программа элективного курса "Юный химик"
элективный курс по химии (8 класс) по теме
Данный элективный курс рассчитан на 3 года. Прилагаются : пояснительная записка, учебно-тематический план обучения,содержание программы ина каждый год обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 27.5 КБ |
uchebno.doc | 13.5 КБ |
soderzhanie_programmy.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе курса «Юный химик» Исаева Д. С.( Екатеринбург, 2009г) Мною добавлены некоторые разделы ( третий год обучения), некоторые темы ( второго года обучения) , а также изменено распределение часов.
- Данная программа направлена на подготовку учеников к индивидуальной научно-исследовательской деятельности, на развитие химической грамотности, умения использовать полученные знания на практике.
- Цель курса – формирование химической компетенции школьников в ходе подготовке к индивидуальной научной деятельности в старших классах. Реализация программы позволит формировать ключевые компетенции школьников, что, безусловно, повлияет на личность воспитанников. Задачами курса являются формирование базовых химических знаний, формирование и развитие творческого химического мышления и экспериментальных умений, формирование самостоятельности и познавательного интереса учащихся., формирование отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности, привлечение учащихся к научно- исследовательской деятельности.
- Программа рассчитана на три года обучения. Первый год обучения включает в себя основы неорганической химии, второй год обучения- органичекой химии. На третьем году обучения проводится закрепление полученных знаний путем решения расчетных и практических задач. Каждый из учебных годов включает в себя три блока. Первый блок посвящен основным химическим понятиям. Второй раздел помогает овладеть необходимыми умениями работать в химической лаборатории. Третий блок включает в себя ряд занимательных опытов.
- Программа рассчитана на детей 13-16 лет. Группа является экспериментальной и ее состав переменный. Число обучающихся – 10-15 человек.
- Режим занятий- 2 занятия в неделю по два часа, всего 144 часа в год.(136+8 резервных)
- Результатом обучения являются: умение объяснять основные химические понятия, определять запах, цвет, растворимость веществ, качественный и количественный состав по хим. формулам, отличать физические и химические явления, уметь использовать полученные знания в лаборатории, проводить хим. опыты. Способом проверки знаний является выпуск стенной газеты, организация вечера химических опытов, для второго года обучения – организация уроков в начальных классов или лекториев для старших классов.
Предварительный просмотр:
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | КОЛ. ЧАСОВ |
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ХИМИИ | 56 | |
1 | ТЕЛА И ВЕЩЕСТВА ВОКРУГ НАС . ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВ | 2 |
2 | СПОСОБЫ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСЕЙ | 2 |
3 | АТОМО-МОЛЕКУЛЯРНОЕ УЧЕНИЕ. ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА | 2 |
4 | ФАЗОВЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА | 2 |
5 | ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ | 2 |
6 | ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ | 2 |
7 | ВЫЧИСЛЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ МОЛЕКУЛЯРНЫХ МАСС | 2 |
8 | КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА . МОЛЬ. МОЛЯРНАЯ МАССА И ОБЪЕМ. | 4 |
9 | ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ ХИМИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ | 2 |
