Программа курса химии 7 класса. О.С Габриелян
рабочая программа по химии (7 класс) на тему
Тематическое планирование пропедевтического курса "Химия. Вводный курс. 7 класс". УМК О.С. Габриеляна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_khimii_7kl.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа п. Липовский»
« Утверждаю»
«Рекомендовано» «Согласовано» Директор школы
Руководитель ШМО Зам.дир.поУВР
_________(Моторина М.В.) _______(Кабашева В.О.) ________(Лось Л.А.)
Протокол № 1 от
« »______20 13г. «___»______20 13г. «___»______20 13г.
Программа
пропедевтического курса по химии
О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова, А.К.Ахлебинина
«Химия.Вводный курс. 7 класс»
Составила учитель 1 категории Моторина М.В.
Рассмотрено на заседании педагогического
совета, протокол № 30. 08 2013г.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7 классов общеобразовательных учреждений авторов О. С. Габриеляна и И.Г. Остроумова «Старт в химию».
При разработке программы ориентация ставилась на то, что пропедевтический курс не предусмотрен федеральным базовым учебным планом, и наша инициатива вести его у нас в школе поддерживается руководством и осуществляется за счет школьного компонента.
Рассчитана программа на 35 часов(1 час в неделю).
Контрольных работ – 2; практических работ – 6.
Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.
Предложенный курс, как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.
Курс химии 7-го класса включает четыре главы: 1. «Химия в центре естествознания», 2. «Математика в химии», 3. «Явления, происходящие с веществами», 4. «Рассказы по химии».
С целью получения и закрепления основных навыков работы с химическими веществами, посудой и оборудованием в курсе предусмотрено выполнение учащимися лабораторных опытов, демонстрационных опытов, шести практических работ, в том числе двух, вынесенных в качестве домашнего эксперимента («Выращивание кристаллов», «Изучение процесса коррозии железа»). Рубежный контроль знаний осуществляется проведением двух контрольных работ по темам «Математика в химии» и «Явления, происходящие с веществами».
Для реализации программы используются :
Габриелян О.С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учеб. пособие О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин.- М.: Дрофа, 2013. Учебное пособие готовит учащихся к восприятию нового предмета, базируется на изучении веществ и химических процессов, знакомых школьникам из повседневной жизни, с минимальным использованием химических формул, уравнений, реакций и расчетных задач. Данное пособие дополняет учебно-методический комплект / О.С. Габриеляна.
О.С. Габриелян, Г.А. Шипарева. Химия. Рабочая тетрадь к учебному пособию О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина
«Химия. Вводный курс. 7 класс» М.: Дрофа, 2013.
Рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна и Г. А. Шипаревой для 7 класса содержит практические задания по химии, которые в полной мере согласуются с материалами учебника. Рабочая тетрадь также содержит описания лабораторных работ по химии, которые ученики 7 классов выполняют в рамках учебного курса химии на уроках совместно с учителем. Рабочая тетрадь наряду с учебником образуют единый дидактически целостный учебно-методический комплекс по химии для 7 класса
Основные цели и задачи курса:
- подготовить учащихся к изучению серьезного учебного предмета;
- разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной школы;
- сформировать устойчивый познавательный интерес к химии;
- отработать те предметные знания и умения (в первую очередь экспериментальные умения, а также умения решать расчетные задачи), на формирование которых не хватает времени при изучении химии в 8-м и 9-м классах;
- рассказать о ярких, занимательных, эмоционально насыщенных эпизодах становления и развития химии, чего учитель, находясь в вечном цейтноте, почти не может себе позволить;
- интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».
В результате изучения химии ученик должен:
знать/понимать
химическую символику: знаки некоторых химических элементов,
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, агрегатное состояние вещества.
