Планирование факультативного курса "Избранные вопросы экологии"
календарно-тематическое планирование по экологии (9, 10, 11 класс)

Скурихина Екатерина Михайловна

В статье представлено поурочное планирование занятий факультативного курса «Избранные вопросы экологии» для учащихся 9-11 классов, который  подразумевает планомерное изучение вопросов экологии, наиболее часто встречающихся на олимпиадах разного уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_fakultativnog_kursa_ekologiya.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиады по экологии

как элемент образования для устойчивого развития

Становление образования, обеспечивающего  возможность участия каждого человека в решении экологических проблем, относится к числу основных задач, стоящих перед мировым сообществом. После саммита в Рио–де-Жанейро получила широкое распространение концепция устойчивого развития – стратегия улучшения качества жизни людей в пределах несущей емкости экосистем. В «Повестке дня на XXI век», принятой на саммите, была  определена цель образования для устойчивого развития: приобретение учащимися знаний, навыков, опыта комплексного решения социальных, экономических, экологических проблем для повышения качества жизни ныне живущих и будущих поколений. [1]

 В настоящее время необходим комплексный подход, использование нескольких направлений  для достижения этой единой цели. Необходима интеграция преподавания предметов – она позволяет с разных точек зрения взглянуть на причины возникновения и пути решения экологических проблем. Вертикальная и горизонтальная интеграция позволяет превратить весь процесс обучения в единую систему, звенья которой активно взаимодействуют между собой, а результатом этого взаимодействия является ученик с высоким уровнем экологической культуры.

Школьные олимпиады играют важную роль для решения задач формирования высокопрофессиональных научных  кадров страны. Олимпиады выявляют одаренных учащихся, мотивируют школьников к углубленному изучению предмета, а главное — развивают творческий подход к решению нестандартных задач.

Первая школьная олимпиада состоялась еще в XIX веке, когда Астрономическое общество Российской империи организовало «Олимпиаду для учащейся молодежи». Еще одним прообразом современных олимпиад можно считать конкурс по решению задач, проводившийся журналом «Вестник опытной физики и элементарной математики» в 1885-1917 гг. [2]

Тематика занятий факультативного курса «Избранные вопросы экологии» для учащихся 9-11 классов подразумевает планомерное изучение вопросов экологии, наиболее часто встречающихся на олимпиадах разного уровня.

Тематическое планирование факультативного курса

«Избранные вопросы экологии» для 9-11 классов

урока

Тема раздела, главы, урока

Прогнозируемый результат

Знать

Уметь

Введение (1 час)

1

Предмет и задачи экологии

Зарождение и развитие экологических понятий в ходе исторического развития человека. Отрасли экологии и методы исследований

Определять место человека в биосфере как биологического индивида;

оценивать последствия вмешательства человека в существующее в природе равновесие.

Общая  экология (12 часов).

2

Абиотические факторы.

Толерантность, законы минимума  Ю.Либиха и максимума  В.Шелфорда.

Чертить график толерантности, указывать его зоны, приводить примеры.

3

Свет как важнейший абиотический фактор.

Тепловое излучение, световое излучение, УФ-лучи, УК-лучи, альбедо, гелиофиты, сциофиты, мезофиты, кутикула, биолюминесценция. Экологические группы растений и животных по отношению к свету.

Определять экологическую группу растений по морфологическим признакам.

4

Биологические ритмы. Фотопериод. Хронобиология.

Приспособительные реакции организмов на периодически меняющиеся условия внешней среды. Внутренние и внешние ритмы организмов. Физиологические ритмы. Годичные, суточные (циркадные), лунный месяц, приливно-отливные ритмы. Работы А. Л Чижевского. Ритмы работоспособности.

Виды и типы биоритмов, роль нервной и эндокринной систем в регуляции биоритмов, причины и последствия нарушения биоритмов. связь биоритмов с приемом лекарств.

5

Наземно-воздушная среда обитания.

Факторы среды, лимитирующие факторы и экологический оптимум, адаптация  организмов к комплексному действию факторов среды.

Виды адаптаций человека и животных к жизни в различных средах обитания.  Оболочки Земли и распределение живых организмов в них

6

Водная среда обитания.

7

Почва как среда обитания.

8

Живой организм как среда обитания.

9

Популяции и их характеристики

Понятие популяции. Типы популяций. Пространственная, возрастная, половая

структура популяций. Использование демографических показателей популяций в сельском и лесном хозяйстве, в промысле, в медицине и эпидемиологии. Типы динамики численности популяций разных видов

Использовать количественные характеристики популяций при обсуждении демографических вопросов; объяснять механизм регулирования численности и устойчивости популяций;

рассчитывать плотность популяций организмов

10

Типы биотических отношений

Распределение организмов по экологическим нишам как условие сохранения равновесия в экосистемах. Дифференциация экологических ниш. Экологические взаимодействия: нейтральные, взаимополезные, конкурентные.

Называть типы взаимодействия биотических связей, приводить примеры

11

Развитие и  динамика экосистем.

