Урок в формате ТДМ "Химические свойства серной кислоты".
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Данный материал может быть использован при изучении темы "Химические свойства серной кислоты" в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sernaya_kislota_tdm.docx | 45.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока « Химические свойства серной кислоты» 9 класс
Татаркина Наталья Валентиновна учитель химии
Статья отнесена к разделу : Преподавание химии
Тип урока «Открытие нового знания» в формате ТДМ
Цель: Изучить химические свойства серной кислоты.
Задачи:
Образовательная: Рассмотреть химические свойства серной кислоты. Продолжить формировать умения работать самостоятельно с учебником.
Развивающая: Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: Воспитывать умение работать в группе, желание помогать друг другу. Прививать интерес к предмету химии.
Оборудование: задания в формате ГИА , карточки с формулами кислот, красные, желтые ,синие карточки для рефлексии.
Урок составлен на основе учебника: Химия 9 класс, Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М.: «Просвещение», 1999
Ход урока
1. Мотивация учебной деятельности
-Здравствуйте! Садитесь. Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной.
-Я бы хотела начать наш урок с конкурса «Химический чемоданчик».
Конкурс “ Химический чемоданчик”
В чемодане находится вещество, которое необходимо угадать, как в игре ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
1.Разноцветные стаканчики с этой жидкостью ставились на зиму между оконных рам (такие стаканчики на вате, щедро посыпанной мелко нарезанной крученой шерстяной пряжей, можно было увидеть в квартирах старых киевлян еще во второй половине XX века). Между стаканчиками ставили «для красоты» фарфоровые фигурки кошек, собак, белочек, охотников с ружьями.
2.Самым мертвым водоемом является отнюдь не Мертвое Море, а Озеро Смерти, расположенное на о. Сицилия. На дне озера находится два источника, которые выбрасывают ядовитое вещество в воду, тем самым делая ее непригодной для жизни. Берега и воды озера лишены какой-либо растительности, а любое живое существо, попадающее в его воды, тут же гибнет. Стоит любопытному человеку окунуть в воду озера руку или ногу, он тут же ощутит неприятное жжение, а на коже появятся волдыри и ожоги.
Как вы думаете, о каком веществе идет речь? (Серная кислота).
-К какому классу неорганических соединений она относится. Правильно, кислоты, эту тему мы начали изучать с вами в 8 классе.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии
-Я хочу предложить вам отгадать загадки, в которых речь идет также о солях. Что это за соли вы ответите мне через несколько минут, когда их разгадаете.
-Первая загадка.
Самой сильной из кислот имя галоген дает.
Ответ готов? Верно, это (Хлорная кислота).
-Вторая загадка.
Эта кислота содержится в желудочном соке человека. Если её вырабатывается слишком много то у человека начинается изжогу.
Назовите эту кислоту. ( Соляная кислота)
- Мы сейчас с вами вели разговор о кислотах.
-Что же между ними общего? (Сложные вещества, состоят из катионов водорода и анионов кислотных остатков).
- Молодцы! Мы вспомнили с вами определение кислот.
-Давайте вспомним названия кислот.
На доске вы видите формулы кислот. Ваша задача правильно назвать их . ( HCl, H2S, H3PO4, H2SO3, H2SO4, и т.д)
- Молодцы! Мы вспомнили названия кислот.
-А сейчас выполните следующее задание:
С какими из веществ будут реагировать представленные кислоты:
Соли Вещества
1. H2SO4(р) А NaOH
2. H2SO4(к) Б H3РО4
B Zn
Г . Сu
Д Na2S
Ключ : 1-А,В,Д 2-А, В,Г,Д
3. Выявление места и причин затруднения
-Вы справились с заданием ? Да. Частично.
- С какой частью работы вы легко справились? ( С той, что касается взаимодействия разбавленной серной кислоты)
- Где возникли затруднения? ( Не знаем точно, будет ли реагировать концентрированная серная соли реагировать с металлами, стоящими после водорода в ряду напряжений. Что необходимо для успешного выполнения задания? (Необходимо знать химические свойства и разбавленной и концентрированной серной кислоты)
4. Построение проекта выхода из затруднения
-Какую цель мы перед собой поставим? Повторить химические свойства разбавленной кислоты и изучить химические свойства концентрированной серной кислоты.
-Какую тему мы сегодня с вами будем изучать? Химические свойства серной кислоты. Давайте запишем число и тему урока в тетрадь.
-А теперь составим план действий.
Шаги действия:
1.Изучить химические свойства серной кислоты.