уметь
называть: некоторые химические элементы и соединения изученных классов;
объяснять: отличия физических явлений от химических;
характеризовать: способы разделения смесей, признаки химических реакций;
составлять: рассказы об ученых, об элементах и веществах;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, углекислый газ, известковую воду и некоторые другие вещества при помощи качественных реакций;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, объемную долю газа в смеси, массовую долю вещества в растворе, массовую долю примесей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
№ п\п | Наименование раздела | Тема урока | Тип урока | Вид контроля. Измерители. | Использование ИКТ. Эксперимент | Дата проведения | д\з |
I. | Химия в центре естествознания. (11ч.) |
|
| План | |||
факт | |||||||
1. | 1 Химия как часть естествознания. Предмет химии. Вводный инструктаж по ТБ. | Урок формирования новых знаний | Естествознание предмет химии. Вещества. Тела. | Д.1. Коллекция разных тел из одного вещества. Д. 2. Коллекция различных тел. Л.О.1 Описание свойств О2 | сентябрь | §1, упр.4-6 | |
2. | 2. Методы изучения естествознания | Урок формирования новых знаний. | Наблюдение, гипотеза, эксперимент, лаборатория. Способы фиксации результатов. | Д. 3. Учебное оборудование, используемое при изучении физики, химии, биологии, географии. Л.О. 2 Строение пламени свечи. | сентябрь | §2, упр. 1-4 | |
3. | 3. П.Р. № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила ТБ при работе в химической лаборатории. | Комбинированный урок. | А17 (1.5, 4.1,5.1,5.2) | сентябрь | §1, 2, стр.14-22 | ||
4. | 4. П.Р. №2 Наблюдение за горящей свечой. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами. | Комбинированный урок. | А17 (1.5, 4.1,5.1,5.2) | сентябрь | Стр.22-23 | ||
5. | 5. Моделирование. | Комбинированный урок. | Моделирование, модели, электрофорная машина (абстрактная модель молнии). Биологические муляжи. Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов; аппараты) и знаковые (хим. символы, ф-ы, ур-ия хим-их р-ий). | Д. 4. Электрофорная машина в действии. Д. 5. Географические модели – глобус, карта. Д. 6. Биологические модели – муляжи органов, систем органов растений, животных, человека Д. 7. Физические и химические модели атомов, молекул кристаллическая решетка. | октябрь | §3, упр. 1-4 | |
6. | 6. Химическая символика. | Комбинированный урок | Хим-ие знаки, хим-ие формулы, индексы, коэффициенты. | Д. 8. Объемные и шаростержневые модели H2O, CO2, SO2, CH4. | октябрь | §4, упр.4-6 | |
7. | 7. Химия и физика. Универсальный характер молекул – кинетической теории. | Д. 9. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта, как процесс диффузии. Д. 10. Образцы твердых веществ, кристаллического строения. Д. 11. Модели кристаллических решеток. Л.О. 3 Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом. | октябрь | §5, упр.1-6 | |||
8. | 8. Химия и физика. Агрегатные состояния вещества. | Агрегатное состояние веществ: твердых, жидких, газообразных, плазмы. | Д.12. Три агрегатных состояния H2O. Д.13. Переливание CO2 в стакан уравновешивание на весах. Д.14. кристаллические и аморфные вещества и изделия из них.(ИКТ) | октябрь | §6, упр.6-8 | ||
9. | 9. Химия и география. | Д. 15. Коллекция минералов. Д.16. Коллекция горных пород. | §7, упр.1-7 | ||||
10. | 10. Химия и биология. | Д. 17. Спиртовая экстракция хлорофилла. Л.О. 5 Обнаружение жира в подсолнечнике и грецких орехах. Л.О. б. Обнаружение эфирных масел в корке апельсина. Л.О. 7. Обнаружение белка клейковины и крахмала в пшеничной муке. | §8, упр.4-6 Д.Э.6-8 | ||||
11. | 11. Качественные реакции в химии. | Качественные реакции. | Д. 19. Качественная реакция наO2 Д. 20. Качественная реакция на CO2. Д. 21. Качественная реакция на известковую воду. Л.О. 8. Обнаружение CO2 в выдыхаемом воздухе известковой водой. | §9, упр.4-7 Д.Э.9 | |||
II. | Математические расчеты в химии. (10 ч.) | ||||||
12. | 1. Относительная атомная и молекулярная массы. | Урок объяснения нового материала | Ar, Mr. | ИКТ | §10, упр.4-6 | ||
13. | 2. Массовая доля химических элементов в сложном веществе. | Комбинированный урок | А19 (4.4.1) С2 (4.4.2) | Д. 1. Минералы куприт, тенорит. Д. 2. Оксид ртути (II) | .§11, упр.2-3 | ||
14. | 3. Чистые вещества и смеси. | Урок объяснения нового материала. | Чистые вещества и смеси. Смеси: газообразные, жидкие, твердые; гомогенные, гетерогенные. | Д. 3.Коллекция различных видов мрамора и изделий из него. Д. 4. Разделение смеси песка и сахара. Д. 5. Центрифугирование. Д. 6.Фильтрование. | §12, упр.4-6 Д.Э.1 | ||
15. | 4. Объемная доля компонента газовой смеси. | Урок усвоения знаний | Объёмная доля. А19 (4.4.1) С2 (4.4.2) | Д. 7. Диаграмма объемного состава воздуха. Д. 8. Диаграмма объемного состава природного газа. | §13, упр.2-4 | ||
