Методическая разработка викторины брейн-ринг "По страницам произведений Н.С. Лескова"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
В методической разработке предложены сценарий и материалы для проведения брейн-ринга. Определены цели и задачи проведения мероприятия, дан список литературы, которой можно воспользоваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_stranitsam_proizvedeniy_n.s._leskova.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Балашовский техникум механизации сельского хозяйства
Методическая разработка
викторины брейн-ринг
«По страницам произведений Н.С. Лескова»
Автор: Горбачева В.В.
г. Балашов
2002 г.
Введение
Предложенная викторина по страницам произведений Н.С. Лескова позволяет систематизировать и обобщить в игровой форме знание текста произведений писателя. Большинство текстов было вынесено на самостоятельное (внеклассное) чтение, поэтому викторина – хороший повод развивать познавательные интересы студентов.
Основные цели:
- расширять знания студентов о жизни и творчестве Н.С. Лескова;
- посредством игры, соревнования вовлечь студентов в кропотливую самостоятельную работу по чтению и анализу произведений писателя;
- продолжить формирование мировоззрения студентов, опираясь на богатые литературные примеры из произведений Н.С. Лескова и его жизни.
Задачи мероприятия:
- проверить уровень знаний студентами идейного и фактического содержания произведений Н.С. Лескова;
- закрепить высокий уровень культуры общения, который необходимо поддерживать в процессе дискуссии.
Предложенная викторина может проводиться среди студентов 1 курса разных групп, но обязательным условием должен быть приблизительно равный уровень подготовки. Преподаватель заранее ставит студентов в известность о выборе произведений и характере задаваемых вопросов.
Методическая разработка брейн-ринг предназначена в помощь преподавателю. Она послужит хорошим подспорьем в организации внеклассной работы со студентами; привлечет внимание ребят к малознакомому для них и увлекательному чтению произведений Н.С.Лескова.
План мероприятия
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово преподавателя.
III. Условия проведения брейн-ринга. Правила игры.
IV. Содержание брейн-ринга.
а) вопросы о текстах и по тексту выбранных произведений;
б) вопросы цикла: «Кому принадлежат слова?»;
в) вопросы цикла: «Кому принадлежит портретная характеристика?»
г) вопрос – цепочка: «Восстановите ход событий»;
д) вопросы цикла: «Задан герой / героиня…»
V. Подведение итогов брейн-ринга. Заключительное слово преподавателя.
Использованные материалы
(оформление)
- Литературная газета с биографической справкой и фотографиями: «Н.С. Лескову 170 лет».
- Выставка произведений Н.С. Лескова и критической литературы о нем.
- Атрибуты брейн – ринга (игровые столы с сигнальными картами…)
Ход мероприятия:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово преподавателя.
- Раньше имя этого писателя почти не упоминалось в нашей литературе. Н.С. Лесков не был революционером демократов, он был из числа тех русских писателей, которые мучительно пытались определить нравственные ориентиры, дающие точку в эпоху острых социальных конфликтов.
В наши дни творчество Лескова как бы открывается заново. Актуальным оказывается спор его с «одним большим русским писателем» - Писемским, высказавшим свой взгляд на литературу:
- По-вашему, небось все надо хороших писать (якобы говорит Писемский), а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.
- Это у вас болезнь зрения.
- Может быть, но только что же делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости не вижу (…). Мною овладело от его слов любое беспокойство. «Как, - думал я, - неужто в самом деле ни в моей, ни в его душе, ни в чьей иной русской душе ни видеть ничего, кроме дряни? неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, - одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то, как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет и в моей и в твоей душе, мой читатель? Мне было и ужасно; и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хоть бы то небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояние?». «Куда я не обращался, кого не спрашивал, - все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так же кое-каких хороших людей и тот и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, или неправедны – все это надо собрать и потом разобрать: «Что тут возвышается над чертой простой нравственности и потому свято господу».
Эти размышления писателя стали отправной точкой для многих его произведений. Пусть они станут путеводной звездой и для нас во время состязания на лучшее знание его творчества.
