разработка урока "химические свойства кислот" 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kisloty_8kl.doc | 108.5 КБ |
urok_titovich_khim_sv-va_kislot8kl.doc | 97.5 КБ |
zadaniya_instruk_karty.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока учителя химии МБОУ СОШ№5г.Армавира Титович Е.Н.
Предмет ХИМИЯ
Класс 8
Автор УМК Новошинский И.И. Новошинская Н.С.
Тема урока Химические свойства кислот
Тип урока Комбинированный
Учитель ________________Титович Е.Н.__________________________________________
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Оргнизационный момент I. Этап «Актуализация знаний и умений» | |||||
1. Организует деятельность уч-ся по проверке первичных знаний о кислотах фронтальная работа по понятиям и определениям кислот классификация и названия отдельных кислот направленный на проверку усвоения основных понятий изучаемой темы, во фронтальном режиме; - организует самоанализ - подводит итог опроса | Вызванные учащиеся: отвечают на вопросы Остальные учащиеся: слушают, выполняют тестовые задания. Комментируют ответы на тестовые задания В случае необходимости исправляют ошибки Выставляют оценки Слушают заключение учителя | Понимать смысл информации. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять само- и взаимоконтроль Адекватно воспринимать оценку учителя | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Понимать и воспринимать на слух замечания учителя. Вызванные учащиеся: строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь | |
2. Организует деятельность по актуализации понятия сравнивает состав кислот и делаем предположения об их химических свойствах | Отвечают по вызову учителя или по желанию. Слушают ответы одноклассников. Обсуждают ответы одноклассников, выдвигают гипотезу о свойствах кислот | Умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | Воспринимать на слух ответы учащихся. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь | |
II. Этап «Изучение нового материала» | |||||
1. Организует проведение лабораторных опытов по инструкционным картам в группах с индивидуальным заданием, - предлагает вспомнить правила безопасной работы в химической лаборатории; организует работу в группах с теоретическим материалом по дополнительному материалу и материалам учебника оформление и обсуждение их результатов: - предлагает в парах выполнить лабораторные опыты - предлагает ознакомиться с теоретическим материалом на стр 185-186, 187-188 8кл Новошинского И.И.и Новошинской Н.С.(2013г) и дополнительным материалом оформить результаты эксперимента, выполнив задание по карточкам - предлагает обсудить результаты эксперимента | Вспоминают и озвучивают правила безопасной работы в химической лаборатории. В парах проводят лабораторные опыты по инструкционным картам Изучают теоретический материал учебника. Выполняют задание Обсуждают результаты эксперимента. Обобщают сведения о химических свойствах кислот. Формулируют и записывают в тетради уравнения реакций | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Актуализировать знания о признаках химических реакций. Описывать самостоятельно проведенные эксперименты, используя язык химии. Обобщать и интерпретировать информацию, представленную в текстовой и знаковой форме. Объяснять явления, выявленные в ходе эксперимента, строить логические рассуждения, создавать обобщения, делать выводы. Давать определения понятиям | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников по существу поставленного задания. Планировать учебную деятельность при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Преобразовывать практическую задачу в познавательную | Строить понятные для собеседника речевые высказывания. Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы. Осознанно использовать речевые средства, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью | Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту, формировать экологическую грамотность и бережное отношение к природе |
III. Этап «Закрепление нового материала» | |||||
