Урок в формате ТДМ "Химические свойства серной кислоты".
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Татаркина Наталья Валентиновна

Данный материал может быть использован при изучении темы "Химические свойства серной кислоты" в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sernaya_kislota_tdm.docx45.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока « Химические свойства серной кислоты» 9 класс

Татаркина Наталья Валентиновна учитель  химии

Статья отнесена к разделу : Преподавание химии

Тип урока «Открытие нового знания» в формате ТДМ

Цель: Изучить  химические свойства серной кислоты.

Задачи:

Образовательная:  Рассмотреть  химические свойства серной кислоты. Продолжить формировать умения работать самостоятельно с учебником.

Развивающая: Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: Воспитывать умение работать в группе, желание помогать друг другу. Прививать интерес к предмету химии.

Оборудование:  задания в формате ГИА , карточки с формулами кислот,   красные, желтые ,синие карточки для рефлексии.

Урок составлен на основе учебника: Химия 9 класс, Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М.: «Просвещение», 1999

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности

-Здравствуйте! Садитесь. Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной.

-Я бы хотела начать наш урок  с конкурса «Химический чемоданчик».

Конкурс  “ Химический чемоданчик”

В чемодане находится вещество, которое необходимо угадать, как в игре ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

 1.Разноцветные стаканчики с этой жидкостью ставились на зиму между оконных рам (такие стаканчики на вате, щедро посыпанной мелко нарезанной крученой шерстяной пряжей, можно было увидеть в квартирах старых киевлян еще во второй половине XX века). Между стаканчиками ставили «для красоты» фарфоровые фигурки кошек, собак, белочек, охотников с ружьями. 

2.Самым мертвым водоемом является отнюдь не Мертвое Море, а Озеро Смерти, расположенное на о. Сицилия. На дне озера находится два источника, которые выбрасывают ядовитое вещество в воду, тем самым делая ее непригодной для жизни. Берега и воды озера лишены какой-либо растительности, а любое живое существо, попадающее в его воды, тут же гибнет. Стоит любопытному человеку окунуть в воду озера руку или ногу, он тут же ощутит неприятное жжение, а на коже появятся волдыри и ожоги.

Как вы думаете,  о каком веществе идет речь? (Серная кислота).

-К какому классу неорганических соединений она относится.   Правильно, кислоты,  эту тему мы начали изучать с вами в 8 классе.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии

-Я хочу предложить вам отгадать  загадки, в которых речь идет также о солях. Что  это за соли  вы ответите мне через несколько минут, когда их разгадаете.

-Первая загадка.

Самой сильной из кислот имя галоген дает.
Ответ готов? Верно, это (Хлорная кислота).

-Вторая  загадка.

Эта кислота содержится в желудочном соке человека. Если её вырабатывается слишком много то у человека начинается  изжогу.

Назовите эту кислоту.   ( Соляная кислота)

- Мы сейчас с вами вели разговор о кислотах.

 -Что же между ними общего? (Сложные вещества, состоят из катионов водорода  и анионов кислотных остатков).

- Молодцы! Мы вспомнили с вами определение кислот.

-Давайте вспомним названия кислот.

 На доске вы видите формулы кислот. Ваша задача правильно назвать их . ( HCl, H2S, H3PO4, H2SO3, H2SO4, и т.д)

- Молодцы! Мы вспомнили  названия кислот.

-А сейчас выполните следующее задание:

 С какими из  веществ будут реагировать представленные  кислоты:

Соли                           Вещества

1. H2SO4(р)                        А NaOH

2. H2SO4(к)                            Б H3РО4

                                                  B Zn

                                  Г . Сu

                                                 Д Na2S

Ключ : 1-А,В,Д     2-А,  В,Г,Д

3. Выявление места и причин затруднения

-Вы справились  с заданием ? Да. Частично.

- С какой частью работы вы легко справились? ( С той, что  касается взаимодействия разбавленной серной кислоты)

- Где возникли затруднения?  ( Не знаем точно, будет ли реагировать концентрированная серная соли реагировать с металлами, стоящими после водорода в ряду напряжений. Что необходимо для успешного выполнения задания? (Необходимо знать химические свойства и разбавленной и концентрированной серной кислоты)

4. Построение проекта выхода из затруднения

-Какую цель мы перед собой поставим? Повторить    химические свойства разбавленной кислоты и изучить химические свойства концентрированной серной кислоты.

-Какую тему мы сегодня с вами будем изучать? Химические свойства серной кислоты. Давайте запишем число и тему урока в тетрадь.

-А теперь составим план действий.

Шаги действия:

1.Изучить  химические свойства серной кислоты.

