игра "Брейн- ринг" по теме "Решение занимательных задач"
методическая разработка (5 класс) на тему
В ходе данной игры учащимся предложено большое количество нестандартных задач на развитие логики, смекалки, внимания, мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskaya_igra_2.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Математическая игра « Брейн-ринг»
Тема урока : « Решение занимательных задач» (для учащихся 5-6 класса)
Цель урока:
Учебная: повышение у учащихся интереса к предмету, через решение задач на сообразительность, смекалку, логику, находчивость, выявление нестандартного мышления учащихся;
Психологическая: Обучение квалифицированным коммуникативным навыкам через групповую работу; снятие психо-эмоционального напряжения учащихся и учителя, повышение мотивации, изменение отношения к учебному предмету и учебному материалу, модификация поведения и самооценки некоторых учащихся класса.
Ход урока:
Учащиеся класса разделяются на четыре команды по пять- шесть человек, придумывают название , эмблему и девиз, приветствие командам-соперникам и членам жюри.
За ходом игры следит жюри в состав которого входят 2-3 ученика этого класса , имеющих более высокую степень подготовки по предмету, учителя, родители учащихся, учащиеся старших классов. В их обязанности входит следить за временем, отпущенным на обсуждение вопроса, за очередностью подготовки ответов каждой командой, а самое главное за правильностью ответов на поставленный вопрос.
На центральном столе разложены письма с вопросами-задачами, которые подготовлены учителями, родителями учащихся, старшеклассниками и выпускниками школы. Также на столе находится юла или рулетка, с помощью которой выбирают вопрос.
С помощью жеребьёвки определяется последовательность, в которой команды будут занимать место за игровым столом. Время на обдумывание одна минута, но игроки могут давать и досрочный ответ, получив дополнительное время на обсуждение другого вопроса. Если команда дала правильный ответ на вопрос, она получает один балл и остается за центральным столом. Если же команда дала не правильный ответ, то право на дачу ответа переходит к следующей по номеру команде или быстрее всех подготовившая ответ и поднявшая руку. Если их ответ верен- они занимают место за центральным столом и игра продолжается. Если ни у одной из команды не было верного ответа на задачу, члены жюри демонстрируют её решение классу. В таком случае за центральный стол команды садятся в порядке, определенном с помощью жеребьёвки.
В игре побеждает команда, ответившая правильно на большее количество вопросов и набравшая тем самым большее количество баллов. Они получают приз и грамоту за победу в игре. Остальные команды получают грамоты «За активное участие в игре». Также члены жюри награждают учащихся по следующим номинациям: «Самый быстрый Ум», «Самый активный игрок», «Мистер эрудиция», « Лучший математик», « Самый Внимательный» и т.д.
К игре учитель с помощниками готовит большое количество задач (порядка 30) направленных на развитие математического мышления, эрудицию, логику и смекалку, задачи на систематизацию и классификацию, задачи на разрезание , со спичками, переливание и взвешивание без гирь, на внимание и проверку вычислительных навыков, на комбинаторику и из разряда правдоподобных рассуждений.
Вот некоторые задачи представленные на данном уроке.
В доме 100 квартир. Сколько раз на табличках , обозначающих номер квартиры, написана цифра 9? (вопрос от начальника ЖЭКа)
Как сложить из семи палочек три треугольника? (вопрос от учителя математики)
На складе имеются гвозди в ящиках по 24. 23, 17 и 16 кг. Может ли кладовщик отпустить со склада 100 кг гвоздей не распечатывая ящики? (вопрос от кладовщика фирмы « Бакс плюс»)
В феврале 2000 года 2 февраля было средой. Сколько вторников было в феврале 2000 года? (вопрос от учителя истории)
60 листов книги имеют толщину 1см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (вопрос от школьного библиотекаря)
Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнечную погоду? (вопрос от работников метеоцентра)
Парусник отправляется в плавание в понедельник в полдень. Плавание продлится 100 часов. Назовите день и час его возвращения назад в порт.
