Рабочая программа по химии для 8 класса (по О.С. Габриеляну)
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010).В авторскую программу внесены следующие изменения:
Увеличено число часов на изучение тем:
- «Введение» 5 часов вместо 4 часов за счет включения практической работы №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами».
- Тема 3 «Соединения химических элементов» до 15 часов вместо 12 часов за счет включения практических работ №3 «Анализ почвы и воды» и №5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе».
- Тема №4 «Изменения, происходящие с веществами» 12 часов вместо 10 часов за счет включения практической работы №2 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание» и №4 «Признаки химических реакций».
- Тема №6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 20 часов вместо 18 часов за счет включения практических работ № 8 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» и 9 «Решение экспериментальных задач».
Таким образом, практические работы, составляющие тему 5 и тему 7, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом (нумерация практических работ по учебнику О.С. Габриеляна 2010г. издания).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_8.docx | 42.28 КБ |
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе 8 | 73.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Антонины Ивановны Исаевой»
Согласована: Утверждена:
Руководитель МО /Миронова И.Ю. / Директор /Линник И.А./
Согласована: Приказ № …. от ……… 2014г.
Зам. директора /Савельева Е.Ф./
Рабочая программа
по химии в 8 А,Б, В,Г классах
количество недель 35, количество часов в год - 70 часов, количество часов в неделю 2 час
методическое объединение учителей биологии, химии, географии
автор – составитель: Миронова Ирина Юрьевна
2014-2015 учебный год
Составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии, Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, 2011г. и Государственного образовательного стандарта.
Согласовано на заседании методического совета школы. Протокол от __________________
Рассмотрено на заседании методического объединения. Протокол от ___________________
г. Нефтеюганск
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010).
Авторской программе соответствуют учебники:
«Химия. 8 класс» / О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации / 16-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2010,2013.
Цели и задачи изучения предмета
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
· овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
· развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
· воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
· применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал - химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксида и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
Рабочая программа по химии в основной школе рассчитана на 2 часа в неделю (всего 70 часов) в 8 классе и 2 часа в неделю (всего 70 часов) в 9 классе. Итого в основной школе:140 часов. Контрольных работ – 4+3=7, практических работ – 7+6=13.
При составлении рабочей программы использовался учебно-методический комплект:
для учителя:
1. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.
2. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2005,2012.
3. Химия. Материалы для индивидуальной работы. 8-9 классы / Ю.Н. Казанцев. – М.: Айрис-пресс, 2007.
4. Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
5. Химия. 8 кл.: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2009.
6. Примерные программы основного общего образования. Химия. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
7. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 8 класс / Сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2011.
для учащихся:
1. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2010.
2. Химия. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2011.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
Увеличено число часов на изучение тем:
- «Введение» 5 часов вместо 4 часов за счет включения практической работы №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами».
- Тема 3 «Соединения химических элементов» до 15 часов вместо 12 часов за счет включения практических работ №3 «Анализ почвы и воды» и №5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе».
- Тема №4 «Изменения, происходящие с веществами» 12 часов вместо 10 часов за счет включения практической работы №2 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание» и №4 «Признаки химических реакций».
- Тема №6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 20 часов вместо 18 часов за счет включения практических работ № 8 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» и 9 «Решение экспериментальных задач».
Таким образом, практические работы, составляющие тему 5 и тему 7, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом (нумерация практических работ по учебнику О.С. Габриеляна 2010г. издания).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии в 8 классе учащиеся должны
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы;
уметь:
- называть, определять, характеризовать вещества, объяснять явления и свойства, выполнять химический эксперимент;
использовать:
- приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
По темам и разделам:
Введение - 4+1 (практическая работа) часов
Учащиеся должны знать: определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула; различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент». Определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Знаки первых 20 химических элементов. Понимать и записывать химические формулы веществ. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
Уметь отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретённые знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека. Определять положение химического элемента в Периодической системе. Называть химические элементы. Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам. Вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.
Тема 1. Атомы химических элементов – 10 часов
Учащиеся должны знать: определение понятия «химический элемент», формулировку периодического закона, определение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь», определение металлической связи.
