конспект к уроку химии в 8 классе
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

конспект к уроку химии по теме "Оксиды. Летучие водородные соединения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_khimii_v_8_klasse_po_teme.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе по теме «Оксиды. Летучие водородные изменения.»

Здравствуйте, уважаемые гости!

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть Вас на уроке.  

Зовут меня Чуйко Елена Борисовна. А с Вами познакомлюсь в процессе работы.

Учитель:

(слайд 1)

Эпиграфом к уроку я взяла слова Д. И. Менделеева

 Удовольствие оно себе, оно пролетит

Труд оставит след долгой радости, он другим ..

Давайте постараемся с Вами трудиться так, чтобы получить удовольствие от сегодняшнего урока.

Приглашаю Вас отправиться в путешествие в интересный мир химии по удивительной стране, название которой Вы определите сами, ответив на следующие вопросы.

Вопрос учащимся:

(слайд 2)

№1:  О каком химическом веществе писал Антуан де – Сент – Экзюпери.? «…..У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя не возможно описать, тобой  наслаждаются не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты сама жизнь …….

(слайд 3) Ответ: вода.

(слайд 4)

№2: Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза. Это газ, выделяемый нами при  дыхании. Назовите газ и  химическую формулу?

(слайд 5) Ответ: углекислый газ

(слайд 6)

№3: И в граните и в песке,

        В глине и в стекле,

        Кристалл его прозрачен, любуйтесь на него,

         Все это об оксиде

        А формула его?

(слайд 7) Ответ: Оксид кремния.

(слайд 8) Химические формулы воды, оксида кремния, углекислого газа.

Вопрос учащимся: Что общего между этими формулами?

Это вещества простые или сложные?

Сколько элементов входит в  состав?

Какой элемент входит в состав всех формул?

Как будут называться  эти вещества?

Ответ учащихся: Оксиды.

Учитель: Откройте тетради, запишите число и тему урока.  (слайд 9)

Тема урока: Оксиды и летучие водородные соединения.

Вопрос учащимся: Какие цели Вы поставите  на уроке?

Ответы учащихся.

(слайд 9)

  1. Научиться выделять оксиды  среди других веществ.
  2. Определять степень окисления элементов в оксидах.
  3. Читать и записывать формулы оксидов.
  4. Составлять химические формулы оксидов.
  5. Изучить летучие водородные соединения.

Учитель: Чтобы отправиться в путешествие, нужен багаж знаний, полученных на предыдущем уроке.

Проведем химическую разминку. (слайд 10)

  1. Какие соединения называются бинарными?
  2. Что такое степень окисления?
  3. Какую степень окисления имеют металлы первой А группы, второй А группы, третьей А группы?
  4. Какую степень окисления имеет фтор?
  5. Какую степень окисления имеет кислород?
  6. Суммарная степень окисления в соединениях равна …..?

Изучение нового материала.

Начинаем путешествие «Станция определительная».

Задание: Определите степень окисления в оксидах.  Работа по группам. (слайд 11)

Повторим алгоритм.  Как определить степень окисления?

                                                                                                                                             -2

Найдем  степень  окисления  хлора  в  соединении С1207. Обозначим степень окисления кислорода: С1207. Следовательно, семь атомов кислорода будут иметь общий отрицательный заряд (-2) • 7 = -14. Тогда общий заряд двух атомов хлора будет равен +14, а одного атома хлора: (+14) : 2 = +7. Следовательно, степень окисления

                                          +7 -2

хлора равна +7: С1207.

Учитель: Зная степень окисления  элементов, можно составить формулы оксидов.

Станция  «Оксидная». (слайд 12)

Повторим алгоритм. Как составить формулу оксида?

В земной коре – литосфере находятся глина, в её состав входит оксид алюминия ____, оксид кремния ___(песок), оксид железа III ___(содержится в красном железняке).

Водная оболочка Земли – гидросфера – это оксид водорода ______. В воздухе есть оксид углерода (IV)  _____    (углекислый газ).

      В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II) _________  (угарный газ), оксид серы (IV)  __________  (сернистый газ), оксид азота (II)  ________  и оксид азота (IV) ____.

Учитель: Ребята дайте определения оксидов?

Определение оксидов. (слайд 13)

 У каждого  оксида свое название. Станция «Номенклатурная» (слайд 14)

Название оксида

Оксид

Название элемента в родительном падеже

(с.о. римскими цифрами)

Задание: Дайте название оксидам? (слайд 15)

Вопрос учащимся: Какой принцип лежит в основе классификации оксидов?

Следует остановиться и на некоторых особенностях номенклатуры для оксидов: Названия оксидов зависят от числа атомов кислорода в формуле.

