Рабочая программа по химии для 11 класса
рабочая программа по химии (11 класс) по теме
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Химия 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова – 2 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005-2006).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11prof.docx | 91.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РТ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г.Турана
Рассмотрено на заседании МО _________/Ооржак У.Э/ Приказ №___________ «__»______2013г | Согласовано Зам.директора по УВР ___________( Сат А.М.) «___» ________ 2013г. | Утверждаю директор школы _________/Ховенмей Л.М./ Приказ № от «__»______2013г |
Рабочая программа
по химии
(3 часа в неделю)
Класс: 11
Учебник: О.С.Габриелян,Г.Г.Лысова. Химия 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений .М,Дрофа 2007.
Рабочая программа по химии для 11 класса составлена на основе авторской программы курса для профильного и углубленного изучения химии в X-XI классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень) за 2006 год (автор О.С. Габриелян.)
Уровень программы: профильный
Количество часов: в год – 102ч., в неделю -3ч.
Программу составила: Донгак-оол Чодураа Кан-ооловна учитель химии МБОУ СОШ №2 г.Турана
2013 год
Пояснительная записка
Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
- овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения проблемных ситуациях;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
- воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
- применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работа; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии на высоком уровне общеобразовательной школы с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах. Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2007/2008 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 321от 14.12.2006 г.;
- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik.edu.ru).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Химия 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова – 2 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005-2006).
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, контрольных работ как в традиционной, так и в тестовой формах.
В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.
Кроме того, в результате изучения химии на профильном уровне ученик должен:
Уметь
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством, - экологических, энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Требования к уровню подготовки
Ученик должен знать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи электролитической диссоциации;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная, кислоты, щёлочи, аммиак, минеральные удобрения;
Ученик должен уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях, окислитель и восстановитель;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;
- экологически грамотного поведения в о.с.;
- оценки влияния химического загрязнения о.с. на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве.
Учебно-методический комплект
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2005.
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, – М.: Дрофа, 2006. –411, [5] с.: ил. (учебник рекомендован МО и науки РФ)
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл. профильный уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006.
- Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс, 2000.
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 кл.: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2003-2004.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа, 2003.
- Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2004.
Дополнительная литература для учителя
- Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии /Сост. С.В. Суматохин, А.А Каверина. – М.: Дрофа,2001.
- Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии – М.: Просвещение, 1985
- Жиряков В.Г. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1983
- Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. - М.:Дрофа, 2000
- Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. – М., 2000
Дополнительная литература для ученика
- Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.
- Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
- Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.
- Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.
- Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2003-2004.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2005.
Распределение часов на год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | практические работы | контрольные работы | лабораторные опыты |
1. | Строение атома | 10 | - | 1 | - |
2. | Строение вещества. Дисперсные системы и растворы | 17 | - | 1 | 2 |
3. | Химические реакции | 23 | - | 1 | 3 |
4. | Вещества и их свойства | 34 | - | 2 | 7 |
5. | Химический практикум | 7 | 7 | - | - |
6. | Химия в жизни общества | 9 | - | - | - |
итого | 102 | 7 | 5 | - |
Содержание тем учебного курса химии в 11 классе
Тема1. Строение атома (10 ч)
О с н о в н ы е с в е д е н и я о с т р о е н и и а т о м а.
Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения энергетических оболочек атомов элементов 4 – го и 5 – го периодов Периодической системы Д.И. Менделеева ( переходных элементов). Понятие об орбиталях. s – и p – орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
П е р и о д и ч е с к и й з а к о н Д. И. М е н д е л е е в а в с в е т е у ч е н и я о с т р о е н и и а т о м а. Открытие Д.И Менделеевым периодического закона.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах ( главных подгруппах).
Положение водорода в периодической системе.
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Тема 2. Строение вещества ( 17 часов)
И о н н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь . Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решётки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решёток.
К о в а л е н т н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь . Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно – акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решётки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решёток.
М е т а л л и ч е с к а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Особенности строение атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка . Свойства веществ с этим типом связи .
В о д о р о д н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь .Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь .Значение водородной в организации структур биополимеров .
П о л и м е р ы .Пластмассы : термопласты и реактопласты , их представители и применение .Волокна : природные (растительные и животные )и химические (искусственные и синтетические ) ,их представители и применение .
