Внеклассное мероприятие «Химический калейдоскоп»
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Внеклассное мероприятие
«Химический калейдоскоп»
игра для учеников 9-х классов
Внеклассное мероприятие для учащихся 9 классов.
Цель:
Развитие творческих способностей учащихся, их коммуникативной культуры в русле инновационных технологий.
Задачи:
1. с помощью творческих заданий активизировать нестандартное мышление;
2. умение переносить знания в нестандартные ситуации, совершенствовать перенос знаний;
3. продолжить формирование умений учащихся взаимодействовать в малых группах коллектива;
4. с помощью внеклассной деятельности актуализировать знания и умения учащихся по предмету (химия);
5. развивать поисковую деятельность по разработке инновационных технологий и путей, творческих задач на основе принципов преемственности.
План:
1.Общий сбор, приветствие и знакомство с командами, оглашение правил и оценивания игры.
2. Выдача и получение маршрутных листов.
3. Работа команд на станциях: перемещение в соответствии с маршрутными листами и выполнение полученных заданий на станциях.
4. Подведение итогов, окончание игры.
Участники:
- Ведущий (учитель)
-Члены жюри
-Ответственные станций (учащиеся 11-х классов)
-Участники – 3 команды по 5-6 человек.
Оборудование:
1.Компьютер, мультимедийный проектор, экран;
2. Прецентация Microsoft Power Point
3.Компьюторная программа – Hyper Chem (моделирование объектов микромира)
4. Набор химической посуды (штатив с пробирками исследуемых веществ, штатив с пустыми пробирками, поддон) , набор химических реактивов и набор индикаторов.
5. Таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Растворимость кислот, оснований и солей в воде».
Ход мероприятия:
Приветствие
Ведущий: В природе нет ничего другого,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах,
Все: от песчинок малых до планет —
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай!
Мы не отступим, мы пробьем дорогу
Туда, где замкнут мирозданья круг,
И что приписывалось раньше богу,
Все будет делом наших грешных рук!
Здравствуйте, дорогие гости и участники нашей игры. Сегодня здесь присутствуют зрители, гости, жюри в составе …, ответственные станций, которые будет вести подсчет баллов, полученных каждой командой. И, наконец, главные действующие лица, 3 команды игроков. Победителем сегодня будет та команда, которая сможет набрать большее количество баллов. Я надеюсь, что вы сможете сегодня показать хорошие знания, эрудицию, проявить смекалку и заработать как можно больше баллов.
В игре участвуют 3 команды, составленные из учеников трех 9-х классов, эти команды будут демонстрировать свои знания и умения при выполнении заданий на 4-х станциях «Осторожно», «Исследование», «Моделирование» и «Эрудит».
Приветствие команд
Правила проведения и подведения итогов игры.
Команды получают маршрутные листы в соответствии с которыми по порядку выполняют задания 3-х станций («Осторожно», «Исследование», «Моделирование»). За выполненные задания команды получают баллы, которые заносятся в маршрутные листы. Станция «Эрудит» - станция, на которой команды могут получить дополнительные (бонусные) баллы.
Работа на станциях
Станция «Исследование»
Существуют четыре основных группы знаков безопасности, которые определяют правила безопасной работы в кабинете химии:
1.запрещающие 2.предупреждающие 3. предписывающие
4. указательные
Задание:
При проведении химических опытов в лаборатории вам могут встретиться следующие знаки безопасности, помещенные в различных местах и на предметах: дверях в помещения, на оборудовании, склянках, банках с реактивами и пр.
1.Распределите представленные знаки по группам безопасности, указав номер знака
2. О чем рассказали изображенные на рисунке знаки?
Оформите свой ответ в виде следующей таблицы:
Наименование группы знака | Номера знаков
| Информация, закодированная в знаке | Вывод |
запрещающие |
|
|
|
предупреждающие |
|
|
|
предписывающие |
|
|
|
указательные |
|
|
|
Станция «Исследование»
Задание: В четырех пронумерованных склянках без этикеток находятся растворы карбоната натрия, сульфата натрия, хлорида натрия и нитрата натрия.
Как химическим путем определить вещества? Напишите уравнения реакций, составьте ионные уравнения.
Оформите свой ответ в виде следующей таблицы:
Реактив Иссле- дуемые растворы |
|
|
|
| Вывод |
1
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уравнения реакций:
Станция «Моделирование»
Задание:
Составить модели молекул органических веществ, формулы которых С2Н6 и С2Н6О , используя для этого «набор для составления шаростержневых молекул органических веществ» и компьютерную программу «Hyper Chem».