Уметь объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента. Объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева. Объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Характеризовать химические элементы (от Н до Са) на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов. Определять виды химических связей в соединениях.
Тема 2. Простые вещества – 7 часов
Учащиеся должны знать общие физические свойства металлов, определение понятий «моль», «молярная масса», определение молярного объёма газов.
Уметь характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов и неметаллов. Характеризовать физические свойства неметаллов. Вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи), объём газа по количеству, массу определённого объёма или числа молекул газа (и обратные задачи).
Тема 3. Соединения химических элементов – 12+2 (практические работы) часов
Учащиеся должны знать определения степени окисления, электроотрицательности, оксидов, оснований, кислот и солей, кристаллических решёток, смесей, массовой или объёмной доли растворённого вещества.
Уметь определять степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения. Определять принадлежность веществ к классам оксидов, оснований, кислот и солей, называть их, составлять формулы. Знать качественные реакции на углекислый газ, распознавания щелочей и кислот. Характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решётки. Вычислять массовую долю вещества в растворе, готовить растворы заданной концентрации.
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами – 10+2 (практические работы) часов
Учащиеся должны знать способы разделения смесей. Определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций по поглощению и выделению энергии. Определение понятия «химическая реакция».
Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью очистки загрязнённой поваренной соли. Составлять уравнения химической реакции на основе закона сохранения массы веществ. Вычислять по химическим уравнениям массу, объём или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определённую долю примесей. Отличать реакции разложения, соединения, замещения и обмена друг от друга, составлять уравнения реакций данных типов. Составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов. Определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца.
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов – 18+2 (практические работы) часов
Учащиеся должны знать определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде. Определение понятия «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Определение кислот, щелочей и солей с точки зрения ТЭД. Классификацию и химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей. Определение понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».
Уметь пользоваться таблицей растворимости. Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей. Составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в молекулярном и ионном виде. Составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде. Определять окислители и восстановители, отличать окислитель – восстановительные реакции от других типов реакций, расставлять коэффициенты в окислительно – восстановительных реакциях методом электронного баланса.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе | ||
По программе О.С. Габриеляна | По рабочей программе | практических работ | контрольных работ | ||
| Введение | 4 | 5 | 1 | |
1. | Атомы химических элементов | 10 | 10 | 1 | |
2. | Простые вещества | 7 | 7 | ||
3. | Соединения химических элементов | 12 | 14 | 2 | 1 |
4. | Изменения, происходящие с веществами | 10 | 12 | 2 | 1 |
Практикум №1 Простейшие операции с веществом | 5 | ||||
5. | Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов | 18 | 20 | 2 | 1 |
| Практикум №2 Свойства растворов электролитов | 2 | |||
Резерв | 2 | ||||
| Итого | 68 | 70 | 7 | 4 |
Содержание тем учебного курса химии 8 класса
Введение (5 часов)
Химия - наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи: 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
ТЕМА 1. Атомы химических элементов (10 часов)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации: Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
ТЕМА 2. Простые вещества (7 часов)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, серы, углерода и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи: 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».
Демонстрации: Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
ТЕМА 3. Соединения химических элементов (14 часов)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи: 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации: Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты: 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.
ТЕМА 4. Изменения, происходящие с веществами (12 часов)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи: 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации: Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка йода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты: 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
ТЕМА 5. Практикум № 1. Простейшие операции с веществом (5 часов)
1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. 3. Анализ почвы и воды. 4. Признаки химических реакций. 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
ТЕМА 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (20 часов)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации: Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты: 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).
ТЕМА 7. Практикум № 2. Свойства растворов электролитов (2 часа)
8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 9. Решение экспериментальных задач.
