Рабочая программа по химии 8 класс. УМК О.С. Габриелян
рабочая программа по химии (8 класс) по теме
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; перечень практических работ; перечень контрольных работ; перечень лабораторных опытов; содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 8 класса; информационно – методическое обеспечение; средства обучения; критерии оценивания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Белоярская средняя общеобразовательная школа
Согласовано
Завучем по УВР
завуч
__________ /Н.В. Украинцева/
Утверждено
Директором школы
директор:
__________ /Т.В. Лопатина/
Рабочая программа
по химии
образовательная область: естествознание
восьмой класс
(вторая ступень образования)
учитель: ЕГОРОВА МАРГАРИТА ИВАНОВНА
2013-2014 учебный год
Рабочая программа по химии
8 класс
(2 часа в неделю, 72 часа за год)
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, автор О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010 – 80с.» (в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение атома → состав вещества → свойства).
Рабочая программа предназначена для изучения химии в 8 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». Дрофа, 2010. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1067. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ Белоярская СОШ программа рассчитана на преподавание курса химии в 8 классе в объеме 2 часа в неделю (72 часа, 36 учебных недель).
Количество контрольных работ за год – 5
Количество практических работ за год –7
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; перечень практических работ; перечень контрольных работ; перечень лабораторных опытов; содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 8 класса; информационно – методическое обеспечение; средства обучения; критерии оценивания.
Измерители – контрольные и проверочные работы составлены с использованием пособия: Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158.
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Курс «Химия» имеет комплексный характер, включает основы общей, неорганической химии. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Химия», 8 класс
Цели:
- освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями наблюдать химические явления; проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
- привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;
- создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;
- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ и экскурсии;
- продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.
- Привитие ученикам навыков самостоятельной работы с дополнительной учебной, научной, научно-популярной литературой по предмету, с электронными ресурсами.
- Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде
- В процессе овладения химическими знаниями и умениями учащиеся должны осознать очевидный факт: химия не более опасна, чем любая другая наука, - опасно ее непонимание или пренебрежение законами, что ведет к созданию экологически неполноценных технологий и производств; опасно сознательное использование достижений химической науки и химической промышленности во вред человеку.
Задачи развития:
- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;
- эстетических эмоций;
- положительного отношения к учебе;
- умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.
Задачи воспитания:
- способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;
- формирование у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;
- формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;
- воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.
Специальные умения, навыки и способы деятельности по учебному предмету «Химия», 8 класс:
Учащиеся должны знать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций;
- основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянство состава, периодический закон.
Должны уметь:
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядного) номера химического элемента, номер
группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева: закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных групп;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соотношениях;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева, уравнения химических реакций;
- обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количества вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
.
Контингент и уровень подготовки учащихся на начало обучения по данной программе.
Учащиеся класса базового уровня в основном не проявляют склонности и способностей к изучению технических дисциплин. Задания для учащихся предлагаются в основном репродуктивного характера. Курс химии в данных классах направлен, прежде всего, на раскрытие роли химии как части общей культуры человека, на обеспечение учащихся-гуманитариев необходимым запасом химических знаний, позволяющим ориентироваться в общественно значимых проблемах, связанных с химией.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.
Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по химии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Тематика и количество лабораторных и практических работ соответствуют Примерной программе по химии основного общего образования (базовый уровень).
В рабочей программе курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме текущего, рубежного и итогового контроля.
Учет межпредметных связей в преподавании неорганической химии позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым .и уже изученным содержанием. Межпредметные связи прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) между химией и другими курсами. Курс неорганической химии 8 класса опирается в большей степени на знание курса алгебры, физики, биологии, частично истории и географии. Перечисленные науки дают для химии следующие понятия:
Алгебра:
Расчетные задачи (вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле; вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
Составление формул соединений по валентности; вычисления по химическим уравнениям массы и количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества; определение массовой доли растворенного вещества). Изучение данных тем предполагает наличие математических знаний у учащихся.
Физика:
Предмет химии. Вещества и их свойства.
Закон Авогадро.
Закон сохранения массы веществ.
Физические свойства веществ, агрегатное состояние изучаются в темах: «Основные классы неорганических соединений»; «Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе»; «Воздух и его состав»; «Водород, его общая характеристика и нахождение в природе»; «Вода -растворитель».
Тепловой эффект химических реакций (эндо- и экзотермические реакции).
Физические явления.
Молекулы и атомы. Атомно-молекулярное учение.
Строение атома.
Кристаллические решетки.
Биология:
Физические и химические явления.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Круговорот кислорода в природе.
Вода. Растворы.
Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе.
География:
Чистые вещества и смеси. Круговорот воды в природе. Чистые вещества и смеси.
История:
Вклад ученых разных стран в становление химии как науки.
Виды контроля: промежуточный, текущий, тематический.
Методы контроля: письменный и устный.
Формы контроля: тест, самостоятельная работа, устный опрос.
