Рабочая программа по химии 10 класс (2ч. в неделю)
рабочая программа по химии (10 класс) по теме
Настоящая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа соответствует региональному базисному плану и приказу 1312 Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 года.
Настоящая программа по химии построена на концентрической концепции химического образования для основной школы на основе авторской программы О.С.Габриеляна по курсу химии 10 класса. Соответствует стандарту Федерального компонента основного общего образования, обязательному минимум содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки выпускников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_khimiya_10_klass_2ch._v_nedelyu.doc | 260.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
го Спасск-Дальний
Рассмотрена и рекомендована Утверждено
на заседании методического совета приказом директора
МБОУ «Гимназия» Гридневой О.А.
Протокол № МБОУ «Гимназия»
« » 2013г. « » 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
для X класса.
Составитель:
учитель химии
Маркова Юлия
Анатольевна.
го Спасск-Дальний
2013-2014 учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………..…....................................................3
2. Требования к уровню подготовки учащихся..............................................................................8
3. Планирование учебного курса………………......………….......................................................9
4. Содержание....................................................................................................................................10
5. Календарно – тематическое планирование……...................................................…………….15
6. Приложение...................................................................................................................................21
7. Литература……………………………………........................................................……………..22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа соответствует региональному базисному плану и приказу 1312 Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 года.
Настоящая программа по химии построена на концентрической концепции химического образования для основной школы на основе авторской программы О.С.Габриеляна по курсу химии 10 класса. Соответствует стандарту Федерального компонента основного общего образования, обязательному минимум содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки выпускников. При составлении данной программы были изучены программы и методические издания других авторов (Е.Е. Миченкова, Л.С. Гузей, Р.Г. Ивановой, Г.М. Чернобельской, О.С. Зайцева, А.И. Артеменко и т.д.). В целях реализации настоящей программы используется методический комплекс О.С.Габриеляна
Программа построена с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
В программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, коллекций, видеофильмов и др. Практический курс расширен: П/Р – 11, Л/О -13.
Данную программу курса химии основной общеобразовательной школы отличают строго выверенные междисциплинарные связи и точный отбор фактологического материала, необходимого для создания целостного естественнонаучного восприятия мира и формирования навыков комфортного и безопасного взаимодействия с окружающей средой на производстве и в быту.
Основное внимание обращено на те разделы курса химии, термины и понятия которых так или иначе связаны с повседневной жизнью и не являются кабинетным знанием ограниченного круга лиц, чья научная или производственная деятельность тесно связана с химической наукой.
Цель: формирование целостных системных знаний об органических веществах.
Задачи:
- расширить и углубить знания учащихся по курсу химии 9 класса:
- развивать знания и умения при установлении связи между строением и свойствами вещества;
- развивать умения при решении расчетных задач по курсу органической химии и осуществлять генетические связи между основными классами органических соединений;
4) освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях на основе курса органической химии – 10 класса;
5) развивать умения переводить теоретические знания на уровень их практического применения, т.е. умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
6) развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
7) воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
8) применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса химии в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
В отличие от программы О.С. Габриеляна:
1) введение практических работ непосредственно процесс изучения темы позволяет закреплять теоретические знания практической деятельностью;
2)раздел «Введение» (5ч.)- включает повторение базовых знаний по курсу органической химии за 9 класс, а темы « Строение и классификация органических соединений» и «Химические реакции в органической химии» рассматриваются в процессе изучения классов органических соединений, что позволяет оптимизировать процесс обучения, через конкретизацию знаний;
3) на тему углеводороды отпущено 25 часов (включая 2 практические работы), что позволяет расширить и углубить знания учащихся в базовой теме по курсу органической химии;
3) добавлен 2 ч. в тему «Карбоновые кислоты, сложные эфиры» для закрепления и обобщения темы «Кислородосодержащие органические соединения» через генетическую связь и контроль знаний;
4) расширенно содержание темы «азотосодержащие органические соединения» (10 часов) с целью раскрытия причинно следственных связей;
Настоящая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются:
1) умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2) использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
4) умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
5) оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
6) использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
- Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
- Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
- Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
- Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;
- Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
- Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.
- Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
- Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Концепция, заложенная в содержании учебного предмета
Данная программа построена по концентрической концепции.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской
Поурочно-тематический план по объему скорректирован в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования и требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускников средней школы и включает вопросы теоретической и практической подготовки учащихся.
Сроки реализации.
Данная рабочая программа по предмету рассчитана на реализацию в 2013-2014 учебном году.
Формы, методы, технологии обучения
При преподавании курса химии я использую следующие технологии обучения: технологии сотрудничества, разноуровневого обучения, технология системно-деятельностного подхода, метод проекта, метод ОК В.Ф. Шаталова, ИКТ, здоровьесберегающие технологии и игровые технологии.
