Использование современных образовательных технологий на уроках технологии
учебно-методический материал по технологии по теме

Использование современных образовательных технологий на уроках технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий на уроках технологии

Современный учитель, если он всерьёз задумывается о реализации задачи доступности качественного образования, не может замыкаться только в круге проблем своего предмета. Ведь качество образования – это понятие, аккумулирующее в себе все стороны образовательного процесса, начиная от реально существующих санитарно-гигиенических условий пребывания детей в образовательном учреждении, и заканчивая достижениями воспитанников в освоении образовательных программ.

Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.

Проблема выбора необходимого метода возникает перед учителем всегда. Но в новых условиях необходимы и новые (а может быть хорошо забытые) методы, позволяющие по-новому организовывать процесс обучения, взаимоотношений между учителем и учеником. Объяснительно-иллюстративный метод уже не годится. Так как самостоятельная деятельность обучающихся ограничена, снижена мотивация и замечается некоторая пассивность детей, нет возможности нащупать творческую “жилку” ребёнка.

Межпредметные связи позволяют мне заинтересовать обучающихся с разноуровневыми знаниями, умениями и навыками. Например, детей с техническим или гуманитарным складом ума. Используя интегрированный подход в обучении мне удается показать интеграцию образовательной области “технология” с взаимно удалёнными предметными областями, такими как физика, химия, биология, психология, история, экономика, филология. Физические и химические свойства тканей, минеральные вещества (железо, калий, магний, кальций и т. д.), волокна,  исторические справки о производственной и бытовой одежде, влияние экологических факторов на человека, расчёт себестоимости  – всё это рассматривается на уроках технологии.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Игра, вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Игра в учебно-воспитательном процессе призвана решать отдельные сиюминутные задачи, но главное - способствовать при этом развитию личности и сохранению здоровья школьника.

В настоящее время деловая игра, как нетрадиционная педагогическая технология вызывает все больше интереса потому, что игра позволяет активизировать обучающихся, поднять их мотивацию к обучению. Игровая технология позволяет обучающимся быть полноправными активными субъектами образовательного процесса. В игре учебный материал можно представить в наглядной предметной форме, что способствует лучшему пониманию. В игре изменяются взаимоотношения между педагогом и обучающимися, они поднимаются на уровень творческого сотрудничества, сам учитель совершенствует своё мастерство.

Игровая технология – это способ деятельности направленный на изучение предмета посредством делового моделирования ситуации и имитационного моделирования изучаемых явлений.

Виды обучающих игр, применяемых на уроках технологии:

  • Организационно-деятельностные игры, предусматривают организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование двух групп обучающихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий).
  • Ролевые игры, характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения.

Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость обучающихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность.

 «Швейный цех». 5 класс. Тема: Изготовление прихватки.  Учитель, он начальник цеха, проводит планёрку в форме беседы, с рабочими (обучающимися), сообщает тему и цель урока. Учитель предлагает детям представить, что каждый работает на своем участке в швейном цехе. Объясняет процесс изготовления прихватки, распределяет учениц по участкам – два технолога и один  контролёр (обычно «сильные» ученицы), мастера, остальные «работницы». За 15 минут до окончания урока начальник цеха (учитель) просит технологов и контролёра подвести итоги работы всех подразделений за смену.

«Ателье одной выкройки» 7 класс Тема: Знакомство с профессиями работников швейных предприятий.

  • Деловые игры, представляют собой имитационное моделирование реальных процессов и механизмов.

В моделирующие игры желательно включать определенные противоречия интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам. В ходе игры участники имеют не все данные для принятия оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие выполнение задания. Для деловой игры, моделирующей реальную ситуацию, важно побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации. Важным является согласование действий участников игры. В отдельных эпизодах может возникнуть ситуация, когда одни участники должны подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом. Необходимо акцентировать вклад каждого участника в текущие и окончательные результаты игры, для этого обязателен промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы.

