Презентация к уроку химии 8 класс на тему Соли
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме
Конспект урока Соли 8 класс и презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_soli_1_urok.ppt | 1.97 МБ |
konspekt_uroka_soli_8_klass.docx | 302.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 3 К какому классу соединений относятся вещества, дать им названия
Задание1 На какие группы и по каким признакам можно разделить вещества , формулы которых приведены ниже ? Na 2 O ; H 2 CO 3 ; ; H 2 SiO 3 Ca (NO 3 ) 2 Ca CO 3 Na Cl Cr 2 S 3 Na OH ; О 2 ; Al 2 O 3 ; Ca (OH) 2 ; С Са O ; А l; N 2 ; Al (OH) 3 ; S ; С О 2 ; H 2 SO 3 ; SO 2 ; Ca; Na формулы запишите в схему:
Вещества Простые Сложные Металлы А l , Ca , Na Неметаллы S , С , N 2 , , О 2 Оксиды Na 2 O , Al 2 O 3 , Са O , СО 2 , SO 2 Основание Ca (OH) 2 , NaOH , Al(OH) 3 Ca ( NO 3 ) 2 Ca CO 3 Na Cl Cr 2 S 3 ? кислоты H 2 CO 3 ; , H 2 SiO 3 , H 2 SO 3
Задание 2 Вставьте пропущенный фрагмент. S ------ S О 2 ----- H 2 SO 3 Na ----Х----- Na ОН С ------- Х ---- H 2 CO 3 Ca ----- Ca O ----- Ca (OH) 2 Х ХХ Ca CO 3
проверка S ------ S О 2 ----- H 2 SO 3 Na ---- Na 2 O ----- Na ОН ? ? ? С ------- С О 2 ---- H 2 CO 3 Ca ----- Ca O ----- Ca (OH) 2 Na 2 SO 3 Ca CO 3
Цель урока: Изучить состав, названия солей, классификацию, свойства и применение. План 1.Соли. Их состав и номенклатура ( название). 2. Составление формул солей по их названиям. 3. Классификация. 4. Представители данного класса. 5. Проверка знаний. 6. Подведение итогов урока. 7. Домашнее задание.
1. Соли. Их состав и номенклатура (название).
СОЛИ Na OH H Cl + - + _
Соли - это сложные вещества, которые состоят из ионов металла и кислотного остатка
3 задание. Определить : почему у солей разное количество кислотных остатков Дайте обоснованный ответ. NaNO 3 Ca (NO 3 ) 2 Al (NO 3 ) 3
3 задание. Na +1 Ca +2 Al +3 Имеют разную степень окисления. (см. таблицу растворимости)
задание 4 . Определить : почему у солей разное количество ионов металла? Дайте обоснованный ответ. Na NO 3 Na 2 С O 3 Na 3 Р - O 4
Так как кислотные остатки имеют свою степень окисления: (см. таблицу растворимости) NO 2 -1 - нитрит NO 3 -1 - нитрат SO 3 -2 - сульфит SO 4 -2 - сульфат С O 3 -2 - карбонат Р - O 4 -3 - фосфат Cl -1 - хлорид SiO 3 -2 -силикат
Выведем общую формулу солей ? Ме + n (К. О. - m ) n
Алгоритм названия солей Название Соли Название кислотного остатка Название металла в родительном падеже Кислотные остатки NO 2 -1 - нитрит NO 3 -1 - нитрат SO 3 -2 - сульфит SO 4 -2 - сульфат С O 3 -2 - карбонат Р - O 4 -3 - фосфат Cl -1 - жлорид SiO 3 -2 -силикат Стр. 76 таблица С.О. римскими цифрами + + = 8
Алгоритм названия солей Fe +2 ( NO 3 -1 ) 2 – нитрат железа ( II ) Fe +3 ( NO 3 -1 ) 3 – нитрат железа ( III ) Название металла в родительном падеже С.О. римскими цифрами Название Соли Название кислотного остатка = + + Назовите соль: Zn SO 4 -2 Al Cl 3 Cu ( NO 3 -1 ) 2
задание 5 . НАЗОВИТЕ СОЛИ Na Cl Fe +2 SO 4 Al 3 ( PO 4 ) 3 Ca (NO 3 ) 2 Cu +2 CO 3 Cr 2 +3 S 3 Na 2 SO 4 Ba (NO 3 ) 2
задание 5 . НАЗОВИТЕ СОЛИ Na Cl - хлорид натрия Fe +2 SO 4 - сульфат железа ( II ) Al 3 ( PO 4 ) 3 – фосфат алюминия Ca (NO 3 ) 2 - нитрат кальция Cu +2 CO 3 – карбонат меди ( II ) Cr 2 +3 S 3 – сульфид хрома ( III ) Na 2 SO 4 – сульфат натрия Ba (NO 3 ) 2 - нитрат бария
Контрольное задание1 Установите соответствие между формулой вещества и его названием ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА 1 Na 2 SO 4 А Сульфид меди ( I) 2 Cu 2 S Б Сульфид меди ( II ) 3 Cu S В Сульфат натрия 1 2 3 В А Б
2. Составление формул солей по их названиям.
