Рабочая программа по химии для 10 класса
рабочая программа по химии (10 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень) для X-XI классов общеобразовательных учреждений, авторской программы курса для профильного и углубленного изучения химии в X-XI классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень) за 2006 год (автор О.С. Габриелян, И.Т.Остроумов) и государственного образовательного стандарта. Программа по химии для 10 классов общеобразовательных учреждений является логическим продолжением авторского курса для основной школы. Результатом этого явилось то, что некоторые, преимущественно теоретические темы курса химии основной школы рассматриваются снова, но уже на более высоком, расширенном и углубленном уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10b.docx | 94.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РТ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г.Турана
Рассмотрено на заседании МО _________/Ооржак У.Э/ «__»______2013г | Согласовано Зам.директора по УВР ___________( Сат А.М.) «___» ________ 2013г. | Утверждаю директор школы _________/Ховенмей Л.М./ Приказ №_________ от «__»______2013г |
Рабочая программа
по химии
( 2 ч в неделю)
Класс: 10
Учебник: О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; под редакцией В.И.Теренина .Химия 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. -М,Дрофа, 2005.
Рабочая программа по химии для 10 класса составлена на основе авторской программы курса для профильного и углубленного изучения химии в X-XI классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень) за 2006 год (автор О.С. Габриелян.)
Уровень программы: профильный
Количество часов: в год – 68ч., в неделю -2ч.
Программу составила: Донгак-оол Чодураа Кан-ооловна учитель химии МБОУ СОШ №2 г.Турана
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень) для X-XI классов общеобразовательных учреждений, авторской программы курса для профильного и углубленного изучения химии в X-XI классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень) за 2006 год (автор О.С. Габриелян, И.Т.Остроумов) и государственного образовательного стандарта. Программа по химии для 10 классов общеобразовательных учреждений является логическим продолжением авторского курса для основной школы. Результатом этого явилось то, что некоторые, преимущественно теоретические темы курса химии основной школы рассматриваются снова, но уже на более высоком, расширенном и углубленном уровне.
Цели
Изучение химии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых ;для понимания научной картины мира;
- овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации: сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
воспитание убежденности в том, что химия — мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
- применение полученных знаний и умений для безопасной работы е веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Химия в старшей школе на профильном уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
- важнейшие химические понятия: атом, молекула, масса атомов и молекул, ион. радикал, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, вещества молекулярного и немолекулярного строения, окисление и восстановление, механизм реакции, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
- основные законы химии: периодический закон, закон постоянства состава;
- основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований,строения органических соединений (включая стереохимию;
- классификацию и номенклатуру органических соединений;
- природные источники углеводородов и способы их переработки;
- вещества и материалы, широко используемые в практике: минеральные и органические кислоты, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль. глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;
- характеризовать: строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
- объяснять: реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством, — экологических, энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Данная программа реализована в учебниках: Химия. 10 кл. Профильный уровень. — М.: Дрофа, 2005 г.; Габриелян О. С., Лысова Г. Г.
Учебно-методический комплект
1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия. 10 кл. Профильный уровень: Методическое пособие. — М.: Дрофа (выйдет в 2006 г.).
2. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. 11 кл. Профильный уровень: Методическое пособие. — М.: Дрофа.
3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 кл. — М.: Дрофа, 2004.
4. Габриелян О. С., Лысова Г. Г., Введенская А. Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 кл.: В 2 ч. — М.: Дрофа, 2003—2004.
5. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. — М.: Дрофа, 2003—2005.
6. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. — М.: Дрофа, 2003—2005.
7. Химия. 10 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 10»/О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2006.
8. Химия. 11 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна, Г. Г. Лысовой «Химия. 11»/О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2004— 2006.
9. Габриелян О. С., Решетов П. В., Остроумов И. Г., Никитюк А. М. Готовимся к единому государственному экзамену. — М.: Дрофа, 2003—2005.
10. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. — М.: Дрофа, 2005.
11. Габриелян О. С., Ватлина Л. П. Химический эксперимент в школе. 10 кл. — М.: Дрофа, 2005.
12. Габриелян О. С. Методические рекомендации по использованию учебников О. С. Габриеляна, Ф. Н. Маскаева, С. Ю. Пономарева, В. И. Теренина «Химия. 10» и О. С. Габриеляна, Г. Г. Лысовой «Химия. 11» при изучении химии на базовом и профильном уровне. — М.: Дрофа, 2004— 2005.
Дополнительная литература для учителя
- Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии /Сост. С.В. Суматохин, А.А Каверина. – М.: Дрофа,2001.
- Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии – М.: Просвещение, 1985
- Жиряков В.Г. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1983
- Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. - М.:Дрофа, 2000
- Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. – М., 2000
- Дополнительная литература для ученика
- Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.
- Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
- Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.
- Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.
- Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2003-2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2005.
Информационно – методическая и интернет – поддержка
1. журнал « Химия в школе», газета «1 сентября» (www.1september. ru)
- Приложение « Химия» сайт www.prosv.ru (рубрика « Химия»)
- Интернет – школа «Просвещение. ru», online курс по УМК О. С. Габриеляна и др.(www. Internet – school. ru)
Распределение часов на год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | практические работы | контрольные работы | лабораторные опыты |
1. | Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова | 3 | - | - | - |
2. | Классификация и номенклатура органических соединений | 4 | - | - | - |
3. | Химические реакции в органической химии | 3 | - | 1 | - |
4. | Углеводороды | 18 | - | 1 | 5 |
5. | Спирты и фенолы | 5 | - | - | 2 |
6. | Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны | 5 | - | 1 | 2 |
7. | Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры | 6 | - | 1 | 3 |
8. | Углеводы | 3 | - | - | 4 |
9. | Азотсодержащие органические соединения | 7 | - | 1 | 1 |
10. | Биологически активные вещества | 4 | 6 | ||
11. | Химический практикум | 10 | 10 | - | - |
Итого | 68 | 10 | 5 | 23 |
Содержание курса 10 класса
- Повторение основных вопросов курса неорганической химии (1 ч)
- Периодический закон и ПСХЭ (периодическая система химических элементов) Д. И. Менделеева в свете теории строения атомов. Валентность. Степень окисления. Виды химической связи. Типы кристаллических решеток. Строение атомов углерода.
