Урок по теме "Путешествие серной кислоты"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Материал содержит конспект урока по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_puteshestvie_sernoy_kisloty.docx | 74.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Путешествие серной кислоты».
Девиз урока: «Познание начинается с удивления» (Аристотель)
Пояснительная записка
Предмет: химия.
Класс: 9.
Автор УМК: Габриелян О.С.
В работе использована программа курса химии для 9 класса общеобразовательных учреждений, ее автор – О.С. Габриелян, учебник – О.С. Габриелян, «Химия 9 класс», Москва, «Дрофа», 2009 год, раздел – «Соединения химических элементов», количество часов – 2 часа в неделю, в год – 68 часов.
Тема урока: «Серная кислота и её свойства».
Цель: расширение базы знаний о серной кислоте, за счет включения в неё новых элементов о свойствах концентрированной серной кислоты.
Задачи:
- образовательные: актуализировать опорные знания об основных классах неорганических веществ; расширить и углубить знания о кислотах, окислительно-восстановительных реакциях; продолжить формировать умение правильно составлять молекулярные и ионные уравнения реакций, расставлять коэффициенты методом электронного баланса; формировать умение выдвигать гипотезу, проверять ее, устанавливать закономерность, искать новые факты, объяснять причину этих изменений;
- развивающие: создать условия для понимания у учащихся взаимосвязи между свойствами веществ, их получением и применением, развивать познавательную активность, умения наблюдать и рассуждать, делать выводы, используя при этом проблемный, исследовательский, дифференцированный подход к обучению; развивать у учащихся коммуникативные навыки, умение слушать и слышать друг друга.
- воспитательные: воспитывать неравнодушное отношение к предмету, окружающей среде, обратить внимание учащихся на экологическую проблему, связанную с производством серной кислоты, использовать при этом региональный компонент, интегративные знания
Место урока в системе уроков данного раздела: 8 урок в разделе «Неметаллы» и 2 урок при изучении темы «Сера. Соединения серы.»
Тип урока: урок освоения новых знаний (урок-сказка).
Наглядность: ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов», компьютер, проектор презентация к уроку по теме «Серная кислота и её свойства» (Презентация).
Оборудование: пробирки, спиртовка, штатив, пробиркодержатель, H2SO4 (в растворе и концентрированная), лакмус, медь, цинк, магний, оксид меди (ІІ), оксид цинка, гидроксид натрия (раствор), гидроксид цинка, карбонат натрия, хлорид бария.
Формы работы: фронтальная,работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа, демонстрационный эксперимент.
Девиз урока: «Познание начинается с удивления» (Аристотель).
Виды деятельности: поисковый и репродуктивный.
Использование современных технологий: информационно коммуникативные технологии, ЭОР.
Тип урока: урок-сказка.
Содержание сказки:
Глава 1. Рождение серной кислоты.
Глава 2. Детство.
Глава 3. На развилке дорог.
Глава 4. Свадебное путешествие.
Глава 5. Ювелирный магазин.
Глава 6. Кислота-волшебница.
Глава 7. Заключительная.
ХОД УРОКА
I. Организационно-мотивационный момент.
Учитель: При Петре I это вещество привозили в Россию из-за границы. Но уже в 1798 г. Купец Муромцев «выварил» 125 пудов (около двух тонн) нагреванием железного купороса. «Купоросная кислота», «купоросное масло», «серное масло», «купоросный спирт» так называли в XVII-XVIII веке это вещество. Как вы думаете, какое современное название этого вещества? В ответе на вопрос поможет стихотворение:
“Я растворю любой металл.
Меня алхимик получал
В реторте глиняной простой.
Слыву я главной кислотой...
Когда в воде я растворяюсь ,
То очень сильно нагреваюсь…” (слайд 2)
Учитель: О какой кислоте идет речь?
Ученики: Серная кислота.
Учитель: Сегодня на уроке я расскажу вам сказку о серной кислоте. Мы отправляемся ней в путешествие. (слайд 3)
А как вы думаете, какая цель путешествия? (узнать о свойствах серной кислоты)
В пути вы должны помочь нашей героине – серной кислоте. В этом вам помогут ваши знания, которые вы получали на прошлых уроках. На столах у вас путевые листы. И так, мы начинаем.(запись темы урока в путевом листе)
II. Актуализация знаний и умений.
Глава 1. "Рождение Серной кислоты" (слайд 4)
Учитель: В одном химическом королевстве у Её Величества Воды и Его Величества Оксида Серы Шесть родился младенец. Всем хотелось, чтобы на свет появился мальчик - наследник престола. Но как только младенцу повязали синюю ленточку, она тут же покраснела. Все поняли, что родилась девочка.
