Рабочая программа по химии, 8 класс, УМК О.С.Габриелян
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме

Савельева Надежда Аркадьевна

Рабочая программа по химии, 8 класс, УМК О.С.Габриелян, рассчитана на 2 ч, в РП прописан УМК

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА- учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом этнических, региональных, местных особенностей содержания образования и индивидуальных потребностей обучающихся.

Рабочая программа является обязательной составной частью образовательной программы.  И разрабатывается педагогами, методическими объединениями самостоятельно.

Рабочая программа — это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине.

Рабочая программа будет представлена более полно и содержательно, если в своей структуре будет содержать следующие компоненты: целевой, содержательный, деятельностный и результативный.

Управление качеством образовательного процесса - приведение системы к стандарту. Государственные образовательные стандарты представлены в целевом компоненте рабочей программы. Таким образом, за эталон при оценке усвоения качества образовательных программ принимаются нормы и требования, установленные стандартом.

Содержательный компонент представлен примерными и (или) авторскими образовательными программами, в которых конкретизируется содержание предметных тем образовательного стандарта, дается примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемая последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.

Деятельностный компонент предполагает используемые в образовательном процессе педагогические технологии обучения, реализуемые на уроках (средства, приемы и методы обучения). Образовательный процесс, осуществляемый учителем-предметником, представляет собой совокупность операций и процедур, выполняемых по вполне определенным технологиям. Технология - это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов, позволяющих успешно реализовать поставленные цели (Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бнм-Бад ; ред. кол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, 1 Глоссарий федерального портала «Российской образованней.

Л.С. Глебова [и др.]. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.). Соответственно и технология управления качеством подготовки учащихся определяется как набор средств, методов и приемов осуществления педагогического влияния на образовательный процесс. Под методами обычно понимается совокупность способов, приемов воздействия учителя на учащихся для достижения поставленных целей. Педагогические технологии обучения, применяемые учителем на уроках, крайне индивидуальны и зависят от множества факторов (индивидуальными особенностями детей, уровнем обучаемости, уровнем здоровья, целевые ориентиры и ценностные основания деятельности ОУ, характер учебной мотивации, возможности педагога и тл.). Поэтому, учитель вправе самостоятельно сделать выбор в пользу той или иной технологии (методов, приемов),

Требования к оснащенности образовательного процесса соответствуют Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта общего образования по химии и обеспечивает выполнение учащимися стандарта (Приложение к письму Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 01.04.05 Г. № 03-417). (Приложение 2).

Результативный компонент отражает эффективность системы образовательного процесса, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленными целями. Система оценивания учебных достижений в каждом образовательном учреждении должна быть сформирована на основе положения о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся.

Система оценки призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов освоения учебных программ и программы формирования универсальных учебных действий н предполагает:

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценку предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

- ориентацию оценки на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности;

- оценку индивидуального прогресса учащихся;

- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, портфаяио, самоанализ и самооценка и др.;

- использование персонифицированных процедур (в цепях итоговой оценки и аттестации обучающихся) и неперсонифииированных или анонимных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных

уровневый подход к разработке инструментария и представлению результатов; использование критериев, основанных на планируемых результатах освоения основной образовательной программы;

- использование накопительной системы оценивания, т.е. учет стартового уровня и результатов текущего и промежуточного оценивания в итоговой оценке обучающихся.

В методическом пособии предлагается модель рабочих программ по химии для 8, 9, 10 и 11 классов, реализующих общеобразовательные программы на базовом уровне.

Учитель, используя данное пособие, может адаптировать рабочие программы, учитывая конкретные образовательные условия.

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Айлино

 

Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с. Айлино

_____________/  СавельеваН.А../

ФИО

 «___»____________200___г.

 

«Утверждаю»

Директор

МОУ СОШ с. Айлино

_____________/Кильдяева Л.В./

ФИО

Приказ № _____

от «_____»__________200_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по   химии для 8 класса

на

200_ - 200_  учебный год

                                                                       Составитель рабочей программы:

___________________________________

         

Рассмотрено на заседании ШМО

 Протокол №______

от «__»_______200_ г.Руководитель ШМО:_______________/_________

                                                                       

                         

                       Муниципальное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Айлино

«Согласовано»

Руководитель ШМО

_________/Дегтярева Н.И./

ФИО

Протокол № ___

от «___»__________2010 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с. Айлино

__________/ СавельеваН.А../

ФИО

 «___»____________2010 г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ СОШ с. Айлино

___________/Кильдяева Л.В./

           ФИО

Приказ № _____

от «_____»__________2010 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  химии  для   8 класса

 

учитель   Савельева Надежда Аркадьевна

первая квалификационная категория

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__»_______  2010 г.

