Главные вкладки
Суркова Галина Алексеевна
Сайт учителя химии
Профессия: учитель химии
Профессиональные интересы: неорганическая химия
Увлечения: Люблю читать литературу по химии, также читаю различные детективы.
Регион: Саратовская область
Населенный пункт: Саратов
Место работы: МОУ "СОШ № 23"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/surkova-galina-alekseevnaЧтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
На этом сайте я постараюсь размещать всю необходимую информацию для своих учеников!!!А также для их родителей! Надеюсь, что получу опыт общения с педагогами, узнаю что-то новое в интересующей области!
Учительница
В. Малков
Пришла учительница в класс,
Сама чуть-чуть постарше нас,
И провела такой урок,
Что мы забыли про звонок.
Нам хотелось больше знать,
И взрослыми быстрее стать,
И выбрать в жизни верный путь,
И в будущее заглянуть.
Быть может, кто-нибудь из нас
Войдет вот так же в школьный класс
И проведет такой урок,
Что все забудут про звонок.
О себе
В 1995 году закончила СГПИ им.Федина, факультет естествознания, специальность химия и биология. Сразу после окончания университета работала в школе № 91. А с 1 сентября 1998 года работаю в МОУ "СОШ № 23". Преподавала биологию, сейчас преподаю экологию и химию. Являюсь классным руководителем 6 "Б" класса. В настоящее время в классе лобучается 24 человека. В течении 2011-2012 учебного года нами была проведена огромная работа, которая привела нас к 3 месту в школьном конкурсе на "Лучший ученический класс!"
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Люблю чиать классическую литературу:Толстого, Пушкина, Лермонтова,Чехова. Но в настоящее время люблю отдыхать с ироническими детективами Д.Донцовой.
Мой взгляд на мир
Работа приносит радость и удовольствие!!!
Мои достижения
В 2011-2012 учебном году я проделала огромную работу по повышению своего профессионального мастерстваю. Во первых , я закончила два курса повышения квалификации по темам: "Теория и методика преподавания химии" и дистанционные курсы "Использование элекроннообразовательных ресурсов в образовательной деятельности". Во-вторых, проводила городской семинар по теме: "Решение расчетных задач при обучении химии", районный "Составление формул бинарных соединений" и участвовала в школьном фестивале педагогического мастерства "Шаг к успеху", на котором соместно с учителями математики, физики и географии давала урок в 5 классе по теме: "Математика - как предмет изучения других наук". В третьих посетила огромное количество городских и областных семинаров (13). В четвертых я успешно прошла обучение и тестирование по программе подготовки экспертов проверки ЕГЭ И ГИА по предмету химия.
Моё портфолио
Суркова Галина Алексеевна - учитель химии МОУ "СОШ № 23" города Саратова.
ОБРАЗОВАНИЕ – высшее, окончила Саратовский государственный педагогический институт им. К. А. Федина, по специальности химия с дополнительной специальностью биология в 1995 году, присвоена квалификация учитель химии и биологии.
ОБЩИЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ-23года, педагогический стаж-17 лет
Стаж работы в МОУ «СОШ №23»-14 лет
Первая квалификационная квалификация присвоена 04.10.2007г
Награды:
1.Почетную грамоту за достигнутые успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, приказ № 148-к от 01.10.2007 года по МОУ «СОШ № 23».
2.Почетную грамоту за достигнутые успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, приказ № 138-к от 25.09.2008 года по отделу образования администрации Заводского района города Саратова.
3.Почетную грамоту за добросовестный профессиональный труд в сфере образования и творческий подход при организации методической работы, приказ № 541 от 19.08.2010г по комитету образования «Город Саратов».
Тема самообразования: «Формирование у учащихся навыков самообучения, самоконтроля и самооценки на уроках химии».
Повышение квалификации:
I.Курсы повышения квалификации учителей экологии в ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» с 12.10.98г по 23. 10.98г
II. 2002год, Институт дополнительного профессионального образования СГУ им.Н.Г.Чернышевского по дополнительной профессиональной образовательной программе «Инновационные технологии в образовательном процессе»
III. Курсы повышения квалификации учителей химии в ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» с 24.11.05г по 10. 11.05г.
