Конспект урока по химии в 10 классе "Углеводы. Глюкоза - представитель моносахаров"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Урок составлен на основе деятельностного подхода в образовании. Это урок - исследование, включающий все его составляющие элементы: проблему, выдвижение гипотезы, определение цели, проведение эксперимента, выводы. Кроме того, на уроке применены методы проблемно-диалогового обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок Углеводы | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Углеводы. Глюкоза – представитель моносахаров
Цель: научиться делать выводы о природе неизвестного вещества на основании теоретических знаний и проведенного эксперимента.
Задачи урока:
- Образовательные: совершенствовать знания о связи между строением и свойствами органических соединений на примере глюкозы, познакомиться с физическими свойствами углеводов, изучить свойства и применение глюкозы.
- Воспитательные: совершенствовать интеллектуальные умения (анализ, прогнозирование, умение устанавливать причинно-следственные связи), соответствующие возможностям, способностям, потребностям обучающихся и ориентировать учеников на их личностное развитие.
- Развивающие: продолжить развитие навыков исследовательской деятельности через постановку проблемы, выдвижения гипотезы и её проверке; создать условия для развития умений наблюдать и объяснять химические явления, умений анализировать результаты наблюдаемых опытов.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Основной метод: частично-поисковый
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, 6 ноутбуков, ЭОР пробирки, штатив для пробирок, пипетки для растворов, спиртовки, спички, шпателя для сухих веществ, держатели для пробирок, стеклянные палочки.
Реактивы: глюкоза, сахароза, крахмал (в сухом виде), вода, раствор глюкозы, лакмус, сульфат меди (ΙΙ), гидроксид натрия.
Ход урока
Ι. Организационный момент (приветствие 1 минута)
ІІ. Мотивационный этап (3 минуты)
Слайд № 1
"Химик не такой должен быть,
который дальше дыму и пеплу ничего не видит,
а такой, который на основании опытных данных
может делать теоретические выводы "
М.В.Ломоносов
Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, исходя из этого эпиграфа? Мы будем проводить исследования. Для этого нужно выдвигать гипотезы и проверять их правильность экспериментально. Мы сегодня должны научиться делать выводы о природе неизвестного вещества на основании теоретических знаний и проведенного эксперимента.
Предметом нашего исследования станет класс органических соединений, являющийся основным источником энергии в организме человека. В девятнадцатом столетии учёные, исследуя состав этих веществ, рассматривали их как гидраты углерода, потому что соотношение водорода и кислорода в них было такое же, как в воде. Отсюда и возникло русское название класса, предложенное в 1844г. Карлом Шмидтом. В результате проведенных исследований была выведена их общая формула Сm(Н2О)n, очень наглядно отражающая название класса
Вопрос: Как вы думаете, о каком классе соединений идёт речь? (углеводы)
Это и будет темой нашего урока сегодня.
Вопрос: Что мы должны будем выяснить об углеводах как классе органических соединений? (установить строение, свойства, применение)
Слайд № 2
ΙΙІ. Исследовательский этап (20 минут)
Вы неоднократно встречались с углеводами в курсе биологии.
Вопрос: Вспомните из курса биологии, на какие группы делятся
углеводы?(моно-,ди- и полисахара)
Задание: Сравните формулы углеводов разных групп, обратившись к
слайду презентации
Слайд № 3
Вопрос: 1. Что означают приставки моно–, ди– , поли– ?(один, два, три)
2. Как Вы думаете, какой критерий положен в основу
классификации углеводов?
3. Если ди– и полисахара состоят из моносахаров, будут ли у них
сходное строение? (количество остатков моносахаров)
4. Будут ли изменяться свойства углеводов с увеличением
остатков моносахаров?
Для выяснения этого я предлагаю вам провести эксперимент. На этом этапе вы можете сравнить только физические свойства веществ.
Вопрос: Какую гипотезу мы можем выдвинуть?
Гипотеза – физические свойства углеводов разных классов будут сходными (или отличаться).
