Предметный курс по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Предметный курс «Экспериментальная химия» предполагает тесную связь теории и практики. Работа учащихся носит исследовательский характер, способствует развитию мышления. При этом у учащихся совершенствуются знания и умения по технике химического эксперимента, создаются условия и возможности для удовлетворения потребностей школьников в практической деятельности на стыке биологии, химии, медицины, сельского хозяйства.
Занятия по этой программе – это своеобразная проба сил для будущих фармацевтов, медицинских сестер, врачей, криминалистов, операторов, лаборантов, агрономов и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetnyy_kurs_po_khimii.docx | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное образовательное учреждение города Омска «Гимназия № 12 имени героя Советского Союза В. П. Горячева»
Предметный курс
«Экспериментальная химия»
(для обучающихся 9 классов)
Составитель:
Каузова Ольга Николаевна
учитель химии
БОУ г. Омска «Гимназия № 12»
Пояснительная записка.
Большое значение для успешной реализации задач школьного химического образования имеет предоставление учащимся возможности изучения элективных предметных курсов, содержание которых предусматривает расширение и углубление знаний, развитие познавательных интересов, целенаправленную предпрофессиональную ориентацию старшеклассников. В нашем учебном заведении в течение нескольких лет большой популярностью пользуются подобные курсы. Они ориентированы на детей, проявляющих повышенный интерес к изучению химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественно-научного профиля. Практика показывает, что ребята, прослушавшие такие курсы, добиваются высоких результатов на районных олимпиадах и на вступительных экзаменах в химико-технологические, медицинские, сельскохозяйственные колледжи и вузы.
Элективный предметный курс «Экспериментальная химия» предполагает тесную связь теории и практики. Работа учащихся носит исследовательский характер, способствует развитию мышления. При этом у учащихся совершенствуются знания и умения по технике химического эксперимента, создаются условия и возможности для удовлетворения потребностей школьников в практической деятельности на стыке биологии, химии, медицины, сельского хозяйства.
Занятия по этой программе – это своеобразная проба сил для будущих фармацевтов, медицинских сестер, врачей, криминалистов, операторов, лаборантов, агрономов и т.д.
Основой для составления данной программы является программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/О. С. Габриелян.- 4-е издание, стереотип.- М.: Дрофа, 2007.- 78 с. и предназначена для 9 классов.
Цель: Развитие исследовательских навыков учащихся посредством предмета химия.
Задачи:
- закрепить и систематизировать знания учащихся по химии;
- развить навыки самостоятельной исследовательской работы;
- сформировать и развивать у учащихся практические умения и навыки;
- научить оформлять исследовательскую работу в соответствии с требованиями;
- развить коммуникативные умения;
- сформировать и развивать у учащихся умение работать с дополнительной литературой.
Курс состоит из кратких теоретических введений к каждой теме и практических (лабораторных) работ, которые носят исследовательский характер; способствуют конкретизации и закреплению знаний, совершенствованию и развитию химических умений и навыков.
Критерии успешности определяются по нескольким параметрам: в каждой теме учащиеся сдают отчет по практической части, разрабатывают и обобщают теоретический материал по одной из предложенных тем, выполняю индивидуальные проекты и выступают на научно-практической конференции (это и является формой итоговой отчетности).
Важная особенность предложенного элективного курса заключается в том, что он может быть предложен слушателям разных профилей. При этом, в одном случае его содержание может максимально способствовать реализации углубленного содержания предмета, а в другом нести общезначимую валеологическую направленность, способствовать развитию грамотности в здоровьесберегающей сфере.
Курс предназначен для учащихся 9 классов, рассчитан на 34 часа (по 1 часу в неделю).
Содержание программы.
- Введение (2 часа).
Занятия проводятся с целью выявления интересов и достижений учащихся через заполнение карты интересов и анкет. А также осуществляется ввод в курс – в ходе беседы учитель сообщает программу данного курса, критерии успешности.
- Работа над ведением научного исследования (6 часов).
В данной теме учащиеся знакомятся с требованиями, предъявляемыми к научной работе, знакомятся у работами победителей, учатся формулировать цели и задачи, составлять план исследования.
- Работа над основной частью исследования (11 часов).