Годовой календарный график контроля по химии
на 2013-2014 учебный год
8 класс
№ | Тема курса | Кол-во часов | Сроки изучения | Конт-рольная работа | Дата | Практи-ческая работа | Дата |
1. | Введение. | 9 | П.р. № 1 П.р. №2 | ||||
2. | Атомы химических элементов. | 10 | К.р. № 1 | ||||
3. | Простые вещества. | 7 | К.р. № 2 | ||||
4. | Соединения химических элементов. | 14 | К.р. № 3 | П.р. № 3 П.р. № 4 | |||
5. | Изменения, происходящие с веществами. | 12 | К.р. № 4 | П.р. № 5 | |||
6. | Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | 20 | К.р. № 5 | П.р. № 6 П.р. № 7 | |||
Всего | 72 | 5 | 7 |
Тематическое планирование по химии 8 класс
(2 часа в неделю, всего 72 часа)
УМК О.С. Габриеляна.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них | |
Практические работы | Конт-рольные работы | |||
1. | Введение | 9 | №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. №2. Наблюдение за горящей свечой. | |
2. | Атомы химических элементов | 10 | К.р. №1 | |
3. | Простые вещества | 7 | К.р. №2 | |
4. | Соединение химических элементов | 14 | №3. Анализ почвы и воды. №4. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества. | К.р. №3 |
5. | Изменения, происходящие с веществами. | 12 | №5. Признаки химических реакций. | К.р. №4 |
6. | Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | 20 | №6.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. №7. Решение экспериментальных задач 6 л/р | К.р. №5 |
Всего | 72 | 7 практических работ | 5 |
Перечень практических работ
№ | Тема |
1. | Практическая работа № 1. Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. |
4. | Практическая работа № 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание |
2. | Практическая работа № 3Анализ почвы и воды |
3. | Практическая работа № 4. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе |
5. | Практическая работа № 5. Признаки химических реакций. |
6. | Практическая работа № 6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. |
7. | Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач. |
Перечень контрольных работ по темам
№ | Тема | Вид проверки |
1. | Атомы химических элементов. | Контрольная работа № 1 |
2. | Простые вещества. | Контрольная работа № « |
3. | Соединения химических элементов. | Контрольная работа № 3 |
4. | Изменения, происходящие с веществами. | Контрольная работа № 4 |
5. | Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | Контрольная работа № 5 |
Перечень лабораторных опытов
№ | Тема |
1. | Лабораторный опыт № 1. Знакомство с образцами веществ разных классов.
|
2. | Лабораторный опыт № 2. Разделение смесей. |
3. | Лабораторный опыт № 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. |
4. | Лабораторный опыт № 4. Окисление меди в пламени спиртовки. |
5. | Лабораторный опыт № 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. |
6. | Лабораторный опыт № 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. |
7. | Лабораторный опыт № 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом. |
8. | Лабораторный опыт № 8. Реакции, характерные для растворов кислот. |
9. | Лабораторный опыт № 9. Реакции, характерные для растворов щелочей. |
10. | Лабораторный опыт № 10. Получение и свойства нерастворимого основания. |
11. | Лабораторный опыт № 11. Реакции, характерные для растворов солей. |
12. | Лабораторный опыт № 12. Реакции, характерные для основных оксидов.
|
13. | Лабораторный опыт № 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов. |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ХИМИИ 8 КЛАССА
ТЕМА 1. Введение (9 часов)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи.
1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.
2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Практические работы.
№1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
№2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.
ТЕМА 2. Атомы химических элементов (10 часов)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации.
- Модели атомов химических элементов.
- Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
ТЕМА 3. Простые вещества (7 часов)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи.
3. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.
4. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро».
Демонстрации.
- Получение озона.
- Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора.
- Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль.
- Модель молярного объема газообразных веществ.
ТЕМА 4. Соединения химических элементов (14 часов)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи.
5. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.
6. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.
7. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации.
- Образцы оксидов, кислот, оснований и солей.
- Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV).
- Взрыв смеси водорода с воздухом.
- Способы разделения смесей.
Лабораторные опыты.
1. Знакомство с образцами веществ разных классов.
2. Разделение смесей.
Практические работы.
№3. Анализ почвы и воды.
№4. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
ТЕМА 5. Изменения, происходящие с веществами (12 часов)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи.
8. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.
9. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
10. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации.
- Примеры физических явлений: а)плавление парафина; б)возгонка иода или бензойной кислоты; в)растворение перманганата калия; г)диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания.
- Примеры химических явлений: а)горение магния, фосфора; б)взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в)получение гидроксида меди (II); г)растворение полученного гидроксида в кислотах; д)взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е)разложение перманганата калия; ж)взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з)разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты.
3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.
4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки.
5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.
6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.
7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Практические работы.
№5. Признаки химических реакций.
ТЕМА 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (20 часов)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации.
- Испытание веществ и их растворов на электропроводность.
- Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации.
- Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II).
- Горение магния.
- Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты.
8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной).
9. Реакции, характерные для растворов щелочей (для гидроксида натрия).
10. Получение и свойства нерастворимого основания (гидроксида меди (II)).
11. Реакции, характерные для основных оксидов (для оксида кальция).
12. Реакции, характерные для кислотных оксидов (для углекислого газа).
13. Реакции, характерные для растворов солей (для хлорида меди (II)).
Практические работы.
№6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
№7. Решение экспериментальных задач.
Перечень расчетных задач
1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.
2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
3. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.
4. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро».
5. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.
6. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.
7. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
8. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.
9. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
10. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Перечень демонстраций
- Модели атомов химических элементов.
- Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
- Получение озона.
- Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора.
- Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль.
- Модель молярного объема газообразных веществ.
- Образцы оксидов, кислот, оснований и солей.
- Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV).
- Взрыв смеси водорода с воздухом.
- Способы разделения смесей.
- Примеры физических явлений: а)плавление парафина; б)возгонка иода или бензойной кислоты; в)растворение перманганата калия; г)диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания.