1. Организует деятельность по выполнению индивидуальных заданий по цепочке превращений - открывает на экране (интерактивной доске) схемы уравнений реакций; - контролирует процесс выполнения заданий | Вызванный учащийся: у доски выполняет задание. Остальные учащиеся: выполняют задание в тетради | Использовать знаково-символические средства для решения задач. | Выполнять учебные действия в материализованной форме. Использовать правила (алгоритм) в планировании и контроле способа решения задачи. Осуществлять самоконтроль процесса решения задачи и коррекцию своей деятельности | ||
2. Организует работу по анализу выполнения задания - предлагает осуществить самооценку; - предлагает озвучить правильный ответ; - предлагает сравнить свой ответ с озвученным правильным ответом; - предлагает учащимся, допустившим ошибки, установить их причины Проводит блиц-опрос по изученному материалу | Отвечают по вызову учителя или по желанию. Слушают ответы одноклассников. Обсуждают ответы одноклассников Отвечают на вопросы блиц-опроса | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять само- и взаимоконтроль | Осознанно строить речевое высказывание, уметь слушать собеседника; адекватно использовать устную речь. Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | |
IV. Этап «Рефлексия» | |||||
Предлагает ещё раз перечислить свойства кислот, составить 2 прилагательных и 2 глагола, характеризующие кислоты. дорисовать смайлики. (понравилось или не понравилось занятие0 Подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке. | Отвечают по вызову учителя или по желанию. Слушают ответы одноклассников. | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. | Осознанно использовать речевые средства, владеть устной речью, | |
V. Этап «Домашнее задание» | |||||
Организует объяснение выполнения домашнего задания:. Ответить на вопросы и выполнить задания после текста § 47(1-3) и § 48(1-3) Предлагает сильным учащимся решить задачи(4 )после этих параграфов.сделать сообщение о применении кислот и кислотах в природе. Организованное окончание урока | Слушают учителя. Записывают домашнее задание | Адекватно воспринимать оценку учителя |
Предварительный просмотр:
Автор УМК Новошинский И.И. Новошинская Н.С.
Автор конспекта урока :
учитель химии МБОУ СОШ № 5 города Армавира - Титович Елена Николаевна
Класс -8
Тема урока Химические свойства кислот
Тип урока Комбинированный, исследовательский
Цели :
-научить ребят проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя,
-научить обобщать и интерпретировать информацию, представленную в текстовой и знаковой форме
-научить грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту
-формировать экологическую грамотность и бережное отношение к природе
Задачи:
-актуализировать знания о признаках химических реакций
-описывать самостоятельно проведенные эксперименты, используя язык химии
-объяснять явления, выявленные в ходе эксперимента, строить логические рассуждения, создавать обобщения, делать выводы
- давать определения химическим понятиям
Оборудование: компьютер, интерактивная доска (или проектор) реактивы (Соляная кислота, магний, цинк, медь, оксид магния, оксид цинка, гидроксид натрия, хлорид железа (III), фенолфталеин, метилоранж, лакмус, карбонат натрия, нитрат натрия, нитрат серебра)
Правила по ТБ. Ряд активности металлов, таблица растворимости, инструкционные карты
Пробирки, штативы для пробирок , микролаборатории
ХОД УРОКА.
Организационный момент, приветствие,
I. Этап «Актуализация знаний и умений»
Учитель:
-Обратите внимание на картинки на слайде (лимон, щавель) что объединяет их (слайд1)
Учащиеся (возможный ответ): они кислые, содержат кислоты
Учитель:
- Итак, тема нашего урока «Кислоты», и мы должны познакомиться с их химическими свойствами ( запись темы в тетрадь) (Слайд2)
-Что же такое кислоты?
Учащиеся (возможный ответ): сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка
Учитель :
-Что происходит с кислотами в водном растворе?
Учащиеся (возможный ответ): распадаются на ионы ,т. е. происходит их диссоциация
Учитель :
-Так чем же являются кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации?
Учащиеся .: кислоты это электролиты , образующие при диссоциации катионы водорода и анионы кислотного остатка
Учитель
-Давайте вспомним названия основных неорганических кислот.
