Рабочая программа и планирование - 9 класс, химия.
календарно-тематическое планирование (химия, 9 класс) по теме
Рабочая программа и планирование по химии для 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl._khimiya._rabochaya_programma_i_planirovanie_1.doc | 261 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 376
МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
__________________________________________________________________________________________
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На Педагогическом совете
Протокол №_____от «____»______2013 Директор _____________М.А.Дмитриенко
«____»___________2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ
- часа в неделю (всего 68 часов)
9 КЛАСС
Составлена:
Щербаковой Верой Ивановной, учителем химии
Год разработки программы - 2013 г.
2013-2014 учебные годы
Содержание
Пояснительная записка 3
Требования к уровню подготовки обучающихся________________________________________5
Содержание тем учебного курса 7
Перечень контрольных и проверочных работ__________________________________________11
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы 12
Календарно-тематическое планирование 15
Учебно-методический комплекс____________________________________________________ 20
Материально-техническое оснащение образовательного процесса 20
Пояснительная записка
Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 9 классах общеобразовательных учреждений в объеме 68 ч/год (2 ч/нед.) и составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании» (п.2.7 ст.32)
2. Учебного плана и образовательной программы ГБОУ общеобразовательной школы № 376 Московского района Санкт-Петербурга на 2013-2014 учебный год.
4. Примерной программы основного общего образования по химии для базового изучения химии в VIII – IX классах по учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.
Естественнонаучное образование – один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе.
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Изучение химии в основной школе направлено:
• на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символики;
• на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
• на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи учебного курса.
- Формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.
- Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.
- Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правила техники безопасности, проводить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций, грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.
- Раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.
- Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.
Основные идеи.
- Материальное единство веществ в природе, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до более сложных, входящих в состав живых организмов.
- Причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением веществ.
- Законы природы объективны и познаваемы. Знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ.
- Развитие химической науки служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством.
Программа включает в себя основы общей, неорганической и органической химии. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся. Важно не только добиться усвоения учащимися основных понятий, но и обучить их на этом материале приемам умственной работы, что составляет важнейший компонент развивающего обучения.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
Программа предназначена для работы по новым учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана, прошедшим экспертизу РАН и РАО и вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательной процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 – 2014 учебный год.
Главная особенность учебников по химии – их традиционность и фундаментальность. Они обладают четко выраженной структурой, соответствующей программе по химии для общеобразовательных школ.
Доступность – одна из основных особенностей учебников. Методология химии раскрывается путем ознакомления учащихся с историей развития химического знания. Нет никаких специальных методологических терминов и понятий, которые трудны для понимания учениками данного возраста.
Основное содержание учебников приведено в полное соответствие с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по химии.
Система знаний готовит учащихся к промежуточной аттестации. Кроме того к традиционным вопросам и заданиям добавлены задания, соответствующие ЕГЭ, что дает гарантию качественной подготовки к аттестации, в том числе в форме Единого государственного экзамена.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение ее для человечества.
Требования к уровню подготовки
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
1)формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
2)формирование целостного мировоззрения современного мира;
3)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию и решению творческих задач;
4)формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
5)формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
6)формирование познавательной и информационной культуры;
7)формирование основ экологического сознания и необходимости бережногшо отношения к окружающей среде;
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1)овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2)умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и доступных средств;
3)понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, структурировать материал, формулировать выводы и заключения;
4)умение извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной литературой;
5)умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни;
6)формирование умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия;
7)умение работать в группе, при выработке общего решения координировать свою позицию с позицией партрнеров.
Предполагаемы предметные результаты.
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
- называть химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, вид химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И.Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;
- вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Содержание тем учебного курса
9 класс
68 ч/год (2 ч/неделю)
В курсе 9 класса учащиеся изучают теорию электролитической диссоциации, окислительно-восстановительные реакции, некоторые вопросы общей химии (закономерности протекания химических реакций), углубляют знания по теме «Строение атома и Периодический закон Д.И. Менделеева» на примере характеристик подгрупп некоторых элементов. Продолжается изучение основных законов химии, отрабатываются навыки в выполнении практических работ и решении качественных и расчетных задач.
Распределение часов по темам:
№ | Тема раздела | Количество часов |
9 класс | ||
Повторение основных вопросов 8 класса | 3 | |
1 | Электролитическая диссоциация | 14 |
2 | Кислород и сера | 5 |
3 | Основные закономерности химических реакций | 6 |
4 | Азот и фосфор | 13 |
5 | Углерод и кремний | 5 |
6 | Общие свойства металлов | 3 |
7 | Металлы главных подгрупп I –III групп ПСХЭ Д.И. Менделеева | 5 |
8 | Железо – элемент побочной подгруппы VIII группы ПСХЭ Д.И. Менделеева | 3 |
9 | Промышленные способы получения металлов | 2 |
10 | Органические соединения | 8 |
Всего: 68 |
Программой предусмотрено 6 практических работ, и 4 контрольные работы.