При использовании ИКТ учитываются здоровьесберегающие аспекты урока.
Авторские цифровые образовательные ресурсы: презентации PowerPoint к урокам
Оборудование:
- компьютеры;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска.
Используемое программное обеспечение:
- Cyberlink Power DVD
- Word
- PowerPoint
- SMARTNotebook
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные опыт и практические работы, предусмотренные Примерной и авторской программами. Программа О.С. Габриеляна включает все лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Предполагаемые результаты обучения
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация поурочно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Текущий контроль - позволяет дать оценку результатам повседневной работы. В процессе данного вида контроля устанавливается не только результат предшествующей работы, качество усвоения знаний, умений, навыков, но и готовность учащихся к восприятию нового материала. Основная цель данного контроля – анализ хода формирования ЗУН, что дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины, принять необходимые меры к устранению, возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям.
- Устный контроль – предназначен для проверки умения воспроизводить изученное, обосновывать отдельные понятия, законы, явления.
При фронтальной работе опрашивается весь класс. Желающие отвечают на вопросы с места, уточняя, дополняя друг друга.
Индивидуальная форма представляет ответы на серию вопросов. Ученики следят за ответами друг друга, расширяют, углубляют их, дают про себя оценку уровню сформированности знаний
Беседа — форма организации урока, при которой ограниченная дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и развития.
- Письменный контроль - осуществляется в конкретные отрезки времени. Находясь в жестком лимите времени, ученики должны проявить готовность мобилизовать усилия, знания и умение на безошибочное выполнение работы. Уроки письменного контроля обладают большой мобилизирующей силой, требуя от каждого ученика проявления наибольшей активности в выполнении предложенных заданий, что содействует формированию ответственного отношения к учебе.
Контрольная работа – используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний, умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы.
Практическая работа, лабораторная работа – используется для формирования практических умений по проведению и описанию опытов, наблюдений, исследований с целью закрепления теоретических знаний
Формами промежуточной аттестации являются задания, нацеленные на проверку трех уровней усвоения.
1 уровень воспроизведения (вопросы репродуктивного характера). Обучаемый может воспроизвести (повторить) информацию, операции, действия, решить типовые задачи, рассмотренные при обучении. Он обладает знанием-копией.
2 уровень умений и навыков (вопросы на установление последовательности, соответствия, задачи на применение ЗУН в стандартной ситуации). На этом уровне усвоения обучаемый умеет выполнять действия, общая методика и последовательность (алгоритм) которых изучены на занятиях, но содержание и условия их выполнения новые.
3 уровень применения ЗУН в нестандартной ситуации, прогнозирования, творчества (проблемные, исследовательские задачи).
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
Урок – лекция - излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.
Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
знать (понимать)
1) важнейшие химические понятия см. тематическое планирование);
2) теорию химического строения органических соединений А.М. Бутлерова, правила: В.В.Марковникова, О.С.Зайцева.
3) важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза, амино- и нитросодержащие органические соединения, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
1) называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
2) определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
3) характеризовать: основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
4) объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (сигма- и пи-связей); взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений;
5) выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
6) проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1) объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
2) определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
3) экологически грамотного поведения в окружающей среде;
4) оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
5) безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
6) приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
7) критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА X КЛАССА.
Класс | Содержание программы | Количество часов |
10 | I. Введение. Д/О №1-2 | 5 |
II. Углеводороды.
П/Р№1-2 Л/О№1-3 Д/О №3-8 2.Алкины. Алкодиены. Циклоалканы. Арены. Л/О№4 Д/О №9-10 | 25 14
11 | |
III. Кислородосодержащие органические соединения.
П/Р№3-4 Л/О№5-7 Д/О №11-13
П/Р№5 Л/О№8-9 Д/О №14-15
П/Р№6 Л/О№10-13 Д/О №16 | 27 11
8 8 | |
IV. Азотосодержащие органические соединения. П/Р№7-11 Д/О №17 | 10 | |
Резервное время 1 час. |
СОДЕРЖАНИЕ
(2ч. в неделю; всего 68ч)
Тема 1. Введение. Строение и классификация органических веществ, химические реакции в органической химии. (5ч)
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических веществ в сравнении с неорганическими веществами. Краткий очерк зарождения и развития органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук.
Основные положения теории строения органических соединений. Химическое строение как порядок соединения и взаимного влияния атомов в молекулах. Свойство атомов углерода образовывать прямые, разветвленные и замкнутые цепи, ординарные и кратные связи. Гомология, изомерия, функциональные группы в органических соединениях. Основные направления развития теории химического строения.
Образование одинарных, двойных и тройных углерод-углеродных связей в свете представлений о гибридизации электронных облаков.