- Примеры химических явлений: а)горение магния, фосфора; б)взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в)получение гидроксида меди (II); г)растворение полученного гидроксида в кислотах; д)взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е)разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з)разложение пероксида водорода; и)электролиз воды.
- Опыты, показывающие зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами), от величины площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ (взаимодействие различных по размеру гранул цинка с соляной кислотой), от концентрации и температуры (взаимодействие цинка с серной кислотой разной концентрации при разных температурах), от катализатора (разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца).
- Примеры необратимых реакций, протекающих с образованием газа, осадка или воды.
- Примеры обратимых реакций; смещение равновесия химической реакции, протекающей между роданидом аммония и хлоридом железа (III) в растворе.
- Испытание веществ и их растворов на электропроводность.
- Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации.
- Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II).
- Горение магния.
- Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Соответствие практических работ
№ п/п | По авторской программе | № п/п | По рабочей программе |
1 | Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. | 1 | Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. |
2 | Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание | 2 | Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. |
3 | Анализ почвы и воды. | 3 | Анализ почвы и воды. |
4 | Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе. | 4 | Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе. |
5 | Признаки химических реакций. | 5 | Признаки химических реакций. |
6 | Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.. | 6 | Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. |
7 | Решение экспериментальных задач. | 7 | Решение экспериментальных задач. |
Всего: 7 | 7 | 7 |
Соответствие лабораторных опытов
№ п/п | По авторской программе | № п/п | По рабочей программе |
1 | Знакомство с образцами веществ разных классов. | 1 | Знакомство с образцами веществ разных классов. |
2 | Разделение смесей. | 2 | Разделение смесей. |
3 | Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. | 3 | Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. |
4 | Окисление меди в пламени спиртовки. | 4 | Окисление меди в пламени спиртовки. |
5 | Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. | 5 | Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. |
6 | Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. | 6 | Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. |
7 | Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом. | 7 | Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом. |
8 | Реакции, характерные для растворов кислот (соляной). | 8 | Реакции, характерные для растворов кислот (соляной). |
9 | Реакции, характерные для растворов щелочей (для гидроксида натрия). | 9 | Реакции, характерные для растворов щелочей (для гидроксида натрия). |
10 | Получение и свойства нерастворимого основания (гидроксида меди (II)). | 10 | Получение и свойства нерастворимого основания (гидроксида меди (II)). |
11 | Реакции, характерные для основных оксидов (для оксида кальция). | 11 | Реакции, характерные для основных оксидов (для оксида кальция). |
12 | Реакции, характерные для кислотных оксидов (для углекислого газа). | 12 | Реакции, характерные для кислотных оксидов (для углекислого газа). |
13 | Реакции, характерные для растворов солей (для хлорида меди (II)). | 13 | Реакции, характерные для растворов солей (для хлорида меди (II)). |
Всего: 13 | 13 |
Календарно-тематическое планирование по химии 8 класс (72 часа)
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характери-стика дея-тельности уч-ся или виды учеб-ной деятель-ности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Демонстра-ции и лаборатор-ные работы | Оборудование реактивы | Дата проведения | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Тема 1. Введение. Первоначальные химические понятия (9 часов) | |||||||||||
1 | Вводный инструктаж по охране труда | 1 | УИНМ | Работа с учебником | Знать правила поведения в кабинете химии, противопожарной безопасности, санитарной гигиены. | Изучить конспект | Таблицы по ОТ | ||||
2 | Предмет химии. Вещества. | 1 | УИНМ | Работа с учебником. | Фронтальный. Упр.3,8,9 | Знать определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула. Различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент». | Введение, §1,упр.36,10 с.10-11 | Д1. Коллекция изделий тел из алюминия и стекла. | Алюминиевая проволока, ложка, гранулы, кастрюля. Стеклянные стакан, трубка, пробирка, колба, оконное стекло и т.д | ||
3 | Практическая работа №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудова-нием и нагревательными приборами». | 1 | ПР | Выполне-ние практиче-ской работы | Практическая работа № 1 | Знать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием | Закончить отчет по практической работе | Лабораторный штатив, спиртовка, спички, пробирки, химические стаканы, колбы. | |||
4 | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека | 1 | КУ | Текущий. Упр.1,2,3 | Знать понятие: химическая реакция. Уметь отличать химические реакции от физических явлений. | §2, ответить на вопросы упр. 1,3. | Д2, 3 Взаимодействие соляной кислоты с мрамором. Помутнениеизвестковой воды | Раствор соляной кислоты, мрамор, известковая вода, пробирки, стеклянная трубка. | |||
5 | Практическая работа №2 «Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечей и их описание» | ||||||||||
6 | Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. | 1 | §3, с. 19 – 24, №3. | Портреты М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева. | |||||||
