Урок-исследование "Физические и химические явления"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Староверова Лариса Александровна

Урок-исследование "Физические и химические явления", 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

267-222-282 Староверова Л.А.

 Урок-исследование «Физические и химические явления».

   Цель урока: охарактеризовать сущность физических и химических явлений; признаки и условия протекания химических реакций.

  Задачи обучающие

Обеспечить осмысление и восприятие понятий «физическое явление», «химическое явление», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций».

Формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений, умение проводить химический эксперимент, объяснять значение явлений в жизни природы и человека.

   Задачи развивающие

Развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся через выполнение лабораторных работ. Развивать мыслительную деятельность учащихся: суждение, умозаключение, доказательство.

   Совершенствовать умения учащихся наблюдать, фиксировать  во время выполнения опытов, интерпретировать полученные данные в ходе опыта и обобщать результаты работы.

Создать условия для развития у учащихся умения  анализировать результаты лабораторных исследований, практических умений работать с реактивами, оборудованиями в соответствии с правилами безопасности.

   Задачи воспитывающие

    Содержательную основу урока составляют ценностные отношения (осознание практической значимости изучаемого), опорные и новые знания, а также способы деятельности (умение анализировать ход и результаты эксперимента и работать с реактивами).

Тип урока: комбинированный ( словесно – наглядно – практический).

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения:

Общий метод ( частично – поисковый).

Частный метод ( словесно – наглядно – практический).

   Оборудование: компьютер, экран, наборы для лабораторной работы, демонстрационные опыты, мультимедийная презентация, учебник «Химия 8» О.С. Габриелян.

   1. перманганат калия, магний, этиленгликоль;

   2. мел, соляная кислота;

   3. хлорид меди (II), гидроксид натрия;

   4. гидрокарбонат натрия, уксусная кислота;

   5. гидроксид натрия, индикатор фенолфталеин.

   Этапы урока:

 I Организационный момент

 II Операционно-исполнительский этап

  1. Объяснение нового материала
  2. Демонстрационные опыты
  3. Лабораторная работа (экспериментальные задания)
  4. Фронтальная беседа ( по итогам демонстрационного эксперимента и лабораторной работы) с заполнением таблицы
  5. Самоконтроль знаний учащихся
  6. Информация о домашнем задании и инструкция к его выполнению

III  Оценочно-рефлексивный этап

 Ход урока

    Эпиграф    (Слайд 2)                     Высокая цель человека науки  -

                                                           Проникать в саму сущность наблюдаемых

                                                           явлений, постигать их сокровенные силы,

                                                           их законы и течения, чтобы управлять ими.

                                                                                                                 Р. Ролан

   С веществами могут происходить различные изменения: испарение воды, плавление стекла, сгорание топлива, ржавление металла, скисание молока, плавление парафина, гниение листьев.

Эти изменения могут быть физическими или химическими. (СЛАЙД 3-12)

   Все вещества обладают определенными физическими свойствами, перечислите их.

   - Цвет, агрегатное состояние, температура кипения и плавления, электрическая проводимость, теплопроводность.

   -  При нагревании воды, вода переходит из жидкого агрегатного состояния в газообразное. Образуется новое вещество? Что происходит с веществом?

   -  Новое вещество не образуется. Изменяется агрегатное состояние.

   -  При замерзании воды, вода переходит из жидкого агрегатного состояния в твердое. Образуется новое вещество?

   - Изменяется агрегатное состояние.

   - При измельчении сахара образуется сахарная пудра. Что происходит с веществом?

   - Изменение размера частиц.

Демонстрационный опыт.

Нагреем стеклянную трубочку  с помощью щипцов посередине.

- Что наблюдаем?

Палочка раскалилась, стекло размягчилось и согнулось. Наблюдаем процесс плавления стекла – переход вещества из твердого состояния в жидкое.

- Образовалось новое вещество?

- Нового вещества не образовалось.

- Как называются эти явления?

- Физические.

- В чем сущность физического явления? Что происходит при физических явлениях? Образуется новое вещество?

- При физических явлениях новые вещества не образуются, а изменяется агрегатное состояние.

   - Физическими называют такие явления, при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется их агрегатное состояние или форма. (СЛАЙД 13)

  -  В чем сущность химических явлений, что такое химическое явление?