Составить формулу сульфата алюминия: (второй способ) Составьте формулы: Упр. 3 стр. 78 Al 2 + SO 4 3 9 3 2
Составьте формулу хлорида кальция Са Cl 2 Составьте формулу нитрата натрия Na NO 3 Zn( SO 4 ) 2 Cu NO 3 Составьте формулу сульфата цинка Составьте формулу хлорида свинца ( II ) Составьте формулу нитрата меди ( I ) Pb Cl 2 Контрольное задание 2
3. Отдельные Представители стр.77 в таблицу 2 хлорид натрия название формула Нахождение в природе Значение и применение хлорид натрия
NaCl
"Среди всех природных минеральных солей, самая главная та, которую мы называем просто “соль” А.Е.Ферсман
За 4 года человек съедает пуд соли (в год человек с пищей потребляет 3-5,5 кг соли)
Соль в геральдике российских городов Герб Бахмута Герб Солигалича Герб Сольвычегодска Герб Энгельса Герб Усолья-Сибирского Герб Дрогобыча
Добыча соли из соляных шахт из соленых озер
На озере Баскунчак ежегодно добывается около 5 млн. тонн соли
Применение NaCl
Д/З: CaCO 3
Моллюски, раки, радиолярии, кораллы – все имеют известковый скелет
Большой Барьерный риф в Австралии
Меловые горы
Минералы карбоната кальция находятся в горных породах: Известняк Мел Мрамор Мрамор Мрамор Мрамор Травертин
Мрамор – строительный материал Единственное в России здание, полностью построенное из нешлифованного мрамора — железнодорожный вокзал в городе Слюдянка Иркутской области
Д/З: Фосфат кальция - основа минералов фосфоритов и апатитов
3.КЛАССИФИКАЦИЯ: а)по растворимости СОЛИ
Лабораторный опыт. №1 Определите растворимость солей Для этого: -прибавьте в первую пробирку к хлориду натрия 5-10 мл воды ; прибавьте во вторую пробирку к карбонату кальция 5-10 мл воды Что произошло? Вывод:
3.КЛАССИФИКАЦИЯ: а)по растворимости NaCl CaCO 3 таблица растворимости СОЛИ Растворимые Нерастворимые
а)по составу СОЛИ ? ? ?
Лабораторный опыт. №2 Определите в какой из трех пробирок находятся кислота, в какой щелочь, в какой соль, хлорид натрия. прибавьте в пробирку №1 универсальный лакмус прибавьте в пробирку №2 универсальный лакмус прибавьте в пробирку №3 универсальный лакмус Что произошло? Результаты опыта оформите в таблицу:
Изменение окраски индикатора Для кислот, также как и для щелочей, существуют качественные реакции с помощью которых растворы кислот можно распознать среди растворов других веществ. Это реакции с индикаторами. Название индикатора Окраска индикатора универсального лакмуса В кислой среде ( H +1 ) В нейтральной среде ( H +1 = О H -1 ) В щелочной среде (О H -1 )
Что сделали Что наблюдали Вывод Контрольное задание3 Ответте на вопросы: 1.Какая окраска индикатора в растворе хлорида натрия. Почему? 2.Раствор хлорида натрия. является : кислым, щелочным или нейтральным? 3. Следовательно соль хлорид натрия какая?
а)по составу NaCl Ba(NO 3 ) 2 СОЛИ средние Кислые ? Основные ?
Подведем итоги?
Контрольное задание - итоговое Часть А (задания с выбором ответа) 1. Соли – это сложные вещества: А) состоящие из ионов металлов и связанных с ними одного или нескольких гидроксид- ионов. Б) состоящие из ионов металлов и кислотных остатков; В) состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород со степенью окисления -2; Г) молекулы, которых состоят из ионов водорода и кислотных остатков. 2. Хлорид железа ( III ) имеет формулу: А) FeCl 3 ; B ) Fe 2 O 3 ; Б) FeCl 2 ; Г) FeO .