- Тема 1.Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова(3 ч)
- Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.
- Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А. М. Бутлерова, съезд врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана.
- Электронное облако и орбиталь, их формы: s и р. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: s u p. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.
- Первое валентное состояние — sp3-гибридизация — на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние — sр2-гибридизация — на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние — sp-гибридизация — на примере молекулы-ацетилена. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них. Модель Гиллеспи для объяснения взаимного отталкивания гибридных орбиталей и их расположения в пространстве с минимумом энергии.
- Демонстрации. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. Модели молекул СН4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и изобутана. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей. Шаростержневые и объемные модели молекул Н2, С12, N2, H2O, СН4. Шаростержневые и объемные модели СН4, С2Н4, С2Н2. Модель, выполненная из воздушных шаров, демонстрирующая отталкивание гибридных орбиталей.
Тема 2. Классификация и номенклатура органических соединений (4 ч)
- Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.
- Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК. Рациональная номенклатура как предшественник номенклатуры ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещения, родоначальной структуры, старшинства характеристических групп (алфавитный порядок).
- Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. Отражение особенностей строения молекул геометрических и оптических изомеров в их названиях.
- Демонстрации. Образцы представителей различных классов органических соединений и шаростержневые или объемные модели их молекул. Таблицы «Название алканов и алкильных заместителей» и «Основные классы органических соединений». Шаростержневые модели органических соединений различных классов. Модели молекул изомеров разных видов изомерии.
Тема 3.Химические реакции в органической химии (3 ч)
- Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов.
- Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации.
- Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров.
- Реакции изомеризации.
- Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Классификация реакций по типу реагирующих частиц (нуклеофильные и электрофильные) и принципу изменения состава молекулы. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова.
- Расчетные задачи. 1. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. 2. Комбинированные задачи.
- Демонстрации. Взрыв смеси метана с хлором. Обесцвечивание бромной воды этиленом и ацетиленом. Получение фенолоформальдегидной смолы. Деполимеризация полиэтилена. Получение этилена и этанола. Крекинг керосина. Взрыв гремучего газа. Горение метана или пропанобутановой смеси (из газовой зажигалки). Взрыв смеси метана или пропанобутановой смеси с кислородом (воздухом).
Тема 3 Углеводороды (18ч)
- Понятие об углеводородах.
- Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободно-радикальном) реакций в правилах техники безопасности в быту и на производстве.
- Циклоалканы. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8 и С5Н10, конформации С6Н12. Изомерия циклоалканов (по «углеродному скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана, циклобутана.
- Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов и спиртов. Поляризация π-связи в молекулах алкенов на примере пропена. Понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере молекулы пропена. Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях.
- Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов. Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов.
- Алкадиены. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение π-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В. Лебедева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными π-связями.
- Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.
- Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение π-связей. Изомерия и номенклатура аренов, их получение. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного π-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реакции радикального хлорирования бензола. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения: галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие группы атомов СН3— в реакциях замещения с участием толуола. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов.
- Расчетные задачи. 1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Комбинированные задачи.
- Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин — вода с помощью делительной воронки.
- Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия. Модели молекул алканов — шаростержневые и объемные. Горение метана, пропанобутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана, пропанобутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору перманганата калия. Взрыв смеси метана и хлора, инициируемый освещением. Восстановление оксида меди (II) парафином.
- Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Объемные модели молекул алкенов. Получение этена из этанола. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора перманганата калия. Горение этена.
- Получение ацетилена из карбида кальция. Физические свойства. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. Горение ацетилена. Взаимодействие ацетилена с раствором соли меди или серебра.
- Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Деполимеризация каучука. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Коагуляция млечного сока каучуконосов (молочая, одуванчиков или фикуса).
- Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов. Отношение циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде.
- Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение с помощью делительной воронки смеси бензол — вода. Растворение в бензоле различных органических и неорганических (например, серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ (например, иода) бензолом из водных растворов. Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение нитробензола. Обесцвечивание толуолом подкисленного раствора перманганата калия и бромной воды.
- Лабораторные опыты. 1. Построение моделей молекул алканов. 2. Сравнение плотности и смешиваемости воды и углеводородов. 3. Построение моделей молекул алкенов. 4. Обнаружение алкенов в бензине. 5. Получение ацетилена и его реакции с бромной водой и раствором перманганата калия.
Тема 4. Спирты и фенолы (5 ч)
- Спирты. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма.
- Фенолы. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Электрофильное замещение в бензольном кольце. Применение производных фенола.
- Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям.
- Демонстрации. Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1. Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярными формулами С3Н8О и С4Н10О. Количественное вытеснение водорода из спирта натрием. Сравнение реакций горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного эфира. Получение этена из этанола. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с хлоридом железа (III). Реакция фенола с формальдегидом.
- Лабораторные опыты. 1. Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II). 2. Взаимодействие водного раствора фенола с бромной водой.
