раздаточный материал к урокам для 9 класса
план-конспект занятия по химии (9 класс) по теме
раздаточный материал к урокам для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_uchashchikhsya_9_klassa.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
+1 Щелочные металлы(Щ): Реагируют почти со всеми неметаллами:Cl2, S, H2, О2 и др 2Щ+2Н2О→2ЩОН+Н2 Щ2O+ Н2О→2ЩОН 2Щ+Н22ЩН Щ+О2(Li2O, Na2O2, …) 2Na2O2+2CO2→ 2Na2CO3+O2 (на подводных лодках) Na3N+H2O→ NaOH+ NH3 NaH+ Н2О→ H2+NaOH а)Li→ Li3N→ LiOH→ Li2O→ LiCl б)K→ KOH→ KHCO3→ K2CO3→K2SO4 | +2 Щелочноземельные металлы(М) Реагируют почти со всеми неметаллами:Cl2, S, H2, О2 и др M+2H2O→M(OH)2+H2(кроме Be, Mg) Mg+H2OMgO+H2; Be+H2O→не идет 2М+О22MO Mg+TiO22MgO+Ti (магнийтермия) Ca+MoO3CaO+Mo (кальцийтермия) M3N2+6H2O→3M(OH)2+2NH3 Be2C+4H2O→2Be(OH)2+CH4 карбид бериллия метан CaC2+2H2O→Ca(OH)2+C2H2 карбид кальция ацетилен Mg→MgO→MgSO4→Mg(OH)2→MgO→MgCl2 Ca→Ca(OH)2→CaCl2→CaCO3→CaO→Ca(OH)2 |
Al, как и все металлы, легко реагирует с неметаллами: O2, S, Cl2, Br2 и др. 4Al+3CAl4C3 Al4C3+H2O→CH4+Al(OH)3 Al(OH)3+3HCl→AlCl3+3H2O Al(OH)3+NaOH→Na[Al(OH)4] Al(OH)3+NaOH→Na3AlO3 () 2Al+2NaOH+6H2O→2Na[Al(OH)4]+3H2 8Al+3Fe3O44Al2O3+9Fe () 2Al(OH)3 Al2O3+3H2O Al→AlCl3→Al(NO3)3→Al(OH)3→Na3AlO3 Al→Al4C3→Al(OH)3→Al2O3→Al2(SO4)3→Al(NO3)3 | Железо, как и все металлы, реагирует с неметаллами: O2, S, Cl2 и др., проявляя степени окисления +2 и +3 Fe+SFeS 3Fe+2O2Fe3O4 (FeO∙Fe2O3) железная окалина 2Fe+3Cl22FeCl3 Fe+2HCl→FeCl2+H2 Fe+H2SO4(разб.)→FeSO4+H2 Fe+H2SO4(конц.)≠ пассивация 2Fe+6H2SO4(конц.) Fe2(SO4)3+3SO2+6H2O 3Fe+4H2O Fe3O4+H2 а) Fe→FeCl3→Fe(OH)3→Fe2O3→Fe б) Fe→FeCl2→Fe(OH)2 →Fe(OH)3 ↓ FeSO4 |
1. При взаимодействии 2,3 г натрия с водой получили 1 л водорода (н.у.). Вычислите объемную долю выхода газа (в %).
2. Какую массу оксида кальция можно получить при прокаливании 1 кг известняка, содержащего 20 % примесей?
3. Какая масса карбоната кальция получится при взаимодействии известковой воды с 80 г карбоната натрия, содержащего 5 % примесей?
4. Какую массу алюминия можно получить при электролизе 5 кг оксида алюминия, содержащего 0,4 % примесей?
5. Сколько железной окалины может образоваться из 100 г стали, содержащей 98,6 % железа?
