Презентация и конспект по теме Алюминий
презентация к уроку (химия, 9 класс) на тему
Презентацию можно использовать на уроке в 9 классе при изучении темы "Алюминий". Она включает историю открытия металла, физические и химические свойства, применение, содержание и нахождение в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация Алюминий | 169 КБ |
Конспект к уроку "Алюминий" с использованием проблемной технологии. | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Урок на тему:
Алюминий,
его физические и химические свойства
(9 класс)
Цели урока: Конкретизировать знания учащихся о свойствах металлов 3 А группы на примере алюминия. Продолжить формировать умения давать характеристику элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, на основе строения атома объяснять физические и химические свойства металла, прогнозировать его применение.
Продолжать формирование умений наблюдать, сравнивать, делать выводы на основе своих исследований, проводить химический эксперимент, соблюдать правила техники безопасности. Развивать познавательную деятельность учащихся.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Этап изучения нового материала.
Учитель: Чтобы ученики назвали тему урока учитель задаёт загадку:
« Я металл, серебристый и лёгкий,
И зовусь самолётный металл,
И покрыт я оксидною плёнкой,
Чтоб меня кислород не достал».
Ученики: записывают тему урока.
Для создания проблемной ситуации демонстрируется инсценированное выступление учащихся «Вручение алюминеевой медали Наполеоном III Ф.Вёлеру»
«Девилль подробно исследовал продукт реакции: в платиновой трубке образовавшийся алюминий. Мелкие серебристо белые частицы алюминия обладали хорошей ковкостью и не теряли блеска на воздухе .
По всему видно, что новый металл приближается по свойствам к благородным металлам. Единственная разница в их удельных весах: алюминий чрезвычайно лёгок,- сказал Девилль, обращаясь к профессору Французской Академии наук Дюма. – Думаю, что его получение должно заинтересовать наше правительство.
-Если алюминий оправдает наши ожидания, страна, в которой будет много этого металла, станет могучей державой. Продолжайте свои опыты. Какие перспективы открываются перед Францией!
-Не только перед Францией- перед всем человечеством, профессор Дюма. Ведь сырьё для получения алюминия есть повсюду: это глина.
Успех Девилля вызвал настоящую сенсацию. Император Наполеон III долго любовался блестящими слитками металла.
Как вы считаете, удастся ли нам использовать его в армии? –спросил император.
Он дороже золота, ваше величество,- ответил Девилль. – Пока из него можно производить только самые дорогие украшения.
-Если вы усовершенствуете, метод и получите дешёвый металл, то мы, вероятно, могли бы начать производство шлемов и брони. Представляете себе, французский солдат будет неуязвим! …
18 июля 1855 года на заводах Жавеля получили первый слиток алюминия , произведённый в промышленном масштабе….
Когда была готова алюминиевая медаль, Академия наук устроила специальное торжество и вручила её Ф. Вёлеру . Девилль настоял на том, чтобы на медали было выгравировано имя Вёлера и год, когда немецкий учёный впервые получил крохотные зёрна металла,-1827.»
(«Анри Этьенн Сент. - Клер Девилль.» «Великие химики» МИР 1977.)
Учитель: В период открытия алюминия - металл был дороже золота. Англичане хотели почтить богатым подарком великого русского химика Д.И Менделеева, подарили ему химические весы, в которых одна чашка была изготовлена из золота, другая - из алюминия. Чашка из алюминия стала дороже золотой. Полученное «серебро из глины» заинтересовало не только учёных, но и промышленников и даже императора Франции.
Мировое производство Al постоянно растёт. Он стал вторым по значению металлом продолжающегося железного века.
Задаётся проблемный вопрос: « Почему алюминий называют металлом будущего?»
( Раскрываются цели и план урока).
План:
Строение атома Al.
Нахождение Al в природе.
Получение
Физические и химические свойства алюминия
- простого вещества.
Применение алюминия на основе его свойств.
- Строение атома Al..
Задание: Дать характеристику элемента по его положению в периодической системе, объяснить строение атома.
Дополнительный вопрос: Укажите возможные степени окисления Al.
- Нахождение в природе.
Задание I . Рассмотрите диаграмму «Распространение элементов в природе». Определите, какое место занимает Al среди других элементов.
Задание II. Рассмотрите образцы природных соединений, сравните их по твердости, прочности, цвету, рассчитайте содержание Al в каждом из них. Заполните таблицу. Какие из перечисленных пород вы бы использовали для получения металла?
- Получение Al.
ЗаданиеI . Ознакомьтесь с историей открытия элемента.
