Рабочая программа по химии 11 класс 1 час в неделю
рабочая программа по химии (11 класс) на тему

Рабочая программа курса химии для

11 «В» класса универсального обучения

ГБОУ школы №580 Приморского района

Санкт-Петербурга

(1 час в неделю, 34 часа; базовый уровень)

 

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

Ø  Федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего  образования по химии  на базовом уровне;

Ø  авторская программа О.С.Габриеляна «Рабочие программы: химия 10-11 классы» – М.: Дрофа, 2014

Ø  Габриелян О.С. Химия. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2014. № 1.3.5.3.1.2 из федерального перечня учебников утвержденного приказом  Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._pr._po_khimii_11_klass_1ch_redaktsiya.docx41.92 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса химии для

11 «В» класса универсального обучения

ГБОУ школы №580 Приморского района

Санкт-Петербурга

(1 час в неделю, 34 часа; базовый уровень)

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • Федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего  образования по химии  на базовом уровне;
  • авторская программа О.С.Габриеляна «Рабочие программы: химия 10-11 классы» – М.: Дрофа, 2014
  • Габриелян О.С. Химия. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2014. № 1.3.5.3.1.2 из федерального перечня учебников утвержденного приказом  Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования и в соответствии с учебным планом ГБОУ школы №580 Приморского района Санкт-Петербурга программа рассчитана на преподавание курса химии в 11 классе гуманитарного профиля в объеме 34 часов (1 час в неделю).  

Контрольных работ – 2. Практических работ – 2. Лабораторных опытов - 16

Характеристика 11 «В» класса

   У учащихся наблюдается невысокий уровень  сформированности  познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, но, не осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы. Но есть группа учащихся, которые считают не нужным выполнять домашние задания.

   Рабочая программа базового курса химии отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием. Курс рассчитан на 1 час в неделю, поэтому необходимо сохранить целостность и системность учебного предмета за столь небольшое, жестко лимитированное учебное время.

Миссия ГБОУ школы№580 Приморского района «Обеспечение комфортных условий для получения качественного образования по различным образовательным программам, максимально полное удовлетворение запросов и потребностей социальных заказчиков микрорайона в рамках современного образовательного комплекса».

Цель образовательного учреждения на период до 2020 года: «Развитие школы как современного образовательно-воспитательного комплекса, обеспечивающего высокое качество, доступность и эффективность общего, дополнительного и дошкольного образования, самореализацию и развитие личности учителя и ученика, социальное партнерство всех участников образовательного процесса».

Изучение общей химии на базовом уровне  среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знаниями для объяснения разнообразных химических явления и свойств веществ, оценки роли химии и в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание  убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, в сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи:

  • формирование знаний основ науки
  • развитие умений наблюдать и объяснять химические явления
  • соблюдать правила техники безопасности
  • развивать интерес к химии как возможной области практической деятельности
  • развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Учет межпредметных связей в преподавании неорганической химии позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием. Межпредметные связи прослеживаются как вертикально (между ступенями образования), так и горизонтально (на одной ступени обучения) между химией и другими курсами. Курс общей химии опирается в большей степени на знание курса алгебры, физики и биологии. Перечисленные науки дают для химии следующие понятия:

        Алгебра:

        Расчетные задачи (вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле; вычисление массовой доли элемента в химическом соединении; составление формул соединений по валентности; вычисление по химическим уравнениям массы и количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и другие вычисления).

        Изучение данных тем предполагает наличие математических знаний у учащихся.

        Физика:

        Вещества и их свойства. Закон Авогадро. Закон сохранения массы веществ. Физические свойства веществ, агрегатное состояние изучаются в темах: «Металлы», «Неметаллы». Тепловой эффект химических реакций. Физические явления. Молекулы и атомы. Атомно-молекулярное учение. Строение атома. Кристаллические решетки.

        История:

        Вклад ученых разных стран в становление химии как науки.

          Обучение ведётся по учебнику О.С.Габриелян «Химия 11 класс» (базовый), который составляет единую линию учебников, соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С.Габриеляна.

Данная рабочая программа может быть реализована  при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Формы оценивания знаний, умений и навыков обучающихся осуществляются в соответствии с:

-   Положением об осуществлении текущего контроля успеваемости, формах, периодичности, порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс;

-   Положением о государственной итоговой аттестации выпускников, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

Содержание программы

Учебно-тематический план

п/п

Тема

общее

количество

часов

из них

теория

практика

1

Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева

4

4

2

Строение вещества.