Опыт. В колбу с раствором серной кислоты добавили синий лакмусовую бумагу. Окраска изменилась на красную. (демонстрационно)
Вопросы классу: Почему она изменила окраску? О наличии каких ионов говорит это изменение?
Девочке дали красивое имя - Кислота и фамилию отца - Серная. А так как её родителями были Вода и Оксид Серы (VI), то она в своём составе имела водород, кислород, серу.
На рождение кислоте подарили «Ларец знаний».
Учитель:
Вопросы классу: давайте начнем заполнять ларец и вспомним, а что мы уже знаем о кислотах (состав, классификацию, степень окисления серы в кислоте, общие химические свойства с позиции ТЭД).
Задание №1в путевом листе: написать молекулярную формулу кислоты и определите степень окисления серы в этом соединении. (слайд 5)
молекулярная формула
+1 +6 -2
H2SO4
Посмотрите на слайд и запишите структурную формулу, вид связи между атомами ковалентная полярная. (слайд 6)
структурная формула
H - O O
\\ //
S
// \\
H - O O
Учитель: С молекулярной и структурной формулой разобрались, а какая она эта серная кислота?(классификация, запись путевом листе) (слайд 7)
Сильная,
Двухосновная,
Кислородсодержащая,
Нелетучая,
Стабильная,
Хорошо растворимая в воде
Учитель: Переходим к физическим свойствам, но для того чтобы ответить на вопрос какая кислота послушайте стихотворение и выделите физические свойства. (продемонстрировать стаканчик с кислотой)
Физические свойства (слайд 8)
В королевстве одном жила кислота
И была в ней особенная красота.
И тучна, и вязка, масляниста, бесцветна.
И по запаху вовсе совсем не приметна.
Но жадна, агрессивна, ворчлива, упряма.
И воды выпивала как бездонная яма.
Учащиеся выделяют физические свойства серной кислоты и записывают их в путевой лист. (слайд 9)
- H2SO4 – маслянистая, тяжелая жидкость, без цвета и запаха;
- Температура плавления – 10, 4° С;
- Плотность – 1, 83 г / мл;
- Температура кипения – 2960С
Глава 2 "Детство"(слайд 10)
Учитель: Серная кислота подросла и стала интересоваться своими многочисленными родственниками. Ее учитель показал ей грамоту, на которой было начертано генеалогическое дерево-вся родословная кислоты. Посмотрите на грамоту:
Задание №2 в путевом листе
Сера---Оксид серы (IV)---Оксид серы(VI)---Серная кислота---Сульфаты (домашнее задание – осуществите превращение)
III. Открытие новых знаний.
Глава 3 .«На развилке дорог» (слайд 11)
Учитель: Много ли, мало ли времени прошло с тех пор, как исполнилось кислоте 18 лет, но только захотелось ей отправиться в путешествие. Захотелось мир посмотреть, себя показать. Долго шла она по дороге и дошла до развилки. На обочине она увидела большой столб, на котором было написано: Направо пойдёшь – к кислотам придёшь, налево пойдёшь – к солям попадёшь, Прямо пойдёшь – свой путь найдёшь. Задумалась кислота. Как найти правильный путь? Давайте поможем ей. (т.к. она любила путешествовать то побывала она на всех дорогах)
Первой выбрала дорогу к кислотам и обнаружила, что у неё много общего с ними.
Задание № 3 в путевом листе: Запишите ступенчатую диссоциацию кислоты.
Из предложенного списка веществ выберите с которыми будет взаимодействовать разбавленная серная кислота, запишите уравнения химических реакций в молекулярном виде, а ионном виде запишите дома.
Zn, Cu, CuO, NaOH, CO2
Диссоциация кислоты: (слайд 12)
1 ст. H2SO4 H+ + HSO4-
2 ст. HSO4- H+ + SO42-
H2SO4 2H+ + SO42-
Опыт - единственно верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории (слайд 13)
Химическая лаборатория: правила техники безопасности!!! (слайд 14)
Опыт №1: возьмите две пробирки, в первую положите кусочек цинка, во вторую кусочек меди. В обе пробирке добавьте серной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном виде. (слайд 15)
Уравнения реакций:
H2SO4 + ZnZnSO4 + H2
2H+ + SO42- + Zn Zn2+ + SO4 2+ + H2
2H+ + Zn0 Zn 2+ + H2
Опыт: взаимодействие серной кислоты с оксидом меди (демонстрационно). Учащиеся записывают уравнения реакций в путевом листе.
CuO + H2SO4 CuSO4 + H2O
CuO + 2H+ + SO4 2- Cu2+ + SO42- + H2O
CuO + 2H+Cu2+ + H2O
Опыт: взаимодействие серной кислоты с гидроксидом натрия (демонстрационно). NaOH +фенолфталеин + H2SO4 .Учащиеся записывают уравнения реакций в путевом листе.