Г а з о б р а з н о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а .Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов .Молекулярный объем газообразных веществ .
Примеры газообразных природных смесей : воздух , природный газ .Загрязнение атмосферы (кислотные дожди , парниковый эффект ) и борьба с ним .
Представители газообразных веществ : водород , кислород , углекислый газ , аммиак, этилен .Их получение , собирание и распознание .
Ж и д к о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а . Вода .потребление воды в быту и на производстве .Жесткость воды и способы её устранения .
Минеральные воды , их использование в столовых и лечебных целях .
Жидкие кристаллы и их применение .
Т в ё р д о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а .Амфорные твёрдые вещества в природе и жизни человека , их значение и применение .Кристаллическое строение вещества .
Д и с п е р с н ы е с и с т е м ы .Понятие о дисперсных системах .Дисперсная фаза и дисперсионная среда .Классификация дисперсионных систем в зависимости о агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсионной фазы .
Грубодисперсные системы : эмульсии , суспензии , аэрозоли .
Тонкодисперсные системы : гели и золи .
С о с т а в в е щ е с т ва и с м е с е й .Вещества молекулярного и немолекулярного строения .Закон постоянства состава веществ .
Понятие «доля» и её разновидность : массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси – доля примесей , доля растворённого вещества в растворе) и объёмная .Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного .
Демонстрации. .Модель кристаллической решётки хлорида натрия .Образцы минералов с ионной кристаллической решёткой : кальцита , галита .Модели кристаллических решёток «сухого льда» (или йода), алмаза , графита (или кварца).Модель молекулы ДНК .Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные , полиуретан , полиэтилен , полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть , шёлк , ацетатное волокно , капрон , лавсан , нейлон ) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая , кварц , оксид алюминия , природные алюмосиликаты ). Модель молекулярного объёма газов .Три агрегатных состояния воды .Образцы накипи на чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы её устранения .Приборы на жидких кристаллах .Образцы различных дисперсных систем : эмульсий , суспензий , аэрозолей , гелей и золей .Коагуляция .Синерезис .Эффект Тиндаля .
Лабораторные опыты .1..Ознакомление с коллекцией полимеров : пластмасс и волокон и изделия из них .2. Ознакомление с дисперсными системами .
Тема 3 . Химические реакции (23 часов )
Р е а к ц и и , и д у щ и е б е з и з м е н и я с о с т а в а в е щ е с т в .Аллотропия и аллотропные видоизменения .Причины аллотропии на примере модификации кислорода , углерода и фосфора .Озон , его биологическая роль .
Изомеры и изомерия .
Р е а к ц и и , и д у щ и е с и з м е н е н и е м с о с т а в а в е щ е с т в .Реакция соединения , разложения , замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические .Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения .Реакции горения , как частый случай экзотермических реакций .
С к о р о с т ь х и м и ч е с к о й р е а к ц и и .Скорость химической реакции .Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ , концентрации , температуры , площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные .Понятие о катализаторе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы , особенности их функционирования .
О б р а т и м о с т ь х и м и ч е с к и х р е а к ц и й . Необратимые и обратимые химические реакции .Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций . Способы смешения химического равновесия на примере синтеза аммиака . Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты .
Р о л ь в о д ы в х и м и ч е с к и х р е а к ц и и .Истинные растворы . Растворимость и классификация веществ по этому признаку : растворимые . малорастворимые и нерастворимые вещества .
Электролиты и неэлектролиты .Электролитическая диссоциация .Кислоты , основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации .
Химические свойства воды : взаимодействие с металлами , основными и кислотными оксидами , разложение и образование кристаллогидратов .Реакции гидратации в органической химии .
Г и д р о л и з о р г а н и ч е с к и х и н е о г а н и че с к и х с о е де н е н и й .Необратимый гидролиз .Обратимый гидролиз солей .
Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного мыла и спирта .Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке .
О к и с л и т е л ь н о - в о с с т а н о в и те л ь н ы е р е а к ц и и . Степень окисления .Определении степени окисления по формуле соединения . Понятие об окислительно – восстановительных реакциях . Окисление и восстановление , окислитель и восстановитель .
Э л е к т р о л и з . Электролиз как окислительно – восстановительный процесс .Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия .Практическое применение электролиза . Электролитическое получение алюминия .
