Творческий отчет " СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ ХИМИИ."
статья по химии на тему
В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современном мире: им нужны не только полученные знания, но и умения их находить самим, ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы успешно утвердиться в жизни. В результате многолетней работы в школе, я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvor_otchet.odt | 52.51 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ ХИМИИ.
В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современном мире: им нужны не только полученные знания, но и умения их находить самим, ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы успешно утвердиться в жизни. В результате многолетней работы в школе, я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Наверно, одной из причин потери этого интереса являются некоторые традиционные приемы и методы обучения. Освоение химии приходится в школе на 13 -16 лет, когда ребята пребывают в так называемом “кризисном” периоде. В этот период особенно развито чувство самосознания и собственного достоинства. В этом возрасте происходит изменение процессов психического развития, перестройка прежних отношений к миру, к себе, возникает потребность в самоопределении и самовыражении. У подростка вызывает скуку и раздражение авторитарный нажим, приказ. Я считаю, в современной школе очень важен личностный подход, работать с каждым в зоне его ближайшего развития. Переходный период часто у детей протекает с обострениями хронических заболеваний, что вызывает применение на уроках здоровьесберегающих технологий. Одним из важных моментов на уроке для ребенка является понимание необходимости личной заинтересованности в приобретении знаний, чтобы учащиеся могли ощущать свою компетентность не только в результате, но и на протяжении всего процесса обучения. Я думаю, что в этом и есть условие развивающего воздействия обучения на личность учащегося. Поэтому современный урок, по – моему, должен построен в сочетании специально организованной деятельности и обычного межличностного общения (готовность ребенка к контакту, доверительность, заинтересованность), таким образом через личностный план общения на уроке реализуется учет возрастных, психологических особенностей учащихся: их готовность к расширению круга общения, к сопереживанию проблем взрослых, стремление к самоутверждению. Достичь поставленных целей мне помогают современные образовательные технологии, такие как
- технология уровневой дифференциации обучения;
- групповые технологии;
- технологии компьютерного обучения
- игровые технологии;
- технология проблемного и исследовательского обучения;
- технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
- педагогика сотрудничества
Современные технологии позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности учащихся в условиях эмоционально – комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения. Например, одним из элементов технологии организации адаптационно-развивающих диалогов на моих уроках химии является использование химического тренажера, который позволяет применять предметные знания и умения, развивать навыки использования химической номенклатуры, классификации, основных химических понятий (наиболее эффективно его применение при изучении основных классов неорганической и органической химии). Применение химического тренажера развивает у ребят умение участвовать в общем диалоге. Осуществлять само- и взаимоконтроль, самопроверку, формировать адекватную самооценку. Работа в динамических парах и малых группах позволяет соотносить свою деятельность с деятельностью остальных, ребенок может провести не только самооценку, но и само коррекцию.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, доставляющим радость и ученикам и учителю. Мы привыкли, что на уроке учитель рассказывает, а ученик слушает и усваивает. Слушать готовую информацию – один из самых неэффективных способов учения. Знания не могут быть перенесены из головы в голову механически (услышал – усвоил). Отсюда делаем вывод, что необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика. Итак, учитель должен организовать на уроке для ученика все виды учебно-познавательной деятельности. Первая – это деятельность с объектом изучения. Для химии таким объектом является вещество, проведение опытов. Опыты могут проводить ученики или демонстрироваться учителем. Вторая – это деятельность с материальными моделями молекул, кристаллическими решетками, химическими формулами, решение химических задач, сопоставление физических величин, характеризующих изучаемые вещества. Проводя опыты, составляя химические формулы и уравнения, сопоставляя цифровой материал, ученик делает выводы, систематизирует факты, устанавливает определенные взаимосвязи, проводит аналогии и т.д.
Необходимо, чтобы учебно-познавательная деятельность ученика соответствовала тому учебному материалу, который должен быть усвоен. Необходимо, чтобы в результате деятельности, ученик самостоятельно приходил к каким-либо выводам, чтобы сам для себя созидал знание.
