Планирование факультативного курса "Избранные вопросы экологии"
календарно-тематическое планирование по экологии (9, 10, 11 класс)
В статье представлено поурочное планирование занятий факультативного курса «Избранные вопросы экологии» для учащихся 9-11 классов, который подразумевает планомерное изучение вопросов экологии, наиболее часто встречающихся на олимпиадах разного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_fakultativnog_kursa_ekologiya.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиады по экологии
как элемент образования для устойчивого развития
Становление образования, обеспечивающего возможность участия каждого человека в решении экологических проблем, относится к числу основных задач, стоящих перед мировым сообществом. После саммита в Рио–де-Жанейро получила широкое распространение концепция устойчивого развития – стратегия улучшения качества жизни людей в пределах несущей емкости экосистем. В «Повестке дня на XXI век», принятой на саммите, была определена цель образования для устойчивого развития: приобретение учащимися знаний, навыков, опыта комплексного решения социальных, экономических, экологических проблем для повышения качества жизни ныне живущих и будущих поколений. [1]
В настоящее время необходим комплексный подход, использование нескольких направлений для достижения этой единой цели. Необходима интеграция преподавания предметов – она позволяет с разных точек зрения взглянуть на причины возникновения и пути решения экологических проблем. Вертикальная и горизонтальная интеграция позволяет превратить весь процесс обучения в единую систему, звенья которой активно взаимодействуют между собой, а результатом этого взаимодействия является ученик с высоким уровнем экологической культуры.
Школьные олимпиады играют важную роль для решения задач формирования высокопрофессиональных научных кадров страны. Олимпиады выявляют одаренных учащихся, мотивируют школьников к углубленному изучению предмета, а главное — развивают творческий подход к решению нестандартных задач.
Первая школьная олимпиада состоялась еще в XIX веке, когда Астрономическое общество Российской империи организовало «Олимпиаду для учащейся молодежи». Еще одним прообразом современных олимпиад можно считать конкурс по решению задач, проводившийся журналом «Вестник опытной физики и элементарной математики» в 1885-1917 гг. [2]
Тематика занятий факультативного курса «Избранные вопросы экологии» для учащихся 9-11 классов подразумевает планомерное изучение вопросов экологии, наиболее часто встречающихся на олимпиадах разного уровня.
Тематическое планирование факультативного курса
«Избранные вопросы экологии» для 9-11 классов
№ урока | Тема раздела, главы, урока | Прогнозируемый результат | |
Знать | Уметь | ||
Введение (1 час) | |||
1 | Предмет и задачи экологии | Зарождение и развитие экологических понятий в ходе исторического развития человека. Отрасли экологии и методы исследований | Определять место человека в биосфере как биологического индивида; оценивать последствия вмешательства человека в существующее в природе равновесие. |
Общая экология (12 часов). | |||
2 | Абиотические факторы. | Толерантность, законы минимума Ю.Либиха и максимума В.Шелфорда. | Чертить график толерантности, указывать его зоны, приводить примеры. |
3 | Свет как важнейший абиотический фактор. | Тепловое излучение, световое излучение, УФ-лучи, УК-лучи, альбедо, гелиофиты, сциофиты, мезофиты, кутикула, биолюминесценция. Экологические группы растений и животных по отношению к свету. | Определять экологическую группу растений по морфологическим признакам. |
4 | Биологические ритмы. Фотопериод. Хронобиология. | Приспособительные реакции организмов на периодически меняющиеся условия внешней среды. Внутренние и внешние ритмы организмов. Физиологические ритмы. Годичные, суточные (циркадные), лунный месяц, приливно-отливные ритмы. Работы А. Л Чижевского. Ритмы работоспособности. | Виды и типы биоритмов, роль нервной и эндокринной систем в регуляции биоритмов, причины и последствия нарушения биоритмов. связь биоритмов с приемом лекарств. |
5 | Наземно-воздушная среда обитания. | Факторы среды, лимитирующие факторы и экологический оптимум, адаптация организмов к комплексному действию факторов среды. | Виды адаптаций человека и животных к жизни в различных средах обитания. Оболочки Земли и распределение живых организмов в них |
6 | Водная среда обитания. | ||
7 | Почва как среда обитания. | ||
8 | Живой организм как среда обитания. | ||
9 | Популяции и их характеристики | Понятие популяции. Типы популяций. Пространственная, возрастная, половая структура популяций. Использование демографических показателей популяций в сельском и лесном хозяйстве, в промысле, в медицине и эпидемиологии. Типы динамики численности популяций разных видов | Использовать количественные характеристики популяций при обсуждении демографических вопросов; объяснять механизм регулирования численности и устойчивости популяций; рассчитывать плотность популяций организмов |
10 | Типы биотических отношений | Распределение организмов по экологическим нишам как условие сохранения равновесия в экосистемах. Дифференциация экологических ниш. Экологические взаимодействия: нейтральные, взаимополезные, конкурентные. | Называть типы взаимодействия биотических связей, приводить примеры |
