Проект урока - "Углерод - простое вещество"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Аттестационная работа
учителя химии школы №12 г. Сарова
Малышевой Татьяны Анатольевны.
Предмет: Химия
Автор программы: О. С. Габриелян
Учебник: «Химия 9» автора О. С. Габриеляна (М.: Дрофа)
Тема урока: «Углерод – простое вещество».
Тип проектируемого урока: изучение нового материала.
Место урока в теме: данный урок 19 в теме «Неметаллы» и проводится после изучения неметаллов VII, VI
и V групп периодической системы.
Исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся:
учащиеся знают состав, строение, свойства неметаллов VII, VI и V групп периодической системы;
характер и свойства соединений, образованных данными элементами;
умеют характеризовать неметаллы по положению в периодической системе;
им знакомо понятие аллотропии.
Цели урока:
Образовательные:1). Обеспечить усвоение знаний об углероде.
2). Учащиеся должны знать:
состав, строение атома углерода;
нахождение углерода в природе;
аллотропные модификации углерода, их строение, свойства и применение;
адсорбцию и её практическое значение.
Развивающие: учащиеся должны уметь:
сравнивать простые вещества по строению и свойствам;
выявлять сходства и отличия; выяснять взаимосвязь между строением и свойствами
простых веществ;
устанавливать причины аллотропии углерода;
выделять главное и составлять конспект;
должны развивать умение анализировать материал и делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебной деятельности.
Способствовать развитию коммуникативных навыков в ходе коллективной работы;
осознанного применения полученных знаний на практике.
Показать необходимость привлечения средств химии к познанию и описанию
процессов, происходящих в окружающем мире.
Диагностично поставленная цель: учащиеся должны знать строение атома углерода; аллотропные модификации углерода, их свойства и применение; влияние строения кристаллической решётки на физические свойства простых веществ; адсорбцию.
Необходимое оборудование:
Модели кристаллических решёток алмаза, графита; кодопленки «Нахождение углерода в природе», «Строение атома
углерода», «Углерод – простое вещество»; таблица «Аллотропные модификации углерода»; активированный уголь;
химический стакан; воронка; фильтр; штатив; раствор черничного компота; футбольный мяч; портреты учёных.
Этапы урока Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Обоснование |
Организационный этап – 1 мин. | Приветствие учащихся; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку. | Приветствие учителя; дежурный ученик называет отсутствующих | Подготовить учащихся к работе; воспитание сознательной дисциплины и организованности |
Подготовка к основному этапу усвоения новых знаний – 3 мин. | Учитель предлагает ученикам отгадать загадку: «Из меня состоит всё живое. Я – графит, антрацит и алмаз. Я – на улице, в школе и в поле, Я – в деревьях и в каждом из вас». Учитель объявляет тему урока, записан-ную на доске «Углерод – простое вещество» и формулирует цели урока: Рассмотрим состав, строение атома углерода; познакомимся с аллотропными модификациями углерода, их свойствами и применением. Выясним взаимосвязь между строением кристаллических решетки и свойствами простых веществ. Получим представления об адсорбции и её практическом значении. На доске записаны новые понятия и фамилии учёных: фуллерен, карбин, адсорбция; Товий Егорович Ловиц, Николай Дмитриевич Зелинский. Для изучения темы предлагается план: 1.Нахождение углерода в природе. 2.Хар-ка химического элемента углерода: а) положение углерода в периодической системе; б) состав атома; в) особенности строения атома. 3.Характеристика простого вещества углерода. | Учащиеся отгадывают загадку и называют вещество – углерод. Учащиеся записывают тему в тетрадь. | Активная работа учащихся показывает их готовность к восприятию темы урока. Активизация внимания, мотивация учебной деятельности. Активизация внимания учащихся. Мотивация учебной деятельности. План отражает логику изложения новой темы. |
Этап усвоения новых знаний – 30 мин. | Вступительное слово учителя: Среди всех хим.элементов углерод был, пожалуй, первым элементом с которым соприкоснулся человек. Когда люди овладели искусством добывания огня, уг-лерод в виде древесного угля стал их постоянным спутником. Углерод в природе находиться как в свободном состоянии, так и в виде соеди-нений.
Учитель просит учащихся вспомнить вещества, содержащие углерод.