Контрольное задание - итоговое Часть В Выбери лишнее вещество и объясни почему? Игра « Третий лишний» 1. Ba SO 4 ; Ca CO 3 ; NaCl . 2. NaCl, Na 2 SO 4 , NaOH 3 Al 2 (SO 4 ) 3 , H 2 SO 4 , CaSO 4 4. Cu(NO 3 ) 2 , CuO, CuCl 2 5. CaCl 2 , PbS, Ba SO 4 .
Контрольное задание - итоговое Часть А Г А Часть В объясни почему? 1. NaCl . т.к… 2. NaOH т.к... 3 H 2 SO 4 , т.к… 4. CuO, т.к… 5. CaCl 2 т.к…
Домашнее задание §,21 упр.3 стр. 78 Составить презентацию фосфата кальция или опорный конспект в форме таблицы
Рефлексия 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я выполнял задания… 5. Я понял, что… 6. Теперь я могу… 7. Я почувствовал, что… 8. Я приобрёл… 9. Я научился… 10. У меня получилось… 11. Я смог… 12. Попробую… 13. Меня удивило… 14.Урок мне дал для жизни… 15. Мне захотелось…
Предварительный просмотр:
Презентация к уроку «Соли» 8 класс
Методическая разработка урока
« Соли. как производные кислот и оснований
Определение, состав номенклатура и классификация»
Для учащихся 8 класса
Учитель Набиуллина Т.Ф.
Цель: актуализировать знания учащихся о классификации простых и сложных веществ, строении атома и определения степени окисления,
сформировать у учащихся представление о солях, как отдельном классе неорганических веществ
умения записывать формулы солей по названиям и называть соли по формулам,
классифицировать соли, проводить качественные реакции на них.
Задачи:
Образовательные
- Раскрыть взаимосвязь между строением элементов и свойствами простых и сложных веществ посредством периодической системы элементов и электронной теорией строения атома.
- Определять причинно- следственные связи при сравнении свойств простых и сложных веществ.
- Способствовать развитию практических умений при работе с химическим оборудованием и реактивами по определению свойств солей.
- Определить особенности строения и свойств солей, как производных кислот и оснований.
- Продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий, составления опорного конспекта и самоконтроля.
Развивающие
- Установить взаимосвязь между составом строением и свойствами : простого вещества, оксидами, основаниями, кислотами , солями.
- Включить учащихся в активный познавательный процесс, предоставляя возможность выбора действия на уроке:
- Активизировать деятельность учащихся, используя практические задания разной степени трудности, лабораторные опыты.
- Установить причинно- следственные связи, обобщить, анализировать полученные результаты деятельности.
- Развивать самостоятельность учащихся, используя проблемные ситуации.
- Способствовать формированию познавательной активности учащихся на уроке через применение медиапрезентаций.
Воспитательные
- Развивать умение работать в парах , считаться с мнением всей группы и отстаивать своё корректно.
- Показать необходимость применять полученные знания для безопасной работы с основаниями, кислотами в жизни,для сохранения своего здоровья.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: лабораторный.
Оборудование: штативы, пробирки.
Реактивы: гидроксид натрия, кислота, универсальный лакмус, вода, минералы и горные породы.
План урока.
I. Возбуждение у учащихся интереса к изучению солей.
1. Актуализировать знания учащихся о классификации веществ.
2 .Установление причинно-следственных связей.
II Осмысление
1. Постановка учебной задачи
2. Формирование знаний о солях, как новом классе неорганических веществ.
3.Составление алгоритма составления названий по формуле и составления формул солей .
III Этап отработки умений и навыков.
1. Формирование умений составлять формулы солей и давать названия по формулам с учётом степеней окисления. металлов главных и побочных подгрупп.
2. Проведение самостоятельной работы по составлению формул и названий солей и самоконтроль.
3. Формирование умений составлять опорный конспект.
4. Лабораторные опыты. Проверка солей на растворимость в воде и экспериментальное определение солей среди кислот и оснований.
IV. Подведение итога.Рефлексия.
- Проверка усвоения материала урока с помощью теста и игры
« Третий лишний» и самоконтроль.
- Собственно рефлексия.
Организационный момент
I Этап мотивационно- ориентировочный.
- Актуализация знаний.
Запись на доске( проекторе):
1задание.
2 задание.
Установление причинно- следственных связей.
Существует связь между простыми веществами и сложными?
Каких веществ мы ещё не знаем?
Определение темы урока учащимися.
Соли. Определение, состав, номенклатура, представители данного класса и классификация.
II Этап уяснения знаний
3 задание .
- Определить : почему у солей разное количество ионов металла? Дайте обоснованный ответ.
NaNO3 Na 2СO3 Na 3 Р-O4
- Определить : почему у солей разное количество кислотных остатков? Дайте обоснованный ответ.