Важнейшим принципом дидактики, является принцип самостоятельного созидания знаний, который заключается в том, что знание учеником не получается в готовом виде, а созидается им самим в результате организованной учителем определенной познавательной деятельности.
Следовательно, развитию познавательных и творческих интересов у учащихся способствуют различные виды технологий: технология уровневой дифференциации обучения компьютерные технологии, групповые технологии, технология проблемного и исследовательского обучения, технология игрового обучения, использование тестов.
Расскажу, как на своих уроках я применяю следующие педагогические технологии:
- Технология разноуровневого обучения.
- Технология проектной деятельности.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Игровые технологии.
Технология уровневой дифференциации
В связи с многообразием школьных программ и учебников, разработкой и утверждением обязательного минимума содержания образования остается актуальной реализация дифференцированного подхода к учащимся не только в рамках профилизации классов и школ, но и прежде всего, в более массовом варианте, в наиболее распространенных обычных классах школ, в которых некоторым учащимся достаточно минимального уровня овладения материалом, а другим необходима его глубокая проработка.
Цель технологии уровневой дифференциации:
обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня подготовки по предметам;
создание условий учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне.
Теоретические позиции:
дает возможность учитывать познавательные интересы учащихся
устранить перегрузку программ и учащихся
развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей
создавать психологический комфорт в учебе
Результаты:
Позволяет учащимся реально оценивать свои возможности
Повышается интерес к предмету
Между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения
Снижается психологическое напряжение учащихся на уроках
Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся
Исчезает страх перед проверкой знаний
Элементы уровневой дифференциации начинаю вводить на уроках в 8 классе. Даю возможность детям заранее знать, к чему они должны быть готовы, какие знания должны усвоить очень четко.
В Х класс практически каждой общеобразовательной школы приходят учащиеся, различающиеся не только способностями к обучению, но и уровнем знаний. Кроме того, лишь некоторые из них будут сдавать ЕГЭ или вступительный экзамены по химии. Остальных же интересует только отметка по предмету в аттестате зрелости. Если предъявлять к ним одни и те же требования, то процесс обучения станет для многих из них не только сложным, но и неинтересным. Технология уровневой дифференциации дает возможность учесть познавательные интересы всех учащихся, развивать каждого в меру его сил и способностей, не ограничивая при этом учителя в выборе методов, средств и форм обучения.
При изучении нового материала в старшей школе я использую лекции, семинарские занятия. В основе их содержания — подача материала блоками. На каждом уроке нацеливаю учащихся на достижение конкретных результатов при изучении темы. Веду текущий учет знаний учащихся, но главный итог их работы — тематический зачет.
Каждый зачет составляю, в основном, в виде тестов с выбором ответа, но не исключаю и традиционные задания (вопросы, цепочки превращений, расчетные задачи и т. д.). Готовлю обычно четыре варианта, включающие обязательную и дополнительную части. В кабинете химии на стенде «Готовимся к зачету» учащиеся могут познакомиться с требованиями к знаниям и умениям и примерами обязательных заданий по каждой теме. Это способствует созданию атмосферы эмоционального комфорта для всех учащихся.
Вопросы, обязательные для усвоения всеми учащимися, подробно объясняю. На каждом уроке обращаю внимание учащихся па стенд, подчеркиваю, над каким тематическим требованием работаем на данном уроке. Список обязательных заданий позволяет учащимся контролировать себя, определяя, насколько они усвоили изученный материал.
Первичное закрепление материала целесообразно проводить на самых простых примерах, постепенно наращивая сложность заданий. Поэтому для закрепления темы готовлю разноуровневые дидактические материалы, тщательно продумывая последовательность заданий, которая дает возможность всем учащимся включиться в работу и достичь только положительных результатов.