Обобщает, дополняет ответы учеников с использованием схемы «Нахождение углерода в природе» (см. приложение), демонстрируя её через графопроектор, и обращает внимание на представленную коллекцию природных соединений углерода. Учитель подводит к выводу, что углерод важный химический элемент, который образует огромное число разнообразных веществ. Учитель создаёт проблемную ситуацию, через постановку проблемного вопроса: Чем можно объяснить такое многообразие веществ, образованных химич. элементом углеродом? Для решения этой проблемы учитель предлагает выполнить задание по харак-теристике атома углерода (согласно плана), сформулированное в стихотворной форме: «Таблицу всю окиньте взглядом: Углерод в IV группе, с кремнием рядом Вы имя лишь его откройте, Структуру атома постройте.» И составить схему: Атом углерода положение в состав атома строение атома период. системе (см. приложение) После слов учителя: «В парах дружных и активных, В муках, спорах коллективных… Вдруг рождается конспект. Теперь вместе обсуждаем И ответы проверяем.» Проверяем правильность ответов с помощью кодоплёнки «Атом углерода». Учитель, дополняя ответ учащихся о строении атома углерода, рассказывает о возбуждённом состоянии атома и что благодаря такому строению атомы углерода способны образовывать четыре прочные ковалентные связи, соединяясь друг с другом и атомами др. элементов в молекулы разными способами, образуя большое количество разнообразных в-в. Вопрос: Итак, в чём же кроется причина многообразия углеродсодержащих веществ?
| Активные действия уч-ся с объектом изучения. При ответах учащиеся используют знания по географии, биологии. Учащиеся, используя периодическую систему и знания о строении атома сам-но выполняют задание; составляют конс-пект в виде схемы. Ученики внимательно слушают объяснение учителя. Отвечая на вопрос, делают вывод, что причина связана с особенностями строения атома углерода. | Обеспечить осмысленное восприятие новых знаний.
Активизация познаватель-ной деятельности. Межпредметные связи способствуют формирова-нию глубоких и системных знаний о природе. Учатся анализировать услышанное и выделять главное. Активизация внимания и памяти. Активизация мышления учащихся.
Активизация ранее полученных знаний. Умение представлять учебный материал в компактном виде в форме схемы.
Умение внимательно слушать объяснение учителя. Организация активной мыслительной деятель-ти. Активизация зрительной и слуховой памяти. Умение анализировать материал и делать выводы. |
Далее учитель рассказывает, что среди такого большого количества веществ, образованных углеродом встречаются простые вещества – это алмаз, графит (природные) и карбин, фуллерен (полу-чены искусственно).
Демонстрирует схему «Углерод – простое вещество» через графопроектор. (см. приложение). Итак, под именем «углерод» скрывается несколько простых веществ. Вопрос: Как это можно объяснить? Продолжая беседу, учитель задаёт вопросы: Для атомов каких ещё хим. элементов характерна аллотропия? В чём причина их аллотропии? Проблемный вопрос: А как вы думаете, в чём причина аллотропии углерода?
Учитель сообщает, что молекулы простых веществ, образованных углеродом имеют состав Сn, где n – большая переменная величина. Учащимся предлагается подробнее позна - комиться с аллотропными модификациями углерода, строением их кр.решёток, физич. свойствами и применением. Для этого проанализируем таблицу «Аллотропные модификации углерода» - раздаётся на каждую парту (см. приложение). О строении кристаллической решётки алмаза и графита рассказывает учитель, демонстрируя модели их кристаллических решёток. О свойствах и применении этих веществ рассказывают двое учащихся, сам – но подготовивших сообщения. Характеристику карбину, фуллерену и перспективы их применения даёт учитель. Подчеркивает что, химия углерода (в частности химия фуллеренов) находится на этапе развития. По всей видимости, наиболее интересные открытия в этой области ещё впереди. Для демонстрации молекулы фуллерена используем футбольный мяч. Итак, учитель просит ещё раз обратить внимание на строение кристаллической решётки и физические свойства простых веществ. Вопрос: Какой можно сделать вывод? | Учащиеся записывают схему в тетрадь. Учащиеся вспоминают понятия аллотропия, алло-тропные модификации и делают вывод, что для углерода характерна аллотропия. Учащиеся дают ответы. Ученики затрудняются ответить. Учащиеся делают предположение, что аллотропия углерода связана со строением кр. решётки. Учащиеся внимательно слушают и возможно дополняют этот материал. Выступление учеников с сообщениями. Работа учащихся с таблицей. Формулируют вывод: Строение крист.