Тема 5. Альдегиды. Кетоны. (5 ч)
- Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации формальдегида с фенолом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям. Присоединение циановодорода и гидросульфита натрия. Взаимное влияние атомов в молекулах. Галогенирование альдегидов и кетонов по ионному механизму на свету. Качественная реакция на метилкетоны.
- Демонстрации. Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов. Окисление бензальдегида на воздухе. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). Лабораторные опыты. 1. Реакция «серебряного зеркала». 2. Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). Экспериментальные задачи.
- 1. Распознавание растворов ацетата натрия, карбоната натрия, силиката натрия и стеарата натрия. 2. Получение уксусной кислоты из ацетата натрия.
Тема 6. Карбоновые кислоты.Сложные эфиры и жиры (6ч)
- Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Химические свойства непредельных карбоновых кислот, обусловленные наличием π-связи в молекуле. Реакции электрофильного замещения с участием бензойной кислоты.
- Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза; факторы, влияющие на него. Решение расчетных задач на определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза).
- Жиры. Жиры — сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о CMC. Объяснение моющих свойств мыла и CMC (в сравнении).
- Демонстрации. Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде.Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к водным растворам брома и перманганата калия.
- Лабораторные опыты. 1. Взаимодействие карбоновых кислот с основными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и солями.2. Построение моделей молекул изомерных карбоновых кислот и сложных эфиров. 3. Растворимость жиров в воде и органических растворителях.
- Экспериментальные задачи.
- 1. Распознавание растворов ацетата натрия, карбоната натрия, силиката натрия и стеарата натрия. 2. Получение уксусной кислоты из ацетата натрия.3.Распознавание образцов сливочного масла и маргарина. 4. Получение карбоновой кислоты из мыла.
Тема 7 Углеводы (3 ч)
- Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы.
- Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
- Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.
- Дисахариды. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.
- Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров.
- Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II). Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция. Реакция «серебряного зеркала» для глюкозы. Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди (II) при нагревании. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Получение нитрата целлюлозы.
- Лабораторные опыты. 1. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании. 2. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с аммиачным раствором оксида серебра. 3. Качественная реакция на крахмал. 4. Знакомство с коллекцией волокон.
- Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов глюкозы и глицерина. 2. Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине.
Тема 8. Азотсодержащие органические соединения (7 ч)
- Амины. Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов.
- Аминокислоты и белки. Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами, образование сложных эфиров. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот.
- Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.
- Нуклеиновые кислоты. Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры молекулы ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений.
- Демонстрации. Физические свойства метиламина. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Отношение бензола и анилина к бромной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки. Модели молекулы ДНК и различных видов молекул РНК. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии.
- Лабораторные опыты. 1. Качественные реакции на белки.
Тема 9. Биологически активные вещества (4ч)
- Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов. Отдельные представители водорастворимых витаминов (С, РР, группы В) и жирорастворимых витаминов (A, D, E). Их биологическая роль.
- Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности фермента от температуры и рН среды. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами.
- Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин.
- Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Дисбактериоз. Наркотики, наркомания и ее профилактика.
- Демонстрации. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов. Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов (KI, FeCl3, MnO2). Плакат или кодограмма с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Взаимодействие адреналина с раствором FeCl3. Белковая природа инсулина (цветные реакции на белки). Плакаты или кодограммы с формулами амида сульфаниловой кислоты, дигидрофолиевой и ложной дигидрофолиевой кислот, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина.
- Лабораторные опыты. 1. Обнаружение витамина А в растительном масле. 2. Обнаружение витамина С в яблочном соке. 3. Обнаружение витамина D в желтке куриного яйца. 4. Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы. 5. Разложение пероксида водорода под действием каталазы 6. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме (реакцией гидролиза или цветной реакцией с сульфатом бериллия).
Практикум.
1.Качественный анализ органических соединений. 2. Углеводороды. 3. Спирты и фенолы. 4. Альдегиды и кетоны. 5. Карбоновые кислоты. 6. Углеводы. 7. Амины, аминокислоты, белки. 8. Идентификация органических соединений. 9. Действие ферментов на различные вещества. 10. Анализ некоторых лекарственных препаратов (аспирина, парацетамола).