Покажу на конкретном примере, как я составляю задания для тематического зачета с учетом уровневой дифференциации. Каждый зачет охватывает материал большого раздела, например «Кислородсодержащие органические вещества»
Зачет по разделу «Кислородсодержащие органические вещества»
Обязательная часть
1. Бензол, фенол, гексен можно определить при помощи группы реактивов
а) щелочь, лакмус, йодная вода
б) растворы щелочи, перманганата калия, соляная кислота
в) раствор хлорида железа(Ш), бромная вода, нитрующая смесь
2. Наличие альдегидной группы можно доказать с помощью
а) аммиачного раствора оксида серебра(1)
б) бромной воды
в) раствора щелочи
г) раствора гидроксида меди(П)
3. Карбоновые кислоты можно классифицировать как
а) одноосновные и многоосновные
б) одноатомные и многоатомные
в) низшие, высшие и предельные
4. Получение уксусного альдегида по реакции Кучерова отражает схема
а) С2Н5ОН → СН3СОН + Н20
б) С2Н5ОН → СН3СОН + Н2 ↑
в) С2Н2 + Н20 → СН3СОН
г) С2Н2 + [О] → СН3СОН
5. Сложные эфиры отличаются от простых
а) составом
б) строением молекул
в) свойствами
Подтвердите ответ конкретными примерами.
6. Осуществите превращения:
С2Н4 → СН3СН2ОН → СН3СООН → СН3СООСН3.
7. Какие виды изомерии характерны для кислородсодержащих органических соединений?
8. Объясните, почему спирты не проводят электрический ток, не изменяют реакцию среды.
9. Попадание мыла на слизистую оболочку глаз вызывает раздражение, так как в результате гидролиза мыла образуется щелочь. Составьте уравнение реакции гидролиза.
10. Определите массу фенолята калия, который можно получить из 20 г фенола и 20 г гидроксида калия.
Дополнительная часть
1. Изобразите электронную формулу фенола. Укажите стрелками сдвиг электронной плотности в молекуле. Объясните, чем вызвано проявление фенолом слабых кислотных свойств.
2. Для каких веществ, формулы которых приведены ниже, характерно образование межмолекулярной ВОДОРОДНОЙ СВЯЗИ:
С6Н6, С6Н5ОН, С6Н14, НО-СН2-СН2-ОН, НСООН?
Как это сказывается на их свойствах?
Каждое задание обязательной части оцениваю одним баллом, дополнительной — двумя. Набрав 8 баллов, учащийся получает «зачет»; если он выполнит 9 заданий обязательной части (9 баллов) и одно дополнительной (2 балла) — «4». Для получения отметки «5» учащийся должен справиться со всеми заданиями (10 баллов + 4 балла).
Вот уже в течение ряда лет я использую элементы технологии уровневой дифференциации и могу сделать вывод, что это позволяет учащимся реально оценивать возможности, а также видеть свои достижения. В результате повышается интерес к предмету, между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение учащихся на уроках. Хочу отметить, что повысилось качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся, да и у остальных знания стали более системными. Адекватной стала самооценка учащихся, исчез страх перед проверкой знаний. Анкетирование учащихся показало, что данный подход нравится и им, и их родителям, поскольку известны конкретные требования, которые предъявляет учитель к знаниям и умениям учащихся. Как положительный результат расцениваю и увеличение числа выпускников, выбирающих экзамен по химии и подтверждающих качество знаний при поступлении в высшие учебные заведения и при сдаче ЕГЭ.
Технология проектного метода.
Метод проектов совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся в процессе обучения и вне его, с обязательной презентацией результатов.
Цели проектного обучения:
Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
Развивать у учащихся командный дух, коммуникабельность и умение сотрудничать;
Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи;
Развивать у учащихся исследовательские умения.
Теоретические позиции проектного обучения:
Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;
Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
Глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
Развитие творческого потенциала учащихся.
Формы представления конечного результата проектной работы:
Письменный отчет;
Доклад;
Статья;
Фильм;
Презентация;
Выставка и т. д.