Классификация органических соединений. Функциональные группы в органических соединениях. Номенклатура органических веществ. Виды изомерии органических веществ( структурная, пространственная, статическая и динамическая).
Химические реакции их классификация в органической химии. Зависимость свойств веществ от химического строения. Ионный и свободно-радикальный разрыв ковалентных связей.
Демонстрации: органические вещества и изделия из них. Модели СН4, СН3ОН, С2Н4 и С6Н6; Nа + Сн3ОН и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром; молекулы полимеров синтетических и природных каучуков, лекарственные препараты и красители.
Тема 2. Углеводороды . (25ч)
Природные источники углеводородов и их переработка. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование в народном хозяйстве. Нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг и ароматизация нефтепродуктов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Октановое число бензинов. Способы снижения токсичности выхлопных газов автомобилей. Коксование каменного угля, продукты коксования. Проблема получения жидкого топлива из угля.
Предельные углеводороды (алканы), общая формула состава, гомологическая разность, химическое строение. Ковалентные связи в молекулах, sp3-гибридизация. Зигзагообразное строение углеродной цепи, возможность вращения звеньев вокруг углерод-углеродных связей. Изомерия углеродного скелета. Систематическая номенклатура. Химические свойства: горение, галоидирование, термическое разложение, дегидрирование, окисление, изомеризация. Механизм реакции замещения. Синтез углеводородов (реакция Вюрца). Практическое значение предельных углеводородов и их галогенозамещенных. Получение водорода и непредельных углеводородов из предельных. Определение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности и массовой доле элементов или по продуктам сгорания.
Непредельные углеводороды ряда этилена (алкены). sp2 и sp-гибридизацияэлектронных облаков углеродных атомов, σ- и π-связи. Изомерия углеродного скелета и положения двойной связи. Номенклатура этиленовых углеводородов. Геометрическая изомерия. Химические свойства: присоединение водорода, галогенов, галогеноводородов, воды, окисление, полимеризация. Механизм реакции присоединения. Правило Марковникова. Получение углеводородов реакцией дегидрирования. Применение этиленовых углеводородов в органическом синтезе. Понятие о диеновых углеводородах. Каучук как природный полимер, его строение, свойства, вулканизация. Ацетилен – представитель алкинов – углеводородов с тройной связью в молекуле. Особенности химических свойств ацетилена. Получение ацетилена, применение в органическом синтезе. Циклоалканы.
Ароматические углеводороды. Электронное строение молекулы. Химические свойства бензола: реакции замещения (бромирование, нитрирование), присоединения (водорода, хлора). Гомологи бензола, изомерия в ряду гомологов. Взаимное влияние атомов в молекуле толуола. Получение и применение бензола и его гомологов. Понятие о ядохимикатах и их использовании в сельском хозяйстве с соблюдением требований охраны природы.
Сравнение строения и свойств предельных, непредельных и ароматических углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов.
Демонстрации:
Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси; Плавление парафина и его отношение к воде. Модели молекул алкенов. Получение из этена этилового спирта; а из этилового спирта этена. Обесцвечивание этеном бромной воды и марганцовки. Горение этена. Получение ацетилена из карбида кальция, ознакомление с его физх. свойствами.
Взаимодействие с бромной водой и марганцовкой, горение и с р-ром солей меди и серебра. Физические и химические свойства бензола.
Лабораторные опыты: 1 «Изготовление модели алканов»
2 «Обнаружение в керосине непредельных соединений".
3 « Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена».
4 «Изготовление моделей алкинов и их соединений». \
Практические работы:
1. Качественный анализ органических соединений.
П/Р №2 «Углеводороды».
Тема 4. Кислородсодержащие органические вещества. (27ч)
Спирты и фенолы. Атомность спиртов. Электронное строение функциональной группы, полярность связи О – Н. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия углеродного скелета и положения функциональной группы. Спирты первичные, вторичные, третичные. Номенклатура спиртов. Водородная связь между молекулами, влияние ее на физические свойства спиртов. Химические свойства: горение, окисление до альдегидов, взаимодействие со щелочными металлами, галогеноводородами, карбоновыми кислотами. Смещение электронной плотности связи в гидроксильной группе под вилянием заместителей в углеводородном радикале. Применение спиртов. Ядовитость спиртов, губительное воздействие на организм человека. Получение спиртов из предельных (через галогенопроизводные) и непредельных углеводородов. Промышленный синтез метанола.
Этиленгликоль и глицерин как представители многоатомных спиртов. Особенности их химических свойств, практическое использование.
Фенолы. Строение фенолов, отличие по строению от ароматических спиртов. Физические свойства фенолов. Химические свойства: взаимодействие с натрием, щелочью, бромом. Взаимное влияние атомов в молекуле. Способы охраны окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.