Календарно-тематическое планирование
Тема урока | Кол-во час | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля, измерители | Домашнее задание | Дата | |
п л а н | ф а к т | |||||||
Тема 1. Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова (3часа) | ||||||||
1.Предмет органической химии | 1 | Изуч. нового матер. | Предмет органической химии | Знать: определение органических в-в, основные признаки в-в, примеры. Уметь: определять орг. в-ва среди предложенных. | Опрос – упр 1,5 | § 1. упр 2-4 | ||
2. Основные положения теории строения органических соединений. | 1 | Изучение нового материал. | Основные положения теории. Гомологи. Изомеры. Гомологический ряд. Структурная формула в-ва. Углеродный скелет. | Знать: основные положения теории строения орг. в-в. Понятия изомеры, гомологи. Уметь: записывать формулы изомеров, гомологов к предложенным в-вам. | Опрос-упр1,3, | § 2 (1часть) упр. 2. | ||
3. Строение атома углерода. Валентные состояния атома углерода | 1 | Комбин. урок | Электронная конфигурация атома. Валентные электроны. Основное и возбужденное состояние атома. Понятие о гибридизации и гибридных орбиталях. Виды гибридизации. Примеры веществ с различным типом гибридизации. Геометрия молекул | Знать: понятие атомные орбитали, виды электронных облаков, их форму. определение понятия гибридизация, виды гибридных орбиталей, форму молекул с различным типом гибридизации. Уметь: записывать электронные и электронно-графические формулы атомов элементов, определять тип связи. определять тип гибридизации орбиталей по формуле вещества. | Экспресс-опрос | § 3 Упр. 1-3§ 4 Упр. 2-4 | ||
Тема 2. Классификация и номенклатура органических соединений (4часа) | ||||||||
1.Классификация органических соединений | 1 | Комбин. урок | Классификация орган. соединений по строению углеродного скелета: ациклические, карбоциклические, гетероциклические. Классификация орган. соединений по функциональным группам: спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, эфиры. | Знать: признаки классификации по строению скелета. основные функциональные группы орган. соединений, их названия. Уметь: давать классификационную характеристику вещества, исходя из его строения. определять класс вещества по функциональной группе. | РТ стр. 6 № 2-3 | § 5, стр. 26-30 упр. 1-5 | ||
2.Номенклатура органических соединений | 1 | Лекция | Номенклатура тривиальная, рациональная, международная ИЮПАК. Принципы составления названий веществ по каждой номенклатуре. | Знать: виды номенклатур, принципы составления названия веществ по каждой номенклатуре. Уметь: называть вещества по различным видам номенклатур. | Экспресс-опрос | § 6, упр. 1,2 | ||
3.Изомерия органических соединений | 1 | Лекция | Понятие изомерии орган. Веществ. Типы и виды изомерии: структурная и пространственная. | Знать: понятие изомерия, типы и виды изомерии. Уметь: записывать формулы изомеров к предложенным веществам, находить формулы изомеров среди предложенных веществ, называть вещества-изомеры. | § 7, упр. 1-3 | |||
4.Решение задач на вывод формул органических веществ | 1 | Комбин. урок | Решение задач на вывод формул орган. Соединений с использованием понятия молярная масса, массовая доля элемента, общей формулы класса вещества. | Знать: алгоритм решения задач данного типа. Уметь: решать задачи, на вывод формулы вещества, исходя из имеющихся по условию данных. | Творческая работа в группах по заданиям | |||
Тема 3. Химические реакции в органической химии (3 ч) | ||||||||
1.Типы химических реакций в органической химии | 1 | Лекция | Типы химических реакций в орган. Химии: замещение, присоединение, отщепление, изомеризация. Смещение электронной плотности в молекуле. Индуктивный эффект. Мезомерный эффект. Зависимость свойств веществ от строения. Механизмы разрыва связи: ионный и свободно-радикальный. | Знать: основные типы химических реакций в орган. Химии, их признаки, механизм реакций; понятия ион и радикал,понятия индуктивный и мезомерный эффект. Уметь: определять тип реакции, исходя из уравнения, записывать уравнения различных типов реакций для конкретных веществ. показывать смещение электронной плотности в молекулах, определять характер взаимного влияния атомов в молекулах. | § 8 Упр. 1 – 4§ 9 Упр. 4 | |||
2.Повторение и обобщение изученного материала | 1 | Урок применения знаний | Классификация и номенклатура веществ. Изомеры. Гомологи. Тип химических реакций. | Знать: теоретические основы изученного материала. Уметь: применять полученные знания при решении заданий. | Карточки для выполнения упражнений. | Подготов. к контрольн. Работе | ||
3.Контрольная работа №1 по теме: Строение и классификация органических соединений, химические реакции в органической химии | 1 | Урок контроля знаний | Контроль уровня усвоения учебного материала. | Знать: теоретические основы изученного материала. Уметь: применять полученные знания при решении заданий. | Контрольная работа с заданиями разного уровня сложности. | |||
Тема 3. Углеводороды (18 часов) | ||||||||
1. Алканы. | 1. | Урок изучения нового материала | Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов, пространственное и электронное строение, физические свойства. | Знать: состав алканов, номенклатуру, гомологический ряд, гомологи, структурную изомерию. Уметь: Определять формулы алканов среди предложенных формул в-в, записывать формулы гомологов и изомеров к предложенным в-вам, называть вещества. | РТ стр. 19 № 5 | §11 стр.69-72, упр. 1-2 | ||
2 Химические свойства алканов | 1. | Урок изучения нового материала | Химические свойства алканов: реакции замещения, горения, окисления, термический и каталитический крекинг, изомеризация. Механизмы реакций. | Знать: строение и свойства алканов Уметь: характеризовать свойства алканов при помощи уравнений реакций, объяснять зависимость химической активности алканов от их строения. | РТ стр. 18 Заполнить таблицу | §11 стр.74- 81 упр. 5-7 | ||