Слайд № 4
Вопрос: Какова будет цель эксперимента? (сравнить физические свойства углеводов разных классов)
Слайд № 5
Прежде чем выполнять работу, давайте вспомним правила техники безопасности. Работу вы будете проводить в паре по инструктивным карточкам, время работы – 5 минут.
Лабораторная работа №1 «Сравнение физических свойств углеводов разных классов».
Цель: сравнить физические свойства углеводов разных классов
Задание: 1. Рассмотрите, выданные вам образцы углеводов: глюкозы, сахарозы и крахмала. Заполните таблицу (поставьте «+» или «–»).
2. Для определения растворимости углеводов в воде, возьмите шпателем немного вещества, поместите в пробирку и добавьте воды, стеклянной палочкой размешайте вещество.
Признаки сравнения | Глюкоза | Сахароза | Крахмал |
1. Формула | |||
2. Группа а) Моносахара б) Дисахара в) Полисахара | |||
3. Агрегатное состояние а) газ б) жидкость в) твёрдое вещество | |||
4. Цвет | |||
5. Запах | |||
6. Растворимость в воде |
3. Сделайте вывод, ответив на вопрос, и запишите его в тетрадь.
Вопрос: Какие физические свойства углеводов с увеличением остатков моносахаров изменились?
Слайд № 4
Вопрос: Какие выводы вы сделали на основе эксперимента? (с увеличением остатков моносахаров изменилась растворимость углеводов в воде). Нашла ли подтверждение гипотеза?
Для того чтобы выяснить, отличаются ли углеводы разных классов по химическим свойствам, мы должны познакомиться с химическими свойствами каждой группы. Но в рамках сегодняшнего урока это невозможно. Поэтому сегодня мы знакомимся с химическими свойствами моносахаридов на примере глюкозы. Запишите в тетрадях заголовок «Глюкоза – представитель моносахаров»
Слайд № 6
Давайте вспомним из курса биологии формулу глюкозы (С6Н12О6). Мы знаем, что молекулярной формулой в органической химии пользоваться неудобно, т.к. она не отражает строение вещества. Поэтому нам предстоит выяснить строение глюкозы на основе имеющихся у вас знаний о строении классов кислородосодержащих органических веществ и проверить свои предположения опытным путём.
Изучая кислородосодержащие производные углеводородов, мы убедились, что кислород, как правило, входит в состав функциональных групп.
Вопросы: 1. С какими функциональными группами мы
познакомились?(гидроксильной, карбонильной и карбоксильной)
2. Можем ли мы предположить наличие этих групп у глюкозы,
если в её состав входит кислород?
Это будет второй гипотезой нашего урока.
Гипотеза – глюкоза содержит все перечисленные функциональные группы.
Для доказательства или опровержения гипотезы вам нужно провести эксперимент.
Слайд № 7
Вопросы: 1. Какова будет цель вашего исследования? (выяснить строение
глюкозы с помощью качественных реакций на функциональные
группы)
2. Как химическим путём установить наличие нескольких
гидроскогрупп? наличие альдегидной группы? наличие
кислотной группы?(взаимодействием с гидроксидом меди без
нагревания и при нагревании, использованием индикатора)
3. Какие реактивы и оборудование вам для этого понадобятся?
(сульфат меди, щёлочь, индикатор)
Прежде чем вы приступите к исследованию, давайте вспомним, как нужно правильно проводить нагревание. Работу вы проводите в паре по инструктивным карточкам, время работы – 5 минут.
Лабораторная работа № 2 «Исследование строения глюкозы»
Цель: выяснить строение глюкозы с помощью качественных реакций на функциональные группы.
Задание: 1. Испытайте раствор глюкозы лакмусом. Что наблюдаете?
2. В пробирку прилейте 1 мл раствора щёлочи, а затем по каплям добавьте раствор сульфата меди (ΙΙ) до выпадения стойкого осадка. К осадку прибавьте раствор глюкозы, периодически встряхивая пробирку. Взаимодействует ли глюкоза с гидроксидом меди (ΙΙ) без нагревания. Какие признаки реакции вы наблюдаете?