Демонстрации. .Превращение красного фосфора в белый . Озонатор .Модели молекул н – бутана и изобутана .Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков различных металлов (магния , цинка , железа)с соляной кислотой .Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры .Модель кипящего слоя . Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксид марганца (IV))и каталазы сырого мяса и сырого картофеля . Примеры необратимых реакций , идущих с образованием осадка , газа или воды .Взаимодействие лития и натрия с водой .Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде ; испытание полученного раствора лакмусом .Образцы кристаллогидратов .Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации . Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора . Гидролиз карбида кальция . Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II) .Получение мыла .Простейшие окислительно – восстановительные реакции : взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера .Модель электролизной ванны для получения алюминия .
Лабораторные опыты .1 .Реакции , идущие с образованием осадка , газа и воды .2..Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля .3. Различные случаи гидролиза солей .
Тема 4. Вещества и их свойства (34 часа)
М е т а л л ы .Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором , серой и кислородом).Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой .Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей .Алюминотермия .Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом .
Коррозия металлов .понятие о химической и электрохимической коррозии металлов .Способы защиты металлов от коррозии .
Н е м е т а л л ы .Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов .Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом ).Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами - окислителями).
К и с л о т ы н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е .Классификация кислот .Химические свойства кислот : взаимодействие с металлами , оксидами металлов , гидроксидами металлов , солями , спиртами (реакция этерификации ) .Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты .
О с н о в н и я н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е .Основания , их классификация .Химические свойства оснований : взаимодействие с кислотами , кислотными оксидами и солями .Разложение растворимых оснований .
С о л и .Классификация солей : средние , кислые и основные .Химические свойства солей : взаимодействие с кислотами , щелочами , металлами и солями .Представители солей и их значение .Хлорид натрия , карбонат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) – малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид - , сульфат - , и карбонат – анионы , катионы железа (II) и (III).
Г е н е т и ч е с к а я с в я з ь м е ж д у к л а с с а м и н е о р г а н и ч е с к и х и о р г а н и ч е с к и х с о е д и н е н и й .Понятие о генетической связи и генетических рядах Генетический ряд неметалла .Особенность генетического ряда в органической химии .
Демонстрации. .Коллекция образцов металлов .Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором , железа и серы .Горения магния и алюминия в кислороде .Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой .Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой . Результаты коррозии металлов в зависимости ио условий их протекания. коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида ( иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные опыты. 1. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 2. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 3. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 4. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 5. Получение и свойства нерастворимых оснований. 6. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 7. Ознакомление с коллекциями: а) металлов, б) неметаллов, в) кислот, г) оснований, д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
Тема 5. Химический практикум. 7 часов.
- Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств
- Сравнение свойств неорганических и органических соединений.
- Решение задач по неорганической химии.
- Решение задач по органической химии.
- Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений.
Тема 6. Химия в жизни общества.9 часов
Химия и производство. Химия и сельское хозяйство. Химия и экология. Химия и повседневная жизнь человека.
