Статья «Витамин Е (исследовательская работа учащегося)"
статья по химии (11 класс) по теме

Иванова Людмила Евгеньевна

В статье представлен план реферата, практическая часть (результаты исследования) и приложения ученической работы по узученной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabotaik.doc798 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Л.Е., Корявикова Н.Т.

МБОУ СОШ № 32, г. Смоленск

«Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А.Сент-Дьёрдьи

«Витамин Е»

Исследовательская работа ученицы 11 класса Тарасовой Ольги

Важнейшей задачей современной школы, которая нашла отражение в ФГОС, является развитие самостоятельности, инициативности, формирование у школьников умений трудиться, включаться в творческий процесс в различных сферах деятельности. Одним из способов решения этой задачи рассматривается исследовательская работа учащихся, в ходе которой у школьников формируются универсальные способы учебной деятельности, дающие импульс к саморазвитию, самоанализу, самоорганизации. Представленная исследовательская работа преследует следующие цели: развитие межпредметных связей, формирование ключевых компетенций, расширение кругозора учащихся, формирование здорового образа жизни. В ходе выполнения работы формируются компетентности в сфере самостоятельной деятельности; компетентности, основанные на усвоении способов приобретения знаний, полученных из различных источников информации; познавательная компетентность (выполнение лабораторного практикума); коммуникативная компетентность. При организации деятельности учащегося реализуются следующие методические задачи: обучать работе с различными источниками информации; учить анализировать, систематизировать,  сравнивать, делать  выводы; социализировать учащихся; формировать навыки выполнения химического эксперимента, работы с продуктами мультимедиа и  навыки продуктивного общения.

Аннотация. Актуальность работы определяется постоянным обсуждением проблем здорового питания в средствах массовой информации. Исследование продуктов питания на содержание в них питательных веществ, витамином, микроэлементов, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, – объект постоянного внимания ученых, врачей, диетологов. Результаты этих исследований важны для всех тех, кто проявляет заботу о своем здоровье, красоте и долголетии.

Объект исследования: витамин Е. Предмет исследования: биологическая роль витамина Е. Цель работы: исследование роли витамина Е в жизнедеятельности организма человека. Задачи: рассмотреть классификацию витаминов, изучить физические и химические свойства витамина Е, обнаружить присутствие витамина Е в пищевых продуктах и выявить его биологическую роль в организме человека. Методы исследования: анализ научной и научно-популярной литературы, химический эксперимент. Результаты исследования представлены в форме реферата и мультимедийной презентации.

План реферата:

Введение. Витамин Е: секрет женской привлекательности

1. Классификация витаминов               2. История открытия и изучения витамина Е

3. Свойства  витамина Е      3.1. Качественные реакции (лабораторный практикум)                                       4. Биологическая роль витамина

5. «Где найти витамин Е?» Продукты, содержащие  витамин Е

5.1. Обнаружение витамина Е в некоторых продуктах (Лабораторный практикум)  Заключение/  Библиография/  Словарь  терминов/   Приложения

Список приложений: «Лабораторный практикум. Обнаружение витамина Е в различных продуктах», «Классификация витаминов», «Формулы витаминов А, D, Е, К», «Биологическая роль витамина Е», «Источники витамина Е», «Рецепты масок для волос  с витамином Е», «Тест «Есть ли у вас авитаминоз?»

Приложение 1. «Лабораторный практикум. Обнаружение витамина Е в различных продуктах»

Часть А. Изучение свойств α-токоферола. Цель: изучить физические свойства α-токоферола и провести качественные реакции.

Опыт 1. Физические свойства токоферола.

Опыт 2. Качественные реакции на α-токоферол

Реактивы: α-токоферол (0,1%-ный) в спирте (96%-ном); азотная  кислота (конц.); раствор хлорида железа (III). Оборудование: штатив лабораторный с пробирками; водяная баня; водяной термометр; пипетка; плитка.

А. Взаимодействие с концентрированной азотной кислотой. Техника опыта:

1) В сухую пробирку берем 4—5 капель 0,1%-ного спиртового раствора

α-токоферола. 2) Прибавляем 10 капель концентрированной азотной кислоты и содержимое пробирки встряхиваем. 3) Пробирку помещаем в водяную баню, нагретую до 70°С.

Опыт 3. Взаимодействие с раствором хлорида железа (III). Техника опыта:

1) В сухую пробирку вливаем  4—5 капель 0,1%-ного спиртового раствора

α-токоферола. 2) Прибавляют 0,5 мл хлорида железа (III). 3) Тщательно перемешивают содержимое пробирки. 4) Пробирку помещаем в водяную баню, нагретую до 70°С.

Часть Б. Обнаружение α-токоферола в различных продуктах. Цель: провести опыты по обнаружению витамина Е в предложенной

выборке продуктов.

Опыт 4. Обнаружение витамина Е в растительных маслах.

Опыт 5. Обнаружение витамина Е в различных продуктах. Техника опытов 4, 5: см. Опыт 2 и 3.

Продукты для обнаружения витамина Е: 1) Подсолнечное масло «Юг России» г. Ростов-на-Дону,  2) Подсолнечное масло «Слобода» г. Алексеевка,

3) Подсолнечное масло «Золотая семечка» г. Ростов-на-Дону, 4) Растительное масло г. Краснодар, 5) Оливковое масло г. Минск, 6) Молоко «Простоквашино» г. Санкт-Петербург, 7) Сметана «Простоквашино» г. Санкт-Петербург, 8) Сливочное масло «Дедушкин горлачик» г. Орша, 9) Крем для рук «Ромашковый» г. Минск.