7 | Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов. | 1 | КУ | Работа с таблицей (ПСХЭ), заполнение таблицы1 на с.32 | Фронтальный. Таблица 1, с.32 | Уметь определять положение химического элемента в периодической системе. Уметь называть химические элементы. Знать знаки первых 20 химических элементов | §4 прочитать, выполнить №1,4, выучить знаки 20 первых хим. элементов. | Портрет Д.И. Менделеева | |||
8 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса. | 1 | КУ | Работа по рабочей тетради (вычисле-ния А и М массы) | Работа с ДМ. | Знать определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Понимать и записывать химические формулы веществ. Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам. | §5 прочитать, выполнить №1,4.по учебнику и №9,10 по рабочей тетради с.16 | ||||
9 | Упражнения в применении знаний. Расчеты по химической формуле вещества. | 1 | КУ | Решение задач | Работа по карточкам. | Уметь вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения. | §5 прочит., решить №8 и по раб. тетради №3,4 на с.18 | ||||
Тема 2. Атомы химических элементов (10 часов) | |||||||||||
10 | Атомы как форма существования химического элемента. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. | 1 | УИНМ | Работа по учебнику | Текущий. | Уметь объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента. | §6 прочитать, выполнить №1,3,5 на с.43. | Д4. Модели атомов химических элементов. | Модели атомов химических элементов. | ||
11 | Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. | 1 | КУ | Фронтальный. | Знать определение понятия «химический элемент». | §7 прочитать, выполнить №3 | |||||
12 | Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов | 1 | КУ | Устный. | Уметь объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. | §8 разобрать, выполнить №3,4,5 и №6,5 с.25 по рабочей тетради | |||||
13 | Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | 1 | КУ | Текущий. | Знать формулировку периодического закона. Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Уметь характеризовать химические элементы (от H до Са) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. | §8и9 до с.55 разобрать,№5,6,7 с.28 по рабочей тетради выполнить. | |||||
14 | Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Понятие об ионной связи. | 1 | КУ | Текущий. | Знать определение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь». Уметь определять тип химической связи (ионная ) в соединениях. | §9 полностью прочитать, выполнить №2 по учебнику, №8 с.30 по рабочей тетради | |||||
15 | Взаимодействие атомов элементов неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. | 1 | КУ | Текущий. | Уметь определять тип химической связи (ковалентная неполярная) в соединениях | §10 прочитать, выполнить №1-5 с.62 по учебнику | |||||
16 | Взаимодействие атомов неметаллов между собой – образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. | 1 | КУ | Текущий. | Уметь определять тип химической связи (ковалентная полярная связь) в соединениях | §11 прочитать, выполнить №1-4 | |||||
17 | Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи. | 1 | КУ | Текущий. | Знать определение металлической связи, объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью. | §12 прочитать, ответить на вопросы 1,3 по учебнику, №2 с.36 заполнить таблицу по рабочей тетради | |||||
18 | Обобщение и систематиза-ция знаний по теме «Атомы химических элементов» | 1 | УО | Тематический. | Повторить § 6-12,по рабочей тетради выполнить задания 1-3(2-3уровень) с.38 | ||||||
19 | Контрольная работа №1 по темам 1,2. | 1 | УК | Контрольная работа | |||||||
Тема 3. Простые вещества (7 часов) | |||||||||||
20 | Простые вещества- металлы | 1 | КУ | Текущий. | Знать общие физические свойства металлов. Характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов. | §13 прочитать, выполнить №1,2 по учебнику, № 3,4 с.41 по рабочей тетради | Демонстрация коллекций металлов | Коллекции «Алюминий», «Металлы и сплавы». | |||
21 | Простые вещества-неметаллы | 1 | КУ | Текущий. | Уметь характеризовать физические свойства неметаллов. Понимать связь между составом, строением и свойствами неметаллов. | §14 прочитать, выполнить №3 по учебнику и №4,6 по рабочей тетради с.43. | Д5. Получение озона. Образцы белого и красного фосфора, белого и серого олова. | Водород, кислород (в газометре), сера, фосфор, уголь, белое олово. | |||
22 | Количество вещества. Моль. Молярная масса. | 1 | КУ | Знать определение понятий «моль», «молярная масса». Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по извест-ному количеству вещества и «обратные задачи» | § 15 разобрать, решить задачи №2а, б; 3а, б | Д6. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль | Таблица «Вещества количеством 1 моль». | ||||
23 | Молярный объем газообразных веществ. Закон Авогадро. | 1 | КУ | Текущий. | Знать определение молярного объема газов. Уметь вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа (и обратные задачи) | §16 разобрать, решить задачи 1а,2а, в. | Д7. Модель молярного объёма газообразных веществ. | Рисунок «Модель молярного объёма газообразных веществ» | |||
24 | Решение задач по химической формуле | 1 | КУ | Письменный. | Знать понятия: «моль», «молярная масса», «молярный объем»; уметь производить вычисления по химическим формулам. | § 15,16 повторить, решить задачи №4,5 на с.85 и № 9,10 с.50 по рабочей тетради | |||||
25 | 1 | УО | Тематический. | Повторить § 13-16,выпол-нить по рабочей тетради №11,12 с.50, №7,8 с.52. | |||||||
26 | Контрольная работа №2 по теме: «Простые вещества» | 1 | УК | Контрольная работа №2 | |||||||
Тема 4. Соединения химических элементов (14 часов) | |||||||||||
27 | Степень окисления. Бинарные соединения. | 1 | УИНМ | Текущий. | Уметь определять степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения. | Разобрать §17, выполнить №1,2 | |||||
