Конспект занятия по органической химии Получение, свойства и применение алканов
план-конспект занятия по химии на тему
В данном материале изучаются способы получения предельных углеводородов, их физические и химические свойства, а также области применения алканов на основе их свойств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Получение, свойства и применение алканов
Дисциплина | Химия |
Специальность | 140613 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования |
Продолжаем изучение алканов по единому для всех классов органических веществ плану.
- Получение.
- Физические и химические свойства.
- Применение.
5. Получение.
Предельные УВ можно получать в больших количествах (промышленные способы получения) и в небольших – для проведения различных опытов (лабораторные способы получения).
Основные промышленные способы получения:
1) из природного сырья (нефти, природного и попутного нефтяного газов) с помощью ректификации.
Ректификация (фракционная перегонка) – физический способ разделения смеси компонентов с различными температурами кипения.
Газообразные алканы чаще получают из природного и попутного нефтяного газов, а твердые – из нефти.
2) газообразные и жидкие алканы находят более широкое применение в народном хозяйстве, чем твердые. Поэтому часть твердых (высших) алканов, получившихся в результате ректификации, используют для получения низших предельных УВ. Для этого их подвергают крекингу.
Крекинг – разложение молекул высших углеводородов под действием высокой температуры примерно пополам.
С10Н22 С5Н12 + С5Н10
декан пентан пентен
3) При крекинге высших УВ, как мы видим, кроме предельных УВ образуются непредельные УВ. Из них также можно получить алканы с помощью реакции гидрирования.
Гидрирование – присоединение водорода к молекулам непредельных УВ.
С5Н10 + Н2 С5Н12
пентен пентан
Основные лабораторные способы получения.
4) Синтез Вюрца. При взаимодействии галогеналканов с натрием образуются предельные УВ и галогенид натрия.
2СН3 – СН2Br + 2Na → CH3 – CH2 – CH2 – CH3 + 2NaBr
бромэтан бутан бромид натрия
Синтез Вюрца хорошо протекает только в том случае, когда атом галогена присоединен к первичному атому углерода. В результате этой реакции цепь атомов углерода увеличивается в два раза. Если натрием подействовать на смесь галогеналканов (например, бромэтан и бромметан), то в результате образуется смесь алканов (этан, пропан и бутан).
5) Гидролиз карбидов. При обработке некоторых карбидов, например, карбида алюминия, водой образуется метан.
Al4C3 + 12 H2O → 4 Al(OH)3 + 3 CH4
6. Физические и химические свойства.
С увеличением молекулярной массы в гомологическом ряду алканов их физические свойства последовательно изменяются: повышаются температуры кипения и плавления. Первые четыре члена ряда метана – газы, последующие (С5 – С15) – жидкости. Начиная с С16Н34, предельные УВ являются твердыми веществами. Газообразные и твердые алканы запаха не имеют, а жидкие - имеют характерный бензиновый запах. Отсутствие в молекулах предельных УВ полярных связей приводит к тому, что они плохо растворяются в воде, но растворяются в неполярных углеводородных растворителях (по принципу «подобное растворяется в подобном»). Кроме того, жидкие алканы сами являются органическими растворителями.
Как уже говорилось, в молекулах алканов связи малополярны и очень прочны, поэтому они не могут вступать в реакции с заряженными частицами (ионами). Неполярные связи склонны к гомолитическому разрыву, поэтому наиболее характерными для алканов являются реакции, протекающие с участием свободных радикалов - реакции свободнорадикального замещения, в ходе которых атом водорода заменяется на атом галогена или какую-либо группу атомов. Кроме реакций замещения, для алканов характерны реакции отщепления, разрыва цепи и некоторые другие.
- реакции замещения (наиболее характерны для алканов).
а) галогенирование – процесс замещения атомов водорода на атомы галогенов (хлор, бром, йод, фтор). Эти реакции проводятся под действием УФ-излучения или высокой температуры, и в их результате образуется смесь галогензамещенных алканов. Схематично хлорирование метана можно изобразить следующим образом:
СН4 + Cl2 CH3Cl + HCl
метан хлорметан
CH3Cl + Cl2 CH2Cl2 + HCl
хлорметан дихлорметан
CH2Cl2 + Cl2 CHCl3 + HCl
трихлорметан,
хлороформ
CHCl3 + Cl2 CCl4 + HCl
тетрахлорметан
б) нитрование (реакция Коновалова) – процесс замещения атома водорода на нитрогруппу.