2010 - 2011  учебный год

                                 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

№ п.п

 наименование разделов

страницы

1.

Пояснительная записка

1-9

2.

Основное содержание  программы

10-11

3.

 Характеристика КИМов

12-16

4.

Литература

17

5.

Приложение 1«Календарно-тематическое  планирование»

6.

Приложение 2  «КИМы»

                                              Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного (общего) и среднего (полного) общего образования» // Сборник нормативных документов. Химия / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. -М.: Дрофа, 2004.;
  • приказа Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • примерной программы основного общего образования по химии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03-1263);
  • приказа Департамента Государственной политики в образовании МОиН РФ от 09.12.2009 г. № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год»;
  • письма МОиН Челябинской области от 31.07.2009 № 103/3404 «О разработке рабочих программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждений Челябинской области»;

-инструктивно-методического письма ГУО ДПО ЧИППКРО от 03.08.2010 г. № 103/3431 «О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году»;

  • -учебного плана ОУ на 201--2011 учебный год;
  • локального акта ОУ (приказа и  Положения о разработке и утверждению рабочих программ).

Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-7 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основное содержание курса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования, о строении вещества, некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации. Значительное место отведено химическому эксперименту. Практические работы сгруппированы в 2 практикума, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности. Данная программа подчинена строгой логике, освобождена от избытка конкретного материала, так как за основу ее положен

развивающий принцип.

Изучение химии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

1. Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике.

2. Овладение умениями наблюдать химические явления. Проводить химический эксперимент, проводить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.

3. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента. Самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими, жизненными

потребностями.

4. Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

5. Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Личностными результатами изучения курса являются:

- развитие любознательности и формирование интереса к изучению

природы методами химии;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды;

- развитие мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

- овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы (класса); проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

"освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование целей, составление плана исследования, фиксирование результатов, постановка химических опытов, формулировка выводов по результатам исследования;

- формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор источников информации (справочные издания на печатной основе  в виде

СО, Интернет и гл.). в соответствие с учебной задачей или жизненной ситуацией, систематизация информации, ее понимание;

' формирование учебно-логических умений и навыков: умение делать выводы, анализировать материал, сопоставлять, сравнивать, делать соответствующие выводы, навыки систематизации и обобщения.

Предметными результатами выпускников 8 класса являются:

Знания:

• химической символики: знаков химических элементов, формул химических веществ и уравнений химических реакций;

• важнейших химических понятий: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вешество. классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

• основных законов химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; Умения:

• называть: химические элементы, соединения изученных классов;

• объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

•характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; химические свойства основных классов неорганических веществ;

• определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций

ионного обмена;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

* вычислять: массовую долю химического элемента но формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.

За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-П классов общеобразовательных учреждений под руководством О.С. Габриеляна. -М.: Дрофа, 2006.

Программа курса построена по концентрической концепции, реализованной в учебнике О.С. Габриеляна «Химия 8». - М: Дрофа. 2008.

При отборе содержания учебного материала базового уровня и практической части программы проведено сопоставление содержания примерной и авторской образовательной программы О.С. Габриеляна.

 На основании этого были внесены коррективы в тематическое планирование:

Тема

 №

Тема

 по авторской  

программе

Содержание авторской

программы




Содержание примерной программы

Корректировка тематического планирования

Тема №1

Практикум № 1 «Простейшие операции с веществом»

Практическая работа № 3 «Анализ почвы и вилы»

Практическая работа «Очистка загрязненной поваренной соли»

В урок № 46 включена практическая работа № 3 «Очистка загрязненной поваренной сони»

Тема №2

Простые вещества

Д.Э. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора

Д.Э. Получение аллотропных модификаций серы и фосфора

В урок № 16 внесена демонстрация - получение аллотропных модификаций серы и фосфора

Тема№3


Соединения  химических  элементов

Д.Э. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, ал мата, оксида углерода (IV)