Выводы: а) подсолнечное масло «Слобода» и оливковое масло подтвердили нахождение в них витамина Е с помощью двух реактивов. В подсолнечном

масле   «Золотая   семечка»,  «Юг России», домашнем  растительном    масле     нахождение α-токоферола проявилось при помощи одного из реактивов; б) нахождение витамина Е в креме для рук «Ромашковый» полностью подтвердилось с помощью обоих реактивов. При обнаружении α-токоферола в сливочном масле и молоке наблюдались лишь незначительные признаки его нахождения. В сметане витамин Е не обнаружен.

Приложение 2. «Рецепты масок для волос  с витамином Е»        

Питательная маска для волос с витаминами А, Е, РР (витамин B3): 0,5 чайной ложки каждого из витаминов: А, Е, РР (никотиновая кислота – B3); 2 ст. ложки масла льняного; 1 ч. ложка элеутерококка настойки; 1 желток. Все смешать и нанести на кожу головы и волосы на один час. Затем хорошо промыть волосы. Маска питает кожу головы.Ускоряет рост волос и оживляет их.

Маска для роста волос с витаминами А и Е: 1 ч. ложка каждого из витаминов А, Е; 1 ч. ложка репейного масла; 2 ст. ложки теплой воды; 2 ст. ложки горчицы в сухом виде; 1 желток.  Все ингредиенты смешать. Нанести на кожу и волосы. Укутать. Держать минимум 10 минут в первый раз. Будет чувствоваться жжение из-за горчицы. В следующие разы время увеличивать постепенно до часа. Стоит проводить такие процедуры раз в неделю. Эта маска дает замечательный результат – волосы оживают, начинают блестеть и быстрее расти.

Травяная маска с витаминами А, В1, В12, Е: 1 ст. ложка липы; 1 ст. ложка крапивы; 1 ст. ложка ромашки. Залить 200 мл кипятка, настоять, процедить через 30 минут. Добавить небольшое количество измельченного ржаного хлеба и несколько капель витаминов А, В1, В12, Е. Пусть постоит минут 10-15, затем нанести на кожу головы и волосы. Смыть через час. Такая маска призвана укрепить корни волос, придать им блеск и жизненную силу. Для жестких волос ржаной хлеб следует заменить яйцом.

Словарь терминов:

Авитамино́з — заболевание, являющееся следствием длительного неполноценного питания, в котором отсутствуют какие-либо витамины.

Анеми́я — группа клинико-гематологических синдромов, общим моментом для которых является снижение концентрации гемоглобина в крови, чаще при одновременном уменьшении числа эритроцитов (или общего объёма эритроцитов)

Витаминная недостаточность - заболевание, возникающее при дефиците витаминов в пище, а также если поступающие с пищей витамины не всасываются из кишечника, либо интенсивно разрушаются в организме. В зависимости от степени витаминной недостаточности различают авитаминозы и гиповитаминозы.

Гемоглоби́н — сложный железосодержащий белок кровосодержащих животных, способный обратимо связываться с кислородом, обеспечивая его перенос в ткани.

Гипервитаминоз — интоксикация, вызываемая приёмом резко повышенных доз витаминов А, D, E.  

Гипереми́я — переполнение кровью сосудов кровеносной системы какого-либо органа или области тела.

Гиповитаминоз — болезненное состояние, возникающее при нарушении соответствия между расходованием витаминов и поступлением их в организм; то же, что витаминная недостаточность.

Конъюнктивит — воспаление слизистой оболочки глаза (конъюктивы), вызванное, чаще всего, аллергической реакцией или инфекцией (вирусной, реже бактериальной). Различают аденовирусный (фарингоконъюнктивальная лихорадка), герпетический, бактериальный, хламидийный, острый и хронический конъюнктивит.

Панкреатит — группа заболеваний и синдромов, при которых наблюдается воспаление поджелудочной железы. При воспалении поджелудочной железы ферменты, выделяемые железой, не выбрасываются в двенадцатиперстную кишку, а активизируются в самой железе и начинают разрушать её (самопереваривание).

Пролиферация — разрастание ткани организма путём размножения клеток. Механизм пролиферации отличается от других механизмов изменения объёма клетки (клеток), например, отёка.

Синдро́м — совокупность симптомов с общим патогенезом.

Эритроциты — клетки крови человека, позвоночных животных и некоторых беспозвоночных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья "Особенности формирования исследовательских умений учащихся"

Главная проблема школы сегодня - перейти от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всего педагогического сообщества, т.е. педагогического коллектива, учащихся и родите...

Статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе кружковой работы по математике "

Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности  позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Я считаю, что...

Статья "Исследовательская работа учащихся на уроках биологии и внеурочное время по теме «Генетика»."

В данной статье хочу поделиться с вами опытом организации проектно-исследовательской деятельности на уроках биологии и внеурочное время по теме «Генетика» и разработкой урока - конференции...

статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе"

статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе"...

Методическая статья «Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»

Методическая статья«Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»...

Статья НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Статья содержит краткий обзор деятельности по развитию исследовательских навыков учащихся...

научные статьи для исследовательских работ учащихся

данный статейный материал необходим для подготовки учащихся к научно-исследовательским работам...