Рабочая программа по химии для 11 класса
рабочая программа по химии (11 класс) по теме

Донгак-оол Чодураа Кан-ооловна

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Химия 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова – 2 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005-2006).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11prof.docx91.62 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РТ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г.Турана

Рассмотрено

на заседании МО

_________/Ооржак У.Э/                                                                

Приказ №___________

«__»______2013г    

Согласовано  

Зам.директора по УВР

___________( Сат А.М.)

«___» ________ 2013г.  

Утверждаю

директор школы

_________/Ховенмей Л.М./

Приказ №

 от «__»______2013г                                                                                                                                                  

                                                                                                   Рабочая программа

по химии

(3 часа в неделю)

Класс: 11

Учебник:  О.С.Габриелян,Г.Г.Лысова. Химия  11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений .М,Дрофа 2007.

Рабочая программа по химии для 11 класса составлена на основе авторской  программы курса для профильного и углубленного изучения химии в X-XI классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень) за 2006 год (автор О.С. Габриелян.)

Уровень программы: профильный

Количество часов: в год – 102ч., в неделю -3ч.

Программу составила: Донгак-оол  Чодураа Кан-ооловна учитель химии МБОУ СОШ №2 г.Турана

2013 год

                                                                                Пояснительная записка

Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
  • овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения  проблемных ситуациях;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
  • воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
  • применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работа; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии на высоком уровне общеобразовательной школы с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.

Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах. Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2007/2008 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 321от 14.12.2006 г.;
  • Письмо Минобрнауки России  от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт   http:/ www. vestnik.edu.ru).

          Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Химия 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова – 2 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005-2006).

Данная рабочая программа может быть реализована  при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, контрольных работ как в традиционной, так и в  тестовой формах.

        В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.

        Конкретные требования к уровню подготовки выпускников  определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.

Кроме того, в результате изучения химии на профильном уровне ученик должен:

Уметь

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством, - экологических, энергетических и сырьевых;
  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
  • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Требования к уровню подготовки

Ученик должен знать:

  • важнейшие химические понятия: вещество,  химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь,  электроотрицательность,  валентность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём,  вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы,  электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
  •  основные законы химии: сохранения  массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи электролитической диссоциации;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная, кислоты, щёлочи, аммиак, минеральные удобрения;

Ученик должен уметь:

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях, окислитель и восстановитель;
  • характеризовать: элементы малых периодов по  их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость  скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

  • объяснения  химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;
  • экологически грамотного поведения  в о.с.;
  • оценки влияния химического загрязнения о.с. на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

             приготовление растворов заданной концентрации в быту  и на производстве. 

Учебно-методический комплект

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2005.
  2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, – М.: Дрофа, 2006. –411,  [5] с.: ил. (учебник рекомендован МО и науки РФ)
  3. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл. профильный уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006.
  4. Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс, 2000.
  5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 кл.: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2003-2004.
  6. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа, 2003.
  7. Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные  работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин,   А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2004.

Дополнительная литература для учителя

  1. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии /Сост. С.В. Суматохин, А.А Каверина. – М.: Дрофа,2001.
  2. Буцкус П.Ф. Книга для  чтения по органической химии – М.: Просвещение, 1985
  3. Жиряков В.Г. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1983
  4. Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. - М.:Дрофа, 2000
  5. Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. – М., 2000

Дополнительная литература для ученика

  1. Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.
  2. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
  3. Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.
  4. Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.
  5. Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2003-2004.
  6. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2005.

Распределение часов на год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

практические работы

контрольные работы

лабораторные опыты

1.

Строение атома

10

-

1

-

2.

Строение вещества. Дисперсные системы и растворы

17

-

1

2

3.

Химические реакции

23

-

1

3

4.

Вещества и их свойства

34

-

2

7

5.

Химический практикум

7

7

-

-

6.

Химия в жизни общества

9

-

-

-

итого

102

7

5

-

                                                              Содержание тем учебного курса химии в 11 классе

Тема1. Строение атома (10 ч)

   О с н о в н ы е   с в е д е н и я   о с т р о е н и и    а т о м а.

Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения энергетических оболочек атомов элементов 4 – го и 5 – го периодов Периодической системы Д.И. Менделеева ( переходных элементов). Понятие об орбиталях. s – и p – орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

  П е р и о д и ч е с к и й   з а к о н   Д. И. М  е н д е л е е в а   в   с в е т е   у ч е н и я   о  с т р о е н и и   а т о м а. Открытие Д.И Менделеевым периодического закона.

   Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах ( главных подгруппах).

   Положение водорода в периодической системе.

   Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Тема 2. Строение вещества ( 17 часов)

   И о н н а я   х и м и ч е с к а я  с в я з ь . Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решётки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решёток.

   К о в а л е н т н а я  х и м и ч е с к а я  с в я з ь . Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно – акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решётки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решёток.

   М е т а л л и ч е с к а я   х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Особенности строение атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка . Свойства веществ с этим типом связи .

   В о д о р о д н а я   х и м и ч е с к а я  с в я з ь .Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь .Значение водородной в организации структур биополимеров .

   П о л и м е р ы  .Пластмассы : термопласты и реактопласты , их представители и применение .Волокна : природные (растительные и животные )и химические (искусственные и синтетические ) ,их представители и применение .

   Г а з о б р а з н о е   с о с т о я н и е   в е щ е с т в а  .Три агрегатных состояния воды.  Особенности строения газов .Молекулярный объем газообразных веществ .

   Примеры газообразных природных смесей : воздух , природный газ .Загрязнение атмосферы (кислотные дожди , парниковый эффект ) и борьба с ним .

   Представители газообразных веществ : водород , кислород , углекислый газ , аммиак, этилен .Их получение , собирание и распознание .

   Ж и д к о е   с о с т о я н и е   в е щ е с т в а . Вода .потребление воды в быту и на производстве .Жесткость воды и способы её устранения .

   Минеральные воды , их использование в столовых и лечебных целях .

   Жидкие кристаллы и их применение .

   Т в ё р д о е   с о с т о я н и е   в е щ е с т в а .Амфорные твёрдые вещества в природе и жизни человека , их значение и применение .Кристаллическое строение вещества .

   Д и с п е р с н ы е   с и с т е м ы .Понятие о дисперсных системах .Дисперсная фаза и дисперсионная среда .Классификация дисперсионных систем в зависимости о агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсионной фазы .

   Грубодисперсные системы : эмульсии , суспензии , аэрозоли .

   Тонкодисперсные системы : гели и золи .

   С о с т а в  в е щ е с т ва  и  с м е с е й .Вещества молекулярного и немолекулярного строения .Закон постоянства состава веществ .

   Понятие «доля» и её разновидность : массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси – доля примесей , доля растворённого вещества в растворе) и объёмная .Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного .

   Демонстрации. .Модель кристаллической решётки хлорида натрия .Образцы минералов с ионной кристаллической решёткой : кальцита , галита .Модели кристаллических решёток «сухого льда» (или йода), алмаза , графита (или кварца).Модель молекулы ДНК .Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные , полиуретан , полиэтилен , полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть , шёлк , ацетатное волокно , капрон , лавсан , нейлон ) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая , кварц , оксид алюминия , природные алюмосиликаты ). Модель молекулярного объёма газов .Три агрегатных состояния воды .Образцы накипи на чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы её устранения .Приборы на жидких кристаллах .Образцы различных дисперсных систем : эмульсий , суспензий , аэрозолей , гелей и золей .Коагуляция .Синерезис .Эффект Тиндаля .

    Лабораторные опыты .1..Ознакомление с коллекцией полимеров : пластмасс и волокон и изделия из них .2. Ознакомление с дисперсными системами .

Тема 3 . Химические реакции (23 часов )

    Р е а к ц и и , и д у щ и е  б е з  и з м е н и я  с о с т а в а  в е щ е с т в .Аллотропия и аллотропные видоизменения .Причины аллотропии на примере модификации кислорода , углерода и фосфора .Озон , его биологическая роль .

    Изомеры и изомерия .

   Р е а к ц и и , и д у щ и е   с   и з  м е н е н и е м  с о с т а в а  в е щ е с т в .Реакция соединения , разложения , замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические .Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения .Реакции горения , как частый случай экзотермических реакций .

   С к о р о с т ь   х и м и ч е с к о й  р е а к ц и и .Скорость химической реакции .Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ , концентрации , температуры , площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные .Понятие о катализаторе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы , особенности их функционирования .

  О б р а т и м о с т ь  х и м и ч е с к и х   р е а к ц и й . Необратимые и обратимые химические реакции .Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций . Способы смешения химического равновесия на примере синтеза аммиака . Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты .

  Р о л ь   в о д ы   в  х и м и ч е с к и х   р е  а к ц и и  .Истинные растворы . Растворимость и классификация веществ по этому признаку : растворимые . малорастворимые и нерастворимые вещества .

  Электролиты и неэлектролиты .Электролитическая диссоциация .Кислоты , основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации .

   Химические свойства воды : взаимодействие с металлами , основными и кислотными оксидами , разложение и образование кристаллогидратов .Реакции гидратации в органической химии .

  Г и д р о л и з   о р г а н и ч е с к и х   и  н е о г а н и че с к и х   с о е де н е н и  й  .Необратимый гидролиз .Обратимый гидролиз солей .

  Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного мыла и спирта .Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке .

  О к и с л и т е л ь н о -  в о с с т а н о в и те л ь н ы е р е а к ц и и . Степень окисления .Определении степени окисления по формуле соединения . Понятие об окислительно – восстановительных реакциях . Окисление и восстановление , окислитель и восстановитель .

  Э л е к т р о л и з . Электролиз как окислительно – восстановительный процесс .Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия .Практическое применение электролиза . Электролитическое получение алюминия .

  Демонстрации. .Превращение красного фосфора в белый . Озонатор .Модели молекул н – бутана и изобутана .Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков различных металлов (магния , цинка , железа)с соляной кислотой .Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры .Модель кипящего слоя . Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксид марганца (IV))и каталазы сырого мяса и сырого картофеля . Примеры необратимых реакций , идущих с образованием осадка , газа или воды .Взаимодействие лития и натрия с водой .Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде ; испытание полученного раствора лакмусом  .Образцы кристаллогидратов .Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации . Зависимость степени электролитической  диссоциации  уксусной кислоты от разбавления раствора . Гидролиз карбида кальция . Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II) .Получение мыла .Простейшие окислительно – восстановительные реакции : взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера .Модель электролизной ванны для получения алюминия .

  Лабораторные опыты .1 .Реакции , идущие с образованием осадка , газа и воды .2..Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля .3. Различные случаи гидролиза солей .

 

  Тема 4. Вещества и их свойства (34 часа)

   М е т а л л ы .Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором , серой и кислородом).Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой .Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей .Алюминотермия .Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом .

   Коррозия металлов .понятие о химической и электрохимической коррозии металлов .Способы защиты металлов от коррозии .

   Н е м е т а л л ы .Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов .Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом ).Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами - окислителями).

  К и с л о т ы   н е о р г а н и ч е с к и е   и   о р г а н и ч е с к и е .Классификация кислот .Химические свойства кислот : взаимодействие с металлами , оксидами металлов , гидроксидами металлов , солями , спиртами (реакция этерификации ) .Особые  свойства азотной и концентрированной серной кислоты .

  О с н о в н и я   н е о р г а н и ч е с к и е   и  о р г а н и ч е с к и е .Основания , их классификация .Химические свойства оснований : взаимодействие с кислотами , кислотными оксидами и солями .Разложение растворимых оснований .

   С о л и .Классификация солей : средние , кислые и основные .Химические свойства солей : взаимодействие с кислотами , щелочами , металлами и солями .Представители солей и их значение .Хлорид натрия , карбонат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) – малахит (основная соль).

   Качественные реакции на хлорид - , сульфат - , и карбонат – анионы , катионы железа (II) и (III).

  Г е н е т и ч е с к а я   с в я з ь   м е ж д у   к л а с с а м и   н е о р г а н и ч е с к и х   и  о р г а н и ч е с к и х   с о е д и н е н и й .Понятие о генетической связи и генетических рядах Генетический ряд неметалла .Особенность генетического ряда в органической химии .

  Демонстрации. .Коллекция образцов металлов .Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором , железа и серы .Горения магния и алюминия в кислороде .Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой .Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой . Результаты коррозии металлов в зависимости ио условий их протекания. коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида ( иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.

   Лабораторные опыты. 1. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 2. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 3. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 4. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 5. Получение и свойства нерастворимых оснований. 6. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 7. Ознакомление с коллекциями: а) металлов, б) неметаллов, в) кислот, г) оснований, д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.

   

Тема 5. Химический практикум. 7 часов.

  1. Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств
  2. Сравнение свойств неорганических  и органических соединений.
  3. Решение задач по неорганической химии.
  4. Решение задач по органической химии.
  5. Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений.  

Тема 6. Химия в жизни общества.9 часов

 Химия и производство. Химия и сельское хозяйство. Химия и экология. Химия и повседневная жизнь человека.

         

                                                                     Календарно- тематическое планирование

№№

п/п

Тема урока

Изучаемые вопросы

Эксперимент

Д- демонстрац.