28 | Оксиды. Летучие водородные соединения. | 1 | КУ | Текущий. | Уметь определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть его, составлять формулы оксидов. | § 18 прочитать, выполнить № 4,5 | Д8. Образцы оксидов неМе (Р2О5, СО2, SiО2, Н2О) и водородных соединений (НСl, NН3). | Д8. Образцы оксидов неМе (Р2О5, СО2, SiО2, Н2О) и водородных соединений (НСl, NН3). | |||
29 | Основания. | 1 | КУ | Текущий. | Уметь определять принадлежность вещества к классу оснований, называть его, составлять формулы оснований. Знать качественную реакцию на распознавание щелочей. | § 19 прочитать, выполнить № 4,5 | Д9. Образцы щелочей (твёрдых и растворов) и нераствори-мых основа-ний. Измене-ние окраски индикато-ров в щело-чной среде. Лр №1. Зна-комство с основаниями (щелочами и нерастворимыми основаниями) | Д9. Образцы щелочей (твёрдых и растворов) и нерастворимых оснований. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Лр №1. Знакомство с основаниями (щелочами и нерастворимыми основаниями) | |||
30 | Кислоты. | 1 | КУ | Работа с ДМ. | Уметь определять принадлежность вещества к классу кислот, знать формулы и названия кислот. Знать качественную реакцию на распознавание кислот. | § 20 прочитать, выполнить №1,4, выучить формулы кислот (табл.5 с.109) | Д10, Лр№1. Образцы кислот Изменение окраски индикаторов в кислой среде. | Соляная, серная, азотная, уксусная, лимонная, аскорбиновая, ацетилсалициловая, муравьиная кислоты, лакмус, фенолфталеин, метилоранж. | |||
31 | Соли. | 1 | КУ | Работа с ДМ. | Уметь называть соли; составлять формулы солей. | § 21 прочитать, выполнить № 1,2,3. Выучить названия солей (табл.5 с 109) | Д11, Л. Р. №1. Образцы солей кислородсо-держащих и бескислородных кислот. | Соли NаСl, СаСО3, Са3(РО4)2 и другие | |||
32 | Соли | 1 | КУ | Работа с ДМ. | Уметь определять принадлежность вещества к классу солей, составлять формулы солей, называть их. | § 21 повторить, выполнить № 3,5,6 с.71 по рабочей тетради | |||||
33 | Основные классы неорганических веществ | 1 | УПЗУ | Обобщающий. | Знать формулы кислот; называть соединения изученных классов; определять принадлежность вещества к определенному классу; составлять формулы веществ. | § 18-21 повторить, выполнить № 1,2 на с.73 по рабочей тетради. | |||||
34 | Амфотерные и кристаллические вещества. | 1 | УИНМ | Текущий. | Уметь характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки. | § 22 прочитать, выполнить№4 с.77 по рабочей тетради. | Д12. Модели кристаллических решёток хлорида натрия, алмаза, углекислого газа. | Модели кристаллических решёток хлорида натрия, алмаза, углекислого газа. | |||
35 | Чистые вещества и смеси. | 1 | УИНМ | Текущий | Использовать знания для критической оценки информации о веществах, используемых в быту. | § 23 прочитать, ответить на вопросы 1-4. | Д13. Разделение смесей. Д14. Взрыв смеси водорода с воздухом (видео) | ||||
36 | Разделение смесей. Очистка веществ. | 1 | КУ | Текущий. | Знать способы разделения смесей. | § 25 прочитать, ответить на вопросы № 1-6. | |||||
37 | Практическая работа №3 «Очистка загрязненной поваренной соли» | 1 | ПР | Практическая работа №3 | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью очистки загрязненной поваренной соли. | Оформить работу до конца. | Лр №2. Разделение смеси с помощью делительной воронки. | Делительная воронка, воронка, фильтр, магнит, спиртовка, смесь серы и железных опилок, смесь песка и сахара. Пробирки, почва, фильтр, стеклянная трубка, предметное стекло, держатель, спиртовка, универсальная индикаторная бумага, спички. | |||
38 | Массовая и объемная доля компонентов смеси (раствора) | 1 | КУ | Текущий. | Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе. | § 24 разобрать, решить задачи №2-4 | |||||
39 | Практическая работа №4 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества» | 1 | ПР | Практическая работа №4 | Уметь обращаться с химической посудой и оборудованием | Повторить § 24, решить №7 | Мерный цилиндр, чайная ложка, коническая колба, вода. | ||||
40 | Контрольная работа №3 по теме «Соединения химических элементов» | 1 | УК | Контрольная работа №3 | |||||||
Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (12 часов) | |||||||||||
41 | Химические реакции | 1 | КУ | Текущий. | Знать определение понятия «химическая реакция», признаки и условия протекания химических реакций, типы реакций по поглощению или выделению энергии. | § 26 прочитать, выполнить №1-6 | Д16. Примеры химических явлений: горе-ние магния, фосфора (ви-део), взаимо-действие соля-ной кислоты с мрамором или мелом,получе-ние гидрокси-да меди (II), растворение полученного гидроксида в кислотах, взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании, разложение перманганата калия, взаимо-действие раз-бавленных кислот с металлами, разложение пероксида водорода, электролиз воды (видео). | Магниевая лента, спички, ножницы для сжигания, растворы соляной и серной кислот, мрамор или мел, сульфат меди (II), раствор гидроксида натрия, оксид меди (II), перманганат калия, пробирки, спиртовка, спички, газоотводная трубка с пробкой, лучинка, цинк, магний, железо, пероксид водорода, оксид марганца (IV). | |||
42 | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. | 1 | КУ | Текущий. Работа с ДМ. | Знать определение понятия «химическая реакция». Уметь составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ. | § 27 разобрать, выполнить № 3,4. | |||||
43 | Составление уравнений химических реакций | 1 | КУ | Письменный. | Уметь составлять уравнения химических реакций. | § 27 повторить, выполнить №1,2. | |||||
44 | Расчеты по химическим уравнениям. | 1 | КУ | Текущий. | Уметь вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей. | § 28 прочитать, решить №3,4,5. | |||||
45 | Реакции разложения | 1 | КУ | Текущий. | Уметь отличать реакции разложения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа. | § 29 прочитать, выполнить №2,5 | |||||