Календарно- тематическое планирование
№№ п/п | Тема урока | Изучаемые вопросы | Эксперимент Д- демонстрац. Л- лабораторный | Требования к уровню подготовки выпускников | |||
Дата | |||||||
Тема 1. Строение атома (10 часов) | |||||||
1 (1) | Атом – сложная частица | Модели строения атома. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм электрона | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: химический элемент, атом; - основные теории химии: строения атома | ||||
2-3 (2-3) | Состояние электронов в атоме | Электронное облако и орбиталь. Квантовые числа. Формы орбиталей (s, p, d, f).Энергетические уровни и подуровни. Строение электронных оболочек атомов | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: атомные s, p, d-орбитали | ||||
4 (4) | Электронные конфигурации атомов химических элементов | Электронные формулы атомов элементов. Принцип Паули, правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: s, p, d, f-семейства | Знать/понимать - основные теории химии: строения атома | ||||
5 (5) | Валентные возможности атомов химических элементов | Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов в нормальном и возбужденном состояниях, наличием неподеленных электронных пар, наличием свободных орбиталей. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления» | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: валентность, степень окисления Уметь - определять: валентность и степень окисления химических элементов | ||||
6-7 (6-7) | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома | Предпосылки открытия Периодического закона. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Первая формулировка Периодического закона. Горизонтальная, вертикальная, диагональная закономерности. Периодический закон и строение атома. Изотопы. Вторая формулировка Периодического закона. Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров группы и периода. Причины изменения свойств элементов в группах и периодах. Третья формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: нуклиды, изотопы - основные законы химии: Периодический закон Уметь - характеризовать: s, p, d- элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; - объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева | ||||
8(8) | Обобщение и систематизация знаний по теме. | Выполнение упражнений, решение задач: - вычисление массовой доли химического элемента в соединении; - установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов | Уметь - проводить: расчеты по химическим формулам | ||||
9 (9) | Контрольная работа №1 по теме 1 «Строение атома» | ||||||
10 (10) | Анализ контрольной работы | ||||||
Тема 2. Строение вещества. Дисперсные системы и растворы (17часов) | |||||||
1 (11) | Ионная химическая связь | Ионная связь. Катионы и анионы. Классификация ионов по составу (простые и сложные). Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионной кристаллической решеткой | Д. Модели ионных кристаллических решеток | Знать/понимать -важнейшие химические понятия: вещества немолекулярного строения (ионные кристаллические решетки); ион, ионная химическая связь; - основные теории химии: теорию химической связи Уметь - определять: заряд иона, ионную химическую связь, ионную кристаллическую решетку; - объяснять: природу и способ образования ионной связи. | |||
2-3 (12-13) | Ковалентная химическая связь | Классификация ковалентной химической связи: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ и π), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. | Д. Модели атомных и молекулярных кристаллических решеток | Знать/понимать -важнейшие химические понятия: электроотрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и атомного строения, ковалентная химическая связь - основные теории химии: теорию химической связи Уметь - определять: валентность и степень окисления химических элементов, ковалентную химическую связь (полярную и неполярную), атомную и молекулярную кристаллические решетки - объяснять: природу и способ образования ковалентной связи | |||
4 (14) | Металлическая химическая связь | Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ (металлов и сплавов) | Д. Модели металлических кристаллических решеток. | Знать/понимать -важнейшие химические понятия: вещества немолекулярного строения, металлическая химическая связь - основные теории химии: теорию химической связи Уметь - определять: металлическую химическую связь, металлическую кристаллическую решетку - объяснять: природу и способ образования металлической связи | |||
5(15) | Водородная химическая связь | Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Механизм образования и значение водородной связи для организации структур биополимеров. Единая природа химических связей. Ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи; переход одного вида связи в другой; разные виды связи в одном веществе. Межмолекулярные взаимодействия. | Д. Модель молекулы ДНК | Знать/понимать -важнейшие химические понятия: водородная химическая связь - основные теории химии: теорию химической связи Уметь - определять: водородную химическую связь; - объяснять: природу и способ образования водородной связи | |||
6-7 (16-17) | Гибридизация орбиталей и геометрия молекул | Свойства ковалентной химической связи: насыщаемость, поляризуемость, направленность связи – геометрия молекулы. sp3 –гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; sp2 –гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов и графита; sp–гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина. Геометрия молекул органических и неорганических веществ | Д. Модели молекул различной геометрической конфигурации Д. Кристаллические решетки алмаза и графита | Знать/понимать -важнейшие химические понятия: гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул | |||
