Качественные реакции на катионы и анионы
план-конспект занятия по химии (9 класс) на тему
Разработка занятия по химии для 9 класса по учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана с использованием ЭФУ (эллектронной формы учебника) по теме "Качественные реакции на катионы и анионы" при подготовке к сдаче ОГЭ с технологической картой занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_efu.docx | 26.03 КБ |
instruktivnaya_karta.docx | 15.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Химия, 9 класс
Тема: Качественные реакции на катионы и анионы
Используемые ЭФУ: Химия. 9 класс (Г. Е. Рудзитис и др.), Просвещение, 2015
Цель занятия: Сформировать наиболее полное представление учащихся об определении катионов, анионов, признаках этих реакций и закрепить умения, навыки по применению этих знаний при выполнении заданий повышенной сложности
Задачи:
Способствовать систематизации понятий: вещество, электролит, электролитическая диссоциация, ион, заряд иона, катион, анион, реакции ионного обмена, признаки химических реакций, условия, при которых реакции идут до конца;
Способствовать совершенствованию специальных предметных умений: составлять уравнения реакций ионного обмена, краткие ионные уравнения, проводить лабораторные опыты по изучению качественных реакций на катионы и анионы с соблюдением правил ТБ;
Способствовать формированию универсальных учебных действий:
- учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы);
-учебно-информационных (работать с мини-справочником, учебником как шпаргалкой);
-учебно-организационных (понимать смысл задания, распределять время для тестовых заданий и их проверки, проводить опыты, осуществлять самоконтроль);
- способствовать формированию критического мышления учащихся (критически оценивать собственные знания по теме и сопоставлять их с научными);
- создать условия для формирования товарищеских отношений между учениками через включение их в парную форму работы);
Тип учебного занятия: применение предметных умений ( применение предметных умений в условиях решения учебных задач повышенной сложности с включением лабораторной работы);
Форма проведения: занятие с включением коллективных, парных, индивидуальных форм организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся;
Результаты
Предметные:
-объяснять свойства изученных классов неорганических соединений;
-наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты;
- самостоятельно решать задания повышенной сложности
Метапредметные:
- структурировать учебную информацию;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы:
- уметь задавать вопросы, контролировать действия партнера, формулировать собственное мнение;
- уметь определять цели, задачи деятельности, выбирать средства реализации цели;
Личностные
- мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью;
Средства обучения
- ноутбук, проектор, планшеты, электронная форма учебника Г. Е. Рудзитис Ф.Г, Фельдман «Химия-9», М., «Просвещение» 2015 и учебник, мини-справочник Н.Е. Дерябиной, таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде, варианты ОГЭ по химии 2016, инструктивная карта урока;
- Реактивы: растворы серной, соляной, азотной кислот, гидроксида калия, индикаторов метилоранжа, фенолфталеина, растворов нитрата бария, карбоната натрия, нитрата серебра, сульфата меди (II), хлорного железа, сульфида натрия, хлорида аммония,
спиртовка, держатель пробирок, штативы с пробирками, пипетки.
Технологическая карта занятия
Этап занятия | Задачи занятия | Деятельность | Результат взаимодействия | |
учителя | ученика | |||
1.Организационный 1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин) | Подготовить учащихся к уроку | Приветствует, проверяет отсутствующих, организует внимание | Приветствуют, проверяют свою подготовленность к уроку. | Полная готовность класса к уроку, организация внимания, быстрое включение класса в деловой ритм |
2.Постановка целей и задач (1-2мин) | Организовать целенаправленную познавательную деятельность.
№18,19 КИМ ОГЭ | Учитель: Ребята, у вас на столах варианты КИМ, реактивы и оборудование для опытов. Предложите ваш план урока, чтобы преодолеть те трудности, которые возникли при выполнении заданий повышенной сложности 18,19. | Предлагают: - использовать мини-справочник (Приложение3) для усвоения качественных реакций - провести опыты на определение катионов, анионов - для экономии времени часть опытов посмотреть, используя ЭФУ (видеоопыты) | Активность познавательной деятельности на последующих этапах. |
3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 7-8 минут. | Используя мини-таблицы закрепить знания по определению катионов, анионов; Провести лабораторные опыты по определению сульфатов, карбонатов, хлоридов, ионов меди, железа (III), катионов водорода, гидроксид-ионов, иона аммония | Учитель: Работаем по инструктивной карте (Приложение 3)
| В соответствии с выданными реактивами называют какие анионы и катионы можно определить. Но сначала один из учеников напоминает правила безопасной работы с кислотами и щелочами. Проводят опыты на определение сульфатов, хлоридов, карбонатов, определение ионов меди(II), железа(III), иона аммония, катиона водорода и иона гидроксильной группы, сульфид-аниона Пользуясь таблицей растворимости, составляют краткие ионные уравнения. Работа в парах Отвечают на вопросы, заполняют таблицу. | Составлена таблица: ион, реактив, признаки реакций
Дана характеристика ионов по их определению, названы признаки реакций |