Д.Э. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток

В урок № 29 включена демонстрация - модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решен*

Тема №6

Растворение Растворы. Свойства растворов  электролитов





Нет

Л О. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов

В урок № 52 внесен лабораторный опыт «Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов»











































Тема №6

Растворение

Растворы. Свойства растворов электролитов

нет

Д.Э.Растворение окрашенных веществ в воде

( сульфата меди(2)), перманганата калия, хлорида железа( 2))

В урок №49 включена демонстрация- Растворение окрашенных веществ в воде

( сульфата меди(2)), перманганата калия, хлорида железа( 2))

-

-

Химия и жизнь

Введена тема «Химия и жизнь» -2ч.

Рабочая программа составлена на 70 часов (2ч. в неделю).

 Для повышения уровня знаний и получения практических навыков предусмотрено выполнение 7 ПР и 14 ЛО.

ПР и ЛО проводятся при изучении соответствующих тем. Последовательность и содержание тем в планировании  соответствует авторской программе О.С. Габриеляна, с учетом сравнения с примерной программой.

Распределение  учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем  и разделов по примерной программе

раздел

Количество часов в 8 классе

Количество часов в 9 классе

Всего часов по разделам в примерной программе

Темы по рабочей программе 8 класса, количество часов

Методы познания веществ и химических явлений

7

1

8

Введение – 4ч.

ПР №1,3,5-3ч.

Вещество

22

3

25

Атомы химических элементов -10 ч.

Простые вещества-7ч.

Соединения химических элементов-11ч.

Химическая реакция

15

-

15

Изменения, происходящие с веществами-11ч.

Практикум №2-2ч.

ПР№2,4-2ч

Элементарные основы неорганической химии

18

44

62

Растворение .Растворы. Свойства растворов электролитов16ч

Первоначальные изменения об  неорганических веществах

-

10

10

-

Химия и жизнь

2

4

6

Химия и жизнь

Резервное время

6

8

14

Итоговая  КР-2ч.

Основное содержание  ( всего)

70

70

70


70ч

Резервное время в 8 классе используется на  изучение темы «Вещество» и проведение итоговой КР. Для повышения уровня знаний и получения практических навыков предусмотрено выполнение 7 ПР и 14 ЛО, которые сгруппированы в 2 практикума и 14 ЛР:

Раздел

Номер и тема урока

П.Р.

Практикум №1

1.П.Р.№1

Инструктаж по ТБ и охране труда.

П.Р.№1 « Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами»

2.П.Р.№2  Инструктаж по ТБ. и охране труда

П.Р.№2 « Наблюдения ,

происходящие с горящей свечой и их описание»

3. П.Р.№3 Инструктаж по ТБ и охране труда

П.Р.№3« Очистка загрязненной поваренной соли»

4.П.Р.№4 Инструктаж по ТБ.и охране труда

П.Р.№4« Признаки химических реакций»

5.П.Р.№5Химические уравнения. Реакции разложения. Инструктаж по ТБ.и охране труда

П.Р.№5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе»

Практикум №2

1.П.Р.№6 Инструктаж по ТБ.и охране труда

П.Р.№ 6 « Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

2.  П.Р.№7Инструктаж по ТБ.и охране труда

П.Р.№7 « Решение экспериментальных задач»

Перечень лабораторных работ

Раздел

Номер и тема урока

Лабораторный опыт

Соединения химических элементов

2.Важнейшие классы бинарных соединений

ЛО№1» Знакомство с образцами веществ разных классов»

10.Массовая и объемная доли компонентов смеси. Чистые вещества и смеси. Решение задач.

ЛО№2 « Разделение смесей»

Изменения , происходящие с веществами

1.Физические явления.

ЛО№3 « Сравнения скорости испарения воды и спирта  по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге»

2.Химические реакции Признаки и условия протекания химических реакций.

ЛО№4 « Окисление меди в пламени спиртовки»

ЛО №5 «Помутнение известковой воды от вдыхаемого углекислого газа»

7.Реакции замещения и обмена

ЛО№: «  Замещение меди в растворе  хлорида меди(2) железом»

ЛО№7 « Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты»

Растворение Растворы. Свойства растворов электролитов

4. .Реакции  ионного обмена. Ионные уравнения.