В данной теме учащиеся знакомятся с библиотеками города, правилами работы в библиотеках, учатся отбирать необходимый материал, знакомятся с различными стилями изложения материала, с правилами оформления результатов.
- Химия, как научная дисциплина: актуальность, специфика(11 часов).
В данном разделе учащиеся знакомятся с различными методиками проведения эксперимента, повторяют и закрепляют правила техники безопасности, теоретически и практически отбирают пробы, обрабатывают материалы исследования, проводят исследования в лаборатории.
- Представление научной работы (4 часа).
Тема посвящена правильному оформлению научной работы и составлению презентации. Использование современных технологий помогает повышать и поддерживать интерес учащихся к предметам естественного цикла.
Тематическое планирование курса
№ | № | Тема | Кол-во часов |
I. | Введение. | 2 | |
1. | 1. | Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. | 1 |
2. | 2. | Знакомство с интересами и способностями учащихся (Диагностика - составление «Карты интересов»). | 1 |
II. | Работа над ведением научного исследования | 6 | |
3. | 1. | Выбор темы. Обоснование ее актуальности (теория). | 1 |
4. | 2. | Формулировка цели и конкретных задач исследования. Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ. Теория. | 1 |
5. | 3. | Формулировка цели и конкретных задач исследования. Практическое занятие. | 1 |
6. | 4. | Структура работы. Теория. | 1 |
7. | 5. | Изучение образцов и знакомство со структурой работ – победителей конкурсов исследовательских работ. | 1 |
8. | 6. | План работы. Теория. Демонстрация образцов планов, соответствующих всем необходимым требованиям. | 1 |
III. | Работа над основной частью исследования. | 11 | |
9. | 1. | Составление индивидуального рабочего плана. | 1 |
10. | 2. | Понятия: источник, литература. Требования к оформлению раздела: «Источники и литература». Оформление сносок в соответствии с требованиями. | 1 |
11. | 3. | Знакомство с материалами школьной библиотеки. | 1 |
12. | 4. | Экскурсия в библиотеку имени А.С. Пушкина. Практическое занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе». | 1 |
13. | 5. | Практическое занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе». | 1 |
14. | 6. | Экскурсия в компьютерную библиотеку. | 1 |
15. | 7. | Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. | 1 |
16. | 8. | Стиль изложения материала. Теория. | 1 |
17. | 9. | Знакомство с разным стилем изложения материала на примере работ – победителей конкурсов исследовательских работ. | 1 |
18. | 10 | Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы. | 1 |
19. | 11 | Правила оформления результатов. Приложение. Правила оформления. | 1 |
IV. | Химия, как научная дисциплина: актуальность, специфика. | 11 | |
20. | 1. | Техника безопасности при работе в химической лаборатории. | 1 |
21. | 2. | Методы исследования. | 1 |
22. | 3. | Пробоотбор. | 1 |
23. | 4. | Титрование. | 1 |
24. | 5. | Обработка данных и получение статистических оценок. | 1 |
25. | 6 | Оценка среднего значения и его погрешности. | 1 |
26. | 7. | Обработка результатов. | 1 |
27. 28. 29. 30. | 8. 9. 10. 11. | Проведение эксперимента. Индивидуальные консультации. | 4 |
V. | Представление научной работы. | 4 | |
31. | 1. | Композиция научной работы. Подготовка структуры своего исследования. Индивидуальные консультации. | 1 |
32. | 2. | Подготовка структуры своего доклада, составление тезисов. Индивидуальные консультации. | 1 |
33. | 3. | Составление презентаций. Индивидуальные консультации. | 1 |
34. | 4. | Участие в школьной конференции НОУ. | 1 |
Формы и методы диагностики.
На первом занятии запланирована диагностика, с целью составления индивидуальной карты учащихся («Карта интересов»). При проведении курса учащиеся также выполняют индивидуальные проекты, успешность которых также будет отслеживаться.
При проведении курса планируется следующая работа с родителями:
- привлечение родителей к оказанию помощи при выполнении индивидуальных заданий;
- привлечение родителей к оказанию помощи в организации экскурсий;
- приглашение их к участию в работе научно-практической конференции в качестве слушателей и экспертов;
- ознакомление родителей с результатами тестирования.