8-9 (18-19) | Теория строения химических соединений А.М. Бутлерова (ТСБ) | Предпосылки создания ТСБ. Основные положения ТСБ. Виды изомерии. Изомерия в неорганической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ. Основные направления развития ТСБ: изучение зависимости свойств веществ не только от химического, но и от электронного и пространственного строения. Индуктивный и мезомерный эффекты. Стереорегулярность | Д. Модели молекул структурных и пространственных изомеров Л. Свойства гидроксидов элементов 3-го периода | Знать/понимать -важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты; - основные теории химии: теорию строения органических соединений (включая стереохимию) Уметь - определять: изомеры и гомологи, характер взаимного влияния атомов в молекулах | |||
10 (20) | Полимеры | Основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, макромолекула, структурное звено, степень полимеризации, Мr Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации. | Знать/понимать -важнейшие химические понятия: основные типы реакций в органической химии; Уметь - определять: типы реакций в органической химии | ||||
11-12 (21-22) | Строение полимеров | Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность. Неорганические полимеры. Пластмассы.Волокна.Биополимеры | Д. Коллекция пластмасс и волокон Д. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, фосфор красный и др.) Д. Модели молекул белков и ДНК Л. Ознакомление с образцами органических и неорганических полимеров | Знать/понимать - вещества и материалы, широко используемые в практике: кварц, крахмал, клетчатка, белки, искусственные волокна, пластмассы | |||
13 (23) | Дисперсные системы | Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Девять типов систем и их значение в природе и жизни человека. Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, истинные растворы, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели Эффект Тиндаля. Коагуляция и синерезис. Коллоидные и истинные растворы. | Д. Образцы различных систем с жидкой средой Д.Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей Д. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля | Знать/понимать -важнейшие химические понятия: дисперсные системы, истинные растворы | |||
14 (24) | Растворы | Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация, моляльная концентрации расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля» компонентов смеси; - расчет массы или объема растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы или объема раствора с заданной концентрацией (массовой, молярной, моляльной) | Знать/понимать -важнейшие химические понятия: моль, молярная масса Уметь -проводить расчеты по химическим формулам | ||||
15 (25) | Обобщение и систематизация знаний по теме. | Выполнение упражнений. Решение задач на вычисления по уравнениям химических реакций, когда одно из веществ взято в виде раствора определенной концентрации- | Уметь - проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций | ||||
16 (26) | Контрольная работа №2 по теме 2 «Строение вещества. Дисперсные системы и растворы» | ||||||
17 (27) | Анализ контрольной работы | ||||||
Тема 3. Химические реакции (23 часа) | |||||||
1-2 (28-29) | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии | Понятие о химической реакции, ее отличие от ядерной реакции. Реакции аллотропизации, изомеризации и полимеризации, идущие без изменения качественного состава вещества. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и характеру реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена; по изменению степеней окисления элементов, образующих вещества (ОВР и не ОВР); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические; по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию (фотохимические, радиационные, электрохимические, термические) | Д. Модели молекул изомеров и гомологов. Д. Получение аллотропных модификаций серы и фосфора Д. Озонатор Д. Получение кислорода из пероксида водорода, перманганата калия; дегидратация этанола | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: радикал, аллотропия, механизм реакции, катализ, тепловой эффект химической реакции, углеродный скелет, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии - основные теории химии: теорию строения органических соединений (включая стереохимию) Уметь - определять типы реакций в неорганической и органической химии | |||
3-4 (30-31) | Вероятность протекания химических реакций | Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия, экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект. термохимические уравнения. Теплота образования. Понятие об энтальпии. Закон Гесса и следствия из него. Энтропия. Энергия Гиббса. Возможность протекания реакций в зависимости от изменения энергии и энтропии. | Д. Примеры экзо- и эндотермических реакций: взаимодействие серной кислоты с водой, горение магния; разложение гидроксида меди (П) или малахита | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия; - основные законы химии: закон Гесса; -основные теории химии: химическую кинетику и химическую термодинамику | |||
