Практические работы
опыты и эксперименты по химии по теме
Практические работы 8-11 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9klass_khimiya_bazovyy_uroven.docx | 51.34 КБ |
prakt_11_bazovyy.doc | 67 КБ |
prakt_rab_profil_11kl.docx | 28.16 КБ |
prakt.10_profil.docx | 36.75 КБ |
prakticheskie_10_klass_bazovyy_kurs.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. АК-ДОВУРАКА
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
____________/У.Ч. Хомушку/
_______________/А.А. Адыгаева/
« » ____________2013г « »_________2013 Приказ№___
Рабочая программа учебного курса
по химии для 9 класса
на 2013 - 2014 учебный год
Учитель: _Сарыглар Татьяна Ашак-ооловна
(ФИО полностью)
высшей квалификационной категории_______________
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей естественных наук
Протокол № __1
от «27» августа 2013 г.
Руководитель ШМО
учителей естественных наук:
_________________ СарыгларТ.А
ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ
для 9-класса общеобразовательных учреждений
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для 9 класса создана на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
- РБУП образовательных учреждений Республики Тыва реализующих программы общего образования, утвержденный приказом МОиН РТ от 13 октября 2011года №904/д;
- Учебного плана МБОУ СОШ №3 г. Ак-Довурака на 2013-2014 учебный год, утвержденного приказом директора от _________2013г. № ;
- Программы общеобразовательных учреждений к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана для 8-9 и 10-11 классов ( базовый уровень) Н.Н..Гара, М:. «Просвещение», 2009 г.
- Химия. 8-11 класс: развернутое тематическое планирование по учебникам Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана 2007-2008 годов ( базовый уровень)/ Л.М.Брейгер, А.Е.Баженова. – Волгоград: Учитель, 2009.- 71 с.
Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений.
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Изучение химии в основной школе направлено:
на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
на воспитание отношения к химии как одного из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
на применение полученных знаний и умений для безопасного использованного веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Рабочая программа включает 8 разделов.
1.Пояснительная записка.
2.Общая характеристика учебного предмета
3.Результаты освоение курса химии - личностные, метапредметные и предметные.
4.Место курса химии в базисном учебном плане.
5. Содержание курса химии.
6.Тематическое планирование. Развернутое календарно-тематическое планирование
7. Учебно- методическое и материально- техническое обеспечения учебного процесса
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В содержании курса 9 класса вначале раскрыты сведения о свойствах классов веществ – неметаллов, а затем подробно освещены свойства: металлов главных подгрупп I, II, III групп, железа и их соединений. Предусмотрено изучение окислительно-восстановительных реакций. Периодического закона, Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Курс заканчивается знакомством с органическими соединениями от углеводородов до полимеров.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химической реакций.
В изучении курса значительную роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
В качестве ценностных ориентиров в курсе химии ведущая роль играют познавательные ценности, так как главная цель, которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Развитие познавательных ценностей ориентаций позволяет сформировать:
-уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
- понимание необходимости здорового образа жизни;
- потребность в безопасном выполнении правил безопасности использования веществ в повседневной жизни;
- сознательный выбор будущей профессии.
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
- правильному использованию химической терминологии и символики;
-развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- развитию умения открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ХИМИИ
Личностного развития:
1)формирование чувство гордости за российскую химическую науку;
2)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений;
4) формирование коммуникативной компетентности;
5) формировании ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
6) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
7) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни, бережного отношения к окружающей среде;
8) развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности( клубная, проектная, кружковая, поисково- исследовательская и т.п.)
Метапредметными результатами являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- умения планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств достижения этих целей, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию;
- понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
- формирование и развитие и компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий;
- умение извлекать информацию из различных источников, умения свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
- умение организовать свою жизнь в соответствии о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- формирование умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия;
- умение работать в группе.
Предметными результатами являются:
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии на уровне, доступном подросткам ;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
6) умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
7)овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме ( в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)
8) создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего ( полного) общего образования.
9) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
МЕСТО КУРСА ХИМИИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучения химии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, а всего за год 68 часов. Контрольные -4, проверочные работы-2, практические работы – 7, лабораторные работы- 19
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Повторение основных вопросов 8 класса (5 часа)
Периодический закон и Периодическая система химических элементов д Д.И. Менделеева в свете теории строения атома. Химическая связь. Строение вещества. Типы кристаллических решеток. Химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Расчеты по химическим уроавнеениям.
Тема 1. Электролитическая диссоциация (13 ч)
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.
Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
Лабораторные опыты. Реакции ионного обмена между растворами электролитов.
Качественная реакция на хлорид- ион.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме
«Электролитическая диссоциация».
Расчетные задачи: расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Тема 2 и 3. Кислород и сера (10 ч)
Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода – озон.
Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Нахождения в природе. Применение серы. Оксид серы ( IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.(3ч.)
Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.
Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит-, и сульфат – ионов в растворе.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Расчеты с использованием понятия «молярный объем газа» по формуле и уравнению.
Расчеты с использованием закона объемных отношений.
Тема 4. Азот и фосфор (10ч)
Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода – озон.
Азот. Физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония. Оксид азота (II) и (IV). Азотная кислота и её соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли.
Минеральные удобрения.
Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.
Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.
Практические работы.
- Получение аммиака и изучение его свойств.
- Определение минеральных удобрений.
Тема 5. Углерод и кремний (7ч)
Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в природе.
Оксид кремния ( IV). Кремниевая кислота и ее соли. Оксид серы ( VI). Стекло. Цемент.
Демонстрации Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.
Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат - и силикат – ионы.
Практическая работа. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Тема6 Общие свойства металлов (2 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов. Д.И.Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов.
Ряд напряжений металлов.
Тема 7 . Металлы главных подгрупп ( 6)
Щелочные металлы. Положение металлов в периодической системе химических элементов, строение их атомов.
Физические и химические свойства. Нахождения в природе. Применение щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождения в природе. Физические и химические свойства. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы её устранения.
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождения в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия
Тема 8. Железо – металл побочной подгруппы (4ч. )
Железо. Положение железа в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождения в природе. Физические и химические свойства железа. Оксида и гидроксиды и соли железа (II) и железа (III).
Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксида железа (II) и железа (III) взаимодействие его с кислотами и щелочами.
Практические работы.
- Решение экспериментальных задач по теме « Элементы IA – IIIAгрупп периодической системе химических элементов
- Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема8. Металлургия (2 ч.)
Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (чугун, сталь, дюралюминий, бронза). Проблемы безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ- (10 ч)
Тема 10. Первоначальные представления об органических веществах (1ч)
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова.. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.
Тема Углеводороды ( 2ч)
Предельные углеводороды. Метан. Этан. Физические и химические свойства. Применение
Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.
Понятие и циклических углеводородах( циклоалканы, бензол)
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.
Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов горения. Качественные реакции на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки.
Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства. Ацетилен его получение, свойства.
Расчетные задачи. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Спирты (1 ч)
Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Физические свойства. Применение.
Демонстрации. Количественный опыт определения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты.
Карбоновые кислоты. Жиры (2ч)
Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.
Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.
Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.
Демонстрации. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование жиров: растворимость в воде и органических растворителях.
Углеводы (1ч)
Глюкоза, сахароза. Нахождения в природе. Фотосинтез . Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.
Крахмал и целлюлоза – природные полимеры. Нахождения в природе. Применение.
Демонстрации. Качественные реакции на глюкозу и крахмал.
Тема 11. Белки. Полимеры (3ч)
Белки – биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятия о ферментах и гормонах.
Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.
Химия и здоровье. Лекарства.
Демонстрации. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.
Учебно- тематический план
№ | Темы | Всего | Теория | Практическая работа | Лабораторные работы | Контрольные работы |
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Повторение основных вопросов 8 класса | 5 | 5 | ||||
1 | Электролитическая диссоциация | 13 | 8 | №1 | №1-2 | №1 |
2 | Кислород и сера | 10 | 8 | №2 | №3-6 | |
3 | Азот и фосфор | 10 | 9 | №3,4 | №7,8 | Проверочная №1 ( главы 2,3) |
4. | Углерод и кремний | 7 | 6 | №5 | №9-12 | №2 ( темы 2-4) |
5 | Общие свойства металлов | 2 | 3 | №13,14 | ||
6 | Металлы главных подгрупп | 6 | 3 | № 6 | №15-17 | |
7 | Железо | 4 | 3 | № 7 | №18,19 | №3 ( 5-7) |
8 | Промышленные способы получения металлов Металлургия | 2 | 2 | Проверочная работа №2 | ||
9 | Краткий обзор важнейших органических веществ | 10 | 10 | - | №4 | |
Повторение и обобщение по курсу химии за 9 класс | 1 | 1 | - | |||
ИТОГО: | 68 | 61 | 7 | Контрольных работ- 4 Проверочных работ -2 | ||
Лабораторные работы-19 |
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКТИВЫ
Неорганические кислоты
1.Соляная
2.Серная
3.Азотная
4.Фосфорная
Основание
1.Гидроксид натрия
2.Гидроксид калия
3.Гидроксид кальция
Соли
1.хлориды калия, натрия, кальция, меди, аммония, бария, алюминия, магния, цинка, железа
2.сульфаты калия, натрия, кальция, меди, аммония бария, алюминия, магния, цинк, железа
3.нитраты калия, натрия, кальция, меди, аммония, бария , алюминия, магния, цинка, железа, серебра
4.карбонаты натрия, калия, кальция, меди
5.бромиды калия, натрия
6. соли свинца
7.хроматы калия, аммония
ОРГАНИЧЕСКИЕ
Кислоты
1.Муравьиная
2.Уксусная
3.Стеариновая
4.Масляная
5.Пальматинова
1.Амины
Кислородсодержащие органические соединения
№ | Коллекции | Кол-во |
1 | Строительные материалы | 1 |
2 | Основные виды промышленного сырья | |
3. | Алюминий | 2 |
4 | Нефть | 1 |
5 | Каменный уголь | 1 |
6 | Чугун и сталь (часть 1 и 2) | 2 |
7 | Минералы и горные породы ( часть1 и 2) | 2 |
8 | Каучук | 3 |
9. | Пластмассы | 3 1неполн |
10 | Металлы и сплавы | 2 неполн. |
11 | Волокна | 1неполн |
12 | Стекло и изделия из стекла | 1 неполн |
13. | Удобрения | 5 1 неполн. |
14 | Торф | 1 неполн |
15 | Металлы | 1 |
16 | Шкала твердости | 1 |
17 | Редкие металлы | - |
18 | Хлопок и его продукция | 1 |
Модели | ||
1. | Кристаллическая решетка графита | 1 |
Приборы | ||
1 | Аппарат для дистилляции воды ( нерабочий) | |
2 | Весы технические | 5 |
3 | Прибор для электропроводимости | 2 |
4 | Ареометр | 2 |
5 | Термометр | 2 |
6 | Фоновые доски | 3 |
7 | Весы электронные | 1 |
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ НА ПЕЧАТНОЙ ОСНОВЕ
|
№ | Принадлежности для опытов Демонстрационные и лабораторные | Кол-во |
1 | Асбестированная сетка Большие маленькие | |
2 | Предметное стекло | |
3. | Стеклянные палочки | |
4 | Стеклянные трубки | |
5 | Ложка для сжигание веществ | |
6 | Газоотводные трубки | 13 |
7 | Лапки | |
8 | Кольцо | |
9. | Зажимы винтовые | |
Зажимы | 35 | |
10 | Штативы лабораторные большие | |
11 | Штативы лабораторные маленькие | |
12 | Штативы для демонстрационных пробирок пластмассовые | |
13. | Штативы для демонстрационных пробирок деревянные | |
14 | Спиртовки большие | |
15 | Спиртовки маленькие | |
16 | Пробирка держатели | |
17 | Щипцы тигельные | |
18 | Пробки резиновые | |
19 | Пробки деревянные | |
20 | Прибор для сверления пробок | 2 |
21 | Фарфоровые треугольники | |
22 | Тройник стеклянный | 2+1 |
№ | Посуды химические и демонстрационные | Кол-во |
1 | Пробирки маленькие | |
2 | Пробирки большие | |
3. | Колба круглодонная 50 мл 250 мл | |
4 | Колба плоскодонная 250 50 мл | |
5 | Колба коническая 50 мл 250 мл | |
6 | Цилиндры конические 250 | |
7 | Мерные колбы 250 | |
8 | Стакан низкий 250 50 | |
9. | Кристаллизатор маленький | 1 |
10 | Воронка простая конусообразная пластмассовые стеклянные | |
11 | Цилиндр измерительный с носиком 250 100 50 25 10 | |
12 | Воронка делительная | |
13. | Ступка с пестиком | |
14 | Чаша выпарительная | |
15 | Кружка фарфоровая | |
16 | Тигель низкий с крышкой | |
17 | Тигель высокий с крышей | |
18 | ||
19 | ||
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- химическую символику;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула; относительная атомная и молекулярная массы; ион, катион, анион, химическая связь: вещество, классификация веществ; моль, молярная масса, молярный объем; химическая реакция, классификация реакций; окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава вещества, закон Авогадро; периодический закон Д.И. Менделеева;
- первоначальные представления об органических веществах: строение веществ; углеводороды- метан, этан, этилен; кислородсодержащие: спирты- метанол, этанол, глицерин; карбоновые кислоты- уксусная кислота, стеариновая кислота; биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки; полимеры- полиэтилен.
Учащиеся должны уметь: - называть химические элементы, соединения изученных классов; типы химических реакций; виды химической связи; типы кристаллических решеток;
- объяснять физический смысл порядкового номера элемента, номеров группы и периода; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- давать характеристику химических элементов( от водорода до кальция) на основе положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связей между составом, строением и свойствами веществ; химических свойств основных классов неорганических веществ;
- определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, типы кристаллических решетки вещества; возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов 20 элементов; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат- ионы; катионы металлов главных подгруппI, II групп ПСХЭ Д.И. Менделеева, катионы алюминия, железа со степенями окисления+2 +3;
- вычислять массовую долю элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, количества вещества, объем и массу по количеству вещества, объему или массе реагента или продукта реакции;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки, передачи химической информации и её представления в различных формах.
Предварительный просмотр:
Практическая работа 1
Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией.
Реактивы: р-ры хлорида калия, хлорида натрия, дистиллированная вода
Оборудование: пробирка, мерная колба, весы, цилиндр, шпатель, стеклянная палочка.
I. Рассчитайте массу соли, которую необходимо взять для приготовления:
I вариант- 100 мл 0,1М р-ра хлорида натрия.
II вариант- 100мл 0,2М р-ра хлорида калия.
II. Ход выполнения работы.
- Отвесьте рассчитанную вами массу соли; поместите соль в мерную колбу вместимостью 100 мл
- Растворите соль в небольшом количестве дистиллированной воды, затем долейте воду до метки.
Чтобы не перелить воду, последние капли добавляйте с пипетки.
III. Составьте отчёт о работе в произвольной форме.
Количество мерных колб, молярный раствор можно приготовить в мерном цилиндре или химическом стакане с делениями, указывающими объём воды при комнатной температуре. Для перемешивания раствора в этих сосудах пользуются чистой стеклянной палочкой, которую нельзя класть на стол; лучше помещать её в чистую пробирку (стакан).
Практическая работа 2
Влияние различных факторов на скорость химической реакции.
- Влияние природы реагирующих веществ.
В три пробирки налейте соляной кислоты. В первую пробирку положите кусочек магния, во вторую- кусочек цинка, в третью- кусочек меди. Что наблюдаете? Какая из реакций самая быстрая?
- Влияние концентрации реагирующих веществ.
В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В одну прилейте 1мл соляной кислоты (1:3), в другую- столько же этой кислоты (1:10).
- Влияние поверхности соприкосновения реагентов. катализатора
В одну пробирку опустите кусочек мела, в другую насыпьте порошок мела. Налейте в пробирку по 1,5 мл соляной кислоты одинаковой концентрации. Если ли разница в скорости выделения газа?
- Влияние температуры.
В две пробирки опустите по одной грануле цинка. Налейте по 1мл соляной кислоты одинаковой концентрации в каждую пробирку. Одну пробирку опустите в стакан с горячей водой. По интенсивности выделения пузырьков водорода сделайте вывод о влияние температуры на скорость химической реакции.
5. Влияние катализатора
В пробирку налейте 1 мл пероксида водорода и внесите тлеющую лучинку, не прикасаясь к жидкости. Что наблюдаете? Добавьте к пероксиду водорода несколько кристалликов оксида марганца(IV) МnO2 и снова внесите тлеющую лучинку. Что наблюдайте? Какую роль играет МnO2?
Составьте отчет о работе в произвольной форме и сделайте общий вывод.
Практическая работа №3
Решение экспериментальных задач по неорганической химии.
Реактивы: хлорид калия, сульфид натрия, сульфат железа(II), гидроксид натрия, нитрат серебра, сульфат меди, карботнат магния,железо, соляная кислота, хлорид железа (III), сульфат аммония, нитрат меди, серная кислота, хлорид бария
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, держатель для пробирок,
спиртовка, спичка.
Техника безопасности: осторожно с кислотами, щелочам, работа со стеклом, нагревание
Задачи:
1. Дана смесь. Состоящая из хлорида калия и сульфата железа (III). Проделайте опыты, при помощи которых можно определить хлорид-ионы CL- и ионы Fe3+ . Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
2.Выданы вещества: кристаллогидрат сульфата меди (II), карбонат магния, гидроксид натрия, железо, соляная кислота, хлорид железа (III). Пользуясь этими веществами, получите:
А) гидроксид железа (III);
Б) гидросид магния;
В) медь.
3. В трех пробирках даны кристаллические вещества без надписей:
А) сульфат аммония;
Б) нитрат меди (II);
В) хлорид железа (III).
4. Опытным путем определите. Какие вещества находятся в каждой из пробирок. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Практическая работа №4
Решение экспериментальных задач по органической химии.
Реактивы: железо, соляная кислота, гидроксид калия, азотная кислота,, алюминий, гидроксид натрия, медь, серная кислота;
Этанол, уксусная кислота,глюкоза, глицерин, фенол, формальдегид, раст. масло, машинное масло, сахарный сироп,, р-р мыла, белка, соды;
Сульфат меди, гидроксид натрия, хлорид железа, гидроксид кальция, карбонат натрия, лакмус, перманганат калия
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, держатель для пробирок, спиртовка, спичка.
Техника безопасности: нагревание, работа со стеклом, кислоты, щелочи, фенол, формальдегид, перманганат калия
Задачи
1.С помощью характерных реакций распознайте, в какой из пробирок находятся водные растворы:
А) эталона;
Б) уксусной кислоты ;
В) глюкозы;
Г) глицерина.
2. С помощью характерных реакций распознайте, в какой из выданных вам пробирок находятся водные растворы:
А) фенола;
Б) глицерина;
В) формальдегида;
Г) глюкозы.
3. С помощью характерных реакции распознайте, в какой из выданных вам пробирок находятся водные растворы:
А) глицерин;
Б) растительное масло;
В) машинное масло, полученное из нефти;
Г) сахарный сироп.
4. Распознайте с помощью одного и того же реактива, в какой из выданных вам пробирок находятся водные растворы :
А) мыла ;
Б) белка;
Г) соды.
5. Используя одну и ту же реакцию. Но разные условия её протекания, распознайте, в какой из выданных вам пробирок находятся растворы:
А) глицерина;
Б) формалина ;
В) белка.
К каждому из заданий запишите уравнения проведенных реакций.
Практическая работа№5
Решение практических расчетных задач
Реактивы: порошок алюминия, серная кислота, гидроксид натрия, цинк, соляная кислота, гидроксида натрия.
Оборудование: штатив лабораторный, пробирки, пробиркодержатель, штатив для пробирок
I вариант
Дано 1,5 порошка алюминия. Получите практически сульфат алюминия и вычислите процент его выхода по сравнению с теоретическим.
II вариант
Дано 5 мл раствора серной кислоты ( плотность 1,143г/см3). Получите практически сульфат натрия и вычислите процент его выхода по сравнению с теоретическим.
III варианти
1.Дано 3,25г цинка. Получите практически хлорид цинка и вычислите процент его выхода по сравнению стеоритическим.
2.Дано 5мл раствора гидроксида натрия ( плотность 1,225г/см3). Получите практически сульфат натрия и вычислите его теоретический вывод.
Практическая работа №6
«Получение газов и изучение их свойств»
Реактивы: цинк, соляная кислота, карбид кальция, перманганат калия, этанол, серная кислота, известняк, гидроксид кальция
Оборудование: пробирки 8, газоотводная трубка 4, лабораторный штатив 2, держатели пробирок 3, лучинка, спичка, спиртовка.
Техника безопасности: осторожно с кислотами, карбидом кальция, гидроксидом кальция, перманганатом калия, работа со стеклом.
Для выполнения этой работы используйте инструкции, данные учителем. И повторите технику проведения этих опытов по учебником неорганической и органической химии.
Вариант 1.
- Получите, соберите, распознайте водород и проделайте опыты, характеризирующие его свойства. Составьте уравнения соответствующие реакций.
- Аналогичное задание выполните для ацетилена.
Вариант 2.
- Получите, соберите, распознайте кислород и проделайте опыты , подтверждающие его химические свойства. Запишите уравнения соответствующих реакций.
- Выполните аналогичное задание для этилена.
Вариант 3.
- Получит , соберите. Распознайте углекислый газ и проделайте опыты, подтверждающие его химические свойства. Запишите уравнения соответствующих реакций.
- Выполните аналогичное задание для метана.
Практическая работа №7
«Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ»
Реактивы: железо, соляная кислота, гидроксид калия, азотная кислота,, алюминий, гидроксид натрия, медь, серная кислота;
Этанол, карбид кальция, бромная вода.
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, держатель для пробирок, спиртовки 3, газоотводная трубка, спичка.
Техника безопасности: нагревание, кислоты, щелочи, карбид кальция
Осуществите практически следующие превращения:
Вариант I.
А) Fe----> FeCl2----> Fe(OH)2----> Fe(OH)3----> Fe(NO3)3
Б) C2H5OH---->CH3-- COH----> CH3—COOH
CO2
Вариант II.
- Al----> AlCl3 ----> Al(OH)3---->Na[Al(OH)4]
---->Al2(SO4)3
Б ) C2H5OH---->C2H4 ----> CO2
---->CH2 – CH
/ \
OH OH
Вариант III.
- Cu---->CuO---->CuSO4---->Cu(OH)2---->CuO---->Cu
Б) CaC2 ----> C2H2----> C2H2Br4
----> HOOC—COOH
Практическая работа №
Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон.
1.Выданы четыре пакетика с образцами пластмасс (без надписей).
Вариант 1.
А) Фенопласт; В) полиэтилен;
Б) целлулоид; Г) капрон.
Вариант 2.
А) Поливинилхлорид В) полиметилметакрилат
Б) полистирол Г) целлулоид
Определите по характерным свойствам, какая пластмасса находится в каждом из пакетиков.
2.Выданы четыре пакетика с образцами волокон (без надписей)
Вариант 1
А) Вискозное волокно;
Б) нитрон;
В) шерсть;
Г) лавсан.
Вариант 2
А) Хлопчатобумажное волокно;
Б) ацетатное волокно;
В) хлорин;
Г) капрон.
2.Определите по характерным свойствам, какое волокно находится в каждом из пакетиков.
Предварительный просмотр:
Практическая работа №1
«Получение газов и изучение их свойств»
Реактивы: цинк, соляная кислота, карбид кальция, перманганат калия, этанол, серная кислота, известняк, гидроксид кальция
Оборудование: пробирки 8, газоотводная трубка 4, лабораторный штатив 2, держатели пробирок 3, лучинка, спичка, спиртовка.
Техника безопасности: осторожно с кислотами, карбидом кальция, гидроксидом кальция, перманганатом калия, работа со стеклом.
Для выполнения этой работы используйте инструкции, данные учителем. И повторите технику проведения этих опытов по учебником неорганической и органической химии.
Вариант 1.
- Получите, соберите, распознайте водород и проделайте опыты, характеризирующие его свойства. Составьте уравнения соответствующие реакций.
- Аналогичное задание выполните для ацетилена.
Вариант 2.
- Получите, соберите, распознайте кислород и проделайте опыты , подтверждающие его химические свойства. Запишите уравнения соответствующих реакций.
- Выполните аналогичное задание для этилена.
Вариант 3.
- Получит , соберите. Распознайте углекислый газ и проделайте опыты, подтверждающие его химические свойства. Запишите уравнения соответствующих реакций.
- Выполните аналогичное задание для метана.
Практическая работа №2
« Скорость химических реакций. Химическое равновесие»
Реактивы: цинк, соляная кислота, карбид кальция, перманганат калия, этанол, серная кислота, известняк, гидроксид кальция
Оборудование: пробирки 8, газоотводная трубка 4, лабораторный штатив 2, держатели пробирок 3, лучинка, спичка, спиртовка.
Техника безопасности: осторожно с кислотами, карбидом кальция, гидроксидом кальция, перманганатом калия, работа со стеклом.
Опыт 1
Влияние концентрации реагирующих веществ, температуры и катализатора на скорость взаимодействия иодида калия с пероксидом водорода:
2KI + 3H2O2= 2KOH + 2H2O + I2 + O2.
В четыре пронумерованные пробирки налейте 3 мл раствора иодида калия калия разной концентрации и температуры согласно приведенной ниже таблице. Добавьте во все пробирки несколко капель крахмального клейстера для обнаружения иода. Затем прилейте, по возможности одновременно, во все пробирки по 2 мл пероксида водорода одинаковой концентрации. Наблюдения запишите в таблицу.
№ пробирки | Содержание пробирки | Последовательность посинение растворов | Влияние какого фактора сказалось на Up |
1 | 0.4 %-й раствор иодида калия при комнатной температуре | ||
2 | 0.4 %-й раствор иодида калия горячий | ||
3 | 0.4 %-й расвор иодида калия с сульфатом меди (II) | ||
4 | 0.8%-й раствор иодида калия |
Опыт 2.
Влияние температуры. Давления и концентрации веществ на равновесие в системе:
2NO2 -------------> N2O4 + Q
Красно-бурый бледно-желтый почти
бесцветный
а) Даны три пробирки, наполненные бурым NO2. Две из них закрыты пробками, а одна – поршнем. Оставив пробирку с поршнем как контрольную, погрузите одну пробирку с NO2 в горячую воду, а в другую - в холодную. Через 2-3 мин сравните окраску газов в этих пробирках с контрольной и запишите наблюдения в таблицу.
Наименование условий | Изменение окраски | Смещение равновесия | |
t | Нагревание | ||
Охлаждение | |||
p | Сжатие | ||
Расширение |
Практическая работа № 3
Решение экспериментальных задач
по теме «Гидролиз»
Реактивы: хлорид алюминия, сульфид натрия, хлорид железа(III), цинк порошок, карбонат натрия, хлорид магния, сульфат натрия.
Лакмус, фенолфталеин, метилоранж
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, держатель для пробирок.
Техника безопасности: работа со стеклом.
Задача I
Налейте в пробирку 2-3 мл раствора хлорида алюминия, прилейте к нему 1-2 мл раствора сульфида натрия. Какие изменения наблюдается в растворе? Запах какого вещества ощущается? Объясните наблюдаемые явления и напишите уравнения и напишите уравнение реакции.
Задача II
Налейте в пробирку 2-4 мл раствора хлорида железа (III), присыпьте немного порошка цинка. Наблюдайте выделение пузырьков газа. Объясните это явление и подтвердите необходимыми уравнениями реакции.
Задачи III
С помощью индикаторов определите тип среды, водородный показатель растворов солей: хлорида магния, карбоната натрия, сульфата натрия.
Практическая работа №
Решение экспериментальных задач по неорганической химии.
Реактивы: хлорид калия, сульфид натрия, сульфат железа(II), гидроксид натрия, нитрат серебра, сульфат меди, карботнат магния,железо, соляная кислота, хлорид железа (III), сульфат аммония, нитрат меди, серная кислота, хлорид бария
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, держатель для пробирок,
спиртовка, спичка.
Техника безопасности: осторожно с кислотами, щелочам, работа со стеклом, нагревание
Задачи:
1. Дана смесь. Состоящая из хлорида калия и сульфата железа (III). Проделайте опыты, при помощи которых можно определить хлорид-ионы CL- и ионы Fe3+ . Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
2.Выданы вещества: кристаллогидрат сульфата меди (II), карбонат магния, гидроксид натрия, железо, соляная кислота, хлорид железа (III). Пользуясь этими веществами, получите:
А) гидроксид железа (III);
Б) гидросид магния;
В) медь.
3. В трех пробирках даны кристаллические вещества без надписей:
А) сульфат аммония;
Б) нитрат меди (II);
В) хлорид железа (III).
4. Опытным путем определите. Какие вещества находятся в каждой из пробирок. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Практическая работа №
Решение экспериментальных задач по органической химии.
Реактивы: железо, соляная кислота, гидроксид калия, азотная кислота,, алюминий, гидроксид натрия, медь, серная кислота;
Этанол, уксусная кислота,глюкоза, глицерин, фенол, формальдегид, раст. масло, машинное масло, сахарный сироп,, р-р мыла, белка, соды;
Сульфат меди, гидроксид натрия, хлорид железа, гидроксид кальция, карбонат натрия, лакмус, перманганат калия
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, держатель для пробирок, спиртовка, спичка.
Техника безопасности: нагревание, работа со стеклом, кислоты, щелочи, фенол, формальдегид, перманганат калия
С помощью характерных реакций распознайте, в какой из пробирок находятся водные растворы:
А) эталона;
Б) уксусной кислоты ;
В) глюкозы;
Г) глицерина.
2. С помощью характерных реакций распознайте, в какой из выданных вам пробирок находятся водные растворы:
А) фенола;
Б) глицерина;
В) формальдегида;
Г) глюкозы.
3. С помощью характерных реакции распознайте, в какой из выданных вам пробирок находятся водные растворы:
А) глицерин;
Б) растительное масло;
В) машинное масло, полученное из нефти;
Г) сахарный сироп.
4. Распознайте с помощью одного и того же реактива, в какой из выданных вам пробирок находятся водные растворы :
А) мыла ;
Б) белка;
Г) соды.
5. Используя одну и ту же реакцию. Но разные условия её протекания, распознайте, в какой из выданных вам пробирок находятся растворы:
А) глицерина;
Б) формалина ;
В) белка.
К каждому из заданий запишите уравнения проведенных реакций.
Практическая работа №
«Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ»
Реактивы: железо, соляная кислота, гидроксид калия, азотная кислота,, алюминий, гидроксид натрия, медь, серная кислота;
Этанол, карбид кальция, бромная вода.
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, держатель для пробирок, спиртовки 3, газоотводная трубка, спичка.
Техника безопасности: нагревание, кислоты, щелочи, карбид кальция
Осуществите практически следующие превращения:
Вариант I.
А) Fe----> FeCl2----> Fe(OH)2----> Fe(OH)3----> Fe(NO3)3
Б) C2H5OH---->CH3-- COH----> CH3—COOH
CO2
Вариант II.
- Al----> AlCl3 ----> Al(OH)3---->Na[Al(OH)4]
---->Al2(SO4)3
Б ) C2H5OH---->C2H4 ----> CO2
---->CH2 – CH
/ \
OH OH
Вариант III.
- Cu---->CuO---->CuSO4---->Cu(OH)2---->CuO---->Cu
Б) CaC2 ----> C2H2----> C2H2Br4
----> HOOC—COOH
Практическая работа №
Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон.
1.Выданы четыре пакетика с образцами пластмасс (без надписей).
Вариант 1.
А) Фенопласт; В) полиэтилен;
Б) целлулоид; Г) капрон.
Вариант 2.
А) Поливинилхлорид В) полиметилметакрилат
Б) полистирол Г) целлулоид
Определите по характерным свойствам, какая пластмасса находится в каждом из пакетиков.
2.Выданы четыре пакетика с образцами волокон (без надписей)
Вариант 1
А) Вискозное волокно;
Б) нитрон;
В) шерсть;
Г) лавсан.
Вариант 2
А) Хлопчатобумажное волокно;
Б) ацетатное волокно;
В) хлорин;
Г) капрон.
2.Определите по характерным свойствам, какое волокно находится в каждом из пакетиков.
Предварительный просмотр:
Практическая работа№1
Качественное определение углерода, водорода, хлора в органических веществах
Определите водорода и углерода в парафине.
Реактивы: парафин, оксид меди, сульфат меди безводный, известковая вода.
Оборудование: штатив лабораторный, пробирки, держатель для пробирок, газоотводная трубка, спиртовка, спичка.
Ход работы:
1.Поместите в пробирку кусочек парафина ( с горошину ) и такое же количество порошка оксида меди (II ).
2.Закрепите прибор в лапка штатива.
3. Нагревайте слегка дно пробирки ,чтоб парафин расплавился и пропитал порошок оксида меди (II).
4.Поместите в пробирку ближе к пробке ½ ложки безводного белого порошка сульфата меди.
5.Опустите свободный конец газоотводной трубки в пробирку с 1мл (20 капель) прозрачного раствора известковой воды.
6.Нагревайте пробирку с реакционной смесью соблюдая правила нагревания!
7.Наблюдайте за изменениями , происходящими с белым порошком сульфата меди , прозрачным раствором известковой воды и черным порошком оксида меди (II). Дайте объяснения происходящим явлениям.
8. Для фиксации наблюдений используйте следующую таблицу:
Вещества , взятые для опыта | Происходящие изменения | Анализ наблюдения Выводы |
Парафин | ||
Оксид меди | ||
Сульфат меди безводный | ||
Известковая вода |
Определите хлора в хлорсодержащем органическом вещества.
1.Внесите медную спираль в пламя спиртовки
2.Прокалите спираль до исчезновения окраски пламени
3.Изменилась ли спираль по цвету . Почему?
4.Опустите спираль в хлор содержащее вещество
5.Внесите спираль снова в пламя спиртовки
6.Проверьте содержание хлора в другом выдан
Практическая работа№2
Получение этилена и опыты с ним
Реактивы: серная кислота, перманганата калия, бромная вода.
Оборудование: штатив лабораторный, пробирки, штатив для пробирок, пробиркодержатель, колба, газоотводная трубка, спиртовка, спички.
Ход работы:
1.Проверьте прибор на герметичность.
2.Поместите в пробирку ( колбу ) несколько крупинок кварцевого песка ( для равномерного кипения и предотвращения выбрасывания жидкости ).
3.Прилейте в пробирку (колбу) 4 мл готовой смеси (1 объем спирта и 3 объем серной кислоты ).
4.Закрепите прибор в лапке лабораторного штатива.
5.Приготовьте две пробирки: одну – с 2мл бромной воды , другую – 2 мл раствора перманганата калия
6.Опустите свободный конец газоотводной трубки в пробирку с бромной водой.
7.Нагревайте ( осторожно! ) смесь в пробирке – реакторе.
8.Наблюдайте за изменениями , происходящими с бромной водой.
9.Замените пробирку с бромной водой на пробирку с раствором перманганата калия, не прекращая нагревания. Почему?
10.Пропускайте этилен через раствор перманганата калия. Что наблюдаете ?
11.Уберите пробирку с раствором из под газоотводной трубки.
12.Поставьте пробирку в штатов для пробирок
13.Поверните ( осторожно! ) газоотводную трубку отростком вверх.
14.Подожгите выделяющийся газ у отверстия газоотводной трубки.
Наблюдайте за пламенем горящего этилена. Какое оно ?
15.Объясните наблюдавшиеся явления.
16.Оформите отчет по работе, пользуйтесь удобной для вас формой его.
17. Наблюдения оформите в виде следующей таблицы:
Выполняемые операции | Рисунки, наблюдения, уравнения реакций | Выводы |
Практическая работа№3
Получение и свойства карбоновых кислот
Получение и свойства уксусной кислоты
Реактивы: ацетат натрия, твердый карбонат натрия, оксид кальция, металл магния, муравьиная кислота, оксид серебра, серная кислота, индикаторы
Оборудование: штатив лабораторная, пробирки, держатель для пробирок, штатив для пробирок, спиртовка, газоотводная трубка, спичка.
Ход работы
1.Поместите в пробирку 1 ложку ацетата натрия.
2.Добавьте по каплям серную кислоту ( 3 : 2 ) , чтобы она смочила соль.
3.Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой.
4.Проверьте прибор на герметичность
5.Закрепите прибор в лапке лабораторного штатива.
6.Опустите конец газоотводной трубки в сухую пробирку.
7.Нагревайте пробирку с реакционной смесью, соблюдая правила.
8.Исследуйте свойства полученной кислоты: действие на индикатор , металл
( магний ), оксид металла (магния или кальция ), соль (твердый карбонат натрия ). Используйте для опытов пластину для капельного анализа.
Свойства муравьиной кислоты.
1.Исследуйте свойства выданной вам в пробирке муравьиной кислоты.
2.Испытайте, окисляется ли муравьиная кислота аммиачным раствором оксида серебра
3.В чем отличие муравьиной кислоты от других карбоновых кислот
Практическая работа№4
Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
Реактивы: растворы фенола, формалина и глицерина, муравьиная кислота, уксусная кислота, этиловый спирт, этиленгликоль; хлорид железа(III), сульфат меди(II), гидроксид натрия, оксид меди(II)тв., карбонат натрия, нитрат серебра.
Оборудование: пробирки, пробиркодержатель, штатив для пробирок
ИНСТРУКЦИЯ
1.Запишите в тетрадь тему практического занятия и номер варианта.
2.Получите задание.
3. Составьте план решения задач.
4.Выполните задание.
5.Составьте отчет о работе, используя следующую таблицу:
№ п,п | Дано | План решения, последовательность выполнения операций | Реактив, условия реакции, наблюдения, уравнения реакций | Результат ( ответ, вывод) |
Вариант 1
1). В трех пробирках под номерами налиты растворы: фенола, формалина и глицерина. Определите их.
2)Докажите, что в состав поливинилхлорида входит хлор.
Вариант 2
1) Определите, в какой из двух пробирок под номерами находится:
а) крекинг – бензин; б) бензин прямой перегонки.
2) Налейте в пробирку две пипетки ( 40 капель ) этилового спирта, прибавьте столько же раствора перманганата калия и несколько капель серной кислоты. Нагрейте смесь. Объясните наблюдаемые явлении
Вариант 3
1).Определите опытным путем, в какой из пробирок под номерами находится:
а) муравьиная кислота, б) уксусная кислота.
2)Докажите, что в состав полиэтилена входит углерода и водород.
Вариант 4
1)Определите с помощью одного реактива, в какой из пробирок находится: а) формальдегид, б) глицерин.
Вариант 5
1)Определите, в какой из пробирок находится: а) формалин, б) этиловый спирт, в) уксусная кислота.
2).Докажите, что выданное вещество – раствор фенола
Вариант 6
1).Определите, в какой из пробирок находится растворы: а) этиленгликоля, б) формалина, в) фенола.
2). Докажите , что выданное вещество – глицерин.
Практическая работа №5
Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ
Реактивы: крахмал, глюкоза, сахароза, фенол, мыло, уксусная кислота, олеиновая кислота, глицерин, формалин, этиловый спирт, этиленгликоль;
хлорид железа(III), сульфат меди(II), гидроксид натрия, оксид меди(II)тв., карбонат натрия, нитрат серебра, перманганат калия, йод
Оборудование: пробирки, пробиркодержатель, штатив для пробирок, спиртовка, спичка.
Техника безопасности: нагревание, работа со стеклом, фенол, формалин, органические кислоты, этиленгликоль, щелочь, перманганат калия.
ИНСТРУКЦИЯ
1.Запишите тему практического занятия и номер варианта в тетрадь.
2.Приготовьте таблицу для оформления результатов исследования
№ задачи | Условие задачи | Реактив, условие реакций | Наблюдения, уравнение реакции | Ответ, вывод |
3.Проделайте опыты для решения задач
4.Оформите отчёт, внося результаты исследования в таблицу
5.Приведите в порядок свое рабочее место
Вариант 1
1).Определите растворы веществ: крахмал, глюкоза.
2).Докажите, что выданное вещество – раствор фенола.
Вариант 2
1). Определите растворы веществ: сахароза, глюкоза, мыло.
2) Докажите , что выданное вещество – глицерин.
Вариант 3
1). Определите растворы веществ: глюкоза, фенол, уксусная кислота.
2). Получите из раствора мыло стеариновую кислоту.
Вариант 4
- Определите веществ: мыло , крахмал, стеариновая кислота.
- Докажите, что выданное вещество – раствор глюкозы.
Вариант 5
1). Определите вещества: олеиновая кислота, глицерин, формалин.
2) Приведите опытным путём гидролиз крахмала и исследуйте продукты гидролиза.
Вариант 6
1). Определите вещества: этиловый спирт, глюкоза, этиленгликоль.
2) Докажите, что в состав сахара входят углерод и водород.
Практическая работа№6
Распознавание химических волокон
Реактивы: №1: волокна льняное, медно - аммиачное, шерстяное;
№2: волокна хлопкового, вискозного, лавсанового, шёлкового тканей;
№3: волокна шерстяное, льняное, вискозное, капроновое;
№4: волокна хлопкового, шерстяного, медно- аммиачного, нитронового тканей;
серная кислота, гидроксид натрия, индикаторы- лакмус, фенолфталеин.
Оборудование: пакеты с волокнами, спиртовка, спичка, щипцы, держатель пробирок, пробирки
ИНСТРУКЦИЯ
1.Запишите тему практического занятия в тетрадь.
2.Получите задание и запишите номер варианта в тетрадь.
3.Приготовьте в тетради таблицу для оформления результатов наблюдений:
№ образца | Характер горения образца | Окрашивание индикатора продуктами разложения | Действие кислот и щёлочей | Результат определения название, основа волокна |
4.Проведите распознавание волокон и результаты наблюдений запишите в таблицу.
5. Приведите в порядок своё рабочее место.
Вариант 1
В четырех пакетах под номерами 1 ,2 ,3 ,4 находятся следующие волокна:
льняное, медно аммиачное, шерстяное . Определите, в каком пакете какое волокно.
Вариант 2
В четырех пакетах под номерами 1 , 2, 3, 4 находятся ткани из следующих волокон: хлопкового, вискозного, лавсанового, шёлкового. Определите, в каком пакете какая ткань.
Вариант 3
В четырех пакетах под номерами 1 ,2 ,3 ,4 находятся следующие волокна: шерстяное, льняное, вискозное, капроновое. Определите, в каком пакете какое волокно.
Вариант 4
В четырех пакетах под номерами 1 ,2 ,3 ,4 находятся ткани из следующих волокон: хлопкового, шерстяного, медно аммиачного , нитронового.
Определите, в каком пакете какая ткань.
Вариант 5
В четырех пакетах под номерами 1 ,2 ,3 ,4 находятся следующие волокна: льняное, шелковое , вискозное , хлориновое. Определите, в каком пакете , какое волокно.
Вариант 6
В четырех пакетах под номерами 1 ,2 ,3 ,4 находятся ткани из следующих волокон: хлопкового, шелкового, медно аммиачного, нитроного. Определите в каком пакете, какая ткань.
Практическая работа №6
Распознавание пластмасс.
Реактивы: №1: , полиэтилен , капрон , фенолформальдегидную;
№2: понивилхлорид , полиметилметакрилат , капрон , полистирол;
№3: полистирол , фенолформальдегидную , поливинилхлорид , капрон;
№4 полиэтилен , полиметилметакрилат , поливинилхлорид , фенолформальдегидную;
серная кислота, гидроксид натрия, индикаторы- лакмус, фенолфталеин.
Оборудование: пакеты с пластмассами, спиртовка, спичка, щипцы, держатель пробирок, пробирки
ИНСТРУКЦИЯ
1.Запишите тему практического занятия в тетрадь.
2.Получите задание и запишите номер варианта в тетрадь.
3.Приготовьте в тетради таблицу по следующему образцу:
№ образца | Внешний вид | Отношение к нагреванию | Характер горения | Исследование продуктов разложения | Результат определения: название элементарное звено |
4.Проведите распознавание пластмасс и результат наблюдений запишите в таблицу.
5.Приведите в порядок используемые принадлежности и рабочее место
Вариант 1
Распознать выданные пластмассы: полистирол , полиэтилен , капрон , фенолформальдегидную.
Вариант 2
Распознать пластмассы: понивилхлорид , полиметилметакрилат , капрон , полистирол.
Вариант 3
Распознать пластмассы: полистирол , фенолформальдегидную ,
поливинилхлорид , капрон.
Вариант 4
Распознать пластмассы: полиэтилен, полиметилметакрилат , поливинилхлорид , фенолформальдегидную.
Вариант 5
Распознать пластмассы: фенолформальдегидную, капрон , полиэтилен , поливинилхлорид.
Вариант 6
Распознать пластмассы: полиметилметакрилат , фенолформальдегидную , полистирол , поливинилхлорид.
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 1
Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.
Качественное определение углерода и водорода.
- В сухую пробирку поместите около 1 г порошка оксида меди (II) и 0,2 г парафина, или бензина, или вазелина.
- Если в опыте используется парафин, тогда пробирку нагрейте до плавления парафина и затем содержимое её встряхните , чтобы вещества хорошо перемещались.
- Пробирку закрепите в штативе в горизонтальном положении и поместите в неё недалеко от открытого конца немного безводного сульфата меди (II).
- Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в другую пробирку с известковой водой.
- Содержимое пробирки слегка нагрейте и наблюдайте за происходящими изменениями.
Практическая работа 2
Получение этилена и опыты с ним.
Реактивы: этанол, серная кислота, перманганат калия, бромная вода
Оборудование: газоотводная трубка, пробирки, лабораторный штатив, спиртовка, спичка, пробирки
Инструкция
- В одну пробирку налейте 2-3 мл этилового спирта и осторожно добавьте 6-9 мл концентрированной серной кислоты. Затем всыпьте немного предварительно прокаленного песка, чтобы избежать толчков жидкости при кипении. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, закрепите её в штативе и осторожно нагрейте.
- В другую пробирку налейте 2-3 мл бромной воды. Опустите газоотводную трубку до дна пробирки с бромной водой и пропустите через неё выделяющийся газ.
- В третью пробирку налейте 2-3 мл разбавленного раствора перманганата калия, подкисленного серной кислотой, и пропустите через него газ.
- Подожгите выделяющийся газ.
Практическая работа 3
Получение и свойства карбоновых кислот
- Получение уксусной кислоты .
Поместите в пробирку 2-3 г ацетата натрия и прибавьте 1,5-2 мл концентрированной серной кислоты. Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в другую пробирку . Смесь нагревайте на пламени до тех пор, пока в пробирке- приемнике не будет 1,0-1,5мл жидкости.
- Взаимодействие уксусной кислоты с некоторыми металлами.
В две пробирки налейте 1 мл раствора уксусной кислоты . В одну пробирку всыпьте немного стружек магния , а в другую – несколько гранул цинка.
- Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.
Налейте в пробирку 1-1,5 мл р-ра гидроксида натрия и добавьте несколько капель р-ра фенолфталеина. При добавление уксусной кислоты малиновая окраска фенолфталеина исчезает.
4.Взаимодействие уксусной кислоты со спиртами.
В пробирку налейте 2мл р-ра уксусной кислоты. Прилейте 2мл изоамилового спирта. Затем осторожно добавьте 1мл концентрированной серной кислоты. Пробирку закройте пробкой с длинной стеклянной трубкой-холодильником. Смеcь осторожно подогрейте на водяной бане. После охлаждения добавьте пробирки несколько миллилитров воды. При этом образуются капли нерастворимого в воде изоамилового уксусной кислоты с характерным запахом грушевой эссенции.
5.Окисление муравьиной кислоты оксидом серебра(I).
В чистую пробирку налейте 2мл свежеприготовленного р-ра с массовой долей нитрата серебра 0,02. Добавьте немного разбавленного р-ра аммиака до растворения появившегося осадка. Затем добавьте несколько капель муравьиной кислоты и пробирку со смесью нагрейте в колбе с горячей водой.
Практическая работа 4
Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ
1.В трех пробирках даны следующие вещества: а) гексан; б) бензол; в) раствор уксусной кислоты. Определите каждое из веществ.
2.Выданы четыре пробирки: а) с глицерином; б) с этанолом; в) с раствором фенолята натрия; г) с формалином. Определите, в какой пробирке находится каждое из веществ.
3. В трех пробирках даны следующие карбоновые кислоты: а) муравьиная; б) уксусная; в) олеиновая. Как различить эти вещества?
4.Налейте в пробирку 2мл этанола, прилейте к нему 2мл разбавленного раствора перманганата калия и добавьте несколько капель серной кислоты. Нагрейте смесь. Почему изменилась окраска раствора?
\
Практическая работа 5
Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.
1.Получите этилен и ацетилен и проделайте с ними опыты, подтверждающие их характерные свойства. Составьте уравнения соответствующих реакций.
2.В двух пробирках даны вещества: а) этанол; б) уксусная кислота. Проделайте опыты, подтверждающие их характерные свойства. Составьте уравнения соответствующих реакций.
3.В одной пробирке дан р-р фенола, а в другой- р-р метаналя. Проделайте опыты, которые подтверждают их характерные химические свойства. Напишите уравнения соответствующих реакций.
4.В двух пробирках даны вещества: а) глюкоза; б) сахароза. Определите эти вещества при помощи характерных химических реакции и приведите соответствующие уравнения реакций.
5.Выданы пробирки с растворами: а) глицерина; б) альдегида; в) глюкозы. При помощи одних и тех же реактивов определите каждое вещество.
6.В одной пробирке машинное масло, полученное из нефти, в другой - растительное масло. Определите химическим способом, где какое масло находится.
7.В пробирках содержится кислота: а) муравьиная; б) уксусная. Определите химическим способом, где находится муравьиная кислота.
8.Докажите опытным путем, что выданное вам вещество: а) непредельный углеводород; б) многоатомный спирт; в)альдегид; г) карбоновая кислота.
Практическая работа 6
Распознавание пластмасс и волокон
Реактивы:
Пакет№1 ( поливинилхлорид, аминопласт, целлулоид и фенопласт). Пакет №2(полиэтилен, полистирол, полиметилметакрилат и капрон). Нитрат серебра, кислота, щелочь
А)Натуральный шелк (или шерсть) вискозное волокно, нитрон и лавсан;
б) хлопчатобумажная ткань, ацетатное волокно, хлорин и капрон
Оборудование: спиртовка, спичка,
Инструкция
1.Разпознавание пластмасс следует начать с внешнего осмотра, затем перейти к исследованию их отношения к нагреванию и горению. Потом испытывают действие на них растворителей.
Задача 1
В четырёх пакетах находятся пластмассы: а) поливинилхлорид, аминопласт, целлулоид и фенопласт; б) полиэтилен, полистирол, полиметилметакрилат и капрон. Определите, какая пластмасса находится в каждом из пакетов.
2.Распознавание волокон начинают с их сжигания. ( Опыт проводят в вытяжном шкафу!) При этом прослеживают, с какой скоростью происходит горение, исследуют запах продуктов разложения, свойства остатка, который образуется после сгорания. Затем проверяют действие на волокна кислот, щелочей и растворителей.
Задача 2
В четырёх пакетах находятся волокна: натуральный шелк (или шерсть) вискозное волокно, нитрон и лавсан; б) хлопчатобумажная ткань, ацетатное волокно, хлорин и капрон. Определите, какое вещество находится в каждом из пакетов.
11кл
Практическая работа 1
Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией.
Реактивы: р-ры хлорида калия, хлорида натрия, дистиллированная вода
Оборудование: пробирка, мерная колба, весы, цилиндр, шпатель, стеклянная палочка.
I. Рассчитайте массу соли, которую необходимо взять для приготовления:
I вариант- 100 мл 0,1М р-ра хлорида натрия.
II вариант- 100мл 0,2М р-ра хлорида калия.
II. Ход выполнения работы.
- Отвесьте рассчитанную вами массу соли; поместите соль в мерную колбу вместимостью 100 мл
- Растворите соль в небольшом количестве дистиллированной воды, затем долейте воду до метки.
Чтобы не перелить воду, последние капли добавляйте с пипетки.
III. Составьте отчёт о работе в произвольной форме.
Количество мерных колб, молярный раствор можно приготовить в мерном цилиндре или химическом стакане с делениями, указывающими объём воды при комнатной температуре. Для перемешивания раствора в этих сосудах пользуются чистой стеклянной палочкой, которую нельзя класть на стол; лучше помещать её в чистую пробирку (стакан).
Практическая работа 2
Влияние различных факторов на скорость химической реакции.
- Влияние природы реагирующих веществ.
В три пробирки налейте соляной кислоты. В первую пробирку положите кусочек магния, во вторую- кусочек цинка, в третью- кусочек меди. Что наблюдаете? Какая из реакций самая быстрая?
- Влияние концентрации реагирующих веществ.
В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В одну прилейте 1мл соляной кислоты (1:3), в другую- столько же этой кислоты (1:10).
- Влияние поверхности соприкосновения реагентов. катализатора
В одну пробирку опустите кусочек мела, в другую насыпьте порошок мела. Налейте в пробирку по 1,5 мл соляной кислоты одинаковой концентрации. Если ли разница в скорости выделения газа?
- Влияние температуры.
В две пробирки опустите по одной грануле цинка. Налейте по 1мл соляной кислоты одинаковой концентрации в каждую пробирку. Одну пробирку опустите в стакан с горячей водой. По интенсивности выделения пузырьков водорода сделайте вывод о влияние температуры на скорость химической реакции.
5. Влияние катализатора
В пробирку налейте 1 мл пероксида водорода и внесите тлеющую лучинку, не прикасаясь к жидкости. Что наблюдаете? Добавьте к пероксиду водорода несколько кристалликов оксида марганца(IV) МnO2 и снова внесите тлеющую лучинку. Что наблюдайте? Какую роль играет МnO2?
Составьте отчет о работе в произвольной форме и сделайте общий вывод.
Практическая работа№5
Решение практических расчетных задач
Реактивы: порошок алюминия, серная кислота, гидроксид натрия, цинк, соляная кислота, гидроксида натрия.
Оборудование: штатив лабораторный, пробирки, пробиркодержатель, штатив для пробирок
I вариант
Дано 1,5 порошка алюминия. Получите практически сульфат алюминия и вычислите процент его выхода по сравнению с теоретическим.
II вариант
Дано 5 мл раствора серной кислоты ( плотность 1,143г/см3). Получите практически сульфат натрия и вычислите процент его выхода по сравнению с теоретическим.
III варианти
1.Дано 3,25г цинка. Получите практически хлорид цинка и вычислите процент его выхода по сравнению стеоритическим.
2.Дано 5мл раствора гидроксида натрия ( плотность 1,225г/см3). Получите практически сульфат натрия и вычислите его теоретический вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов
Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА
Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...
Практическая работа «Практические способы измерения сил»
работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...
Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД
Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...
Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22
Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Закрепление теорети...