46 | Реакции соединения | 1 | КУ | Текущий. | Уметь отличать реакции соединения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа. | § 30 разобрать, выполнить № 1,8 | Лр №4. Окисление меди в пламени спиртовки. | Медная пластинка или проволока, спиртовка, спички, держатель | |||
47 | Реакции замещения | 1 | КУ | Работа с ДМ. | Уметь отличать реакции замещения от других типов реакций, знать условия течения и уметь составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов. | § 31 прочитать, выполнить №1,2,3. | Лр №5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. Лр №6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. Лр №7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом. | Известковая вода, стеклянная трубка, пробирка, карбонат натрия, раствор соляной кислоты, раствор хлорида меди (II), железные гранулы. | |||
48 | Реакции обмена | 1 | КУ | Текущий. | Уметь отличать реакции обмена от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа, определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца. | § 32 прочитать, выполнить №3,5 | Оксид меди (II), раствор серной кислоты, спиртовка, спички, мрамор, раствор соляной кислоты, хлорид железа (III), растворы роданида калия, карбоната натрия, хлорида кальция | ||||
49 | Типы химических реакций на примере свойств воды. | 1 | КУ | Текущий. | Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства воды, определять типы химических реакций. | § 33 прочитать, выполнить №3,4 | Д9. Образцы щелочей (твёрдых и растворов) и нерастворимых оснований. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде | ||||
50 | Практическая работа №5 «Признаки химических реакций» | Практическая работа №5 | |||||||||
51 | Обобщение и систематиза-ция знаний по теме «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций» | 1 | УПЗУ | Тематический. | Уметь определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, составлять формулы веществ. Составлять уравнения химических реакций. Уметь определять тип химических реакций. | Повторить § 27-33. выполнить по раб. тетради №1,2 с.111. | |||||
52 | Контрольная работа №4 по теме «Изменения, происходящие с веществами» | 1 | УК | Контрольная работа №4 | |||||||
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (20 часов) | |||||||||||
53 | Растворение. Растворимость веществ в воде. | 1 | УИНМ | Текущий. | Знать определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде. Уметь пользоваться таблицей растворимости | § 34 прочитать, ответить на вопросы 3-6 | Растворение безводного сульфата меди (II) и концентрированной серной кислоты. | Безводный сульфат меди, вода, 2 стакана, концентриро-ванная серная кислота, термометр. | |||
54 | Электролиты и неэлектролиты. | 1 | КУ | Текущий. | Знать определения понятий «электролит», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации. | § 35 прочитать, ответить на вопросы №2-5. | Д17. Испытание веществ и их растворов на проводимость (видео). Д18. Зависи-мость электро-проводности уксусной кислоты от концентрации (видео). | ||||
55 | Основные положения теории электролити-ческой диссоциации | 1 | КУ | Фронтальный. | Знать понятия «ион», «электролитическая диссоциация»; основные положения теории электролитической диссоциации. | § 36 прочитать, выполнить №2,3,4,5. | Д19. Движение окрашенных ионов в электрическом поле (видео). | ||||
56 | Ионные уравнения | 1 | КУ | Работа с ДМ. | Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. | § 37 прочитать, выполнить №3,4 | Реакции, идущие с выпадением осадка, выделением газа и образованием малодиссоции-рованного вещества (воды). | Растворы хлорида меди (II), гидроксида натрия, карбоната натрия, соляной кислоты, фенолфталеин. | |||
57 | Кислоты. Классификация кислот. | 1 | КУ | Текущий. | Знать формулы кислот, уметь называть кислоты; классификацию кислот. | § 38 разобрать, выполнить №1,3. | Лр №8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной и серной). | Растворы серной и соляной кислот, гидроксида натрия, карбоната натрия,пробирки, гранулы цинка, оксид меди II | |||
58 | Кислоты. Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации (ТЭД) | 1 | КУ | Текущий. | Уметь характеризовать химические свойства кислот, составлять уравнения химических реакций, распознавать опытным путем растворы кислот. | § 38 прочитать, выполнить №2,4 | |||||
59 | Основания. Классификация оснований | 1 | КУ | Письменный. | Уметь называть основания, знать классификацию оснований. | §39 прочитать, выполнить №3,4 | Лр №9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия и калия). | ||||
60 | Основания. Свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации (ТЭД) | 1 | КУ | Письменный. | Знать химические свойства оснований. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оснований в молекулярном и ионном виде. | § 39 повторить, выполнить №8,9, по раб. тетради на с.145. | Лр №10. Получение и свойства нерастворимого основания, например, гидроксида меди (II). | Растворы гидроксида натрия и калия, сульфата меди (II), соляной кислоты, спиртовка, держатель. Растворы хлорида меди, гидроксида калия, нитрата серебра, гранулы цинка | |||
61 | Оксиды в свете теории электролитической диссоциации | 1 | КУ | Текущий. | Знать классификацию и химические свойства оксидов. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов в молекулярном и ионном виде. | § 40 прочитать, выполнить № 2,5 | Лр №12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). Лр №13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа). | Оксид кальция, вода, раствор соляной кислоты, углекислый газ, лакмус, фенолфталеин, известковая вода. | |||
62 | Соли в свете теории электролитической диссоциации | 1 | КУ | Знать классификацию и химические свойства средних солей. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства средних солей в молекулярном и ионном виде. | § 41 прочитать, выполнить №2,3 | Лр №11. Реакции, характерные для растворов солей (например для хлорида меди (II). | Растворы хлорида меди, гидроксида калия, нитрата серебра, гранулы цинка | ||||