Задание II.Прослушайте сообщение на тему: «Получение Al в промышленности».
- Физические свойства Al.
Задание. Рассмотрите выданные образцы металла. Используя таблицу «Физические свойства некоторых металлов», ответе на вопрос: « Какими же свойствами обладает Al? Что привлекло внимание огромного круга промышленников, учёных, государственных деятелей?».
Вывод. Алюминий – металл серебристо- белого цвета, лёгкий ( q- 2,7 г./ см.3), плавится при температуре 6600С. обладает хорошей ковкостью, пластичностью, электрической проводимостью и теплопроводностью, легко поддаётся обработке, образует лёгкие и прочные сплавы.
- Химические свойства.
Задание I. Определите место Al в электрохимическом ряду напряжения, сделайте вывод об его активности.
Внимание вопрос! Почему в алюминиевой кастрюле можно варить суп?
Задание II. Взаимодействие Al с простыми веществами (О2, I2, S2 ).
Учащиеся – лаборанты демонстрируют опыты, остальные – наблюдают, записывают уравнения, отмечают условия течения химических реакций с указанием окислительно – восстановительных процессов.
Задание III. Взаимодействие Al со сложными веществами.
Выполнение лабораторных опытов «Взаимодействие алюминия с растворами кислот, щелочей, солей».
Поместите в три пробирки алюминиевые стружки. В пробирку 1 добавьте раствор соляной кислоты, во вторую –раствор гидроксида натрия, в третью – раствор сульфата меди (II). Объясните явления, напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Обобщение: Алюминий восстанавливает все элементы, находящиеся справа от него в электрохимическом ряду напряжения металлов, простые вещества – неметаллы. Из сложных соединений алюминий восстанавливает ионы водорода и ионы менее активных металлов. Однако при комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется, поскольку его поверхность покрыта защитной оксидной плёнкой.
6.Применение алюминия.
Задание. Используя с. 128 в учеб., назовите области применения алюминия.
Алюминий применяют:
для производства различных сплавов;
в авиа-, авто -, суда -, приборостроении, электротехнике, изготовление корпусов космических ракет, химической аппаратуры, строительстве мостов, зданий, в быту;
алюминием покрывают чугун и сплавы для защиты от коррозии (алитирование);
термит (смесь алюминия и оксидов железа)- для сварки рельсов;
получение металлов особой чистоты (алюмотермия).
Обобщение.
Рассмотрев свойства алюминия, области применения металла и его сплавов, дайте ответ на главный вопрос урока: «Почему алюминий называют металлом будущего?»
Ученики: высказываются по заданному вопросу.
Вывод: Обладая такими свойствами как лёгкость, прочность, коррозионноустойчивость, устойчивость к действию сильных химических реагентов - алюминий нашёл широкое применение в авиационном и космическом транспорте, применение во многих отраслях народного хозяйства. Особое место занимают алюминий и его сплавы, электротехнике, а за ними будущее нашей науки и техники.
III. Закрепление. Упр.6,7 с. 130 в учеб.
Д/з. § 42, упр. 5, 4. с. 130
Учитель подводит итоги, оценивает учащихся, заканчивает урок четверостишием:
« Я металл, серебристый и лёгкий,
И зовусь самолётный металл,
И покрыт я оксидною плёнкой,
Чтоб меня кислород не достал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по химии в 9 классе на тему "Алюминий. Нахождение в природе.Свойства алюминия".
3 А төркеме металларының үзлекләрен алюминий мисалында өйрәнү.Химик элементларның периодик системасында элементның урнашуы буенча аңа характеристика бирү.Атом төзелешенә нигезләнеп, ...
Презентация по теме "Алюминий" и обучающий тест по теме "Алюминий"
Данные материалы могут быть использованы учеником для самостоятельного изучения темы "Алюминий" и организации самоконтроля....
Презентация к уроку химии по теме: "Алюминий"
Небольшая презентация создана для объяснения нового материала на уроке химии в 9 классе по теме "Алюминий".Есть вопросы для закрепления знаний....
Презентация на тему "Алюминий"
Презентация по химии на тему "Алюминий"...
Презентация к уроку химии на тему: Алюминий.
Алюминий, его характеристика, физические и химические свойства, применение....
Методическая разработка к уроку химии в 9 классе на тему "Алюминий" (Презентация)
Презентация к методической разработке урока химии в 9 классе на тему "Алюминий"...
Презентация по химии на тему: "Алюминий. Важнейшие свойства алюминия." (9 класс)
Презентация по химии на тему: "Алюминий. Важнейшие свойства алюминия." (9 класс)...