Открытый урок в 10 классе по химии "Металлы и способы их получения"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Открытый урок проведенный в 10 классе для учителей города Новочеркасска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osminina_nv.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Лист самоконтроля.
Фамилия Имя.
Класс.
Ответьте на максимальное количество вопросов:
1.Вид химической связи в металлах.
2.Самый активный металл.
3.Металлы окислители или восстановители?
4.Какие частицы обусловливают электропроводность металлов?
5.Назовите физические свойства металлов.
6. Назовите способы получения металлов.
7.Назовите тип кристаллической решетки металлов.
8.Назовите области применения металлов и их сплавов.
Осьминина Наталья Васильевна
учитель химии и биологии.
МБОУ СОШ №3 им. атамана М.И.Платова г. Новочеркасска, Ростовской области.
Тема урока «Металлы и способы их получения»
Класс: 10
Тип урока: урок усвоения знаний
Технология: формирующего обучения: развивающая система Л.В .Занкова.
Класс: 10.
Цель урока: организация продуктивной деятельности обучаемых, направленной на достижение ими следующих результатов:
Предметных:
• понимание химического смысла термина «металл» , понятия металл-элемент и металл - простое вещество, восстановительная способность металлов, фразы «зависимость свойств от строения атомов», пирометаллургия, электрометаллургия, гидрометаллургия;
• умение использовать имеющиеся знания о строении атомов металлов, физических и химических свойствах металлов;
• умение находить взаимосвязь между строением и свойствами веществ;
• освоение специфических знаний о получении и применении металлов и их сплавов.
Метапредметных:
освоение способов деятельности:
познавательной:
- сравнение, сопоставление, классификация;
- делать выводы, выяснять закономерности;
• информационно - коммуникативной:
- умение самостоятельно формулировать учебную тему и учебные задачи, используя химическую терминологию (химический язык);
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
- отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности.
рефлексивной:
- осознание совершаемых действий и мыслительных процессов;
- осознание границ своего знания и незнания, поиск причин возникших трудностей и их устранение;
- умение ставить личностные цели и оценивать степень их достижения;
- умение работать в парах и индивидуально
Личностных:
- проявить готовность к самостоятельной творческой деятельности;
- умение точно и грамотно излагать свои мысли;
- умение слушать и слышать суть;
- умение контролировать процесс и результат своей учебной деятельности;
- получить хорошую оценку на уроке
Средства обучения:
• Комплекс «Компьютер +проектор» для демонстрации слайдов презентации к уроку.
• Раздаточный материал: коллекция металлов.
На экране
Личностные цели:
1) проявить готовность к самостоятельной творческой деятельности;
2) умение точно и грамотно излагать свои мысли;
- умение слушать и слышать суть;
- умение контролировать процесс и результат своей учебной деятельности;
- получить хорошую оценку на уроке
Технологическая карта урока химии в 10 классе по учебнику И.И.Новошинского,Н.С.Новошинской.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организацион-ный момент. 2.Целеполагание, планирование деятельности. | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. А сейчас, взгляните на экран. Чтобы понять, какова тема урока и что мы будем изучать, ответьте на несколько вопросов. 1.Они имеют металлический блеск. 2.Они хорошо проводят тепло и электричество благодаря незакрепленности валентных электронов. 3.Как правило, имеют высокие температуры кипения и плавления. 4.Как правило, обладают большим кинетическим сопротивлением и являются ковкими и гибкими. Вы правы, тема нашего урока: «Металлы и способы их получения». История человечества совпадает с историей освоения металлов. Каменный век. Медный век(4-3 тыс. лет до н.э.) Бронзовый век (конец 4-го-начало 1-го тысячелетия до н.э.) Железный век(1-е тысячелетие до н.э.). Поделитесь своими мыслями, в каком веке мы сейчас живем? ( в железном). Вы изучали физические, химические свойства неметаллов, а также способы получения неметаллов. Как вы думаете, есть ли что-то общее в строении атомов неметаллов? (большое число электронов на внешнем уровне) (от 4 до 7). Что вы можете сказать об общих особенностях строения атомов металлов? Более80% всех химических элементов составляют простые вещества – металлы. В 9классе вы знакомились с физическими свойствами металлов. Что вы можете сказать о целях нашего урока? | Включаются в деловой ритм урока. Отвечают на вопросы и называют тему урока: «Металлы и способы их получения». Записывают тему урока. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3.Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Цель урока -Каковы цели нашего урока? А сейчас я прошу каждого из вас записать в тетради вашу собственную цель урока. Какие это могут быть цели? Посмотрите на экран и выберите для себя одну из этих целей. Или запишите иную, не указанную на экране цель. | Высказывают предположения о целях урока. Цели урока: мы будем изучать положение металлов в ПСХЭ, физические свойства металлов, способы получения металлов, области применения металлов. Записывают в тетради свою цель урока. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: | Назовите общие особенности строения атомов металлов. (небольшое число электронов на внешнем энергетическом уровне. исключение - атомы р- элементов IY-YI групп) (малые заряды ядер и большие радиусы атомов по сравнению с атомами данного периода.) (сравнительно слабая связь валентных электронов с ядром) (низкие значения электроотрицательности.) Как изменяются восстановительные свойства металлов в периодах? (в периодах слева направо восстановительная способность атомов уменьшается). ( в главных подгруппах сверху вниз восстановительная активность металлов возрастает.) Вспомните физические свойства металлов и назовите их. -металлический блеск -электропроводность -теплопроводность -ковкость -пластичность -твердость -плотность Рассмотрим коллекции металлов. Подумайте над таким вопросом: Почему металлы в отличие от неметаллов имеют общие физические свойства? Наблюдается следующая взаимосвязь: Строение атома>строение вещества> физические свойства. Встречаются ли все металлы в природе в самородном состоянии? Поделитесь своими мыслями, какие металлы существуют в природе в виде простых веществ? (только золото и платина) Показ слайдов. Одновременное повторение изученного и знакомство с основными способами получения металлов. После просмотра слайдов, ознакомьтесь со способами получения металлов. При изучении таблицы, обратите внимание на получаемые металлы. Почему щелочные металлы нельзя получать электролизом растворов? (так как они очень активны и реагируют с водой) Какие восстановители используют в пирометаллургии? (углерод, угарный газ, активные металлы, водород.) | (Работа учащихся с периодической таблицей Д.И.Менделеева). Учащиеся называют физические свойства металлов и записывают их в тетрадях. Самый твердый металл-хром Самые мягкие-щелочные металлы. Самый легкий-литий(в 40 раз легче самого тяжелого -осмия) По температуре плавления :тугоплавкие (выше 1000'-вольфрам); (легкоплавкие ниже1000') -ртуть. В технике :черные-железо и его сплавы Цветные-все остальные. Рассматривают коллекцию металлов и одновременно объясняют, почему металлы обладают общими физическими свойствами Записывают основные способы получения металлов: Пирометаллургия (восстановление безводных соединений при высокой температуре) Электрометаллургия(восстановление электрическим током) Гидрометаллургия (восстановление из растворов солей). Самостоятельная работа с учебником (табл.21.стр.129-130). На каждой парте: задание на карточках получения металлов одним из способов. Те из учащихся, которые раньше всех справились с заданием, выходят к доске и записывают уравнения реакций. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
5.Информация о домашнем задании. | Обеспечение понимания детьми цели ,содержания и способов выполнения домашнего задания. | § 28.Изучить и начертить табл.21стр.129. Написать эссе посвященное одному из способов получения металлов. | ||
6. Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | Попрошу каждого из вас заполнить лист самоконтроля и сдать мне. Оценки будут объ- явлены на следующем уроке. | Самостоятельное решение на листках самоконтроля. Самопроверка. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
7. Подведение итогов урока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | -Что изучили сегодня на уроке? -Кто желает перечислить физические свойства металлов? Назовите способы получения металлов. Назовите области применения металлов. Оценить отдельных учащихся | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль | |
8. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | В начале урока вам были выданы листы «эмоционального состояния». Эти листы анонимные. Я попрошу заполнить их и сдать. | Заполнение листа «эмоционального состояния в начале и в конце урока». | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»
Цель: 1. Проверка знаний учащихся по теме; 2. Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3. Правильная запись решений....
Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.
Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...
Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”
Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"
Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...
Открытый урок по теме:"Решение систем уравнений способом сложения"
Урок алгебры в 7 классе...
Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»
Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....