IV.Курсы «Компьютерной грамотности» на базе Саратовского регионального ресурсного центра СГСЭУ с 12.11.08г по 28.11.08г
V.2009год, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»обучение по теме: «Механизмы реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе».
VI.Курсы «Подготовка тьюторов для организации и проведения занятий в рамках курсов повышения квалификации» на базе ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» с 22.09.10г по 24.09.10г
VII.Курсы повышения квалификации по теме: «Теория и методика преподавания химии» на базе ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» с 07.11.11г по 26.11.11г.
VIII.Дистанционные курсы по теме: «Электроннообразовательные ресурсы в образовательной деятельности» ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» с 24.04.12г по 28.05.12г
Мы учим их, они учат нас!!!
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым.
Жан Жак Руссо
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что учитель должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика.
Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Их применение даёт возможность:
• осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;
• достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика;
• осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;
• организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом.
Здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:
Почему и для чего? - однозначное и строгое определение целей обучения,
Что? – отбор и структура содержания,
Как? – оптимальная организация учебного процесса,
С помощь чего? – методы, приемы и средства обучения,
Кто? – реальный уровень квалификации учителя.
Так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения, - а также принципам здоровьесбережения, которые сформировал Смирнов Н.К.:
• “Не навреди!” - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя;
• Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса;
• Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке;
• Субъект-субъективные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном;
• Соответствие содержания и организации возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся;
• Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей;
• Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки;
• Активность – активное включение в любой процесс снижает риск переутомления;
• Ответственность за свое здоровье – у каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Общепринятой классификации образовательных технологий и, в частности, здоровьесберегающих в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по своему. Проводя анализ научно-методической литературы, обобщая собственный практический опыт и опыт педагогов-новаторов можно выделить виды педагогических технологий, которые обеспечивают реализацию личностно-ориентированного, системно-деятельностного подходов и соответствуют принципам здоровьесбережения это:
• развивающие технологии;
• технологии, адаптивной системы обучения;
• технологии, построенные на интегративной основе.
Развивающие технологии
Основными признаками развивающихся педагогических технологий являются:
• обеспечение эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования;
• формирование гуманистической направленности личности, ее потребностно-мотивационной сферы;
• овладение средствами и способами мышления, развитие воображения, внимания, памяти, воли.
Названные признаки показывают, что развивающиеся технологии культивируют творческое отношение к деятельности и способствуют здоровьесбережению.
Технологии адаптивного обучения
Основной признак данных педагогических технологий – мера адаптивности (приспособления) всех элементов педагогической системы: целей, содержания, методов, способов, средств обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся, диагностики результатов обучения, что и способствует здоровьесбережению.
Центральное место в данных технологиях занимает ученик, его деятельность, качества его личности. Учение школьника рассматривается не только как результат, а прежде всего как процесс: результат появится со временем, если будут соблюдены условия процесса. Особое внимание уделяется формированию учебных умений.
Учитель, работающий по этой технологии, работает в двух режимах:
а) обучает всех (сообщает новое, объясняет, демонстрирует, показывает, тренирует и т.д.);
б) работает индивидуально с отдельными учащимися (управляет самостоятельной работой; осуществляет контроль, включенный в самостоятельную работу; работает по очереди с учениками).
Учащиеся организуют свою деятельность совместно с учителем, индивидуально с учителем, самостоятельно под руководством учителя.
Весь процесс обучения представлен тремя этапами:
• учитель обучает всех учащихся;
• учитель работает индивидуально на фоне самостоятельно занимающегося класса;
• учащиеся работают самостоятельно.
Учение в таких технологиях становится активной самостоятельной деятельностью, предполагается осуществление сплошной контролируемости результатов всех видов работ. Предлагается многоканальная обратная связь: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – коллектив учащихся.