Учащиеся ( называют появляющиеся на экране кислоты)
Учитель :
-Какими бывают кислоты? ( по содержанию кислорода в молекуле, по числу атомов водорода в кислоте)
Учащиеся (возможный ответ): кислоты по содержанию атомов кислорода делятся на кислородсодержащие и бескислородные (приводят примеры) по содержанию атомов водорода на одно и многоосновные (приводят примеры)
Выполняют тестовое задание (задание на слайде3) обмен тетрадями, взаимопроверка(ответы на слайде3)
II. Этап «Изучение нового материала»
.Учитель (Организует деятельность по актуализации понятия , сравнивает состав кислот и делает предположения об их химических свойствах)(слайд4)
Итак, мы выяснили, что все кислоты имеют в составе молекул атомы водорода, и способны в растворе образовывать при диссоциации катионы водорода, именно с этим свойством связаны общие свойства кислот. С какими же веществами будут реагировать кислоты… прежде чем провести экспериментальное исследование необходимо предположить ( выдвинуть гипотезу ( что такое гипотеза?) с какими веществами могут реагировать кислоты . Вспоминаем классы соединений, которые уже изучили (оксиды, основания, соли), делаем предположения о возможности взаимодействия с этими веществами), вспоминаем об индикаторах и их способности изменять цвет в зависимости от среды (химические «хамелеоны») , в быту мы используем эмалированную посуду, либо особые не окисляющиеся сплавы, поэтому проверим с какими металлами могут реагировать кислоты.
Учитель . Организует проведение лабораторных опытов по инструкционным картам в группах с индивидуальным заданием,( всего 5 групп в зависимости от количества учащихся группы дублируются) - предлагает вспомнить правила безопасной работы в химической лаборатории; и работе с кислотами правила прикреплены к инструкционным картам, организует работу в группах с теоретическим материалом по нескольким источникам (Включает чёрный экран слайд 5 )
Работа в парах ( один практик, другой теоретик) работа по инструкционным картам
Учитель помогает в проведении опытов, индивидуально отвечает на вопросы , возникающие у учащихся.
Учитель :
- Вы провели опыты , подтверждающие свойства кислот, о которых мы делали предположения
Представление результатов 1 группы (взаимодействие кислот с металлами)
Учащиеся (возможный ответ) мы исследовали действие соляной кислоты на металлы магний, цинк, медь в пробирке с медной проволокой видимых изменений не произошло, значит реакция не идёт , при взаимодействии магния и цинка выделялся газ, причём особенно активно шла реакция с магнием, при взаимодействии магния с соляной кислотой пробирка разогрелась , значит протекает экзотермическая реакция
Учитель:
-Если бы вам предложили расположить исследуемые металлы в порядке уменьшения активности ,то как бы вы расположили эти металлы?
Ученик сначала магний ,затем цинк, а после медь
Учитель :
-А по способности вытеснять водород, где бы вы поместили водород?
Ученик перед медью
Учитель:
- Верно, а теперь взгляните на ряд активности металлов и найдите исследованные вами металлы, именно так расположены металлы в ряду активности, который создал русский учёный Бекетов, расположив металлы по их активности
ЗАПОМНИТЕ: Металлы, расположенные в ряду активности до водорода вытесняют водород из кислот (не брать азотную кислоту, о ней мы поговорим позже)
Теоретик записывает на доске уравнения реакций , расставляет коэффициенты. Указывает тип химической реакции (все учащиеся записывают уравнения в тетрадь)
Результаты 2 группы (взаимодействие кислот с оксидами металлов)
Учащиеся (возможный ответ) мы исследовали действие соляной кислоты на оксиды магния и цинка , оксиды растворились в соляной кислоте, значит ,они взаимодействуют с кислотами , так как оксид магния –основный оксид цинка -амфотерный оксид , то можно сделать вывод, что кислоты реагируют с основными и амфотерными оксидами
Теоретик записывает на доске уравнения реакций , расставляет коэффициенты. Указывает тип химической реакции (все учащиеся записывают уравнения в тетрадь)
Результаты 3 группы (взаимодействие кислот с основаниями)
Учащиеся (возможный ответ) мы исследовали действие соляной кислоты на растворимое ( гидроксид натрия) и нерастворимое ( гидроксид железа(III) основание, в первом случае реакцию проводили в присутствии индикатора фенолфталеина, который окрасился в щёлочи в малиновый цвет, эта окраска исчезла при добавлении соляной кислоты, осадок нерастворимого основания гидроксид железа(III) растворился при добавлении соляной кислоты, значит, кислоты реагируют с основаниями
Теоретик записывает на доске уравнения реакций , расставляет коэффициенты. Указывает тип химической реакции (все учащиеся записывают уравнения в тетрадь )
ЗАПОМНИТЕ: реакция между основанием и кислотой называется реакцией нейтрализации (записываем ионно-молекулярное уравнение реакции)
Результаты 4 группы (взаимодействие кислот с солями)
Учащиеся (возможный ответ) мы исследовали действие соляной кислоты на карбонат натрия, реакция шла бурно с выделением газа, при взаимодействии соляной кислоты с нитратом серебра выпал белый осадок , а вот с нитратом натрия реакция не протекает
Учитель:
- Давайте подумаем , какая кислота будет сильнее : соляная или угольная?