Понятие экосистем и их границы, Учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе. Основные компоненты экосистем: продуценты, консументы, редуценты. Правила функционирования экосистем. Пищевые (трофические) и детритные цепи. Типы экосистем: автотрофные, гетеротрофные, естественные и искусственные.

Изображать графически цепи питания и экологические пирамиды, решать расчетные задачи.

12

Типы сукцессий.

Условия устойчивости природных сообществ. Видовой состав биоценозов. Экосистемы бедные и богатые видами. Саморазвитие экосистем. Внутренние и внешние причины смены биоценозов. Формирование экосистем на обнаженных участках, самозарастание водоемов. Сукцесссии, связанные с деятельностью человека, условия управления этими процессами.

Формулировать понятие «экологическая  сукцессия», называть причины смены биоценозов, приводить примеры.

13

Биосфера как глобальная экосистема.

Общие сведения о биосфере, структура, границы, типы вещества. Роль живых организмов в формировании биосферы: энергетическая, газовая, средообразующая, деструктивная. В.И. Вернадский о биосфере и ноосфере.

Давать  определение биосферы как глобальной  экосистемы; называть особенности биогеохимических циклов углерода, кислорода, азота, фосфора.

Промышленная экология (9 часов

14

Основные загрязнители окружающей среды.

Классификации загрязнений. Современные подходы к природосберегающим технологиям.

15

Нормирование качества окружающей среды

Методы очистки сточных вод и газовых выбросов

Называть способы очистки сточных вод и газовых выбросов.

16

Направления агроэкологической деятельности человека

Агроэкология. Основные понятия агроэкологии. Негативные стороны использования химических удобрений, загрязнение окружающей среды пестицидами и другими химикатами, использующимися в сельском хозяйстве. «Зеленые революции»

Знать понятие агроэкосистем, их состав, продуктивность, называть виды сельскохозяйственных загрязнений, методы определения.

17

Принципы экологического земледелия.

Эвтрофикация водоемов как результат сельскохозяйственной деятельности человека. Принципы экологического земледелия. Методы поддержания экологического равновесия. Биологические меры борьбы с вредителями.

Определять основные виды почвенной эрозии, составлять схему потоков вещества и энергии в агроэкосистеме

18

Предмет изучения и развитие радиоэкологии

Основные понятия радиоэкологии Естественный радиационный фон планеты Методы изучения радиационного состояния окружающей среды

Вредное действие  радиационных мутагенов среды на организм человека. Понятие генетического груза.

19

Радиоэкология особей,  популяций и сообществ

Радиоактивные изотопы и их использование в медицине. Биологическое действие ионизирующего излучения. Факторы, определяющие радиобиологический эффект. Иммунный ответ. Профилактика ионизирующего излучения. Радиопротекторы.

Характеризовать природу действия ионизирующего излучения на макромолекулы и живые клетки, формы проявления «лучевой болезни», способы защиты и лечения лиц, подвергнувшихся облучению.

20

Мониторинг, виды мониторинга окружающей среды

Методы экологических исследований. Методы биоиндикации загрязнения биосистем. ПДК, ПДВ, ПДС, ПДЭН. Организации, осуществляющие мониторинг.

Называть основные показатели качества среды и методы их измерения.

21

Глобальные антропогенные кризисы Земли. Проблема разрушения озонового слоя

Причины возникновения, воздействие на биосферу. Меры противодействия. Документы, направленные на решение проблемы.

Раскрывать причины кризисов, их воздействие на природные сообщества и здоровье человека.

22

Проблема «парникового эффекта»

23

Проблема кислотных дождей

24

Концепция устойчивого развития. Проблема сохранения биологического разнообразия.

Теоретические основания устойчивого развития социоэкосистем: концепции ноосферы В.И. Вернадского, коэволюции общества и природы, информационно- экологического общества. Социально – культурные аспекты достижения устойчивого развития. Формирование экологической культуры. Экологическая этика. Законы Дансеро.

Приводить характеристику материалов конференции в Рио-де – Жанейро и подобных конференций, формулировать критерии устойчивого развития, правила « экологического поведения».

25

Понятие экологической безопасности. «Законы» Коммонера.

Функции формирования экологического права. Концепция национальной безопасности в экологической сфере. Межгосударственые противоречия и конфликты в области охраны окружающей среды. История формирования экологического права. Государственные гарантии экологических прав граждан. Роль международных организаций в обеспечении прав человека на благоприятную окружающую среду: ВОЗ, ФАО, ЮНИДО, ЮНЕП.

Формулировать основные права граждан, записанные в законодательных актах РФ.

26

Народонаселение. Демографические проблемы.

Современной население Земли и его распределение по планете. Неравномерность роста населения Земли и его возможные последствия. Возможности и перспективы управления демографическими процессами. Причины и возможные последствия сокращения численности населения России. Образ жизни – фактор здоровья. Физическое, психическое, социальное здоровье. Здоровье и долгожительство.

Характеризовать количественные и качественные показатели демографических процессов в мире и в России, объяснять влияние различных факторов абиотической, биотической и социальной среды на здоровье индивидуума и демографические показатели, работать по карте населения Земли, таблицам демографических показателей.