3.Применение и способы получения алканов. | 1 | Комбин. урок | Алканы в природе. Синтез алканов. Основные области применения алканов. | Знать: природные источники УВ, лабораторные и промышленные способы получения. Уметь: записывать уравнения реакций, характеризующих основные способы получения алканов. | РТ стр. 22 № 4 | §11 стр.72- 74, 81-83 упр. 9-11 | ||
4.Циклоалканы | 1 | Урок изучения нового материала | Состав, строение, изомерия, номенклатура, физические и химические свойства, получение, применение циклоалканов. | Знать: состав, номенклатуру, изомерию, физические и химические свойства циклоалканов. Уметь: определять вещества, записывать формулы гомологов и изомеров, называть вещества, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства циклоалканов. | Фронтал. опрос | § 15 Упр. 1-3 | ||
5. Алкены | 1 | Урок изучения нового материала | Общая формула, определение класса УВ, номенклатура, гомологический ряд, гомологи, изомерия. | Знать: состав алкенов, гомологический ряд, виды изомерии, номенклатуру. Уметь: определять алкены, называть, записывать гомологи и изомеры. | РТ стр. 26 № 2-3 | § 12 стр. 84-87 | ||
6.Химические свойства алкенов | 1 | Урок изучения нового материала | Реакции присоединения, полимеризации, окисления, горения. Механизм присоединения. Правило Марковникова. | Знать: основные химические свойства алкенов. Уметь: характеризовать строение и свойства веществ, записывать уравнения соответствующих реакций. | РТ стр. 24 № 8 | § 12 стр. 89-99 Упр. 4,7,8 | ||
7.Применение и способы получения алкенов. | 1 | Комбин. урок | Методы синтеза алкенов (промышленные и лабораторные). Применение этиленовых УВ. | Знать: основные промышленные и лабораторные способы получения алкенов. Уметь: записывать уравнения соответствующих реакций. | РТ стр. 24 № 5 Стр. 29 № 5 | § 12 стр. 88-89, 99-101 Упр. 5, 10 | ||
8.Алкадиены. | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие о диеновых УВ. Состав и строение алкади-енов. Номенклатура. Изомерия диенов. | Знать: понятие, состав, номенклатуру, изомерию диенов. Уметь: называть УВ, записывать гомологи и изомеры | РТ стр. 33 № 2 | § 14 стр. 112-114 упр. 2-3 | ||
9.Свойства и получение Алкадиенов. | 1 | Урок изучения нового материала | Химические свойства Алкадиенов. Основные способы получения. Резина. Каучук. | Знать: характерные химические свойства алкадиенов, состав и строение каучука, его свойства. Уметь: записывать уравнения соответствующих реакций. | РТ стр. 31 № 1-5 | § 14 стр. 114-120 упр. 5 | ||
10.Основные понятия химии высокомолекулярных соединений | 1 | Урок изучения нового материала | Строение и классификация полимеров. Пластмассы. Каучуки. | Знать: виды полимеров, строение, состав, способы их получения, применение. Уметь: характеризовать полимер исходя из его состава и строения. | Конспект лекции | |||
11.Алкины. | 1. | Урок изучения нового материала | Понятие класса алкины. Общая формула класса. Гомологический ряд. Особенности электронного и пространственного строения. Изомерия. Номенклатура. Физические свойства. | Знать: состав, гомологический ряд, номенклатуру, изомерию, физич. свойства алкинов. Уметь: определять алкины среди предложенных в-в, записывать гомологи и изомеры, называть их. | РТ стр. 39 № 2 | § 13 стр.102-105 упр. 1-2 | ||
12. Химические свойства и получение алкинов | 1. | Комбин. урок | Особенности химических свойств алкинов. Получение, применение. | Знать: химические свойства алкинов, основные области применения. Уметь: составлять уравнения реакций, характеризующих св-ва алкинов, способы их получения, объяснять зависимость свойств алкинов от их строения. | РТ стр. 37 № 8 | § 13 стр.105-110 упр. 3-5 | ||
13.Ароматические углеводороды. Изомерия и номенклатура гомологов бензола. Получение. | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие класса арены. Общая формула класса. Гомологический ряд. Особенности электронного и пространственного строения. Физические свойства. Изомерия в ряду гомологов бензола. Получение бензола и его гомологов. | Знать: состав аренов, общую формулу класса, гомологический ряд, строение, физич. свойства. виды изомерии в классе аренов, лабораторные и промышленные способы получения. Уметь: определять арены среди предложенных веществ, записывать гомологи, называть их. записывать формулы изомеров, называть их, записывать уравнения реакций, характеризующих способы получения аренов. | РТ стр. 42,44 № 1-3 | § 16 стр.125-130 упр 1-2 | ||
14.Химические свойства аренов. | 1 | Урок изучения нового материала | Химические свойства бензола: реакции замещения, присоединения. Особенности свойств гомологов бензола. Ориентирующий эффект в молекулах аренов. | Знать: свойства аренов. Уметь: определять характер взаимного влияния атомов в молекулах, объяснять зависимость свойств от строения, записывать уравнения соответствующих реакций. | РТ стр. 42 № 4 | § 16 стр.130-140 упр. 3-5 | ||
15.Решение задач и упражнений по теме «Арены» | 1 | Урок применения знаний | Состав, строение, свойства аренов. | Знать: состав, строение, изомерию, номенклатуру, химические свойства аренов. Уметь: называть вещества, записывать гомологи и изомеры, характеризовать химические свойства, записывать уравнения соответствующих реакций. | РТ стр. 43 № 3 стр. 45 № 2 | § 16 упр. 6-9 | ||
16.Природные источники УВ. | 1 | Комбин. урок | Состав нефти. Переработка нефти. Продукты переработки. Бензин. Природный и попутный нефтяной газы. Каменный уголь. | Знать: состав нефти, природного и попутного газов, основные способы их переработки, продукты переработки. Уметь: определять способ переработки нефти и газа, исходя из их состава. | § 10 Упр. 1,2,4-6 | |||
