Методическая разработка урока по теме «Серная кислота»
методическая разработка (химия, 9 класс) по теме
Тип урока: комбинированный
Методы: частично-поисковый, частично-исследовательский, иллюстративный, работа в паре и группах, тестирование, самоконтроль, взаимоконтроль.
Формы урока: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная беседа.
Средства обучения: ПСХЭ, компьютер, документ-камера, проектор, презентация по теме «Серная кислота», оборудование для проведения эксперимента, дидактический материал.
Применяемые технологии: современные информационные технологии, личностно-ориентированное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sernaya_kislota.docx | 51.47 КБ |
sernaya_kislota.ppt | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
«Серная кислота»
Михалева Татьяна Сергеевна, учитель химии БОУ г.Омска «СОШ №61»
Класс: 9
Урок № 7 в теме «Неметаллы»
Цель:
Образовательная:
- познакомить обучающихся с историей открытия кислоты и распространением ее в природе;
- изучить химические и физические свойства серной кислоты,
- закрепить знания о правилах техники безопасности в кабинете химии;
- дать представление о практическом значении серной кислоты в народном хозяйстве и жизни человека;
- продолжать формирование умений и навыков химического эксперимента.
Развивающая:
- развивать учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, наблюдаемых процессов;
- развивать учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий;
- развивать учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений.
Воспитательная:
- совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность.
- продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.
Тип урока: комбинированный
Методы: частично-поисковый, частично-исследовательский, иллюстративный, работа в паре и группах, тестирование, самоконтроль, взаимоконтроль.
Формы урока: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная беседа.
Средства обучения: ПСХЭ, компьютер, документ-камера, проектор, презентация по теме «Серная кислота», оборудование для проведения эксперимента, дидактический материал.
Оборудование и реактивы: серная кислота (разбавленная и концентрированная), сахар, вода, вата, смоченная этиловым спиртом, смесь перманганата калия и серной кислоты, цинк, медь, оксид меди (II), гидроксид натрия, фенолфталеин, сульфат меди, хлорид бария; пробирки, химический стакан, стеклянная палочка, лист бумаги, спиртовка, асбестовая сетка, фарфоровая чашка, лучинки, пробиркодержатель.
Применяемые технологии: современные информационные технологии, личностно-ориентированное обучение.
ЦОР:
- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9a897ea8-64e1-3877-def6-aba916d777ee/?from=eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67&interface=themcol
- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e5984256-0b18-c23b-985b-397af5d9adbe/?from=eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67&interface=themcol
- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6ae368db-1a38-5b5c-82c3-aadd474e4be6/?from=eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67&interface=themcol
Ход урока
Приложение 1
Инструкция по проведению лабораторных опытов
1 группа: В две пробирки налейте по 2мл раствора серной кислоты и опустите: в 1-ю – гранулу Zn, во 2-ю – кусочек Cu. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций, рассмотрите ОВР.
2 группа: Поместите в пробирку немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в нее 1-2 мл раствора серной кислоты. Закрепите пробирку в пробиркодержателе и подогрейте на пламени спиртовки. Что наблюдаете? Запишите молекулярные и ионные уравнения.
3 группа: Налейте в пробирку 1-2 мл раствора щелочи, добавьте 2-4 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете? Добавьте к этому раствору разбавленную серную кислоту до исчезновения окраски. Как называется эта реакция? Запишите соответствующие молекулярное и ионное уравнения.
4 группа: Налейте в пробирку 1 мл раствора медного купороса и прилейте 1-2 мл раствора щелочи. Что наблюдаете? Добавляйте к содержимому пробирки разбавленную серную кислоту до исчезновения осадка. Запишите молекулярные и ионные уравнения проведенных реакций.
5 группа: В пробирку налейте 1-2 мл раствора серной кислоты прилейте 1 мл раствора хлорида бария. Что наблюдаете? Объясните результат с помощью таблицы растворимости. Запишите молекулярное и ионное уравнения.