H2SO4 + 2 NaOH Na2SO4 + 2H2O
2H+ + SO42- + 2 Na ++2OH- 2Na + + SO4 2- + 2H2O
H+ + OH-H2O
Учитель: В своем пути к солям Серная кислота познакомилась с двумя принцами. Одного звали Карбонат Натрия, другого Хлорид Бария. Но с первым принцем серная кислота не нашла общего языка – при приближении к Карбонату Натрия он исчез, после него остались лишь пузырьки газа. А второй принц сделал серной кислоте предложение и подарил ей шикарное Белое свадебное платье.
Опыт № 2. Взаимодействие серной кислоты с карбонатом натрия. (слайд 16)
В пробирку налейте раствор карбоната натрия, прилейте к нему раствор серной кислоты.
Что наблюдаете?
Опыт: взаимодействие серной кислоты с раствором хлорида бария.
Что наблюдаете?
Задание № 4 в путевом листе: Запишите уравнения увиденных химических реакций в молекулярном виде, а в ионном виде домашнее задание.
Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2CO3
2H++CO32- = H2O + CO2
Качественная реакция на сульфат анион - SO42- (слайд 17)
H2SO4 + Ba Cl2 BaSO4 + 2HCl
2H+ + SO42-+2 Cl- BaSO4 + 2H+ + 2Cl-
Ba2+ + SO42-BaSO4
Белый осадок
Вывод: Разбавленная серная кислота обладает общими свойствами, характерными для всех кислот. (схема на слайде 18 и задание № 5 в путевом листе)
Глава 4. «Свадебное путешествие» (слайд 19 )
Учитель: После свадьбы Серная кислота вместе с женихом отправились в путешествие. День был жаркий и они решили отдохнуть и выпить сладкого чая. Зачерпнула она водицы испить, а водица-то и закипела. (слайд 20)
Правило растворения концентрированной H2SO4: почему сначала вода, потом кислота?
Дотронулась она до сахара, но увидела нечто странное.
Вспоминаем разрушающее действие концентрированной H2SO4
Демонстрация видеофрагмента. Сахар превратился в черный кусок угля! (слайд 21)
При взаимодействии концентрированной серной кислоты с сахаром образуется пористая угольная масса, похожая на черную затвердевшую губку.
C12H22O11 + 2H2SO4 = 11C + CO2 + 2 SO2 + 13H2O
(Опыт проводит учитель: в химический стакан помещается 15г сахарной пудры, добавляется 6 мл концентрированной серной кислоты, перемешивать стеклянной палочкой.)
Не утолив жажды, она села отдохнуть под дерево и тут же отскочила. Дерево тоже обуглилось.
Опыт 3. Древесные опилки положить в стакан с концентрированной серной кислотой.
Наблюдаем обугливание древесины.
Серная кислота - сильное водоотнимающее средство: она отнимает молекулы воды даже от органических соединений.
Это водоотнимающее свойство кислоты используют для осушения газов. При этом образуются кристаллогидраты серной кислоты.(H2SO4 nH2O)
IV. Первичная проверка и закрепление изученного материала.
Глава 5. «Ювелирный магазин» (слайд 22)
Учитель: Хлорид бария и ее невеста Серная кислота дошли к вечеру до города. В городе было много интересного и кислота сконцентрировалась. Первое, что она увидела, была витрина ювелирного магазина. Ей захотелось примерить украшения, чтобы купить свадебные кольца. Когда кислота подошла к витрине, ей сразу же захотелось примерить украшения. Но когда она надела на свой палец колечки из меди и серебра, они тут же растворились. Только изделия из золота и платины остались в неизменном виде. Почему? Концентрированная серная кислота – сильный окислитель. Она окисляет многие металлы, водород при этом не выделяется, а образуются соединения серы с более низкими степенями окисления SO2, S или H2S - в зависимости от активности металла или условий реакции.
Демонстрация видеофрагмента: взаимодействие серной кислоты с медью. (слайд 23)
Задание № 6 в путевом листе: записать уравнение химической реакции
а)малоактивные металлы восстанавливают серную кислоту до диоксида серы SO2 :
Cu + 2H2SO4(конц.) => CuSO4 + SO2 + 2H2O (слайд 25)
Просмотр схемы на слайде. (слайд 24)
активные металлы - H2S
(щелочные и щелочноземельные)
H2SO4 (конц.) средней активности - S
(от Zn до H)
малоактивные - SO2
( после Сu)
пассивные (Fe
V. Открытие новых знаний.
Глава 6. «Кислота – волшебница»
Учитель: Через некоторое время у Серной кислоты и Хлорида бария родился чудесный малыш, у него были белоснежные волосы и назвали его Сульфатом Бария. В честь него был организован бал, где кислота выступала в роли волшебницы.