17.Генетическая связь между классами углеводородов. | 1 | Урок-практикум | Взаимосвязь между гомологическими рядами углеводородов.. | Знать: свойства, способы получения УВ, механизмы перехода из одного класса УВ в другой, химические свойства каждого класса. Уметь: записывать уравнения реакций перехода из одного класса УВ в другой. | РТ стр. 57 № 3-4 | Схемы взаимосвязи УВ,§ 10-16 Подгот к контрол работе | ||
18.Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды». | 1 | Урок контроля знаний | Учёт и контроль знаний по теме «Углеводороды». | Знать: классы углеводородов, основные химические св-ва каждого класса, получение, применение. Уметь: записывать формулы гомологов, изомеров называть в-ва, записывать уравнения реакций иллюстрирующих генетическую связь между классами углеводородов. Решать расчётные задачи на установление молекулярной и структурной формул УВ. | Комбинированная работа: тест + задания со свободным ответом | |||
Тема 4. Спирты и фенолы (5часов) | ||||||||
1.Спирты: состав, классификация, строение. | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие о спиртах и их классификация. Особенности строения. Физические свойства спиртов. Водородная связь. | Знать: характерные признаки спиртов, номенклатуру, особенности строения. Уметь: определять вещества данного класса, называть их, классифицировать. | РТ стр. 64-65 № 2 | § 17 стр.143-146 упр. 1-3 | ||
2.Предельные одноатомные спирты. | 1 | Урок изучения нового материала | Гомологический ряд, номенклатура, изомерия, особенности строения молекулы. | Знать: классификацию, виды изомерии, особенности строения, номенклатуру. Уметь: называть спирты, записывать гомологи и изомеры | Тест 27 | § 17 стр.143-147 записи в тетради упр. 4-6 | ||
3.Химические свойства, получение предельных одноатомных спиртов. | 1 | Урок изучения нового материала | Химические свойства спиртов. Кислотно-основные свойства. Способы получения предельных одноатомных спиртов. | Знать: знать наиболее значимые спирты. промышленные и лабораторные способы получения спиртов. Уметь: характеризовать свойства спиртов, объяснять зависимость свойств от строения, записывать уравнения соответствующих реакций, применять полученные знания в жизни. | Проверочн. работа по вариантам РТ стр. 61 № 7 | § 17 стр.147-157 упр. 8-12 | ||
4.Многоатомные спирты. | 1 | Урок изучения нового материала | Состав, изомерия, номенклатура. Важнейшие представители. Особенности химических свойств. Получение. Применение. | Знать: важнейшие представители данного класса, их применение. Уметь: характеризовать химические свойства, способы получения. | Тест 28 | Конспект лекции | ||
5.Фенолы. Химические свойства фенола. Получение и применение. | 1 | Урок изучения нового материала | Гомологический ряд фенолов. Изомерия и номенклатура. Физические свойства. Особенности строения молекулы. Взаимное влияние атомов в молекуле. Реакции электрофильного замещения. Качественные реакции. Способы получения. Применение. | Знать: вещества данного класса, особенности строения, виды изомерии и номенклатуру. Уметь: характеризовать строение и взаимное влияние атомов в молекуле. Знать: характерные химические свойства фенола, способы получения, области применения. Уметь: характеризовать строение и свойства, показывать на примерах взаимное влияние атомов в молекуле. | РТ стр. 68 № 1-2 (1-4) Тест 29 | § 18 стр.159-163 упр. 1 § 18 стр.163-168 упр. 3, 5 | ||
Тема 5. Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны (5 часов) | ||||||||
1.Альдегиды и кетоны. | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие о карбонильных соединениях. Классификация. Изомерия. Номенклатура. Физические свойства. Электронное строение. | Знать: классификацию, номенклатуру веществ, особенности строения. Уметь: называть вещества, объяснять особенности строения молекул. | РТ стр. 71-72 № 1-2 (1-6) | § 19 стр.169-172 упр. 1-3 | ||
2.Химические свойства альдегидов и кетонов. | 1 | Урок изучения нового материала | Особенности химических свойств альдегидов и кетонов. Различия в химическом поведении. Качественные реакции на альдегидную группу. | Знать: общие и специфические свойства альдегидов и кетонов, качественные реакции на альдегидную группу. Уметь: характеризовать свойства альдегидов и кетонов при помощи соответствующих уравнений реакций. | Тест 31 | § 19 стр.173-177 Упр. 4-6 | ||
3.Получение карбонильных соединений. Отдельные представители. | 1 | Комбинир. урок | Способы получения альдегидов и кетонов. Важнейшие представители класса. | Знать: вещества, широко используемые в хозяйствен-ной деятельности, способы их получения. | РТ стр. 74 № 2 | § 19 стр. 177-178 | ||
4.Систематизация и обобщение знаний о спиртах, фенолах, альдегидах и кетонах. | 1 | Урок обобщения и применения знаний | Решение расчетных и экспериментальных задач по теме. | Знать: алгоритмы решения задач ранее изученных типов, качественные реакции на каждый изученный класс веществ. Уметь: производить соответствующие расчеты, химический эксперимент по определению веществ. | Карточки с заданиями разного уровня сложности | Подготов. к контрольн. работе | ||
5.Контрольная работа № 3 Тема: Спирты. Фенолы. Карбонильные соединения. | 1 | Урок контроля знаний. | Учет и контроль знаний по изученным темам: | Знать: состав, строение, изомерия, номенклатура, химические свойства изученных классов веществ. Уметь: определять класс веществ, называть вещества, характеризовать строение и свойства, способы получения. Показывать взаимосвязь веществ. | Карточки с заданиями по вариантам (тест + свободный ответ) | |||
Тема 6. Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры (6 часов) | ||||||||
1.Карбоновые кислоты. | 1 | Комбинир. урок | Понятие о карбоновых кислотах и их классификация. Строение, номенклатура и изомерия карбоновых кислот. | Знать: строение, номенклатуру, изомерию карбоновых кислот. Уметь: объяснять взаимное влияние атомов в молекуле. | РТ стр. 80 № 2 | § 20 стр.180-183 | ||