ЛО№8 « Проведения реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов»

6. Химические свойства кислот

ЛО№9 « Реакции, характерные для растворов соляной и серной кислоты»

7.Основания в свете ТЭД. Химические свойства оснований.

ЛО№10. 2 Реакции, характерные для  растворов гидроксида натрия и гидроксида калия»

ЛО№11 « Получение и свойства нерастворимого основания»

9. Химические свойства солей

ЛО№12 «  Реакции, характерные для растворов солей»

10. Оксиды: классификация и химические свойства

ЛО№13 « реакции, характерные для основных оксидов»

ЛО№14 « реакции. Характерные для кислотных оксидов»

 Для выполнения теоретической и практической части используется следующий учебно-методический комплекс:

• Учебник и рабочая тетрадь:

Габриелян, О.С. Химия. 8 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. — М.: Дрофа, 2008.

Габриелян, О.С. Химия. 8 класс [Текст]: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. - М.: Дрофа, 2008.

• Методические и дидактические пособия:

Габриелян, О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс [Текст] /О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова. - М.: Дрофа, 2002.

Габриелян, О.С. Химия.8-9 классы {Текст]: метод, пособие / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. - М.: Дрофа, 2008.

• Дидактический инструментарий:

Габриелян, О.С. Контрольные и проверочные работы. Химия. 8 класс / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин. - М.: Дрофа, 2004.

Павлова, Н.С. Контрольные и самостоятельные работы по химии. 8 класс [Текст]: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / Н.С. Павлова. - М.: Экзамен, 2009.

Павлова, Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс [Текст]: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / Н.С. Павлова. - М.: Экзамен, 2004.

• Электронные пособия, имеющие гриф «Допущено МОиН РФ»:

Химия. 8 класс [Электронный ресурс] / под ред. А.К. Охлебинина.

Виртуальная лаборатория.

Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

На реализацию регионального компонента в соответствии с требованиями ФБУП отводится 10-15% учебного времени в рамках учебного предмета. Содержание регионального компонента равномерно распределено по урокам, что позволяет систематически обращаться к местному материалу.

Сущность регионального подхода заключается в отражении специфических проблем региона в содержании химического образования, использованию краеведческого материала. Включение регионального содержания является важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни региона и всей страны, широкой ареной применения учащимися полученных знаний и умений в практике. Региональный компонент направлен на развитие разносторонних знаний Учащихся о жизни Уральского региона.

Для использования в учебном процессе регионального компонента использовалась следующая литература:

вырезки из печатных изданий: «УРФО», «МК», «Российская газета», «Вечерний Челябинск», «Южно-Уральская панорама» и др.

- Черняева, А.М. Урал и экология [Текст] / А.М. Черняева, Б.А. Урванцева. - Екатеринбург, 2001.

- Андреева, М.А. География Челябинской области / М.А. Андреева, А.С. Маркова. - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2002.

- Комплексный доклад о состоянии окружающей природной среды Челябинской области /Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области. - Челябинск, 2008.

Реализация регионального компонента

Раздел

Номер и тема урока

НРК

Введение

2.Превращение веществ, Роль химии. История развития Химии

Химическая промышленность Уральского региона

Атомы химических элементов.

2. Ядерные реакции. Изотопы.

Центры атомной промышленности в области-г.Снежинск и г.Озерск

Простые вещества

1.Металлы. Аллотропия.


2. Простые вещества -неметаллы

Металлы, добываемые на Ю.Урале.

Неметаллы, добываемые на Ю.Урале.

Соединения химических элементов

2.Оксиды и летучие водородные соединения


4. Кислоты.



5.Соли как производные кислот.







6. Соли как производные оснований.



10.Массовая и объемная доля компонентов  смеси. Чистые вещества и смеси.

Оксиды- загрязнители атмосферы Челябинской области

Примеры применения кислот на предприятиях г. Челябинска

Месторождения известняка в Челябинской области-Коелгинское,  Баландинское, Миасское


Применение солей в н/х и быту на Ю.Урале.


Использование чистых веществ и смесей на предприятиях г. Челябинска

Изменения, происходящие с веществами

1.Физические явления.



2.Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций.

Способы очистки воды на промышленных предприятиях г. Челябинска (ЧТЗ, ЧМК, ЧТПЗ)

Превращение веществ, происходящих в природе и в результате хозяйственной деятельности человека.