10 | ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ | 2 |
11 | ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ | 4 |
12 | ЩЕЛОЧНЫЕ И ЩЕЛОЧНОЗЕМЕЛЬНЫЕ МЕТАЛЛЫ | 4 |
13 | МЕТАЛЛЫ ГЛАВНОЙ ПОДГРУППЫ 3 ГРУППЫ | 4 |
14 | МЕТАЛЛЫ ПОБОЧНЫХ ПОДГРУПП | 4 |
15 | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕМЕТАЛЛОВ | 4 |
16 | ГАЛОГЕНЫ | 4 |
17 | ХАЛЬКОГЕНЫ | 2 |
18 | АЗОТ. ФОСФОР. | 2 |
19. | УГЛЕРОД. КРЕМНИЙ | 2 |
20 | ВЫПУСК СТЕН. ГАЗЕТЫ « ЮНЫЙ ХИМИК» | 4 |
РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ | 44 | |
1 | ОБОРУДОВАНИЕ ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ | 2 |
2 | ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПО РАБОТЕ В ЛАБОРАТОРИИ | 2 |
3 | ПРИЕМЫ РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАЬОРАТОРИИ | 4 |
4 | ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ПОВАРЕННОЙ СОЛИ | 2 |
5 | РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ В ВОДЕ | 2 |
6 | ПОКАЗАТЕЛИ ВОДЫ | 2 |
7 | ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРОВ ИНДИКАТОРОВ | 2 |
8 | ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕАКЦИИ СРЕДЫ | 2 |
9 | МАССОВАЯ ДОЛЯ ВЕЩЕСТВ В РАСТВОРЕ. МОЛЯРНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ | 4 |
10 | РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ МОЛЯРНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ | 4 |
11 | ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРОВ РАЗЛИЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ | 4 |
12 | ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОТНОСТИ РАСТВОРОВ АРЕОМЕТРОМ | 4 |
13 | РЕАКЦИЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ | 2 |
14 | СБОРКА УСТАНОВКИ ДЛЯ КИСЛОТНО-ОСНОВНОГО ТИТРОВАНИЯ | 2 |
15 | ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КИСЛОТЫ ИЛИ ЩЕЛОЧИ В РАСТВОРЕ МЕТоДОМ КИСЛОТНО-ОСНОВНОГО ТИТРОВАНИЯ | 4 |
16 | ЭКСКУРСИИ | 2 |
ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТОВ | 36 | |
1 | ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПО ХИМИИ: НЫРЯЮЩЕЕ ЯЙЦО , КРОВЬ БЕЗ РАНЫ, ВУЛКАН НА СТОЛЕ, ДЫМ БЕЗ ОГНЯ, ХИМИЧЕСКАЯ ТАЙНОПИСЬ И Т Д | 30 |
2 | ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ВЕЧЕРА ХИМИЧЕСКИХ СЮРПРИЗОВ | 6 |
РЕЗЕРВНЫЕ ЧАСЫ | 8 |
ОБУЧЕНИЕ ПРОВОДИТСЯ В ВИДЕ БЕСЕД, ДИССКУСИЙ, ДЕЛОВЫХ ИГР, РЕШЕНИИ ЗАДАЧ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА, А ТАКЖЕ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ОПЫТОВ. ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТСЯ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ, ПРИ НАЛИЧИИ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ОБОРУДОВАНИЯ И РЕАГЕНТОВ. ТАКЖЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ВЫХОД В ИНТЕРНЕТ( В ТАКИХ СЛУЧАЯХ ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТСЯ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ). ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ К РАБОТЕ ПРИВЛЕКАЕТСЯ ТАКЖЕ ЛАБОРАНТ КАБИНЕТА ХИМИИ.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | КОЛ. ЧАСОВ |
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ХИМИИ | 60 | |
1 | ТЕОРИЯ А.М. БУТЛЕРОВА | 2 |
2 | СТРОЕНИЕ И ВАЛЕНТНЫЕ СОСТОЯНИЯАТОМА УГЛЕРОДА. ГИБРИДИЗАЦИЯ. | 2 |
3 | КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРА ОРГ.СОЕДИНЕНИЙ | 2 |
4 | ИЗОМЕРИЯ | 2 |
5 | ТИПЫ РЕАКЦИЙ В ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ.РЕАКЦИОННЫЕ ЧАСТИЦЫ. | 2 |
6 | АЛКАНЫ | 2 |
7 | АЛКЕНЫ | 2 |
8 | АЛКИНЫ | 2 |
9 | АЛКАДИЕНЫ | 2 |
10 | АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ | 4 |
11 | СПИРТЫ | 2 |
12 | ФЕНОЛЫ. | 2 |
13 | МНОГОАТОМНЫЕ СПИРТЫ | 2 |
14 | АЛЬДЕГИДЫ И КЕТОНЫ | 2 |