решётки влияет на физические свойства простых веществ. Причина аллотропии углерода – различное строение крист.решетки. | Активизация внимания и зрительной памяти. Развитие познавательной мотивации, активизация памяти и мышления. Актуализация опорных знаний. Развитие логического мышления. Развитие познавательной активности. Умение работать с дополнительной литературой и связанно излагать материал, полученный из разных источников. Расширение кругозора учащихся. Формирование интереса к предмету и потребности в дальнейшем приобретении знаний. Совершенствовать умение анализировать учебную информацию, что приводит к осмысленному пониманию изучаемого материала, исключая формализм. Формирование умений выделять главное в материале, анализировать причинно– следственные связи. | |
Рассказ учителя: Среди простых веществ, образованных углеродом, есть и другие вещества не менее интересные и имеющие большое значение – это кокс, сажа и древесный уголь. Эти вещества представляют собой графит, имеющий неупорядоченную структуру кристалл.решетки (аморфную структуру). Через графопроектор демонстрирует схему «Аморфный углерод» (см. приложение). Далее учитель коротко рассказывает о коксе, саже и древесном угле, обращая внимание на особое свойство древесного угля – адсорбцию. Даёт определение адсорбции и объясняет, почему древесный уголь обладает этим свойством. Демонстрирует опыт по обесцвечиванию окрашенного раствора с помощью активированного угля. Об открытии и широком применении адсорбции рассказывает ученик. | Учащиеся записывают схему в тетрадь. Внимательно наблюдают и записывают определение адсорбции в тетрадь. Сообщение ученика. | Активизация внимания и зрительной памяти. Развитие наглядно – образного мышления. Развитие умений применять полученные знания на практике. Формирование познавательного интереса к предмету.
| |
Этап закрепления полученных знаний – 7 мин. | Предлагает ответить на вопросы по вариантам (I и II). Вопросы II варианта более сложные (отмечены *) Вариант I 1. Назовите аллотропные модификации углерода. 2. Закончите определение «Адсорбция –… Вариант II 1.*Как доказать, что алмаз и графит аллотропные модификации одного элемента? 2.*Как доказать, что активированный уголь обладает адсорбционными свой- ствами? Проверяем ответы, исправляем ошибки, даём объяснения. | Учащиеся самостоятельно выполняют задания. | Сосредоточить внимание на основных вопросах изученного материала; уметь применять полученные знания в новой ситуации.
|
Подведение итогов – 3 мин. | Учитель спрашивает: Что узнали на уроке? Чему научились? Обобщая ответы учеников, подводит итоги урока; отмечает активно работающих учеников и если необходимо выставляет оценки. Вопрос: А что, по вашему мнению, нам предстоит изучать на следующем уроке? | Учащиеся отвечают, подводят итоги. Предполагают, что предметом изучения на следующем уроке будут химические свойства углерода. | Констатация достижения поставленных целей. Создаёт ситуацию успеха. Мотивация на изучение следующей темы.
|
Домашнее задание – 1мин. | По учебнику 28 (стр.126 – 130) до химических свойств углерода. Дополнительное задание: Как произведения И. А. Ефремова «Алмазная труба» и В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» связаны с темой «Углерод». После урока учитель приглашает учащихся познакомиться с подборкой дополнительной литературы по теме урока. | Расширение кругозора учащихся, развитие интереса к предмету. |
П р и л о ж е н и е
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Углерод - химический элемент и простое вещество""
Презентация преследует следующие цели: познакомить учащихся с распространением химического элемента углерода в природе вспомнить электронное строение атома углерода закрепить понятие ...
« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».
Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...
презентация к уроку металлы простые вещества
в презентации рассмотрены общие физические свойства металлов...
Углерод, простое вещество.
Разработка урока с применяемыми педегогическими технологиями по новым требованиям ФГОС....
Презентация к уроку: Сера - простое вещество
В материале рассмотрены вопросы: строение атома серы, валентные возможности, возможные степени окисления. Физические и химические свойства серы - простого вещества. Применение серы. Предствалены вопро...
Конспект урока "Углерод- как простое вещество"
Урок познакомит учащихся с одним из важнейших элементов в природе. Его соединения составляют основу живой природы – флору и фауну. От всех элементов он отличается исключительным разнообраз...
План-конспект урока "Углерод и его свойства. Аллотропия углерода" (с использованием метода проектов)
Приводится конспект урока в 9 классе...