О2 т.кип.=-183ºС; т.пл.=-219 ºС В 100 V воды 3 V О2 при 20 ºС и 1атм. О3 т.кип.=-112ºС; т.пл.=-193 ºС О: 49% в земной коре, 65% в живых организмах, 89% в гидросфере, 21% в воздухе (по V) 2KMnO4K2MnO4+MnO2+O2 O3→O2+O (неустойчив) Na2O2+2H2O→2NaOH+H2O2 1) HgO→X→Fe3O4→Fe 2) KMnO4→O2→CuO→Cu 3) KClO3→X→Na2O2→Na2O | H2 т.кип.=-253ºС; т.пл.=-259 ºС В 100 V воды 2 V О2 при 20 ºС и 1атм. Н: 92% во Вселенной, 1% в земной коре MeHn- гидриды NaH+ H2O→NaOH+ H2 Без нагрева только со фтором, с другими неметаллами реагирует при нагревании 2H2O2H2+O2 2Al+2NaOH+6H2O→2Na[Al(OH)4]+3H2 C+H2OCO+H2 (синтез-газ) CH4+H2O CO+3H2 (синтез-газ) 1) H2O→H2→H2S→SO2 2) HCl→H2→H2O→NaOH 3) H2→NaH→H2→ CH4 |
Галогены (рождающие соли)- VIIA 4HCl+MnO2→Cl2↑+MnCl2+2H2O (лабораторный способ) 2NaCl(расплав)2Na+Cl2↑ (промышленный способ- электролиз) Cl2+2KBr→2KCl+Br2 Cl2+H2O→HCl+HClO Cl2+2KOH→KCl+KClO+H2O 3Cl2+6KOH5KCl+KClO3+3H2O 2Cl2+2Ca(OH)2→CaCl2+Ca(ClO)2+H2O (хлорная известь) NaCl(кр.)+H2SO4(конц.)→HCl↑+NaHSO4 2NaCl(кр.)+H2SO4(конц.) 2HCl↑+Na2SO4 1) NaCl→Cl2→HCl→AgCl→Cl2→CuCl2 2) KClO3→KCl→Cl2→KClO→KCl→AgCl 3) NaBr→Br2→KBrO3→KBr→AgBr→Br2 | S8 (α-S) сера кристаллическая, желтая, т.кип.= 444,6ºС; т.пл.=112,8 ºС S∞ сера пластическая, аморфная- коричневая, резиноподобная 2H2S+SO2→3S+2H2O 2H2S+O2→2S+H2O 2H2S+3O2→2SO2+H2O Pb2++ S2- →PbS↓ (черный) Ba2++ SO42- →BaSO4↓ (белый, нераств. в кислотах) S+Hal(кроме иода)→галогениды серы H2SO4(конц.)+ nH2O→ H2SO4∙nH2O +Q 11H2SO4(конц.)+C12H22O11→12C +11 H2SO4∙nH2O H2SO4(разб.)+Zn→ZnSO4+H2 4H2SO4(конц.)+3Zn→3ZnSO4+S+4H2O 1) SO2→S→H2S→SO2→KHSO3→K2SO3 2) FeS2→SO2→SO3→H2SO4→H2S→S 3) S→Al2S3→H2S→NaHS→Na2S→SO2 |
1. Напишите формулы веществ:
а) из §18-20: поваренная соль, галит, сильвинит, плавиковый шпат, криолит, соляная кислота, плавиковая кислота;
б) из §22-23: свинцовый блеск, цинковая обманка, пирит, серный колчедан, глауберова соль, киноварь, гипс, сероводород, сернистый газ, серная кислота, медный купорос, купоросное масло, железный купорос, сернистая кислота, сероводородная кислота.
2. Определите, с какими из перечисленных веществ будет реагировать а) водород; б) раствор серной кислоты: оксид фосфора(V), вода, оксид меди(II), кислород, магний, медь, хлорид бария, фосфорная кислота. Составьте уравнения возможных реакций.
3. Какой объем водорода (н.у.) потребуется для восстановления 16,33 г оксида меди(II), содержащей 2 % примесей?
4. Сколько литров (н.у.) газа выделится при растворении 4,8 г магния в избытке разбавленной серной кислоты, если объемная доля выхода составила 85 %?
5. Какой объем газа (н.у.) выделится при разложении 48,22 г оксида ртути(II), содержащей 10 % примесей?
6. При пропускании 3,36 л (н.у.) оксида серы (IV) через раствор гидроксида калия получили 22 г сульфита калия. Определите массовую долю выхода соли.