Технологии, построенные на интегративной основе
Использование технологий, построенных на интегративной основе, ведет к повышению целостности педагогического процесса, уменьшению учебной нагрузки на учащихся и как следствие способствует здоровьесбережению.
Наиболее эффективным и целесообразным принципом таких технологий является принцип, учитывающий различную роль учебных дисциплин во всей интегрируемой системе.
Такие технологии ориентированы на личность, и ценность ученика. На мой взгляд они состоят в том, что в них запланированы и задача, и игра, и диалог, и другие методы, способствующие сохранению здоровья учащихся.
Снижение уровня мотивации обучения школьников не является исключением и к изучению химии.
Традиционная система уроков химии сложилась давно. Я попыталась дополнить её здоровбьесберегающими технологиями обучения, направленными прежде всего на активизацию мотивационной сферы учащихся.
Процесс обучения будет эффективным тогда, когда ученик полно, быстро и в оптимальной последовательности будет осуществлять определённые умственные и практические действия и их операции во взаимосвязи.
В качестве примера рассмотрим возможности использования на уроках химии технологии адаптивной системы обучения.
В программу 9-го класса введён раздел “Органическая химия”, который из-за обширности материала и малого количества времени изучается в обзорном виде. Чтобы проявить у учащихся интерес и желание учиться, при этом не “спугнув” ученика сложностью материала, я использую обобщающие таблицы, которые помогают даже слабому ученику в усвоении целого раздела органической химии, не вызывая при этом психологического страха и затруднений.
Представленная таблица “Органика в твоих руках” позволяет объяснить номенклатурные названия практически всех органических веществ в течение одного урока, что удобно при дальнейшем изучении химических свойств этих классов.
Работая с таблицей, обращаю внимание учеников на тот факт, что “пальцы” рук пронумерованы по порядку атомов углерода:
С1,С 2, С3……С10 и возле каждого из них соответствующее - название приставки: мета-, эта -, пропа -, тетра- и т.д.
Следующий этап – работа с понятиями “Общая формула”, “Суффикс”, “Класс”, рассматриваем все данные о радикалах, о алканах, алкенах и алкинах, заносим в таблицу:
№ варианта Название вещества Общая формула Класс Молекулярная формула
1. Пентан
2. Этин
3. Гептен
Учащиеся очень быстро и легко усваивают большой объём материала, сразу называют различные вещества по формулам, и наоборот, составляют формулы по названию веществ.
В дальнейшем при заучивании наизусть названий по “пальцам” возникает невольная ассоциация, позволяющая эффективно воспроизводить необходимые приставки и общие формулы.
Подводя итог сказанному, важно отметить, что большинство современных здоровьесберегающих технологий легко дополняют и сочетают друг друга. Однако каждая конкретная образовательная ситуация требует принципиально отличающихся педагогических средств. Например, адаптивную технологию целесообразно применять при работе с учениками, утратившими интерес к обучению и имеющими серьёзные проблемы в знаниях.
Технологию “педагогика сотрудничества” можно использовать для совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, а личностно-ориентированную технологию для формирования и развития не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями, повышающие мотивацию обучения.
На мой взгляд, внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе – оригинальных и нестандартных, развитию у детей способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения.
________________________________________
Поделиться
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии
Химия - один из самых трудных предметов в средней школе. Как правило, уровень знаний учащихся по этой дисциплине невысок. Большинство выпускников непрофильных классов и школ химию не понимают, не учат, не любят и не выбирают в качестве основы будущей профессии. Однако если в сентябре спросить восьмиклассников, хотят ли они изучать химию, то ответ будет однозначным: «Да, конечно!». И в н6ачале учебного года дети идут на уроки с большим желанием, дружно учат названия и символы элементов, редко ошибаются, вычисляя относительные молекулярные массы и состав изотопов. При изучении видов химической связи и кристаллических решеток энтузиазм заметно уменьшается, понятие степени окисления и количество вещества многие не усваивают вовсе, а решение задач почти всем кажется непреодолимой преградой. Примерно с начала второго полугодия резко падает успеваемость, учащиеся стремительно теряют интерес к предмету, а учитель становиться для них постоянных неприятностей и страхов вне зависимости от его личностных качеств. Уроки превращаются в тяжкое испытание для детей, и для учителя.