Ожидаемые результаты.
- Повышение интереса к химической науке;
- Расширение теоретических знаний по химии;
- Совершенствование практических навыков при выполнении эксперимента;
- Совершенствование общеучебных навыков;
- Развитие творческих и коммуникационных умений.
Методическое обеспечение.
При реализации данной программы используются технологии:
- проектного обучения,
- проблемного обучения,
- развития критического мышления,
- развивающего обучения
- уровневой дифференциации (авторы: С.В. Алексеев, Р. Гроот, Н. П. Гузик, О. Б. Логинова, Г.К. Селевко, В.В. Фирсов, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков).
Занятия проводятся в форме:
- практикумы,
- семинары,
- лекции,
- конференция,
- презентация
На занятиях используется следующие формы организации учебно – познавательной деятельности:
- групповая,
- индивидуальная,
- коллективная,
- фронтальная.
Список литературы:
- Жарикова Е.А., Рыбкина Т.И. Вступительный экзамен по химии РХТУ-98, -99, -2000. Новомосковск: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 1998, 60 с.; 1999, 90 с.; 2000, 108 с.
- Казеннова Н.Б. Справочник школьника по органической химии. М.: Аквариум, 1997, 272 с.
- Конкурсный экзамен по химии. Руководство для абитуриентов. Под ред. Н.Е.Кузьменко. В 6 ч. М.: Изд-во МГУ, 1993.
- Короленко М.В. Задачи по органической химии с методическими рекомендациями и примерами решений. М.: ИМА-Принт, 1993, 48 с.
- Кузьменко Н.Е., Чуранов С.С. Общая и неорганическая химия. М.: Изд-во МГУ, 1977, 473 с.
- Кузьменко Н.Е., Магдесиева Н.Н., Еремин В.В. Задачи по химии для абитуриентов: курс повышенной сложности с компьютерным приложением. М.: Просвещение, 1992, 191 с.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1997, 528 с.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. В 2 т. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания, 1997, т. 1, 448 с.; т. 2, 384 с.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания,1998, 512 с.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999, 560 с.
- Кушнарёв А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. М.: Школа-Пресс, 1999, 160 с.
- Пилипенко А.Т. и др. Справочник по элементарной химии. Киев: Наукова думка, 1980, 544 с.
- Семенов И.Н. Задачи по химии повышенной сложности (для абитуриентов). В 4 выпусках. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991, вып. 1, 16 с.; вып. 2, 16 с.; вып. 3, 16 с.; вып. 4, 16 с.
- Фрейфельд И.А. Органическая химия: пособие для абитуриентов и старшеклассников. М.: Московский лицей, 1995, 142 с.
- Химия. Тесты для 11 класса. Варианты и ответы централизованного тестирования. М.: Центр тестирования МО РФ, 2008, 56 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметный курс "Математика "+" 7 класс
ПредметПредметный курс «Математика «+»Класс7бНормативная база Рабочая программа по предметному курсу составлена на основе:Федерального государственного образовательного ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА "МАТЕМАТИКА "+" 7Б КЛАСС (2018-2019 УЧ. ГОД, БУРМИСТРОВОЙ Е.Ю.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА "МАТЕМАТИКА "+" 7Б КЛАСС (2018-2019 УЧ. ГОД)...
Рабочая программа предметного курса «Математика» 11 класс (базовый уровень).
Рабочая программа предназначена для изучение математики в 11 классе на базовом уровне. Составлена из расчета 4 часа в неделю....
Рабочая программа предметного курса «Математика» 10 класс (профильный уровень).
Программа предназначена для изучения математики в 10 классе на профильном уровне. Составлена из расчета 6 часов в неделю....
Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов
Рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник 2002 г ....
Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 11 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник
Программа рассчитана на реализацию в течение 34 учебных недель в объеме 2 часа в неделю, в общем объеме 68 часов. В программу внесены изменения в связи с уменьше-нием количеств...
Рабочая программа по предметному курсу биология 11 класс "Решение биологических задач в ходе подготовки к ЕГЭ"
Содержание курса предполагает использование в учебном процессе межпредметных связей с курсами биологии, химии, географии, что способствует формированию системных знаний у школьников, пониманию взаимос...