15 | КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ | 2 |
16 | СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ | 2 |
17 | ЖИРЫ | 2 |
18 | УГЛЕВОДЫ | 2 |
19 | АМИНЫ | 2 |
20 | АМИНОКИСЛОТЫ | 2 |
21 | БЕЛКИ | 2 |
22 | ГЕТЕРОЦИКЛИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ | 2 |
23 | НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛООТЫ | 2 |
24 | ВИТАМИНЫ | 2 |
25 | ФЕРМЕНТЫ | 2 |
26 | ГОРМОНЫ | 2 |
27 | ЛЕКАРСТВА | 2 |
28 | ВЫПУСК СТЕН.ГАЗЕТЫ «ЮНЫЙ ХИМИК» | 4 |
РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ | 38 | |
1 | ОБОРУДОВАНИЕ ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ | 2 |
2 | ТЕХНИКА БЕЗОПАСТНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКО ЛАБОРАТОРИИ | 2 |
3 | ПРИЕМЫ РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ | 2 |
4 | РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ В ВОДЕ | 2 |
5 | ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ ВЕЩЕСТВ | 8 |
6 | ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВКИ «МИР КРИСТАЛЛОВ» | 2 |
7 | МАССОВАЯ ДОЛЯ ВЕЩЕСТВ В РАСТВОРЕ.МОЛЯРНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ | 2 |
8 | РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ МОЛЯРНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ | 4 |
9 | ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРОВ РАЗЛИЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ | 4 |
10 | ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОТНОСТИ РАСТВОРОВ АРЕОМЕТРОМ | 2 |
11 | РЕАКЦИЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ | 2 |
12 | ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КИСЛОТЫ ИЛИ ЩЕЛОЧИ МЕТОДОМ КИСЛОТНО-ОСНОВНОГО ТИТРОВАНИЯ | 2 |
13 | ЭКСКУРСИИ | 4 |
ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТОВ | 38 | |
1 | ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ХИМ.ОПЫТЫ: ФАРАОНОВЫ ЗМЕИ, ГОРЯЩИЙ СНЕГ, САМОДЕЛЬНЫЕ ДУХИ, ВЫДЕЛЕНИЕ КОФЕИНА ИЗ ЧАЯ, ПРОЯВЛЕНИЕ ОТПЕЧАТКА ПАЛЬЦА НА БУМАГЕ И ТД | 30 |
2 | УРОКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ | 4 |
3 | ЛЕКТОРИЙ В СТАРШИХ КЛАССАХ | 4 |
РЕЗЕРВНЫЕ ЧАСЫ | 8 |
ОБУЧЕНИЕ ПРОВОДИТСЯ В ВИДЕ БЕСЕД, ДИССКУСИЙ, ДЕЛОВЫХ ИГР, РЕШЕНИИ ЗАДАЧ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА, А ТАКЖЕ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ОПЫТОВ. ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТСЯ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ, ПРИ НАЛИЧИИ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ОБОРУДОВАНИЯ И РЕАГЕНТОВ. ТАКЖЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ВЫХОД В ИНТЕРНЕТ( В ТАКИХ СЛУЧАЯХ ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТСЯ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ). ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ К РАБОТЕ ПРИВЛЕКАЕТСЯ ТАКЖЕ ЛАБОРАНТ КАБИНЕТА ХИМИИ.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | КОЛ. ЧАСОВ |
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ХИМИИ | 60 | |
1 | КЛАССИФИКАЦИЯ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ | 2 |
2 | РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИЧЕСКИМ ФОРМУЛАМ | 4 |
3 | ВЫЧИСЛЕНИЯ ПО ХИМ. УРАВНЕНИЯМ НА ПРИМЕСИ | 4 |
4 | ВЫЧИСЛЕНИЯ ПО ХИМ. УРАВНЕНИЯМ НА ИЗБЫТОК | 4 |
5 | ВЫЧИСЛЕНИЯ ПО ХИМ. УРАВНЕНИЯМ НА ВЫХОД ПРОДУКТА РЕАКЦИИ | 4 |
6 | РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТЕХИОМЕТРИЧЕСКИХ СХЕМ | 4 |
7 | РАСЧЕТ ПО ТЕРМОХИМИЧЕСКИМ УРАВНЕНИЯМ | 4 |
8 | ВЫЧИСЛЕНИЕ СОСТАВА РАСТВОРОВ | 4 |
9 | ВЫЧИСЛЕНИЕ СОСТАВА СМЕСЕЙ | 4 |
10 | РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ | 4 |
