Экологические проблемы сточных вод
презентация к уроку по химии (8 класс) на тему
Данная презентация описывает критерии степени загрязнения сточных вод, загрязняющие вещества,основные методы очистки веществ.Можно использовать не только на уроке,но и во внеклассной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологические проблемы сточных вод описывают загрязняющие вещества в сточных водах. | 601.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сточными водами называют воды, использованные на бытовые и производственные нужды и загрязненные при этом дополнительными примесями, изменившими их первоначальный химический состав и физические свойства Для обезвреживания загрязненных вод, главным образом их разбавления после очистки, ежегодно в мире затрачивается около 9000 км 3 чистой воды, что составляет 20% устойчивого стока всех рек земного шара, принимаемого за запасы чистой пресной воды на Земле. В России в настоящее время в поверхностные водоемы ежегодно сбрасывается более 70 Км 3 сточных вод, 30% из которых – неочищенные или недостаточно очищенные. При полной очистке современными методами сточные воды в лучшем случае бывают очищены лишь на 90% , и они вносят в водоемы не меньше загрязнений, чем все неочищенные сточные воды 50 лет назад.
КРИТЕРИИ СТЕПЕНИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТОЧНЫХ ВОД Критерием загрязненности воды выступают ухудшение ее качества вследствие изменения органолептических свойств и наличия вредных веществ, влияющих на: Процессы естественного самоочищения водоемов Жизнедеятельность водных организмов Здоровье человека при использовании воды для водоснабжения населения
ЗАГРЯЗНЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА В СТОЧНЫХ ВОДАХ Общепринятая технология уборки улиц не обеспечивает полного удаления загрязнений. Мусор с проезжей части содержит не только кусочки почвы, песок или глину, но и значительное количество органических веществ, биогенов , используемых для таяния льда и снега в зимнее время, солей тяжелых металлов. Много загрязняющих веществ содержится в сточных водах машиностроительных заводов: соли, кислоты, щелочи, хром, свинец, медь, алюминий, краски, органические соединения, масла и т.п.
ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЙ СТОКОВ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ ДОСТАТОЧНО РАСПРОСТРАНЕННЫЙ ВИД ЗАГРЯЗНЕНИЯ, НОСЯЩИЙ СЕЗОННЫЙ ХАРАКТЕР, - ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДОЕМОВ ПОВАРЕННОЙ СОЛЬЮ, КОТОРУЮ ИСПОЛЬЗУЮТ ДЛЯ ТАЯНИЯ ЛЬДА И СНЕГА В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ. ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ В ШИРОКОМ ДИАПОЗОНЕ КОНЦЕНТРАЦИЙ НЕТОКСИЧНА ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