Альдегиды. Строение альдегидов, функциональная группа, ее электронное строение, особенности двойной связи. Гомологический ряд альдегидов. Номенклатура. Химические свойства: окисление, присоединение водорода. Получение альдегидов окислением спиртов. Получение уксусного альдегида гидратацией ацетилена и каталитическим окислением этилена. Применение муравьиного и уксусного альдегидов.
Строение кетонов. Номенклатура. Особенности реакции окисления. Получение кетонов окислением вторичных спиртов. Ацетон – важнейший представитель кетонов, его практическое использование.
Строение карбоновых кислот. Электронное строение карбоксильной группы, объяснение подвижности водородного атома. Основность кислот. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура. Химические свойства: взаимодействие с некоторыми металлами, щелочами, спиртами. Изменение силы кислот под влиянием заместителей в углеводородном радикале. Особенности муравьиной кислоты. Важнейшие представители карбоновых кислот. Получение кислот окислением альдегидов, спиртов, предельных углеводородов. Применение кислот в народном хозяйстве. Мыла как соли высших карбоновых кислот, их моющее действие.
Акриловая и олеиновая кислоты как представители непредельных карбоновых кислот. Понятие о кислотах иной основности.
Генетическая связь углеводородов, спиртов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот.
Строение сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Практическое использование.
Жиры как сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Жиры в природе, их свойства. Превращения жиров пищи в организме. Гидролиз и гидрирование жиров в технике, продукты переработки жиров. Понятие о синтетических моющих средствах (СМС) – их составе, строении, особенностях свойств. Защита природы от загрязнения СМС.
Классификация углеводов.
Глюкоза как важнейший представитель моносахаридов. Физические свойства и нахождение в природе. Строение глюкозы. Химические свойства: взаимодействие с гидроксидами металлов, реакции окисления, восстановления, брожения. Применение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы.
Краткие сведения о строении и свойствах рибозы и дезоксирибозы.
Сахароза. Физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства: образование сахаратов, гидролиз. Химические процессы получения сахарозы из природных источников.
Крахмал. Строение макромолекул из звеньев глюкозы. Химические свойства: реакция с йодом, гидролиз. Превращения крахмала пищи в организме. Гликоген.
Целлюлоза. Строение макромолекул из звеньев глюкозы. Химические свойства: гидролиз, образование сложных эфиров. Применение целлюлозы и ее производных. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.
Демонстрации: Физические и химические свойства. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором щелочи. Получение этаналя из этанола. Д/О физические свойства глюкозы. химические свойства предельных и высш. кислот. химические свойства кислот.
Лабораторные опыты:
5 «Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты».
6 «Физические свойства отдельных представителей альдегидов и кетонов».
7 «Качественная реакция на альдегиды».
8,9. «Растворение жиров доказательство их непредельного характера. Омыление».
10 «Химические свойства и качественные реакции на глюкозу».
11 «Взаимодействие сахарозы с щелочами».
12 «Взаимодействие крахмала с йодом, гидролиз»
13 «Ознакомление с волокнами».
Практические работы:
3 «Спирты».
4 «Альдегиды и кетоны».
5 «Карбоновые кислоты».
6 «Углеводы».
Тема 4. Азотсодержащие органические вещества. Химия и жизнь. (10ч)
Строение аминов. Аминогруппа, ее электронное строение. Амины как органические основания, взаимодействие с водой и кислотами. Анилин, его строение, причины ослабления основных свойств в сравнении с аминами предельного ряда. Получение анилина из нитробензола (реакция Зинина), значение в развитии органического синтеза.
Строение аминокислот, их физические свойства. Изомерия аминокислот. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Синтез пептидов, их строение. Биологическое значение ά-аминокислот.
Общее понятие о гетероциклических соединениях. Пиридин и пиррол как представители азотсодержащих гетероциклов, их электронное строение, ароматический характер, различие в проявлении основных свойств. Пуриновые и пиримидиновые основания, входящие в состав нуклеиновых кислот.
Белки как биополимеры. Основные аминокислоты, образующие белки. Первичная, вторичная и третичная структура белков. Свойства белков: гидролиз, денатурация, цветные реакции. Превращения белков пищи в организме. Успехи в изучении строения и синтеза белков.
Состав нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). Строение нуклеотидов. Принцип комплементарности в построении двойной спирали ДНК. Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организмов.
Общие понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений – полимеризация и поликонденсация. Линейная, разветвленная и пространственная структура полимеров. Аморфное и кристаллическое строение. Зависимость свойств полимеров от строения.
Термопластичные и термоактивные полимеры. Полиэтилен, полипропилен, полистирол, полиметилметакрилат, фенолформальдегидные смолы, их строение, свойства, применение. Композиты, особенности их свойств, перспективы использования.
