Методическая разработка игры «Брейн – ринг» по теме: «Фосфор и его соединения».
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Приступая к изучению темы «Подгруппа азота», сразу нацеливаю ребят на то, что по элементу фосфор и его соединениям будет проходить игра «Брейн – ринг», предлагается перечень вопросов, который учащиеся должны проштудировать самостоятельно:
- История открытия фосфора
- Характеристика элемента по положению в периодической системе
- Аллотропные видоизменения (модификация) фосфора
- Краткая характеристика соединений фосфора (оксиды, гидроксиды)
- Качественная реакция на фосфат-ион
- Фосфор в природе
В игре участвуют три команды
Цель игры: - выявить уровень усвоения учащимися знаний по теме
-углубить и обобщить представления о химическом элементе Р и его соединениях
-приучать самостоятельно приобретать знания, развивать интерес и познавательную активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
breyn-ring.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Брейн – ринга»
по теме «Фосфор и его соединения».
Приступая к изучению темы «Подгруппа азота», сразу нацеливаю ребят на то, что по элементу фосфор и его соединениям будет проходить игра «Брейн – ринг», предлагается перечень вопросов, который учащиеся должны проштудировать самостоятельно:
- История открытия фосфора
- Характеристика элемента по положению в периодической системе
- Аллотропные видоизменения (модификация) фосфора
- Краткая характеристика соединений фосфора (оксиды, гидроксиды)
- Качественная реакция на фосфат-ион
- Фосфор в природе
В игре участвуют три команды
Цель игры: - выявить уровень усвоения учащимися знаний по теме
-углубить и обобщить представления о химическом элементе Р и его соединениях
-приучать самостоятельно приобретать знания, развивать интерес и познавательную активность.
Ход игры:
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые команды! Фирма «Школьная игротека» приглашает сразиться вас на брейн – ринге. Тема сегодняшнего боя «Краткие сведения о фосфоре», после которого каждый из вас убедится, что знает не так уж и мало. Для начала небольшой экскурс в историю…
В 1669 году солдат – алхимик Хениг Бранд (1630 – 1710) в поисках «философского камня», способного якобы превращать неблагородные металлы в золото, занялся упариванием человеческой мочи. После прокаливания с углем твердого остатка Бранд заметил в сосуде появление белой пыли, которая испускала голубовато – зеленый свет. Так, впервые был получен белый фосфор – Р4
Вопрос: Как вы думаете, что обозначает в переводе с греческого слово «фосфор» (светоносец)
Команда, давшая правильный ответ, получает красный шар
Раунд № 1
Ведущий: Дайте характеристику элементу фосфору по его положению в периодической системе Д. И. Менделеева согласно плану:
- Положение элемента в периодической системе:
А) период
Б) группа
В) подгруппа, порядковый номер
- Строение атома
- Строение последнего энергетического уровня
- Степени окисления
- Металл, неметалл, переходный элемент
- Формула высшего оксида, его характер
- Формула гидроксида, его характер
- Формула летучего водородного соединения
Вопросы плана записаны на графическом планшете, учащиеся
команд записывают только ответы, а затем высвечивают их.
Команда, первая заполнившая свою карточку и давшая правильный ответ, получает красный шар. Другие команды, также давшие правильный ответ, но позднее, чем лидер, получает синий шар. Команда, допустившая ошибки получает черный шар.
Раунд № 2
Используя справочную литературу, выясните, какими свойствами обладает простое вещество – фосфор, имеет ли оно постоянную молекулярную формулу
Вопросы:
- Что такое «аллотропия»?
- Что мы называем аллотропными модификациями»
- «Его огромная пасть… светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте…»
А) О каком веществе идет речь?
Б) Могло ли быть такое на самом деле?
В) Автор и произведение
Раунд № 3
Опять обратимся к справочной литературе и выясним вопрос: какими химическими свойствами обладает фосфор?
