Рабочая программа и планирование - 9 класс, химия.
календарно-тематическое планирование (химия, 9 класс) по теме

Щербакова Вера Ивановна

Рабочая программа и планирование по химии для 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_kl._khimiya._rabochaya_programma_i_planirovanie_1.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 376

МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

__________________________________________________________________________________________  

ПРИНЯТО                                                                                           УТВЕРЖДАЮ

На Педагогическом совете                                                                      

Протокол №_____от «____»______2013                    Директор _____________М.А.Дмитриенко

                                                                                                  «____»___________2013                                                                                              

                                                                         

                                                                                

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ

  1. часа в неделю (всего 68 часов)

                                       9 КЛАСС

Составлена:

Щербаковой Верой Ивановной, учителем химии

Год разработки программы - 2013 г.

                                                                                                             

                               

                                                                                                           

2013-2014 учебные годы                                                                                                                                          

                                                                                                                             


Содержание

Пояснительная записка        3

    Требования к уровню подготовки обучающихся________________________________________5

Содержание тем учебного курса         7

    Перечень контрольных и проверочных работ__________________________________________11

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы        12

Календарно-тематическое планирование        15

    Учебно-методический комплекс____________________________________________________ 20

Материально-техническое оснащение образовательного процесса         20


Пояснительная записка

Настоящая  программа  раскрывает  содержание  обучения  химии  учащихся  в  9  классах общеобразовательных учреждений в объеме  68 ч/год (2 ч/нед.) и составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.  Закона Российской Федерации «Об образовании» (п.2.7 ст.32)

2. Учебного плана и образовательной программы ГБОУ общеобразовательной школы        № 376 Московского района Санкт-Петербурга на 2013-2014 учебный год.

4.  Примерной программы основного общего образования по химии для базового изучения химии в VIII – IX классах по учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.

        Естественнонаучное образование – один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе.

В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место  в  познании  законов  природы,  в  материальной  жизни  общества,  в  решении  глобальных проблем  человечества,  в формировании  научной  картины  мира,  а  также  в  воспитании экологической культуры людей.

Химия  как  учебный  предмет  вносит  существенный  вклад  в  научное  миропонимание,  в воспитание  и  развитие  учащихся;  призвана  вооружить  учащихся  основами  химических  знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

        Изучение химии в основной школе направлено:

• на  освоение  важнейших  знаний  об  основных  понятиях  и  законах  химии,  химической символики;

• на  овладение  умениями  наблюдать  химические  явления,  проводить  химический эксперимент,  производить  расчеты  на  основе  химических  формул  веществ  и  уравнений химических реакций;

• на  развитие  познавательных  интересов  и  интеллектуальных  способностей  в  процессе проведения химического  эксперимента, самостоятельного приобретения  знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

• на  воспитание  отношения  к  химии  как  к  одному  из  фундаментальных  компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;  

• на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов  в  быту,  сельском  хозяйстве  и  на  производстве,  решения  практических  задач  в повседневной  жизни,  предупреждения  явлений,  наносящих  вред  здоровью  человека  и окружающей среде.

Задачи учебного курса.

  • Формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.
  • Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.
  • Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правила техники безопасности, проводить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций, грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.
  • Раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.
  • Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.

Основные идеи.

  • Материальное единство веществ в природе, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до более сложных, входящих в состав живых организмов.
  • Причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением веществ.
  • Законы природы объективны и познаваемы. Знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ.
  • Развитие химической науки служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством.

Программа включает в себя основы общей, неорганической и органической химии. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся. Важно не только добиться усвоения учащимися основных понятий, но и обучить их на этом материале приемам умственной работы, что составляет важнейший компонент развивающего обучения.

В содержании данного курса представлены основополагающие химические  теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование  веществ  с  заданными  свойствами,  исследование  закономерностей  химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Фактологическая  часть  программы  включает  сведения  о  неорганических  и  органических веществах.  Учебный  материал  отобран  таким  образом,  чтобы  можно  было  объяснить  на современном  и  доступном  для  учащихся  уровне  теоретические  положения,  изучаемые  свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

Теоретическую  основу  изучения  неорганической  химии  составляет  атомно-молекулярное учение, периодический  закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

В  изучении  курса  значительная  роль  отводится  химическому  эксперименту:  проведению практических  и  лабораторных  работ,  несложных  экспериментов  и  описанию  их  результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

Программа  предназначена  для работы по новым учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана, прошедшим экспертизу РАН и РАО и вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательной процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 – 2014 учебный год.