3. Осторожно нагрейте пробирку. Что наблюдаете?
4. Сделайте вывод, ответив на вопрос, и запишите его в тетрадь.
Вопрос: На какие функциональные группы дала реакцию глюкоза?
Слайд № 6
Вопрос: Какие выводы вы сделали на основе эксперимента? (Глюкоза содержит несколько гидроксогрупп и карбонильную группу – она является альдегидоспиртом) Подтвердилась ли гипотеза?
ΙΙΙ. Подведение итогов исследований (10 минут)
Задание 1: Исходя из молекулярной формулы и результатов проведённых исследований, составьте структурную формулу глюкозы.
2. Запишите уравнения реакции взаимодействия глюкозы с гидроксидом меди (ΙΙ) при нагревании по альдегидной группе, для этого можно воспользоваться материалом учебника.
Вопросы: 1. Какой продукт получается в результате? (кислота)
2. К какому типу относится эта реакция? (окисления)
3. С какими ещё веществами будет взаимодействовать глюкоза
как альдегид? (с оксидом серебра и водородом)
Задание 2: Запишите уравнения реакций «серебряного зеркала» и гидрирования для глюкозы, для этого тоже можно воспользоваться материалом учебника.
Вопрос: Какие продукты получились в результате реакции? (глюконовая
кислота, сорбит)
Помимо свойств общих с многоатомными спиртами и альдегидами, глюкоза проявляет и специфические свойства.
Задание 3: На рабочем столе в ноутбуке для вас подготовлена информация, ознакомьтесь с нею и ответьте на вопросы. Время работы – 3 минуты
Вопросы: 1. Какие особые свойства глюкозы используются в
хлебопекарной и молочной промышленности? (брожение)
2. Почему после еды во рту человека повышается содержание
кислоты, разъедающей зубную эмаль? (результат
молочнокислого брожения)
3. Почему после употребления человеком кефира или кваса в
крови человека повышается содержание этилового спирта?
(результат спиртового брожения)
К моносахарам помимо глюкозы относится фруктоза, имеющая тот же состав, что и глюкоза.
Вопросы: 1. Раз название у этих веществ разное, каким будет строение
этих веществ? (разное)
2. Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но
разное строение? (изомеры)
Задание 4: Составьте структурную формулу фруктозы, учитывая, что это кетоноспитр, где карбонильная группа расположена у второго атома углерода.
ΙV. Этап применения новых знаний (5 минут)
Великий Гёте сказал: «Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать». Поэтому я предлагаю вам, используя полученные знания, выполнить тестовые задания, приготовленные для вас на рабочем столе ноутбука. Время работы – 5 минут.
V. Заключение (1 минуты)
Слайд № 2
Рефлексия: Мы сегодня с вами, говоря словами М.В. Ломоносов, попытались увидеть «дальше дыму и пеплу», делали выводы на основании опытных данных и исследовали природу неизвестного вещества на основании имеющихся теоретических знаний и проведённого эксперимента.
Чем вас обогатила такая форма работы?
Помогла ли она вам разобраться в премудростях химии?
Возможно ли, на ваш взгляд, проведение исследований веществ без теоретической основы?
Достигли мы поставленных задач?
Д/з § 14 , у.6,7 доп. 9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по химии в 8 классе. Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»
Конспект урока по химии в 8 классе.Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»...
План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»
Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело», «вещество», «свойства веществ»; научить р...
Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.
Тема урока: « Химические свойства воды. Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок изучения и закрепления новых знаний. На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...
Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.
Тема урока: « Химические свойства воды. Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок изучения и закрепления новых знаний. На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...
Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"
Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...
Тема урока по химии на тему: Глюкоза. Строение молекулы. Изомерия. Физические свойства и нахождение в природе.
Тема урока по химии на тему: Глюкоза. Строение молекулы. Изомерия. Физические свойства и нахождение в природе....