Проектную работу на уроках химии и во внеурочной деятельности стараюсь привязать к решению вопросов сохранения здоровья ибо на сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения — одна из наиболее актуальных проблем. Собственное здоровье и способы его сохранения интересуют учащихся, однако зачастую учащиеся не понимают, насколько важны в этой связи знания, полученные на уроках химии и считают, что им необходимы лишь точные рекомендации по поведению в той или иной ситуации. И только малая доля школьников осознает, что хорошая база теоретических химических знаний действительно дает возможность вникнуть в самую глубину проблемы, выявить первопричину нарушения здоровья, объяснить влияние данного фактора на организм человека и в итоге найти выход из сложившейся ситуации.
Однако совершенно недостаточно насытить химический материал информацией, которая заинтересует учащихся. По — моему мнению, не стоит также давать конкретные инструкции по поведению в какой-либо ситуации. Целесообразнее так построить процесс обучения, чтобы учащиеся смогли сами исследовать проблему и выработать эти рекомендации, т. е. реализовать проблемное обучение.
Для этого я прежде всего выявляю, какие вопросы, связанные с химией и валеологией, интересуют школьников: а) экологические проблемы; б) организация рационального питания; в) вопросы медицины и т. д. Затем совместно с учащимися выбираем для исследования один из них и конкретизируем его: а) загрязнение воды, воздуха, потепление климата и др.; б) состав продуктов питания, компоненты пищи, негативно влияющие на состояние здоровья, и др.; в) употребление и действие лекарств, побочные эффекты при их приеме и т. д. После этого предлагаю учащимся найти выход из выбранной ими ситуации, выслушиваю мнения. Далее разбиваю класс на группы. Каждая из них прорабатывает один из предложенных вариантов решения проблемы с точки зрения и химии, и валеологии: учащиеся изучают научно-популярную литературу, публикации периодической печати, посвященные данной проблематике, обсуждают все «за» и «против» и выбирают наиболее оптимальный вариант. На обобщающем уроке, который мы проводим в форме дискуссии, конференции, выступают представители групп. По итогам обсуждения их выступлений выявляем лучший способ решения предложенной проблемы.
Исследование путей уменьшения содержания углекислого газа в атмосфере в рамках проблемы «Атмосферные изменения, их влияние на состояние здоровья» провожу в IX классе при изучении темы «Подгруппа углерода».
Сначала я ознакомила учащихся с причинами увеличения содержания диоксида углерода в атмосфере и последствиями этого процесса. Снижение содержания этого — вещества в атмосфере не представляет опасности для здоровья, повышение же концентрации небезразлично для организма. При содержании в воздухе 3—4 % углекислого газа человек ощущает головную боль, шум в ушах, пульс замедляется, а при концентрации 10 % могут наступить потеря сознания и смерть. Именно по содержанию углекислого газа оценивают чистоту воздуха в жилых и общественных помещениях. В жилых помещениях оно не должно превышать 0,1 %.
Атмосферные изменения и их влияние на организм человека.
Роль оксидов серы и азота на образование кислотных дождей, их влияние на организм человека.
Изменение содержания углекислого газа в атмосфере, его влияние на здоровье.
Изменение содержания кислорода в атмосфере, его влияние на здоровье.
Рациональный выбор топлива.
Интенсификация фотосинтеза.
Очистка промышленных выбросов от углекислого газа.
Далее класс разбили на три группы, которые должны рассмотреть один из возможных вариантов решения этой проблемы: 1) рациональный выбор топлива; 2) интенсификация фотосинтеза; 3) очистка промышленных выбросов от углекислого газа. Учащиеся самостоятельно знакомились с научной и популярной литературой по данной проблеме, искали обоснования данных подходов с точки зрения химии и валеологии, составляли отчет о проделанной работе. На обобщающем уроке-презентации по теме каждая группа сообщила о результатах своей деятельности. Представители групп аргументированно доказывали, почему их вариант решения проблемы разумен, подтверждали свое мнение проведением демонстрационных опытов. Выбор эксперимента и разработку методики его проведения в некоторых случаях осуществляли сами учащиеся.