3.Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 8 минут. | Использовать электронный учебник для демонстрации свойств азотной, фосфорной кислот, обнаружения ионов алюминия, получение карбонатов, гидрокарбонатов | Поясняет демонстрируемые опыты, отвечает на вопросы | Смотрят видеоопыты, анализируют, задают вопросы. Отвечают на вопросы учителя и своих одноклассников | Наблюдают, запоминают признаки реакций, записывают уравнения реакций |
4.Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 3-4 минуты. | Использование таблицы 3 «Определение ионов» из базового учебника Г.Е. Рудзитиса и мини-таблицы Н.Е. Дерябиной | Направляет деятельность учащихся | Составляют алгоритм действий при выполнении заданий 18-19 повышенной сложности 1.Вспомнить качественные реакции 2. Начинать определение со знакомых анионов, катионов 3.Использовать метод исключений | Называют анионы , катионы, с которыми не успели провести опыты. Записывают их, указывая условия реакций (избыток-недостаток) и указывая цвет осадка и другие признаки реакций |
5.Контроль уровня понимания. .Реализация построенного проекта Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 12-15 минут. | Установить уровень осмысления учащимися полученных знаний. | Раздает КИМы (Приложение 1) | Выполняют индивидуально задания КИМ, проверяют по образцу | Выяснен уровень осознания нового материала, устранены пробелы. Выполнение заданий КИМ |
8. Включение в систему знаний и повторение 3-4 минуты. | Предлагает для повторения использовать тесты ЭФУ 09(1)-09(7) в разделе каталог | 09(1)Определение реактивов из аниона 09(4)Признаки реакций ионного обмена 09(5-7)Сокращенные ионные уравнения | Выяснен уровень осознания материала, устранены пробелы. | |
9.Домашнее задание. 1-2 минуты | Домашнее задание. Выполнение вариантов сайта Работа с мини-таблицей | Инструктирует, проверяет, как учащиеся поняли содержание работы. | Слушают, записывают, задают вопросы. | Правильное выполнение домашней работы всеми учащимися. |
10. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) 1-2 минуты. | Рефлексия психоэмоцио- нального состояния | 1. Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействие с учителем и одноклассниками | - выражают свои мысли - оценивают качества своей и общей учебной деятельности |
Используемая литература
- Г.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман «Химия-9», Москва, Просвещение, 2008
- Н.Е. Дерябина мини-справочник школьника «Неорганическая химия в реакциях»
- ЭФУ Г.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман «Химия-9», Москва, Просвещение, 2015
- Примерные программы по учебным предметам «Химия 8-9 класс», М., «Просвещение», 2011
- Н.А. Разагатова, МОУ ДПО (ПК) «Центр развития образования г.о. Самара» «Урок в соответствии с ФГОС»
- А.С. Корощенко, Ю. Н. Медведев «Типовые тестовые задания по химии», издательство «Экзамен» М., 2016
- А. С. Корощенко, А. В. Купцова «30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену по химии в 9 классе» М., Астрель, 2016
- ОГЭ. Химия: типовые экзаменационные варианты; 30 вариантов/ под редакциейД.Ю.Добротина,-М.: Издательство «Национальная образование», 2017,-192с.
- https://sdamgia.ru/
Предварительный просмотр:
Инструктивная карта к уроку «Качественные реакции на катионы и анионы»
- Лабораторные опыты (работа в парах) 8 минут
Используя выданные вам реактивы, проведите качественные реакции по определению
- сульфатов
- карбонатов
- хлоридов
- Cu2+
- Fe3+
- NH4+
- H+
- OH-
Составьте краткие ионные уравнения проведенных реакций.
- Использование электронной формы учебника (ЭФУ) для демонстрации видеоопытов
(11 минут)
- взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой
- взаимодействие меди с разбавленной азотной кислотой
- получение карбонатов
- получение гидрокарбонатов
- качественная реакция на Br-
- определение Al3+
- PO43-
- окисление сероводорода бромной водой
3. Тесты из ЭФУ ( открыть каталог и ответить на следующие номера)
09(1) – определение реактивов из аниона
09(2) – определение реакции ионного обмена, идущей не до конца
09(3) – реакции ионного обмена
09(4) – признаки реакции ионного обмена
09(5) – 09(7) – сокращенные ионные уравнения
- Выполнение заданий №18, №19 из вариантов ОГЭ (индивидуальная работа)
4. Домашнее задание: выполнение вариантов сайта https://sdamgia.ru/
- Итоги урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План Медиа Урока "Качественные реакции в органической химии"
Конспект Медиа Урока "Качественные реакции в органической химии", 10 класс...
ТЕСТ "Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)." для 9 класса
Тема: «Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)» 9 класс. Подготовка к ГИА. Задание А7 Тест составлен по шаб...
Таблица "Качественные реакции для определения катионов и анионов электролитов"
Данную таблицу могут использовать учащиеся 9-х классов при подготовке к ГИА (задание С3 - 1 вариант; задания С3 и С4 - 2 вариант)...
Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов»
Урок 43Тема урока: Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов»Цели урока: Уметь доказывать опытным путем...
Видеоопыт по теме "Качественные реакциии на катионы железа +2,+3 "
Видеоопыт по теме "Качественные реакциии на катионы железа +2,+3 "...
Качественные реакции на катионы и анионы.
Данный материал можно использовать для подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ....
Качественные реакции для определения катионов и анионов электролитов (кислот, солей и щелочей)
Качественные реакции для определения катионов и анионов электролитов (кислот, солей и щелочей)...