Проблема синтеза каучука и решение ее. Многообразие видов синтетических каучуков, их специфические свойства и применение. Стереорегулярные каучуки.
Синтетические волокна. Полиэфирное (лавсан) и полиамидное (капрон) волокна, их строение, свойства, практическое использование.
Проблемы дальнейшего совершенствования полимерных материалов. Химические процессы в живых организмах. Биологически активные вещества. Химия и здоровье. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Общие принципы химической технологии. Природные источники химических веществ.
Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки. Новые вещества и материалы в технике.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в современной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.
Источники химической информации: учебные, научные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета.
Демонстрации: Денатурация качественные реакции на белки.
Практические работы:
7 «Амины. Аминокислоты. Белки».
8 «Идентификация органических соединений».
9-11. Семинар – практикум «Биологически активные соединения».
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
- Обнаружение углерода, водорода и хлора в органических веществах.
- Получение этилена и изучение его свойств.
- Получение и химические свойства алкинов и диенов.
- Гидроксильные и карбонильные производные углеводородов.
- Карбоновые кислоты: общие свойства.
- Получение карбоновых кислот. Особые свойства карбоновых кислот.
- Синтез сложного эфира и расчёт его выхода от теоретически возможного.
- Углеводы.
- Амины и аминокислоты.
- Белки.
- Идентификация органических веществ.
- Распознавание пластмасс и химических волокон, исследование их
свойств.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО КУРСУ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ - X КЛАСС.
68 часов.
№ | Дата | Тема урока | Цель раздела | Основные понятия раздела. | ЗУН по разделу. | Химический эксперимент |
I. Введение. (5 часа). | ||||||
1. | Предмет органической химии. | Формирование общих представлений о предмете органической химии, ее целях, задачах, базовой теории, значении и пути развития. | Типы реакционно-способных частиц. Положения ТХСОС. Изомерия. Гомология. Номенклатура. | Знать. Общие представления о предмете органической химии, ее целях, задачах, значении и пути развития. Теорию строения химических соединений А.М. Бутлерова: предпосылки создания, основные положения теории и направления в развитии. Типы реакционно-способных частиц и механизмы химиических реакций. Уметь. Доказывать основные положения ТХСОС., объяснять механизм химических реакций. Решать расчетные задачи по теме. | Д/О органические вещества и изделия из них. | |
2. | Деструктивные теории. ТХС органических соединений А. М. Бутлерова, ее основные положения. Жизнь и деятельность ученого. Доказательство основных положений ТХСОС, ее значение и основные направления развития. | Д/О модели СН4, СН3ОН, С2Н4 и С6Н6; Nа + Сн3ОН и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром; молекулы полимеров синтетических и природных каучуков, лекарственные препараты и красители. | ||||
3. | Строение атома углерода. валентное состояние атома углерода. | _____________________ | ||||
4. | Классификация органических соединений. Решение задач на вывод химических формул по массовой доле элемента. | _____________________ | ||||
5. | Типы химических реакций. Типы реакционно-способных частиц и механизмы реакций химии. | _____________________ | ||||
II.Углеводороды (25 часа). Алканы. Алкены. (14часов). | ||||||
1. | Алканы (строение метана, гомологический ряд., номенклатура и их физические свойства). | Формирование знаний о природных источниках углеводородов; о гомологическом ряде, номенклатуре, общей формуле, изомерии, строении, гибридизации, свойствах, применении, получении, нахождении в природе алканов, алкенов, алкинов, алкодиенов, циклоалканов, аренов. | Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ. Каменный уголь. Реакции присоединения, отщепления, дегидрирования, дегидратации, дегидрогалогенирования, гидрогалогенирования замещения, полимеризации. Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной связи. Нуклеофил, электрофил. Крекинг алкенов и деполимеризация полимеров. Реакции изомеризации. Галагенирование алканов и аренов. Реакция Вюрца, Кучерова, тримеризации. Правила Зайцева, Морковникова. Виды изомерии. Виды гибридизации. Натуральный и синтетический каучук, вулканизация каучука, резина. Работы Лебедева. | Знать. Понятия о природные источники углеводородов. Нефть, ее промышленная переработка. Природный газ, его практическое использование. Коксование каменного угля. Гомологический ряд, общую формулу, изомерию, строение, гибридизация, свойства, применение, получение, нахождение в природе алканов, алкенов, алкинов, алкодиенов, циклоалканов, аренов. Понятие о натуральном и синтетическом каучуке, вулканизации каучука, резине. Работы Лебедева. Сопряжение π – связей. Уметь. Решать расчетные задачи на вывод формул. Выполнять упражнения на генетическую связь, получение и распознавание углеводородов; по составлению уравнений реакций | Д/О Растворение парафина вбензине и испарение растворителя из смеси; Плавление парафина и его отношение к в оде. | |
2-3. | Изомерия и номенклатура алканов. Выполнение упражнений по теме. | Л/О№1 «Изготовление модели алканов» | ||||
