Тематическое планирование и содержание экспериментального курса для 9 класса
учебно-методический материал по химии (9 класс) по теме
Материал предлагается использовать во внеклассной работе или как элективный курс по химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_eksperimentalnogo_kursa_dlya_9_klassa.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование экспериментального курса для 9 класса.
- Работа с литературой.
- Металлы главных подгрупп.
- Металлы побочных подгрупп. (Тяжелые металлы).
- Серебро как представитель побочной подгруппы.
- Хром и другие тяжелые металлы.
- Свойства свинца и его соединения.
- Применение тяжелых металлов и их воздействие на живые организмы.
- Современные красители и «ядовитая радуга».
- Обзор неметаллов.
- Свойства неметаллов.
- Реакции горения- общее свойство металлов и неметаллов.
- Свойства неметаллов и их применение.
- Классификации загрязнений окружающей среды.
- Влияние химических веществ- загрязнителей на здоровье человека.
- Способы предотвращения загрязнений.
- Темы рекомендуемых исследовательских работ.
- Рекомендации по составлению и оформлению исследовательской работы.
Содержание курса.
1.История развития химии как науки.
A) Точки зрения на происхождение слова «химия».
Б) Достижения древних химиков.
B) Химия средневековья.
Г) Выдающиеся открытия ученых, имеющие большое практическое значение в современной жизни человека.
Результат: работа с дополнительной литературой и сообщения, диалоги (полилоги).
2.Металлы главных подгрупп.
A) История открытия и название.
Б) Реакции, подтверждающие свойства активных металлов. Металл +вода — Опыт: «Пламя над водой»
Оборудование и реактивы: ложечка для сжигания, спиртовка, стакан с водой, порошок магния.
B) Свойства лития.
- Каталитическая роль его солей (горение сахара).
- Литий и шизофрения.
Г) Свойства стронция и его солей.
«уровская» болезнь. Результат: расширение знаний о свойствах и роли металла для организма.
З.Металлы побочных подгрупп, (тяжелые металлы)
A) положение меди в ПСХЭМ и строение атома.
Б) взаимодействие с простыми веществами.
Опыт: «воспламенение меди в парах серы» (под тягой, демонстрационно.)
Оборудование: пробирка, железный штатив с лапкой, спиртовка, крышка от тигля, пучок зачищенной медной проволоки, сера до кипения в пробирке. Пучок проволоки - в пары.
B) взаимодействие соединений меди и железа.
Опыт: «золотой нож» или надпись на металле.
борудование: насыщенный раствор сульфата меди 200мл и 1мл серной кислоты, нож, прочищенный наждачной бумагой (не дотрагиваться руками), опустить в раствор соли, вынуть, сполоснуть водой, насухо протереть тряпкой.
4. Серебро как представитель побочной подгруппы.
А) Положение в ПСХЭМ и строение атома. Тяжелый или благородный
металл?
Б) Сравнение свойств серебра и меди.
В) Бактерицидные свойства ионов серебра и их применение, серебряная
посуда, церковная утварь, бокалы «офицеров» Македонской армии в
борьбе с кишечными заболеваниями, серебряная река Ганги, ляпис и его
применение, заболевания (передозировка).
Результат: сообщение, связь знаний химических и бытовых.
5.Хром и другие тяжелые металлы.
A) положение в ПСХЭМ и строение атомов;
Б) цветные реакции;
Оборудование: хим.стакан, стеклянная палочка, белый экран, раствор хро-мата бледно-желтого цвета, 5-10% раствор пероксида водорода, серная кис-лота (конц.).
Опыт:
B) «Извержение вулкана»;
Г) Применение хрома;
- Д) Реакции на соединения кобальта;
Е) Болезни Минамата (ртуть), итай-итай (кадмий);
Результат: связь с жизнью.
6.Свойства свинца и его соединения.
A) характеристика элемента по его положению в ПСХЭМ Б) свойства со-единений свинца.
Опыт: обесцвечивание черной краски
Оборудование и реактивы: раствор ацетата (нитрата)свинца, сульфид, 5-
10% раствор пероксида водорода, стеклянная палочка.
Осадок отделить, промыть, добавить пероксид
Обновление масляных красок на старых картинах.
B) применение свинца, свинцовые примочки.
Г) воздействие свинца на организм человека и растений (подготовить сообщение)
Д) олово и оловянная чума.
Результат: диалоги (полилог), сообщение.
7. Применение тяжелых металлов и их воздействие на живые организмы.
А) использование хрома, кобальта, никеля, железа в тяжелой промышленности и быту и их действия на организмы.
Б) свинцовые отравления и их признаки, древний Рим, средневековые водопроводы, «летний листопад», современные источники отравления. Планируемый результат: оценка жизненных ситуаций и формирование экологического мышления.
8. Современные красители и «ядовитая радуга»
Состав красок (соли тяжелых металлов), профессиональные болезни. Планируемый результат: сообщения, использование полученных знаний в новой ситуации, связь с жизнью, владение современной информацией.
9. Обзор неметаллов.
A) история открытий и названия элементов неметаллов.
