Таблица "Качественные реакции для определения катионов и анионов электролитов"
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему

Пилясов Андрей Николаевич

Данную таблицу могут использовать учащиеся 9-х классов при подготовке к ГИА (задание С3 - 1 вариант; задания С3 и С4 - 2 вариант)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Качественные реакции для определения катионов и анионов электролитов (кислот, солей и щелочей)

Определяемый катион

Определяемое вещество

Реактив для определения

Сокращённое ионное уравнение

Признак реакции

Н+

все кислоты

Индикаторы:

м-о

лакмус

ф-ф

красный

красный

бесцветный

Li+

соль лития

пламя

красное окрашивание

Na+

соль натрия

пламя

жёлтое окрашивание

K+

соль калия

пламя

фиолетовое окрашивание

Ca2+

соль кальция

пламя

кирпично-красное окрашивание

растворимая соль кальция

растворы карбонатов (Na2CO3)

Ca+2 + CO32- = CaCO3 ↓

образуется белый осадок

Ba2+

соль бария

пламя

жёлто-зелёное окрашивание

растворимая соль бария

серная кислота (H2SO4), растворы сульфатов (Na2SO4)

Ba2+ + SO42- = BaSO4

белый плотный осадок

Cu2+

соль меди (II)

пламя

зелёное окрашивание

растворимая соль меди(II)

Раствор щёлочи (NaOH)

Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2

синий студенистый осадок

Fe2+

растворимая соль железа (II)

Раствор щёлочи (NaOH)

Fe2+ + 2OH- = Fe(OH)2

зелёный осадок

Раствор красной кровяной соли K3[Fe(CN)6]

3Fe2+ + 2[Fe(CN)6]3- =Fe3[Fe(CN)6]2

Синий осадок (турнбулева синь)

Fe3+

растворимая соль железа (III)

Раствор щёлочи (NaOH)

Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3

бурый осадок

Раствор роданида аммония или калия (NH4CNS или КСNS)

Fe3+ + 3CNS- = Fe(CNS)3

кроваво-красный раствор

Раствор жёлтой кровяной соли K4[Fe(CN)6]

4Fe3+ + 3[Fe(CN)6]4- =Fe4[Fe(CN)6]3

Синий осадок

(берлинская лазурь)

Al3+

растворимая соль алюминия

Раствор щёлочи (NaOH)

Al3+ + 3OH- = Al(OH)3

желеобразный осадок белого цвета, который растворяется в избытке щёлочи

NH4+

соль аммония

Раствор щёлочи (NaOH) при нагревании

NH4+ + ОН- = NH3 + Н2О

образуется газ с резким запахом

Ag+

растворимая соль серебра

Соляная кислота или растворы хлоридов

Ag+ + Cl- = AgCl↓

образуется белый творожистый осадок

Определяемый

анион

Определяемое вещество

Реактив для определения

Сокращённое ионное уравнение

Признак реакции

OH-

щёлочи

индикаторы:

фенолфталеин

м-о

лакмус

малиновый

жёлтый

синий

Cl-

соляная кислота и хлориды

раствор нитрата серебра (AgNO3)

Ag+ + Cl- = AgCl↓

образуется белый творожистый осадок

Br-

бромоводородная кислота и бромиды

раствор нитрата серебра (AgNO3)

Ag+ + Br- = AgBr↓

образуется желтоватый творожистый осадок

I-

йодоводородная кислота и йодиды

раствор нитрата серебра (AgNO3)

Ag+ + I- = AgI↓

образуется жёлтый творожистый осадок

S2-

сульфиды

Сильные кислоты (HCl, HNO3, H2SO4)

S2- + 2H+ = H2S↑

образуется газ с неприятным запахом

растворимые соли меди (II)

S2- + Cu2+ = CuS↓

образуется чёрный осадок

SO42-

сульфаты

растворимые соли бария

SO42- + Ba2+ = BaSO4

белый осадок

NO3-

нитраты

медь (Cu) и концентрированная серная кислота

для определения азотной кислоты используется только медь

Cu + NO3- + 2Н+ = Cu2+ + NO2↑ + H2O

образуется бурый газ

PO43-

ортофосфаты

раствор нитрата серебра (AgNO3)

3Ag+  + PO43- = Ag3PO4

образуется жёлтый осадок

CrO42-

хроматы

растворимые соли бария

Ba2+  + CrO42- = BaCrO4

образуется жёлтый осадок

CO32-

карбонаты

Сильные кислоты (HCl, HNO3, H2SO4)

CO32- + 2Н+ = СO2↑ + H2O

образуется бесцветный газ без запаха

SO32-

сульфиты

Сильные кислоты (HCl, HNO3, H2SO4)

SO32- + 2Н+ = SO2↑ + H2O

образуется газ с резким запахом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕСТ "Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)." для 9 класса

Тема: «Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)» 9 класс. Подготовка к ГИА.   Задание  А7 Тест составлен по шаб...

"Электролиты. Реакции в растворах электролитов"

Обобщающий урок  по теме "Электролиты. Реакции в растворах электролитов" . Урок включает в себя фронтальный опрос, дифференцированные задания, парную лабораторную работу. Проведен в 8 классе....

Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов»

Урок 43Тема урока:     Практическая работа №  4  «Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов»Цели урока: Уметь доказывать опытным путем...

Качественные реакции на катионы и анионы.

Данный материал можно использовать для подготовки учащихся 9-х классов  к ОГЭ....

Качественные реакции на катионы и анионы

Разработка занятия по химии для 9 класса по учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана с использованием ЭФУ (эллектронной формы учебника) по теме "Качественные реакции на катионы и анионы" при подготовке к...

презентация на тему: "Реакции ионного обмена в растворах веществ электролитов"

условия протекания реакций обмена в растворах веществ электролитов. Значение реакций ионного обена....

Качественные реакции для определения катионов и анионов электролитов (кислот, солей и щелочей)

Качественные реакции для определения катионов и анионов электролитов (кислот, солей и щелочей)...