ТЯЖЕЛЫЕ МЕТАЛЛЫ ПОПАДЕНИЕ В СТОЧНУЮ ВОДУ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ СВЯЗАНО С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ, А ТАКЖЕ С ВЫМЫВАНИЕМ ЭТИХ МЕТАЛЛОВ ИЗ СВАЛОК ПРОМЫШЛЕННЫХ И БЫТОВЫХ ОТХОДОВ АТМОСФЕРНЫМИ ОСАДКАМИ И ПОСТУПЛЕНИЕМ ИХ В ГРУНТОВЫЕ ВОДЫ. ОБЫЧНО ТЯЖЕЛЫЕ МЕТАЛЛЫ СКАПЛИВАЮТСЯ В ДОННЫХ ОТЛОЖЕНИЯХ ВОДОЕМОВ В ВИДЕ КАРБОНАТОВ, СУЛЬФАТОВ ИЛИ СУЛЬФИТОВ, АДСОРБИРУЮТСЯ МИНЕРАЛЬНЫМИ И ОРГАНИЧЕСКИМИ ОСАДКАМИ. ПРИ НАСТУПЛЕНИИ АДСОРБЦИОННОЙ НАСЫЩЕННОСТИ ОСАДКОВ ТЯЖЕЛЫЕ МЕТАЛЛЫ ОКАЗЫВАЮТСЯ В ВОДЕ; В ПОЛОВОДЬЕ, КОГДА ВЕШНИЕ ВОДЫ УНОСЯТ ДОННЫЕ ОТЛОЖЕНИЯ, ПРОИСХОДИТ РАЗНОС ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ ПО БОЛЬШЕЙ ТЕРРИТОРИИ. НАХОДЯСЬ В ВОДЕ, ТЯЖЕЛЫЕ МЕТАЛЛЫ ВКЛЮЧАЮТСЯ В ЦЕПИ ПИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ – ВОДОРОСЛЕЙ, ЗООПЛАНКТОНА, РЫБ, ЧЕЛОВЕКА
УДОБРЕНИЯ УДОБРЕНИЯ СМЫВАЮТСЯ С ПОЛЕЙ ПРИ ИХ НЕРАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИЛИ, НЕ УСВОЕННЫЕ РАСТЕНИЯМИ, ВЫМЫВАЮТСЯ ИЗ ПОЧВЫ ОБИЛЬНЫМИ ДОЖДЯМИ, ПОПАДАЮТ В ГРУНТОВЫЕ ВОДЫ, А ЗАТЕМ В ПОВЕРХНОСТНЫЕ ВОДОЕМЫ. ПРИСУТСТВУЮЩИЕ В ПОЧВЕ ИОНЫ, ПОПАДАЯ СО СТОЧНЫМИ ВОДАМИ В ВОДОЕМЫ, СПОСОБСТВУЮТ ИХ ЗАРАСТАНИЮ ФИТОПЛАНКТОНОМ . НАРЯДУ С УДОБРЕНИЯМИ ИСТОЧНИКАМИ ФОСФАТОВ СЛУЖАТ МОЮЩИЕ СРЕДСТВА. НИТРАТЫ И ФОСФАТЫ ТАКЖЕ ОБРАЗУЮТСЯ В ВОДОЕМАХ В РЕЗУЛЬТАТЕ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗРУШЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ОТХОДОВ. ЧТОБЫ НОРМАЛЬНО ФУНКЦИОНИРОВАТЬ , ВОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОЛИГОТРОФНЫМИ. В ЭТОМ СЛУЧАЕ НАБЛЮДАЕТСЯ ДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ВСЕХ ГРУПП ОРГАНИЗМОВ В ЭКОСИСТЕМЕ, ОТЛИЧАЮЩИХСЯ СПОСОБОМ ПИТАНИЯ, - ПРОДУЦЕНТОВ, КОНСУМЕНТОВ И РЕДУЦЕНТОВ.
НАВОЗНАЯ ЖИЖА И МОЧА ПРИ СИЛЬНОМ ЗАГРЯЗНЕНИИ ВОДЫ МОЧОЙ И НАВОЗНОЙ ЖИЖЕЙ В НЕЙ ОКАЗЫВАЕТСЯ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО МОЧЕВИНЫ. БАКТЕРИИ В СТОЧНЫХ ВОДАХ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ФЕРМЕНТОВ ВЫДЕЛЯЮТ ИЗ МОЧЕВИНЫ АММИАК . ЕСЛИ ВОДА СИЛЬНО ЗАГРЯЗНЕНА МОЧОЙ ЖИВОТНЫХ , АММИАК ВЫДЕЛЯЕТСЯ В ТАКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ, ЧТО ОНА МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ТОКСИЧНОЙ ДЛЯ МНОГИХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ, ПРИВОДЯ К ГИБЕЛИ. ПРИ ВДЫХАНИИ АММИАКА , А ТАКАЖЕ ПРИ ПИТЬЕ ВОДЫ, СОДЕРЖАЩЕЙ ЕГО, ОН БЫСТРО УСВАИВАЕТСЯ ОРГАНИЗМОМ. ПОПАДАЯ В КРОВЬ, ОН СОЗДАЕТ ТАМ ЩЕЛОЧНУЮ СРЕДУ И РАСТВОРЯЕТ БЕЛКИ, НАНОСЯ ОРГАНИЗМУ НЕПОПРАВИМЫЙ ВРЕД.НИТРИФИЦИРУЮЩИЕ БАКТЕРИИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ВОДЕ В ТЕЧЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ВРЕМЕНИ, МОГУТ ПЕРЕВОДИТЬ АММИАК В НИТРАТЫ И ДАЛЕЕ, В НИТРИТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВОДНЫМИ РАСТЕНИЯМИ ДЛЯ ПИТАНИЯ, НО ДЛЯ ТАКОГО ОКИСЛЕНИЯ В ВОДЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ДОСТАТОЧНО РАСТВОРЕННОГО КИСЛОРОДА.