Главная особенность учебников по химии – их традиционность и фундаментальность. Они обладают четко выраженной структурой, соответствующей программе по химии для общеобразовательных школ.

Доступность – одна из основных особенностей учебников. Методология химии раскрывается путем ознакомления учащихся с историей развития химического знания. Нет никаких специальных методологических терминов и понятий, которые трудны для понимания учениками данного возраста.

Основное содержание учебников приведено в полное соответствие с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по химии.

Система знаний готовит учащихся к промежуточной аттестации. Кроме того к традиционным вопросам и заданиям добавлены задания, соответствующие ЕГЭ, что дает гарантию качественной подготовки к аттестации, в том числе в форме Единого государственного экзамена.

Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение ее для человечества.

Требования к уровню подготовки

Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

1)формирование чувства гордости за российскую химическую науку;

2)формирование целостного мировоззрения современного мира;

3)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию и решению творческих задач;

4)формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

5)формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

6)формирование познавательной и информационной культуры;

7)формирование основ экологического сознания и необходимости бережногшо отношения к окружающей среде;

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1)овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и доступных средств;

3)понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, структурировать материал, формулировать выводы и заключения;

4)умение извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной литературой;

5)умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни;

6)формирование умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия;

7)умение работать в группе, при выработке общего решения координировать свою позицию с позицией партрнеров.

Предполагаемы предметные результаты. 

В результате изучения химии ученик должен  

знать/понимать:

  • химическую  символику:  знаки  химических  элементов,  формулы  химических  веществ  и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная  масса,  молярный  объем,  химическая  реакция,  классификация  реакций,  электролит  и неэлектролит,  электролитическая  диссоциация,  окислитель  и  восстановитель,  окисление  и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

  • называть химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять  физический  смысл  атомного  (порядкового)  номера  химического  элемента, номеров  группы  и  периода,  к  которым  элемент  принадлежит  в  периодической  системе Д. И. Менделеева;  закономерности  изменения  свойств  элементов  в  пределах  малых  периодов  и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать  химические  элементы  (от  водорода  до  кальция)  на  основе  их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь  между  составом,  строением  и  свойствами  веществ;  химические  свойства  основных  классов неорганических веществ;
  • определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу  соединений,  типы  химических  реакций,  валентность  и  степень  окисления  элемента  в соединениях,  вид  химической  связи  в  соединениях,  возможность  протекания  реакций  ионного обмена;
  • составлять  формулы  неорганических  соединений  изученных  классов;  схемы  строения атомов  первых  20 элементов  периодической  системы  Д. И.Менделеева;  уравнения  химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать  опытным  путем  кислород,  водород,  углекислый  газ,  аммиак;  растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;
  • вычислять  массовую  долю  химического  элемента  по  формуле  соединения;  массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
  • использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и повседневной жизни с целью:
  • безопасного обращения с веществами и материалами;  
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на  организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.  

Содержание тем учебного курса

9 класс

68 ч/год (2 ч/неделю)

В курсе 9 класса учащиеся изучают теорию электролитической диссоциации, окислительно-восстановительные реакции, некоторые вопросы общей химии (закономерности протекания химических реакций), углубляют знания по теме  «Строение атома и Периодический закон  Д.И. Менделеева» на примере характеристик подгрупп некоторых элементов. Продолжается изучение основных законов химии, отрабатываются навыки в выполнении практических работ и решении качественных и расчетных задач.