2.Одноосновные карбоновые кислоты. Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот. | 1 | Урок изучения нового материала | Гомологический ряд, общая формула, изомерия, номенклатура, физические свойства одноосновных карбоновых кислот. Общие свойства органических карбоновых и неорганических кислот. | Знать: состав, строение, изомерию, номенклатуру, физические свойства одноосновных карбоновых кислот. химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот. Уметь: составлять формулы гомологов и изомеров, называть вещества.: характеризовать свойства кислот, определять характер влияния атомов в молекуле на свойства вещества | Тест 33 РТ стр. 81-82 № 3 | § 20 стр. 180 – 188, записи в тетради упр. 6-10 | ||
3.Получение карбоновых кислот. Отдельные представители. | 1 | Комбинир. урок | Общие и специфические способы получения кислот. Важнейшие представители кислот: муравьиная, уксусная, олеиновая, бензойная. | Знать: общие и специфические способы получения кислот, важнейших представителей класса кислот. Уметь: характеризовать свойства, получение и применение важнейших карбоновых кислот. | РТ стр. 77-78 № 1-5 | § 20 стр. 190-193РТ стр. 79 таблица | ||
4.Сложные эфиры. Жиры. | 1 | Урок изучения нового материала | Строение, номенклатура, изомерия, химические свойства. Получение сложных эфиров. Жиры: их строение, свойства и биологическая роль. | Знать: состав, строение, номенклатуру, свойства сложных эфиров. Уметь: работать с различными источниками информации. | РТ стр. 83-84 № 1-2 | § 21 стр. 196-200 Упр. 10-12 | ||
5.Систематизация и обобщение знаний по теме: «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры». | 1 | Урок обобщения и применения знаний | Выполнение упражнений и схем превращений на генетическую связь между различными классами органических соединений участием карбоновых кислот и сложных эфиров. | Знать: химические свойства и способы получения каждого класса веществ. Уметь: показать генетичес-кую связь между различны-ми классами органических соединений при помощи уравнений реакций. | РТ стр. 100 таблица 29 | Подготов. к контрольн. работе | ||
6.Контрольная работа № 4 «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры». | 1 | Урок контроля знаний. | Учет и контроль знаний по изученным темам: | Знать: состав, строение, изомерию, номенклатуру, химические свойства изученных классов веществ. Уметь: определять класс веществ, называть вещества, характеризовать строение и свойства, способы получе-ния. Показывать взаимосвязь веществ. | Карточки с текстами заданий по вариантам | ПР. № 5 Подготовитуравнения | ||
Тема 7. Углеводы (3 часа) | ||||||||
1.Углеводы. Моносахариды | 1 | Урок изучения нового материала | Состав и классификация углеводов. Оптическая изомерия моносахаридов.Биологическая роль углеводов и их значение в жизни человека.Открытая и циклическая формы глюкозы.Состав, строение, изомерия, физические и химические свойства глюкозы ,фруктозы, рибозы и дезоксирибозы. | Знать: состав и классификацию углеводов. строение, изомерию, свойства глюкозы и фруктозы, рибозы и дезоксирибозы. Уметь: называть вещества. характеризовать свойства исходя из строения. | РТ стр. 89-90 № 1 - 3 стр. 92-93 № 2-5 | § 22,23 упр. 5-6 | ||
2.Дисахариды. | 1 | Урок изучения нового материала | Состав, строение, изомерия, свойства. | Знать: строение, изомерию, свойства сахарозы. Уметь: характеризовать свойства исходя из строения. | РТ стр. 94 № 6 | Конспект урока в тетради | ||
3.Полисахариды: крахмал и целлюлоза. | 1 | Урок изучения нового материала | Состав, строение, свойства. Нахождение в природе, биологическая роль и применение. | Знать: состав и строение крахмала и целлюлозы. Уметь: характеризовать свойства исходя из строения. | РТ стр. 95 № 3 | § 24 упр. 1, 5 | ||
Тема 8. Азотсодержащие органические вещества (7 часов) | ||||||||
1.Амины. | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие об аминах, классификация, номенклатура, изомерия. Гомологические ряды предельных и ароматических аминов. Физические свойства. | Знать: определение класса, состав, номенклатуру, виды изомерии. Уметь: записывать гомологические ряды предельных и ароматических аминов, называть вещества. | § 25 стр. 218-220, 222 упр. № 1-3 | |||
2.Химические свойства аминов и способы получения. | 1 | Урок изучения нового материала | Химические свойства аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина. Получение аминов. | Знать: общие и специфические свойства аминов различных видов. Уметь: характеризовать свойства аминов исходя из их строения, показывать зависимость свойств веществ от их строения. | Упр. 5-7 стр. 226, учебник | § 25 упр. 4, 8 | ||
3.Аминокислоты. | 1 | Комбинир. урок | Состав, строение, номенклатура, изомерия, физические и химические свойства, способы получения аминокислот. Биологическое значение. | Знать: номенклатуру, изомерию, свойства. Уметь: называть вещества, составлять формулы изомеров, гомологов, характеризовать свойства с помощью уравнений реакций, объяснять зависимость свойств от строения молекул. | РТ стр. 109 № 2-3 | § 26 стр. 232 № 5-7 | ||
4.Белки. | 1 | Урок изучения нового материала | Белки: структура, биологическое значение. Синтез белков. Химические свойства белков. Цветные реакции с участием белков, их практическое значение. | Знать: состав белковой молекулы, механизм синтеза, структуры белковой молекулы. свойства белков, качественные реакции на отдельные функциональные группы в составе белковой молекулы. Уметь: работать с различными источниками информации, оценивать ее и передавать. практически осуществлять цветные реакции на белок. | РТ стр. 110-111 № 1-4 | § 27 стр.233-238 упр. № 9-10 | ||