11 | Развитие и динамика экосистем. | Понятие экосистем и их границы, Учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе. Основные компоненты экосистем: продуценты, консументы, редуценты. Правила функционирования экосистем. Пищевые (трофические) и детритные цепи. Типы экосистем: автотрофные, гетеротрофные, естественные и искусственные. | Изображать графически цепи питания и экологические пирамиды, решать расчетные задачи. |
12 | Типы сукцессий. | Условия устойчивости природных сообществ. Видовой состав биоценозов. Экосистемы бедные и богатые видами. Саморазвитие экосистем. Внутренние и внешние причины смены биоценозов. Формирование экосистем на обнаженных участках, самозарастание водоемов. Сукцесссии, связанные с деятельностью человека, условия управления этими процессами. | Формулировать понятие «экологическая сукцессия», называть причины смены биоценозов, приводить примеры. |
13 | Биосфера как глобальная экосистема. | Общие сведения о биосфере, структура, границы, типы вещества. Роль живых организмов в формировании биосферы: энергетическая, газовая, средообразующая, деструктивная. В.И. Вернадский о биосфере и ноосфере. | Давать определение биосферы как глобальной экосистемы; называть особенности биогеохимических циклов углерода, кислорода, азота, фосфора. |
Промышленная экология (9 часов | |||
14 | Основные загрязнители окружающей среды. | Классификации загрязнений. Современные подходы к природосберегающим технологиям. | |
15 | Нормирование качества окружающей среды | Методы очистки сточных вод и газовых выбросов | Называть способы очистки сточных вод и газовых выбросов. |
16 | Направления агроэкологической деятельности человека | Агроэкология. Основные понятия агроэкологии. Негативные стороны использования химических удобрений, загрязнение окружающей среды пестицидами и другими химикатами, использующимися в сельском хозяйстве. «Зеленые революции» | Знать понятие агроэкосистем, их состав, продуктивность, называть виды сельскохозяйственных загрязнений, методы определения. |
17 | Принципы экологического земледелия. | Эвтрофикация водоемов как результат сельскохозяйственной деятельности человека. Принципы экологического земледелия. Методы поддержания экологического равновесия. Биологические меры борьбы с вредителями. | Определять основные виды почвенной эрозии, составлять схему потоков вещества и энергии в агроэкосистеме |
18 | Предмет изучения и развитие радиоэкологии | Основные понятия радиоэкологии Естественный радиационный фон планеты Методы изучения радиационного состояния окружающей среды | Вредное действие радиационных мутагенов среды на организм человека. Понятие генетического груза. |
19 | Радиоэкология особей, популяций и сообществ | Радиоактивные изотопы и их использование в медицине. Биологическое действие ионизирующего излучения. Факторы, определяющие радиобиологический эффект. Иммунный ответ. Профилактика ионизирующего излучения. Радиопротекторы. | Характеризовать природу действия ионизирующего излучения на макромолекулы и живые клетки, формы проявления «лучевой болезни», способы защиты и лечения лиц, подвергнувшихся облучению. |
20 | Мониторинг, виды мониторинга окружающей среды | Методы экологических исследований. Методы биоиндикации загрязнения биосистем. ПДК, ПДВ, ПДС, ПДЭН. Организации, осуществляющие мониторинг. | Называть основные показатели качества среды и методы их измерения. |
21 | Глобальные антропогенные кризисы Земли. Проблема разрушения озонового слоя | Причины возникновения, воздействие на биосферу. Меры противодействия. Документы, направленные на решение проблемы. | Раскрывать причины кризисов, их воздействие на природные сообщества и здоровье человека. |
22 | Проблема «парникового эффекта» | ||
23 | Проблема кислотных дождей | ||
24 | Концепция устойчивого развития. Проблема сохранения биологического разнообразия. | Теоретические основания устойчивого развития социоэкосистем: концепции ноосферы В.И. Вернадского, коэволюции общества и природы, информационно- экологического общества. Социально – культурные аспекты достижения устойчивого развития. Формирование экологической культуры. Экологическая этика. Законы Дансеро. | Приводить характеристику материалов конференции в Рио-де – Жанейро и подобных конференций, формулировать критерии устойчивого развития, правила « экологического поведения». |
25 | Понятие экологической безопасности. «Законы» Коммонера. | Функции формирования экологического права. Концепция национальной безопасности в экологической сфере. Межгосударственые противоречия и конфликты в области охраны окружающей среды. История формирования экологического права. Государственные гарантии экологических прав граждан. Роль международных организаций в обеспечении прав человека на благоприятную окружающую среду: ВОЗ, ФАО, ЮНИДО, ЮНЕП. | Формулировать основные права граждан, записанные в законодательных актах РФ. |
26 | Народонаселение. Демографические проблемы. | Современной население Земли и его распределение по планете. Неравномерность роста населения Земли и его возможные последствия. Возможности и перспективы управления демографическими процессами. Причины и возможные последствия сокращения численности населения России. Образ жизни – фактор здоровья. Физическое, психическое, социальное здоровье. Здоровье и долгожительство. | Характеризовать количественные и качественные показатели демографических процессов в мире и в России, объяснять влияние различных факторов абиотической, биотической и социальной среды на здоровье индивидуума и демографические показатели, работать по карте населения Земли, таблицам демографических показателей. |