Распределение часов по темам:

Тема раздела

Количество часов

9 класс

Повторение основных  вопросов 8 класса

3

1

Электролитическая диссоциация

14

2

Кислород и сера

5

3

Основные закономерности химических реакций

6

4

Азот и фосфор

13

5

Углерод и кремний

5

6

Общие свойства металлов

3

7

Металлы главных подгрупп I –III групп  ПСХЭ Д.И. Менделеева

5

8

Железо – элемент побочной подгруппы VIII группы ПСХЭ Д.И. Менделеева

3

9

Промышленные способы получения металлов

2

10

Органические соединения

8

Всего: 68

Программой предусмотрено 6 практических работ, и 4 контрольные работы.

Повторение основных  вопросов 8 класса (4 часа)

        Периодический закон и Периодическая система Химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома.

        Химическая связь. Строение вещества. Типы кристаллических решеток.

        Химические свойства основных классов неорганических веществ. Расчеты по химическим уравнениям.

Демонстрации.

  1. Таблица «Виды связей».
  2. Таблица «Типы кристаллических решеток».

Тема 1. Электролитическая диссоциация (14 часов)

Электролиты  и  неэлектролиты.  Электролитическая  диссоциация  веществ  в  водных растворах.  Ионы.  Катионы  и  анионы.

  Электролитическая диссоциация  кислот,  щелочей  и  солей.  Слабые  и  сильные  электролиты.  Степень  диссоциации.

Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.

Демонстрации.

  1. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
  2. Таблица «Электролиты»
  3. Таблица «Количественные отношения в химии».
  4. Таблицы «ОВР», «Многообразие ОВР».
  5. Некоторые химические свойства кислот, солей, оснований.
  6. Таблица «Гидролиз водных растворов солей»

Лабораторные опыты.

  1.  Реакции обмена между растворами электролитов.
  2. Качественные реакции на ионы.

Практическая  работа.  

  1. Решение  экспериментальных  задач  по  теме  «Электролитическая диссоциация».

Расчетные задачи

  1. Расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Тема 2. Кислород и сера (5 ч)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.

Сера.  Аллотропия  серы.  Физические  и  химические  свойства.  Нахождение  в  природе. Применение  серы.  Оксид  серы(IV).  Сероводородная  и  сернистая  кислоты  и  их  соли.  Оксид серы(VI).

Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

        Закон Авогадро. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Демонстрации.   

  1. Знакомство  с  образцами  природных сульфидов, сульфатов.
  2. Получение пластической серы.

Лабораторные опыты.

  1. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.

Расчетные  задачи.  

  1. Вычисления  по  химическим  уравнениям  реакций  массы,  количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
  2. Расчеты по уравнениям с использованием закона объемных отношений.

Тема 3: Основные закономерности химических реакций (6 ч)

        Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения, расчеты по ним.

        Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций  от различных условий: от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения, концентрации реагирующих веществ, температуры, катализатора. Химическое равновесие, условия его смещения. Решение задач.

Демонстрации.

  1. Демонстрация опытов, выясняющих зависимость скорости химических реакций от различных факторов.
  2. Таблицы «Обратимые реакции», «Химическое равновесие», «Скорость химической реакции».

Расчетные задачи.

  1. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 4. Азот и фосфор (13 ч)

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов.

 Азот, физические  и  химические  свойства,  получение  и  применение. Круговорот  азота  в природе.  Аммиак.  Физические  и  химические  свойства  аммиака,  получение,  применение.  Соли аммония. Оксиды  азота(II)  и  (IV). Азотная  кислота  и  ее  соли. Окислительные  свойства  азотной кислоты.

Фосфор.  Аллотропия  фосфора.  Физические  и  химические  свойства  фосфора.  Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

Демонстрации.

  1.  Получение аммиака и его растворение в воде. Обнаружение аммиака.
  2. Качественные реакции на соли аммония, нитраты.
  3.  Ознакомление  с образцами природных нитратов, фосфатов.  
  4. Видеофильм «Фосфор».

Лабораторные  опыты.  

  1. Взаимодействие  солей  аммония  со  щелочами.  Ознакомление  с азотными и фосфорными удобрениями.
  2. Горение фосфора, взаимодействие оксида фосфора с водой.
  3. Качественная реакция на фосфат – ион.

Практические работы

  1. Получение аммиака и изучение его свойств.
  2. Определение минеральных удобрений.