Опыт. «Волшебная палочка».
Стеклянной палочкой, смоченной концентрированной серной кислотой, прикоснуться к кристаллам перманганата калия, затем к спиртовке. Она воспламеняется. В основе этих двух опытов лежит одна окислительно-восстановительная реакция, в результате которой выделяется кислород. Он то и поджигает спирт в спиртовке и цилиндре.
Опыт. «Кислота-художница»
На белом листе плотной бумаги делается надпись или рисунок 10-20% раствором серной кислоты. После высушивания надпись незаметна. Затем подержать лист над пламенем спиртовки ( осторожно!), то через некоторое время появляется надпись черного цвета.
Вывод:H2SO4 – сильная кислота. Свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты отличаются: в разбавленной окислителем является ион H+, а в концентрированной – S+6. Концентрированная серная кислота – сильный окислитель.
VI. Включение новых знаний в систему и применение изученного материала.
Глава 7. «Заключительная».
Учитель: Серная кислота осталась жить в городе и принесла много пользы. Она широко используется в народном хозяйстве
Задание № 7 в путевом листе (работа по таблице учебника на стр.139).
Рассмотрите таблицу в учебнике и заполните схему в путевом листе, ответив на вопрос «Что было бы, если бы не было серной кислоты?» (слайд 26)
Применение1. Производство минеральных удобрений.
2. Очистка нефтепродуктов.
3. Синтез красителей и лекарств.
4. Производство кислот и солей.
5. Сушка газов.
6. Металлургия.
Вот и сказки конец, а кто слушал – МОЛОДЕЦ!
Выполнение теста. (слайд 27)
Учитель: Давайте заполним наш ларец новыми знаниями (физические свойства кислоты, взаимодействие с металлами стоящими после водорода, взаимодействие с органическими веществами)
Общий вывод: просмотр слайда 28
- разбавленная H2SO4 обладает общими свойствами всех кислот;
- разбавленная H2SO4 – окислитель при взаимодействии с металлами (Н+);
- чистая H2SO4 и H2SO4 в конц. растворах сильный окислитель (S+6);
- чистая H2SO4 не реагирует с благородными металлами (Au, Pt) и с Al,
Cr, Fe из-за пассивации;
- конц. H2SO4 взаимодействует с металлами (в том числе Cu, Ag, Hg), стоящими в ряду напряжений после водорода;
- активные металлы восстанавливают H2SO4 до H2S (щ. и щ/з);
от Zn до Н – до S;
- с малой активностью до SO2;
- H2SO4 сильный дегидратирующий агент (меры предосторожности);
- бурно реагирует с водой (правило разбавления);
- будучи нелетучей кислотой, H2SO4 способна вытеснять другие кислоты из их солей.
VIII. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия. (слайд 29)
Приложение №1
Лист самооценки знаний ученика______________________________________
№ | Вид работы Смог ли я… | Самооценка (0-5 баллов) | Надо ли мне заниматься по этой теме еще?(+\-) |
1 | Правильно написать формулы кислоты и определить степень окисления серы в соединении. | ||
2 | Правильно записывал уравнения реакций. | ||
3 | Правильно выполнял практическую часть урока | ||
4 | Моя общая оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - сказка «Приключение Серной Кислоты»
Урок- сказка "Приключения серной кислоты" имеет цели:Закрепить и проверить знания учащихся по теме «Подгруппа кислорода и серы», сравнить свойства аллотропных видоизменений кислорода и серы, рас...
Урок по теме "Серная кислота"
Урок построен на базовых знаний учащихся о свойствах кислот в свете теории электролитической диссоциации на примере разбавленной серной кислоты. А так же изучении характерных свойств конц...
Презентация к уроку в 9классе "Серная кислота"
Данная презентация содержит интересную информацию о серной кислоте, так же творческую работу учащихся " Конкурс хвастовства"....
Разработка урока по химии "Серная кислота и её свойства"
Разработка урока по химии в 9 классе по теме "Серная кислота иеё свойства" с использованием современных образовательных технологий....
Презентация к уроку "Окислительные свойства серной кислоты"
Презентация соответствует уроку "Окислительные свойства серной кислоты"....
Урок-сказка: "Приключение серной кислоты" 9 класс 17.01.2013
Урок-сказка поэтапно раскрывает физические и химические свойства серной кислоты....
Методическая разработка урока по теме «Серная кислота»
Тип урока: комбинированныйМетоды: частично-поисковый, частично-исследовательский, иллюстративный, работа в паре и группах, тестирование, самоконтроль, взаимоконтроль.Формы урока: индивидуальная, парна...