11

10

1

3

Электролитическая диссоциация.

7

6

1

4

Химические реакции.

11

11

Резерв

1

1

                                                      Итого

34

32

2

Тема 1. Строение атома        (4 часа)

Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона. Важнейшие понятия химии: атом, относительная атомная и молекулярная массы. Открытие Периодического закона, формулировки закона.

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева (ПСХЭ). ПСХЭ как графическое отображение ПЗ. Различные варианты ПС. Периоды и группы. Значение ПЗ и ПСХЭ.

Строение атома. Атом -  сложная частица. Ядро атома: протоны и нейтроны. Изотопы. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Орбитали: s, р, d. Распределение электронов по энергетическим уровням и орбиталям. Электронные орбитали атомов. Валентные возможности атомов ХЭ.

ПЗ и строение атома. Современное понятие ХЭ. Современная формулировка ПЗ. Причина периодичности в изменении свойств ХЭ. Особенности заполнения энергетических уровней в электронных оболочках атомов переходных элементов. Электронные семейства.

Демонстрации

Различные формы ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Тема 2. Строение вещества        (11 часов)

Ковалентная химическая связь. Понятие о ковалентной связи. Общая электронная пара. Кратность ковалентной связи. Электроотрицательность. КПС и КНС. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Ионная связь и её свойства. Ионная связь как крайний случай КПС.

Металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы.

Агрегатные состояния вещества. Газы. Закон Авогадро для газов. Молярный объем газообразных веществ. (при н.у.) Жидкости.

Водородная химическая связь. Водородная связь как особый случай межмолекулярного взаимодействия. Механизм ее образования и влияние на свойства веществ. (на примере воды).

Типы кристаллических решеток. Кристаллическая решетка. Ионные, металлические, атомные и молекулярные КР. Аллотропия. Аморфные вещества.

Чистые вещества, смеси. Смеси и химические соединения. Гомогенные и гетерогенные смеси. Массовая и объемная доли компонентов в смеси. Массовая доля примесей. Решение задач на массовую долю примесей.

Дисперсные системы. Понятие ДС. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация ДС.

Демонстрации

Модели кристаллических решеток. Образцы минералов. Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды.

Лабораторные опыты

  1. Определение свойств некоторых веществ на основе типа кристаллической решетки.
  2. Ознакомление с коллекцией полимеров, пластмасс и волокон.
  3. Жесткость воды. Устранение жесткости.
  4. Ознакомление с минеральными водами.
  5. Ознакомление с дисперсными системами.

Практическая работа №1. Получение и распознавание газов.

Тема 3. Электролитическая диссоциация         (7 часов)

Растворы. Растворы как гомогенные системы, состоящие из частиц растворителя. Растворенного вещества и продуктов их взаимодействия. Массовая доля растворенного вещества. Типы растворов.

Теория электролитический диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые элетролиты.Уравнения электролитической диссоциации.

Кислоты в свете ТЭД. Общие свойства неорганических и органических кислот. Условия течения реакций между электролитами до конца.

Основания  в свете ТЭД, их классификация и общие свойства.

Соли в свете ТЭД, их классификация и общие свойства. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики восстановительных свойств металлов.

Гидролиз. Случаи гидролиза солей. Реакция среды (рН) в растворах гидролизующихся солей.

Демонстрации

Испытание растворов электролитов и неэлектролитов. Зависимость степени ЭД уксусной кислоты от разбавления раствора. Примеры реакций ионного обмена, идущих с образованием осадка, газа или воды. Химические свойства кислот, щелочей, солей. Изучение рН раствора гидролизующихся солей.

Лабораторные опыты

  1. Ознакомление с коллекцией кислот.
  2. Получение и свойства нерастворимых оснований.
  3. Ознакомление  коллекцией оснований.
  4. Ознакомление с коллекцией минералов, содержащих соли.
  5. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.
  6. Различные случаи гидролиза солей.

Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических соединений.

Тема 4. Химические реакции        (11  часов)

        Классификация химических реакций. Классификация по числу и составу реагирующих веществ и продуктов реакции. Реакции разложения, соединения, замещения и обмена в неорганической химии.

        Тепловой эффект химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчет количества теплоты по термохимическим уравнениям.