Тема 5. Углерод и кремний (5 ч)

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их  атомов.  

Углерод,  аллотропные  модификации,  физические  и  химические  свойства  углерода. Угарный  газ,  свойства  и  физиологическое  действие  на  организм.  Углекислый  газ,  угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Демонстрации. 

  1. Кристаллические  решетки  алмаза  и  графита.  Знакомство  с  образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.
  2. Получение оксида углерода  (IV) и его взаимодействие со щелочью.

Лабораторные опыты.

  1. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.

Практическая  работа.  

  1. Получение  оксида  углерода(IV)  и  изучение  его  свойств. Распознавание карбонатов.  

Расчетные задачи.

  1. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Тема 6. Общие свойства металлов (3 ч)

Положение  металлов  в  периодической  системе  химических  элементов  Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Демонстрации.

  1. Образцы металлов, взаимодействие металлов с неметаллами.

Тема 7: Металлы главных подгрупп I –III групп  ПСХЭ Д.И. Менделеева (5 ч)

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов.  Нахождение  в  природе.  Физические  и химические  свойства.  Применение  щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий.  Положение  алюминия  в  периодической  системе  и  строение  его  атома. Нахождение  в  природе. Физические  и  химические  свойства  алюминия. Амфотерность  оксида  и гидроксида алюминия.

Демонстрации. 

  1. Знакомство  с  образцами  важнейших  солей  натрия,  калия,  природных соединений  кальция,  рудами  железа,  соединениями  алюминия.
  2.  Взаимодействие  щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой.

Тема 8: Железо – элемент побочной подгруппы VIII группы ПСХЭ Д.И. Менделеева (3 ч)

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе.  Физические  и  химические  свойства  железа.  Оксиды,  гидроксиды  и  соли  железа(II)  и железа(III).

Демонстрации. 

  1. Знакомство   с рудами  железа.  
  2. Получение гидроксидов железа и их взаимодействие с кислотами.
  3. Качественные реакции на ионы железа.

Практические работы  

  1. Решение  экспериментальных  задач  по  теме   «Металлы и их соединения».

Тема 9: Промышленные способы получения металлов (2 ч)

Понятие  о  металлургии.  Способы  получения  металлов.  Сплавы  (сталь,  чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Понятие о коррозии металлов и способах защиты от нее (обзорно).

Тема 10: Органические соединения (6 ч)

Первоначальные представления об органических веществах. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения  органических  соединений  А. М. Бутлерова.  Изомерия.  Упрощенная  классификация органических соединений.  

Предельные  углеводороды.  Метан,  этан.  Состав, строение, физические  и  химические  свойства. Применение. Понятие о гомологах и гомологических рядах.

Непредельные  углеводороды. Состав, строение,  физические и  химические свойства. Применение.  

Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).

Природные источники  углеводородов. Нефть и природный  газ, их применение.  Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

        Кислородсодержащие органические вещества: спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы (общие сведения).

        Общие понятия об аминокислотах и белках.

Демонстрации. 

  1. Модели  молекул  органических  соединений, схемы, таблицы.
  2. Горение  углеводородов  и обнаружение продуктов их горения.
  3. Образцы нефти и продуктов их переработки.
  4. Видеоопыты по свойствам основных классов веществ.

Расчетные  задачи.  

Установление  простейшей  формулы  вещества  по  массовым  долям

элементов.  

                          Перечень контрольных и практических работ

№ п\п

                         

                       Тема работы

           

               Вид работы

№ урока по КТП

     1

Реакции ионного обмена

п\р

       8

     2

Окислительно-восстановительные реакции

п\р

      12

     3

Химические свойства кислот, оснований, солей в свете ТЭД

п\р

      14

     4

Электролитическая диссоциация

к\р

      18

     5

Общая характеристика подгруппы кислорода

п\р

      19

     6

Факторы, влияющие на скорость химической реакции

к\р

      26

     7

Решение задач на определение доли выхода продукта реакции

п\р

      33

     8

Подгруппа азота

к\р

      42

     9

Углерод, кремний

п\р

      47

    10

Железо и его соединения

к\р

      58

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Результаты  обучения  химии  должны  соответствовать  общим  задачам  предмета  и требованиям к его усвоению.