 (слайд 16)

СО — монооксид углерода (приставка моно обозначает один) или оксид углерода (П),угарный газ

С02 — диоксид углерода или оксид углерода (IV), всем известный углекислый газ.

Еще существуют тривиальные названия, например — углекислый газ, угарный газ и др. До сих пор в химической литературе встречаются старые названия — закись (для более низких), окись (для более высоких с. о.) степеней окисления.

N20 — закись азота или оксид азота (I)

N0 — окись азота или оксид азота (II)

На столах у вас лежат памятки с химическими формулами наиболее распространенных оксидах. (приложение 1)

Учитель: Оксиды бывают разные -  твердые, жидкие, газообразные? Схема.  (слайд 17)

Станция «Познавательная».

Самое удивительное, самое распространенное вещество на планете – вода.

(слайд 18) Воде была дана волшебная власть

Стать соком жизни на Земле.

(Леонардо да Винчи)

(слайды 19, 20, 21)

В кружево будто одеты                             Безбрежная ширь океана

Деревья, кусты, провода                           И тихая заводь пруда,

И кажется сказкою это,                             Каскад водопада и брызги фонтана,            

А все это – только вода.                            А в сущности  - это вода.

 Вот белым легли покрывалом

 На Землю родную снега

 Но время придет, все растает,

 И будет простая вода.

  (слайд 22)  Почти три четверти поверхности земного шара занято водой морей и океанов. Льдом покрыто 20 % суши: ледники гор, арктическая и антарктическая шапки планеты.

   Вода влияет на климат планеты, потому что она обладает большой теплоёмкостью. Нагреваясь, вода поглощает тепло, а остывая, отдаёт его и тем самым «выравнивает» климат. А от космического холода предохраняют Землю те молекулы воды, которые рассеяны в атмосфере – в облаках в виде пара…

   Вода составляет до 80 % массы клетки и выполняет в ней чрезвычайно важные функции: определяет объём и упругость клеток, транспортирует в клетку и из неё растворённые вещества, предохраняет клетку от резких колебаний температур. Тело человека на 2/3 состоит из воды. Почти все реакции в живой клетке протекают в водных растворах. Большинство реакций, используемых в технологических процессах на предприятиях химической, фармацевтической и пищевой промышленности, происходит также в водных растворах.

   Без воды невозможно представить жизнь человека, который потребляет её для самых разных бытовых нужд.

Работа с учебником. Страница 93 рис. 51 «Потребление воды человеком».

Вопрос учащимся: Много ли воды на Земле?

Учащиеся работают самостоятельно по учебнику стр. 94 (верхний абзац).

Ответы учащихся. Делают вывод.

Вопрос учащимся: Знаете ли Вы, что такое сухой лед?

Углекислый газ С02 — диоксид углерода.

Углекислый газ бесцветный, без запаха. Он почти в 1,5 раза тяжелее воздуха. При обычных условиях в одном объеме воды растворяется один объем углекислого газа.

При увеличении давления до 60 атм он превращается в бесцветную жидкость. При испарении жидкого углекислого газа часть его может превратиться в твердую снегообразную массу. Ее прессуют и получают так называемый сухой лед, который при обычном давлении возгоняется, не плавясь, причем температура его понижается до -78,5 °С. Поэтому сухой лед в основном применяют для хранения пищевых продуктов. Углекислый газ не поддерживает горения и потому применяется для тушения пожаров.

(слайд 23)

Негашеная известь Са0. Это белое тугоплавкое вещество, которое энергично

 взаимодействует с водой («гасится» ею), образуя при этом  гашеную известь. Применяется негашеная известь в строительстве для получения вяжущих материалов. (слайд 24)

Основную массу земной коры — литосферы — образует оксиды кремния (Si02) и алюминия (А1203), которые входят в состав многих минералов и горных пород, а также образуют минералы, почти полностью состоящие из этих   оксидов. Так, оксид кремния (IV) образует кварц, кварцевый  песок,   кремнезем,   горный  хрусталь  и  др.), а оксид алюминия — рубин, сапфир, основную  массу  особых глин — бокситов. (слайд 25,26)

Учитель: Рассмотрим летучие водородные соединения.

Гидриды металлов — твердые, нелетучие и тугоплаи кие вещества, в которых атомы водорода и металла связаны между собой обычно ионной связью. Например, NaH, CaH2.

Более известны благодаря широкому применению в [ромышленности и в быту соединения неметаллов с во-[ородом. Это летучие вещества, как правило газы, хо-юшо растворимые в воде. К этому классу веществ от- * осится и вода, хотя является жидкостью в обычных ус-овиях. Рассмотрим летучие водородные соединения на [римере хлороводорода НС1 и аммиака H3N (чаще встречается традиционная запись — NH3).