63 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. | 1 | КУ | Работа по карточкам. | Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неоргани-ческих соединений в моле-кулярном и ионном виде. | § 42 разобрать, выполнить №3,4 | |||||
64 | Практическая работа №6 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» | 1 | ПР | Практическая работа №6 | Уметь обращаться с химиче-ской посудой и лаборатор-ным оборудованием. Испо-льзовать приобретенные знания и умения в практи-ческой деятельности для безопасного обращения с веществами. | Повторить §34-43 | Растворы соляной и серной кислот, гидроксида натрия, хлорида меди, оксид кальция. | ||||
65 | Окислительно-восстанови-тельные реакции | 1 | УИНМ | Текущий. | Знать определение понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Уметь определять окислители и восстановители, отличать окислительно-восстановительные реакции от других типов реакций, классифицировать реакции по различным типам, расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса. | § 43 разобрать, выполнить №7 | Д20. Взаимодействие цинка с серой (видео), соляной кислотой, хлоридом меди (II). Д21. Горение магния | Растворы соляной кислоты, хлорида меди (II), цинк, магниевая лента | |||
66 | Упражнения в составлении окислительно-восстанови-тельных реакций. | 1 | У-У | Работа с ДМ. | Уметь расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса. | § 43 повторить, выполнить №4,5,6. | |||||
67 | Свойства веществ изученных классов соединений в свете окислительно-восстанови-тельных реакций. | 2 | КУ | Работа по раб. тетради. Работа с ДМ. | Уметь составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде, рассматривать их с позиций учения об окислительно-восстановительных реакциях. | § 43 повторить, выполнить 13 на с.163, №1 на с.164 (раб. тетрадь) | |||||
68 | Практическая работа №7 «Решение экспериментальных задач» | Практическая работа №7 | Уметь обращаться с химиче-ской посудой и лаборатор-ным оборудованием. Испо-льзовать приобретенные знания и умения в практи-ческой деятельности для безопасного обращения с веществами. | ||||||||
69 | Обобщение и систематиза-ция знаний по курсу 8 класса | 1 | УПЗУ | Тематический. | Выполнить №1,2 (1,2 уровень) по раб. тетради, с.166 | ||||||
70 | Обобщение. Решение расчетных задач. | 1 | УПЗУ | Тематический. | Выполнить №1,2(3 уровень) по раб, тетради с.166. | ||||||
71 | Контрольная работа №5 | 1 | УК | Контрольная работа № 5 | |||||||
72 | Анализ контрольной работы | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения химии ученик должен
знать / понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращатьсяс химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Информационно – методическое обеспечение
Основная литература:
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.
- Химия. 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – М: «Дрофа», 2010. – 270, [2] с. : ил.
- Настольная книга учителя.Химия. 8 класс/ О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2008.
- Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158, [2] с.
- Химия. 8кл.:рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна«Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.: ил.
- Химия. 8 кл.: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2010. – 96 с. : ил.
Дополнительная литература:
- Изучаем химию в 8 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» для учащихся и учителей – 5-е изд., испр и доп. – Москва: «БЛИК и К», 2004. – 224с.
- Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: к учебнику О.С. ГабриелянаХимия. 8 класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 159, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект).
- Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005. – 256с.
- ГлинкаН.Л. Общая химия. Издательство «Химия», 1979
- «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
- http://him.1september.ru/index.php– журнал «Химия».
- http://him.1september.ru/urok/-Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Химия".
15. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
16. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
Средства обучения
1. Печатные пособия
Таблицы:
- Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»)
- Серия инструктивных таблиц по химии
- Серия таблиц по неорганической химии
Информационно-комуникативные средства:
- Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) химии.
- Электронная библиотека по химии.
2. Экранно-звуковые пособия
- Комплект транспарантов по неорганической химии: строение атома, строение вещества, химическая связь.
3. Технические средства обучения
- Интерактивная доска.
- Компьютер мультимедийный.
- Мультимедийный проектор.
4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Приборы, приспособления:
- Аппарат (установка) для дистилляции воды.
- Весы (до 500 г).
- Нагревательные приборы (электроплитка, спиртовка).
- Столик подъемный.
- Штатив для демонстрационных пробирок ПХ-21.
- Штатив металлический ШЛБ.
- Аппарат (прибор) для получения газов.
- Аппарат для проведения химических реакций АПХР.
- Прибор для иллюстрации зависимости скорости химической реакции от условий.
- Прибор для окисления спирта над медным катализатором.
- Прибор для определения состава воздуха.
- Прибор для собирания и хранения газов.
Реактивы и материалы:
- Набор № 1 «Кислоты»
- Набор № 2 «Кислоты»
- Набор № 3 «Гидроксиды»
- Набор № 4 «Оксиды металлов»
- Набор № 5 «Металлы»
- Набор № 6 «Щелочные и щелочно-земельные металлы»
- Набор № 7 «Огнеопасные
- Набор № 8 «Галогены»
- Набор № 9 «Галогениды»
- Набор № 10 «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды»
- Набор № 1 1 «Карбонаты»
- Набор № 12 «Фосфаты.