Л- лабораторный

Требования к уровню подготовки выпускников

Дата

Тема 1. Строение атома (10 часов)

1

(1)

Атом – сложная частица

Модели строения атома. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм электрона

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом;

- основные теории химии: строения атома

2-3 (2-3)

Состояние электронов в атоме

Электронное облако и орбиталь. Квантовые числа. Формы орбиталей (s, p, d, f).Энергетические уровни и подуровни. Строение электронных оболочек атомов

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: атомные s, p, d-орбитали

4 (4)

Электронные конфигурации атомов химических элементов

Электронные формулы атомов элементов. Принцип Паули, правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: s, p, d, f-семейства

Знать/понимать

- основные теории химии: строения атома

5 (5)

Валентные возможности атомов химических элементов

Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов в нормальном и возбужденном состояниях, наличием неподеленных электронных пар, наличием свободных орбиталей. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления»

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: валентность, степень окисления

Уметь

- определять: валентность и степень окисления химических элементов

6-7

(6-7)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома

Предпосылки открытия  Периодического закона. Открытие Д.И. Менделеевым  Периодического закона. Первая формулировка Периодического закона. Горизонтальная, вертикальная, диагональная закономерности. Периодический закон и строение атома. Изотопы. Вторая формулировка Периодического закона. Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров группы и периода. Причины изменения свойств элементов в группах и периодах. Третья формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: нуклиды, изотопы

- основные законы химии: Периодический закон

Уметь

- характеризовать:

 s, p, d- элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;

- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева

8(8)

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Выполнение упражнений, решение задач:

- вычисление массовой доли химического элемента в соединении;

- установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов

Уметь

- проводить:  расчеты по химическим формулам

9 (9)

Контрольная работа №1

по теме 1 «Строение атома»

10 (10)

Анализ контрольной работы

Тема 2. Строение вещества. Дисперсные системы и растворы (17часов)

1

(11)

Ионная химическая связь

Ионная связь. Катионы и анионы. Классификация ионов по составу (простые и сложные). Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионной кристаллической решеткой

Д. Модели ионных кристаллических решеток

Знать/понимать

-важнейшие химические понятия: вещества немолекулярного строения (ионные кристаллические решетки); ион, ионная химическая связь;

-  основные теории химии:  теорию химической связи

Уметь

- определять: заряд иона, ионную химическую связь, ионную кристаллическую решетку;

- объяснять: природу и способ образования ионной связи.

2-3 (12-13)

Ковалентная химическая связь

Классификация ковалентной химической связи: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ и π), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.

Д. Модели атомных и молекулярных кристаллических решеток

Знать/понимать

-важнейшие химические понятия: электроотрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и атомного строения, ковалентная химическая связь

- основные теории химии: теорию химической связи

Уметь

-  определять: валентность и степень окисления химических элементов, ковалентную химическую связь (полярную и неполярную), атомную и молекулярную кристаллические решетки

- объяснять: природу и способ образования ковалентной связи

4

(14)

Металлическая химическая связь

Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ (металлов и сплавов)

Д. Модели металлических кристаллических решеток.

Знать/понимать

-важнейшие химические понятия: вещества немолекулярного строения, металлическая химическая связь

- основные теории химии: теорию  химической связи

Уметь

-  определять: металлическую химическую связь, металлическую кристаллическую решетку

- объяснять: природу и способ образования металлической связи

5(15)

Водородная химическая связь

Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Механизм образования и значение водородной связи для организации структур биополимеров.

Единая природа химических связей. Ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи; переход одного вида связи в другой; разные виды связи в одном веществе. Межмолекулярные взаимодействия.

Д. Модель молекулы ДНК

Знать/понимать

-важнейшие химические понятия: водородная химическая связь

- основные теории химии:  теорию химической связи

Уметь

-  определять: водородную химическую связь;

- объяснять: природу и способ образования водородной связи

6-7

(16-17)

Гибридизация орбиталей и геометрия молекул

Свойства ковалентной химической связи: насыщаемость, поляризуемость, направленность связи – геометрия молекулы.

sp3 –гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; sp2 –гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов и графита; sp–гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина. Геометрия молекул органических и неорганических веществ

Д. Модели молекул различной геометрической конфигурации

Д. Кристаллические решетки алмаза и графита

Знать/понимать

-важнейшие химические понятия: гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул

8-9

(18-19)

Теория строения химических соединений А.М. Бутлерова (ТСБ)

Предпосылки создания ТСБ. Основные положения ТСБ. Виды изомерии. Изомерия в неорганической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ. Основные направления развития ТСБ: изучение зависимости свойств веществ не только от химического, но и от электронного и пространственного строения. Индуктивный и мезомерный эффекты. Стереорегулярность

Д. Модели молекул структурных и пространственных изомеров

Л. Свойства гидроксидов элементов 3-го периода

Знать/понимать

-важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты;

- основные теории химии: теорию строения органических соединений (включая стереохимию)

Уметь

- определять: изомеры и гомологи, характер взаимного влияния атомов в молекулах 

10 (20)

Полимеры

Основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, макромолекула, структурное звено, степень полимеризации, Мr  Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации.

