Брейн-ринг по теме "Основные классы неорганических соединений" для учащихся 8 класса
методическая разработка по химии (8 класс)
Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 8 класса по химии. Игровая форма деятельности повышает мотивацию учащихся, формирует универсальные учебные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
breyn-ring.docx | 29.76 КБ |
breyn-ring_po_teme_osnovnye_klassy_neorganicheskih_soedineniy.pptx | 894.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ХИМИЧЕСКИЙ БРЕЙН-РИНГ
«Основные классы неорганических соединений»
(для учащихся 8-х классов)
Цель: Обобщить, расширить и закрепить знания по теме “Основные классы неорганических соединений”
Задачи:
1. Повторить определения основных классов неорганических соединений.
2. Закрепить умения в составлении формул соединений и их названий.
Девиз: «Ни в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь» А.Дистервег
Оборудование:
-компьютер,
-проектор,
-экран
-раздаточный материал
-протокол для жюри
Технология игры: (по принципу телевизионной игры «Своя игра» в форме презентации через программу PowerPoint). Из учащихся 8-х классов выбираются три команды по 5 человек, один из которых назначается капитаном команды. Дается домашнее задание: придумать название команды, девиз, эмблему.
План игры
1. Вступительное слово учителя. (2-3 минуты)
2. I тур: Представление команд – соперниц, название и девиз команды, эмблема. (10-12 минут)
3. II тур: Разминка (2-3 минуты)
4. III тур: Блицтурнир. (16-20 минут)
5. IV тур: Конкурс капитанов. (12-15 минут)
6. Задания для болельщиков и участников команд (во время выполнения заданий капитанами). (15 минут)
7. Подведение итогов. (3-5 минут)
Общая продолжительность 60-75 минут
Сценарий игры.
Учитель химии (или ведущий):
Сегодня мы с вами проверим и закрепим свои знания и умения по химии в форме игры, отвечая на вопросы по теме «Основные классы неорганических соединений».
Без химии жизни, поверьте, нет,
Без химии стал бы тусклым весь свет.
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, с прическами ходим.
Химией лечимся, клеим и шьем
С химией мы бок о бок живем!
Так что вы без нее пропадете,
Если значение ее не поймете!
А чтобы больше и лучше все знать,
Надо химию понять.
Сегодня играют: команда 8а и 8б классов.
Судит нашу игру очень компетентное жюри: заместители директора по УВР нашей школы и учащиеся 9 класса, сдающие ОГЭ по химии
Итак, начинаем первый тур нашей игры: капитаны и команды представляют название, девиз, и эмблему. (максимальный балл за тур -5)
Второй тур: разминка (максимальный балл -4) (слайды на презентации по определениям оксидов, кислот, оснований и солей) задание выполняется на листе и сдается жюри
Переходим к третьему туру игры: команды по очереди выбирают вопросы из четырех номинаций (оксиды, основания, кислоты и соли).
Вопросы отличаются по степени сложности: два, три, четыре и пять баллов.
Оксиды | 2 | 3 | 4 | 5 |
Основания | 2 | 3 | 4 | 5 |
Кислоты | 2 | 3 | 4 | 5 |
Соли | 2 | 3 | 4 | 5 |
Перечень вопросов:
1. Оксиды
-2 балла: Какова общая формула оксидов?
а) Ме(ОН)х б) НхКис.Ост в) ЭхОу г) Мех(Кис.Ост)у.
- 3 балла: Химический состав и название негашеной извести (Оксид кальция СаО)
- 4 балла: Укажите формулы веществ, при термическом разложении которых образуются два простых вещества:
а) HgO б) H2О в) CaCO3 г) NH4Cl
-5 баллов:. Речной песок, кремнезем, кварц – это ... (Оксид кремния (IV) SiO2)
2. Основания
-2 балла: Какова общая формула оснований?
а) Ме(ОН)х б) МеНх в)ЭхОу г) Мех(Кис.Ост)у.
-3 балла: Как называются растворимые основания? (Щелочи)
-4 балла: Как называется и что представляет собой по составу «известковое молоко» и «известковая вода»? (Гидроксид кальция - Са(ОН)2)
- 5 баллов: Каустическая сода – это... (Гидроксид натрия)
3. Кислоты
- 2 балла: Какова общая формула кислот?
а) Ме(ОН)х б) НхКис.Ост в)ЭхОу г) Мех(Кис.Ост)у.
-3 балла: Какая кислота соответствует оксиду кремния (IV)? (Кремниевая H2SiO3 )
-4 балла: Какая кислота соответствует оксиду азота (V). (Азотная HNO3)
-5 баллов: Кислота, необходимая для пищеварения (Соляная кислота HCl)
4. Соли
-2 балла: Какова общая формула солей?