Участники каждой группы отмечали, что перенасыщенность воздуха диоксидом углерода отрицательно сказывается на состоянии и дыхательной системе человека (вызывая учащенное тяжелое дыхание, в некоторых случаях астматические заболевания, а иногда и приводя к летальному исходу), и кровеносной системы (недостаточное снабжение систем и органов кислородом, увеличение кислотности крови).
После выступлений групп я предложила учащимся класса выбрать оптимальный подход к решению проблемы и обосновать свой выбор, а также рекомендовать мероприятия, которые уже сегодня можно провести в районе их местожительства (посадка деревьев, особенно хвойных, вырубка старых насаждений, облагораживание улиц, дворов, ликвидация свалок). Школьники сделали правильный вывод о том, что при отсутствии интенсивного загрязнения атмосфера может самоочищаться. Проблемы же возникают, когда человек своим вмешательством нарушает природные системы. Опыт показывает, что, выдвигая
и доказывая свои идеи, учащиеся в достаточной степени овладевают химическим материалом, приобретают способность применять знания, полученные при изучении одной темы, в конкретных ситуациях, возникающих при рассмотрении другой, а также умение обсуждать вопросы, вести грамотную, обоснованную дискуссию. Когда школьники сравнивают свой путь решения проблемы с другими возможными, у них развивается способности анализировать. Необходимость привлечение дополнительной информации способствует расширению кругозора учащихся, ненавязчиво заставляет их заинтересоваться не только проблемой, поставленной учителем, но и другими смежными вопросами.
При подготовке и проведении этой работы учащиеся, поначалу не проявившие интереса к данному заданию, в процессе его выполнения увлеклись предложенной им проблемой, с воодушевлением обсуждали ее с учителем и между собой, предлагали свои подходы к ее решению, придумывали опыты, наглядно подтверждающие их точку зрения. Подобные творческие задания можно предлагать учащимся и при изучении других тем курса неорганической химии. Интересно, что и сами учащиеся высказывались за проведение аналогичной работы, но предлагали рассматривать проблемы, которые имеют к ним непосредственное отношение и к решению которых они уже сейчас могут приступить, например вопросы здоровья. Конкретные направления подобных исследований мы выявили в результате анкетирования учащихся VIII—XI классов. Это производство веществ, используемых в быту, их влияние на здоровье человека; загрязнение воды, воздуха, почвы и заболевания, возникающие в результате попадания загрязняющих веществ в организм; состав продуктов питания, влияние пищевых добавок на состояние здоровья; изготовление лекарств, их влияние на организм человека, состав и свойства наркотических веществ.
Игровые технологии.
Цели: Активизация познавательной деятельности, перевод знаний в опыт. Развитие познавательного интереса к химии как к учебному предмету; обучение умению находить решение в игровой ситуации.
Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребёнка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием:
игровых ситуаций на уроке, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игра), наглядности, занимательных упражнений, фантазирования, загадок по различным темам.
Примеры игр тренажеров
«Логические цепочки»
Учитель задает начало фразы: «Алюминий — металл». Первый ученик повторяет его и придумывает продолжение со словами «потому что», «следовательно», «однако». Затем все сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры.
«Продолжи ряд»
Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд:
а) Li, Al, As,....
б) F-,..., Na+, S2-, Ar,....
«Убери лишнее»
В предложенных ниже рядах присутствуют «лишние» формулы. Найдите их:
а) NaCl, AgNO3, KCl, KNO3;
б) H2S, CaSO4, HI, (NH4)2 S
«Третий лишний»
В каждой строчке по три формулы. Например:
BaO CO2 CaO
HNO3 HCl H2O
Na2SO4 H2SO4 BaCl2
P2O5 SO2 MgO
Задание для учащихся: в каждой строчке вычеркните формулу вещества, принадлежащего не к тому классу, к которому относятся два других.