Задание: К доске вызывается по одному учащемуся от команды
- Составим окислительно–восстановительное уравнение взаимодействия фосфора с кислородом при избытке воздуха
4Р0 + 5О20 →2Р2+5О5-2
Р0 -5е →Р+5 5 4 ок-ся в-ль
О20+4е→2О-2 4 5 вос-ся ок-ль
Раунд№4
Познакомьтесь с оксидом и гидроксидом фосфора. С помощью управлений реакций докажите, что они носят кислотный характер.
Раунд № 5
Качественная реакция на фосфат-ион
РО43- + 3Ag+ →Ag3PO4↓
осадок желтого цвета
Задание: В трех пробирках даны растворы веществ: сульфат натрия, хлорид натрия и ортофосфат натрия. Определите, в какой из пробирок находится каждое из веществ.
Прежде чем решать задачу вспомним правила по технике безопасности.
SO4 2-+ Ba2+ →BaSO4↓, белый осадок
Cl-+ Ag+ →AgCl, белый творожистый осадок
PO43- +3Ag+→Ag3PO4↓ , желтый осадок
Подведение итогов
I место-
II место-
III мест
Капитаны команд оценивают участие каждого в работе команды, выставляют оценки.
Домашнее задание
Для тех, кто заинтересовался фосфором, захочет узнать о биологическом значении этого элемента, его распространении в природе можно посоветовать следующею литературу:
- Янклович А.И., Химия. Санкт-Петербург «Паритет» 2009г
- Крицман В.А., Книга для чтения по неорганической химии. М. Просвещение, 2010 г.II
- Савина Л.А., Я познаю мир. Химия. Москва, АСТ, 2005
Найдите у себя дома соединения фосфора, сделайте небольшие сообщения, где и как они применяются.
В заключение заслушивается сообщение учащегося «Биологическая роль фосфора»
История открытия фосфора
Впервые фосфор был открыт и получен голландским купцом и алхимиком Хенигом Брандом. Добиваясь получения философского камня для превращения металлов в золото, Бранд взял свежую мочу, выпарил её досуха и чёрный остаток подверг прокаливанию. Он прокаливал его в колбе сначала осторожно, потом более усиленно, и вдруг заметил, что на верху трубки от колбы стало накапливаться белое воскообразное вещество. К удивлению алхимика, это вещество светилось слабым светом.
Бранд был потрясен своим открытием, и долгое время никому о нём не говорил, думая, что добился получения «философского камня». Потом герцоги и курфюрсты пытались купить у него тайну получения светящегося вещества, которое было фосфором. Затем алхимики пытались при помощи этого камня получить золото, но все попытки были тщетными. Фосфор не открывал своих загадочных свойств, а взрывы, которые случались во время опытов, пугали исследователей.
Биологическая роль фосфора.