        Скорость химических реакций. Понятие о скорости ХР, аналитическое выражение. Зависимость скорости реакции от концентрации, давления, температуры, природы реагирующих веществ. Площади их соприкосновения. Закон действующих масс.

        Катализ. Катализаторы. Катализ. Примеры каталитических процессов в промышленности, технике, быту. Ферменты и их отличия от неорганических катализаторов. Применение катализаторов и ферментов.

        Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения на примере получения аммиака.

        Окислительно-восстановительные процессы. ОВР. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.

        Общие свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей. Вз-ие металлов с неметаллами, водой, кислотами и растворами солей. Металлотермия.

        Коррозия металлов как окислительно-восстановительный процесс. Способы защиты металлов от коррозии.

        Общие свойства неметаллов. Химические свойства неметаллов как окислителей. Взаимодействие с металлами, водородом и другими неметаллами. Свойства неметаллов как восстановителей. Взаимодействие с простыми и сложными веществами-окислителями.

        Электролиз растворов и расплавов электролитов на примере хлорида натрия. Электролитическое получение алюминия. Практическое значение электролиза.

        Заключение. Перспективы развития химической науки и химического производства. Химия и проблемы окружающей среды.

Демонстрации

        Экзотермические и эндотермические химические реакции. Тепловые явления при растворении серной кислоты и аммиачной селитры. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере вз-ия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми кусочками (гранулами) цинка и одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с раствором соляной кислоты. Разложение пероксида водорода с помощью неорганических катализаторов (FeCl2, KI) и природных объектов, содержащих каталазу (сырое мясо, картофель). Простейшие ОВР: вз-ие цинка с соляной кислотой и железа с сульфата меди (П). Модель электролизера/электролизной ванны для получения алюминия.

Лабораторные опыты

  1. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы сырого картофеля.
  2. Реакция замещения меди железом в растворе сульфата меди (П).
  3. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком.
  4. Ознакомление с коллекцией металлов.
  5. Ознакомление с коллекцией неметаллов.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения химии на базовом уровне, обучающийся должен

знать / понимать:

     • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

 основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

           • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

           • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

          • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

          • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

          • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

         • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

        •  выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

        • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

•  для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и  

    другие живые организмы;

•   безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

•  приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

Учебно-методическое обеспечение

Используемый учебно-методический комплекс:

  1. Учебник: Габриелян О.С.Химия. 11 класс. Базовый уровень. Москва. Дрофа. 2014.
  2. Троегубова Н.П. Поурочные разработки по химии: 11 класс к учебникам О.С. Габриеляна и др. Москва. ООО «ВАКО». 2009.
  3. Габриелян О.С. и др. Химия. 11 класс. Базовый уровень: методическое пособие. Книга для учителя. Москва. Дрофа. 2009.
  4. Габриелян О.С. и др. Настольная книга учителя. Химия.11 класс: в 2 ч. – М.: Дрофа, 2009.
  5. Денисова В.Г. Химия. 11 класс: Поурочные планы. По учебнику: Габриелян О.С. и др. Химия.11 класс. – Волгоград: Учитель, 2013.

Средства обучения

1. Печатные пособия.

Таблицы:

1) Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

2) Таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде.

3) Портреты ученых.

4) Электрохимический ряд напряжений металлов.

5) Индикаторы.

6) Набор таблиц для 8-9 и 10-11 классов.

2. Информационно-коммуникационные средства.

Мультимедийная обучающая программа: 

  1. 1С. «Общая и неорганическая химия» 10-11 классы. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2003.
  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки химии».10-11 классы.
  3. Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов единого

 государственного экзамена 2012 года по химии. Официальный информационный  

портал Единого Государственного экзамена.www ege.ede.ru/files/demo/demo_2012.

3. Технические средства обучения.

1) Компьютер.

2) Мультимедийный проектор.

3) Экран проекционный.

4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

1) Приборы, приспособления: комплект посуды и принадлежностей для проведения

практических и лабораторных работ.

2) Реактивы и материалы: комплект реактивов для базового уровня.

            5. Натуральные объекты.

Коллекции  металлов, пластмасс, волокон.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю

Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.    Рабочая программа со...

Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса "Химия" 10-11 классы базовый уровень.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю - 11 класс и 1 час в неделю - 10 класс)

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших хим...

Рабочая программа. Литература. 8 класс, 2часа в неделю

Рабочая программа .Литература. 8 класс, 2часа в неделю...