Результаты  обучения  оцениваются  по  пятибалльной  системе.  При  оценке  учитываются следующие качественные показатели ответов:

  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
  •  осознанность  (соответствие  требуемым  в  программе  умениям  применять  полученную информацию);
  • полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные  ошибки  связаны  с  недостаточной  глубиной  и  осознанностью  ответа (например,  ученик  неправильно  указал  основные  признаки  понятий,  явлений,  характерные свойства  веществ,  неправильно  сформулировал  закон,  правило  и  т.п.  или  ученик  не  смог применить  теоретические  знания  для  объяснения  и  предсказания  явлений,  установления

причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные  ошибки  определяются  неполнотой  ответа  (например,  упущение  из  вида какого-либо  нехарактерного  факта  при  описании вещества,  процесса).  К  ним  можно  отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты  обучения  проверяются  в  процессе  устных  и  письменных  ответов  учащихся,  а также при выполнении ими химического эксперимента.  

Оценка теоретических знаний  

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал  изложен  в  определенной  логической  последовательности,  при  этом  допущены

две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ  полный,  но  при  этом  допущена  существенная  ошибка  или  ответ  неполный, несвязный.

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или  допущены  существенные  ошибки,  которые  учащийся  не  может  исправить  при  наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент  проведен  по  плану  с  учетом  техники  безопасности  и  правил  работы  с веществами и оборудованием; проявлены  организационно-трудовые  умения  (поддерживаются  чистота  рабочего  места  и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

работа  выполнена  правильно,  сделаны  правильные  наблюдения  и  выводы,  но  при  этом эксперимент  проведен  не  полностью  или  допущены  несущественные  ошибки  в  работе  с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в  ходе  эксперимента,  в  объяснении,  в  оформлении  работы,  в  соблюдении  правил  техники безопасности  при  работе  с  веществами  и  оборудованием,  которая  исправляется  по  требованию учителя.

Отметка «2»:

допущены  две  (и  более)  существенные  ошибки  в  ходе  эксперимента,  в  объяснении,  в оформлении  работы,  в  соблюдении  правил  техники  безопасности  при  работе  с  веществами  и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»:

работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.  

 

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно; правильно  осуществлен  подбор  химических  реактивов  и  оборудования,  но  допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:  

допущены  две  (и  более)  существенные  ошибки  в  плане  решения,  в  подборе  химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»:

задача не решена.  

 

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

в  логическом  рассуждении  и  решении  нет  существенных  ошибок,  но  задача  решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:

задача не решена.  

 

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:

работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных

ошибок.

Отметка «1»:

работа не выполнена.

 

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.  

 

   

Календарно-тематическое планирование

урока

Дата проведения

по плану

Тема урока

Формы

контроля

Домашнее задание

1

Сентябрь

Повторение основных вопросов курса 8 класса.

(4 часа)

Техника безопасности в кабинете химии. Строение атома. Периодичес-кий закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева в свете строения атома.

Строение атомов первых 20 элементов

2-3

Сентябрь

Химическая связь. Строение вещества.

Типы хим. связи (по 2 примера)

4

Сентябрь

Основные классы неорганических веществ, их связь между собой.

Самостоя-тельная работа.

Генетич. связь на примере двух цепочек

5

Сентябрь

Расчеты по химическим уравнениям.

2 задачи в тетр.

6

Сентябрь

Тема 1: Теория электро-литической диссоциации.

 (14 часов)

Электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация

Самостоя-тельная работа.

п.1

7

Сентябрь

Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации.

п.3, №1 с.13, подг. к провер. работе

8

Сентябрь

Реакции ионного обмена.

Проверочная работа.

п.4,№2 с.13

9

Сентябрь

Реакции ионного обмен, условия их протекания.

Самостоя-тельная работа.

№1 с.22

10

Октябрь

Расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

задача в тетр.

11

Октябрь

Окислительно-восстановительные реакции.

п.5, определить степени окисления веществ (в тетр.), подг. к провер. работе

12

Октябрь

Окислительно-восстановительные реакции.