Б) способы получения водорода
B) получение кислорода из гидроперита
Оборудование: гидроперит 1/4 таблетки и 1мл марганцовки, лучинка,
спички.
Г) закладка опыта «рисующая искра»
Оборудование: 20-30 мл воды, 1/2 чайной ложки нитрата калия, кисть, карандаш, бумага (разные сорта - газетная, писчая, блокнотная).
Насыщенный раствор соли кистью наносится на карандашный рисунок,
дать просохнуть.
10. Свойства неметаллов.
А) опыт: «рисующая искра».
Поджечь спичкой заготовку бумаги.
Б) получение «дымного пороха»
Оборудование: ступка с пестиком, керамическая подставка, 7,5м.ч. калийной селитры, 1м.ч. серы, 1,5м.ч. древесного угля растирать в ступке, щепотку поджигать лучиной на подставке.
Роль селитры.
Нитраты и нитриты в продуктах питания, азотно-калийные удобрения и терроризм.
11. Реакции горения металлов и неметаллов — их общее свойство.
Опыт 1: сноп искр из тигля.
Оборудование: железный тигель, штатив с кольцом, горелка, стеклянная
палочка, порошок железа, древесный уголь, сухая мелкокристаллическая
марганцовка.
На листе бумаги (стекле) смешать тщательно палочкой по 1-2 ч.л. порошка
железа, угля, марганцовки, смесь в тигель, на кольцо и асбестовую сетку, греть до появления искр.
Газы увлекают частицы вверх.
Опыт 2: сжигание фосфора (фосфорной намазки) и получение фосфатов
Оборудование: связанные между собой гвозди в пучок, боковыефосфорные намазки от спичечных коробков, свернутые в пучок, спички, 2стакана (100мл), картонный кружок, 2-Змл раствора щелочи (сода) ,индикаторная бумага.
Намазки поджигаются, 1и 2 раствор смешиваются,
намазка индикаторная бумага
вода хоз. мыло
сода
Изготовление спичек и других горючих веществ.
Результат: экспериментальные доказательства горючести веществ и
генетической связи неорганических соединений.
12. Свойства неметаллов и их применение.
Опыт 1: выделение фиолетового «дыма»
Оборудование: фарфоровая чашка, порошок цинка, кристаллы йода,
стеклянная палочка, пипетка для воды.
Опыт 2: травление металла неметаллом.
Оборудование: металлическая пластинка, парафин, раствор йода, игла
(острие), 5-6 повторений.
Опыт 3: вспышка смеси цинка и серы.
Оборудование: порошок цинка (6г), порошок серы (Зг), ступка, весы,
лучина, спички, соляная кислота.
Смесь горкой в вытяжном шкафу поджигать на подставке. Проверить
соляной кислотой результат (выделение сероводорода).
В) Бактерицидные свойства ионов серебра и их применение, серебряная посуда, церковная утварь, бокалы «офицеров» Македонской армии в борьбе с кишечными заболеваниями, серебряная река Ганг, ляпис и его применение, заболевания (передозировка).
Результат: сообщение, связь знаний химических и бытовых.
Селен и мышьяк, «лысые овцы», бледная поганка - «кобра подмосковных
лесов».
«Черная нога» и средневековый яд.
Результат: экспериментальное закрепление свойств металлов и неметаллов, связь с жизнью и медициной.
13.Классифнкация загрязнений окружающей среды.
Группы химических загрязнителей: ксенобиотики, фреоны, СДЯВ,
тяжелые металлы, пестициды, газообразные соединения серы, азота,
углерода, кислотные дожди.
Опыт: действие уксусной кислоты на яичную скорлупу.
Результат: дать направление поиска информации среди многообразия
химических веществ, используемых человеком в технике и быту.
14.Влняние химических веществ- загрязнителей на здоровье человека.
15.Способы предотвращения загрязнений.
16.Рекомендации по составлению и оформлению рефератов.
17.Мировое сообщество в борьбе за оздоровление экологической обстановки и пути решения глобальных проблем. Итоговая конференция.
Результат: работа с информационными источниками, осмысление
опасности от бесхозяйственного и безграмотного применения веществ,
необходимых в быту и промышленности.
льских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по геометрии в 10 классе(профильный курс)
календарно-тематическое плание по геометри , учебник 10-11для профильной школы Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.( 2 часа внеделю)...
программа и календарно- тематическое планирование по изучению курса "Геометрия 11 класс" Учебник Атанасян Л.С.
Программа и календарно-тематическое планирование "Геометрия-11 класс" к учебнику Л.С.Атанасян 2 часа в неделю....
Тематическое планирование по элективному курсу «Культура общения» 9 класс
элективный курс в 9 классе...
Тематическое планирование к элективному курсу по истории для 8 класса
Курс "Ключи к тайнам истории" для 8 класса...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( по разделам курса «Happy English.ru. 9 класс»)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ( по разделам курса «Happy English.ru. 9 класс»)...
Календарно-тематическое планирование по факультативному курсу "Религии мира" (10 класс).
Календарно-тематическое планирование опробовано в личном преподавании учителя. Отдельные материалы можно использовать на уроках истории, МХК....
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...