а) Ме(ОН)х б) ЭхОу в) НхКис.Ост г) Мех(Кис.Ост)у.
-3 балла: Как называются соли угольной кислоты? (Карбонаты)
-4 балла Как называются соли азотной и азотистой кислот кислоты? (Нитраты и нитриты)
-5 баллов: Химическое название «ляписа» и его формула (Нитрат серебра AgNO3)
Задания напечатаны на отдельных листах. На выполнение задания дается не больше 1 минуты. Листы с выполненными заданиями сдаются жюри
Переходим к следующему туру(четвертому) нашей игры. Это конкурс капитанов (максимальный балл -12).
Капитаны команд выполняют задания (получают задания на компьютерах или на отдельных листах). Выполненные задания сдаются жюри
Пока капитаны работают, команды также получают задания (максимальный балл - 20) После выполнения сдают листы в жюри.
Задания для капитанов и команд
- Оксиды.
Составьте формулы оксидов:
- Оксид натрия
- Оксид меди (II)
- Оксид серы (VI)
- Оксид хлора (VII)
- Оксид магния
- Оксид меди (I)
- Оксид кремния (IV)
- Кислоты.
Назовите кислоты
- HCl
- H2SO4
- HNO3
- H2SO3
- H2CO3
- H3PO4
- Основания.
Составьте формулы оснований
- Гидроксид меди (I)
- Гидроксид железа(III)
- Гидроксид кальция
- Гидроксид калия
- Гидроксид алюминия
- Гидроксид магния
- Гидроксид натрия
- Соли.
Назовите соли
- K2SO4
- AgNO3
- MgSO3
- AlPO4
- Na2CO3
Составьте формулы солей
- Фторид калия
- Хлорид бария
- Сульфид натрия
- Фторид железа (III)
- Хлорид кальция
- Сульфид магния
Задания четвертого тура для капитанов и команд на слайдах в презентации
В это время болельщики отгадывают химические загадки и приносят себе и команде дополнительные баллы
По результатам игры жюри подводит итоги.
Учитель:
Знаем мы, что встреча наша – лишь игра,
И расставаться нам пришла пора.
Будем мы с улыбкой вспоминать,
Как пытались баллы добывать,
Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни нас ведет,
Знатокам всегда, везде везет.
Химия дает в руки человеку огромные возможности и силы, но при этом требует грамотного, ответственного их использования.
Какова общая формула оксидов?
а) Ме(ОН)х б) НхКис.Ост в) ЭхОу г) Мех(Кис.Ост)у.
(2 балла, оксиды)
Какова общая формула кислот?
а) Ме(ОН)х б) НхКис.Ост в)ЭхОу г) Мех(Кис.Ост)у.
(2 балла, кислоты)
Укажите формулы веществ, при термическом разложении которых образуются два простых вещества:
а) HgO б) H2О в) CaCO3 г) NH4Cl
(4 балла, оксиды)
Какова общая формула оснований?
а) Ме(ОН)х б) МеНх в)ЭхОу г) Мех(Кис.Ост)у.
(2 балла, основания)
Химический состав и название негашеной извести
(3 балла, оксиды)
Речной песок, кремнезем, кварц – это ...
(5 баллов, оксиды)
Как называются растворимые основания?
(3 балла, основания)
Как называется и что представляет собой по составу «известковое молоко» и «известковая вода»?
(4 балла, основания)
Каустическая сода – это...
(5 баллов, основания)
Какая кислота соответствует оксиду кремния (IV)?
(3 балла, кислоты)
Как называются соли азотной и азотистой кислот кислоты?
(4 балла, кислоты)
Кислота, необходимая для пищеварения
(5 баллов, кислоты)
Как называются соли угольной кислоты?
(3 балла, соли)
Какова общая формула солей?
а) Ме(ОН)х б) ЭхОу в) НхКис.Ост г) Мех(Кис.Ост)у.
(2 балла, соли)
Как называются соли азотной и азотистой кислот кислоты?
(4 балла, соли)
Химическое название «ляписа» и его формула
(5 баллов, соли)
- Оксиды.
Составьте формулы оксидов:
- Оксид натрия
- Оксид меди (II)
- Оксид серы (VI)
- Оксид хлора (VII)
- Оксид магния
- Оксид меди (I)
- Оксид кремния (IV)
- Кислоты.
Назовите кислоты
- HCl
- H2SO4
- HNO3
- H2SO3
- H2CO3
- H3PO4
- Соли.