27 | Охраняемые природные территории и объекты. | Биологическое разнообразие видов и их функций в природе. Охрана природы – элемент сохранения экологического равновесия на планете. Сведения о внесенных в Красную книгу представителях животного и растительного мира. Особо охраняемые территории и их роль в поддержании экологического равновесия на планете. | Знать структуру и назначение Красной книги; перечень заповедников, заказников, национальных парков, их роль в охране животных и растений. |
28 | Основы рационального природопользования. | Природные ресурсы и их использование. Понятие природно – ресурсного потенциала и классификация ресурсов. Правила рационального природопользования. Пути предотвращения истощения ресурсов. Безотходные и ресурсосберегающие технологии, использование альтернативных источников энергии. | Приводить примеры исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсов Земли, масштабы и перспективы использования ресурсов биосферы; источники дополнительных ресурсов. Определять рациональные возможности малоотходных и безотходных технологий. |
Экология человека (7 часов) | |||
29 | Экология человека, её основные понятия | - Термины: здоровье, ВОЗ, популяция, средняя продолжительность жизни, качество жизни, демография. - Характеристики здоровья конкретного человека и популяционного здоровья. | - Определять основные показатели здоровья человека, давать основные показатели популяционного здоровья. - Называть факторы, влияющие на здоровье человека в условиях Севера. |
30 | Воздействие антропогенных факторов на здоровье человека | -Термины: экологическое нормирование качества окружающей среды, ПДК, ПДВ, ПДС, ПДЭН, мониторинг, толерантность. - Классификации экологических факторов, зависимости воздействия экологического фактора на организм от его интенсивности. | - Доказывать значение экологического нормирования качества окружающей среды. - Называть организации, занимающиеся экологическим нормированием, и круг их компетенций, в том числе на примере ХМАО-Югры и г.Ханты-Мансийска. |
31 | Шумовые и электромагнитные загрязнения. | Уровни шумового воздействия на организмы. Функциональные изменения как результат действия шума на организм Способы защиты от шума. Вредное действие вибраций. Электромагнитные поля (ЭМП), действующие на современного человека, искусственное и естественное электромагнитное поле. Магнитные бури. Источники ЭМП и высокочастотных излучений, защита от них. | Приводить последствия шумового и элетромагнитного загрязнения городской среды для здоровья человека; называть меры борьбы с шумовыми воздействиями, защиты от электромагнитных излучений; |
32 | Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места (классной комнаты) | ||
33 | Безопасность продуктов питания. | Основы рационального питания. Теории правильного питания. Совместимые и несовместимые продукты. Химические добавки, употребляемые сегодня в мировой пищевой промышленности. Загрязнение пищевых продуктов пестицидами, нитратами, гормональным и лекарственными препаратами. Загрязнение пищевых продуктов токсинами. Методы контроля качества продуктов, система сертификации. | Приводить виды химических добавок к пищевым продуктам; называть способы уменьшения загрязнения продуктов питания от химических и токсических примесей.
|
34 | Механизмы адаптации организма к окружающей среде. | - Термины: адаптация, гомеостаз, стресс-реакция, оптимальные условия, экстремальные условия, уровни адаптации, саморегуляция, функциональная система, иммунитет. - Стадии адаптации, стадии стресса, влияние иммунной системы на длительность и протекание адаптационных реакций. - Вклад К.Бернара, П.К.Анохина в изучение гомеостаза организмов. | - Приводить примеры взаимосвязи интенсивности воздействия факторов среды и включения адаптивных механизмов организма человека (на 3 уровнях). - Называть факторы, влияющие на здоровье человека в условиях Севера. |
35 | Итоговое занятие |
Литература
- Калинин В.Б. Образование для устойчивого развития // Вестник АсЭкО, 2001, №3 (27). С. 7-9.
- http://vserosolymp.rudn.ru/history/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа по русскому языку "Некоторые вопросы экологии языка"
Язык в опасности! Так ли страшно состояние русского языка в современном мире? Задавшись этим вопросом, я решила рассмотреть, что же засоряет русский язык, и выделила дв...
Вопросы экологии на уроках кулинарии
Выступление на методическом совете учителей...
Планирование факультативного курса по математике «Избранные вопросы математики»
Целью курса «Избранные вопросы математики» является развитие интересов и склонностей учащихся к математике. В период обучения по данной программе они должны приобрести новые знания, умения и нав...
Тематическое планирование факультативных курсов "Основы экологии и краеведения"- 6 класс, "Мир, в котором я живу" - 7 класс
Данный материал содержит разработанный мной факультативный курс для 6 класса "Основы экологии и краеведения" , в котором основной упор делается на практические занятия с учащимися в природе. Кур...
Вопросы экологии на уроках физики
Физика, как одна из основных наук о природе, позволяет сформировать у обучающихся целостную картину значимости биосферы в жизни каждого человека и планеты Земля. Задачи с экологической составляющей-ва...
Программа факультативного курса Юный эколог
Программа факультативного курса Юный эколог...
Факультативный курс по экологии
quot;Природа и экология Омского Прииртышья"...