NaCl Ca Cl 2 Al Cl 3
-Соли - это сложные вещества, которые состоят из ионов металла и кислотного остатка
Определите степени окисления каждого элемента в формуле сульфат - иона
сульфат - ион имеет суммарный заряд:
(S-4O3 +2) +2 или (S-O3) +2
Выведем общую формулу солей
Ме+-n m( К. О.)n-m
К. О -Кислотные остатки Стр. 76 таблица
NO2-1- нитрит
NO3-1 - нитрат
SO3-2- сульфит
SO4-2 - сульфат
СO3-2-карбонат
Р-O4-3 - фосфат
Cl-1 - жлорид
SiO3-2 -силикат
III Этап отработки умений и навыков.
4 задание
Составьте формулы солей Упр. 3 стр. 78
Проанализируйте составленные формулы солей : по общей формуле, по степени окисления металла.
5 задание
Дайте название солям, учитывая степень окисления металла
NaCl
Fe +2SO4
Al3(PO4)3
Ca(NO3)2
Cu+2CO3
Cr2+3S3
Na2SO4
Ba(NO3 )2
6 задание
Расскажите об отдельных представителях данного класса, предварительно составив опорный конспект.
название | формула | Нахождение в природе | применение |
7 задание
Определите группы солей по различным признакам ( см. 5 задание)
1) по растворимости
Определите растворимость солей двумя способами:
Как без опыта узнать растворима соль или нет?
По таблице растворимости.
Знакомство с таблицей растворимости. Приведите по два примера растворимых солей и нерастворимых.
Лабораторный опыт. №2
Определите в какой из трех пробирок находятся кислота, в какой щелочь, в какой соль, хлорид натрия.
- прибавьте в пробирку №1 универсальный лакмус
- прибавьте в пробирку №2 универсальный лакмус
- прибавьте в пробирку №3
- универсальный лакмус
Что произошло?
Результаты опыта оформите в таблицу:
Что делали? | Что наблюдали? | Вывод |
2) по составу соли средние, кислые, основные.
IV Этап контроля знаний
Контрольное задание - итоговое
Часть А (задания с выбором ответа)
1. Соли – это сложные вещества:
А) состоящие из ионов металлов и связанных с ними одного или нескольких гидроксид- ионов.
Б) состоящие из ионов металлов и кислотных остатков;
В) состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород со степенью окисления -2;
Г) молекулы, которых состоят из ионов водорода и кислотных остатков.
2. Хлорид железа (III) имеет формулу:
А) FeCl3; B) Fe2O3;
Б) FeCl2; Г) FeO.
Часть В
Учащиеся называют третий лишний и объясняют почему.
Игра « Третий лишний»
1. BaSO4; CaCO3; NaCl.
2. NaCl, Na2SO4, NaOH
3Al2(SO4)3, H2SO4, CaSO4
4. Cu(NO3)2, CuO, CuCl2
5. CaCl2, PbS, BaSO4.
Проверка и самооценка за итогового контрольного задания
Рефлексия:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрёл…
9. Я научился…
10. У меня получилось…
11. Я смог…
12. Попробую…
13. Меня удивило…
14.Урок мне дал для жизни…
15. Мне захотелось…
«Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле»
Аристотель , древнегреческий философ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку (6 класс) по теме "Урок Мужества "Площадь Памяти"
Данное мероприятие четко связано с другими, направленными на формирование у учащихся чувства патриотизма, и соответствует возрастным особенностям детей. Занятие логически делится на две части: теорети...
Презентация к уроку в7 классе по теме "Решение систем линейных уравнений"
Даётся определение системы линейных уравнений с двумя переменными и подробно рассматривается графический способ решения уравнений....
"Формирование познавательных УУД на уроках химии (на примере темы "Соли") с использованием интерактивной доски.
Технологическая карта проектирования учебной ситуации. Три слайда для интерактивной доски Smard Board по теме "Соли" в 8 классе....
урок 8 класс по теме "Соли"
– урок изучения и первичного закрепления нового материала. Задачи урока:Познавательные: способствовать формированию знаний о составе, классификации, номенклатуре и применении солей;Исследовать фи...
Презентация к уроку химии"Обобщение по теме "Водород.Вода"
Содержит материал к итоговому уроку по теме "Вода.Растворы"...
Технологическая карта урока химии "Классы неорганических соединений. Соли"
Технологическая карта урока. как современная форма планирования урочной деятельности, в условиях реализации ФГОС позволяет учителю увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный...
Презентация к уроку 5 класс по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" (урок открытия новых знаний)
Презентация к уроку 5 класс...