Растворение Растворы. Свойства растворов электролитов

1.ЭД




5. Кислоты в свете ТЭД




59. Генетическая связь  между классами неорганических соединений.

Использование закономерностей хим.реакций в производстве серной кислоты( электролитно-цинковый завод),в лакокрасочном производстве, на металлургических предприятиях области.

Кислотные дожди, их происхождение в атмосфере города и Челябинской области.

Использование оксидов металлов как хроматографов на Челябинском лакокрасочном заводе.

Химия и жизнь

1.Анализ практических работ

2.Химическое загрязнение и его последствия

Экология Челябинской области

2. Проблемы безопасного использования веществ и хим. Реакций в повседневной жизни.

2. Проблемы безопасного использования веществ и хим. Реакций в повседневной жизни

Химия в совокупности с другими учебными предметами является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. Начало изучения предмета (1-ый год обучения) предполагает учебную деятельность, связанную с формированием познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентированной, эстетической, технико-технологической культуры. На первый план у учащихся в возрасте 13-14 лет выдвигается формирование общеучебных действий, обеспечивающих развитие познавательных качеств личности.

Формирование общеучебных умений и навыков в календарно-тематическом планировании представлено по трем направлениям:

• Организационно-управленческие умения и навыки.

• Учебно-информационные умения и навыки.

• Учебно-логические умения и навыки.

Нумерация взята из методических пособий Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщикова «Управление качеством образования: вхождение в проблему». -Челябинск, 1995; «Общеучебные умения: очарование очевидного». - Челябинск, 19%.

 Содержание общеучебных умений и навыков, формируемых у обучающихся на уроках, приведено в Приложении 1.

Основное содержание программы (70 часов)

Методы познания веществ и химических явлений.

Экспериментальные основы химии (7 часов)

 Химия как часть естествознания. Химия - наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах. Методы анализа веществ.

Демонстрации: Образцы простых и сложных веществ. Горение магния. Растворение веществ в различных растворителях.

Лабораторные опыты: Знакомство с образцами простых и сложных веществ. Разделение смесей. Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).

Практические занятия: Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории. Очистка загрязненной поваренной соли. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Вещество (28 часов)

Атомы и молекулы. Химический элемент. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава. Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем. Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси. Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Основные классы неорганических веществ. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Составление формул соединений по степени окисления. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

Демонстрации: Химические соединения количеством вещества в 1 моль. Модель молярного объема газов. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток ковалентных и ионны

соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с кова-лентными и ионными связями. Образцы типичных металлов и неметаллов.

Практическое занятие: Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Расчетные задачи: Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Химическая реакция (15 часов)

Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Демонстрации: Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты: Взаимодействие оксида магния с кислотами. Взаимодействие углекислого газа с известковой водой. Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

Практические занятия: Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений (решение экспериментальных задач).

Расчетные задачи: Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей. Элементарные основы неорганической химии (18 часов)

Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе. Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Понятие о металлургии. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.

Демонстрации: Кристаллические решетки алмаза и графита.

Лабораторные опыты: Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями). Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами). Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.

Химия и жизнь(2 часа)

Человек в мире веществ,материалов и химических реакций.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.Проблемы безоасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие, и взрыворопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Демонстрации: Образцы лекарственных препаратов. Образцы строительных и поделочных материалов. Образцы  упаковок  пищевых продуктов с концервантами.

Резерв свободного времени: 6  часов. 
 Характеристика контрольно-измерительных материалов

Для оценки уровня достижений учащихся используются методические пособия:

  1.  Павлова Н.С.  Контрольные  и самостоятельные работы по химии.  

8 класс   (Текст]:  к учебнику О.С. Габриелям «Химия  8 класс».

- М.: Экзамен, 2009  Рекомендованное Российской академией образования.

    2.  Габриелян О.С. Контрольные и проверочные работы. Химия. 8 класс

[Текст]  О.С. Габриелян, П.Н. Березкин. - М.: Дрофа, 2004.

Вид контроля

Требования к уровню подготовки

Инструментарий для оценки уровня подготовки

Критерии оценивания

Контрольная

работа   №  1  «Атомы   химических

элементов »

































Контрольная работа   № 2

по теме:

 «Соединения   химических элементов»


















Контрольная

работа   № 3

по теме «Изменения, происходящие  с

веществами»



















Контрольная

работа №4

«Растворение.

