Статья «Витамин Е (исследовательская работа учащегося)"
статья по химии (11 класс) по теме
В статье представлен план реферата, практическая часть (результаты исследования) и приложения ученической работы по узученной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabotaik.doc | 798 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Л.Е., Корявикова Н.Т.
МБОУ СОШ № 32, г. Смоленск
«Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А.Сент-Дьёрдьи
«Витамин Е»
Исследовательская работа ученицы 11 класса Тарасовой Ольги
Важнейшей задачей современной школы, которая нашла отражение в ФГОС, является развитие самостоятельности, инициативности, формирование у школьников умений трудиться, включаться в творческий процесс в различных сферах деятельности. Одним из способов решения этой задачи рассматривается исследовательская работа учащихся, в ходе которой у школьников формируются универсальные способы учебной деятельности, дающие импульс к саморазвитию, самоанализу, самоорганизации. Представленная исследовательская работа преследует следующие цели: развитие межпредметных связей, формирование ключевых компетенций, расширение кругозора учащихся, формирование здорового образа жизни. В ходе выполнения работы формируются компетентности в сфере самостоятельной деятельности; компетентности, основанные на усвоении способов приобретения знаний, полученных из различных источников информации; познавательная компетентность (выполнение лабораторного практикума); коммуникативная компетентность. При организации деятельности учащегося реализуются следующие методические задачи: обучать работе с различными источниками информации; учить анализировать, систематизировать, сравнивать, делать выводы; социализировать учащихся; формировать навыки выполнения химического эксперимента, работы с продуктами мультимедиа и навыки продуктивного общения.
Аннотация. Актуальность работы определяется постоянным обсуждением проблем здорового питания в средствах массовой информации. Исследование продуктов питания на содержание в них питательных веществ, витамином, микроэлементов, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, – объект постоянного внимания ученых, врачей, диетологов. Результаты этих исследований важны для всех тех, кто проявляет заботу о своем здоровье, красоте и долголетии.
Объект исследования: витамин Е. Предмет исследования: биологическая роль витамина Е. Цель работы: исследование роли витамина Е в жизнедеятельности организма человека. Задачи: рассмотреть классификацию витаминов, изучить физические и химические свойства витамина Е, обнаружить присутствие витамина Е в пищевых продуктах и выявить его биологическую роль в организме человека. Методы исследования: анализ научной и научно-популярной литературы, химический эксперимент. Результаты исследования представлены в форме реферата и мультимедийной презентации.
План реферата:
Введение. Витамин Е: секрет женской привлекательности
1. Классификация витаминов 2. История открытия и изучения витамина Е
3. Свойства витамина Е 3.1. Качественные реакции (лабораторный практикум) 4. Биологическая роль витамина
5. «Где найти витамин Е?» Продукты, содержащие витамин Е
5.1. Обнаружение витамина Е в некоторых продуктах (Лабораторный практикум) Заключение/ Библиография/ Словарь терминов/ Приложения
Список приложений: «Лабораторный практикум. Обнаружение витамина Е в различных продуктах», «Классификация витаминов», «Формулы витаминов А, D, Е, К», «Биологическая роль витамина Е», «Источники витамина Е», «Рецепты масок для волос с витамином Е», «Тест «Есть ли у вас авитаминоз?»
Приложение 1. «Лабораторный практикум. Обнаружение витамина Е в различных продуктах»
Часть А. Изучение свойств α-токоферола. Цель: изучить физические свойства α-токоферола и провести качественные реакции.
Опыт 1. Физические свойства токоферола.
Опыт 2. Качественные реакции на α-токоферол
Реактивы: α-токоферол (0,1%-ный) в спирте (96%-ном); азотная кислота (конц.); раствор хлорида железа (III). Оборудование: штатив лабораторный с пробирками; водяная баня; водяной термометр; пипетка; плитка.
А. Взаимодействие с концентрированной азотной кислотой. Техника опыта:
1) В сухую пробирку берем 4—5 капель 0,1%-ного спиртового раствора
α-токоферола. 2) Прибавляем 10 капель концентрированной азотной кислоты и содержимое пробирки встряхиваем. 3) Пробирку помещаем в водяную баню, нагретую до 70°С.
Опыт 3. Взаимодействие с раствором хлорида железа (III). Техника опыта:
1) В сухую пробирку вливаем 4—5 капель 0,1%-ного спиртового раствора
α-токоферола. 2) Прибавляют 0,5 мл хлорида железа (III). 3) Тщательно перемешивают содержимое пробирки. 4) Пробирку помещаем в водяную баню, нагретую до 70°С.
Часть Б. Обнаружение α-токоферола в различных продуктах. Цель: провести опыты по обнаружению витамина Е в предложенной
выборке продуктов.
Опыт 4. Обнаружение витамина Е в растительных маслах.
Опыт 5. Обнаружение витамина Е в различных продуктах. Техника опытов 4, 5: см. Опыт 2 и 3.
Продукты для обнаружения витамина Е: 1) Подсолнечное масло «Юг России» г. Ростов-на-Дону, 2) Подсолнечное масло «Слобода» г. Алексеевка,
3) Подсолнечное масло «Золотая семечка» г. Ростов-на-Дону, 4) Растительное масло г. Краснодар, 5) Оливковое масло г. Минск, 6) Молоко «Простоквашино» г. Санкт-Петербург, 7) Сметана «Простоквашино» г. Санкт-Петербург, 8) Сливочное масло «Дедушкин горлачик» г. Орша, 9) Крем для рук «Ромашковый» г. Минск.