«Модель сезона». 6 класс. Тема: Моделирование ночной сорочки. Выполнение работ по конструированию и моделированию в форме деловой игры «Модель сезона». Обучающиеся разбиваются на две команды: 1-художники-модельеры, 2-художники-конструкторы. Каждой группе даются задания. По итогам конкурса избирается «Модель сезона» в следующих номинациях: самая красивая, самая практичная, самая экономичная.

«Ателье одной выкройки» 7 класс Тема: Знакомство с профессиями работников швейных предприятий.

Познавательно-дидактические игры, в которых создаются ситуации характеризующиеся включением изучаемого материала в необычный игровой контекст. Например, «Путешествие льняного волокна»5 класс Тема: Классификация текстильных волокон, «Заплатка для Золушки» Тема урока: Ремонт одежды» 5 класс; «Что нам стоит дом построить? Нарисуем – будем жить» 6 класс Тема: Стиль комнаты. «Путешествие в страну Бутербродию» 5 класс Тема: Хлеб в питании человека. Бутерброды; «Белоснежка-мастерица приглашает поучиться» 6 класс. Тема: Ремонт одежды.

  • Игровое проектирование – может быть связано с решением конструкторской задачи или разработкой технологии. При реализации этого метода учитель формулирует задачу и исходные условия к ней. Он может ограничить круг поиска решений. Для игрового проектирования, в отличие от метода проектов, обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс. обучающиеся делятся на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет свой вариант решения проблемы. В зависимости от сложности поставленной учителем проблемы готовые варианты могут рассматриваться на этом же занятии или должны быть представлены для обсуждения на последующих занятиях.

В педагогике игровой метод имеет некоторую специфику. В процессе обучения игра зачастую используется как вспомогательный элемент, дополнение к теоретическому материалу и не может выступать в качестве основного метода обучения.

Плюсы и минусы ролевых игр

Преимущества ролевых игр        :

"Обучение через действие" - один из самых эффективных способов обучения и приобретения опыта. Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени.        

Недостатки ролевых игр:

Суть успешной игры - создание ситуации, приближенной к реальности настолько, насколько позволяют условия. Если группа чувствует, что сценарий нереалистичен или не учитывает некоторых деталей практической деятельности, ценность игры будет потеряна и цели обучения не будут достигнуты

Использование метода проектов на уроках технологии

 Создание творческих проектов занимает одно из приоритетных мест программы по технологии. В процессе творческой работы дети получают глубокое удовлетворение от сделанного, если работа ведётся по определённому плану, намечена последовательность различных этапов работы, ощущается видимый результат. Думаю, что при таком подходе определяется социальная позиция ребёнка, выясняется его эстетический вкус, развивается творческая активность. А, если проекты, разработанные обучающимися, выполняются с целью улучшения или усовершенствования быта и жизнедеятельности людей – это дорогого стоит. Считаю высоким уровнем когда обучающиеся проводят исследовательскую работу даже по, казалось бы, недоступным для их возрастной категории темам. Например, утилизация вторсырья, экология родного края. Обычные пластиковые бутылки могут превращаться в букеты и прекрасные вазы, бумажные салфетки – в лепнину, а обрезки ткани – в декоративные цветы или картины.

Участвуя в областных олимпиадах по технологии, обучающимся приходится представлять и защищать свои творческие проекты.

В современной педагогике проектная деятельность используется вместе с традиционным предметным систематическим обучением как компонент системы продуктивного образования. Так, минимум содержания образовательной области “Технология” (трудовое обучение) как обязательный элемент предусматривает модуль “Основы проектирования”. В программах “Технологии” на выполнение проектов выделено до 25% учебного времени. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении обучающихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Основными этапами работы над проектом являются:

постановка цели: выбор темы проектного задания с учётом его практической значимости, выявление проблемы; формулировка задач;

оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых учащемуся для выполнения проекта;

сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы, обращение к банку данных;

разработка идеи выполнения, планирование, организация и выполнение проекта с учётом требований дизайна и эргономики; самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя;

обобщение результатов и выводы;

оценка качества выполненной работы, защита проекта; анализ успехов и ошибок.

