающихся
в рамках ФГОС через внеурочную деятельности»
Автор: Пивцова Татьяна Николаевна, педагог-психолог РСПЦ г.Самара (на базе ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск Самарской области)
В условиях современного образования в школе возникла необходимость ведения систематической психопрофилактической работы с обучающимися в рамках внеурочной деятельности, что позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку обучающихся, улучшить условия для развития ребенка, что помогает сохранить здоровье и сформировать установки на здоровый образ жизни.
Все эти задачи и реализуются в рамках ФГОС в ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск при работе психолога с обучающимися 1-5 классов по психопрофилактическим программам через внеурочную деятельность:
- «Я учусь владеть собой» 1 класс. Цель: оказание психологической помощи детям в адаптации к новым условиям обучения, развитие эмоциональной сферы.
- «Все цвета, кроме черного» 2-4 класс. Цель: формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.
- «Я – это Я» 5 класс. Цель: активизация внутренних резервов младших подростков, способствующих успешному освоению нового социального опыта в период адаптации в среднем звене школы и сохранению психологического здоровья.
Одна программа гармонично дополняет другую, является логическим продолжением на очередном возрастном этапе.
Занятия с детьми базируются на следующих подходах:
1. Информационный подход, который базируется на предоставлении различной информации о сохранении здоровья человека.
2. Подход, основанный на эмоциональном (аффективном) обучении, который концентрируется на ощущениях, переживаниях человека, навыках их распознать и управлять ими.
3. Подход, основанный на формировании жизненных навыков, позволяющих людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивающих коммуникативные навыки.
4. Подход, основанный на учете роли социальных факторов, которые исходят из того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в жизни ребенка.
5. Подход, основанный на укреплении здоровья, который подразумевает формирование навыков здорового образа жизни.
Реализация данных программ осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка на каждом возрастном этапе, что способствует формированию у детей навыков эффективной адаптации в обществе, создает основу в дальнейшем для успешной самореализации ребенка в обществе. Структурными компонентами занятий являются разнообразные формы психологического просвещения в естественном сочетании и взаимосвязи с игрой, деятельностью, творчеством, тестами, творческими заданиями, нравственной оценке и другими формами включения учащегося в сферу анализа и осмысления своего поведения по отношению к другим людям.
Ребятам предлагаются такие темы, которые могут быть важны для них в силу возрастных особенностей развития, отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться для всех школьников данного возраста в качестве профилактики неблагоприятных процессов. Соответствующая информация и формы занятий сочетаются таким образом, чтобы элементарные теоретические положения учащиеся сразу могли испытать и отработать на практике.
Все это позволяет проводить психопрофилактическую работу не только с детьми «группы психолого-педагогического риска», но и с теми, кто не попадает в поле пристального внимания учителей или школьного психолога. Благодаря этому появляется возможность предложить детям «информацию к размышлению» по тем темам, которые могут быть для них актуальными.
Таким образом, можно говорить о наличии в нашей школе системы профилактической работы, полная реализация которой стала возможна с внедрением ФГОС.
Конечно, измерить результат психологических занятий очень сложно. Однако, по результатам анкетирования обучающихся и наблюдениям педагогов, такая систематическая работа помогает детям на первом этапе обучения успешнее приобретать социальные знания, понимание социальной реальности и повседневной жизни, получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, а в дальнейшем опыт самостоятельного общественного действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные стратегии обучения как средство формирования ценностного отношения к здоровью на уроках обществознания
Данная методическая разработка дает представление о формировании ценного отношения к здоровью в рамках реализации интерактивных стратегий обучения на уроках обществознания. Знакомит с конкретними мето...
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у подростков в условиях общеобразовательного учреждения
Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой современности, предметом первоочередной важности и заботы государства, поскольку именно здоровье определяет будущее страны, генофонд наци...
ПРОЕКТ Тема «Формирование ценностного отношения к здоровью как основа воспитания».
Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой формирование ценностного отношения к здоров...
ВНЕУРОЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
В статье раскрывается зачение занятости учащихся в послеурочное время, На примере школы показано, как заняты учащиеся, какие кружки работают в школе. как происходит формирование здорового образа жизни...
Родительское собрание в 7 классе «Формирование ценностного отношения к здоровью и навыкам здорового образа жизни, как проблема семейного воспитания»
Родительское собрание в 7 классе«Формирование ценностного отношения к здоровью и навыкам здорового образа жизни, как проблема семейного воспитания»...
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся.
Методические рекомендациии для учителя по формированию у обучающихся позитивного отношения к здоровому образу жизни и сохранению здоровья....