Учащиеся (с помощью учителя) сильнее соляная кислота, потому что она вытеснила угольную из карбоната натрия , а угольная кислота нестойкая ,она разлагается на углекислый газ и воду
Учитель :
-Почему реакция между нитратом серебра и соляной кислотой протекает, а с нитратом натрия кислота соляная не реагирует?
Учащиеся (с помощью учителя) возможно потому, что в первом случае образуется осадок нерастворимой соли , а во втором случае все вещества сильные растворимые электролиты
Теоретик записывает на доске уравнения реакций , расставляет коэффициенты. Указывает тип химической реакции (все учащиеся записывают уравнения в тетрадь)
ЗАПОМНИТЕ: реакция между солью и кислотой протекает в случае, когда выпадает осадок или выделяется газ (записываем ионно-молекулярные уравнения реакций)
Результаты 5 группы (взаимодействие кислот с индикаторами)
Учащиеся (возможный ответ) мы исследовали действие соляной кислоты на индикаторы
Фенолфталеин не изменяет свою окраску, лакмус и метилоранж стали красного цвета, значит, кислоты изменяют окраску индикаторов( лакмуса и метилоранжа) ,и с их помощью можно определить, в какой пробирке находится кислота, в какой- щёлочь
Выполняем лабораторный опыт№13 «Распознавание кислот и щёлочей» ( инструкция в учебнике)
Учитель:
- Давайте сделаем вывод о химических свойствах кислот (слайд 6)( схему записываем в тетрадь)
III. Этап «Закрепление нового материала»
Выполнение тестового задания (слайд 7) с проверкой фронтально
Запись уравнений реакций ( по цепочке с комментариями у доски , остальные в тетради) (слайд 8)
Выполнение цепочки превращений ( у доски) (слайд 9)
IV. Этап «Рефлексия»
-Сделайте вывод о химических свойствах кислот
- Придумайте 2 прилагательных и 2 глагола, характеризующих их свойства дорисуйте смайлики, доволен занятием или не понравился урок ( слайд 10)
V. Этап «Домашнее задание
Д/З Параграф 47(1-3),48(1-4)_комментирует учитель
дополнительная информация о кислотах , вопросы блицопроса
Предварительный просмотр:
Инструкционная карта для 1 группы
В три пробирки налейте по 1 мл соляной кислоты (НCl), в одну из них положите кусочек магния , во вторую цинка, а в третью опустите медную проволочку, укажите признаки химической реакции, запишите уравнения реакции, сделайте вывод, с какими металлами реагирует соляная кислота
ПОМНИТЕ ПРАВИЛА ПО ТБ при РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ!!!