Растворы

Свойства

растворов электролитов»


















Контрольная

работа   №   5

« Классификация

химических  

 реакций. ОВР»


















Итоговая контрольная   работа














Практическая  работа №1

«Правила техники безопасности при  работе в химическом   кабинете.

Приемы обращения    с лабораторным  оборудованием     и      нагревательными

приборами.


Практическая

работа .№2

«Наблюдение

за изменения-

ми,   происходящими с горящей свечой.

и   их   описание»










Практическая

работа № 3

«Очистка    загрязненной по-

варенной сопи»








Практическая

работа № 4 «Признаки химических   реакций»


















Практическая

работа № 5

«Приготовление   раствора

сахара и определение

  массовой доли его в растворе»











Практическая работа № 6 «Свойства кислот, оснований,    оксидов и  солей»





Знать знаки химических

элементов,     химические понятия:  химический элемент, атом, молекула, относительные   атомная   и  молекулярная массы, нон.

химическая связь, вещество, периодический закон

Уметь  называть  химические элементы; объяснять физический смысл атомного    (порядкового)

номера химического элемента,  номеров  группы и   периода,   к   которым

элемент принадлежит в

периодической    системе

Д. И    Менделеева;   закономерности     изменения

свойств элементов в пределах малых периодов и

главных  подгрупп   химические

элементы  (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической

системе Д.И Менделеева

и особенностей строения

их   атомов;   определять

состав   веществ   по   их формулам, тип химический связи в соединениях;

оставлять схемы строения  атомов  первых  20 элементов     периодической системы Д. И.  Менделеева; вычислять, массовую долю химического

элемента по формуле со-

единения.

Знать  и понимать фор мулы    химических    веществ;

 химические понятия: вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный бьем; закон постоянства состава

вещества.

Уметь:

называть соединения   изученных   классов;    определять    принадлежность  веществ  к

определенному      классу

соединений,     степень

окисления элемента в со-

единениях;    составлять

формулы неорганических

соединений     изученных    классов; вычислять массовую долю вещества  в

растворе; количество ве-

щества, объем или массу

по известным

величинам

Знать  и понимать

 уравнения химических

 реакций; химические понятия: химическая реакция, классификация  реакций.

законы сохранения массы веществ, постоянств

состава.

Уметь  характеризовать

химические свойства

 основных   классов

  неорганических  веществ,

определять типы химических

реакций, степень окисле

ния элемента в соединениях; составлять уравнения химических реакций.

Использовать  

 приобретенные знания и умения в практической   деятельности   и   повседневной

жизни   для

  приготовления растворов  данной

концентрации.

Знать и понимать:

 Уравнения  химических реакций;

химические       понятия:

классификация    реакций, электролит    и   неэлектролит,       теория  электролитической  

диссоциации

 Уметь   объяснять

  сущность    реакций    ионного обмена, характеризовать

химические свойства

 основных   классов   неорганических веществ;

определить возможность протекания реакций ионного обмена,   типы    химических реакций, составлять

молекулярные   и   ионные уравнения   реакций;   вычислять  количество  вещества, объем или массу

по  количеству   вещества, по

объему или массе реагентов или продуктов реакции.

Знать химические понятия:

 Классификация   ре-

акций, окислитель и

 восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь   объяснять  

 сущность  окислительных  и во-восстановительных реакций;

характеризовать   химические   свойства   основных классов неорганических веществ, определять типы   химических   реакций,   степень   окисления

элемента в соединениях;

составлять равнения химических реакций : распознавать    опытным    путем химические вещества; вычислять   количество   вещества, объем или массу по  количеству   вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.


Все УК перечисленные в пояснительной записке




 










Уметь    обращаться    с

химической   посудой   и

лабораторным   оборудованием.

Использовать  приобретенные знания и умения

в практической деятельности   и   повседневной

жизни   для   безопасного

обращения с веществами

и материалами






Уметь определять состав веществ по их формулам;

составлять формулы неорганических соединении

изученных   классов;   обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности   и   повседневной

жизни  для  безопасного

обращения с веществами

и  материалами;  оценки

влияния химического загрязнения    окружающей среды на организм человека; критической оценки

информации о веществах.

используемых в быту

Уметь    обращаться    с химической   посудой   и

лабораторным    оборудованием;

Использовать  

 Экологически грамотного  поведения  в окружающей среде, оценки  влияния  химического

загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах,

используемых в быту

Знать формулы химических веществ, типы химических реакций.