5-6 (32-33) | Скорость химической реакции | Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакций. Энергия активации. Элементарные и сложные реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ, температура, концентрация, катализаторы. Катализ гомо- и гетерогенный, их механизмы. Ферменты, их сравнение с неорганическими катализаторами, ингибиторы и каталитические яды. Поверхность соприкосновения реагирующих веществ. | Д. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры Д. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора оксида марганца (IV) и фермента (каталазы) Д. Взаимодействие цинка (порошка и гранул) с соляной кислотой | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: катализ, скорость химической реакции Уметь - объяснять: зависимость скорости химической реакции от различных факторов | |||
7-8 (34-35) | Обратимость химических реакций. Химическое равновесие | Необратимые и обратимые химические реакции. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура. Принцип Ле-Шателье | Д. Смещение равновесия в системе Fe3+ + 3SCN Fe(CNS)3 | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: химическое равновесие, константа равновесия; - определять: направление смещения равновесия под влиянием различных факторов; - объяснять: положение химического равновесия от различных факторов | |||
9-10 (36-37) | Окислительно-восстановительные реакции в неорганической химии | Степень окисления элементов. Классификация реакций в свете электронной теории. Основные понятия теории ОВР. Методы составления уравнений ОВР: метод электронного и электронно-ионного баланса. Влияние среды на протекание ОВР | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление Уметь - определять: валентность и степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель | ||||
11 (38) | Окислительно-восстановительные реакции в органической химии | Степень окисления элементов в органических соединениях. Методы составления уравнений ОВР с участием органических веществ | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление Уметь - определять: валентность и степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель | ||||
12-13 (39-40) | Электролитическая диссоциация | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Свойства ионов. Катионы и анионы. Сильные и слабые электролиты. Степень электролитической диссоциации, ее зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Реакции, протекающие в растворах электролитов. Произведение растворимости | Д. Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (П), перманганата калия,, хлорида железа (Ш) Д. Зависимость степени диссоциации уксусной кислоты от разбавления | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация; - основные теории химии: теорию электролитической диссоциации Уметь - определять: заряд иона | |||
14 (41) | Реакции ионного обмена | Кислоты, основания, соли в свете представлений об электролитической диссоциации | Л. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды с участием органических и неорганических | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: кислотно-основные реакции в водных растворах; Уметь -характеризовать общие химически свойства основных классов неорганических соединений | |||
15 (42) | Водородный показатель | Диссоциация воды. Константа ее диссоциации. Ионное произведение воды. Водородный показатель рН. Среды водных растворов электролитов. Влияние рН на химические и биологические процессы | Л. Индикаторы и изменение их окраски в разных средах | Уметь - определять: характер среды в водных растворах | |||
16-17 (43-44) | Гидролиз неорганических соединений | Понятие «гидролиз». Гидролиз неорганических веществ. Три случая гидролиза солей. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза. | Л. Разные случаи гидролиза солей (гидролиз карбонатов, сульфитов, силикатов щелочных металлов; нитрата цинка) | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: гидролиз Уметь - определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений | |||
18 (45) | Гидролиз органических соединений | Гидролиз органических веществ (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Значение гидролиза в биологических обменных процессах | Д. Сернокислотный и ферментативный гидролиз углеводов | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: гидролиз | |||
19-20 (46-47) | Решение задач | Вычисления по химическим уравнениям: - расчет теплового эффекта по данным о количестве одного из участвующих в реакции веществ и выделившейся (поглощенной теплоты); -вычисление теплового эффекта реакции по теплотам образования реагирующих веществ и продуктов реакции; - определение рН раствора заданной молярной концентрации; - расчет средней скорости реакции по концентрациям реагирующих веществ; - вычисления с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции»; - нахождение константы равновесия реакции по равновесным концентрациям и определение исходных концентраций веществ | Уметь - проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций | ||||
21 (48) | Обобщение и систематизация знаний по теме. | Выполнение упражнений, решение задач | |||||
22 (49) | Контрольная работа №3 по теме 3 «Химические реакции» | ||||||
23 (50) | Анализ контрольной работы | ||||||
Тема 4. Вещества и их свойства (34 часа) |
1 (51) | Классификация неорганических веществ | Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородные кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Соли средние, кислые, основные. Комплексные соединения: комплексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера | Л. Ознакомление с образцами представителей классов неорганических веществ. | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: комплексные соединения; - классификацию и номенклатуру неорганических соединений Уметь - называть неорганические вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре | |||