№группы задание | Условия и признаки реакции | Уравнение реакции | Вывод |
Проверить , реагируют ли кислоты с металлами , провести реакции с использованием соляной кислоты | НCl +Мg→ НCl +Zn→ НCl +Cu→ |
ЗАДАНИЯ ТЕОРЕТИКАМ 1
( так как металл Са находится в ряду активности металлов до Н то он вытесняет водород из кислот запишем вместо Н в кислоте Са. ) НCl +Са = Са Cl+…
+2 -1
Составим формулу по степени окисления НCl +Са = Са Cl2 +2 -1
водород выделяется в виде газа Н2↑, поэтому пишем НCl +Са = Са Cl2+Н2↑
Теперь расставим коэффициенты т.к в правой части уравнения 2 атома Н и 2 атома Сl то ставим коэффициент 2 перед НCl получили
+2 -1
Образец: 2 НCl +Са = Са Cl2+Н2↑
Закончите следующие уравнения реакций:
НCl +Мg→
НCl +Zn→
НCl +Cu→
Инструкционная карта для 2 группы
В пробирку насыпьте немного порошка оксида кальция (или магния), прилейте соляную кислоту укажите признаки химической реакции, запишите уравнение реакции, сделайте вывод с какими оксидами реагирует соляная кислота
ПОМНИТЕ ПРАВИЛА ПО ТБ при РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ!!!
№группы задание | Условия и признаки реакции | Уравнение реакции | Вывод |
Проверить , реагируют ли кислоты с оксидами металлов , (основными и амфотерными) провести реакции с использованием соляной кислоты | НCl +МgО→ НCl +ZnО→ |
ЗАДАНИЯ ТЕОРЕТИКАМ 2
( так как оксид металла Са основный то кислота будет реагировать, при этом вещества меняются первыми элементами ) НCl +СаО = Са Cl+НО…
+2 -1
Составим формулу по степени окисления НCl +Са О= Са Cl2 +Н2О +2 -1
Теперь расставим коэффициенты т.к в правой части уравнения 2 атома Н и 2 атома Сl то ставим коэффициент 2 перед НCl получили
+2 -1
Образец: 2 НCl +СаО = Са Cl2+Н2О
Закончите следующие уравнения реакций:
НCl +МgО→
НCl +ZnО→
Инструкционная карта для 3 группы
В пробирку налейте NaOH,(или КОН) прилейте каплю фенолфталеина и прилейте соляную кислоту НCl ,укажите признаки химической реакции, запишите уравнение реакции, сделайте вывод реагирует соляная кислота с основаниями?
Получите нерастворимое основание Fe(OH)3 (для этого прилейте к FeCl3 р-р NaOH) и затем добавьте соляную кислоту , наблюдаете растворение осадка? Сделайте вывод, можно ли удалить ржавчину при помощи соляной кислоты?
ПОМНИТЕ ПРАВИЛА ПО ТБ при РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ!!!
№группы задание | Условия и признаки реакции | Уравнение реакции | Вывод |
Проверить , реагируют ли кислоты с основаниями-растворимыми и нерастворимыми провести реакции с использованием соляной кислоты | НCl +NaOH → НCl +Fe(OH)3 → |
ЗАДАНИЯ ТЕОРЕТИКАМ 3
кислота будет реагировать с основаниями, при этом протекает реакция нейтрализации .вещества меняются первыми элементами )
НCl +КОН = КCl+НОН т.е (Н2О)
+1 -1
Составим формулу по степени окисления НCl +КОН = КCl++Н2О +2 -1
т.к в правой и левой части уравнения число атомов одинаково, то коэффициенты не нужны +1 -1
Образец: НCl +КОН = КCl++Н2О
Закончите следующие уравнения реакций
НCl +NaOH→
НCl +Fe(OH)3 →
Инструкционная карта для 4 группы
В пробирку налейте раствор Na2СО3 и прилейте НCl, укажите признаки химической реакции, запишите уравнение реакции, сделайте вывод -реагирует кислота с солью?
В пробирку налейте раствор AgNO3 и прилейте НCl, укажите признаки химической реакции, запишите уравнение реакции, сделайте вывод -реагирует кислота с солью?