11 | РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ « ЭЛЕКТРОЛИЗ» | 4 |
12 | РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ХИМИЧЕСКЯ КИНЕТИКА» | 4 |
13 | РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ « ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ» | 4 |
14 | ВЫВОД ХИМИЧЕСКИХ ФОРМУЛ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ | 4 |
15 | ВЫВОД ХИМИЧЕСКИХ ФОРМУЛ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ | 4 |
16 | РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ | 10 |
17 | ВЫПУСК СТЕНГАЗЕТЫ « ЮНЫЙ ХИМИК» | 4 |
РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ | 38 | |
1 | ОБОРУДОВАНИЕ ХИМ. ЛАБОРАТОРИИ | 2 |
2 | ТЕХНИКА БЕЗОПАСТНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ХИМ. ЛАБОРАТОРИИ | 2 |
3 | КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ | 6 |
4 | КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ АНИОНОВ | 6 |
5 | ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ВЕЩЕСТВА С ПОМОЩЬЮ КАЧЕСТВЕННЫХ РЕАКЦИЙ | 10 |
6 | ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА РАСТВОРОВ С ПОМОЩЬБ КАЧЕСТВЕННЫХ РЕАКЦИЙ | 10 |
7 | ЭКСКУРСИИ | 2 |
ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТОВ | 38 | |
1 | ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПО ХИМИИ | 30 |
2 | ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ | 8 |
РЕЗЕРВНЫЕ ЧАСЫ | 8 |
ОБУЧЕНИЕ ПРОВОДИТСЯ В ВИДЕ БЕСЕД, ДИССКУСИЙ, ДЕЛОВЫХ ИГР, РЕШЕНИИ ЗАДАЧ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА, А ТАКЖЕ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ОПЫТОВ. ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТСЯ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ, ПРИ НАЛИЧИИ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ОБОРУДОВАНИЯ И РЕАГЕНТОВ. ТАКЖЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ВЫХОД В ИНТЕРНЕТ( В ТАКИХ СЛУЧАЯХ ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТСЯ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ). ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ К РАБОТЕ ПРИВЛЕКАЕТСЯ ТАКЖЕ ЛАБОРАНТ КАБИНЕТА ХИМИИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа в 8 химико-биологическом классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Математика». 8 «Д»класс. Профильный уровень(химико-биологический)...
Рабочая программа в 10 химико-биологическом классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Математика». 10 класс. Профильный уровень....
Программа дополнительных занятий "Химико-экологический кружок"
Предлагаемая программа кружка направлена на углубление и расширение экологических знаний учащихся.Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения ...
Рабочая программа кружка "Юный химик" 5 класс
С целью формированию интереса к химии, расширения кругозора учащихся создан кружок «Юный химик». Он ориентирован на учащихся 5-7 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особ...
Рабочая программа кружка" Юный химик " для 9 класса
Пояснительная записка Рабочая программа кружка" Юный химик " для 9 класса разработана на основе Примерной прог...
Программа кружка "Юный химик" (1й год обучения)
Программа кружка «Юный химик» объемом 114 часов из расчета 4 часа в неделю, ориентирована на учащихся 8-х классов. Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ окружающих нас. ...
Рабочая программа элективного курса «Химик – профессия будущего» (профессиональные пробы и социальные практики)
В связи с объективной необходимостью внедрения во все отрасли производства и техники нашей страны современных технологий в обществе растет востребованность как в специалистах-производственниках, так и...