III. Условия проведения брейн-ринга.
Преподаватель говорит о том, что будет проводиться две игры: полуфинальная и финальная.
Полуфинальная – до 3-х баллов.
Финальная – до 6 баллов.
Правила игры.
- Время на обдумывание вопроса – 1 минута.
- Ответы на вопросы принимаются только после того, как пойдет отсчет времени на обсуждение.
- Очко получает та команда, которая первой правильно отвечает на заданный вопрос.
IV. Содержание брейн-ринга
Вопросы по тексту произведений к полуфинальной игре:
- Почему повесть названа именно «леди Макбет Мценского уезда»? На что это указывает? (В одной из трагедий Шекспира, которая называется «Макбет», происходят такие же кровавые события, как и в повести: один за другим погибают от руки полководца Макбета король Шотландии, его сыновья по нации, его жены).
- О каких героинях литературы XIX в., можно вспомнить, читая «Леди Макбет…»? Почему? (О Катерине Кабановой «Гроза» и Катерине Масловой «Воскресенье»).
3. В одном из своих рассказов Н.С. Лесков называет «Художника», который силою своего искусства, мог придавать своим произведениям несколько выражений: 1) спокойствие, 2) возвышенное созерцание, 3) блаженство непосредственного собеседования с богом? О каком художнике идет речь? Чем закончилась его жизнь по описанию Лескова? (Речь идет о «художнике», который «работал над мертвыми». Это он придавал лицам почивших различные «утешительные выражения», свидетельствующие о более или менее счастливом состоянии их отлетевших душ. Художник погиб жертвою грубой толпы. Он был убит камнями за то, что усвоил «выражение блаженного собеседования с богом лицу одного умершего фальшивого банкира, который обобрал весь город).
- Я перечислю три женских имени. Одна из них – героиня Лескова. Кто она? Какое пристрастие в конце жизни её спасло и отчего? Любовь Онисимовна, Арина Родионовна, Настасья Филипповна. (это Любовь Онисимовна – героиня рассказа. В конце жизни она частенько запивала и это спасало её от горя и тоски по любимому человеку – это были «поминки» по Аркадию).
- Между кем шуточная схватка в начале рассказа привела к трагическим событиям в конце его? (между приказчиком Сергеем и купчихой Катериной Львовной Измайловой).
- Кто рассказывает историю «запечатленного ангела» и где это делает? (один из работников артели Марк (рыжий человек с острою, клином бородкою). Дело происходит на одиноком постоялом дворе посреди степи во время жесткой пурги).
- Кто предсказал «очарованному страннику» его судьбу, что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, пока не придет его настоящая погибель? (Монашек, которого он нечаянно убил).
- За годы скитаний Иван Северьянович Флягин с кем только не познакомился. Скажите: кто и каким образом помог ему бросить пить? (помог ему пьяный баринок-магнитизер, который считал, что нельзя какую-либо страсть свою просто взять и бросить самовольно, т.к. другой человек подберет и будет мучиться. Нужно найти другого человека, который добровольно снимет с тебя эту слабость. На самом деле помогло желание героя.)
Вопросы к финальной игре по тексту произведений:
- Что значит «Тупейный художник» (Гример и парикмахер).
- Какое чудо привело героев «Запечатленного ангела» артельщиков-старообрядцев в лоно православной церкви? (На поддельной иконе пропала с лица ангела печать).
- Почему у «очарованного странника» было прозвище «Голован»? (Когда он родился, у него была очень большая голова, отчего и умерла его мать.)
- Загадочный персонаж, который являлся по ночам Катерине Львовне (В виде кота – её свекор Борис Тимофеевич)
- Одна из героинь Лескова оказалась после всех своих приключений на скотном дворе. Почему? (Считалось, что скотники - народ пожилой и степенный, могли наблюдать за душевно-больными, какою и посчитали Любовь Онисимовну).
- За что Ивана Северьяновича называли артистом? (За умение понять и почувствовать и передать красоту окружающей жизни).