Нормы и критерии оценивания:
Оценка устного ответа
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»:
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без-опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;
- отсутствие ответа на задание.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Оценка тестовых работ
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала:
для теста из пяти вопросов:
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25-З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19-24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13-18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
Оценка реферата
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Рабочая программа курса химии в 8 классе учитель Миронова И.Ю. Страница
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | дата | Тип урока | Основные элементы | Требования к уровню подготовки учащихся ЗУН | Вид контроля | Корректировка |
Календарно-тематическое планирование уроков химии 8 класса по программе О.С. Габриеляна | |||||||||||||||||||||||||||||||
№ | Тема урока | дата | Тип урока | Основные элементы | Требования к уровню подготовки учащихся ЗУН | Вид контроля | Корректировка | ||||||||||||||||||||||||
1 триместр (12 недель – 24 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел программы: Введение (5 часов) Планируемые результаты освоения раздела (темы): Различать предметы изучения естественных наук. Различать понятия «молекула», «атом», «химический элемент». Описывать простейшие вещества с помощью химических формул. Описывать и характеризовать структуру таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». Изучать строение пламени. Учиться грамотно и безопасно работать с огнем и лабораторным оборудованием. Рассчитывать относительную молекулярную массу веществ по формулам веществ. | |||||||||||||||||||||||||||||||
1(1) | Вводный инструктаж по технике безопасности. Предмет химии. Вещества. | 01.09. - 07.09. | Урок усвоения новых знаний | Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. | Знать определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула. Различать понятия: «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент». | Текущий фронтальный устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
2(2) | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. | 01.09. - 07.09. | Комбиниро ванный урок | Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки – работы М.В. Ломоносова, А.М. Бутлерова, Д.И. Менделеева. | Знать понятие: химическая реакция. Уметь отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека. | Текущий фронтальный устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
3(3) | Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов. | 08.09. - 14.09. | Комбиниро ванный урок | Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. | Уметь определять положение химического элемента в периодической системе. Уметь называть химические элементы. Знать знаки первых 20 химических элементов. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
4(4) | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. | 08.09. - 14.09. | Комбиниро ванный урок | Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества. | Знать определение важнейших понятий: химическая формула, коэффициент, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса. Уметь находить относительную молекулярную массу вещества по его химической формуле. Уметь вычислять массовую долю химического элемента в веществе по его формуле. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
5(5) | Практическая работа № 1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами». Инструктаж по ТБ | 15.09. - 21.09. | Урок применения ЗУНов | Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. | Уметь применять теоретические знания на практике при выполнении практической работы, соблюдая правила по технике безопасности. | Письменный: оценка результатов практической работы | |||||||||||||||||||||||||
Раздел программы: Тема 1. Атомы химических элементов (10 часов) Планируемые результаты освоения раздела (темы): Определять понятия «химический элемент», «порядковый (атомный) номер», «массовое число», «изотоп», «электронная оболочка», «электронный слой», «периодическая система химических элементов». Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер. Конкретизировать и различать понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «металлическая связь». | |||||||||||||||||||||||||||||||
1(6) | Основные сведения о строении атомов. | 15.09. - 21.09. | Урок усвоения новых знаний | Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атомов. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». | Уметь объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента. | Текущий фронтальный устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
2(7) | Изотопы. | 22.09 - 28.09. | Комбиниро ванный урок | Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. | Знать определение понятия «химический элемент». | Текущий фронтальный устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
3(8) | Строение электронных оболочек атомов. | 22.09. - 28.09. | Урок усвоения новых знаний | Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1-20 периодической системы Д.И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое(энергетическом уровне). | Уметь объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
4(9) | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. | 29.09. - 05.10. | Комбиниро ванный урок | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. | Знать формулировку периодического закона. Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Уметь характеризовать химические элементы (от Н до Са) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. | Текущий фронтальный устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