Знать/понимать

-важнейшие химические понятия: основные типы реакций в органической химии;

Уметь

- определять: типы реакций в органической химии

11-12

(21-22)

Строение полимеров

Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность. Неорганические полимеры. Пластмассы.Волокна.Биополимеры

Д. Коллекция пластмасс и волокон

Д. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, фосфор красный и др.)

Д. Модели молекул белков и ДНК

Л. Ознакомление с образцами органических и неорганических полимеров

Знать/понимать

- вещества и материалы, широко используемые в практике: кварц, крахмал, клетчатка, белки, искусственные волокна, пластмассы

13 (23)

Дисперсные системы

Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Девять типов систем и их значение в природе и жизни человека. Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, истинные растворы, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели Эффект Тиндаля. Коагуляция и синерезис. Коллоидные и истинные растворы.

Д. Образцы различных систем с жидкой средой

Д.Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей

Д. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля

Знать/понимать

-важнейшие химические понятия: дисперсные системы, истинные растворы

14

(24)

Растворы

Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация, моляльная концентрации

расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля»

 компонентов смеси;

- расчет массы или объема растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы или объема раствора с заданной концентрацией (массовой, молярной, моляльной)

Знать/понимать

-важнейшие химические понятия: моль, молярная масса

Уметь

-проводить расчеты по химическим формулам 

15

(25)

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Выполнение упражнений. Решение задач на вычисления по уравнениям химических реакций, когда одно из веществ взято в виде раствора определенной концентрации-

Уметь

- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций

16

(26)

Контрольная работа №2

по теме 2 «Строение вещества. Дисперсные системы и растворы»

17

(27)

Анализ контрольной работы

Тема 3. Химические реакции (23 часа)

1-2 (28-29)

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии

Понятие о химической реакции, ее отличие от ядерной реакции.  Реакции аллотропизации, изомеризации и полимеризации, идущие без изменения качественного состава вещества. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и характеру реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена; по изменению степеней окисления элементов,  образующих вещества (ОВР и не ОВР); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические; по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию (фотохимические, радиационные, электрохимические, термические)

Д. Модели молекул изомеров и гомологов.

Д. Получение аллотропных модификаций серы и фосфора

Д. Озонатор

Д. Получение кислорода из пероксида водорода, перманганата калия; дегидратация этанола

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: радикал, аллотропия, механизм реакции, катализ, тепловой эффект химической реакции, углеродный скелет,  гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии

- основные теории химии: теорию строения органических соединений (включая стереохимию)

Уметь

- определять типы реакций в неорганической и органической химии

3-4

(30-31)

Вероятность протекания химических реакций

Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия, экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект. термохимические уравнения. Теплота образования. Понятие об энтальпии. Закон Гесса и следствия из него. Энтропия. Энергия Гиббса. Возможность протекания реакций в зависимости от изменения энергии и энтропии.

Д. Примеры экзо- и эндотермических реакций:

взаимодействие серной кислоты с водой, горение магния;

разложение гидроксида меди (П) или малахита

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия;

- основные законы химии: закон Гесса;

-основные теории химии: химическую кинетику и химическую термодинамику

5-6

(32-33)

Скорость химической реакции

Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакций. Энергия активации. Элементарные и сложные реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ, температура, концентрация, катализаторы. Катализ гомо- и гетерогенный, их механизмы. Ферменты, их сравнение с неорганическими катализаторами, ингибиторы и каталитические яды. Поверхность соприкосновения реагирующих веществ.

Д. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры

Д. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора оксида марганца (IV) и фермента (каталазы)

Д. Взаимодействие цинка (порошка и гранул) с соляной кислотой

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: катализ, скорость химической реакции

Уметь

- объяснять:

зависимость скорости химической реакции от различных факторов

7-8

(34-35)

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие

Необратимые и обратимые химические реакции.

Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура. Принцип Ле-Шателье

Д. Смещение равновесия в системе Fe3+  +  3SCN  Fe(CNS)3

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: химическое равновесие, константа равновесия;

- определять: направление смещения равновесия под влиянием различных факторов;

- объяснять: положение химического равновесия от различных факторов

9-10 (36-37)

Окислительно-восстановительные реакции в неорганической химии

Степень окисления элементов. Классификация реакций в свете электронной теории. Основные понятия теории ОВР. Методы составления уравнений ОВР: метод электронного и электронно-ионного баланса. Влияние среды на протекание ОВР

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление

Уметь

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель

11

(38)

Окислительно-восстановительные реакции в органической химии

Степень окисления элементов в органических соединениях. Методы составления уравнений ОВР с участием органических веществ

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление

Уметь

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель

12-13 (39-40)

Электролитическая диссоциация

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации веществ  с различным типом связи. Свойства ионов. Катионы и анионы.  Сильные и слабые электролиты. Степень электролитической диссоциации, ее зависимость от природы электролита и его концентрации.  Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Реакции, протекающие в растворах электролитов. Произведение растворимости

Д. Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (П), перманганата калия,, хлорида железа (Ш)

Д. Зависимость степени диссоциации уксусной кислоты от разбавления 

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация;

- основные теории химии: теорию электролитической диссоциации

Уметь

- определять: заряд иона

14

(41)

Реакции ионного обмена

Кислоты, основания, соли  в свете представлений об электролитической диссоциации

Л. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды с участием органических и неорганических

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: кислотно-основные реакции в водных растворах;

Уметь

 -характеризовать общие химически свойства основных классов неорганических соединений

15

(42)

Водородный показатель

Диссоциация воды. Константа ее диссоциации. Ионное произведение воды. Водородный показатель рН. Среды водных растворов электролитов. Влияние рН на химические и биологические процессы

Л. Индикаторы и изменение их окраски в разных средах

Уметь

- определять: характер среды в водных растворах

16-17

(43-44)

Гидролиз неорганических соединений

Понятие «гидролиз». Гидролиз неорганических веществ. Три случая гидролиза солей. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.

Л. Разные случаи гидролиза солей  (гидролиз карбонатов, сульфитов, силикатов щелочных металлов; нитрата цинка)

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: гидролиз

Уметь

- определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений

18

(45)

Гидролиз органических соединений

Гидролиз органических веществ (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Значение гидролиза в биологических обменных процессах

Д. Сернокислотный и ферментативный гидролиз углеводов

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: гидролиз

19-20

(46-47)

Решение задач

Вычисления по химическим уравнениям:

- расчет теплового эффекта по данным о количестве одного из участвующих в реакции веществ и выделившейся (поглощенной теплоты);

-вычисление теплового эффекта реакции по теплотам образования реагирующих веществ и продуктов реакции;

- определение рН раствора заданной молярной концентрации;

- расчет средней скорости реакции по концентрациям реагирующих веществ;

- вычисления с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции»;

- нахождение константы равновесия реакции по равновесным концентрациям и определение исходных концентраций веществ

Уметь

- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций

21

(48)

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Выполнение упражнений, решение задач

22

(49)

Контрольная работа №3

по теме 3 «Химические реакции»

23

(50)

Анализ контрольной работы

Тема 4. Вещества и их свойства (34 часа)

1 (51)

Классификация неорганических веществ

Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородные кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Соли средние, кислые, основные. Комплексные соединения: комплексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера

Л. Ознакомление с образцами представителей классов неорганических веществ.

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: комплексные соединения;

- классификацию и номенклатуру неорганических соединений

Уметь

- называть неорганические вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре

2 (52)

Классификация органических веществ

Углеводороды, их классификация в зависимости от строения углеродной цепи (алифатические и циклические) и от кратности связей (предельные и непредельные). Гомологический ряд. Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.

Л. Ознакомление с образцами представителей классов органических веществ.

Знать/понимать

- классификацию и номенклатуру органических соединений

Уметь

- называть органические вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре.

-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений.

3 (53)

Металлы - химические элементы. Металлы – простые вещества

Положение металлов в Периодической системе и строение их атомов. Простые вещества – металлы: металлическая связь и строение кристаллов. Аллотропия. Общие физические свойства металлов

Д. Образцы металлов, модели кристалличес-ких решеток металлов.

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия аллотропия;

- вещества и материалы основные металлы и сплавы;

- определять тип химической связи и кристаллической решетки металлов;

- характеризовать металлы по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева;

- объяснять зависимость свойств химических элементов-металлов и образованных ими веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева

4 (54)

Общие химические свойства металлов

Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами, с солями в растворах, органическими веществами (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами.

Значение металлов в природе и жизни организмов. Ряд стандартных электродных потенциалов

Д. Взаимодействие:

а) лития, натрия, магния и железа с кислородом;

б) щелочных металлов с водой, спиртами;

в) цинка с растворами соляной, серной кислот;

г) железа с раствором сульфата меди (П);

Уметь

- характеризовать общие химические свойства металлов

5 (55)

Оксиды и гидроксиды металлов

Оксиды и гидроксиды металлов: основные, амфотерные, кислотные

Д. Оксиды и гидроксиды хрома

Уметь

- характеризовать общие химические свойства оксидов и гидроксидов металлов;

6-7 (56-57)

Коррозия металлов

Понятие «коррозия». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии

Д. Изделия, подвергшиеся коррозии.

Д. Способы защиты металлов от коррозии: образцы нержавеющих сталей, защитные покрытия.  

Уметь

- использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений коррозии, происходящих в быту и на производстве

8-9 (58-59)

Общие способы получения металлов

Металлы в природе. Металлургия: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов, его практическое значение.

Л. Ознакомление с коллекцией руд

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия  электролиз

10 (60)

Решение расчетных задач

Вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход и массовая доля его от теоретически возможного

Уметь

- проводить расчеты по уравнениям химических реакций

11-14 (61-64)

Металлы побочных групп

Переходные металлы: медь, серебро, ртуть, цинк,

Хром, марганец, железо.

 Нахождение в природе, получение и применение простых веществ; свойства простых веществ, важнейшие соединения.

Д. Образцы металлов и их природных соединений, а также сплавов и изделий из них.

Д. Оксиды и гидроксиды хрома, их получение и свойства.

Д. Переход хромата в бихромат и обратно

Знать/понимать

- вещества и материалы основные металлы и сплавы;

- характеризовать металлы по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева;

- объяснять зависимость свойств химических элементов-металлов и образованных ими веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева

Уметь

- характеризовать общие химические свойства металлов и их соединений

15 (65)

Решение расчетных задач

Вычисления по химическим уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке

Уметь

- проводить расчеты по уравнениям химических реакций

16 (66)

Обобщение и систематизация знаний

Выполнение упражнений, решение задач

17 (67)

Контрольная работа №3 по теме «Металлы»

18-19 (68-69)

Неметаллы

Положение неметаллов и ПСХЭ, строение их атомов. ЭО. Инертные газы. Двойственное положение водорода в ПСХЭ.

Неметаллы – простые вещества, их атомное и молекулярное строение. Аллотропия. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами – окислителями.  

Д. Модели кристаллических решеток I2, графита, алмаза.

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия:

аллотропия, вещества молекулярного и атомного строения.

Уметь

- определять тип химической связи и кристаллической решетки неметаллов.

- характеризовать неметаллы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева;

общие химические свойства неметаллов;

- объяснять зависимость свойств химических элементов неметаллов и образованных ими веществ от положения в периодической системе Д.И.Менделеева.

20 (70)

Водородные соединения неметаллов

Водородные соединения неметаллов. Получение водородных соединений неметаллов синтезом и косвенно. Физические свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах.

Д. Получение и свойства хлороводорода, соляной кислоты и аммиака.

Уметь

- определять тип химической связи и кристаллической решетки водородных соединений неметаллов.

- объяснять зависимость свойств водородных соединений неметаллов от их состава и строения.

21 (71)

Решение расчетных задач

Расчет объемных отношений газов при химических реакциях

Уметь

- проводить расчеты по химическим уравнениям

22 (72)

Оксиды неметаллов и соответствующие им гидроксиды

Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислородосодержащие кислоты. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла.

Д. Превращение

Р→Р2О5→Н3РО4

Уметь

- объяснять зависимость свойств оксидов неметаллов и соответствующих им гидроксидов от их состава и строения.

23 (73)

Систематизация и обобщение знаний по теме «Неметаллы»

Выполнение упражнений, решение задач.

24-25 (74-75)

Кислоты органические и неорганические

Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-основные пары.

Классификация органических и неорганических кислот.

Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, основными и амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров.

Особенности свойств H2SO4 (конц.) и HNO3. Особенности свойств CH3COOH и HCOOH.

Л. Свойства соляной, разбавленной серной и уксусной кислот.

Д. Взаимодействие серной (конц.) и азотной (конц. и разб.) кислот с медью.

Д. Реакция «серебряного зеркала» для муравьиной кислоты.

Знать/понимать:

- классификацию и номенклатуру кислот.

Уметь:

- называть кислоты по тривиальной и международной номенклатуре.

- характеризовать общие химические свойства кислот.

- выполнять химический эксперимент по распознаванию кислот.

26-27 (76-77)

Основания органические и неорганические

Основания в свете протолитической теории.

Классификация органических и неорганических оснований.

Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов.

Взаимное влияние атомов в молекуле анилина.

Д. Взаимодействие аммиака с хлороводородом и водой.

Л. Взаимодействие гидроксида натрия с солями, сульфатом меди (II) и хлоридом аммония.

Л. Разложение гидроксида меди (II).

Знать/понимать:

- классификацию и номенклатуру оснований.

Уметь:

- называть основания по тривиальной и международной номенклатуре.

- характеризовать общие химические свойства оснований.

- выполнять химический эксперимент по распознаванию оснований.

28-29 (78-79)

Амфотерные органические и неорганические соединения

Амфотерные соединения в свете протолитической теории.

Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами.

Амфотерность аминокислот: взаимодействие аминокислот со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом (образование полипептидов), образование внутренней соли (биполярного иона).

Л. Получение гидроксида алюминия и изучение его амфотерных свойств.

Уметь

- определять принадлежность веществ к амфотерным соединениям;

- взаимное влияние атомов в молекуле анилина;

- характеризовать общие химические свойства амфотерных соединений.

- выполнять эксперимент по получению амфотерных гидроксидов.

30-31 (80-81)

Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений

Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии.

Генетические ряды металла (на примере Ca и Fe), неметалла (на примере S и Si), переходного элемента (Zn).

Генетические ряды и генетическая связь в органике (для соединений, содержащих два атома углерода).

Единство мира веществ.

Уметь

- определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений

- характеризовать общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений.

32 (82)

Обобщение и систематизация знаний по теме

Выполнение упражнений и решение задач.

33 (83)

Контрольная работа №4 по теме «Вещества и их свойства»

34 (84)

Анализ контрольной работы

Тема 5. Химический практикум (7 часов).

1-2 (85-86)

Практическая работа №1

Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств

Уметь

- выполнять химический эксперимент по получению и распознаванию газов (H2, O2, CO2, C2H2, C2H4, CH4)

3

(87)

Практическая работа №3

Сравнение свойств неорганических и органических соединений

Уметь

- характеризовать общие химические свойства основных классов неорганических и органических соединений;

- выполнять химический эксперимент по получению солей, сложных эфиров, амфотерных гидроксидов (Zn(OH)2)

4 (88)

Практическая работа №5

Решение экспериментальных задач по неорганической химии

Уметь

- выполнять химический эксперимент по получению и распознаванию неорганических веществ

5

(89)

Практическая работа №6

Решение экспериментальных задач по органической химии

Уметь

- выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ

6-7

(90-91)

Практическая работа №7

Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений

Уметь

- характеризовать общие химические свойства неорганических и органических соединений;

- выполнять химический эксперимент по получению неорганических и органических веществ.

Тема 6. Химия в жизни общества (9 часов)

1-2

(92-93)

Химия и производство

Лекционно-семинарское занятие по плану:

  1. химическая промышленность и химическая технология;
  2. сырье для химической промышленности;
  3. вода в химической промышленности;
  4. энергия для химического производства;
  5. научные принципы химического производства;
  6. защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве;

основные стадии химического производства аммиака, метанола, серной кислоты

Д. Модели производства серной кислоты и аммиака

Уметь

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих                        на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы

3-4 (94-95)

Химия и сельское хозяйство

Лекционно-семинарское занятие по плану:

  1. химизация сельского хозяйства и ее направления;
  2. растения и почва, почвенный поглощающий комплекс (ППК);
  3. удобрения и их классификация;
  4. химические средства защиты растений;
  5. отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними;
  6. химизация животноводства

Л. Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов

Уметь

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе; экологически грамотного поведения в окружающей среде

5-6

(96-97)

Химия и экология

Лекционно-семинарское занятие по плану:

  1. химическое загрязнение окружающей среды и его последствия;
  2. охрана гидросферы от химического загрязнения;
  3. охрана почвы от химического загрязнения;
  4. охрана атмосферы от химического загрязнения;
  5. охрана флоры и фауны от химического загрязнения;
  6. биотехнология и генная инженерия

Уметь

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения ОС на организм человека и другие живые организмы

7-8

(98-99)

Химия и повседневная жизнь человека

Лекционно-семинарское занятие по плану:

  1. домашняя аптека;
  2. моющие и чистящие средства;
  3. средства борьбы с бытовыми насекомыми;
  4. средства личной гигиены и косметики;
  5. химия и пища;
  6. маркировка упаковок пищевых и гигиенических продуктов и умение их читать;
  7. экология жилища;

8)   химия и гигиена человека

Л. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов, изучение инструкций к ним по правильному и безопасному применению

Уметь

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в быту; безопасной работы с веществами в быту; оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов

9

(100)

Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»

пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....

Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...

Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...

Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.

В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....