Проверочная работа.

№8 с.23

13

Октябрь

Химические свойства кислот, осно-ваний, солей в свете ТЭД.

п.2, №3 с.22, подг. к провер. работе

14

Октябрь

Химические свойства кислот, осно-ваний, солей в свете ТЭД. Гидролиз солей.

Проверочная работа.

п.6, №10, с.23

15

Октябрь

Обобщающий урок по теме: ТЭД.

повт. главу 1

16

Октябрь

Обобщающий урок по теме: ТЭД.

повт. главу 1

17

Ноябрь

Решение экспериментальных задач по теме «Электролиты».

Практическая работа №1

 подг. к контр. работе

18

Ноябрь

Электролитическая диссоциация.

Контрольная работа №1.

19

Ноябрь

Тема 2. Подгруппа кислорода.

(5 часов)

Общая характеристика подгруппы кислорода. Сера. Строение молекулы, физические и химические свойства (ИКТ).

Проверочная работа.

п.7,8

20

Ноябрь

Сера и ее соединения.

Самостоя-тельная работа.

п.9, 10,11,12

21

Ноябрь

Серная кислота, ее химические свойства.

п.13, №1,2 с.38

22

Ноябрь

Обобщение материала по теме.

повт. п. 7_13

23

Декабрь

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Практическая работа № 2.

24

Декабрь

Тема 3: Основные закономерности химических реакций.

(6 часов)

Тепловой эффект химических реакции. Расчеты по термо-химическим уравнениям.

Самостоя-тельная работа

д/з в тетради

25

Декабрь

Скорость химических реакций.

п.14, подг. к контр. работе

26

Декабрь

Факторы, влияющие на скорость реакций.

Контрольная работа №2.

27

Декабрь

Химическое равновесие. Условия его смещения.

№4,5 с.42

28

Декабрь

Обобщение и систематизация знаний. Решение задач.

повт п.14

29

Декабрь

Подгруппа кислорода и закономер-ности протекании химических реакций.

Самостоя-тельная работа.

д\з в тетради

30

Декабрь

Тема 4. Подгруппа азота.

(13 часов)

Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Свойства азота (ИКТ).

Практическая работа №3

п.15,16

31-32

Январь

Аммиак, его свойства. Производство аммиака.

п.17

33

Январь

Соли аммония. Решение задач на определение массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Проверочная работа.

п.18, задача в тетради

34

Январь

Азотная кислота.

 

п.19, №2 с.70

35-36

Январь

 Нитраты.

Самостоя-тельная работа.

п. 20, №3 с.59

37-38

Январь

Фосфор и его соединения.

Практическая работа №4.

п.21,22

39-40

Февраль

Минеральные удобрения.

п.23, №1 с.70

41

Февраль

Обобщение и систематизация знаний по теме 4.

Практическая работа №5.

№4 с.70, подг. к контр. работе

42

Февраль

Подгруппа азота.

Контрольная работа №3.

43

Февраль

Тема 5. Углерод и кремний.

(5 часов)

Общая характеристика подгруппы углерода.

Углерод и кремний.

п.24, 25, 30

44

Февраль

Оксиды углерода и кремния.

п.26,27,31

45

Февраль

Угольная и кремниевая кислоты.

Карбонаты. Силикаты.

Самостоя-тельная работа.

п.28,32

46

Февраль

Решение задач на вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

задача в тетради

47

Март

Обобщение и повторение темы 5. Силикатная промышленность (обзорно).

Проверочная работа.

п.33

48-49

Март

Тема 6. Общие свойства металлов.

(3 часа)

Общая характеристика металлов. Физические и химические свойства, нахождение в природе.

п.34-37

50

Март

Сплавы. Коррозия металлов (обзорно).

Самостоя-тельная работа.

п.38

51

Март

Тема 7: Металлы главных подгрупп I –III групп  ПСХЭ Д.И. Менделеева.

(5 часов)

Общая характеристика металлов I-III групп. Щелочные металлы.

п. 39

52-53

Март

Кальций и магний. Жесткость воды (обзорно).

Лабораторная работа.

п.40,41

54

Март

Алюминий. Амфотерность.