5(10) | Ионная связь. | 29.09 - 05.10. | Комбиниро ванный урок | Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. | Знать определение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь». Уметь определять тип химической связи (ионная) в соединениях. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
6(11) | Ковалентная неполярная связь. | 06.10. - 12.10 | Комбиниро ванный урок | Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. | Уметь определять тип химической связи (ковалентная неполярная) в соединениях. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
7(12) | Ковалентная полярная связь. | 06.10. - 12.10. | Комбиниро ванный урок | Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой – образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. | Уметь определять тип химической связи (ковалентная полярная) в соединениях. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
8(13) | Металлическая связь. | 13.10. - 19.10. | Комбиниро ванный урок | Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой – образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи. | Знать определение металлической связи, объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
9(14) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов». | 13.10. - 19.10. | Урок обобщения и систематиза ции знаний | Обобщение знаний, решение задач и упражнений по теме «Атомы химических элементов». | Умения планировать свою деятельность, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия. | Тематический | |||||||||||||||||||||||||
10(15) | Контрольная работа № 1 по теме «Атомы химических элементов». | 20.10. - 26.10. | Урок контроля | Контроль и учет знаний учащихся по пройденной теме «Атомы химических элементов». | Умения планировать свою деятельность, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия. | Письменный: оценка результатов контрольной работы. | |||||||||||||||||||||||||
Раздел программы: Тема 2. Простые вещества (7 часов) Планируемые результаты освоения раздела (темы): Классифицировать изученные химические элементы и образованные ими вещества. Исследовать свойства изучаемых веществ. Выполнять вычисления на основе понятий ОММ, ОАМ, массовая доля элемента, количество вещества, молярный объем. | |||||||||||||||||||||||||||||||
1(16) | Анализ контрольной работы. Простые вещества - металлы. | 20.10. - 26.10. | Комбиниро ванный урок | Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Важнейшие простые вещества – металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. | Знать общие физические свойства металлов. Характеризовать связь между составом, строением и свойствами. | Текущий фронтальный устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
2(17) | Простые вещества - неметаллы. | 27.10. - 02.11. | Комбиниро ванный урок | Важнейшие простые вещества – неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ – аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы. | Уметь характеризовать физические свойства неметаллов. Понимать связь между составом, строением и свойствами неметаллов. | Текущий фронтальный устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
3(18) | Количество вещества. Молярная масса. | 27.10. - 02.11 | Комбиниро ванный урок | Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Кратные единицы количества вещества – миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества. | Знать определение понятий «моль», «молярная масса». Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи). | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
Каникулы | |||||||||||||||||||||||||||||||
4(19) | Молярный объем газов. | 10.11. - 16.11 | Комбиниро ванный урок | Молярный объем газообразных веществ. Миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. | Знать определение молярного объема газов. Уметь вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа (и обратные задачи). | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
5(20) | Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро». | 10.11. - 16.11. | Комбиниро ванный урок | Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «»молярный объем газов», «постоянная Авогадро». | Уметь производить вычисления по формулам. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
6(21) | Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро». | 17.11 - 23.11. | Комбиниро ванный урок | Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «»молярный объем газов», «постоянная Авогадро». | Уметь производить вычисления по формулам. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
7(22) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества». | 17.11 - 23.11. | Урок обобщения и систематиза ции знаний | Обобщение знаний, решение задач и упражнений по теме «Простые вещества». | Умения планировать свою деятельность, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия. | Тематический | |||||||||||||||||||||||||
Раздел программы: Тема 3. Соединения химических элементов (14 часов) Планируемые результаты освоения раздела (темы): Составлять формулы бинарных соединений по известной степени окисления и определять степени окисления элементов в формулах.. Исследовать свойства изучаемых веществ. Учиться грамотно и безопасно работать с веществами и лабораторным оборудованием. Делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов. Классифицировать изучаемые вещества по составу. Производить расчеты, связанные с использованием понятия «доля». | |||||||||||||||||||||||||||||||
1(23) | Степень окисления. Бинарные соединения. | 24.11. - 30.11. | Урок усвоения новых знаний | Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. | Уметь определять степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
2(24) | Оксиды. Летучие водородные соединения. | 24.11. - 30.11 | Комбиниро ванный урок | Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. | Уметь определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть их, составлять формулы оксидов. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
II триместр 11 недель (22 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||||