5.Нуклеиновые кислоты. | 1 | Урок изучения нового материала | Нуклеиновые кислоты: РНК и ДНК. Состав, строение, свойства. Строение нуклеотидов. Принцип комплементарности в спирали ДНК.Пиримидиновые основания. Пуриновые основания | Знать: строение и свойства нуклеиновых кислот, понятие гетероциклов, строение и свойства пиридина,пиррола состав пиримидиновых и пуриновых оснований оснований. Уметь: характеризовать зависимость свойств и строения, работать с источниками информации, обрабатывать ее, передавать различными способами. | Учебник стр. 248 № 6 | § 28 Упр. № 1-2 | ||
6.Обобщение и систематизация знаний по теме «Азотсодержащие органические соединения» | 1 | Урок применения знаний | Состав, свойства, изомерия изученных типов веществ. Решение расчетных задач. | Знать: состав, свойства, изомерия изученных типов веществ. Уметь: характеризовать взаимосвязь азотсодержащих органических веществ с УВ и кислородсодержащими органическими веществами, решать задачи на вывод формулы вещества. | Карточки с заданиями разного типа | Подготов. к контрольн. работе | ||
7.Контрольная работа № 5 «Азотсодержащие органические соединения» | 1 | Урок контроля знаний | Учет и контроль знаний по изученным темам. | Карточки с заданиями по вариантам | ПР. № 9 Подобрать качественные реакции, уравнения | |||
Тема 9. Биологически активные вещества (4 часа) | ||||||||
1.Ферменты. | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие о ферментах как биологических катализаторах. Классификация ферментов. Специфичность действия. Значение в биологии и медицине, применение в промышленности. | Знать: понятие ферменты, их классификацию, значение. | Презентации, устные сообщения, схемы. | |||
2.Витамины. | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие о витаминах. Классификация витаминов. Нормы потребления витаминов. Гипер- и гипоавитаминозы. | Знать: понятие витамины, их классификацию, значение. | Презентации, устные сообщения, схемы. | |||
3.Гормоны. | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие о гормонах. Классификация гормонов. Адреналин. Тестостерон. Инсулин. | Знать: понятие гормоны, их классификацию, значение. Роль отдельных гормонов для нормальной жизнедеятельности организма. | Презентации, устные сообщения, схемы. | |||
4.Лекарства. | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие о лекарствах. Отдельные фармакологи-ческие группы лекарств. Способы применения ле-карств. Механизм действия отдельных препаратов. | Знать: способы применения лекарств, механизм действия отдельных препаратов. | Презентации, устные сообщения, схемы. ПР. № 10 | |||
Тема 11. Химический практикум (10 ч) | ||||||||
1.Практическая работа № 1 «Качественный анализ органических соединений» | 1 | Урок-практикум | Качественный состав УВ. Качественные реакции. | Знать: правила ТБ при проведении эксперимента. Уметь: выполнять исследования согласно инструктивной карте, применяя полученные ранее навыки | Инструктивная карточка | |||
2.Практическая работа № 2 «Углеводороды» | 1 | Урок-практикум | Химический эксперимент | Знать: правила ТБ при проведении эксперимента. Уметь: выполнять исследования согласно инструктивной карте, применяя полученные ранее навыки | Инструктивн карта | |||
3.Практическая работа № 3 «Спирты» | 1 | Урок-практикум | Физические и химические свойства спиртов. Качественные реакции на спирты | Знать: правила ТБ при проведении эксперимента. Уметь: выполнять исследования согласно инструктивной карте. | Инструктивн карта | |||
4.Практическая работа № 4 «Альдегиды и кетоны» | 1 | Урок-практикум | Физические и химические свойства альдегидов и кетонов. Качественные реакции на альдегиды | Знать: правила ТБ при проведении эксперимента. Уметь: выполнять исследования согласно инструктивной карте. | Инструктивн карта | |||
5.Практическая работа № 5 «Карбоновые кислоты» | 1 | Урок-практикум | Физические и химические свойства карбоновых кислот | Знать: правила ТБ при проведении эксперимента. Уметь: выполнять исследования согласно инструктивной карте. | Инструктивн карта | |||
6.Практическая работа № 6 «Углеводы» | 1 | Урок-практикум | Свойства углеводов. Качественные реакции на различные виды углеводов | Знать: правила ТБ при проведении эксперимента. Уметь: выполнять исследования согласно инструктивной карте. | Инструктивн карта | |||
7.Практическая работа № 7 «Амины. Аминокислоты.Белки». | 1 | Урок-практикум | Химические свойства аминов, анилина и аминокислот. Цветные реакции на белки. | Знать: правила ТБ при проведении эксперимента. Уметь: выполнять исследования согласно инструктивной карте. | Инструктивн карта | |||
8.Практическая работа № 8 « Идентификация органических веществ» | 1 | Урок-практикум | Качественные реакции на важнейшие классы изученных веществ.Качественные реакции на витамины. | Знать: правила Т.Б. при проведении эксперимента. Уметь: проводить эксперимент по распознаванию органических веществ. | Инструктивн карта | |||
9.Практическая работа № 9 «Действие ферментов на различные вещества» | 1 | Урок-практикум | Действие ферментов на различные вещества. | Знать: правила Т.Б. при проведении эксперимента. Уметь: проводить эксперимент согласно инструктивной карте. | Инструктивн карта | |||
10.Практическая работа № 10 «Анализ лекарственных препаратов» | 1 | Урок-практикум | Анализ лекарственных препаратов | Знать: правила Т.Б. при проведении эксперимента. Уметь: проводить эксперимент согласно инструктивной карте. | Инструктивн карта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»
пояснительная записка, тематическое планирование....
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....
Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...
Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)
рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...
Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.
В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....