7. Какая масса20 %-го раствора серной кислоты необходима для растворения 4,5 г алюминия?
8. При взаимодействии 3,425 г щелочноземельного металла с водой выделился водород объемом 560 мл (н.у.). Определите, какой металл взят для реакции.
9. Какой объем воздуха необходим для сжигания а) 12,4 г фосфора; б) 10 л сероводорода (н.у.)?
10. Сколько граммов иода выделится при пропускании избытка газообразного хлора через 300 г 15 % -го раствора иодида калия, если выход продукта составил 85 % от теоретического?
11. Выведите формулу газообразного соединения, массовая доля ксенона в котором 67,18%, остальное- кислород. Относительная плотность соединения по водороду равна 97,5.
12. Какова масса 4 л водорода (н.у.)? Какой объем займет эта масса при 27 ºС и 150 кПа? (0,357 г; 2,97 л)
13. Рассчитайте массу молекулы оксида углерода (IV). (7,3∙10-23)
N2 т.кип.=-196ºС; т.пл.=-210 ºС В 100 V воды 1,54 V N2 при 20 ºС и 1атм. N: 0,01 % в земной коре, 5,0 % в живых организмах, 78,09 % в воздухе (по V) Получают из жидкого воздуха (в промышл.) О2 т.кип.=-183ºС; N2 т.кип.=-196ºС NH4NO2→N2+2H2O (в лаборатории) NH4NO3→N2O+2H2O 4NH3+3O2→2N2+6Н2О; 3CuO+3NH3→3Cu+N2+3H2O(в лаборатории) Получение аммиака:N2+3H22NH3 Получение HNO3 в промышленности: 4NH3+5O24NO+6Н2О; 2NO+O22NO2; 4NO2+O2+2H2O4HNO3 Получение HNO3 в лаборатории: KNO3+H2SO4(конц.)HNO3↑+KHSO4 Взаимодействие HNO3 с металлами: HNO3+M→MNO3+…+H2O Разложение нитратов: NaNO3 NaNO3+O2 (от Li до Al) Cu(NO3)2CuO+NO2+O2 (от Mn до Cu) AgNO3 Ag+NO2+O2 (после Cu) Качественная реакция на NO3- (нитрат-ион): Добавить к исследуемому нитрату медь и конц. серную кислоту и нагреть NaNO3+H2SO4(конц.)HNO3+NaHSO4 4HNO3+Cu→Cu(NO3)2+2NO2↑(бурый)+2H2O С неметаллами: 3P+5HNO3(разб.)+2H2O→3H3PO4+5NO P+5HNO3(конц.)→H3PO4+5NO2+H2O В «царской водке» (1объем конц. азотной и 3 объема конц. соляной кислоты) растворяется царь металлов- золото: Au+HNO3+3HCl→AuCl3+NO+2H2O Качественная реакция на ион аммонияNH4+ Прилить к соли аммония щелочь и нагреть NH4Cl+NaOHNaCl+NH3↑+H2O (запах аммиака) а) N2→NH3→NO→NO2→HNO3→NH4NO3 б) N2→Ca3N2→NH3→NH4NO3→N2O→NO2 в)NH4Cl→NH3→NO→NO2→NaNO3→NaNO2 | P4(фосфор белый)-яд, запах чеснока, светится, т.пл.=44 ºС, т.кип.=280ºС Р∞(фосфор красный)- не ядовит, без запаха, при t превращается в пары белого фосфора. т.восплам. на возд. белого 40 ºС, красного 260 ºС, черного 400 ºС Получение белого фосфора: Ca3(PO4)2+3SiO2+5C3CaSiO3+5CO+2P песок уголь Получение фосфина (яд, воспламеняется на воздухе): Ca3P2+6H2O→3Ca(OH)2+2РH3↑(фосфин) 4P+3O2→2P2O3(недостаток О2); 4P+5O2→2P2O5 Получение фосфорной кислоты: в лаборатории: P2O5+3H2O→2H3PO4 -ортофосфорная P2O5+H2O→2HPO3 -метафосфорная P2O5+2H2O→H4P2O7 -пирофосфорная Ca3(PO4)2(тв.)+3H2SO4(конц.)→2H3PO4+3CaSO4↓ (в промышленности) Качественная реакция на фосфат-ион PO43- Na3PO4+3AgNO3→Ag3PO4↓+3NaNO3 желтый Ca3(PO4)2+4H3PO4→3Ca(H2PO4)2 Ca3(PO4)2- фосфоритная или костная мука Ca(H2PO4)2+2CaSO4-суперфосфат простой Ca(H2PO4)2- суперфосфат двойной а) Ca3(PO4)2→P→Mg3P2→PH3→P2O5→ →H3PO4 б) P→P2O5→H3PO4→NH4H2PO4→ → (NH4)2HPO4→HPO3 в) P→H3PO4→Ca3(PO4)2→CaHPO4→ →Ca(H2PO4)2 |
1. Напишите формулы веществ:
а) аммиак, нашатырный спирт, нашатырь( хлорид аммония), аммиачная селитра, азотная кислота, бурый газ, веселящий газ, диоксид азота, закись азота, окись азота, двуокись азота, пятиокись азота, натриевая селитра, калийная селитра;
б) белый фосфор, фосфин, фосфорный ангидрид, фосфорная кислота, костная мука, двойной суперфосфат.
2. К какой группе оксидов относят: оксид азота(I), оксид азота(II), оксид азота(III), оксид азота(IV), оксид фосфора(III), оксид фосфора(V). Ответ подтвердите уравнениями реакций.
3. Как, исходя из водорода, азота и хлора, получить хлорид аммония? Напишите уравнения реакций.
4. Напишите формулы трех соединений с различными степенями окисления: а) азота; б) фосфора.
5. Назовите низшую и высшую степень окисления, высшую валентность а) азота, б) фосфора.
6. В виде каких соединений азот содержится в атмосфере и литосфере? Как происходит круговорот азота в природе?
7. С каким из металлов азот, хоть и медленно, реагирует при комнатной температуре? Составьте уравнение соответствующей реакции.
8. Каким образом азот попадает в организм человека: а) с воздухом; б) с пищей в виде органических соединений; в) с пищей в виде нитратов?
9. Сколько граммов нитрида кальция образуется при взаимодействии 80 г кальция с 11,2 л азота (н.у.)?
10. 250 г технического нитрата меди(II), содержащего 10 % примесей, прокалили. Определите объем (н.у.) и число молекул выделившегося оксида азота(IV).
11. При обработке технической меди, содержащей 5 % примесей, концентрированной азотной кислотой выделилось 10 л газа (н.у.). Рассчитайте массу технической меди.
12. Вычислите массу нитрата натрия, содержащего 5 % примесей, необходимого для получения 10 л (н.у.) кислорода, при термическом разложении соли.
13. Азот объемом 100 л (н.у.) прореагировал с водородом, взятым в избытке. Массовая дол выхода аммиака составила 65 %. Рассчитайте объем и массу полученного аммиака.
14. Какова масса фосфорной кислоты, которую можно получить из 62 г фосфата кальция, если ее практический выход составляет 85 %?
15. Оксид фосфора (V) массой 100 г растворили при нагревании в 500 мл воды. Определите массовую долю фосфорной кислоты в растворе.
16. Рассчитайте массу фосфорной кислоты, которую можно получить при обработке серной кислотой 500 г фосфорита, содержащего 25 % примесей.
17. Питательную ценность фосфорных удобрений рассчитывают по формуле:
W%(P2O5)= ∙ 100% n- число атомов фосфора
Какое из удобрений является наиболее ценным: простой суперфосфат, двойной, преципитат CaHPO4 , фосфоритная мука?
18. Для удаления бородавок применяют ляписный карандаш, содержащий нитрат серебра. На коже от него образуется черное пятно. Какое вещество оно собой представляет?
19. Напишите уравнения реакций разложения нитратов натрия, меди и серебра. Приведите схемы электронного баланса.
20. Напишите уравнения реакций фосфора с магнием, кислородом и хлором. Покажите переход электронов. Что является окислителем, а что восстановителем в каждом процессе?
21. Напишите уравнения реакций взаимодействия: а) концентрированной азотной кислоты с цинком; б) разбавленной азотной кислоты с цинком; в) концентрированной азотной кислоты с медью; г) разбавленной азотной кислоты с медью; д) концентрированной азотной кислоты с натрием.
22. В трех пробирках находятся вещества: а) нитрат натрия, сульфат натрия и нитрат аммония; б) серная, соляная и азотная кислоты; в) соляной кислоты, фосфорной кислоты и фосфата натрия; г) азотная, фосфорная и соляная кислоты. Как их можно распознать опытным путем?
Углерод в свободном состоянии: алмаз, графит, фуллерен (С60), аморфный углерод (сажа, тушь, кокс, древесный уголь). tпл. графит=4000ºС, алмаз=3500 ºС,(1 карат = 0,2 г) C + CO22CO 4Al+3CAl4C3(карбид алюминия) Сa+2CCaC2; 2H2+CCH4(метан) С+Н2ОСО+Н2(синтез-газ, при t выше 1200 ºС) 2Fe2O3+3C4Fe+3CO2 Fe2O3+3CO2Fe+3CO2 CaO+3CCaC2+CO HCOOH(муравьиная кислота)H2O+CO↑ (так получают СО в лаборатории) CO- угарный газ, tпл=-205 ºС, tкип=-191,5 ºС CO2- углекислый газ, переходит в сухой лед при давлении выше 50 атм. tвозг=-78,5 ºС, СO+NaOHHCOONa (формиат натрия) СO+Cl2COCl2(фосген) (на свету или в темноте с катализатором- активир.уголь) СO2+Ca(OH)2→CaCO3↓+H2O(кач. реакция) Сa(OH)2-известковая вода, Ba(OH)2-баритовая вода СаCO3+CO2+H2O→Ca(HCO3)2 Качественная реакция на CO32-(карбонат-ион): Если добавить к исследуемому карбонату кислоту, выделится углекислый газ а) C→CH4→CO2→NaHCO3→Na2CO3→CO2 б) CaCO3→CO2→CO→HCOONa→ →HCOOH→CO в) Be→Be2C→CH4→CO2→CaCO3→ →Ca(HCO3)2 г) Ba(HCO3)2→BaCO3→CO2→CO→ →CH3OH→CO2 | Кремний в свободном состоянии: кристаллический кремний, аморфный кремний tпл. кремний=1410 ºС; tпл. кремнезема=1728 ºС 27,6 % по массе в земной коре в основном в виде кремнезема SiO2 SiO2+2MgSi+2MgO Si+CSiC(карборунд) 2Mg+SiMg2Si(силицид магния) Mg2Si+4HCl→2MgCl2+SiH4↑(силан) SiO2+H2O→не реагируют Si+2NaOH+H2ONa2SiO3+2H2 SiO2+2NaOHNa2SiO3+H2O(сплавление) SiO2+K2CO3K2SiO3+CO2 4HF+SiO2→SiF4+2H2O(травление стекла) H2SiO3→H2O+SiO2 Качественная реакция на SiO32-(силикат-ион): Если добавить к исследуемому силикату кислоту, выделится студенистый осадок кремниевой кислоты а) Si→SiO2→Na2SiO3→H2SiO3→SiO2→Si б) SiO2→Si→SiO2→K2SiO3→SiO2→SiH4 в) SiO2→Mg2Si→SiH4→SiO2→Na2SiO3→ →H2SiO3 г) Na2SiO3→SiO2→Si→K2SiO3→SiO2→ →SiF4 |
1. Напишите формулы веществ: а) алмаз, графит, кокс, активированный уголь, угарный газ, углекислый газ, «сухой лед», мел, мрамор, известняк, гидрокарбонат кальция, сода кристаллическая, сода питьевая, сода кальцинированная; б) кремнезем, кварцевый песок, растворимое стекло, силикатный клей, оконное стекло.
2. Сравните физические и химические свойства двух оксидов углерода. Ответ подтвердите уравнениями реакций.
3. Углерод способен окисляться до углекислого газа такими сильными окислителями, как концентрированная серная кислота. Составьте уравнение реакции и схему электронного баланса.
4. Напишите уравнения реакций получения карбидов алюминия и кальция из простых веществ, покажите переход электронов.
5. Напишите уравнения реакций процессов, происходящих при пропускании углекислого газа через: а) известковую воду (2 реакции); б) баритовую воду (2 реакции).
6. Чем обусловлены а) временная, б) постоянная жесткость воды? Каким образом они устраняются?
7. Наличие в растворе а) карбонат-иона, б) силикат-иона можно обнаружить с помощью: 1) раствора хлорида натрия, 2) раствора кислоты, 3) раствора щелочи, 4) раствора аммиака?
8. Углерод и кремний- химические элементы- аналоги. Почему оксид углерода (IV)– газ, а оксид кремния (IV)- твердое вещество с высокой температурой плавления?
9. Оксид кремния прокалили с избытком кокса при 2000 ºС без доступа воздуха. Составьте уравнение этой химической реакции.
10. В упаковках новой обуви или бытовой техники можно обнаружить пакетики с твердыми шариками с надписью SILICAGEL. С какой целью в упаковку помещают эти пакетики?
11. Известно, что соль угольной кислоты содержит 17,72 % азота, 6,33 % водорода,
15,19 % углерода, остальное- кислород. Установите формулу соли.
12. Найдите массу силиката натрия, образованного при сплавлении песка массой 150 г, содержащего 90 % оксида кремния, с избытком карбоната натрия (сода).
13. При прокаливании 18,4 г смеси карбонатов кальция и магния образовалось 4,48 л (н.у.) углекислого газа. Определите массовую долю карбоната кальция в смеси.
14. При обработке 5 г смеси цинка, оксида кремния и оксида магния избытком соляной кислоты выделилось 0,448 л (н.у.) газа и осталось 2,7 г нерастворимого осадка. Определите массовую долю оксида магния в смеси.
15. Какая масса кремния выделится при восстановлении углем 40 г кварцевого песка, содержащего 10 % примесей?
16. Рассчитайте количество (моль) аморфного кремния, прореагировавшего с гидроксидом натрия в концентрированном растворе, если при этом выделилось 10 л газа (н.у.), а выход продукта составил 85 % от теоретического.
17. Какие объемы кислорода и воздуха (н.у.) необходимы для полного сгорания 10 л оксида углерода (II), содержащего 5 % азота?
18. При прокаливании 108,7 кг известняка выделилось 21 м3 оксида углерода (IV) (н.у.). Вычислите массовую долю некарбонатных примесей в известняке.
19. Какое количество вещества и какой объем (н.у.) углекислого газа можно получить при взаимодействии с избытком соляной кислоты 80 г известняка, содержащего 95 % карбоната кальция.
20. При сгорании 100 г угля образовалось 180 л оксида углерода (IV) (н.у.). Вычислите массовую долю углерода в угле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
раздаточный материал к уроку математике в 7 классе
Раздаточный материал к уроку математики в 7 классе на тему степени...
Раздаточный материал к уроку "Погода и климат" в 6 классе
Материал включает в себя карточки с заанием для постоения климатограммы, а также кроссворд "Приборы для наблюдения за погодой"...
раздаточный материал к урокам для 8 класса
раздаточный материал к урокам для 8 класса...
раздаточный материал к урокам для 11 класса
раздаточный материал к урокам для 11 класса...
Презентация и раздаточный материал к уроку "Линзы" для 8 класса
Знакомство с понятием "линза", самостоятельная работа с информацией (раздаточный материал), заполнение таблицы, самопроверка в виде теста....
раздаточный материал к урокам математики в 5 классе
здесь и индивидуальные карточки, и правила, и задания для устного счета и самостоятельной работы...
Раздаточный материал для учащихся 7 класса на уроке алгебры. Тпема урока "Способы разложения на множители"
Данный материал создан для обучающихся по технологии стратового обучения. Уровень знаний обучающихся - низкий. Применяется этот материал на уроке систематизации знаний. К материалу прилагается т...