Творческий проект на уроках технологии – это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у обучающихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Так, при выполнении своего творческого проекта, обучающиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового производства, продажную цену и т.д. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата.

В образовательной области “Технология” (трудовое обучение) использование метода проектов способствует формированию у школьников основ технологической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению поставленных задач, усвоение различных способов обработки материалов и информации.

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа: 

- даёт возможность обучаущимся объединиться по интересам;

- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;

- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;

- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.

При работе коллектива над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы каждого члена группы. Например, при работе над проектом в разделе “Обработка текстильных материалов” по теме “Лоскутное шитьё” в 8-9 классах возможно соединение индивидуальных работ учениц в одно изделие – панно, т.е. единый объект проектирования, варианты которого обсуждаются в группе, сопровождаются эскизами, схемами, имеют дизайнерское решение. Такие проекты позволяют проявлять коммуникативные способности каждой ученице.

Тематика проектов может относиться к какому-то определённому вопросу программы курса “Технология” (трудовое обучение) с целью углубить знания учеников по этой проблеме, дифференцировать процесс обучения. Но чаще темы проектов связаны с каким-то вопросом, актуальным для практической жизни и вместе с тем требующим привлечь знания обучающихся не по одному предмету, а по нескольким. Это обеспечивает естественную интеграцию знаний. Так, при выполнении проекта по разделу программы “Технология обработки тканей”, обучающиеся должны использовать знания из курсов математики и черчения, выполняя расчёты и чертёж изделия, навыки рисования необходимы при выполнении эскизов объекта труда, навыки шитья – при изготовлении изделия.

Проектная деятельность, предполагает вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс, творчески развивает, формирует навыки исследовательской и поисковой работы. Обучающиеся узнают о народных праздниках, традициях, национальных обрядах, обычаях в жизни русского человека, проводят аналогии с современными традициями. Это помогает школьникам не только узнать, как жили наши предки, но и предоставляет им возможность сопереживания, т.е. эмоционально закрепляет знания.

Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и обучающегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников.

Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым обучающимся. Проект является творческой работой, во время которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса и дополнительных знаний. Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка. Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать “играющим тренером” в совместной работе.

Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Оценивание – это имитация профессиональной экспертизы

При защите своего проекта обучающиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.

Проектная деятельность стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно:

- личностно-ориентированно;

- использует множество дидактических подходов;

- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённость в работу по мере её выполнения;

- поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех её уровнях;

- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

Проектная деятельность в образовательной области “Технология” (трудовое обучение) – полезная альтернатива классно-урочной системе, но она не должна вытеснять её.

Ограничения в использовании технологии проектного обучения :

а) низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии;

б) низкая мотивация обучающихся к участию в прокте;

в) недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;

г) нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.

«Подводные камни» проектного обучения

  1. Всегда существует возможность переоценить результат проекта и недооценить его процесс (отсюда важно видеть все документы, чтобы получить информацию о ходе работы).
  2. Главная опасность при выполнении исследовательского проекта – его превращение в реферат (важна собственная точка зрения, её следует акцентрировать).
  3. При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем (поработать с аудиторией по какой-либо теме).
  4. Одним из наиболее сложных является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности (основные моральные принципы в проектной деятельности – отзывчивость, ответственность за принятые решения – основываются на действии, они должны быть прожиты).

Положительные черты проектного обучения

  1. В центре внимания – обучающийся, содействие развитию его творческих способностей;
  2. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в учении;
  3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
  4. Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций обучающегося;
  5. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...

Статья "Использование современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры в условиях введения ФГОС"

Использование современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры в условиях введения ФГОС...

Доклад на методическом объединении воспитателей по теме: «Использование современных образовательных и коррекционных, информационных технологий в воспитательном процессе»

Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе пони...

Статья на тему: "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках технологии"

Наши дети во многом такие же как мы, но и иные во многом. Они уже по другому живут, они намного умнее нас, они намного раньше, чем лет 20 назад усваивают другие реальности, они быстрее переходят в вир...

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...