Уметь определять типы химических реакций, степень окисления элемента в  соединениях; составлять уравнения химических реакций; обращаться с химической посудой и  лабораторным   оборудованием

Использовать приобретенные  знания  и  умения    в    практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного

поведения в окружающей

среде;   оценки   влияния

химического загрязнения

окружающей   среды   на

организм человека.

Знать понятия: относи-

тельные атомная и молекулярная массы, количество  вещества,  молярная масса, массовая доля.

Уметь    обращаться    с

химической   посудой   и

лабораторным    оборудованием; вычислять массовую долю вещества в растворе.

Уметь   характеризовать

химические свойства основных классов неорганических веществ; составлять уравнения химических реакций; обращаться с химической  посудой и лабораторным    оборудованием.  

Использовать приобретенные  знания  и  умения    в    практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного

поведения в окружающей

среде;   оценки   влияния

химического загрязнения

окружающей   среды   на

организм человека.

Павлова,        Н.С.

Контрольные      и

самостоятельные

работы по химии.

8 класс (Текст):

к  учебнику  О.С.

Габриеляна

   «Химия 8класс»

Н.С.Павлова. - М.: Экзамен

 2009 год.

 (Контрольная     работа

 №   1

  «Введение.

Атомы    химических     элементов».

Стр.  144 -145)






















Павлова,        Н.С.

Контрольные      и

самостоятельные

работы по химии.

8 класс (Текст):

к  учебнику  О.С.

Габриеляна

   «Химия 8класс»

Н.С.Павлова. - М.: Экзамен

 2009 год.

Контрольная   работа: «Простые вещества.  Соединения химических

элементов»,  

 стр.146-148)








Павлова,      Н.С.

Контрольные      и

самостоятельные

работы по химии

8 класс

(Текст] к учебнику О.С

Габриеляна   «Химия.   8   класс»

Н.С.   Павлова.   -

М.: Экзамен, 2009

Контрольная   работа № 3: «Изменения, происходящие  с  веществами»,

стр. 149-152










Павлова,        Н.С.

Контрольные      и

самостоятельные

работы по химии.

8    класс    [Текст]

к   учебнику   О.С.

Габриеляна    «Химия.   8   класс.

Н С.   Павлова.   -

М.:  Экзамен, 2009 год

Контрольная   работа № 4

 « Растворение.   Растворы.

Свойства   растворов       электролитов»,

( стр. 153-156)










Павлова  Н.С.

Контрольные   и

Самостоятельные работы но химии. 8 класс [Текст]:

к   учебнику   О. С.Габриеляна  

 «Химия 8класс

Н.С.Павлова. – М.: Экзамен, 2009

 (Контрольная   работа №5

«Классификация  химических  реакций    ОВР»,

 (  стр.157-160)









Габриелян   О.С. Контрольные       и проверочные   работы     Химия.   8 класс    [Текст]    О.С.    Габриелян,

П.Н. Березкин,

 М.: Дрофа, 2004

 Итоговая   разноуровневая     контрольная  работа

за курс 8 класса.

(Стр. 125-138)






Распределение бал-

лов по вопросам и

уровням:

Максимальное количество баллов

 по  1 уровню- 146.

Максимальное количество баллов

 по 2 уровню- 15 б.

Максимальное количество баллов

 по 3, 4  уровню - 7 б.

«5» -от 15 и более;

«4»-от 12 до 15;

«3»- от 7 до 12;

«2» - менее 7 баллов























Максимальное

количество баллов

 по   1уровню - 1 7 б

 Максимальное количество баллов но 2 уровню- 186  

Максимальное количество баллов по 3 уровню - 1 9 б

Максимальное количество баллов по 4 уровню - 20 б

 «5»-   от 17 и более.

«4» - от 15 до 17

«З» -  от 9 до 15,

«2» - менее 9 баллов








Максимальное коли-

чество баллов по

  1уровню -20 б.  

Максимальное коли-

чество баллов

 по 2уровню- 22 6

Максимальное  коли

чество баллов

 по 3уровню-236  Максимальное количество баллов

 по 4 ровню - 24 б

«5» - от 20 и более,

«4» - от 18 до 20

«3»-от  18 до

 «2»- менее 10 баллов























































Максимальное количество баллов

по  1 уровню 72 б. Максимальное количество баллов

 по 2 уровню - 86 б. Максимальное количество баллов

 по 3 уровню- 1006.