СН4 + HNO3 CH3NO2 + H2O
нитрометан
2) реакции отщепления (также характерны для алканов)
а) дегидрирование – отщепление от молекулы алкана молекулы водорода и получение непредельного УВ.
СН3 – СН2 - СН3 СН3 – СН = СН2 + Н2
пропан пропен
б) ароматизация . Алканы с шестью и более атомами углерода в цепи в присутствии катализатора циклизуются с образованием бензола и его производных СН3
׀
СН3СН2СН2СН2СН2СН2СН3 + 4Н2
3) окисление
а) горение (характерно для всех углеводородов)
СН4 + 2О2 → СО2↑ + 2Н2О
2СН4 + 3О2 → 2СО↑ + 4Н2О при недостатке
СН4 + О2 → С + 2Н2О кислорода
б) каталитическое окисление. В зависимости от условий проведения реакции (температура, давление) и природы катализатора могут образовываться спирты, альдегиды или карбоновые кислоты.
СН4 СН3ОН Н – С = О Н – С = О
метан метанол Н ОН
метаналь метановая, или
уксусная кислота
4) разрушение цепи. В результате этих реакций происходит разрыв связей между атомами углерода или между атомами углерода и водорода.
а) пиролиз – термическое разложение без доступа воздуха при пониженном давлении.
СН4 С + 2Н2
б) крекинг С6Н14 → С3Н8 + С3Н6
в) изомеризация – процесс превращения углеводородов нормального (линейного) строения в разветвленные.
СН3 – СН2 – СН2 – СН3 СН3 – СН – СН3
бутан ׀
СН3 2-метилпропан
7. Применение.
Предельные УВ, в особенности метан, находят очень широкое применение в народном хозяйстве. Их применение связано с их свойствами.
1) Благодаря высокой теплоте сгорания алканы используют в качестве достаточно дешевого топлива в быту, в промышленности, как моторное топливо.
2) Получение спиртов, альдегидов, органических кислот, а далее из них – каучуков, синтетических моющих средств, синтетических жиров, смазочных материалов, лаков, эмалей и т.д.
3) Метан – источник водорода для синтеза аммиака, ацетилена – для газосварки, сажи – для резины и типографской краски.
4) Получение галогенпроизводных:
- хлорметан – растворитель;
- дихлорметан – используют как растворитель и в холодильной технике;
- трихлорметан (хлороформ) – как растворитель, получение фреонов, тефлона, хлорофоса;
- тетрахлорметан (четыреххлористый углерод) – как растворитель, получение фреона, гашение пламени, обезжиривающее средство;
- хлорэтан – средство местной анестезии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
химические свойства и применение алканов
Изучение химических свойств алканов.Раскрыть важнейшие области практического применения алканов...
Методическая разработка урока "Химические свойства и применений алканов"
Методическая разработка урока "Химические свойства алканов и их применение"...
Конспект занятия по органической химии "Предельные углеводороды, их строение, изомерия и номенклатура"
В данном материале рассматривается определение класа органических веществ Алканы, их гомологический ряд и особенности электронного и пространственного строения, а также виды изомерии и алгоритм состав...
Разработка урока по химии "Получение, свойства и применение углеводородов"
Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. Устанавливаются связи между строением и свойствами органических веществ на примере углеводородов, выясняются причины многообразия органических в...
Урок по химии в 10 классе по теме "Получение, свойства и применение алкенов"
На данном уроке обучающиеся, работая в группах, рассматривают различные способы получения алкенов, знакомятся с их физическими и химическими свойствами, применением с помощью различных источников инфо...
Презентация к уроку по химии "Получение, свойства и применение алкенов". 10 класс.
Данная презентация является приложением к уроку по химии в 10 классе по теме "Получение, свойства и применение алкенов"....
Циклоалканы – изомерия, получение, свойства и применение.
Методическая разработка урока...