3(25) | Основания. | 01.12. - 07.12 | Комбиниро ванный урок | Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. | Уметь определять принадлежность вещества к классу оснований, называть их, составлять формулы оснований. Знать качественную реакцию на распознавание щелочей. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
4(26) | Кислоты. | 01.12. - 07.12. | Комбиниро ванный урок | Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. | Уметь определять принадлежность вещества к классу кислот, знать формулы и названия кислот. Знать качественную реакцию на распознавание кислот. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
5(27) | Соли. | 08.12 - 14.12 | Комбиниро ванный урок | Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. | Уметь определять принадлежность вещества к классу солей, составлять формулы солей, называть их. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
6(28) | Основные классы неорганических веществ. | 08.12. - 14.12. | Урок обобщения и систематиза ции знаний | Основные классы неорганических веществ: оксиды, основания, кислоты, соли. | Знать формулы кислот; называть соединения изученных классов; определять принадлежность вещества к определенному классу; составлять формулы веществ. | Письменный: оценка результатов проверочной работы. | |||||||||||||||||||||||||
7(29) | Кристаллические решетки. | 15.12. - 21.12. | Урок усвоения новых знаний | Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения. | Уметь характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки. | Текущий фронтальный устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
8(30) | Чистые вещества и смеси. | 15.12. - 21.12. | Урок усвоения новых знаний | Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. | Знать свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Уметь приводить примеры жидких, твердых и газообразных смесей. | Текущий фронтальный устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
9(31) | Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора). | 22.12. - 28.12 | Комбиниро ванный урок | Массовая и объемная доли компонентов смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля». | Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
10(32) | Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой долей смеси. | 22.12. - 28.12. | Урок-упражнение с элементами соревнования | Расчеты, связанные с использованием понятия «доля». | Уметь производить расчеты, связанные с использованием понятия «доля». | Письменный: оценка результатов проверочной работы. | |||||||||||||||||||||||||
Каникулы | |||||||||||||||||||||||||||||||
11(33) | Повторный инструктаж по охране труда. Практическая работа № 2 «Анализ почвы и воды». Инструктаж по ТБ. | 12.01. - 18.01. | Урок применения ЗУНов | Анализ почвы и воды. | Уметь применять теоретические знания на практике при выполнении практической работы, соблюдая правила по технике безопасности. | Письменный: оценка результатов практической работы. | |||||||||||||||||||||||||
12(34) | Практическая работа № 3 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе». Инструктаж по ТБ. | 12.01. - 18.01. | Урок применения ЗУНов | Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе. | Уметь применять теоретические знания на практике при выполнении практической работы, соблюдая правила по технике безопасности. | Письменный: оценка результатов практической работы. | |||||||||||||||||||||||||
13(35) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов». | 19.01. - 25.01. | Урок обобщения и систематиза ции знаний | Обобщение знаний, решение задач и упражнений по теме «Соединения химических элементов». | Умения планировать свою деятельность, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия. | Тематический | |||||||||||||||||||||||||
14(36) | Контрольная работа № 2 по теме «Соединения химических элементов». | 19.01. - 25.01. | Урок контроля | Контроль и учет знаний учащихся по пройденной теме «Соединения химических элементов». | Умения планировать свою деятельность, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия. | Письменный: оценка результатов контрольной работы. | |||||||||||||||||||||||||
Раздел программы: Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (12 часов) Планируемые результаты освоения раздела (темы): Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии. Вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей. Отличать реакции обмена от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа, определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства воды, определять типы химических реакций Учиться грамотно и безопасно работать с веществами и лабораторным оборудованием. Делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов. | |||||||||||||||||||||||||||||||
1(37) | Анализ контрольной работы. Физические явления. | 26.01. - 01.02. | Комбиниро ванный урок | Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, - физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование. | Знать способы разделения смесей. | Текущий фронтальный устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
2(38) | Химические реакции. | 26.01. - 01.02. | Комбиниро ванный урок | Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света. | Знать определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций, типы реакций по поглощению или выделению энергии. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
3(39) | Химические уравнения. | 02.02. - 08.02. | Комбиниро ванный урок | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. | Знать определение понятия «химическая реакция». Уметь составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
4(40) | Расчеты по химическим уравнениям. | 02.02. - 08.02. | Комбиниро ванный урок | Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей. | Уметь вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
5(41) | Реакции разложения. | 09.02. - 15.02. | Комбиниро ванный урок | Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. | Уметь отличать реакции разложения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