Попробуем проанализировать ситуацию. К началу 8-го класса школьники уже обучены простейшим операциям с буквами и цифрами, поэтому получение первичных знаний по химии не вызывает затруднений, интерес к изучению предмета еще высок. Написание схем образования различных видов химической связи требует от учащихся качественно иных когнитивных способностей: умений устанавливать причинно-следственные связи и выстраивать логические цепочки, выражать информацию графически и творчески подходить к разнообразным ситуациям. А для того чтобы осознать сущность величины « количество вещества», необходимо выйти на новый уровень познания, т.е. отказаться от созерцательности и начать мыслить отвлечённо ( абстрактно).
Темпы развития способностей у каждого человека индивидуальны. Известно, что готовность к абстрактным мыслительным операциям в значительной степени определяется зрелостью процессов, происходящих в левом полушарии мозга, т.е. завершённостью формирования асимметрии полушарий. Трудности, возникающие при изучении такого логически организованного предмета ,как химия, могут быть связаны и с медленными темпами развития логических процедур из-за пониженной скорости индивидуального развития учащихся, и с несформированностью необходимых учебных навыков, требующих умений оперировать отвлечёнными понятиями, выделять существенные признаки, теоретически обобщать и анализировать. В этих случаях основные определения, положения и принципы химии как науки абстрактной и опирающейся на готовность к логическим операциям воспринимаются учащимися с большим и нервным напряжением.
В результате организм подростка, и без того разбалансированный в силу возраста специфики (завершение полового созревания), испытывает дополнительный прессинг, связанный с процессом получения среднего образования вообще и химического в частности. Невротизация и стресс становяться постоянными спутниками школьников, и проблема, безусловно, выходит за рамки отдельного предмета, приобретая пугающую масштабность и острую актуальность.
Если ставить вопрос ребром (а по-другому мы вопросы ставить не умеем) и выбирать между обучением химии и здоровьем ребёнка, то, безусловно, от химии в учебном плане надо избавляться как от предмета исключительно вредоносного, неоправданно трудного и крайне далёкого от нужд и чаяний современного школьника. Именно такая тенденция сейчас наблюдается: в 10-ом и 11-ом классах повсеместно на химию отводиться 1 урок в неделю, хотя неэффективность таких курсов доказана давным-давно.
Но разве перед системой образования не стоят задачи установления между учителями и учащимися отношений, основанных на принципах гуманизации и демократизма, всестороннего развития школьников в ходе образовательного процесса? Так может быть следует не сокращать часы и прог8рамму «неудобного» предмета, а помочь становлению логического мышления школьников? Тогда и химия станет доступной для подрастающего поколения как наука, традиционно достойно представляющая мощь российского интеллекта н6а мировом уровне.
Помочь учащимся получить хорошие знания, развить логические когнитивные способности, сохранив при этом психофизическое равновесие, может современная образовательная технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).
Деятельный подход, лежащий на основе данной технологии, позволяет изменить характер взаимодействия между учителями и учащимися, переводит коммуникативную систему урока в диалоговый режим, при этом создает в классе обстановку высокой культуры общения, доверия и доброжелательности, что в итоге работает не только на успешность в освоении предмета, но и на сохранение здоровья участников обучения.
Технология основана на базовой трёхфазовой модели деятельности. Каждая фаза (стадия) имеет свои, чётко определенные функции, соответствующие этапам когнитивной деятельности учащихся, включая в себя индивидуальную, групповую и коллективную стадии проработки. Для каждой стадии предлагается свой инструментарий, позволяющий с максимальной эффективностью реализовать её цели с учётом особенностей изучаемой темы.
Первая стадия- вызов смысла - пробуждение интереса к новому материалу, вызов уже имеющихся у школьников знаний по данной теме, совместное выдвижение целей обучения.