 «5» - от 82 и более;

4»-о т 62 до 81;

«3»-от 36 до 61;

«2» - менее 36 баллов


Оценка ставится па основании наблюдении за учащимися и письменного отчета за работу.

 Оценка «5»:  

работа выполнена

полностью   и   пра-

вильно, сделаны пра-

вильные    наблюдения

и выводы.

• эксперимент осу-

ществлен но плану с

учетом техники безопасности и правил

работы с веществам и

и оборудованием;

• проявлены организационно-трудовые умения   (поддерживаются  чистота рабочего места и порядок на столе, эко-

номно используются

реактивы).

Оценка «4»:

• работа выполнена

правильно,     сделаны правильные наблюдения и выводы,

но при  этом  эксперимент проведен не полностью или до-

пущены   несущественные ошибки в работе с веществами и

оборудованием.

Опенка «3»;

• работа выполнена

правильно не менее

чем наполовину и

допущена      существенная   ошибка   в

ходе эксперимента, в

объяснении, в оформлении   работы,   и соблюдении правил

техники       безопасности при работе с веществами и обору-

дованием,     которая

исправляется по требованию учителя. Опенка «2»:

• допущены две (и более)     существенные ошибки в ходе эксперимента,        в объяснении, в оформлении    работы,    в соблюдении   правил техники       безопасности при работе с веществами и оборудованием,   которые

учащийся  не может

исправить  даже  по требованию учителя. Оценка в « 1»:

• работа не выполнена,  у  учащегося отсутствуют  экспериментальные умения.









                                                                 Литература

'• Учебник и рабочая тетрадь:

Габриелян, О.С. Химия. 8 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. — М.: Дрофа, 2008.

  • Габриелян, О.С. Химия. 8 класс [Текст]: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. - М.: Дрофа, 2008.

• Методические и дидактические пособия:

Габриелян, О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс [Текст] /О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова. - М.: Дрофа, 2002.

  • Габриелян, О.С. Химия.8-9 классы {Текст]: метод, пособие / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. - М.: Дрофа, 2008.

• Дидактический инструментарий:

Габриелян, О.С. Контрольные и проверочные работы. Химия. 8 класс / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин. - М.: Дрофа, 2004.

Павлова, Н.С. Контрольные и самостоятельные работы по химии. 8 класс [Текст]: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / Н.С. Павлова. - М.: Экзамен, 2009.

Павлова, Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс [Текст]: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / Н.С. Павлова. - М.: Экзамен, 2004.

  • Вырезки из печатных изданий: «УРФО», «МК», «Российская газета», «Вечерний Челябинск», «Южно-Уральская панорама» и др.
  • Черняева, А.М. Урал и экология [Текст] / А.М. Черняева, Б.А. Урванцева. - Екатеринбург, 2001.
  • Андреева, М.А. География Челябинской области / М.А. Андреева, А.С. Маркова. - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2002.
  • Комплексный доклад о состоянии окружающей природной среды Челябинской области /Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области. - Челябинск, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 9 кл.О.С.Габриелян

Программа рассчитана на 68 ч /год и 2 ч/нед, содержит пояснительную записку, тематичекое и календарно-тематическое планирования, содержание курса, требования к знаниям выпускников, список литературы....

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

рабочая программа по химии 10-11 кл ос габриелян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « Химия»10-11 класс за курс средней ( полной )  общей школы на период 2013 – 2014учебный год      базовый уровень ...

рабочая программа по химии 10 кл профильное ос габриелян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « Химия»10 класс за курс средней(полной)   общей школы на период 2013 – 2014учебный год      профильный уровень ...

рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю

Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.    Рабочая программа со...

рабочии программы по химии 7-11 класс О.С. Габриелян,элективный курс 8,9,11 классы

Рабочии программы по химии 7-11 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7-11 классов общеобразовательных учреждений авторов О....

Рабочая программа по химии 10 кл. О.С.Габриелян (профильный уровень) 103 часа

В рабочей программе углубленного уровня предусмотрено не только развитие всех основных видов деятельности обучаемых, но и таких видов деятельности, которые обеспечивают реализацию проектируемой образо...