   Чтобы ответить на данные исследовательские вопросы проведем демонстрационные эксперименты и лабораторную работу. Ведь практика – является критерием истины.

   - Внимательно посмотрите демонстрационные опыты, запишите наблюдения и на основании наблюдений  и сделайте выводы о признаках химических явлений.

  Демонстрационные опыты. (СЛАЙД 14)

    Опыт 1. «Извержение вулкана».

   Опыт 2. «Растворение мела»

   Опыт 3 «Взаимодействие растворов».

    Демонстрация видеофрагмента «Горение магния»

Заполнение текста. (Характер учебно-познавательной деятельности – частично-поисковый).  

  По итогам демонстрационного эксперимента  в процессе фронтальной беседы, учащиеся заполняют таблицу, дают определение понятия «химические явления» (СЛАЙД 15-16).

-  Химическими называют такие явления, в результате которых из данных веществ образуются другие вещества. Химические явления называются химическими реакциями.

Название опыта

Условия протекания хим. реакций

Признаки хим. реакций

Общий признак химической реакции

1. «Извержение вулкана»

2. «Растворение мела»

3.Взаимодействие растворов

-  Сделаем вывод, каковы признаки химических реакций. (СЛАЙД 17)

 - Признаками химических реакций являются:

изменение окраски,  

выделение (поглощение) теплоты,

выпадение осадка,

выделение газа,

появление запаха.

  - А условием протекания химических реакций является: соприкосновение реагирующих веществ, нагревание.

   В чем же сущность химического явления?

- Явление, при котором образуется новые вещества.

            (Учащиеся заполняют последнюю графу таблицы).

ИНСТРУКТАЖ ПО ТБ.  Перед лабораторной работой – инструктаж:

1. При работе с кислотами и щелочами необходимо соблюдать осторожность, т.к. это едкие вещества. Все работы проводить над разносами.

2. Растворы веществ наливать в пробирки в небольших количествах, по 1-2мл, что соответствует 1-2см.

3. Действовать только по указанию учителя.

Задание. У вас у каждого на партах даны инструктивные карты, в которых вам предлагается текст описания опытов, в  данный текст вы должны вставить пропущенные слова.  Приложение 1.

   Лабораторная работа (СЛАЙД 18).  (Самостоятельная поисковая работа учащихся по определению химических превращений и их признаков, работа в группах.

(Пока учащиеся проводят опыты, учитель следит за соблюдением требований техники безопасности, помогает в случае затруднений, проверяет выполнение заданий, проверяет выполнение заданий посредством индивидуального опроса).

  - Следующий этап нашей работы закрепление знаний учащихся по данной теме.

 

         Тест «Физические и химические явления» (СЛАЙД 19-20).

1.Какие из перечисленных явлений являются химическими (химическими реакциями)?

   А) замерзание воды

   Б) горение фосфора

   В) расплавленная сера соединяется с водородом в ядовитый газ – сероводород

   Г) плавление металлов

   Д) горение свечи

   Е) сжижение воздуха

  Ж) горение природного газа

2.Какие из перечисленных явлений относятся к физическим?

  А) кипение воды

  Б) разложение воды электрическим током

  В) углекислый газ и вода в процессе фотосинтеза образуют крахмал

  Г) плавление металла

  Д) таяние снега

  Е) разложение пероксида водорода на воду и кислород

  Ж) испарение  воды

       Проверь себя! (СЛАЙД 21). Ответы: 1. б,в,д,ж

                                                               2. а, г, д, ж.

Информация о домашнем задании и инструкция к его выполнению. Приложение 2.

Домашнее задание: п.3, и выполнить тестовое задание по вариантам и составить кроссворд по теме (СЛАЙД 22).

Рефлексия. (СЛАЙД 23)  Что вы сегодня узнали нового?  Что Вас больше всего удивило? В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Сегодня на уроке  с помощью демонстрационных опытов и лабораторной работы Вы нашли свою истину.