Повторение основных вопросов 8 класса (4 часа)
Периодический закон и Периодическая система Химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома.
Химическая связь. Строение вещества. Типы кристаллических решеток.
Химические свойства основных классов неорганических веществ. Расчеты по химическим уравнениям.
Демонстрации.
- Таблица «Виды связей».
- Таблица «Типы кристаллических решеток».
Тема 1. Электролитическая диссоциация (14 часов)
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.
Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.
Демонстрации.
- Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
- Таблица «Электролиты»
- Таблица «Количественные отношения в химии».
- Таблицы «ОВР», «Многообразие ОВР».
- Некоторые химические свойства кислот, солей, оснований.
- Таблица «Гидролиз водных растворов солей»
Лабораторные опыты.
- Реакции обмена между растворами электролитов.
- Качественные реакции на ионы.
Практическая работа.
- Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Расчетные задачи
- Расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Тема 2. Кислород и сера (5 ч)
Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.
Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(VI).
Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
Закон Авогадро. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Демонстрации.
- Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.
- Получение пластической серы.
Лабораторные опыты.
- Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.
Расчетные задачи.
- Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
- Расчеты по уравнениям с использованием закона объемных отношений.
Тема 3: Основные закономерности химических реакций (6 ч)
Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения, расчеты по ним.
Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных условий: от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения, концентрации реагирующих веществ, температуры, катализатора. Химическое равновесие, условия его смещения. Решение задач.
Демонстрации.
- Демонстрация опытов, выясняющих зависимость скорости химических реакций от различных факторов.
- Таблицы «Обратимые реакции», «Химическое равновесие», «Скорость химической реакции».
Расчетные задачи.
- Расчеты по термохимическим уравнениям.
Тема 4. Азот и фосфор (13 ч)
Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов.
Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
Минеральные удобрения.
Демонстрации.
- Получение аммиака и его растворение в воде. Обнаружение аммиака.
- Качественные реакции на соли аммония, нитраты.
- Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.
- Видеофильм «Фосфор».
Лабораторные опыты.
- Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.
- Горение фосфора, взаимодействие оксида фосфора с водой.
- Качественная реакция на фосфат – ион.
Практические работы
- Получение аммиака и изучение его свойств.
- Определение минеральных удобрений.
Тема 5. Углерод и кремний (5 ч)
Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов.
Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.
Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
Демонстрации.
- Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.
- Получение оксида углерода (IV) и его взаимодействие со щелочью.
Лабораторные опыты.
- Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.
Практическая работа.
- Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Расчетные задачи.
- Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.
Тема 6. Общие свойства металлов (3 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.
Демонстрации.
- Образцы металлов, взаимодействие металлов с неметаллами.
Тема 7: Металлы главных подгрупп I –III групп ПСХЭ Д.И. Менделеева (5 ч)
Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Демонстрации.
- Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия.
- Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой.
Тема 8: Железо – элемент побочной подгруппы VIII группы ПСХЭ Д.И. Менделеева (3 ч)
Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III).
Демонстрации.
- Знакомство с рудами железа.
- Получение гидроксидов железа и их взаимодействие с кислотами.
- Качественные реакции на ионы железа.
Практические работы
- Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Тема 9: Промышленные способы получения металлов (2 ч)
Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Понятие о коррозии металлов и способах защиты от нее (обзорно).
Тема 10: Органические соединения (6 ч)
Первоначальные представления об органических веществах. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.
Предельные углеводороды. Метан, этан. Состав, строение, физические и химические свойства. Применение. Понятие о гомологах и гомологических рядах.
Непредельные углеводороды. Состав, строение, физические и химические свойства. Применение.
Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.
Кислородсодержащие органические вещества: спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы (общие сведения).
Общие понятия об аминокислотах и белках.
Демонстрации.
- Модели молекул органических соединений, схемы, таблицы.
- Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.
- Образцы нефти и продуктов их переработки.
- Видеоопыты по свойствам основных классов веществ.
Расчетные задачи.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям
элементов.
Перечень контрольных и практических работ
№ п\п |
Тема работы |
Вид работы | № урока по КТП |
1 | Реакции ионного обмена | п\р | 8 |
2 | Окислительно-восстановительные реакции | п\р | 12 |
3 | Химические свойства кислот, оснований, солей в свете ТЭД | п\р | 14 |
4 | Электролитическая диссоциация | к\р | 18 |
5 | Общая характеристика подгруппы кислорода | п\р | 19 |
6 | Факторы, влияющие на скорость химической реакции | к\р | 26 |
7 | Решение задач на определение доли выхода продукта реакции | п\р | 33 |
8 | Подгруппа азота | к\р | 42 |
9 | Углерод, кремний | п\р | 47 |
10 | Железо и его соединения | к\р | 58 |
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
- полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления
причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены
две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»:
отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных
ошибок.