- Набор № 13 «Ацетаты. Роданиды. Соединения железа»
- Набор № 14 «Соединения марганца»
- Набор № 15 «Соединения хрома»
- Набор № 16 «Нитраты»
- Набор № 17 «Индикаторы»
- Набор № 18 «Минеральные удобрения»
Модели
- Набор кристаллических решеток: алмаза, графита, диоксида углерода, железа, магния, меди, поваренной соли, йода, льда.
- Набор для моделирования строения неорганических веществ.
- Набор для моделирования типов химических реакций (модели-аппликации).
- Справочно-информационный стенд, «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».
Критерии оценивания
Устный ответ
Оценка «5» - ответ полный, правильный, самостоятельный, материал изложен в определенной логической последовательности.
Оценка «4» - ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической последовательности, допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» - ответ полный, но допущены существенные ошибки или ответ неполный.
Оценка «2» - ученик не понимает основное содержание учебного материала или допустил существенные ошибки, которые не может исправить даже при наводящих вопросах учителя.
Расчетные задачи
Оценка «5» - в логическом рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4» - в рассуждении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3» - в рассуждении нет ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.
Оценка «2» - имеются ошибки в рассуждениях и расчетах.
Экспериментальные задачи
Оценка «5» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, дано полное объяснение и сделаны выводы.
Оценка «4» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, при этом допущено не более двух ошибок (несущественных) в объяснении и выводах.
Оценка «3» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Оценка «2» -допущены две и более ошибки в плане решения, в подборе реактивов, выводах.
Практическая работа
Оценка «5» - работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности, поддерживается чистота рабочего места, экономно расходуются реактивы.
Оценка «4»- работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Оценка «3»- работа выполнена не менее чем на половину или допущены существенные ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, но исправляются по требованию учителя.
Оценка «2»- допущены две или более существенные ошибки, учащийся не может их исправить даже по требованию учителя.
Контрольная работа
Оценка «5» - работа выполнена полностью, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4» - работа выполнена полностью, допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3» - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная или две несущественные ошибки.
Оценка «2» - работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Средства обучения
1. Печатные пособия
Таблицы:
- Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»)
- Серия инструктивных таблиц по химии
- Серия таблиц по неорганической химии
Информационно-комуникативные средства:
- Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) химии.
- Электронная библиотека по химии.
2. Экранно-звуковые пособия
- Комплект транспарантов по неорганической химии: строение атома, строение вещества, химическая связь.
3. Технические средства обучения
- Интерактивная доска.
- Компьютер мультимедийный.
- Мультимедийный проектор.
4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Приборы, приспособления:
- Аппарат (установка) для дистилляции воды.
- Весы (до 500 г).
- Нагревательные приборы (электроплитка, спиртовка).
- Столик подъемный.
- Штатив для демонстрационных пробирок ПХ-21.
- Штатив металлический ШЛБ.
- Аппарат (прибор) для получения газов.
- Аппарат для проведения химических реакций АПХР.
- Прибор для иллюстрации зависимости скорости химической реакции от условий.
- Прибор для окисления спирта над медным катализатором.
- Прибор для определения состава воздуха.
- Прибор для собирания и хранения газов.
Реактивы и материалы:
- Набор № 1 «Кислоты»
- Набор № 2 «Кислоты»
- Набор № 3 «Гидроксиды»
- Набор № 4 «Оксиды металлов»
- Набор № 5 «Металлы»
- Набор № 6 «Щелочные и щелочно-земельные металлы»
- Набор № 7 «Огнеопасные
- Набор № 8 «Галогены»
- Набор № 9 «Галогениды»
- Набор № 10 «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды»
- Набор № 1 1 «Карбонаты»
- Набор № 12 «Фосфаты.
- Набор № 13 «Ацетаты. Роданиды. Соединения железа»
- Набор № 14 «Соединения марганца»
- Набор № 15 «Соединения хрома»
- Набор № 16 «Нитраты»
- Набор № 17 «Индикаторы»
- Набор № 18 «Минеральные удобрения»
Модели
- Набор кристаллических решеток: алмаза, графита, диоксида углерода, железа, магния, меди, поваренной соли, йода, льда.
- Набор для моделирования строения неорганических веществ.
- Набор для моделирования типов химических реакций (модели-аппликации).
- Справочно-информационный стенд, «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 9 кл.О.С.Габриелян
Программа рассчитана на 68 ч /год и 2 ч/нед, содержит пояснительную записку, тематичекое и календарно-тематическое планирования, содержание курса, требования к знаниям выпускников, список литературы....
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
рабочая программа по химии 10-11 кл ос габриелян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « Химия»10-11 класс за курс средней ( полной ) общей школы на период 2013 – 2014учебный год базовый уровень ...
рабочая программа по химии 10 кл профильное ос габриелян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « Химия»10 класс за курс средней(полной) общей школы на период 2013 – 2014учебный год профильный уровень ...
рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю
Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа со...
рабочии программы по химии 7-11 класс О.С. Габриелян,элективный курс 8,9,11 классы
Рабочии программы по химии 7-11 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7-11 классов общеобразовательных учреждений авторов О....
Рабочая программа по химии 10 кл. О.С.Габриелян (профильный уровень) 103 часа
В рабочей программе углубленного уровня предусмотрено не только развитие всех основных видов деятельности обучаемых, но и таких видов деятельности, которые обеспечивают реализацию проектируемой образо...