Фосфор, как и азот, играет выдающуюся роль в жизни планеты. Он также участвует в мировом природном круговороте веществ, и без фосфора растительный и животный мир был бы совершено иным. Хотя фосфор занимает 13-е место среди элементов по распространенности , в теле человека его содержится 1,16%, причём 2/3 этого количества приходится на костную ткань. Большая часть кальция в организме связана с фосфором. 4/5 кальция в организме составляет фосфорнокислый кальций, содержащий полтора килограмма фосфорной кислоты. Для построения ребёнку требуется столько же фосфора, сколько и кальция. В организм фосфор попадает вместе с пищей, главным образом с мясом, рыбой, яйцами, молоком и хлебными продуктами. Кроме того, что фосфор необходим для построения скелета, он входит в состав белков, из которых состоят наиважнейшие органы тела, имеющие отношение к росту, развитию, к чувствам и мыслям. Клеточные ядра, особенно яйцевых, семенных, кровяных, нервных клеток и мозговых нервных узлов содержат много фосфора. Благодаря химическим реакциям в живых организмах образуются органические соединения фосфора из неорганических фосфоритов, содержащихся в продуктах питания. Один – полтора грамма фосфора ежесуточно всасываются в кровь и проходят длинный путь химических превращений, во время которых возникают различные органические фосфорные соединения. Так, в клетках живого организма образуется кислота, названная аденозинтрифосфорной (АТФ). Эта кислота служит собирателем и носителем энергии, без которой вообще невозможна работа, иными словами – жизнь любого вещества. Кислота АТФ состоит из азотистого основания, сахара и трех молекул фосфорной кислоты. Освобождающаяся при окислении и разложении пищи энергия всегда собирается, прежде всего, в молекулах АТФ. При гидролизе АТФ является источником энергии в подавляющем большинстве случаев. При этом от АТФ отщепляются одна или две молекулы фосфорной кислоты и образуются другие кислоты: АДФ и АМФ. Таким образом, фосфор в организме является носителем и передатчиком энергии, которая используется при образовании различных веществ, при работе мышц, сердца и всех других органов. Проделанные опыты показали, наиболее быстро происходит обмен фосфорных соединений в активно работающих органах тела: в печени, мышцах, мозгу. В мозговом веществе фосфора очень много, и все процессы центральной нервной системы, все ощущения и мышления нуждаются в фосфоре. Повышение содержания фосфора в мозговом веществе указывает на его важную роль и поэтому даже возникла поговорка: «Без фосфора нет мыслей!»
А почему? Потому что мозг снабжается энергией из АТФ. Раздражаясь, это богатое фосфором соединение отдаёт энергию нервным клеткам мозга.
АТФ во всех организмах Земли, в растительных и животных является переносчиком и передатчиком энергии. Без АТФ нерв не мог бы передать с периферии тела ни ощущений в мозговые клетки, ни приказа к действию из мозговых клеток на периферию. Без АТФ у мышц не было бы энергии для сокращения, без АТФ наши глаза не могли бы видеть, уши не могли бы слышать, кожа перестала бы чувствовать.
Недостаток фосфорного питания ведёт к ослаблению всего организма.
Соли фосфорной кислоты из организма человека и животных выделяются почками.
Фосфор необходим не только человеку, он также нужен в огромных количествах животным и растениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра брейн - ринг по теме "Право" для 9 класса
Командная игра в форме брейн - ринга на правовую тему для 9 классов. Может быть проведена в рамках предметной недели по обществознанию, на классном часу, на обобщающем уроке обществознания...
игра "Брейн- ринг" по теме "Решение занимательных задач"
В ходе данной игры учащимся предложено большое количество нестандартных задач на развитие логики, смекалки, внимания, мышления....
Методическая разработка. Физический брейн - ринг. 7 класс
Методическая разработка. Физический брейн - ринг. 7 класс...
Методическая разработка «Музыкальный брейн-ринг как инновационная форма работы с учащимися на уроках музыкальной литературы в ДШИ»
Работа, проводимая на теоретическом отделении нашей школы, гармонично сочетает в себе традиционные формы обучения на уроках сольфеджио и музыкальной литературы и инновационные формы работы. Игровая фо...
Методическая разработка игры «Брейн – ринг» по теме: «Фосфор и его соединения».
Приступая к изучению темы «Подгруппа азота», сразу нацеливаю ребят на то, что по элементу фосфор и его соединениям будет проходить игра «Брейн – ринг», предлагается перечень вопросов, который учащиеся...
Методическая разработка викторины брейн-ринг "По страницам произведений Н.С. Лескова"
В методической разработке предложены сценарий и материалы для проведения брейн-ринга. Определены цели и задачи проведения мероприятия, дан список литературы, которой можно воспользоваться....
Брейн-ринг по теме "Основные классы неорганических соединений" для учащихся 8 класса
Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 8 класса по химии. Игровая форма деятельности повышает мотивацию учащихся, формирует универсальные учебные действия....