4. | Нахождение в природе, получение и практическое значение. П/Р «Изомерия алканов». | ____________________ | ||||
5. | Химические свойства алканов. Взаимное влияние атомов в молекулах галогенпроизводных алканов. | _____________________ | ||||
6. | Решение расчетных задач на вывод формул по массовой доле и продуктам сгорания. | _____________________ | ||||
7. | П/Р№1 «качественный анализ органических соединений». | П/Р№1 «качественный анализ органических соединений». | ||||
8. | П/Р по теме «Алканы». Алкены. Строение этилена. Гомологический ряд номенклатура и физические свойства. | Д/О Модели молекул алкенов Л/О №2 «Обнаружение в керосине непредельных соединений». | ||||
9-10. | Изомерия, номенклатура. Получение и применение алкенов. | Д/О Получение из этена этилового спирта; а из этилового спирта этена. | ||||
11. | Химические свойства алкенов. Решение расчетных задач на основе химических свойств. | с участием углеводородов, иллюстрирующих генетическую связь между различными классами углеводородов. Объяснять взаимное влияние в молекулах углеводородов. | Д/О Обесцвечивание этеном бромной воды и марганцовки. Горение этена .Л/О№3 « Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена». | |||
12. | П/Р №2 «Углеводороды». | П/Р №2 «Углеводороды». | ||||
13. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Алканы. Алкены». Решение расчетных задач. | _____________________ | ||||
14. | К/Р№1 «Алканы. Алкены». | _____________________ | ||||
Алкины. Алкодиены. Циклоалканы. Арены (11 часов). | ||||||
15. | Анализ К/Р. Алкины. Ацетилен. Гомологический ряд. Номенклатура. Физические свойства. | Составлять формулы и названия углеводородов, их гомологов, изомеров. Выполнять химический эксперимент по теме. | Л/О №4 «Изготовление моделей алкинов и их соединений». | |||
16. | Химические свойства алкинов. Получение и применение. | Д\О Получение ацетилена из карбида кальция, ознакомление с его физх. свойствами. Взаимодействие с бромной водой и марганцовкой, горение и с р-ром солей меди и серебра. | ||||
17. | Алкодиены. Строение молекулы. Изомерия и номенклатура. | _____________________ | ||||
18. | Химические свойства алкодиенов. Каучуки резина. | _____________________ | ||||
19. | Циклоалканы. Строение, изомерия , номенклатура. Свойства. | _____________________ | ||||
20. | Арены. Строение молекулы бензола. Изомерия и номенклатура. Физические свойства получение и применение. | Д\/О Физические и химические свойства бензола. | ||||
21. | Химические свойства аренов, взаимное влияние атомов в молекуле толуола. | _____________________ | ||||
22. | Генетическая связь между углеводородами. | _____________________ | ||||
23. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды.». Решение расчетных задач. | _____________________ | ||||
24. | К/Р№2 «Углеводороды». | _____________________ | ||||
25. . | Анализ К/ Р. Семинар «Природные источники углеводородов. Проблемы охраны окр. среды». Решение задач. | _____________________ | ||||
II. Кислородосодержащие органические соединения.(27 часа). Спирты. Фенолы. Карбонильные соединения (11 часов). | ||||||
1. | Одноатомные спирты. Физические свойства, классификация, изомерия. Получение и применение спиртов | Формирование знаний о природные источники углеводородов; о гомологическом ряде, номенклатуре, общей формуле, изомерии, строении, гибридизации, свойствах, применении, получении, нахождении в природе спиртов, фенолов, карбонильных соединениях и других кислородосодержащих органических соединений | Спирты. Фенолы. Классификация спиртов, фенолов, карбонильных соединений, карбоновых кислот, жиров, эфиров, углеводов. Карбонильные соединения. Альдегиды. Кетоны. Карбоновые кислоты и их разнообразие. Мыла, их классификация. Реакция этерификации. СМС. Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. | Знать. Состав классификацию, номенклатуру, изомерию, свойства, качественные реакции, важнейших представителей кислородосодержащих органических соединений. Уметь. .Решать расчетные задачи по теме. Выполнять упражнения на генетическую связь, получение и распознавание кислородосодержащих органических соединений; по составлению уравнений реакций с участием кислородосодержащих органических соединений, иллюстрирующих генетическую связь между различными классами кислородосодержащих органических соединений их гомологов, изомеров. Объяснять взаимное влияние в молекулах кислородосодержащих органических соединений. Составлять формулы и названия кислородосодержащих органических соединений. Выполнять химический эксперимент по теме. | _____________________ | |
2. | Химические свойства предельных одноатомных спиртов. | Д/О Физические и химические свойства. | ||||
3. | Многоатомные спирты состав физические и химические свойства. | Л/О№5 «Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты».. | ||||
4. | Фенол. Строение, взаимное влияние атомов в молекуле, физические и химические свойства. Применение. Охрана окр. среды. | Д/О Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором щелочи. | ||||
5. | П/Р №3 «Спирты». | П/Р №3 «Спирты». | ||||
6. | П/Р по теме «Спирты. Фенолы». Классификация карбонильных соединений. Альдегиды. Строение. Изомерия и номенклатура. Физические свойства, получение и применение. | Л/О №6 «Физические свойства отдельных представителей альдегидов и кетонов». | ||||