Вторая стадия- реализация смысла – получение новой информации и классификация её по категориям.
Третья стадия- рефлексия – обмен мнениями об изученном материале, присвоение нового знания, побуждение к дальнейшей познавательной деятельности и определение её направления.
Применение технологии РКМЧП на уроках химии позволяет решить целый ряд задач образовательного и развивающего характера, а также способствует созданию условий, сберегающих психологическое и физическое здоровье школьников. Разнообразие стратегий и приёмов снимает чрезмерное напряжение и утомление. Чередование различных видов работы избавляет от перегрузок. В атмосфере доверия и взаимопонимания мыслительная деятельность учащихся активизируется и становиться продуктивнее. Ученики начинают говорить, не боясь ошибиться и выглядеть недостойно, учатся слушать друг друга и принимать чужую точку зрения. Они работают индивидуально, в парах, группах постоянного и переменного состава, выступают то в роли ученика, то в толи учителя, осуществляют процессы взаимообучения и взаимоопроса, развивают коммуникативность, учатся отвечать за свои слова и действия, приобретая уверенность в себе и повышая самооценку. При такой организации учебного процесса учитель из лица, господствующего в классе, из единственного и непререкаемого источника знаний превращается в сотрудника, инструктора и организатора. А главное, в ходе такого обучения происходит освоение и развитие тех логических операций, о необходимости которых для успешного обучения химии мы говорили в начале статьи.
Многие учителя считают, что технология развития критического мышления неприемлема к преподаванию предметов естественно-научного цикла. Есть и другое соображение, менее радикальное: не всякая тема укладывается в рамки данной технологии.
Наиболее проблемотичным для использования технологии РКМЧП при обучении химии представляется материал 8-огог класса в силу того, что учащиеся ещё не овладели химическойц терминологией, понятиями и категориями. Но включен6ие в учебный процесс даже отдельных элементов технологии даёт замечательные результаты.
Рассмотрим некоторые примеры использования технологии РКМЧП на уроках химии.
В начале изучения темы « Уравнения химических реакций» в качестве эксперимента учащимся было дано задание расположить, с чем им сейчас предстоит познакомиться, используя опыт, полученный на уроках математики. Последствия превзошли самые смелые ожидания.
В учебнике Н.С. Новошинской « Химия-8 » есть параграф, который называется «Степень окисления». В первой части идет речь имен6но об данном понятии, во втором- о бинарных соединениях-. Изменим порядок изложения и начнём с конца.
Записываем на доске: «Бинарные соединения». Предлагаем учащимся осуществить прогноз по названию (предположить по названию предмет изучения) и напоминаем, что неправильных мыслей не бывает. Все высказывания записываем на доске и в тетрадях, их немного:
I. «Би» означает «два»;
II. Соединяются две молекулы;
III. Молекулы состоят из двух атомов;
IV. Молекулы состоят из двух атомов двух химических элементов;
V. Молекулы состоят из двух атомов двух элементов, число атомов не имеет значения;
Вводим дополнительное ключевое слово: сложные вещества. В силе остаются два последних прогноза. Предлагаем сформулировать два определения и сравнить с тем, которое дано в учебнике.
Записываем на доске формулы NaCl, CaF2, AlBr3. Под каждой формулой подписываем название вещества, просим учащихся сформулировать правила номенклатуры бинарных соединений. Диктуем названия веществ, образованных водородом, кислородом, азотом, серой, углеродом.
Записываем на доске следующие формулы: Li2O, Ca2P3, Na2S, ZnS, NaH, P2O5. Даём задание назвать вещества, работая в парах. После проверки результатов просим внимательно посмотреть на доску и , по-прежнему работая в парах, сформулировать несколько вопросов. Нетрудно предугадать, что вопросов возникает всего два: почему в одних формулах есть индексы, а в других нет? Когда их ставить, а когда не ставить?
Плотный и динамичный, урок пролетает незаметно и приносит большое удовлетворение всем участникам процесса. Умение составлять формулы бинарных соединений и давать им названия осваивают все.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты