Методическая разработка
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Овчинникова Ирина Александровна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khimiya_8a.docx84.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖДЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ШКОЛА  №1»

                         г. БОЛОГОЕ , ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

«Утверждаю»

Директор школы:

________________

Серова Г.П.

Приказ № ______ от

«__» __________ 2013г.

«Согласовано»

с заместителем директора по УВР Рыбкиной З.И

_______________  

«Рассмотрено»

на заседании кафедры

естественных наук

           Овчинникова И.А.

___________________

   Протокол № ____  от

  «__» ___________ 2013г.

       

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного предмета

«Химии»

Ступень обучения: 8 - 9  

Класс 8 «А»

Срок  реализации  программы: 2 года

                                                                                                                                                                                                                                                                                      Учитель химии

Овчинникова Ирина  Александровна,

высшая категория

Эксперт:

_________________________

_________________________

_________________________

2013– 2014 учебный

Пояснительная записка

        Рабочая программа курса химии для 8а  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии, Примерной программы основного общего образования по химии, авторской программы Габриеляна О.С. «Программа курса химии для 8 – 9 класса общеобразовательных учреждений», с учетом методических рекомендаций по совершенствованию учебного процесса, изложенных в «Методическом письме о преподавании химии в общеобразовательных учреждениях в 2009 -2010 учебном году», с учетом «Анализа результатов ЕГЭ и ГИА по химии в Тверской  области в 2013 году». Преподавание ведется по учебникам автора О.С.Габриеляна.

        Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов. В том числе по 70 часов в  VIII и IX  классах, из расчета – 2 учебных часа в неделю.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

В тематическом планировании, следуя, в основном идее О.С. Габриеляна, несколько изменила количество часов, отведенное на изучения тем, используя принципы опережающего обучения и неоднократного обращения к наиболее сложным вопросам курса, таким как: окислительно-восстановительные реакции, составление химических формул и уравнений, решение задач по химическим уравнениям, а так же даю понятие «валентность» одновременно с понятием «степень окисления».

На изучение темы №1 отвожу 4 часа вместо 5 часов, объединив вопросы «Периодическая система химических элементов, знаки химических элементов, химические формулы. 1 час добавлен на изучение темы №2 « Атомы химических элементов ». Тема №4 «Соединения химических элементов» увеличена на 3 часа за счет резервного времени  В химическом практикуме практическая работа «Анализ почвы и воды» заменена на «Очистка загрязненной поваренной соли», так как считаю, что материал данной работы более актуален на данном этапе обучения.

Изменение планирования позволяет изучать многие темы в проблемном режиме, повышает интерес к предмету с первых уроков.

Принципиальным моментом является перепланирование изучения тем 5 и 8 - «Химический практикум», а именно: практические работы проводятся не блоком, а при изучении соответствующих тематических вопросов. Так практическую работу №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами» и практическую работу №2 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе» провожу в теме №3 «Соединения химических элементов»; практическую работу №3 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание», практическую работу №4 «Очистка загрязненной поваренной соли» и практическую работу №5 «Признаки химических реакций» провожу в теме №4 «Изменения, происходящие с веществами»; практическую работу №6 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» и практическую работу №7 «Решение экспериментальных задач» провожу в теме №5 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». Благодаря данной перепланировке логически изученные темы подтверждаются экспериментально.

Курс 8 класса заканчивается темой «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». В данную тему включены 2 практические работы, так же чередуя теоретический материал раздела.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

        

Учебно-тематическое планирование

8а класс

п/п

Тема

Количество

часов

В том числе

практич. работы

контрольн. работы

лаборат. опыты

1.

Введение

4

1

2.

Атомы химических элементов

11

1

3.

Простые вещества

7

4.

Соединения химических элементов

14

2

1

4

5.

Практикум №1. Простейшие операции с веществом

6.

Изменения, происходящие с веществами

10

1

5

7.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

22

2

1

6

8.

Практикум №2. Свойства растворов электролитов

Итого

68

5

4

15

 9 класс

п/п

Тема

Количество часов

В том числе

практ.

работы

контр.

работ

лаборат.

опыты

1.

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

6

1

2.

Металлы

18

3

1

5

3

Неметаллы

26

3

1

7

4.

Органические соединения

9

1

4

5.

Химия и жизнь

2

6.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

7

1

Итого

68

6

4

17

Содержание тем учебного курса химии 8 класса

Введение (4 часа)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Тема 1. Атомы химических элементов (11 часов)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Тема 2. Простые вещества (7 часов)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, серы,  углерода и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».

Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Тема 3. Соединения химических элементов (14 часов)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

Практическая работа: 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Наблюдение за горящей свечой.

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (10 часов)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Типы химических реакций. Реакции разложения. Реакции соединения. Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца (признаки химических реакций).

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка йода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты. 3. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 4. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 5. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 6. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практическая работа: 3. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе. 4. Очистка загрязненной поваренной соли. 5. Признаки химических реакций.

Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (22 часа)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции  ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты. 7. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 8. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 9. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 10. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 11. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 12. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Практическая работа: 6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 7. Решение экспериментальных задач

9 класс

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

Тема 1. Металлы (15 + 3 практические работы)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.

Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов.  

Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

Тема 2. Неметаллы (23ч + 3 практические работы)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов.  Простые вещества,  их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности .

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Практическая работа№5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода».

Практическая работа№6. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 3. Органические соединения (9 часов)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом.

Тема 4. Химия и жизнь (2 часа)

        Человек в мире веществ: материалы и химические процессы. Химическая картина мира. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов [поваренная соль, уксусная кислота (столовый уксус)]. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность: умение читать маркировку изделий пищевой, фармацевтической и легкой промышленности, соблюдение инструкций по применению приобретенных товаров.

Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (7 часов)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

В результате изучения химии ученик должен

знать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
  • составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критические оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовлении растворов заданной концентрации.

Контроль знаний, умений, навыков

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.

Контрольных работ - 4: контрольная работа №1 по теме «Металлы»; контрольная работа №2 - «Неметаллы», контрольная работа №3 - «Первоначальные представления об органических веществах», контрольная работа №4 - за курс основной школы.

Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока

Критерии оценки

Устный ответ

Оценка «5» - ответ полный, правильный, самостоятельный, материал изложен в определенной логической последовательности.

Оценка «4» - ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической последовательности, допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» - ответ полный, но допущены существенные ошибки или ответ  неполный.

Оценка «2» - ученик не понимает основное содержание учебного материала или допустил существенные ошибки, которые не может исправить даже при наводящих вопросах учителя.

Расчетные задачи

Оценка «5» - в логическом рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Оценка «4» - в рассуждении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3» - в рассуждении нет ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.

Оценка «2» - имеются ошибки в рассуждениях и расчетах.

Экспериментальные задачи

Оценка «5» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка «4» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, при этом допущено не более двух ошибок (несущественных) в объяснении и выводах.

Оценка «3» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка «2» -допущены две и более ошибки в плане решения, в подборе реактивов, выводах.

Практическая работа

Оценка «5» - работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности, поддерживается чистота рабочего места, экономно расходуются реактивы.

Оценка «4»- работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Оценка «3»- работа выполнена не менее чем на половину или допущены существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, но исправляются по требованию учителя.

Оценка «2»- допущены две или более существенные ошибки, учащийся не может их исправить даже по требованию учителя.

Контрольная работа

Оценка «5» - работа выполнена полностью, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4» - работа выполнена полностью, допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3» - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная или две несущественные ошибки.

Оценка «2» - работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Учебно-методический комплект:

для учителя:

  1. Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1998.
  2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2004.
  3. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа,  2003.
  4. Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа.
  5. Химия. 9 кл.; Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. - М.: Дрофа.
  6. Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. - М.: Блик плюс.
  7. Габриелян О.С, Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9». - М.: Дрофа
  8. Габриелян О.С, Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 - 9 кл. - М.: Дрофа.
  9. Волович П., Бровко М. Готовимся к экзамену по химии. М.: Айрис-пресс, 2006.
  10. Химия. ЕГЭ – 2013.Тематические тесты. Базовый и повышенный уровень: учебно-методическое пособие / под ред.В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2010.
  11. Химия. ГИА – 2013.М., Просвещение, 2013.
  12. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2013 года по химии.
  13. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по химии обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
  14. Спецификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2013 года по химии.
  15. Спецификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по химии обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Интернет-ресурсы:

http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки

http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений

http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)

http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен

http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»

http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

http://www.pedsovet.org 

для учащихся:

  1. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2007.
  2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2007.


Календарно - тематическое планирование по химии 68 часов)

п/п

Темы уроков

Эксперимент

(Д. - демонстрационный,

ЛО – лабораторный опыт)

Лабораторное

оборудование

Дата

план

факт

Введение 4 ч

1(1)

 Предмет химии. Вещества

2(2)

Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни

3(3)

ПР №1 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете Химическая посуда и приборы.

Набор химической посуды, таблица по технике безопасности

4(4)

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов

Атомы химических элементов 11 ч

1(5)

Основные сведения о строение атома .Состав атомных ядер: протоны, нейтроны

Д. Модели атомов химических элементов

Модели атомов химических элементов

2(6)

 Изотопы

3(7)

Строение электронных оболочек атомов элементов № 1-20

4(8)

 Состояние электронов в атоме. Изменение числа электронов в атоме

Д. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

5(9)

 Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

Д. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

6(10)

Ионная химическая связь

7(11)

Ковалентная неполярная связь

8(12)

Ковалентная полярная связь

9(13)

Металлическая связь

10(14)

Обобщение и систематизация знаний по теме: « Атомы химических элементов».

11(15)

Контрольная работа №1 по теме: «Атомы химических элементов»

Простые вещества 7 ч

1(16)

Простые вещества – металлы.  

1. Коллекция металлов: Fe, Al, Ca, Mg, Na, Hg (последние 2 запаяны)

2(17)

 Простые вещества – неметаллы .

Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством 1 моль

Д.1. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора

2. Коллекция неметаллов

3. Получение озона

Простые вещества (металлы и неметаллы), сложные вещества количеством в 1моль1. белое и серое олово, белый и красный фосфор

2. коллекция неметаллов - Н2, О2 (в газомере) S, Р, уголь акт, бром (в ампуле), озонатор

3(18)

Количество вещества.

Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством 1 моль

Простые вещества (металлы и неметаллы), сложные вещества количеством в 1моль

419)

Молярная масса.

5(20)

Молярный объём газов. Плотность и относительная плотность газов

Д. Модель молярного объема газов

Модель молярного объема газов

6(21)

 Урок - упражнение

7(22)

Обобщение знаний по теме: «Простые вещества»

Соединения химических элементов 14 ч

1(23)

Степень окисления (СО) Бинарные соединения металлов и неметаллов

2(24)

Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и водородные соединения

Д. Образцы оксидов: СаО, CuO,  СО2, SiO2, H2O

образцы оксидов металлов: СаО, CuO;

образцы оксидов неметаллов: СО2, SiO2, H2O

3(25)

Основания

ЛО №1 Действие индикаторов на щелочи

Гидроксид натрия, гидроксид калия индикаторы, пробирки

4(26)

Кислоты

Д. Образцы кислот

ЛО №2  Действие индикаторов на кислоты

Образцы минеральных кислот: HCI, НNО3, Н2SO4, Н3РО4, и органических кислот (уксусная, щавелевая, стеариновая), набор индикаторов, пробирки

5,6 (27-28)

Соли как производные кислот и оснований

Д. Образцы солей

ЛО №3. Знакомство с образцами неорганических веществ разных классов

Кристаллический хлорид натрия, карбонат калия, нитрат алюминия

Штатив для пробирок, стеклянные палочки, вода, алюминий, мел, сера, раствор соляной кислоты, гидроксида натрия

7(29)

Урок-упражнение

Д. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза,  оксида углерода (IV).

Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза,  оксида углерода (IV)

8(30)

Аморфные и кристаллические вещества. Виды кристаллических решёток

9(31)

Чистые вещества и смеси

Д.1. Взрыв смеси водорода с воздухом.

2.  Способы разделения смесей.

3. Дистилляция воды

ЛО №4. Способы разделения смесей

Пробирки, газоотводная трубка, гранулы цинка, раствор соляной кислоты.

Смесь соли с песком, химический стакан, 20-30 мл воды, стеклянная палочка, фильтр, стеклянная воронка, фарфоровая чашка, спиртовка спички.

Дистиллятор

Смесь древесных и железных опилок, смесь соли и глины

10(32)

Практическая работа №2. «Очистка поваренной соли »

Штатив, фарфоровая чашка, спиртовка, воронка,  спички, химический стакан, колба, стеклянная палочка.

11 12(33-34)

Массовая и объёмная доли компонентов смеси (раствора).

13(35)

Практическая работа №3. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе

Сахар, химический стакан, весы, стеклянная палочка, пробирки, стеклянная воронка

14(36)

Контрольная работа №2 по теме: «Соединения химических элементов»

Изменения, происходящие с веществами 10 ч

1(37)

Физические и химические явления

Д. Примеры физических явлений:

а) плавление парафина;

б) возгонка йода или бензойной кислоты;

в) растворение перманганата калия;

г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания

ЛО №5. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтрованной бумаге

Пробирка, пробиркодержатель, спиртовка, спички, парафин, йод, бензойная кислота, кристаллический перманганат калия, эфирные масла, горящая лампа накаливания

Пипетка, фильтровальная бумага, вода, этиловый спирт

2(38)

Химические реакции. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

Д. Примеры химических явлений:

а) горение магния и фосфора, б) взаимодействие HCI с мрамором или мелом, в) получение Cu(OH)2, г) растворение полученного гидроксида в кислотах.

ЛО №6. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа

Спиртовка, спички, металлическая ложечка, магний и фосфор. Штатив для пробирок, пробирки, растворы хлорида меди(II), гидроксида натрия, соляная кислота, мрамор

Мрамор, соляная кислота, известковая вода, газоотводная трубка, пробирки

3(39)

. Реакции разложения

Д. 1. Электролиз воды.

2. Разложение перманганата калия

3. Разложение пероксида водорода

Электролизер, вода, источник постоянного электрического тока.

Перманганат калия, пероксид водорода, оксид марганца (II), пробирка, спиртовка, тлеющая лучина

4(40)

 Реакции:  соединения

ЛО №7. Окисление меди в пламени спиртовки

Медная проволока, горелка, тигельные щипцы

5(41)

 Реакции замещения

.2. Взаимодействие металла с растворами кислот

ЛО №8. Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом

Гранулы цинка и алюминия, растворы соляной и серной кислот, спиртовка;

Штатив для пробирок, пробирки, раствор сульфата меди (II), железный гвоздь

6(42)

  Реакций обмена

Д. 1. Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагр 

ЛО №9. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты

Штатив для пробирок, пробирки, медная проволока, раствор серной кислоты, спиртовка, пробиркодержатель, сода, раствор соляной кислоты.

7,8 (43-44)

Расчеты по химическим уравнениям

9(45)

Обобщение знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами»

10(46)

Контрольная работа №3 по теме «Изменения, происходящие с веществами»

Растворения. Растворы. Свойства растворов электролитов.18 ч

1(47)

Растворение., как физико-химический процесс .Растворимость. Типы растворов.

2(48)

Электролитическая диссоциация

Д. 1. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

2. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации

Постоянный источник тока, растворы поваренной соли, кислоты, глюкозы

концентрированная и разбавленная уксусная кислота

3(49)

Основные положения теории электролитической диссоциации

Д. Движение окрашенных ионов в электролитическом поле

Кристаллические сульфат меди (II) безводный, перманганат калия, хлорид железа (III), вода, постоянный источник тока

4,5(50-51)

Ионные уравнения

6,7  (52-53)

Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Химические свойства

ЛО №10. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной)

Штатив для пробирок, пробирки, шпатель, спиртовка. Спички, пробиркодержатель, тигельные щипцы, стеклянная палочка, оксид меди (II), раствор серной кислоты, соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, сульфата железа (III), фенолфталеин, раствор карбоната калия, гранулы цинка, алюминия, меди

8-9 (54-55)

Основания в свете ТЭД. Химические свойства

ЛО №11. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксида натрия или калия)

ЛО №12. Получение и свойства нерастворимого основания, например, гидроксида меди (II)

Мел, соляная кислота, пробирка с газоотводной трубкой, раствор гидроксида натрия, фенолфталеин, штатив для пробирок, известковая вода, сульфат меди (II), спиртовка

10-11(56-57)

Оксиды в свете ТЭД. Химические свойства

ЛО №13. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция)

ЛО №14. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа)

Штатив с пробирками, пробирки, шпатели, вода, фенолфталеин, оксид кальция, раствор серной кислоты, мел, соляная кислота, пробирка с газоотводной трубкой.

Штатив с пробирками, пробирки, шпатели, вода, газированная вода, лакмус,  гидроксид натрия

, 12-13(58-59)

Соли в свете ТЭД классификация. Химические свойства

ЛО №15. Рекции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)

Штатив для пробирок, пробирки, спиртовка, раствор гидроксида натрия, нитрат серебра, железный гвоздь, медная проволока

14(60)

Генетическая связь между классами веществ

15(61)

Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса

Д. 1. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлорида меди (II).

2. Горение магния

Гранулы цинка, кристаллическая сера, раствор соляной кислоты, раствор сульфата меди (II), штатив с пробирками, магний, спиртовка

16(62)

Упражнение составления ОВР

17(63)

Свойства веществ изученных классов соединений в свете ОВР

18(64)

Практическая работа № 4 Свойства кислот, оснований, оксидов и солей

Штатив для пробирок, пробирки, оксид меди (II), раствор серной кислоты,  раствор гидроксида натрия, фенолфталеин, спиртовка, пробиркодержатель, раствор сульфата меди (II), прибор для получения газов, растворы карбоната натрия, серной кислоты, известковая вода, раствор хлорида бария

19(65)

Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач

Штатив для пробирок, пробирки, гранулы цинка, раствор серной кислоты, хлорида магния, гидроксида натрия, сульфата калия, карбоната натрия, нитрата цинка, фосфата калия, сульфида натрия, хлорида железа (III), сульфата меди (II), медная проволока, конц. серная кислота

20(66)

Обобщение знаний по теме «Растворение. Растворы»

21(67)

Контрольная работа №4 по теме: «Растворение. Растворы»

22(68)

Итоговый урок по курсу «Химия»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...