6(42) | Реакции соединения. | 09.02. - 15.02. | Комбиниро ванный урок | Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. | Уметь отличать реакции соединения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
7(43) | Реакции замещения. | 16.02. - 22.02. | Комбиниро ванный урок | Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. | Уметь отличать реакции замещения от других типов реакций, знать условия течения и уметь составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя электрохимический ряд напряжений металлов. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
8(44) | Реакции обмена. | 16.02 - 22.02. | Комбиниро ванный урок | Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. | Уметь отличать реакции обмена от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа, определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
9(45) | Типы химических реакций на примере свойств воды. | 23.02. - 29.02. | Комбиниро ванный урок | Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения – электролиз воды. Реакции соединения – взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения – взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция). | Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства воды, определять типы химических реакций. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
10(46) | Практическая работа № 4 «Признаки химических реакций». Инструктаж по ТБ | 23.02. - 29.02. | Урок применения ЗУНов | Признаки химических реакций. | Уметь применять теоретические знания на практике при выполнении практической работы, соблюдая правила по технике безопасности. | Письменный: оценка результатов практической работы. | |||||||||||||||||||||||||
III триместр 12 недель (24 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||||
11(47) | Практическая работа № 5 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание». Инструктаж по ТБ. | 01.03 - 07.03. | Урок применения ЗУНов | Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. | Уметь применять теоретические знания на практике при выполнении практической работы, соблюдая правила по технике безопасности. | Письменный: оценка результатов практической работы. | |||||||||||||||||||||||||
12(48) | Контрольная работа № 3 по теме «Изменения, происходящие с веществами». | 01.03 - 07.03. | Урок контроля | Контроль и учет знаний учащихся по пройденной теме «Изменения, происходящие с веществами». | Умения планировать свою деятельность, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия. | Письменный: оценка результатов контрольной работы. | |||||||||||||||||||||||||
Раздел программы: Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (20 часов) Планируемые результаты освоения раздела (темы): Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах. Давать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация». Конкретизировать понятие «ион». Обобщать понятия «катион», «анион». Исследовать свойства растворов электролитов. Характеризовать условия течения реакций до конца в растворах электролитов. Учиться грамотно и безопасно работать с веществами и лабораторным оборудованием. Делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов. | |||||||||||||||||||||||||||||||
1(49) | Анализ контрольной работы. Растворение. Растворимость веществ в воде. | 08.03 - 14.03 | Комбиниро ванный урок | Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. | Знать определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде. Уметь пользоваться таблицей растворимости. | Текущий фронтальный устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
2(50) | Электролитическая диссоциация. | 08.03. - 14.03. | Комбиниро ванный урок | Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Классификация ионов и их свойства. | Знать определение понятий «электролит» и «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации. | Текущий фронтальный устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
3(51) | Основные положения теории электролитической диссоциации. | 15.03. - 21.03. | Комбиниро ванный урок | Основные положения теории электролитической диссоциации. | Знать основные положения теории электролитической диссоциации. | Текущий фронтальный устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
4(52) | Диссоциация кислот, оснований, солей. | 15.03. - 21.03. | Комбиниро ванный урок | Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. | Понимать сущность и уметь составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей. Знать определения кислот, щелочей и солей в свете теории электролитической диссоциации. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
Каникулы | |||||||||||||||||||||||||||||||
5(53) | Ионные уравнения. | 31.03. - 05.04. | Комбиниро ванный урок | Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. | Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
6(54) | Упражнения в составлении ионных уравнений реакций. | 31.03. - 05.04. | Урок-упражнение с элементами соревнования | Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. | Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. | Письменный: оценка результатов проверочной работы. | |||||||||||||||||||||||||
7(55) | Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. | 06.04. - 12.04. | Комбиниро ванный урок | Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями – реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот. | Знать классификацию и химические свойства кислот. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот в молекулярном и ионном виде. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
8(56) | Основания в свете теории электролитической диссоциации. | 06.04. - 12.04. | Комбиниро ванный урок | Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. | Знать классификацию и химические свойства оснований. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оснований в молекулярном и ионном виде. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