Перед изучением новой темы, я задаю детям загадки. Например при изучении в 9 классе темы «Водород»:
Я – космический скиталец,
Элементов прародитель
И отважный предводитель.
Я – любитель кислорода,
Вместе с ним даю вам воду.
Для урока в 8 классе по теме «Строение электронных оболочек» можно использовать в качестве доминанты такие стихи-загадки:
Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там.
Если в атом он попал –
То, считай, почти пропал:
Он с утра и до утра.
Носится вокруг ядра.
В 11 классе при повторении и обобщении темы «Химические реакции», можно предложить детям такое задание:
Прослушайте загадки и напишите уравнения реакций:
- Сера, сера, сера - «эс»;
32- атомный вес,
Сера в воздухе горит, получается оксид,
А оксид плюс вода -
Получилась кислота.
- Эта красавица всем вам знакома,
С ней вы встречаетесь в школе и дома,
Бесцветна, чиста почти,
Но ток электрический включи
И разлагается она на два каких-то вещества.
- Я известно с давних пор
И имею спрос,
Опусти меня в раствор (медный купорос).
Изменить хочу я соль:
Ну-ка, выйди соизволь,
Стал другим раствор,
Вытесняю элемент, не вступая в спор.
На меня, взглянув, ответь:
«Начинаю я ржаветь?»
Помимо игровых моментов на уроке, разрабатываю и провожу уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, деловая или ролевая игра, уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, дискуссия, телепередача, телемост, презентация; уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-загадка, урок с элементами фантастики; уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, детективное расследование, ученый совет, патентное бюро; перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Слабое звено», «Что? Где? Когда?», «Последний герой», диспут, и др.
Практика показывает что использование игровых уроков позволяет обучающимся лучше усваивать материал, уроки проходят живо и интересно.
Приведу примеры таких уроков.
-
Тема урока: Кислоты. Урок-путешествие.
Цель: сформировать у учащихся представление о кислотах (составе, классификации,
представителях), продолжить работу по развитию умения составления формул
химических соединений.
Оборудование: НСl, Н2SO4 (в растворе и концентрированная), лакмус,
фенолфталеин, метиловый оранжевый, пробирки, штатив, стеклянная
палочка, лучинка, универсальная индикаторная бумага, аскорбиновая
кислота (на столах учащихся); инструкция (Техника безопасности при
работе с кислотами»; таблица «Изменение окраски индикаторов в
зависимости от среды».
На доске: карта путешествия по «Стране кислот», модель светофора.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
Вступительное слово учителя:
«Состав, классификация кислот» -
Так называется этот урок.
Он будет совсем необычным у нас.
Представим себе, что это - не класс.
Отправимся все мы на 40 минут
В страну, где сегодня кислоты нас ждут.
И знанья свои мы в дорогу возьмем,
По станциям этим мы их провезем
На каждой станции их умножим
И в память, конечно, свою заложим.
А чтобы домой нас привез паровоз,
На каждой станции ждет нас вопрос.
Итогом урока будет ответ:
«Не узнавших о свойствах кислот в классе нет».
- Итак, как вы поняли, у нас сегодня весьма необычный урок, нам предстоит увлекательнейшее путешествие в мир кислот. Но прежде чем отправиться в путь, необходимо проверить, все ли готовы к путешествию, и проверить багаж знаний.
Фронтальный опрос.
1. Что называют оксидами?
2. Какие вещества называют основаниями?
3. С какими летучими водородными соединениями вы знакомы?
- Итак, все готовы к путешествию, вперед!
III. Изучение нового материала.
1. Первая остановка - «Историческая».
Дежурный по станции (заранее подготовленный учащийся) рассказывает историю открытия важнейших кислот. Учащиеся слушают, обсуждают, записывают общий вывод.
2. Вторая остановка - «Дегустационная».
Учащиеся должны убедиться в том, что большинство кислот кислые на вкус.