Хлороводород НО — это бесцветный газ, тяжелее юздуха, хорошо растворим в воде. В одном объеме во-(ы\ при обычных условиях может раствориться около )00 объемов хлороводорода. На открытом воздухе хлоро-юдород притягивает находящиеся в воздухе пары воды, >бразуя туманное облако, состоящее из мельчайших ка-гелек, поэтому говорят, что хлороводород на воздухе iдымит». Раствор хлороводорода в воде называют соля-юй кислотой. Это бесцветная, дымящаяся на воздухе кидкость несколько тяжелее воды. У людей и животных юляная кислота содержится в желудочном соке, она со-щает своеобразный барьер для микробов, попадающих 8 желудок вместе с пищей. (слайд 27)

Алы^иак NH3 — бесцветный газ со своеобразным резким запахом. Он почти в два раза легче воздуха. Растворимость аммиака в воде очень велика — в одном объеме поды растворяется при обычных условиях 700 объемов аммиака. Раствор аммиака в воде называют нашатырным спиртом, который широко используется в медицине. Аммиак выделяется при гниении органических веществ, содержащих азот. (слайд 28)



Рис. 53. Для приготовления газированных напитков необходим углекислый газ

Для    хранения     пищевых продуктов, и в первую оче-

рйкдь мороженого (рис. 52). Нпиболее широко С02 ис-

Иользуют   при   изготовлении   газированных   напит-

;Кои (рис. 53^Г

Рис. 54. Тушение пожара с помощью углекислотного огнетушителя

Углекислый газ не поддерживает горения и потому применяется для тушении пожаров (рис. 54).

7

Негашеная известь Сн(). Это белое тугоплавкое иицество, которое энергич-

Ни плаимодействует с водой («гасится» ею),1образуя при ■Том гашеную известь. Применяется негашеная известь ' роительстве для получения вяжущих материалов. < >пговную массу земной коры — литосферы — образует оксиды кремния (Si02) и алюминия (А1203), которые кходят в состав многих минералов и горных пород, • тнкже образуют минералы, почти полностью состоящие Ии них оксидов. Так, оксид кремния (IV) образует кварц, ■цевый  песок,   кремнезем,   горный  хрусталь  и  др. Пип   55), а оксид алюминия — рубин, сапфир, основную Йигеу особых глин — бокситов и др. (рис. 56).

Памятка.

Тема: Оксиды.

СО — монооксид углерода (приставка моно обозначает один) или оксид углерода (П), угарный газ.

С02 — диоксид углерода или оксид углерода (IV), всем известный углекислый газ.

N20 — закись азота или оксид азота (I).

N0 — окись азота или оксид азота (II).

Si02 — кварцевый песок, кремнезем, горный хрусталь.

А1203 • 2Si02 • 2Н20 — белая глина в основном состоит из оксидов алюминия и кремния.

 руды железа — красный (Fe203), бурый (Fe203 • Н20) и магнитный железняки (Fe304 или FeO • Fe203).

СаО -  негашеная известь.

 А1203  — сапфир, рубин, корунд, боксит.

_________________________________________________________________

Памятка.

Тема: Оксиды.

СО — монооксид углерода (приставка моно обозначает один) или оксид углерода (П),угарный газ.

С02 — диоксид углерода или оксид углерода (IV), всем известный углекислый газ.

N20 — закись азота или оксид азота (I).

N0 — окись азота или оксид азота (II).

Si02 — кварцевый песок, кремнезем, горный хрусталь.

А1203 • 2Si02 • 2Н20 — белая глина в основном состоит из оксидов алюминия и кремния.

 руды железа — красный (Fe203), бурый (Fe203 • Н20) и магнитный железняки (Fe304 или FeO • Fe203).

СаО -  негашеная известь.

А1203  — сапфир, рубин, корунд, боксит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии 8 класс

конспект урока  химии 8 класс...

Конспект урока химии 9 класс

Конспект урока  химии 9 класс...

Конспект урока химии 10 класс

Методическая разработка урока химии 10 класс...

Опорные конспекты к урокам химии в 8 классе.

В настоящее время очень много различного методического и дидактического материала по химии. Многие авторы создали тетради на печатной основе, которыми можно пользоваться на уроках и дома. Но в условия...

Опорный конспект к уроку химии в 11 классе "Химическое равновесие. Условие его смещения"

Опорный конспект к уроку химии в 11 классе "Химическое равновесие. Условие его смещения". Его так же можно применять и при изучении этой же темы в 9 классе....

Опорный конспект к уроку химии в 11 классе "Гидролиз солей"

Опорный конспект к уроку химии в 11 классе "Гидролиз солей". Этот материал может использоваться на уроке и в 9 классе при введении в тему "Гидролиз солей"....