Выводы: а) подсолнечное масло «Слобода» и оливковое масло подтвердили нахождение в них витамина Е с помощью двух реактивов. В подсолнечном
масле «Золотая семечка», «Юг России», домашнем растительном масле нахождение α-токоферола проявилось при помощи одного из реактивов; б) нахождение витамина Е в креме для рук «Ромашковый» полностью подтвердилось с помощью обоих реактивов. При обнаружении α-токоферола в сливочном масле и молоке наблюдались лишь незначительные признаки его нахождения. В сметане витамин Е не обнаружен.
Приложение 2. «Рецепты масок для волос с витамином Е»
Питательная маска для волос с витаминами А, Е, РР (витамин B3): 0,5 чайной ложки каждого из витаминов: А, Е, РР (никотиновая кислота – B3); 2 ст. ложки масла льняного; 1 ч. ложка элеутерококка настойки; 1 желток. Все смешать и нанести на кожу головы и волосы на один час. Затем хорошо промыть волосы. Маска питает кожу головы.Ускоряет рост волос и оживляет их.
Маска для роста волос с витаминами А и Е: 1 ч. ложка каждого из витаминов А, Е; 1 ч. ложка репейного масла; 2 ст. ложки теплой воды; 2 ст. ложки горчицы в сухом виде; 1 желток. Все ингредиенты смешать. Нанести на кожу и волосы. Укутать. Держать минимум 10 минут в первый раз. Будет чувствоваться жжение из-за горчицы. В следующие разы время увеличивать постепенно до часа. Стоит проводить такие процедуры раз в неделю. Эта маска дает замечательный результат – волосы оживают, начинают блестеть и быстрее расти.
Травяная маска с витаминами А, В1, В12, Е: 1 ст. ложка липы; 1 ст. ложка крапивы; 1 ст. ложка ромашки. Залить 200 мл кипятка, настоять, процедить через 30 минут. Добавить небольшое количество измельченного ржаного хлеба и несколько капель витаминов А, В1, В12, Е. Пусть постоит минут 10-15, затем нанести на кожу головы и волосы. Смыть через час. Такая маска призвана укрепить корни волос, придать им блеск и жизненную силу. Для жестких волос ржаной хлеб следует заменить яйцом.
Словарь терминов:
Авитамино́з — заболевание, являющееся следствием длительного неполноценного питания, в котором отсутствуют какие-либо витамины.
Анеми́я — группа клинико-гематологических синдромов, общим моментом для которых является снижение концентрации гемоглобина в крови, чаще при одновременном уменьшении числа эритроцитов (или общего объёма эритроцитов)
Витаминная недостаточность - заболевание, возникающее при дефиците витаминов в пище, а также если поступающие с пищей витамины не всасываются из кишечника, либо интенсивно разрушаются в организме. В зависимости от степени витаминной недостаточности различают авитаминозы и гиповитаминозы.
Гемоглоби́н — сложный железосодержащий белок кровосодержащих животных, способный обратимо связываться с кислородом, обеспечивая его перенос в ткани.
Гипервитаминоз — интоксикация, вызываемая приёмом резко повышенных доз витаминов А, D, E.
Гипереми́я — переполнение кровью сосудов кровеносной системы какого-либо органа или области тела.
Гиповитаминоз — болезненное состояние, возникающее при нарушении соответствия между расходованием витаминов и поступлением их в организм; то же, что витаминная недостаточность.
Конъюнктивит — воспаление слизистой оболочки глаза (конъюктивы), вызванное, чаще всего, аллергической реакцией или инфекцией (вирусной, реже бактериальной). Различают аденовирусный (фарингоконъюнктивальная лихорадка), герпетический, бактериальный, хламидийный, острый и хронический конъюнктивит.
Панкреатит — группа заболеваний и синдромов, при которых наблюдается воспаление поджелудочной железы. При воспалении поджелудочной железы ферменты, выделяемые железой, не выбрасываются в двенадцатиперстную кишку, а активизируются в самой железе и начинают разрушать её (самопереваривание).
Пролиферация — разрастание ткани организма путём размножения клеток. Механизм пролиферации отличается от других механизмов изменения объёма клетки (клеток), например, отёка.
Синдро́м — совокупность симптомов с общим патогенезом.
Эритроциты — клетки крови человека, позвоночных животных и некоторых беспозвоночных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная статья "Особенности формирования исследовательских умений учащихся"
Главная проблема школы сегодня - перейти от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всего педагогического сообщества, т.е. педагогического коллектива, учащихся и родите...
Статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе кружковой работы по математике "
Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Я считаю, что...
Статья "Исследовательская работа учащихся на уроках биологии и внеурочное время по теме «Генетика»."
В данной статье хочу поделиться с вами опытом организации проектно-исследовательской деятельности на уроках биологии и внеурочное время по теме «Генетика» и разработкой урока - конференции...
статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе"
статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе"...
Методическая статья «Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»
Методическая статья«Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»...
Статья НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ В ОБРАЗОВАНИИ
Статья содержит краткий обзор деятельности по развитию исследовательских навыков учащихся...
научные статьи для исследовательских работ учащихся
данный статейный материал необходим для подготовки учащихся к научно-исследовательским работам...