! В химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус.
Это грубейшее нарушение ПТБ. Но сегодня перед вами лежит таблетка аскорбиновой кислоты, ее (в виде исключения) можно попробовать. Кроме того, вспомните вкус клюквы, щавеля, уксуса.
(Учащиеся записывают вывод).
(Поезд отправляется дальше, но красный цвет светофора предупреждает о том, что следующая остановка будет «Правила техники безопасности».)
3. Третья остановка - «Правила техники безопасности».
Учащиеся знакомятся с «Инструкцией по технике безопасности при работе с кислотами». Учитель проводит демонстрационный опыт растворения в воде концентрированной H2SO4, наблюдается сильное разогревание пробирки. Фиксирует внимание учащихся на том, что в связи с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, оказывается на поверхности, закипает, и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо и руки.
4. Четвертая станция - «Информационная».
Дежурный по станции (заранее подготовленный учащийся) знакомит учащихся с определением кислот, с важнейшими представителями кислот, формулами, названиями.
5. Пятая станция - «Индикаторная».
Заранее подготовленные учащиеся дают краткую информацию об истории открытия индикаторов. Затем класс проводит соответствующие опыты и самостоятельно делает вывод о том, что индикаторы изменяют свой цвет в растворах кислот. Это общее свойство кислот, которое обусловлено особенностями в их строении.
Вывод в тетради учеников: «Минеральные и органические кислоты проявляют общие свойство, обусловленные общностью их строения».
- Итак, наше путешествие по стране кислот подходит к концу, и нам нужно возвращаться.
III. Закрепление.
Учитель снимает карточки с названием станции и читает вопрос, учащиеся отвечают на него.
а) Индикаторная станция.
- Какие вещества называются индикаторами?
- Кто открыл индикаторы?
- Какую кислоту индикаторы помогли открыть Р.Бойлю?
- Не страшны кислоты мне,
Даже очень сильные.
Но в растворах щелочей
Становлюсь малиновый.
Ярче сока всех малин,
Кто я? (Фенолфталеин.)
- В щелочах я очень желтый,
А в кислотах очень красный.
А в среде нейтральной -
Цвет оранжевый, прекрасный.
Индикатор очень важный,
Как зовусь я? (Метиловый оранжевый.)
- Эта желтая бумажка
Все покажет без труда:
Посинеет - в колбе щелочь,
Покраснеет - кислота.
Коль нейтральная среда -
Не изменит цвет тогда.
Мы за эти указания
Как зовем ее? (Универсальная.)
б) Информационная.
- Что называется кислотами?
- С какими кислотами вы познакомились на этой станции?
- На какие группы делятся кислоты по числу атомов водорода?
в) ПТБ.
- Какие существуют меры предосторожности при работе с кислотами?
г) Дегустационная станция.
- Что о кислотах вы узнали на этой станции?
- Правильно ли утверждение: «Вещество можно определить по вкусу: если оно
кислое - это кислота?
д) Историческая станция.
- Как называется первая кислота, с которой познакомился человек?
- Какую кислоту называют «матерью всех кислот»?
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание: §20, стр.74, упр.1, 2, 3.
Приложение к уроку
Записи в тетрадях учеников
Кислоты
- Самая первая кислота, которую научился получать и использовать человек, - уксусная кислота.
- Серная кислота называется «матерью всех кислот».
- Все кислоты кислые на вкус. (Салициловая - сладкая, никотиновая - горькая.)
- Сначала вода, потом кислота - иначе случится беда.
- Кислоты - сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков.
HNO3 - азотная кислота
HNO2 - азотистая кислота
H2SO4 - серная кислота
H2SO3 - сернистая кислота
H2CO3 - угольная кислота
H2SiO3 - кремниевая кислота
H3PO4 - фосфорная кислота
6. Индикаторы («указатели») - вещества, которые под действием кислот и щелочей изменяют свой цвет. Открыты Р.Бойлем.