(вопрос от курсанта Нахимовского училища)
Вычеркните в числе 4000538 пять цифр так, чтобы оставшееся число стало наибольшим.(вопрос от учителя математики)
Разрежьте прямоугольный лист бумаги со сторонами 9см и 3см на восемь квадратов (вопрос от руководителя кружка оригами)
Два мальчика играли на гитарах, а один на балалайке. На чем играл Юра, если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных музыкальных инструментах? (вопрос от учителя музыки)
Было 9 листов бумаги, некоторые из них разрезали на три части. Всего стало 15 листов бумаги. Сколько листов бумаги разрезали? (вопрос от руководителя кружка оригами)
Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович вступили в бой с несколькими великанами. Получив по три удара богатырскими палицами , великаны обратились в бегство. Больше всего ударов нанес Илья Муромец-7, меньше всего Алеша Попович-3. Сколько всего было великанов ? (вопрос от студента ФРЯиЛ ТГПУ )
Гриша , Люда , Зина и Петя родились 12 февраля, 6 апреля, 12 июня и 26 июня. Петя и Люда родились в одном месяце, Зина и Петя родились в один и тот же день разных месяцев. Когда родился Гриша? ( вопрос от бабушки Пети, Люды, Зины и Гриши)
На складе было совершено хищение. Следствием установлены следующие факты:
Преступники вывезли награбленное на автомобиле4
Преступление совершил кто-то из троих А,В или С ( может быть и все трое);
С не ходит на дело без А;
В не умеет водить машину;
Виновен ли А? (вопрос от следователя РОВД Октябрьского района)
У одного старика спросили сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и ещё несколько месяцев, но день рождения у него было всего 25. Как это можно объяснить? ( вопрос от внука удивительного деда)
Слова в фразе стоят на своих местах, но буквы внутри каждого слова переставлены местами. Поставьте буквы на свои места и прочтите получившуюся поговорку: « Идно –аз хевс, вес – аз огодно» (вопрос от студента ФРЯиЛ ТГПУ)
В записи 1*2*3*4*5 замените * знаками арифметических действий и расставьте скобки так, чтобы получилось выражение, значение которого равно 100 ( вопрос от ученицы 5 В класса, увлекающейся математикой)
В записи 88888888=1000 поставьте между некоторыми цифрами знак сложения так, чтобы получилось верное равенство ( вопрос от ученика 6А класса, увлекающегося математикой)
На одной чаше весов лежат шесть одинаковых пачек чая и гиря массой 50гр; на другой чаше весов лежит одна пачка чая и две гири массой 100гр и 200гр. Весы находятся в равновесии. Определите сколько грамм весит пачка чая? (вопрос от продавца-консультанта магазина «Мир чая»)
Из четырех игр «Конструктор» , «Эрудит», лото и шашки надо выбрать две.
Сколькими способами это можно сделать? (вопрос от членов родительского комитета учащихся 5Б класса)
Список литературы
Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе.- Ростов н/Д.: Феникс,2006.
Щербакова Ю.В. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях.- М.: Глобус,2008.
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки -М.: Наука,1987.
Пчелинцев Ф.А, Чулков П.В. Математика. 5-6 класс. Уроки математического мышления .- М, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный учебник "Методика применения занимательных задач"
Занимательные задачи способствуют повышению эффективности заинтересованности воспитанниц к изучению информатики, улучшению их эмоционального настроя при выполнении задания. Данная методичка разработа...
Рабочая программа курса по выбору "Создание занимательных задач на компьютере"
Курс по выбору в 7 классе Рассчитан на 17 часов.1735 ...
Занимательные задачи
Приводятся тексты программ на языке программирования QBASIC....
Применение игровых технологий при решении занимательных задач на уроках математики
Основная цель работы – активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность...
"Занимательные задачи по математике"
Существенной характеристикой изменений в организации и проведении декад по математике является развитие образовательных потребностей учащихся через формирование надпредметных ключевых компетенций: инф...
Использование занимательных задач на уроках информатики в 5-6 классах
Занимательным задачам на различных уроках нужно уделять внимание . Подробнее хочется остановиться на использовании занимательных задач на уроках информатики в 5-6 классах....
Решение занимательных задач(сентябрь)
Презентация к факультативному занятию, проведённому в сентябре....