2 (52) | Классификация органических веществ | Углеводороды, их классификация в зависимости от строения углеродной цепи (алифатические и циклические) и от кратности связей (предельные и непредельные). Гомологический ряд. Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты. | Л. Ознакомление с образцами представителей классов органических веществ. | Знать/понимать - классификацию и номенклатуру органических соединений Уметь - называть органические вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре. -определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений. | |||
3 (53) | Металлы - химические элементы. Металлы – простые вещества | Положение металлов в Периодической системе и строение их атомов. Простые вещества – металлы: металлическая связь и строение кристаллов. Аллотропия. Общие физические свойства металлов | Д. Образцы металлов, модели кристалличес-ких решеток металлов. | Знать/понимать - важнейшие химические понятия аллотропия; - вещества и материалы основные металлы и сплавы; - определять тип химической связи и кристаллической решетки металлов; - характеризовать металлы по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; - объяснять зависимость свойств химических элементов-металлов и образованных ими веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева | |||
4 (54) | Общие химические свойства металлов | Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами, с солями в растворах, органическими веществами (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. Значение металлов в природе и жизни организмов. Ряд стандартных электродных потенциалов | Д. Взаимодействие: а) лития, натрия, магния и железа с кислородом; б) щелочных металлов с водой, спиртами; в) цинка с растворами соляной, серной кислот; г) железа с раствором сульфата меди (П); | Уметь - характеризовать общие химические свойства металлов | |||
5 (55) | Оксиды и гидроксиды металлов | Оксиды и гидроксиды металлов: основные, амфотерные, кислотные | Д. Оксиды и гидроксиды хрома | Уметь - характеризовать общие химические свойства оксидов и гидроксидов металлов; | |||
6-7 (56-57) | Коррозия металлов | Понятие «коррозия». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии | Д. Изделия, подвергшиеся коррозии. Д. Способы защиты металлов от коррозии: образцы нержавеющих сталей, защитные покрытия. | Уметь - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений коррозии, происходящих в быту и на производстве | |||
8-9 (58-59) | Общие способы получения металлов | Металлы в природе. Металлургия: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов, его практическое значение. | Л. Ознакомление с коллекцией руд | Знать/понимать - важнейшие химические понятия электролиз | |||
10 (60) | Решение расчетных задач | Вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход и массовая доля его от теоретически возможного | Уметь - проводить расчеты по уравнениям химических реакций | ||||
11-14 (61-64) | Металлы побочных групп | Переходные металлы: медь, серебро, ртуть, цинк, Хром, марганец, железо. Нахождение в природе, получение и применение простых веществ; свойства простых веществ, важнейшие соединения. | Д. Образцы металлов и их природных соединений, а также сплавов и изделий из них. Д. Оксиды и гидроксиды хрома, их получение и свойства. Д. Переход хромата в бихромат и обратно | Знать/понимать - вещества и материалы основные металлы и сплавы; - характеризовать металлы по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; - объяснять зависимость свойств химических элементов-металлов и образованных ими веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева Уметь - характеризовать общие химические свойства металлов и их соединений | |||
15 (65) | Решение расчетных задач | Вычисления по химическим уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке | Уметь - проводить расчеты по уравнениям химических реакций | ||||
16 (66) | Обобщение и систематизация знаний | Выполнение упражнений, решение задач | |||||
17 (67) | Контрольная работа №3 по теме «Металлы» | ||||||
18-19 (68-69) | Неметаллы | Положение неметаллов и ПСХЭ, строение их атомов. ЭО. Инертные газы. Двойственное положение водорода в ПСХЭ. Неметаллы – простые вещества, их атомное и молекулярное строение. Аллотропия. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами – окислителями. | Д. Модели кристаллических решеток I2, графита, алмаза. | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: аллотропия, вещества молекулярного и атомного строения. Уметь - определять тип химической связи и кристаллической решетки неметаллов. - характеризовать неметаллы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства неметаллов; - объяснять зависимость свойств химических элементов неметаллов и образованных ими веществ от положения в периодической системе Д.И.Менделеева. | |||
20 (70) | Водородные соединения неметаллов | Водородные соединения неметаллов. Получение водородных соединений неметаллов синтезом и косвенно. Физические свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах. | Д. Получение и свойства хлороводорода, соляной кислоты и аммиака. | Уметь - определять тип химической связи и кристаллической решетки водородных соединений неметаллов. - объяснять зависимость свойств водородных соединений неметаллов от их состава и строения. | |||
21 (71) | Решение расчетных задач | Расчет объемных отношений газов при химических реакциях | Уметь - проводить расчеты по химическим уравнениям | ||||
22 (72) | Оксиды неметаллов и соответствующие им гидроксиды | Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислородосодержащие кислоты. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла. | Д. Превращение Р→Р2О5→Н3РО4 | Уметь - объяснять зависимость свойств оксидов неметаллов и соответствующих им гидроксидов от их состава и строения. | |||
23 (73) | Систематизация и обобщение знаний по теме «Неметаллы» | Выполнение упражнений, решение задач. | |||||
24-25 (74-75) | Кислоты органические и неорганические | Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-основные пары. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, основными и амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств H2SO4 (конц.) и HNO3. Особенности свойств CH3COOH и HCOOH. | Л. Свойства соляной, разбавленной серной и уксусной кислот. Д. Взаимодействие серной (конц.) и азотной (конц. и разб.) кислот с медью. Д. Реакция «серебряного зеркала» для муравьиной кислоты. | Знать/понимать: - классификацию и номенклатуру кислот. Уметь: - называть кислоты по тривиальной и международной номенклатуре. - характеризовать общие химические свойства кислот. - выполнять химический эксперимент по распознаванию кислот. | |||
26-27 (76-77) | Основания органические и неорганические | Основания в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина. | Д. Взаимодействие аммиака с хлороводородом и водой. Л. Взаимодействие гидроксида натрия с солями, сульфатом меди (II) и хлоридом аммония. Л. Разложение гидроксида меди (II). | Знать/понимать: - классификацию и номенклатуру оснований. Уметь: - называть основания по тривиальной и международной номенклатуре. - характеризовать общие химические свойства оснований. - выполнять химический эксперимент по распознаванию оснований. | |||
28-29 (78-79) | Амфотерные органические и неорганические соединения | Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами. Амфотерность аминокислот: взаимодействие аминокислот со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом (образование полипептидов), образование внутренней соли (биполярного иона). | Л. Получение гидроксида алюминия и изучение его амфотерных свойств. | Уметь - определять принадлежность веществ к амфотерным соединениям; - взаимное влияние атомов в молекуле анилина; - характеризовать общие химические свойства амфотерных соединений. - выполнять эксперимент по получению амфотерных гидроксидов. | |||
30-31 (80-81) | Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений | Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере Ca и Fe), неметалла (на примере S и Si), переходного элемента (Zn). Генетические ряды и генетическая связь в органике (для соединений, содержащих два атома углерода). Единство мира веществ. | Уметь - определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений - характеризовать общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений. | ||||
32 (82) | Обобщение и систематизация знаний по теме | Выполнение упражнений и решение задач. | |||||
33 (83) | Контрольная работа №4 по теме «Вещества и их свойства» | ||||||
34 (84) | Анализ контрольной работы | ||||||
Тема 5. Химический практикум (7 часов). | |||||||
1-2 (85-86) | Практическая работа №1 | Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств | Уметь - выполнять химический эксперимент по получению и распознаванию газов (H2, O2, CO2, C2H2, C2H4, CH4) | ||||
3 (87) | Практическая работа №3 | Сравнение свойств неорганических и органических соединений | Уметь - характеризовать общие химические свойства основных классов неорганических и органических соединений; - выполнять химический эксперимент по получению солей, сложных эфиров, амфотерных гидроксидов (Zn(OH)2) | ||||
4 (88) | Практическая работа №5 | Решение экспериментальных задач по неорганической химии | Уметь - выполнять химический эксперимент по получению и распознаванию неорганических веществ | ||||
5 (89) | Практическая работа №6 | Решение экспериментальных задач по органической химии | Уметь - выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ | ||||
6-7 (90-91) | Практическая работа №7 | Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений | Уметь - характеризовать общие химические свойства неорганических и органических соединений; - выполнять химический эксперимент по получению неорганических и органических веществ. | ||||
Тема 6. Химия в жизни общества (9 часов) | |||||||
1-2 (92-93) | Химия и производство | Лекционно-семинарское занятие по плану:
основные стадии химического производства аммиака, метанола, серной кислоты | Д. Модели производства серной кислоты и аммиака | Уметь - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы | |||
3-4 (94-95) | Химия и сельское хозяйство | Лекционно-семинарское занятие по плану:
| Л. Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов | Уметь - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе; экологически грамотного поведения в окружающей среде | |||
5-6 (96-97) | Химия и экология | Лекционно-семинарское занятие по плану:
| Уметь - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения ОС на организм человека и другие живые организмы | ||||
7-8 (98-99) | Химия и повседневная жизнь человека | Лекционно-семинарское занятие по плану:
8) химия и гигиена человека | Л. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов, изучение инструкций к ним по правильному и безопасному применению | Уметь - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в быту; безопасной работы с веществами в быту; оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов | |||
9 (100) | Итоговое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»
пояснительная записка, тематическое планирование....
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....
Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...
Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)
рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...
Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.
В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....