НЕФТЬ И НЕФТЕПРОДУКТЫ В настоящее время самые распространенные загрязнители гидросферы- нефть и нефтепродукты. В Мировой океан и поверхностные воды суши ежегодно привносится более 15 млн. тонн нефти и нефтепродуктов, а 1 т нефти может покрыть тонкой пленкой акваторию средней площадью 12 км 2 . Нефть поступает в природную среду различными путями: при бурении нефтескважин, авариях танкеров и на нефтепроводах, промывке танкеров и автоцистерн и т. д. Несмотря на большую вязкость, нефть, разлившаяся по земле, проникает в грунтовые воды и перемещается на большие расстояния. Вода становится непригодной для использования при попадании 1 л нефти в 1 млн. л воды; 1 мл нефти в 1 л воды вызывает гибель икры и мальков многих рыб.
Фенолы Фенолы нашли широкое применение как средства дезинфекции, их используют в производстве клеев и пластмасс. Кроме того, они образуются при сгорании и коксовании дерева и угля, входят в состав выхлопных газов бензиновых и дизельных двигателей. Большое количество фенола дает гниющая в воде древесина. Острейшая экологическая проблема, существующая в нашей стране уже десятки лет, - затопление лесов сибирскими водохранилищами при строительстве гигантских гидроэлектростанций.
Основные методы очистки сточных вод
Принципиальная схема очистки сточных вод
ТИПОВАЯ СХЕМА ОЧИСТКИ СТОЧНЫХ ВОД
Очистка сточных вод- составная часть общей стратегии охраны водных ресурсов, обеспечения экологической безопасности биосферы и, в частности, человека. Расчеты показывают, что на обеспечение экологичности производства потребуется минимум затрат, поскольку биологически очищенные сточные воды в оборотных системах водоснабжения позволяют частично или полностью отказаться от свежей воды, что весьма актуально в свете глобальной экологической проблемы современности – дефицита чистой пресной воды на планете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""
Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....
Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"
Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...
Основы регулирования экологических проблем страны (на примере темы "Экологические проблемы Казахстана")
Для интегрированных уроков...
Воспитание экологической компетентности и развитие УУД учащихся в урочной и внеурочной деятельности в результате работы над творческим интегрированным проектом "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга" в системе требований ФГОС.
Презентация творческого интегрированного проекта "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга", выполненного учащимися восьмых классов школ № 356 и 376, и представленного на международный конк...
Экологические проблемы Крыма- наши общие проблемы.
Листая страницы устного журнала, попытаемся выяснить рейтинг самых актуальных экологических проблем, стоящих сегодня перед обществом: некачественная вода, загрязнение воздуха, деградация земельных рес...
Сценарий занятия «Отходы жизнедеятельности как мировая экологическая проблема» (в рамках Всесоюзного экологического урока «Сделаем вместе»)
Занятие доказывает, что проблема отходов общемировая. В каждом регионе России также существует проблема их утилизации. В процессе практической деятельности учащиеся находят варианты утилизации и...
«Экологическая проблема — глобальная проблема человечества»
методическая разработка урока географии 10 класс...