7. | Химические свойства и качественные реакции на альдегиды. | Л/О№7 «Качественная реакция на альдегиды». Д/О Получение этаналя из этанола. | ||||
8. | П/Р№4 «Альдегиды и кетоны» | П/Р№4 «Альдегиды и кетоны» | ||||
9. | Решение расчетных задач по теме. | _____________________ | ||||
10 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Спирты. Фенолы. Карбонильные соединения». Решение расчетных задач. | _____________________ | ||||
11. | К/Р№3 «Спирты. Фенолы. Карбонильные соединения». | _____________________ | ||||
Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры (8 часов). | ||||||
12. | Карбоновые кислоты. Классификация, номенклатура, гомология, физические и химические свойства. |
| Д/О химические свойства кислот. | |||
13. | Получение и применение карбоновых кислот. Отдельные представители кар. кислот. Мыла, как соли высш. карб. Кислот | Д/О химические свойства предельных и высш. кислот.. | ||||
14. | Сложные эфиры. Строение, изомерия, номенклатура, свойства и применение. | _____________________ | ||||
15. | П/Р №5 «Карбоновые кислоты». | П/Р №5 «Карбоновые кислоты». | ||||
16. | Жиры. Состав, строение молекул. Физические и химические свойства. СМС. | Л/О№8,9. «Растворение жиров доказательство их непредельного характера. Омыление». | ||||
17. | Генетическая связь между классами органических соединений. | _____________________ | ||||
18 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.». Решение расчетных задач. | _____________________ | ||||
19. | К/Р№4 «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры». | _____________________ | ||||
Углеводы(8 часов). | ||||||
1. | Классификация углеводов, значение, получение, нахождение в природе. Физические свойства. Изомерия. Глюкоза. | Д/О физические свойства глюкозы. | ||||
2. | Моносахариды. Химические свойства глюкозы. Фруктоза. Рибоза и дезоксирибоза. | Л/О №10 «Химические свойства и качественные реакции на глюкозу». | ||||
3. | Сахароза. Значение, получение, нахождение в природе. Физические и химические свойства свойства. | Л/О№11 «Взаимодействие сахарозы с щелочами». | ||||
4. | Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза. Значение, получение, нахождение в природе. Физические и химические свойства свойства. | Л/О№12 «Взаимодействие крахмала с йодом, гидролиз» | ||||
5. | Искусственные волокна. | Л/О №13 «Ознакомление с волокнами». | ||||
6. | П/Р №6 «Углеводы». | П/Р №6 «Углеводы». | ||||
7 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводы». Решение расчетных задач. | _____________________ | ||||
8. | К/Р№5 «Углеводы». | _____________________ | ||||
III. Азотосодержащие органические соединения (10 часов). | ||||||
1. | Анализ К/Р. Амины. Классификация, номенклатура, строение, получение, нахождение в природе. Физические и химические свойства. | Формирование знаний об природе азотосодержащих органических соединениях (гомологическом ряде, номенклатуре, общей формуле, изомерии, строении, гибридизации, свойствах, применении, получении, нахождении в природе азотосодержащих органических соединений); о классификации, особенностях строения, значении биологически активных веществ.. | Амины, алифатические амины. Анилин, Реакция Зинина. Синтетические волокна. Белки. Пептиды. Пептидная связь. Структуры белков. Денатурация. Гидролиз. Ренатурация. Качественные реакции на белки. ДНК. РНК. Генная инженерия, биотехнология. Витамины, гормоны, лекарства и ферменты, их классификация. Авитаминоз. | Знать. Состав, классификацию, номенклатуру, изомерию, свойства, качественные реакции, важнейших представителей азотосодержащих органических соединений. Строение, структуру, биологические функции белков, их значение. Строение и значение молекул ДНК и РНК. Классификацию, особенности строения, значение биологически активных веществ. Уметь. .Решать расчетные задачи по теме. Выполнять упражнения на генетическую связь, получение и распознавание азотосодержащих органических соединениях; по составлению уравнений реакций с участием азотосодержащих органических соединений, иллюстрирующих генетическую связь между различными классами азотосодержащих органических соединений, их гомологов, изомеров. Объяснять взаимное влияние в молекулах азотосодержащих органических соединений. Составлять формулы и названия азотосодержащих органических соединений. Выполнять химический эксперимент по теме. | ___________________ | |
2. | Аминокислоты. Классификация, номенклатура, строение, получение, нахождение в природе. Физические и химические свойства. | __________________ | ||||
3. | Белки. Строение, функции, значение, применение. | Д/О Денатурация качественные реакции на белки. | ||||
4. | Нуклеиновые кислоты. | |||||
5. | П/Р№7 «Амины. Аминокислоты. Белки». | П/Р№7 «Амины. Аминокислоты. Белки». | ||||
6. | П\Р №8 «Идентификация органических соединений». | П\Р №8 «Идентификация органических соединений». | ||||
7 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Азотосодержащие органические соединения». Решение расчетных задач. | ___________________ | ||||
8э. | К/Р№6 «Азотосодержащие органические соединения». | __________________ | ||||
9-10. | Семинар – практикум «Биологически активные соединения». | П/Р №9-11. | ||||
Резервное время 1 час. |
Приложение
Характеристика цифровой отметки и словесной оценки.
Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Следует не допускать тенденции формального «накопления» отметок, ориентировки на «среднюю» отметку, выведенную путем арифметических подсчетов. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик имеет право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость.
С учетом современных требований к оценочной деятельности в школе вводится четырехбальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка «1»).
Нормы оценок (итоговые и текущие) по предметам соответствует общим требованиям.
Критерии оценки ЗУН учащихся
Балл «5» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебной программы; выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных работах, выполняет их уверенно и аккуратно.
Балл «4» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательно и частично повышенного уровня сложности учебной программы; отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных работах делает незначительные ошибки.
Знания, оцениваемые «5» и «4» баллами, как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов и вытекающих из них обобщений.
Оценка «3» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебной программы, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую, находятся на уровне представлений, сочетающихся с элементами научных понятий.
Балл «2» ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебной программы не усвоена, в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.
ЛИТЕРАТУРА
- Габриелян О.С. Химия 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2011
- Габриелян О.С. Химия. Органическая химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений с углубленным изучением химии. - М.: Просвещение , 2011.
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия 11 класс. Профильный уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011
Дополнительная литература
Для учителя:
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.6 Дрофа, 2005.
- Любимова Н.Б. Вопросы и задачи по общей и неорганической химии. – М.: Высшая школа, 1990.
- Савин Г.А. Химия. Изомерия органических соединений 10-11 класс.- Волгоград: Учитель, 2005
- Тулина Н.И. Химия. Практикум по общей химии. 10-11 класс. Профильное образование. – Волгоград: Учитель, 2006
- Игнатьева С.Ю. Химия. Нетрадиционные уроки 8-11 класс.- Волгоград: Учитель, 2004.
- Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. Методическое пособие 8-11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс: настольная книга учителя – М.: Дрофа, 2004.
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. настольная книга учителя 11 класс /в двух частях/ Учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2004.
- Габриелян О.С., Березкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Химия 11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой. Химия 11 класс. – М.: Дрофа, 2004
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия 11 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003.
- Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену,- М.: Дрофа, 2004.
Для ученика:
- Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. – М.: Просвещение, 1984.
- Оржековский П.А., Богданова Н.Н., Загорский В.В.и др. Единый государственный экзамен. Химия. – М.: Просвещение, 2005.
- Лидин Г.А., Маргулис В.Б., Потапова Л.Н. Химические задачи с решениями: пособие для школьников и абитуриентов. – М.: Просвещение, 2005.
- Тулина Н.И. Химия. Практикум по общей химии. 10-11 класс. Профильное образование. – Волгоград: Учитель, 2006
- Хомчеснко Г.П. Сборник задач и упражнений. – М.: Просвещение, 2005.
- Хомчеснко Г.П. Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.
- Габриелян О.С. Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. Учебное пособие, -М.: Дрофа, 2005.
- Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену,- М.: Дрофа, 2004.
- Рубинов П.Д. Химия: полный курс. 8-11 классы. Мультимедийный репетитор (+CD). – Спб.: Питер, 2010.
MULTIMEDIA – поддержка курса:
- Интернет – ресурсы: www.him.1september.ru www.edios.ru www.km.ru/educftion
- CD-диски:
- Химия. 8-11 класс. Виртуальная лаборатория. – Мультимедиа, МарГТУ, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю
Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа со...
Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)
рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа курса "Химия" 10-11 классы базовый уровень.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю - 11 класс и 1 час в неделю - 10 класс)
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших хим...
Рабочая программа. Литература. 8 класс, 2часа в неделю
Рабочая программа .Литература. 8 класс, 2часа в неделю...