16. | 5. Массовая доля растворенного вещества в растворе. | Комбинированный урок | Массовая доля. А19 (4.4.1) С2 (4.4.2) | Д. 9. Приготовление раствора с заданной массой и массовой долей растворенного вещества. | §14, упр.2-4, стр.77, Д.Э.2 | ||
17. | 6.. П.Р. №.3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества» | Урок -практика | |||||
18. | 7. Массовая доля примесей. | Комбинированный урок. | Примеси. А19 (4.4.1) | Д. 10. Образцы в-в и материалов содержащих определенную долю примесей. | §15, упр.3-4, Д.Э.2 | ||
19. | 8.Решение задач и упражнений по теме «Математические расчеты в химии» | Комбинированный урок | . | ИКТ | §16, упр.3-4 | ||
20. | 9. Обобщение и систематизация, коррекция знаний по теме «Математические расчеты в химии» | §10-16 | |||||
21. | 10. К.Р. №1 «Математические расчеты в химии». | Урок контроля | |||||
III. | Явления, происходящие с веществами. (11ч.) | ||||||
22. | 1.Разделение смесей. | Смеси; просеивание, отстаивание, декантация, центрифугирование, делительная воронка, разделение магнитом.А6 (2.1) | Д. 1. Просеивание через сито муки и сахара. Д. 3. Разделение S и песка. Д. 4. Разделение воды и растительного масла делительной воронкой. Д. 5. Центрифугирование.(ИКТ) | §17, Д.Э.5 | |||
23. | 2. Фильтрование. | Фильтрат, фильтр. А6 (2.1) | Д. 6. Фильтрование. Д. 7. Респираторные маски и марлевые повязки. Л.О. 1. Изготовление фильтра из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки. | §17, Д.Э.2,3 | |||
24. | 3. Адсорбция. | Адсорбция, сорбенты. Устройство противогаза, активированный уголь А6 (2.1). | Д. 8. Адсорбционные свойства активированного угля. Д. 9. Селикагель и его применение в быту и легкой промышленности. Д. 10. Противогаз и его устройство. | §17, Д.Э. 4,5 | |||
25. | 4. Дистилляция, кристаллизация, выпаривание | Урок объяснения нового материала. | Дистилляция, дистиллятор, дистиллированная вода. Кристаллизация, кристаллизаторы. А6 (2.1) | Д. 11. Получение дистиллированной воды. Д. 12. Коллекция нефть и нефтепродукты. | §17, П.Р.№4, стр.96-97 | ||
26. | 5.П.Р. .№.4 (домашний эксперимент). « Выращивание кристаллов соли». Обсуждение работы. Итоги конкурса на лучший кристалл. | Урок-практика. | П.Р.№5 | ||||
27. | 6. П.Р. №5 «Очистка поваренной соли» | Урок-практика. | |||||
28. | 7. Химические реакции. | Комбинированный урок. | Химические реакции. Условия течения и прекращения реакций. А6 (2.1) | Д. 14. Взаимодействие S и Fe при t. Д. 15. Получение CO2 взаимодействием мрамора кислотой и обнаружение его известковой водой. Д. 16. Каталитическое разложение H2O2 (MnO2) Д. 17. Ферментативное разложение H2O2. Д. 18. Кислотный огнетушитель, его устройство, принцип действия.ИКТ | §18, Д.Э.6 | ||
29. | 8. Признаки химических реакций. | Комбинированный урок. | Д. 19. Реакции нейтрализации с фенолфталеином. Д. 21. Получение осадка Cu(OH)2 и Fe(OH)3 реакций обмена. Д. 22. Получение CO2 из карбоната натрия с кислотой. Л.О. 2. Изучение устройства зажигалки и её пламени. | §19, Д.Э.7-10, П.Р.№:6 | |||
30. | 9.. П.Р. №6 (домашний эксперимент) Коррозия металлов. Обсуждение итогов, конкурс на лучший эксперимент. | Урок-практика | §17-19 | ||||
31. | 10. Обобщение систематизация, коррекция знаний по теме. | Урок-соревнование. | §17-19 | ||||
32. | 11. К.Р. №2. «Явления, происходящие с веществами». | Урок контроля | Подготовка к конференции | ||||
IV. | Рассказы по химии. (3 часа) | ||||||
33. | 1. Ученическая конференция. «Выдающиеся русские ученые химики» | ИКТ | Подготовка к конкурсу | ||||
34. | 2. Конкурс сообщений «Мое любимое вещество» | Урок -конкурс | ИКТ | ||||
35. | 3. Конкурс ученических проектов. | Урок-конкурс. | ИКТ |
Итого: контрольных работ- 2; практических работ- 6, из них 2 домашние практические работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по химии 8-9кл ос габриелян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « Химия» 8-9 класс за курс основной общей школы на период 2013 – 2014 учебный год ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа курса химии для 8-9 классов в рамках ФГОС, созданная на основе авторской программы О.С.Габриеляна.Тематическое планирование 8-9 классы.
Программа включает шесть разделов:1. «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей ос-новного общего образования; сформулированы цели, задачи и основные результаты изу...
Рабочая программа по химии УМК О.С. Габриелян 8 класс ФГОС
Рабочая программа по химии по химии О.С. Габриелян 8 класс ФГОС...
Рабочая программа курса химии в 10 классе (профильный уровень) УМК О. С. Габриелян
Рабочая программа курса химии 10 класс (профильный уровень) УМК О. С. Габриелян...
Рабочая программа курса "Химия" 8-9 классы.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю)
Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе: Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федерал...
Рабочая программа курса "Химия" 10-11 классы базовый уровень.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю - 11 класс и 1 час в неделю - 10 класс)
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших хим...