Вопросы цикла: «Кому принадлежат портретная характеристика?» для полуфинальной игры:
- «… в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а старенький, крючочки не застегиваются, порастрясены, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится», « на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны…» (Левша).
- «Это был человек огромного роста, со смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета, так странно отливала его проседь; он был в полном смысле богатырь, и притом типический, простодушный, добрый, русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца (Иван Северьянович Флягин).
- «Была ещё не очень стара, но была как лунь; черты лица её были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки…»; «…высокая, сухая, но очень стройная
старушка»; «Она была честна, кротка, и сентиментальна, любила в жизни трагическое…» (Любовь Онисимовна – актриса крепостного театра).
- «Не родилась красавицей, но была по наружности женщина очень приятная. Ей от роду шел всего 24-й год; росту она была невысокой, но стройная шея, точно из мрамора, выточенная, глаза черные, живые, белый, высокий лоб и черные, аж досиня волосы. (Катюша)
Слова ведущего:
Лесков говорил, что его знакомые ездят за границу, чтобы поднабраться впечатлений, ибо русская жизнь скучна и однообразна. А он ездит за границу, чтобы отдохнуть от тех впечатлений, что он получил дома. Он считал, что жизнь, обычная русская жизнь подкидывает порой такие сюжеты, что ни один писатель не придумает.
Вопросы цикла: «Кому принадлежат слова?» для полуфинальной игры:
- «-Послушай же… Теперь же стань поскорее душе моей за спасителя: моих больше сил нет так жить да мучиться, видючи его измену… Если я ещё день проживу, то я и его и её порешу, а если их пожалею, себя решу, то навек убью свою душеньку. Пожалей меня, родной мой, мой молёный брат, ударь меня раз ножом против сердца…» (Грушеньке цыганке).
- «Вас, я так рассуждаю, целый день на руках носить надо- и то не уморишься, а только за удовольствие это будешь для себя чувствовать…» (Приказчик Сергей).
- «Мне за народ очень помереть хочется» (Иван Флягин).
- «Русский человек со всем справится» ( барин, Флягина на работу нянчить ребенка).
- «И сам ты, если какую скорбь от какой-нибудь страсти имеешь, самовольно её не бросай, чтобы другой человек не поднял её и не мучился, а ищи такого человека, который бы добровольно с тебя эту слабость взял…» (магнетизер).
- …- «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят; пусть чтобы и у нас не чистили, а то храни бог война, стрелять не годится» (Левша).
- Что означают слова «сын молёный» и «сын обещанный» (мать его у бога просила и богу обещала).
Вопросы цепочки: «Восстановите ход событий»: для полуфинальной игры:
- Крепостной форейтор→Побег→ Конэсер→ В няньках→ Поединок→ Плен→ Любовь→ Монастырь. Призвание →Без имени.
- Кто такие изографы (мастера, что писали иконы).
- В каких прочитанных вами произведениях Лескова кольцевая композиция? Докажите. («Запечатленный ангел», «Очарованный ангел», «Тупейный художник»)
- Почему произведения Лескова назвали сказами (т.к. повествование идет от 1-го лица и упор сделан на правдоподобие, рассказываемого, такой рассказ передает особенности устной речи).
Вопросы и ответы для финальной игры:
- Загадан герой Лескова, которому принадлежат слова: «Бог простит – это нам не впервой такой снег на голову» (Левша так ответил Платову, когда тот просил прощение за то, что наказывал).
- Загадана героиня Лескова, которой принадлежат слова: «Мне хорошо известно, что раскольники богачи и для вас двадцать пять тысяч это вздор…» (жена немаловажного лица, благоволящая староверам),
- … даже нельзя её описать, как женщину, а точно будто, как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем… (Груша).
- Чем очарован странник, по-вашему? (это незаурядный человек, нигде для него нет настоящего места. Он очарован, околдован, т.к. постоянно испытывает на себе власть обстоятельств, при которых он не волен распоряжаться своей судьбой, Вместе с тем смысл названия определяется артистизмом его натуры, которая художественна и способна испытывать очарование жизни, красоты, любви).