а) взаимодействие кислот с основаниями ( щелочами), образуется  соль и вода

 б)взаимодействие кислоты с основным оксидом, образуется соль и вода

в) взаимодействие  кислот с солями, образуются новая соль и новая кислота

 г)взаимодействие  амфотерными оксидами, образуется  соль и вода

д)взаимодействие с амфотерными основаниями , образуется соль и вода

е) взаимодействие разбавленной кислоты с металлами (стоящими в ряду напряжений до водорода), образуется соль и выделяется водород

ж) взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами, стоящими в ряду напряжений  до Мg, образуется соль, H2S и вода

з) взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами, стоящими в ряду напряжений  после Мg включительно Mg, образуется соль, SO2 и вода ( некоторые металлы пассивируются на холоду например : алюминий, железо)

На доске появляется алгоритм действий:

К +О                      соль + вода

К +О.О                      соль + вода

К +cоль                      соль + кислота

К+ А.Оксидами                соль+ вода

К + А.Основания              соль+ вода

К(р)  + Ме(в ряду напр.до Н)                 соль + водород

К(к)+    Ме(   активные   )                 соль+ H2S + вода

К(к)+    Ме(  средней  активности   )                 соль+ S + вода

К(к)+    Ме( не активные)                 соль+ SO2 + вода


  5. Реализация построенного проекта

-Для реализации плана я предлагаю работу в группах. Учащиеся с помощью учебника выполняют, полученные задания:

-1 группа:

Допишите уравнения реакции:      

H2SO4 +NaOH=

-2 группа:

Допишите  уравнение реакции:      

  H2SO4 + CaСO3=

-3группа:

Допишите уравнения реакции:

H2SO4 +ZnOH =

-4группа:

Допишите уравнения реакции:

H2SO4(р) +Zn =

-5группа:

Допишите уравнение реакции:

H2SO4(к) +Са =

-6группа:

Допишите уравнение реакции:

H2SO4(к) +Сr =

-7группа:

Допишите уравнение реакции:

H2SO4(к) +Сu =

(На выполнение заданий в группе отводится  2 минуты, далее представитель группы выходит и записывает на доску выполненное задание, остальные ребята переписывают уравнение реакции в тетрадь, таким образом, все химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты  появляются в тетради у каждого ученика).

6. Первичное закрепление во внешней речи

-С какими соединениями  могут взаимодействовать  разбавленная и концентрированная серная кислота?

Для того, чтобы проверить как вы усвоили новую тему, я предлагаю вам ребята выполнить самостоятельную работу.

7. Самостоятельная работа  

Вариант №1

1.Формула соли :  А) Na2O Б)СаCO2  В)Н2SO3

2. С каким из соединений будет взаимодействовать H2SO4  А)SO2 Б)H2SO4 В)Cu

3.  Допишите уравнение реакции H2SO4+MgО    

4. Допишите уравнение реакции: H2SO4(k)+ Ba              

Вариант №2

1.Формула соли :  А) Na2O Б)Мg(OН)2  В)К2SO3

2. С  каким из соединений будет взаимодействовать H2SO4  А)HCl Б) СаO В) H2O

3.  Напишите реакцию взаимодействия H2SO4+Fe(OH)3 

4. Допишите уравнение реакции: H2SO4(k)+ Bi            

Время выполнения  5 минут.

8. Включение в систему знаний и повторение    Чтобы закрепить полученные знания и включить их в уже имеющуюся базу знаний я предлагаю вам выполнить следующее заданий

- Осуществите схему превращений:

1.S             SO2            SO3            H2SO4                  CuSO4

 2. SO3                     Na2SO4        BaSO4           

       3. Cu           CuO          CuSO4                                ZnSO4

9. Рефлексия учебной деятельности

– Какую цель мы ставили на уроке?

– Вы достигли цели урока?

– Оцените свою работу на уроке, если вы согласны с высказыванием, поднимите красную карточку, если нет, то  синюю, да , но не совсем- желтую.

А) Тема урока мне  понятна

Б) Я знаю химические свойства солей

В)Я  доволен своей работой на уроке, я работал максимально самостоятельно

Учитель выставляет оценки, предлагает задать вопросы.

-Сегодня вы хорошо поработали.  Молодцы! Домашнее задание: параграф 13, зад. №2 задача1 стр.38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по теме "Окислительные свойства серной кислоты"

Урок-исследование запланирован с применением ТРКМЧП, включает три этапа урока:1-й этап ВЫЗОВ(Работа с информацией (ноутбук, лабораторный опыт, контекстная задача, текст). Работа с программой деятельно...

Презентация к уроку "Окислительные свойства серной кислоты"

Презентация соответствует уроку "Окислительные свойства серной кислоты"....

Конспект урока с применением исследовательской технологии «Химические свойства серной кислоты»

Тема урока: Химические свойства серной кислоты.Система целей к уроку:Познавательная цель темы: Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению знаний об общих и специфических св...

Урок - виртуальная лаборатория. Тема: Серная кислота. Свойства серной кислоты.

Урок - виртуальная лаборатория. Тема: Серная кислота. Свойства серной кислоты....

конспект урока по химии на тему "Окислительные свойства серной кислоты"

Материал содержит технологическую карту и конспект урока химии в 9 классе по теме "Окислительные свойства серной кислоты" по учебнику Рудзитиса (ФГОС)...

Урок с использованием метода проектов. Тема «Химические свойства серной кислоты» 9 класс.

Тип урока: изучение нового материала.Метод урока: проектЦель: Выявить характерные свойства концентрированной и разбавленной серной кислоты. Совершенствовать умения учащихся работать с реактивами и лаб...

Конспект урока по химии "Изучение химических свойств серной кислоты"

Урок по химии на тему «Изучение свойств серной кислоты». Урок проводился в 9 классе.Обучение химии ведется по общеобразовательной программе, по учебнику О. С. Габриеляна, И. Г. ...