Инструкция для работы с программой «Hyper Chem»:
Запомни! Углерод в органических соединениях проявляет валентность, может соединяться между собой, образуя цепи.
1. Войти меню программ, выбрать программу «Hyper Chem»
2.После загрузки программы на экране дисплея появиться стандартное окно с меню пользователя; панели инструментов; рабочего поля.
File (файл) | Edite (редакти- ровать) | Build (построить) | Select (выделить) | Display (показать) |
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | … | … | … |
|
|
Рис.1.Упрощенное окно программы «Hyper Chem».
3. Двойным щелчком мыши по окну №1 вызвать таблицу элементов. Выбрать нужные химические элементы (кроме водорода), поочередно, и перенести их на рабочее поле, щелкнув мышью столько раз сколько атомов данного химического элемента содержится в молекуле, например:
° °
°
4.Закрыть таблицу элементов.
5.Провести связь между атомами химических элементов: щелкнув мышью по кружку, обозначающему атом элемента, перетащить мышь (переместить курсор при нажатой левой кнопке) к кружку, обозначающему другой атом.
° °
°
6.Открыть окно №3, в меню выбрать «Build». Программа автоматически добавит необходимое число атомов водорода и составляет модель молекулы вида:
° °
°
7.Открыть окно №5 и выбрать в меню «Rendering», в появившемся окне выбрать «Ball and Cylinders»,на экране появится шаростержневая модель молекулы заданного вещества.
8.Открыть окно №3 и нажать на кнопку мыши в рабочем поле, при этом модель молекулы будет вращаться.
Сравните обе модели молекул, если они одинаковы – все правильно!
Станция « Эрудит»
Задание №1: разгадайте кроссворд
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
| |
|
| 3 |
|
| 4 |
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
4. Кристаллогидрат, часто использующийся в скульптуре
6. Прародительница химии
8. Самый тугоплавкий металл
10. Одна из наиболее часто применяющихся в быту кислот
По вертикали:
1. Одна из первых реакций, открытых человеком
2. Больше всего используемый человеком полимер
3. Больше всего используемый человеком полимер
5. Тривиальное название нитратов щелочных и щёлочноземельных металлов
7. Газ, раствор которого используется, чтобы привести человека в сознание
9. Газ, образующийся при ударе молнии
Задание №2: О каких веществах идет речь?
· Он с морской капустой дружит
И лекарством людям служит
Знает млад и знает стар народ-
Коль ушиб, то нужен ______________
· Он – светоносный элемент
И спички вам зажжет в момент.
Сожгут его - и под водой
Оксид вдруг станет кислотой. Это _______
· Меня дает огонь в печи
И пламя маленькой свечи
Стоит только сделать вдох,
Чтобы я явиться смог,
Но если дверь, окно закрыты
И приглашаешь ты друзей,
Смотри – потом не пожалей! Это_________
· Это что за наказание-
Выключается сознание.
Заплетаются слова,
Закружилась голова.
Я на солнышке лежал,
Вдруг сознание потерял.
Как откачали не помню я,
Знаю лишь мне помог гидроксид _____________
· Тот, о котором этот сказ
Горючий, самый легкий газ.
Парацельс его открыл,
Кавендиш свойства изучил,
Лавуазье ему названье дал,
Получившее признанье
«Рождаю воду» означает
Скажите, что за газ? Кто знает? Это__________
· В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, сироп малины. Это_________
· Хлориды и нитраты, сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли объединю в класс ____________
· Среди металлов самый славный -
Важнейший древний элемент.
В тяжелой индустрии главный.
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
Расплав его течет рекой…
Важнее нет в металлургии:
Он нужен всей стране родной. Это__________
· Хранят обычно в керосине,
И плавает он по воде
В природе, помните отныне,
Свободным нет его нигде.
В солях открыть его возможно,
Желтеет пламя от него,
И получить из соли можно,
Как Дэви получил его. Это__________
· Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем,
Манил к себе людей веками
Алхимик жил мечтой о нем.
Но как кумир он свергнут нами…
Уж блеск его так не манит
Ведь хорошо мы знаем сами -
Не все так ценно, что блестит. Это_________
· Известен с древности он людям
Тяжелый, жидкий до поры
А если греть его мы будем,
Даст ядовитые пары
Основой всех металлов он
У алхимиков считался
И как сейчас из киновари
Он разложеньем получался. Это __________
· Их получают путем горении
Или сложных веществ разложением
В них два элемента, один кислород
Я отнеси к ним и известь, и лед. Это_________
Маршрутный лист
Команда № 1 (9 соц.)
Название станций | Количество баллов | Примечания |
«Моделирование» |
|
|
«Исследование» |
|
|
«Осторожно» |
|
|
«Эрудит» |
|
|
Итог: |
|
|
Маршрутный лист
Команда № 1 (9 ест.науч..)
Название станций | Количество баллов | Примечания |
«Исследование» |
|
|
«Осторожно» |
|
|
«Моделирование» |
|
|
««Эрудит» |
|
|
Итог: |
|
|
Маршрутный лист
Команда № 1 (9 тех.)
Название станций | Количество баллов | Примечания |
«Осторожно» |
|
|
«Моделирование» |
|
|
«Исследование» |
|
|
«Эрудит» |
|
|
Итог: |
|
|
Подведение итогов, окончание игры.
Жюри подводит окончательные итоги игры. Победители награждаются почетными грамотами.
Ведущий:
Пришла пора проститься
И мы хотим вам пожелать
Всегда с охотою учиться
И никогда не унывать.
И перед тем как расставаться
И расходиться по домам
Хотим мы с вами попрощаться
И пожелать хотим мы вам
Чтоб были вы здоровы,
Чтоб всегда держали слово,
Чтобы дружбой дорожили,
Чтобы весело вы жили
И во всех делах умели
Достигать заветной цели!
Расстаемся мы сейчас
В добрый путь и в добрый час!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_dlya_uchashchikhsya_9_klassov.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Химический калейдоскоп»
игра для учеников 9-х классов
Внеклассное мероприятие для учащихся 9 классов.
Цель:
Развитие творческих способностей учащихся, их коммуникативной культуры в русле инновационных технологий.
Задачи:
1. с помощью творческих заданий активизировать нестандартное мышление;
2. умение переносить знания в нестандартные ситуации, совершенствовать перенос знаний;
3. продолжить формирование умений учащихся взаимодействовать в малых группах коллектива;
4. с помощью внеклассной деятельности актуализировать знания и умения учащихся по предмету (химия);
5. развивать поисковую деятельность по разработке инновационных технологий и путей, творческих задач на основе принципов преемственности.
План:
1.Общий сбор, приветствие и знакомство с командами, оглашение правил и оценивания игры.
2. Выдача и получение маршрутных листов.
3. Работа команд на станциях: перемещение в соответствии с маршрутными листами и выполнение полученных заданий на станциях.
4. Подведение итогов, окончание игры.
Участники:
- Ведущий (учитель)
-Члены жюри
-Ответственные станций (учащиеся 11-х классов)
-Участники – 3 команды по 5-6 человек.
Оборудование:
1.Компьютер, мультимедийный проектор, экран;
2. Прецентация Microsoft Power Point
3.Компьюторная программа – Hyper Chem (моделирование объектов микромира)
4. Набор химической посуды (штатив с пробирками исследуемых веществ, штатив с пустыми пробирками, поддон) , набор химических реактивов и набор индикаторов.
5. Таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Растворимость кислот, оснований и солей в воде».
Ход мероприятия:
Приветствие
Ведущий: В природе нет ничего другого,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах,
Все: от песчинок малых до планет —
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай!
Мы не отступим, мы пробьем дорогу
Туда, где замкнут мирозданья круг,
И что приписывалось раньше богу,
Все будет делом наших грешных рук!
Здравствуйте, дорогие гости и участники нашей игры. Сегодня здесь присутствуют зрители, гости, жюри в составе …, ответственные станций, которые будет вести подсчет баллов, полученных каждой командой. И, наконец, главные действующие лица, 3 команды игроков. Победителем сегодня будет та команда, которая сможет набрать большее количество баллов. Я надеюсь, что вы сможете сегодня показать хорошие знания, эрудицию, проявить смекалку и заработать как можно больше баллов.
В игре участвуют 3 команды, составленные из учеников трех 9-х классов, эти команды будут демонстрировать свои знания и умения при выполнении заданий на 4-х станциях «Осторожно», «Исследование», «Моделирование» и «Эрудит».
Приветствие команд
Правила проведения и подведения итогов игры.
Команды получают маршрутные листы в соответствии с которыми по порядку выполняют задания 3-х станций («Осторожно», «Исследование», «Моделирование»). За выполненные задания команды получают баллы, которые заносятся в маршрутные листы. Станция «Эрудит» - станция, на которой команды могут получить дополнительные (бонусные) баллы.
Работа на станциях
Станция «Исследование»
Существуют четыре основных группы знаков безопасности, которые определяют правила безопасной работы в кабинете химии:
1.запрещающие 2.предупреждающие 3. предписывающие
4. указательные
Задание:
При проведении химических опытов в лаборатории вам могут встретиться следующие знаки безопасности, помещенные в различных местах и на предметах: дверях в помещения, на оборудовании, склянках, банках с реактивами и пр.
1.Распределите представленные знаки по группам безопасности, указав номер знака
2. О чем рассказали изображенные на рисунке знаки?
Оформите свой ответ в виде следующей таблицы:
Наименование группы знака | Номера знаков | Информация, закодированная в знаке | Вывод |
запрещающие | |||
предупреждающие | |||
предписывающие | |||
указательные |
Станция «Исследование»
Задание: В четырех пронумерованных склянках без этикеток находятся растворы карбоната натрия, сульфата натрия, хлорида натрия и нитрата натрия.
Как химическим путем определить вещества? Напишите уравнения реакций, составьте ионные уравнения.
Оформите свой ответ в виде следующей таблицы:
Реактив Иссле- дуемые растворы | Вывод | ||||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
Уравнения реакций:
Станция «Моделирование»
Задание:
Составить модели молекул органических веществ, формулы которых С2Н6 и С2Н6О , используя для этого «набор для составления шаростержневых молекул органических веществ» и компьютерную программу «Hyper Chem».
Инструкция для работы с программой «Hyper Chem»:
Запомни! Углерод в органических соединениях проявляет валентность, может соединяться между собой, образуя цепи.
1. Войти меню программ, выбрать программу «Hyper Chem»
2.После загрузки программы на экране дисплея появиться стандартное окно с меню пользователя; панели инструментов; рабочего поля.
File (файл) | Edite (редакти- ровать) | Build (построить) | Select (выделить) | Display (показать) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | … | … | … | |
Рис.1.Упрощенное окно программы «Hyper Chem».
3. Двойным щелчком мыши по окну №1 вызвать таблицу элементов. Выбрать нужные химические элементы (кроме водорода), поочередно, и перенести их на рабочее поле, щелкнув мышью столько раз сколько атомов данного химического элемента содержится в молекуле, например:
° °
°
4.Закрыть таблицу элементов.
5.Провести связь между атомами химических элементов: щелкнув мышью по кружку, обозначающему атом элемента, перетащить мышь (переместить курсор при нажатой левой кнопке) к кружку, обозначающему другой атом.
° °
°
6.Открыть окно №3, в меню выбрать «Build». Программа автоматически добавит необходимое число атомов водорода и составляет модель молекулы вида:
° °
°
7.Открыть окно №5 и выбрать в меню «Rendering», в появившемся окне выбрать «Ball and Cylinders»,на экране появится шаростержневая модель молекулы заданного вещества.
8.Открыть окно №3 и нажать на кнопку мыши в рабочем поле, при этом модель молекулы будет вращаться.
Сравните обе модели молекул, если они одинаковы – все правильно!
Станция « Эрудит»
Задание №1: разгадайте кроссворд
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | 4 | 5 | |||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 |
По горизонтали:
4. Кристаллогидрат, часто использующийся в скульптуре
6. Прародительница химии
8. Самый тугоплавкий металл
10. Одна из наиболее часто применяющихся в быту кислот
По вертикали:
1. Одна из первых реакций, открытых человеком
2. Больше всего используемый человеком полимер
3. Больше всего используемый человеком полимер
5. Тривиальное название нитратов щелочных и щёлочноземельных металлов
7. Газ, раствор которого используется, чтобы привести человека в сознание
9. Газ, образующийся при ударе молнии
Задание №2: О каких веществах идет речь?
- Он с морской капустой дружит
И лекарством людям служит
Знает млад и знает стар народ-
Коль ушиб, то нужен ______________
- Он – светоносный элемент
И спички вам зажжет в момент.
Сожгут его - и под водой
Оксид вдруг станет кислотой. Это _______
- Меня дает огонь в печи
И пламя маленькой свечи
Стоит только сделать вдох,
Чтобы я явиться смог,
Но если дверь, окно закрыты
И приглашаешь ты друзей,
Смотри – потом не пожалей! Это_________
- Это что за наказание-
Выключается сознание.
Заплетаются слова,
Закружилась голова.
Я на солнышке лежал,
Вдруг сознание потерял.
Как откачали не помню я,
Знаю лишь мне помог гидроксид _____________
- Тот, о котором этот сказ
Горючий, самый легкий газ.
Парацельс его открыл,
Кавендиш свойства изучил,
Лавуазье ему названье дал,
Получившее признанье
«Рождаю воду» означает
Скажите, что за газ? Кто знает? Это__________
- В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, сироп малины. Это_________
- Хлориды и нитраты, сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли объединю в класс ____________
- Среди металлов самый славный -
Важнейший древний элемент.
В тяжелой индустрии главный.
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
Расплав его течет рекой…
Важнее нет в металлургии:
Он нужен всей стране родной. Это__________
- Хранят обычно в керосине,
И плавает он по воде
В природе, помните отныне,
Свободным нет его нигде.
В солях открыть его возможно,
Желтеет пламя от него,
И получить из соли можно,
Как Дэви получил его. Это__________
- Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем,
Манил к себе людей веками
Алхимик жил мечтой о нем.
Но как кумир он свергнут нами…
Уж блеск его так не манит
Ведь хорошо мы знаем сами -
Не все так ценно, что блестит. Это_________
- Известен с древности он людям
Тяжелый, жидкий до поры
А если греть его мы будем,
Даст ядовитые пары
Основой всех металлов он
У алхимиков считался
И как сейчас из киновари
Он разложеньем получался. Это __________
- Их получают путем горении
Или сложных веществ разложением
В них два элемента, один кислород
Я отнеси к ним и известь, и лед. Это_________
Маршрутный лист
Команда № 1 (9 соц.)
Название станций | Количество баллов | Примечания |
«Моделирование» | ||
«Исследование» | ||
«Осторожно» | ||
«Эрудит» | ||
Итог: |
Маршрутный лист
Команда № 1 (9 ест.науч..)
Название станций | Количество баллов | Примечания |
«Исследование» | ||
«Осторожно» | ||
«Моделирование» | ||
««Эрудит» | ||
Итог: |
Маршрутный лист
Команда № 1 (9 тех.)
Название станций | Количество баллов | Примечания |
«Осторожно» | ||
«Моделирование» | ||
«Исследование» | ||
«Эрудит» | ||
Итог: |
Подведение итогов, окончание игры.
Жюри подводит окончательные итоги игры. Победители награждаются почетными грамотами.
Ведущий:
Пришла пора проститься
И мы хотим вам пожелать
Всегда с охотою учиться
И никогда не унывать.
И перед тем как расставаться
И расходиться по домам
Хотим мы с вами попрощаться
И пожелать хотим мы вам
Чтоб были вы здоровы,
Чтоб всегда держали слово,
Чтобы дружбой дорожили,
Чтобы весело вы жили
И во всех делах умели
Достигать заветной цели!
Расстаемся мы сейчас
В добрый путь и в добрый час!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ВНЕКЛАССНОМУ МЕРОПРИЯТИЮ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ УЧАЩИХСЯ 5-6 КАЛССОВ В ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ....
внеклассное мероприятие "Птичий калейдоскоп"
познавательная игра, которая может использоваться при проведении недели биологии, праздника, посвященного Дню птиц, а также в качестве обобщающего урока в 7 классе по теме "Птицы"...
внеклассное мероприятие"Чайный калейдоскоп"
Пособие предназначено для классных руководителей средних общеобразовательных учреждений. В нём представлен сценарий классного часа на тему «Чайный калейдоскоп», способствующий формированию...
Внеклассное мероприятие "Интеллектуальный калейдоскоп"
Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 7-8 классов, изучающих краеведение. Мероприятие состоит из нескольких конкурсов: "Колесо истории", "Проще простого", "Гонка за лидером", "Темный ящик...
Внеклассное мероприятие "Осенний Калейдоскоп"
Это внеклассное мероприятие проводится для учащмхся 5-7 классов. Здесь есть все: развлекательные и интеллектуальные конкурсы об осени. Настоящий праздник осени....
Внеклассное мероприятие "Химический калейдоскоп"
материал для 8 класса...
Внеклассное мероприятие "Химический калейдоскоп"
материал для 8 класса...