27

Охраняемые природные территории и объекты.

Биологическое разнообразие видов и их функций в природе. Охрана природы – элемент сохранения экологического равновесия на планете. Сведения о внесенных в Красную книгу представителях животного и растительного мира. Особо охраняемые территории и их роль в поддержании экологического равновесия на планете.

Знать структуру и назначение Красной книги;

перечень заповедников, заказников, национальных парков, их роль в охране животных и растений.

28

Основы рационального природопользования.

Природные ресурсы и их использование. Понятие природно – ресурсного потенциала и классификация ресурсов. Правила рационального природопользования. Пути предотвращения истощения ресурсов. Безотходные и ресурсосберегающие технологии, использование альтернативных источников энергии.

Приводить примеры исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсов Земли, масштабы и перспективы использования ресурсов биосферы; источники дополнительных ресурсов. Определять рациональные возможности малоотходных и безотходных технологий.

Экология человека (7 часов)

29

Экология человека, её основные понятия

- Термины: здоровье, ВОЗ, популяция, средняя продолжительность жизни, качество жизни, демография.

- Характеристики здоровья конкретного человека и популяционного здоровья.

- Определять основные показатели здоровья человека, давать основные показатели популяционного здоровья.

- Называть факторы, влияющие на здоровье человека в условиях Севера.

30

Воздействие антропогенных факторов на здоровье человека

-Термины: экологическое нормирование качества окружающей среды, ПДК, ПДВ, ПДС, ПДЭН, мониторинг, толерантность.

 - Классификации экологических факторов, зависимости воздействия экологического фактора на организм от его интенсивности.

- Доказывать значение экологического нормирования качества окружающей среды.

- Называть организации, занимающиеся экологическим нормированием, и круг их компетенций, в том числе на примере ХМАО-Югры и г.Ханты-Мансийска.

31

Шумовые и электромагнитные загрязнения.

Уровни шумового воздействия на организмы. Функциональные изменения как результат действия шума на организм Способы защиты от шума. Вредное действие вибраций. Электромагнитные поля (ЭМП), действующие на современного человека, искусственное и естественное электромагнитное поле. Магнитные бури. Источники ЭМП и высокочастотных излучений, защита от них.

 Приводить последствия шумового и элетромагнитного загрязнения городской среды для здоровья человека; называть

меры борьбы с шумовыми воздействиями, защиты от электромагнитных излучений;

32

Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места (классной комнаты)

33

Безопасность продуктов питания.

Основы рационального питания. Теории правильного питания. Совместимые и несовместимые продукты. Химические добавки, употребляемые сегодня в мировой пищевой промышленности. Загрязнение пищевых продуктов пестицидами, нитратами, гормональным и лекарственными препаратами. Загрязнение пищевых продуктов токсинами. Методы контроля качества продуктов, система сертификации.

Приводить виды химических добавок к пищевым продуктам; называть способы уменьшения загрязнения продуктов питания от химических и токсических примесей.

  • .

34

Механизмы адаптации организма к окружающей среде.

- Термины: адаптация, гомеостаз, стресс-реакция, оптимальные условия, экстремальные условия, уровни адаптации, саморегуляция, функциональная система, иммунитет.

- Стадии адаптации, стадии стресса, влияние иммунной системы на длительность и протекание адаптационных реакций.

- Вклад К.Бернара, П.К.Анохина в изучение гомеостаза организмов.

- Приводить примеры взаимосвязи интенсивности воздействия факторов среды и включения адаптивных механизмов  организма человека (на 3 уровнях).

- Называть факторы, влияющие на здоровье человека в условиях Севера.

35

Итоговое занятие

Литература

  1. Калинин В.Б. Образование для устойчивого развития // Вестник АсЭкО, 2001, №3 (27). С. 7-9.
  2. http://vserosolymp.rudn.ru/history/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по русскому языку "Некоторые вопросы экологии языка"

Язык в опасности!      Так ли страшно состояние русского языка в современном мире? Задавшись этим вопросом, я решила рассмотреть, что же засоряет русский язык, и выделила дв...

Вопросы экологии на уроках кулинарии

Выступление на методическом совете учителей...

Планирование факультативного курса по математике «Избранные вопросы математики»

Целью курса «Избранные вопросы математики» является развитие интересов и склонностей учащихся к математике. В период обучения по данной программе они должны приобрести новые знания, умения и нав...

Тематическое планирование факультативных курсов "Основы экологии и краеведения"- 6 класс, "Мир, в котором я живу" - 7 класс

Данный материал содержит разработанный мной факультативный курс  для 6 класса "Основы экологии и краеведения" , в котором основной упор делается на практические занятия с учащимися в природе. Кур...

Вопросы экологии на уроках физики

Физика, как одна из основных наук о природе, позволяет сформировать у обучающихся целостную картину значимости биосферы в жизни каждого человека и планеты Земля. Задачи с экологической составляющей-ва...

Программа факультативного курса Юный эколог

Программа факультативного курса Юный эколог...

Факультативный курс по экологии

quot;Природа и экология Омского Прииртышья"...