Приложение 2
Химические свойства серной кислоты
Разбавленная серная кислота | Концентрированная серная кислота |
Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2↑ Zn0 -2e- → Zn+2 восстановитель 2Н+ +2e- → H02 окислитель Cu + H2SO4 ≠
H2SO4 + CuO = CuSO4 + H2O 2H+ + SO42- + CuO = Cu2+ + SO42- + H2O 2H+ + CuO = Cu2+ + H2O
А) с щелочами H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O 2H+ + SO42- + 2Na+ + 2OH- = 2Na+ + SO42- + 2H2O 2H+ + 2OH- = 2H2O H+ + OH- = H2O Б) с нерастворимыми основаниями H2SO4 + Cu(OH)2 = CuSO4 + 2H2O 2H+ + SO42- + Cu(OH)2 = Cu2+ + SO42- + 2H2O Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2H2O
H2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓+ 2HCl 2H+ + SO42- + Ba2+ + 2Cl- = BaSO4↓+ 2H+ + 2Cl- Ba2+ + SO42- = BaSO4↓ (Качественная реакция – выпадение белого осадка) | Концентрированная H2SO4 - сильный окислитель за счет S+6
А) с активными металлами – до H2S, S, SO2; Б) с малоактивными металлами – до SO2; В) Fe, Al – пассивация металла Cu + 2H2SO4 (к) = CuSO4 + SO2↑+2H2O
2H2SO4 + C = CO2 + 2SO2 + 2H2O
H2SO4(к) + NaCl(тв) = NaHSO4 + HCl↑ |
Приложение 3
Тест
- Концентрированная серная кислота при комнатной температуре не действует на каждое из двух веществ:
- Mg, Cu;
- Na, Zn;
- Ca, Li;
- Fe, Al.
- Разбавленная серная кислота реагирует с каждым из веществ:
- Cu и KOH;
- Na2CO3 и Al(OH)3
- AlCl3 и Ag;
- FeSO4 и H2SO4
- При разбавлении серной кислоты всегда приливают кислоту к воде. Чем опасно разбавление концентрированной серной кислоты приливанием к ней воды?:
- Может возникнуть пожар;
- Может произойти разложение воды;
- Может выделиться ядовитое вещество;
- Может произойти разбрызгивание раствора вследствие выделения теплоты.
- Водный раствор серной кислоты реагирует с каждым из веществ:
- с цинком и оксидом натрия;
- с железом и оксидом углерода (II);
- с алюминием и хлоридом натрия;
- с медью и гидроксидом калия.
Список литературы
1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2013. – 319с.
2. http://www.himtrade.ru/info/st43.htm
3.http://sigmatec.ru/main/prod/sernaya_kislota/nature
4.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F3%EB%FC%F4%E0%F2%FB
5. http://www.newchemistry.ru/printletter.php?n_id=7508
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Серная кислота"
Урок построен на базовых знаний учащихся о свойствах кислот в свете теории электролитической диссоциации на примере разбавленной серной кислоты. А так же изучении характерных свойств конц...
Разработка урока по химии "Серная кислота и её свойства"
Разработка урока по химии в 9 классе по теме "Серная кислота иеё свойства" с использованием современных образовательных технологий....
Методическая разработка урока по теме "Нитраты - соли азотной кислоты" 9 класс ( автор учебника Габриелян О.С.)
Урок имеет ярко выраженную практическую направленность. Учащиеся проводят химический эксперимент, изучают свойства нитратов и раскрывают их практическое значение для расений и человека....
проект урока по теме серная кислота и её влияние на окружающую среду
Интегрированный урок по совершенствованию знаний, умений и навыковЗадача урока: закрепить знания общих и специфических свойств серной кислоты, совершенствовать умения сос...
Методическая разработка урока по теме "Кислоты"
Данная разработка содержит полную технологическую карту урока в системе ФГОС, есть рабочая презентация к уроку и презентация о роли кислот, в приложении представлены инструкции для учащихся....
урок по теме "Серная кислота" 9 класс
Данный урок является шестым по счету в разделе «Кислород и сера». При планировании урока были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся. Преподавание химии в 9-м...
Технологическая карта урока по теме "Серная кислота и её свойства"
Конспект урока предназначен для изучения серной кислоты и её свойств.Опираясь на знания обучающихся о свойствах кислот, изучить свойства разбавленной серной кислоты, подчеркнуть свойства концентрирова...