9(57) | Соли в свете теории электролитической диссоциации. | 13.04 - 19.04. | Комбиниро ванный урок | Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей. | Знать классификацию и химические свойства средних солей. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства средних солей в молекулярном и ионном виде. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
10(58) | Оксиды, их классификация, свойства. | 13.04. - 19.04 | Комбиниро ванный урок | Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах. | Знать классификацию и химические свойства оксидов. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
11(59) | Генетическая связь между классами неорганических веществ. | 20.04. - 26.04. | Комбиниро ванный урок | Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ. | Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь классов неорганических веществ. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
12(60) | Практическая работа № 6 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей». Инструктаж по ТБ. | 20.04. - 26.04. | Урок применения ЗУНов | Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. | Уметь применять теоретические знания на практике при выполнении практической работы, соблюдая правила по технике безопасности. | Письменный: оценка результатов практической работы. | |||||||||||||||||||||||||
13 (61) | Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач». Инструктаж по ТБ. | 27.04 - 03.05. | Урок применения ЗУНов | Решение экспериментальных задач. | Уметь применять теоретические знания на практике при выполнении практической работы, соблюдая правила по технике безопасности. | Письменный: оценка результатов практической работы. | |||||||||||||||||||||||||
14 (62) | Окислительно-восстановительные реакции. | 27.04 - 03.05. | Комбиниро ванный урок | Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. | Знать определения понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Уметь определять окислители и восстановители, отличать окислительно-восстановительные реакции от других типов реакций, классифицировать реакции по различным типам. | Текущий фронтальный устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
15 (63) | Окислительно-восстановительные реакции. | 04.05. - 10.05. | Комбиниро ванный урок | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. | Уметь расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
16 (64) | Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций. | 04.05- 10.05. | Урок-упражнение | Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. | Уметь расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса. | Письменный: оценка результатов проверочной работы. | |||||||||||||||||||||||||
17 (65) | Свойства простых веществ-металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах. | 11.05. - 17.05. | Комбиниро ванный урок | Свойства простых веществ-металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах. | Уметь составлять химические уравнения, характеризующие свойства простых веществ-металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
18 (66) | Свойства простых веществ-металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об ОВР | 11.05. - 17.05. | Урок-упражнение | Свойства простых веществ-металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах. | Уметь составлять химические уравнения, характеризующие свойства простых веществ-металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах | Письменный: оценка результатов проверочной работы. | |||||||||||||||||||||||||
19 (67) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». | 18.05. - 24.05. | Урок обобщения и систематиза ции знаний | Обобщение знаний, решение задач и упражнений по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». | Умения планировать свою деятельность, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия. | Тематический | |||||||||||||||||||||||||
20 | Контрольная работа № 4 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». | 18.05. - 24.05. | Урок контроля | Контроль и учет знаний учащихся по пройденной теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». | Умения планировать свою деятельность, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия. | Письменный: оценка результатов контрольной работы. | |||||||||||||||||||||||||
Резерв 2 часа | |||||||||||||||||||||||||||||||
1(69) | Анализ контрольной работы. Решение задач и уравнений. | 25.05. - 30.05. | Урок применения ЗУНов | Решение задач и уравнений. | Умения планировать свою деятельность, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия. | Текущий индивидуальный письменный | |||||||||||||||||||||||||
2(70) | Решение задач и уравнений. | 25.05. - 01.06. | Урок применения ЗУНов | Решение задач и уравнений. | Умения планировать свою деятельность, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия. | Текущий индивидуальный письменный |
Календарно-тематическое планирование курса химии в 8 классе учитель Миронова И.Ю.Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс. УМК О.С. Габриелян
Рабочая программа по химии 8 класс для учителей общеобразовательных учреждений, работающих по УМК О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии, 8 класс, УМК О.С.Габриелян
Рабочая программа по химии, 8 класс, УМК О.С.Габриелян, рассчитана на 2 ч, в РП прописан УМК...
Рабочая программа по химии 9 класс (автор О.С. Габриелян)
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей;освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;овладение умениями ...
Рабочая программа по химии 8 класс. УМК О.С. Габриелян
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; п...
Рабочая программа по химии 8 класс. УМК О.С. Габриелян
Данная рабочая программа реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как п...
Рабочая программа по химии 8 класс УМК О.С.Габриелян
Программа расчитана на 2 часа в неделю всего - 68 часов на 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа по химии 10 класс УМК О.С.Габриелян
Данная программа расчитана на 1 час в неделю всего 34 часа на 2014-2015 учебный год...