- Кто из героев Лескова, спасаясь от нечистой силы, убивает корову (Флягин, в монастыре).
- Чем был запечатлен (запечатан) ангел? Как это произошло? (Когда иконы изымали чиновник мазнул по иконе горячим факелом, смогла закрыла мир…).
- Кто по поручению царя Николая передал Тульским мастерам блоху? (Казак Платов – мужественный старик, донской казак).
- Лесков создает целую галерею художественных натур, в своих рисунках (рассказал), перечислите их. (Иван Флягин, Грушенька, гример Аркадий, Левша, мастер Северьян, Любовь Онисимовна, тот, кто запечатлел ангела).
- Как был наказан виновник злоключений старообрядческих икон (Пимен, который переменил веру и стал православным пегим…) бог шельму метит.
- Как был спасен «Запечатленный ангел»? (Старообрядцы выкрали его из православной церкви, а взамен поставили подложенного по мостовой цепи во время ледохода).
V. Заключительное слово преподавателя
- Мы сегодня очень подробно, дополняя знания друг друга, поговорили о биографии и творческом наследии Н.С. Лескова.
Необходимо подвести итоги.
(Ведущий называет победившую команду и дает ей оценку-характеристику; он также благодарит за работу проигравшую команду…)
После подведения итогов брейн-ринга производится награждение победителей.
Заключение
Брейн-ринг – это форма повторения материала, пройденного на занятиях, позволяющая расширить и углубить знания по темам; дает возможность студентам больше узнать о писателе, его личности, творчестве. Проведение подобных занятий способствует воспитанию у студентов интереса к литературе и любви к слову, развивает эстетические вкусы студентов, повышает методический уровень преподавания.
В ходе подготовке к мероприятию и при проведении его были достигнуты все цели, поставленные нами. Студенты самостоятельно активно готовились к викторине по полученному ранее заданию. Ими были прочитаны повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Левша» и другие.
При проведении мероприятия студенты показали глубокое знание текста, развитую интуицию, широкиё кругозор. Проведенное мероприятие как нельзя лучше формирует познавательные возможности студентов, развивает их аналитические способности.
Использованная литература
1. Аннинский Л. Почва правды – В т V сбор.соч-й Лескова Н.С. – М., 1993г.
2. Барулина, Л.Б. "Очарованный странник" Н.С. Лескова // Лит. в шк. - М., 2007. - N 10.- С. 23-25
3. Виницкий, И. Духовный карцер. Н.С.Лесков и "Палата N 6" А.П.Чехова // Вопр. лит. - М., 2006. - Вып. 4. - С. 310-322
4. Лесков Н.С. Собрание сочинений в 6-ти томах – М., 1993г.
5. Чередникова М.П. Открытие Лескова. // Лит. в шк. № 2. 1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока «Квадратный корень из произведения и дроби» 8 класс
Методическая разработка урока «Квадратный корень из произведения и дроби» 8 класс...
методическая разработка классного часа "Листая страницы"
Классный час «Листая страницы» представлен в форме увлекательного праздника, на котором прозвучат стихи и песни о Магадане в исполнении детей.Материал классного часа познакомит с историей своей ...
Методическая разработка урока внеклассного чтения по произведению А.П.ЧЕХОВА «ПАРИ»
Разработка урока внеклассного чтения в 7 классе с использованием технологии критического мышления. Основной приём - чтение с остановками....
Методическая разработка по литературе. Урок по произведению М. Горького "Детство" 7 класс
В помощь учителям литературы....
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ (ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО)
В методической разработке указаны основные этапы работы над музыкальным произведением, разнообразие способов и методов для конкретной задачи музыкальной композиции.Приведенный комплекс методов работы ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ – ЭКСКУРСИИ «Страницы истории и литературы на площадях и проспектах Петербурга»
Экскурсия по Санкт-Петербургу посвящена изучению обучающимися истории и архитектурного облика исторического центра города – от площади Искусств до Дворцовой и Исаакиевской площадей.Тема экскурси...