В пробирку налейте раствор Na NO3 и прилейте НCl, видите ли вы признаки химической реакции, сделайте вывод -реагирует кислота с данной солью?
ПОМНИТЕ ПРАВИЛА ПО ТБ при РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ!!!
№группы задание | Условия и признаки реакции | Уравнение реакции | Вывод |
Проверить , реагируют ли кислоты с солью слабой угольной кислоты провести реакции с использованием соляной кислоты | НCl + Na2СО3 → НCl + AgNO3 → НCl + Na NO3 → |
ЗАДАНИЯ ТЕОРЕТИКАМ 4
кислота будет реагировать с солью если при этом выделяется газ или образуется осадок нерастворимого вещества, при этом вещества меняются первыми элементами НCl + К2СО3 → КCl+ ( Н2СО3 ) вместо неё пишем Н2О+ СО2↑получим
НCl + К2СО3 → КCl+ Н2О+ СО2↑
+1 -1
Составим формулу по степени окисления НCl + К2СО3 → КCl+ Н2О+ СО2↑
Теперь расставим коэффициенты т.к в правой части уравнения 2 атома Н а в левой
2 атома К то ставим коэффициент 2 перед НCl и 2 перед КCl получили
+1 -1
Образец: 2 НCl + К2СО3 →2 КCl+ Н2О+ СО2↑
Закончите следующие уравнения реакций:
НCl + Na2СО3 →
НCl + AgNO3 →
НCl + Na NO3 →
Инструкционная карта для 5 группы
В три пробирки налейте по 1 мл соляной кислоты НCl в одну из них прилейте фенолфталеин, в другую- метилоранж, в третью –лакмус укажите признаки химической реакции, запишите уравнение реакции диссоциации кислоты
ПОМНИТЕ ПРАВИЛА ПО ТБ при РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ!!!
№группы задание | Условия и признаки реакции | Уравнение диссоциации | Вывод |
Проверить , изменяют ли кислоты окраску индикаторов, провести реакции с использованием соляной кислоты. | НCl+ лакмус= (цвет) НCl+фенолфталеин= НCl+метилоранж= | НCl ↔ |
ЗАДАНИЯ ТЕОРЕТИКАМ 5
Сильная кислота НВr диссоциирует в растворе на ионы Н+ и Вr- т.е получаем
НВr ↔ Н+ + Вr-
Именно за счёт иона водорода изменяется окраска индикатора
Запишите диссоциацию
НCl ↔
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по алгебре. Тема "Функция у=х2, ее график и свойства" 8 класс.
Раазработка содержит план-конспект урока, раздаточный материал (приложение №2), интерактивное приложние №1 выполненое в программе eBeam Scrapbook для интерактивной доски While Board. для сайта данная ...
Разработка урока "Свойства степени с натуральным показателем", 7 класс
Данная разработка предусматривает применение интерактивной доски. Содержание учебного материала подобрано таким образом, что обучающиеся в основном работают на творческом уровне....
Методическая разработка "Химические свойства алканов", 10 класс
Урок химии для 10 класса (базовый уровень). Изучение нового материала - химические свойства алканов. Презентация к уроку....
Методическая разработка урока в 10 классе по теме "Степенная функция, ее свойства и график"
Методическая разработка урока повторения, обобщения и систематизации знаний по теме "Степенная функция, ее свойства и график" в свете новых стандартов. Представлено полное описани...
Методическая разработка урока в 5 классе: "Свойства воздуха"
Материал представлен с примененим системно-деятельностного метода обучения...
Методическая разработка урока. Тема: "Сера. Аллотропия серы, физические и химические свойства", 9 класс
Урок химии по теме "Сера. Аллотропия, физические и химические свойства" предполагает изучение материала в соответствии с современными требованиям, на нем преобладает самостоятельная работа обуча...
Разработка урока для 6 класса "Свойства вод Мирового Океана"
Представлена разработка урока по географии, учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова 6 класс "Свойства вод Мирового Океана"...