Самостоя-тельная работа.

п.42

55

Апрель

Металлы главных подгрупп.

Защита про-ектов, демонстрация презентаций.

повт. главу.

56

Апрель

Тема 8: Железо – элемент побочной подгруппы VIII группы ПСХЭ Д.И. Менделеева.

(3 часа)

Железо и его соединения.

Основные сплавы железа.

Практическая работа №6.

п.43,44

57

Апрель

Генетическая взаимосвязь соединений железа.

Практическая работа №6.

подг. к контр. работе

58

Апрель

Железо и его соединения.

Контрольная работа №4.

59-60

Апрель

Тема 9: Промышленные способы получения металлов.

(2 часа)

Понятие о металлургии. Способы промышленного получения металлов.

Электролиз (обзорно).

Самостоя-тельная работа.

п.45-47

61

Апрель

Тема 10: Органические соединения.

(8 часов)

Многообразие органических веществ.

п.48,49,50

62-63

Апрель

Углеводороды. Природные источни-ки углеводородов.

Тестирование.

п.51-54

64-65

Май

Кислородсодержащие органические вещества.

п.55-56

66

Май

Углеводы. Белки.Полимеры.  Обобщение и систематизация знаний по теме «Органические соединения» (ИКТ).

 Защита проектов

п.57-59, подг. к итоговой диагностич. работе

67

Май

Итоговая диагностическая работа.

Тестирование.

68

Май

Итоговое обобщение материала.



                      Учебно-методический комплекс

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9 класс. М.: Просвещение, 2012.
  2. Брейгер Л.М., Баженова А.Е. Тематическое планирование. Химия 8-11 классы по учебникам Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Гара Н.Н. Химия.Рабочие программы. Предметная линия учебников Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. М.: Просвещение, 2011
  4. Гара Н.Н.  Химия. Уроки в 9 классе. М.: Просвещение, 2009.
  5. Хомченко И.Г.  Сборник задач и упражнений по химии.
  6. http://www.dutum.narod.ru/element/elem00.htm (Рассказы об элементах)
  7. http://www.hemi.nsu.ru/ (Основы химии. Электронный учебник)
  8. http://www.himhelp.ru/ (Полный курс химии)
  9. http://chemi.org.ru/ (Учебник химии)
  10. http://home.uic.tula.ru/~zanchem/ (Занимательная химия)
  11. http://hemi.wallst.ru/ (Химия. Образовательный сайт для школьников)
  12. http://chemistry.narod.ru/ (Мир химии)
  13. http://www.alhimikov.net/ (Полезная информация по химии)
  14. http://www.alhimik.ru/ (АЛХИМИК)
  15. http://www.xumuk.ru/ (XuMuK.ru - сайт о химии)
  16. http://www.chemistry.ru (Химия в Открытом колледже)
  17. http://webelements.narod.ru (WebElements: онлайн-справочник химических элементов)
  18. http://experiment.edu.ru (Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия )
  19. http://school-sector.relarn.ru/nsm/ (Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии).
  20. http://schoolchemistry.by.ru (Школьная химия).
  21. www.ximicat.com/info.ru (Окислительно-восстановительные реакции).

Материально-техническое оснащение образовательного процесса

  1. Натуральные объекты  (коллекции минералов и др).
  2. Химические реактивы и материалы.
  3. Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы.
  4. Модели.
  5. Учебные пособия на печатной основе.
  6. Технические средства обучения.
  7. Оборудование кабинета химии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и планирование по химии 11 класс - 1 час

Для общеобразовательных классов с одним часом биологии в старшей школе....

Рабочая программа и планирование по химии 8 класс

Для общеобразовательных классов при 2 часах в неделю....

Рабочая программа и планирование по химии 9 класс

По программе 2 часа в неделю для общеобразовательных школ....

Рабочая программа и планирование по химии 10 класс 1 час

Для базового уровня общеобразовательных классов....

8 класс. Рабочая программа и планирование по химии.

Рабочая программа и планирование по химии для 8 класса....

Рабочая программа и планирование по химии для 10 класса, 1 час в неделю

Рабочая программа и планирование по химии для 10 класса 1 час в неделю....

Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11

Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11...