Составьте формулы солей
- Фторид калия
- Хлорид бария
- Сульфид натрия
- Фторид железа (III)
- Хлорид кальция
- Сульфид магния
За каждую правильную формулу или название по 1 баллу
Задания для капитанов
- Основания.
Составьте формулы оснований
- Гидроксид меди (I)
- Гидроксид железа(III)
- Гидроксид кальция
- Гидроксид калия
- Гидроксид алюминия
- Гидроксид магния
- Гидроксид натрия
- Соли.
Назовите соли
- K2SO4
- AgNO3
- MgSO3
- AlPO4
- Na2CO3
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ни в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь» А. Дистервег
Цель: Обобщить, расширить и закрепить знания по теме “Основные классы неорганических соединений” Задачи: Повторить определения основных классов неорганических соединений. Закрепить умения в составлении формул соединений и их названий.
2 Укажите формулу оксида CO 2 Na 2 S H 3 N ЗАПОМНИ!!! ОКСИДЫ – это сложные вещества , состоящие из двух элементов , один из которых кислород .
Укажите формулу основания Na 2 CO 3 NaOH H 3 PO 4 ЗАПОМНИ!!! ОСНОВАНИЯ – это сложные вещества , состоящие из атомов металлов , соединенных с одной или несколькими гидроксогруппами
Укажите формулу кислоты NaNO 3 H 2 SO 4 Ca(OH) 2 ЗАПОМНИ!!! КИСЛОТЫ – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода, связанных с кислотными остатками. ЗАПОМНИ!!! КИСЛОТЫ – это сложные вещества , состоящие из атомов водорода , связанных с кислотными остатками .
Укажите формулу средней соли Na 2 CO 3 KHSO 4 AlOHCl 2 ЗАПОМНИ!!! СРЕДНИЕ СОЛИ – соли, которые образуются при замещении атомами металлов всех атомов водорода в кислоте ЗАПОМНИ!!! СРЕДНИЕ СОЛИ – сложные вещества , которые образуются при замещении атомами металлов всех атомов водорода в кислоте
Блицтурнир
Конкурс капитанов
Составьте формулы оксидов: Оксид натрия Оксид меди ( II ) Оксид серы ( VI ) Оксид хлора ( VII ) Оксид магния Оксид меди ( I ) Оксид кремния ( IV )
Назовите кислоты : HCl H 2 SO 4 HNO 3 H 2 SO 3 H 2 CO 3 H 3 PO 4
Составьте формулы оснований: Гидроксид меди ( I ) Гидроксид железа( III ) Гидроксид кальция Гидроксид калия Гидроксид алюминия Гидроксид магния Гидроксид натрия
Назовите соли K2SO4 AgNO3 MgSO3 AlPO4 Na2CO3
Фторид калия Хлорид бария Сульфид натрия Фторид железа ( III ) Хлорид кальция Сульфид магния Хлорид алюминия СОСТАВЬТЕ ФОРМУЛЫ СОЛЕЙ:
Куда ни бросим взгляда мы, Увидим химии плоды. Жить без нее никак нельзя, Так будьте с нею вы друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брейн-ринг. Интеллектуально-практическая игра для старшеклассников (7-11 класс)
Интеллектуально-практическая игра для старшеклассников на тему: "Чем больше я узнаю, тем больше я смогу!"...
"Брейн-ринг". Игра по русскому языку для 8-11 классов.
Завершающее мероприятие Недели русского языка в школе. В игре рассматриваются вопросы по синтаксису, морфологии, фразеологии. Учащиеся соревнуются в разгадывании шарад, метаграмм....
Брейн-ринг «М.В. Ломоносов – великий сын России» (9 класс)
Цели игры: привитие интереса к различным областям научных знаний; развитие волевых усилий в достижении поставленной цели; сплочение коллектива параллели 9-х классов; фо...
Сценарий игры брейн-ринг по теме "Мой край Ямал" для учащихся 2-4 классов
Брейн-ринг "Мой край Ямал"(игра проводится в рамках длительной воспитывающей игры «Арктическое путешествие») Цель занятия: Привитие детям любви к родному краю.Задачи:-...
Брейн-ринг по русскому языку и литературе в 8 классе
Интеллектуальная игра по русскому языкуи литературе8 класс. Игровое повторение, обобщение знаний и навыков, приобретённых во время изучения русского языка и литературы...
Брейн-ринг "Через тернии к звёздам" (для 3-4 классов)
Брейн-ринг "Через тернии к звёздам" (для 3-4 классов)...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....