Список литературы:

  1. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян.-15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Контрольные и проверочные работы. Химия 8 кл. к учебнику О.С.Габриеляна – М.: Дрофа 2008
  3. О,С.Габриелян Н.Н. Рунов.  Химический эксперимент в школе 8-11 кл. - - М.: Дрофа 2005
  4. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2009.
  5. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях.8  класс: Учеб.пособие для общеобразоват.учрежден.- М.: Дрофа, 2003.- 304с
  6. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия 8  класс: В 2 ч. Ч.2:  Настольная книга учителя– М.: Дрофа, 2003.-320с.

                                                                                                                     Приложение 1.

Внимательно посмотрите демонстрационные опыты, запишите наблюдения и на основании наблюдений сделать выводы о признаках химических явлений.

 

                              Демонстрационные опыты

Опыт 1.  «Извержение вулкана»

   При взаимодействии этиленгликоля с перманганатом калия, сыпучего кристаллического вещества __________________ цвета происходит выделение _____________ и ____________. В результате образуется вещество  ________________ цвета.

   ВЫВОД.  Признаки превращения  _____________. Значит это _________________  явление.

Опыт 2.   «Растворение мела»

   К белому кристаллическому веществу (мелу) добавили кислоту, при этом наблюдается бурное выделение ___________________.

   ВЫВОД.   Признак превращения – выделение - _________________. Значит это ________________________ явление.

Опыт 3. «Взаимодействие растворов»

   К раствору хлорида меди (II) добавили раствор гидроксида натрия, при этом происходит выпадение осадка ___________________цвета.

  ВЫВОД. Признак превращения ______________________. Значит это _____________________ явление.

                 

                      Экспериментальная работа учащихся

По определению химических превращений и их признаков ( по группам).

   Экспериментальные задания.

   Для   1- й группы. Уксус (раствор уксусной кислоты) и пищевую соду используют в хлебопечении для улучшения качества выпечки. При добавлении в тесто этих веществ изделия становятся пышными, хорошо пропекаются.

Добавьте к пищевой соде раствор уксусной кислоты, определите признак, сопровождающий этот процесс. Запишите наблюдения (Заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?

   НАБЛЮДЕНИЯ. При добавлении к пищевой соде раствора уксусной кислоты наблюдается бурное выделение _____________________ с шипением.

   ВЫВОД.  Это ____________________________ явление.

   Для 2-й группы. К бесцветному раствору щелочи, гидроксиду натрия, в пробирке добавьте бесцветный раствор фенолфталеина (в колбе), определите признак, сопровождающий этот процесс. Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?

   НАБЛЮДЕНИЯ.  При добавлении к гидроксиду натрия фенолфталеина происходит изменение окраски в ________________________ цвет.

   ВЫВОД.   Это ___________________________ явление.

                                                                                               

        

                                                                                                         

                                                                                                                             Приложение 2.

Тест.

         Выберите один из предложенных ответов.

                             Вариант 1.

  1. Из перечисленных ниже явлений к химическим относятся

а) образование зеленого налета на медных предметах;

б) превращение кусочка бесцветного стекла при сильном измельчении; в белый порошок;

в) превращение воды в пар при нагревании.

  1. Люди давно заметили, что слабое вино или пиво, простоявшее некоторое время открытыми, скисают. Микроорганизмы, попавшие в жидкость, быстро размножаются и окисляют спирт, превращая его в кислоту. Так и поныне получают пищевой уксус. Отнести это явление к химическим позволяет признак

а) выпадение осадка

б) выделение газа

в) появление запаха

г) изменение цвета

д) выделение тепла и света.

      3. Жук-бомбардир защищается от нападающих на него муравьев самым дьявольским образом – обваривает их струей жидкости температурой около 100С. Жидкость, не наносит вреда самому жуку, так как из выброшенных из конца брюшка веществ оборонной жидкости лишь на воздухе образуется гремучий газ, который, взрываясь, выделяет много теплоты и водяной пар. В основе этого превращения

           а) химическое явление

           б) физическое явление

            в) физическое и химическое явление.

                     Вариант 2.

  1. Из перечисленных ниже явлений к химическим относятся

а) загнивание белка

б) приготовление сахарной пудры из сахара

в) таяние снега весной.