а) взаимодействие кислот с основаниями ( щелочами), образуется соль и вода
б)взаимодействие кислоты с основным оксидом, образуется соль и вода
в) взаимодействие кислот с солями, образуются новая соль и новая кислота
г)взаимодействие амфотерными оксидами, образуется соль и вода
д)взаимодействие с амфотерными основаниями , образуется соль и вода
е) взаимодействие разбавленной кислоты с металлами (стоящими в ряду напряжений до водорода), образуется соль и выделяется водород
ж) взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами, стоящими в ряду напряжений до Мg, образуется соль, H2S и вода
з) взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами, стоящими в ряду напряжений после Мg включительно Mg, образуется соль, SO2 и вода ( некоторые металлы пассивируются на холоду например : алюминий, железо)
На доске появляется алгоритм действий:
К +О соль + вода
К +О.О соль + вода
К +cоль соль + кислота
К+ А.Оксидами соль+ вода
К + А.Основания соль+ вода
К(р) + Ме(в ряду напр.до Н) соль + водород
К(к)+ Ме( активные ) соль+ H2S + вода
К(к)+ Ме( средней активности ) соль+ S + вода
К(к)+ Ме( не активные) соль+ SO2 + вода
5. Реализация построенного проекта
-Для реализации плана я предлагаю работу в группах. Учащиеся с помощью учебника выполняют, полученные задания:
-1 группа:
Допишите уравнения реакции:
H2SO4 +NaOH=
-2 группа:
Допишите уравнение реакции:
H2SO4 + CaСO3=
-3группа:
Допишите уравнения реакции:
H2SO4 +ZnOH =
-4группа:
Допишите уравнения реакции:
H2SO4(р) +Zn =
-5группа:
Допишите уравнение реакции:
H2SO4(к) +Са =
-6группа:
Допишите уравнение реакции:
H2SO4(к) +Сr =
-7группа:
Допишите уравнение реакции:
H2SO4(к) +Сu =
(На выполнение заданий в группе отводится 2 минуты, далее представитель группы выходит и записывает на доску выполненное задание, остальные ребята переписывают уравнение реакции в тетрадь, таким образом, все химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты появляются в тетради у каждого ученика).
6. Первичное закрепление во внешней речи
-С какими соединениями могут взаимодействовать разбавленная и концентрированная серная кислота?
Для того, чтобы проверить как вы усвоили новую тему, я предлагаю вам ребята выполнить самостоятельную работу.
7. Самостоятельная работа
Вариант №1
1.Формула соли : А) Na2O Б)СаCO2 В)Н2SO3
2. С каким из соединений будет взаимодействовать H2SO4 А)SO2 Б)H2SO4 В)Cu
3. Допишите уравнение реакции H2SO4+MgО
4. Допишите уравнение реакции: H2SO4(k)+ Ba
Вариант №2
1.Формула соли : А) Na2O Б)Мg(OН)2 В)К2SO3
2. С каким из соединений будет взаимодействовать H2SO4 А)HCl Б) СаO В) H2O
3. Напишите реакцию взаимодействия H2SO4+Fe(OH)3
4. Допишите уравнение реакции: H2SO4(k)+ Bi
Время выполнения 5 минут.
8. Включение в систему знаний и повторение Чтобы закрепить полученные знания и включить их в уже имеющуюся базу знаний я предлагаю вам выполнить следующее заданий
- Осуществите схему превращений:
1.S SO2 SO3 H2SO4 CuSO4
2. SO3 Na2SO4 BaSO4
3. Cu CuO CuSO4 ZnSO4
9. Рефлексия учебной деятельности
– Какую цель мы ставили на уроке?
– Вы достигли цели урока?
– Оцените свою работу на уроке, если вы согласны с высказыванием, поднимите красную карточку, если нет, то синюю, да , но не совсем- желтую.
А) Тема урока мне понятна
Б) Я знаю химические свойства солей
В)Я доволен своей работой на уроке, я работал максимально самостоятельно
Учитель выставляет оценки, предлагает задать вопросы.
-Сегодня вы хорошо поработали. Молодцы! Домашнее задание: параграф 13, зад. №2 задача1 стр.38
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе по теме "Окислительные свойства серной кислоты"
Урок-исследование запланирован с применением ТРКМЧП, включает три этапа урока:1-й этап ВЫЗОВ(Работа с информацией (ноутбук, лабораторный опыт, контекстная задача, текст). Работа с программой деятельно...
Презентация к уроку "Окислительные свойства серной кислоты"
Презентация соответствует уроку "Окислительные свойства серной кислоты"....
Конспект урока с применением исследовательской технологии «Химические свойства серной кислоты»
Тема урока: Химические свойства серной кислоты.Система целей к уроку:Познавательная цель темы: Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению знаний об общих и специфических св...
Урок - виртуальная лаборатория. Тема: Серная кислота. Свойства серной кислоты.
Урок - виртуальная лаборатория. Тема: Серная кислота. Свойства серной кислоты....
конспект урока по химии на тему "Окислительные свойства серной кислоты"
Материал содержит технологическую карту и конспект урока химии в 9 классе по теме "Окислительные свойства серной кислоты" по учебнику Рудзитиса (ФГОС)...
Урок с использованием метода проектов. Тема «Химические свойства серной кислоты» 9 класс.
Тип урока: изучение нового материала.Метод урока: проектЦель: Выявить характерные свойства концентрированной и разбавленной серной кислоты. Совершенствовать умения учащихся работать с реактивами и лаб...
Конспект урока по химии "Изучение химических свойств серной кислоты"
Урок по химии на тему «Изучение свойств серной кислоты». Урок проводился в 9 классе.Обучение химии ведется по общеобразовательной программе, по учебнику О. С. Габриеляна, И. Г. ...