Вывод. Неорганические и органические кислоты проявляют общие свойства,
обусловленные общностью их строения.
Правила техники безопасности
(инструкция)
При работе с кислотами необходимо соблюдать некоторые правила техники безопасности:
- Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.
- Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.
- Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.
- При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
- Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.
Сообщение дежурного по станции «Индикаторная».
Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И.Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р.Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветами разных растений. Оказалось, что и васильки, и роза, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот.
Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. В растворах кислот он становился красным, а в растворах щелочей - синим.
После некоторых раздумий такие вещества Р.Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало «указатели». Эти вещества затем стали использовать многие химики в своих опытах для распознавания кислот и оснований.
Индикаторы помогли Р.Бойлю открыть новую кислоту. Сжигая фосфор и растворяя образовавшийся белый продукт в воде, он получил неизвестную химика кислоту. По исходному веществу он назвал ее фосфорной.
- Информационно — коммуникационные технологии
Информационные технологии в настоящее время являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования. Привлечение компьютера позволяет сделать любой урок привлекательным и по-настоящему современным. Использовать компьютер можно на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.
ИКТ помогают решить проблему интенсификации и повышения эффективности учебного процесса путем усиления индивидуального подхода к обучению. В этом случае компьютер выступает как средство управления учебной деятельностью учащихся и выполняет обучающую функцию.
Компьютерные обучающие программы обладают широкими возможностями и являются универсальным средством для самообразования.
Программы не только имитирует на экране химические реакции но и позволяет обучаемым получать соответствующую количественную информацию — например, определять выход «синтезированного» вещества, а также его важнейшие характеристики: точки плавления и кипения, спектры, хроматограммы и т. п., что позволяет идентифицировать данное соединение либо сделать вывод о его чистоте. Учащиеся получают также представление о способах и методах разделения и очистки веществ, таких, как вакуум-фильтрование, фракционная дистилляция и др.
Компьютерная технология не может рассматриваться как эксклюзивная форма обучения химии. Она непременно должна сочетаться с традиционными формами учебных занятий. Полученная здесь химическая информация ретранслируется при работе с компьютером, где происходит закрепление знаний, повышение их прочности.
К сожалению кабинеты сельских школ не оборудованы компьютерами, поэтому использовать приходится персональный компьютер и это конечно затрудняет внедрение информационно - коммуникационных технологий в нашей школе. Не все дети имеют дома компьютер, а ведь следует признать полезным привлечение компьютерной технологии при самостоятельной внеаудиторной работе учащихся. Опыт показывает, что учащиеся с привлечением компьютерных обучающих программ демонстрируют более глубокие знания по предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии: опыт применения на уроках гуманитарного цикла
Выступление на методическом объединении, представляет собой обобщение теоретических подходов к понятию "педагогическая технология" и описание используемых в собственной практике технологий....
Современные образовательные технологии (кейс - метод) на уроках химии (из опыта проведения мастер - класса)
Опыт проведения мастер - класса по одной из современных образовательных технологий в рамках курсов повышения квалификации учителей химии Курской области...
Творческий отчет "Современные образовательные технологии в практике обучения детей декоративно-прикладному творчеству".
«Современные образовательные технологии в практике обучения детей декоративно-прикладному творчеству».Важнее ответить на вопрос «чему учить?» и «как учить?», т.к. при разнообразии содержания дополните...
Современные образовательные технологии: опыт применения на уроках русского языка и литературы
выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы...
Современные образовательные технологии. Способы применения на уроках истории.
Современные образовательные технологии. Способы применения на уроках истории....
Статья: Развитие мотивации обучающихся на уроках истории через применение современных образовательных технологий: "Игровая деятельность на уроке истории"
Игра – это форма деятельности в условиях ситуаций, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта в котором складывается и совершенствуются необходимые в жизни знания, умения и...
Применение современных образовательных технологий и методик на уроках истории и обществознания.
Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечила образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересам...