Внеклассное мероприятие «Химический калейдоскоп»
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

 

 

 

 

 

Внеклассное мероприятие

«Химический калейдоскоп»

игра для учеников 9-х классов

 

 

 


Внеклассное мероприятие для учащихся 9 классов.

Цель:

 Развитие творческих способностей учащихся, их коммуникативной культуры в русле инновационных технологий.

Задачи:

1. с помощью творческих заданий активизировать нестандартное мышление;

2. умение переносить знания в нестандартные ситуации, совершенствовать перенос знаний;

3. продолжить формирование умений учащихся взаимодействовать в малых группах коллектива;

4. с помощью внеклассной деятельности актуализировать знания и умения учащихся по предмету (химия);

5. развивать поисковую деятельность по разработке инновационных технологий и путей, творческих задач на основе принципов преемственности.

План:

1.Общий сбор, приветствие и  знакомство с командами, оглашение правил и оценивания игры.

2. Выдача и получение маршрутных листов.

3. Работа команд на станциях: перемещение  в соответствии с маршрутными листами и выполнение  полученных заданий на станциях.

4. Подведение итогов, окончание игры.

Участники:

- Ведущий (учитель)

-Члены жюри

-Ответственные станций (учащиеся 11-х классов)

-Участники – 3 команды по 5-6 человек.

Оборудование:

1.Компьютер, мультимедийный проектор, экран;

2. Прецентация  Microsoft  Power  Point

3.Компьюторная программа – Hyper Chem (моделирование объектов микромира)

4. Набор химической посуды (штатив с пробирками исследуемых веществ,  штатив с пустыми пробирками, поддон) , набор химических реактивов и  набор индикаторов.

5. Таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Растворимость кислот, оснований и солей в воде».

Ход мероприятия:

Приветствие

Ведущий: В природе нет ничего другого,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах,
Все: от песчинок малых до планет —
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай!
Мы не отступим, мы пробьем дорогу
Туда, где замкнут мирозданья круг,
И что приписывалось раньше богу,
Все будет делом наших грешных рук!

 

Здравствуйте, дорогие гости и участники нашей игры. Сегодня здесь присутствуют зрители, гости, жюри в составе …, ответственные станций, которые будет вести подсчет баллов, полученных каждой командой.  И, наконец, главные действующие лица, 3 команды игроков. Победителем сегодня будет та команда, которая сможет набрать большее количество баллов. Я надеюсь, что вы сможете сегодня показать хорошие знания, эрудицию, проявить смекалку и заработать как можно больше баллов.

В игре участвуют 3 команды, составленные из учеников трех 9-х классов, эти команды будут демонстрировать свои знания и умения при выполнении заданий  на 4-х станциях «Осторожно», «Исследование», «Моделирование» и «Эрудит».

Приветствие команд

Правила проведения и подведения итогов игры.

Команды получают маршрутные листы в соответствии с которыми  по порядку выполняют задания  3-х станций («Осторожно», «Исследование», «Моделирование»). За выполненные задания команды получают баллы, которые заносятся в маршрутные листы. Станция «Эрудит» - станция, на которой команды могут получить дополнительные (бонусные) баллы.

Работа на станциях

Станция «Исследование»

Существуют четыре основных группы знаков безопасности, которые определяют правила безопасной работы в кабинете химии:

1.запрещающие  2.предупреждающие  3. предписывающие 

4. указательные

Задание:

При проведении химических опытов в лаборатории вам могут встретиться следующие знаки безопасности, помещенные в различных местах и на предметах: дверях в помещения, на оборудовании, склянках, банках с реактивами и пр.

1.Распределите представленные знаки по группам безопасности, указав номер знака

2. О чем рассказали изображенные на рисунке знаки?

Оформите свой ответ в виде следующей таблицы:

Наименование

группы знака

Номера

знаков

 

Информация, закодированная

в знаке

Вывод

запрещающие

 

 

 

предупреждающие

 

 

 

предписывающие

 

 

 

указательные

 

 

 

 

Станция «Исследование»

Задание:    В четырех пронумерованных склянках без этикеток находятся растворы карбоната  натрия, сульфата натрия, хлорида натрия и нитрата натрия.

 Как химическим путем определить вещества? Напишите уравнения реакций, составьте ионные уравнения.

Оформите свой ответ в виде следующей таблицы:

      Реактив

Иссле-

дуемые

растворы

 

 

 

 

Вывод

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уравнения реакций:

 

 

 

 

 

Станция «Моделирование»

                                 Задание:

 Составить модели молекул органических веществ, формулы которых     С2Н6   и    С2Н6О , используя для этого «набор для составления шаростержневых молекул органических веществ» и компьютерную программу «Hyper Chem».

Инструкция для работы с программой «Hyper Chem»:

Запомни! Углерод в органических соединениях проявляет валентность, может соединяться между собой, образуя цепи.

1. Войти меню программ, выбрать программу «Hyper Chem»

2.После загрузки программы на экране дисплея появиться стандартное окно с меню пользователя; панели инструментов; рабочего поля.

File

(файл)

Edite

(редакти-

ровать)

Build

(построить)

Select

(выделить)

Display

(показать)

 

 

 

 

1

2

3

4

5

 

 

 

Рис.1.Упрощенное окно программы «Hyper Chem».

3. Двойным щелчком мыши по окну №1 вызвать таблицу элементов. Выбрать нужные химические элементы (кроме водорода), поочередно, и перенести их на рабочее поле, щелкнув мышью столько раз сколько атомов данного химического элемента содержится в молекуле, например:

 

°                                                     °

                                °

 

4.Закрыть таблицу элементов.

5.Провести связь между атомами химических элементов: щелкнув мышью по кружку, обозначающему атом элемента, перетащить мышь (переместить курсор при нажатой левой кнопке) к кружку, обозначающему другой атом.

 

°                                                     °

                                °

6.Открыть окно №3, в меню выбрать «Build».  Программа автоматически добавит необходимое число атомов водорода и составляет модель молекулы вида:

 

          °                                        °

                                °

 

7.Открыть окно №5 и выбрать в меню «Rendering», в появившемся окне выбрать «Ball and Cylinders»,на экране появится шаростержневая модель молекулы заданного вещества.

8.Открыть окно №3 и нажать на кнопку мыши в рабочем поле, при этом модель молекулы будет вращаться.

 

Сравните  обе модели молекул, если они одинаковы – все правильно!

 

 

 

 

 

 

 

Станция « Эрудит»

  Задание №1:   разгадайте кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

   4.   Кристаллогидрат, часто использующийся в скульптуре

   6.   Прародительница химии

   8.   Самый тугоплавкий металл

   10. Одна из наиболее часто применяющихся в быту кислот

По вертикали:

  1. Одна из первых реакций, открытых человеком

  2. Больше всего используемый человеком полимер

  3. Больше всего используемый человеком полимер

  5. Тривиальное название нитратов щелочных и щёлочноземельных металлов

  7. Газ, раствор которого используется, чтобы привести человека в сознание

  9. Газ, образующийся при ударе молнии

 

 

 Задание №2: О каких веществах идет речь?

·        Он с морской капустой дружит

И лекарством людям служит

Знает млад и знает стар народ-

Коль ушиб, то нужен ______________

 

·        Он – светоносный элемент

И спички вам зажжет в момент.

Сожгут его - и под водой

Оксид вдруг станет кислотой. Это _______

 

·        Меня дает огонь в печи

И пламя маленькой свечи

Стоит только сделать вдох,

Чтобы я явиться смог,

Но если дверь, окно закрыты

И приглашаешь ты друзей,

Смотри – потом не пожалей! Это_________

 

·        Это что за наказание-

Выключается сознание.

Заплетаются слова,

Закружилась голова.

Я на солнышке лежал,

Вдруг сознание потерял.

Как откачали не помню я,

Знаю лишь мне помог гидроксид _____________

 

·        Тот, о котором этот сказ
Горючий, самый легкий газ.
Парацельс его открыл,
Кавендиш свойства изучил,
Лавуазье ему названье дал,
Получившее признанье
«Рождаю воду» означает
Скажите, что за газ? Кто знает?  Это__________   

 

·        В каких веществах у фенолфталеина

Бывает не жизнь, сироп малины. Это_________

 

·        Хлориды и нитраты, сульфаты, карбонаты

Я без труда и боли объединю в класс ____________

·        Среди металлов самый славный -
Важнейший древний элемент.
В тяжелой индустрии главный.
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
Расплав его течет рекой…
Важнее нет в металлургии:
Он нужен всей стране родной. Это__________ 

 

·        Хранят обычно в керосине,
И плавает он по воде
В природе, помните отныне,
Свободным нет его нигде.
В солях открыть его возможно,
Желтеет пламя от него,
И получить из соли можно,
Как Дэви получил его. Это__________

 

·         Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем,
Манил к себе людей веками
Алхимик жил мечтой о нем.
Но как кумир он свергнут нами…
Уж блеск его так не манит
Ведь хорошо мы знаем сами -
Не все так ценно, что блестит. Это_________

 

·        Известен с древности он людям
Тяжелый, жидкий до поры
А если греть его мы будем,
Даст ядовитые пары
Основой всех металлов он
У алхимиков считался
И как сейчас из киновари
Он разложеньем получался. Это __________

 

·        Их получают путем горении

 Или сложных веществ разложением

 В них два элемента, один кислород

Я отнеси к ним и известь, и лед. Это_________

 

 

 

Маршрутный лист

Команда № 1 (9 соц.)

Название станций

Количество

баллов

Примечания

«Моделирование»

 

 

«Исследование»

 

 

«Осторожно»

 

 

«Эрудит»

 

 

Итог:

 

 

 

Маршрутный лист

Команда № 1 (9 ест.науч..)

Название станций

Количество

баллов

Примечания

«Исследование»

 

 

   «Осторожно»

 

 

«Моделирование»

 

 

««Эрудит»

 

 

Итог:

 

 

Маршрутный лист

Команда № 1 (9 тех.)

Название станций

Количество

баллов

Примечания

«Осторожно»

 

 

 «Моделирование»

 

 

«Исследование»

 

 

«Эрудит»

 

 

Итог:

 

 

 

Подведение итогов, окончание игры.

Жюри подводит окончательные итоги игры. Победители награждаются почетными грамотами.

Ведущий:

 

Пришла пора проститься      

И мы хотим вам пожелать

Всегда с охотою учиться

И никогда не унывать.

И перед тем как расставаться

И расходиться по домам

Хотим мы с вами попрощаться

И пожелать хотим мы вам

Чтоб были вы здоровы,

Чтоб всегда держали слово,

Чтобы дружбой дорожили,

Чтобы весело вы жили

И во всех делах умели

Достигать заветной цели!

Расстаемся мы сейчас

В добрый путь и в добрый час!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_dlya_uchashchikhsya_9_klassov.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Химический калейдоскоп»

игра для учеников 9-х классов


Внеклассное мероприятие для учащихся 9 классов.

Цель:

 Развитие творческих способностей учащихся, их коммуникативной культуры в русле инновационных технологий.

Задачи:

1. с помощью творческих заданий активизировать нестандартное мышление;

2. умение переносить знания в нестандартные ситуации, совершенствовать перенос знаний;

3. продолжить формирование умений учащихся взаимодействовать в малых группах коллектива;

4. с помощью внеклассной деятельности актуализировать знания и умения учащихся по предмету (химия);

5. развивать поисковую деятельность по разработке инновационных технологий и путей, творческих задач на основе принципов преемственности.

План:

1.Общий сбор, приветствие и  знакомство с командами, оглашение правил и оценивания игры.

2. Выдача и получение маршрутных листов.

3. Работа команд на станциях: перемещение  в соответствии с маршрутными листами и выполнение  полученных заданий на станциях.

4. Подведение итогов, окончание игры.

Участники:

- Ведущий (учитель)

-Члены жюри

-Ответственные станций (учащиеся 11-х классов)

-Участники – 3 команды по 5-6 человек.

Оборудование:

1.Компьютер, мультимедийный проектор, экран;

2. Прецентация  Microsoft  Power  Point

3.Компьюторная программа – Hyper Chem (моделирование объектов микромира)

4. Набор химической посуды (штатив с пробирками исследуемых веществ,  штатив с пустыми пробирками, поддон) , набор химических реактивов и  набор индикаторов.

5. Таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Растворимость кислот, оснований и солей в воде».

Ход мероприятия:

Приветствие

Ведущий: В природе нет ничего другого,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах,
Все: от песчинок малых до планет —
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай!
Мы не отступим, мы пробьем дорогу
Туда, где замкнут мирозданья круг,
И что приписывалось раньше богу,
Все будет делом наших грешных рук!

Здравствуйте, дорогие гости и участники нашей игры. Сегодня здесь присутствуют зрители, гости, жюри в составе …, ответственные станций, которые будет вести подсчет баллов, полученных каждой командой.  И, наконец, главные действующие лица, 3 команды игроков. Победителем сегодня будет та команда, которая сможет набрать большее количество баллов. Я надеюсь, что вы сможете сегодня показать хорошие знания, эрудицию, проявить смекалку и заработать как можно больше баллов.

В игре участвуют 3 команды, составленные из учеников трех 9-х классов, эти команды будут демонстрировать свои знания и умения при выполнении заданий  на 4-х станциях «Осторожно», «Исследование», «Моделирование» и «Эрудит».

Приветствие команд

Правила проведения и подведения итогов игры.

Команды получают маршрутные листы в соответствии с которыми  по порядку выполняют задания  3-х станций («Осторожно», «Исследование», «Моделирование»). За выполненные задания команды получают баллы, которые заносятся в маршрутные листы. Станция «Эрудит» - станция, на которой команды могут получить дополнительные (бонусные) баллы.

Работа на станциях

Станция «Исследование»

Существуют четыре основных группы знаков безопасности, которые определяют правила безопасной работы в кабинете химии:

1.запрещающие  2.предупреждающие  3. предписывающие  

4. указательные

Задание:

При проведении химических опытов в лаборатории вам могут встретиться следующие знаки безопасности, помещенные в различных местах и на предметах: дверях в помещения, на оборудовании, склянках, банках с реактивами и пр.

1.Распределите представленные знаки по группам безопасности, указав номер знака

2. О чем рассказали изображенные на рисунке знаки?

Оформите свой ответ в виде следующей таблицы:

Наименование

группы знака

Номера

знаков

Информация, закодированная

в знаке

Вывод

запрещающие

предупреждающие

предписывающие

указательные

Станция «Исследование»

Задание:    В четырех пронумерованных склянках без этикеток находятся растворы карбоната  натрия, сульфата натрия, хлорида натрия и нитрата натрия.

 Как химическим путем определить вещества? Напишите уравнения реакций, составьте ионные уравнения.

Оформите свой ответ в виде следующей таблицы:

      Реактив

Иссле-

дуемые

растворы

Вывод

1

2

3

4

Уравнения реакций:

Станция «Моделирование»

                                 Задание:

 Составить модели молекул органических веществ, формулы которых     С2Н6   и    С2Н6О , используя для этого «набор для составления шаростержневых молекул органических веществ» и компьютерную программу «Hyper Chem».

Инструкция для работы с программой «Hyper Chem»:

Запомни! Углерод в органических соединениях проявляет валентность, может соединяться между собой, образуя цепи.

1. Войти меню программ, выбрать программу «Hyper Chem»

2.После загрузки программы на экране дисплея появиться стандартное окно с меню пользователя; панели инструментов; рабочего поля.

File

(файл)

Edite

(редакти-

ровать)

Build

(построить)

Select

(выделить)

Display

(показать)

1

2

3

4

5

Рис.1.Упрощенное окно программы «Hyper Chem».

3. Двойным щелчком мыши по окну №1 вызвать таблицу элементов. Выбрать нужные химические элементы (кроме водорода), поочередно, и перенести их на рабочее поле, щелкнув мышью столько раз сколько атомов данного химического элемента содержится в молекуле, например:

°                                                     °

                                °

4.Закрыть таблицу элементов.

5.Провести связь между атомами химических элементов: щелкнув мышью по кружку, обозначающему атом элемента, перетащить мышь (переместить курсор при нажатой левой кнопке) к кружку, обозначающему другой атом.

°                                                     °

                                °

6.Открыть окно №3, в меню выбрать «Build».  Программа автоматически добавит необходимое число атомов водорода и составляет модель молекулы вида:

          °                                        °

                                °

7.Открыть окно №5 и выбрать в меню «Rendering», в появившемся окне выбрать «Ball and Cylinders»,на экране появится шаростержневая модель молекулы заданного вещества.

8.Открыть окно №3 и нажать на кнопку мыши в рабочем поле, при этом модель молекулы будет вращаться.

Сравните  обе модели молекул, если они одинаковы – все правильно!

Станция « Эрудит»

  Задание №1:   разгадайте кроссворд 

1

2

3

4

5

6

7

9

10

По горизонтали:

   4.   Кристаллогидрат, часто использующийся в скульптуре

   6.   Прародительница химии

   8.   Самый тугоплавкий металл

   10. Одна из наиболее часто применяющихся в быту кислот

По вертикали:

  1. Одна из первых реакций, открытых человеком

  2. Больше всего используемый человеком полимер

  3. Больше всего используемый человеком полимер

  5. Тривиальное название нитратов щелочных и щёлочноземельных металлов

  7. Газ, раствор которого используется, чтобы привести человека в сознание

  9. Газ, образующийся при ударе молнии

 Задание №2: О каких веществах идет речь?

  • Он с морской капустой дружит

И лекарством людям служит

Знает млад и знает стар народ-

Коль ушиб, то нужен ______________

  • Он – светоносный элемент

И спички вам зажжет в момент.

Сожгут его - и под водой

Оксид вдруг станет кислотой. Это _______

  • Меня дает огонь в печи

И пламя маленькой свечи

Стоит только сделать вдох,

Чтобы я явиться смог,

Но если дверь, окно закрыты

И приглашаешь ты друзей,

Смотри – потом не пожалей! Это_________

  • Это что за наказание-

Выключается сознание.

Заплетаются слова,

Закружилась голова.

Я на солнышке лежал,

Вдруг сознание потерял.

Как откачали не помню я,

Знаю лишь мне помог гидроксид _____________

  • Тот, о котором этот сказ
    Горючий, самый легкий газ.
    Парацельс его открыл,
    Кавендиш свойства изучил,
    Лавуазье ему названье дал,
    Получившее признанье
    «Рождаю воду» означает
    Скажите, что за газ? Кто знает?  Это__________
       

  • В каких веществах у фенолфталеина

Бывает не жизнь, сироп малины. Это_________

  • Хлориды и нитраты, сульфаты, карбонаты

Я без труда и боли объединю в класс ____________

  • Среди металлов самый славный -
    Важнейший древний элемент.
    В тяжелой индустрии главный.
    Знаком с ним школьник и студент.
    Родился в огненной стихии,
    Расплав его течет рекой…
    Важнее нет в металлургии:
    Он нужен всей стране родной. Это__________ 

  • Хранят обычно в керосине,
    И плавает он по воде
    В природе, помните отныне,
    Свободным нет его нигде.
    В солях открыть его возможно,
    Желтеет пламя от него,
    И получить из соли можно,
    Как Дэви получил его. Это__________

  •  Прославлен всеми письменами
    Металл, испытанный огнем,
    Манил к себе людей веками
    Алхимик жил мечтой о нем.
    Но как кумир он свергнут нами…
    Уж блеск его так не манит
    Ведь хорошо мы знаем сами -
    Не все так ценно, что блестит. Это_________

  • Известен с древности он людям
    Тяжелый, жидкий до поры
    А если греть его мы будем,
    Даст ядовитые пары
    Основой всех металлов он
    У алхимиков считался
    И как сейчас из киновари
    Он разложеньем получался. Это __________

  • Их получают путем горении

 Или сложных веществ разложением

 В них два элемента, один кислород

Я отнеси к ним и известь, и лед. Это_________

Маршрутный лист

Команда № 1 (9 соц.)

Название станций

Количество

баллов

Примечания

«Моделирование»

«Исследование»

«Осторожно»

«Эрудит»

Итог:

Маршрутный лист

Команда № 1 (9 ест.науч..)

Название станций

Количество

баллов

Примечания

«Исследование»

   «Осторожно»

«Моделирование»

««Эрудит»

Итог:

Маршрутный лист

Команда № 1 (9 тех.)

Название станций

Количество

баллов

Примечания

«Осторожно»

 «Моделирование»

«Исследование»

«Эрудит»

Итог:

Подведение итогов, окончание игры.

Жюри подводит окончательные итоги игры. Победители награждаются почетными грамотами.

Ведущий:

Пришла пора проститься      

И мы хотим вам пожелать

Всегда с охотою учиться

И никогда не унывать.

И перед тем как расставаться

И расходиться по домам

Хотим мы с вами попрощаться

И пожелать хотим мы вам

Чтоб были вы здоровы,

Чтоб всегда держали слово,

Чтобы дружбой дорожили,

Чтобы весело вы жили

И во всех делах умели

Достигать заветной цели!

Расстаемся мы сейчас

В добрый путь и в добрый час!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ВНЕКЛАССНОМУ МЕРОПРИЯТИЮ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ УЧАЩИХСЯ 5-6 КАЛССОВ В ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ....

внеклассное мероприятие "Птичий калейдоскоп"

познавательная игра, которая может использоваться при проведении недели биологии, праздника, посвященного Дню птиц, а также в качестве обобщающего урока в 7 классе по теме "Птицы"...

внеклассное мероприятие"Чайный калейдоскоп"

Пособие предназначено для классных руководителей средних общеобразовательных учреждений. В нём представлен сценарий классного часа на тему «Чайный калейдоскоп», способствующий формированию...

Внеклассное мероприятие "Интеллектуальный калейдоскоп"

Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 7-8 классов, изучающих краеведение. Мероприятие состоит из нескольких конкурсов: "Колесо истории", "Проще простого", "Гонка за лидером", "Темный ящик...

Внеклассное мероприятие "Осенний Калейдоскоп"

Это внеклассное мероприятие проводится для учащмхся 5-7 классов. Здесь есть все: развлекательные и интеллектуальные конкурсы об осени. Настоящий праздник осени....