     2. «Твердым бензином», представляющим собой летучие горючие жидкости, заключенные в пластиковые упаковки, как мед в соты, охотно пользуются геологи, полярники, альпинисты, туристы. Когда брикет поджигают спичкой, он горит ровным пламенем в любую погоду, давая в 15 раз больше теплоты, чем сухой спирт. Признак описанного явления

       а) выпадение осадка

       б) выделение газа

       в) появление запаха

       г) изменение цвета

3.Высота Эйфелевой башни в Париже в солнечный день увеличивается по сравнению с дождливым днем на 12 см. В основе этого

а) физическое явление

б) химическое явление

в) физическое и химическое явления


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физические и химические явления Предметная область: химия, 8 класс

Слайд 2

Высокая цель человека науки - проникать в саму сущность наблюдаемых явлений, постигать их сокровенные силы, их законы и течения, чтобы управлять ими. Р.Ролан

Слайд 3

Плавление стекла

Слайд 4

Образование инея

Слайд 5

Плавление парафина

Слайд 6

Сгорание топлива

Слайд 7

Скисание молока

Слайд 8

Квашение капусты

Слайд 9

Таяние снега

Слайд 10

Ржавление металла

Слайд 11

Образование тумана

Слайд 12

Гниение листьев

Слайд 13

Физические явления Физическими называют такие явления, при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется их агрегатное состояние или форма.

Слайд 14

Демонстрационные опыты Опыт 1. «Извержение вулкана» Опыт 2. «Растворение мела» Опыт 3. «Взаимодействие растворов». Вывод. Признаки превращения _______________. Значит это _________________ явления.

Слайд 15

Химические явления Химическими называют такие явления, в результате которых из данных веществ образуются другие вещества. Демонстрация видеофрагмента «Горение магния»

Слайд 17

Название опыта Условия протекания химической реакции Признаки химических реакций Общий признак химической реакции 1. «Извержение вулкана» 2. «Растворение мела» 3.«Взаимодействие растворов» Заполните таблицу

Слайд 18

Признаки химических реакций Изменение запаха Выделение или поглощение тепла и иногда света Изменение цвета Выпадение или растворение осадка Выделение газа

Слайд 19

Экспериментальная работа учащихся по группам Инструктаж по ТБ. Выполнение заданий по инструктивным карточкам.

Слайд 20

Тест «Физические и химические явления» 1 . Какие из перечисленных явлений являются химическими? А) замерзание воды Б) горение фосфора В) расплавленная сера соединяется с водородом в ядовитый газ - сероводород Г) плавление металлов Д) горение свечи Е) сжижение воздуха Ж) горение природного газа

Слайд 21

Тест «Физические и химические явления» 2. Какие из перечисленных явлений относятся к физическим? А) кипение воды Б) разложение воды электрическим током В) углекислый газ и вода в процессе фотосинтеза образуют крахмал Г) плавление металла Д) таяние снега Е) разложение пероксида водорода на воду и кислород Ж) испарение воды

Слайд 22

Проверьте себя! 1. б,в,д,ж 2. а, г, д, ж.

Слайд 23

Домашнее задание п. 3, выполнить тестовое задание по вариантам. Составить кроссворд по физическим и химическим явлениям.

Слайд 24

Рефлексия Что Вы сегодня узнали на уроке? Что Вас больше всего удивило?

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физические и химические явления. Признаки химических реакций и условия их протекания

7 класс. Пропедевтический курс "Химия. Вводный курс"  Конспекты двух уроков....

Урок-сказка в 8 классе "Колобок и химия" на тему "Физические и химические явления. Признаки химических реакций".

Цель данного урока - в игровой и незамысловатой форме повторить явления в химии и выяснить признаки химических реакций. Проведение урока требует небольшой подготовки,  но результат того стоит. Ре...

Презентация Явления природы.Физические и химические явления.

Яркая презентация к уроку природоведения в 5 классе по теме " Явления природы.Физические и химические явления"  поможет учителю работать по ФГОС второго поколения: определение и постановка темы и...

Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....

Технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" в свете требований ФГОС

Предлагаемая технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" может быть использована учителем , в связи с новыми требованиями и введением ФГОС .Новые тр...

технологическая карта урока химии в 8 классе по теме:«Физические и химические явления. Химические реакции»

Изучение нового материалаУчебник: Г.Е.Рудзитисцель: Изучить физические и химические явления, химические реакции, признаки химических реакций, условия образования и протекания химических реакций....