Отметка «1»:
работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения по плану | Тема урока | Формы контроля | Домашнее задание |
1 | Сентябрь | Повторение основных вопросов курса 8 класса. (4 часа) Техника безопасности в кабинете химии. Строение атома. Периодичес-кий закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева в свете строения атома. | Строение атомов первых 20 элементов | |
2-3 | Сентябрь | Химическая связь. Строение вещества. | Типы хим. связи (по 2 примера) | |
4 | Сентябрь | Основные классы неорганических веществ, их связь между собой. | Самостоя-тельная работа. | Генетич. связь на примере двух цепочек |
5 | Сентябрь | Расчеты по химическим уравнениям. | 2 задачи в тетр. | |
6 | Сентябрь | Тема 1: Теория электро-литической диссоциации. (14 часов) Электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация | Самостоя-тельная работа. | п.1 |
7 | Сентябрь | Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. | п.3, №1 с.13, подг. к провер. работе | |
8 | Сентябрь | Реакции ионного обмена. | Проверочная работа. | п.4,№2 с.13 |
9 | Сентябрь | Реакции ионного обмен, условия их протекания. | Самостоя-тельная работа. | №1 с.22 |
10 | Октябрь | Расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. | задача в тетр. | |
11 | Октябрь | Окислительно-восстановительные реакции. | п.5, определить степени окисления веществ (в тетр.), подг. к провер. работе | |
12 | Октябрь | Окислительно-восстановительные реакции. | Проверочная работа. | №8 с.23 |
13 | Октябрь | Химические свойства кислот, осно-ваний, солей в свете ТЭД. | п.2, №3 с.22, подг. к провер. работе | |
14 | Октябрь | Химические свойства кислот, осно-ваний, солей в свете ТЭД. Гидролиз солей. | Проверочная работа. | п.6, №10, с.23 |
15 | Октябрь | Обобщающий урок по теме: ТЭД. | повт. главу 1 | |
16 | Октябрь | Обобщающий урок по теме: ТЭД. | повт. главу 1 | |
17 | Ноябрь | Решение экспериментальных задач по теме «Электролиты». | Практическая работа №1 | подг. к контр. работе |
18 | Ноябрь | Электролитическая диссоциация. | Контрольная работа №1. | |
19 | Ноябрь | Тема 2. Подгруппа кислорода. (5 часов) Общая характеристика подгруппы кислорода. Сера. Строение молекулы, физические и химические свойства (ИКТ). | Проверочная работа. | п.7,8 |
20 | Ноябрь | Сера и ее соединения. | Самостоя-тельная работа. | п.9, 10,11,12 |
21 | Ноябрь | Серная кислота, ее химические свойства. | п.13, №1,2 с.38 | |
22 | Ноябрь | Обобщение материала по теме. | повт. п. 7_13 | |
23 | Декабрь | Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». | Практическая работа № 2. | |
24 | Декабрь | Тема 3: Основные закономерности химических реакций. (6 часов) Тепловой эффект химических реакции. Расчеты по термо-химическим уравнениям. | Самостоя-тельная работа | д/з в тетради |
25 | Декабрь | Скорость химических реакций. | п.14, подг. к контр. работе | |
26 | Декабрь | Факторы, влияющие на скорость реакций. | Контрольная работа №2. | |
27 | Декабрь | Химическое равновесие. Условия его смещения. | №4,5 с.42 | |
28 | Декабрь | Обобщение и систематизация знаний. Решение задач. | повт п.14 | |
29 | Декабрь | Подгруппа кислорода и закономер-ности протекании химических реакций. | Самостоя-тельная работа. | д\з в тетради |
30 | Декабрь | Тема 4. Подгруппа азота. (13 часов) Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Свойства азота (ИКТ). | Практическая работа №3 | п.15,16 |
31-32 | Январь | Аммиак, его свойства. Производство аммиака. | п.17 | |
33 | Январь | Соли аммония. Решение задач на определение массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. | Проверочная работа. | п.18, задача в тетради |
34 | Январь | Азотная кислота. |
| п.19, №2 с.70 |
35-36 | Январь | Нитраты. | Самостоя-тельная работа. | п. 20, №3 с.59 |
37-38 | Январь | Фосфор и его соединения. | Практическая работа №4. | п.21,22 |
39-40 | Февраль | Минеральные удобрения. | п.23, №1 с.70 | |
41 | Февраль | Обобщение и систематизация знаний по теме 4. | Практическая работа №5. | №4 с.70, подг. к контр. работе |
42 | Февраль | Подгруппа азота. | Контрольная работа №3. | |
43 | Февраль | Тема 5. Углерод и кремний. (5 часов) Общая характеристика подгруппы углерода. Углерод и кремний. | п.24, 25, 30 | |
44 | Февраль | Оксиды углерода и кремния. | п.26,27,31 | |
45 | Февраль | Угольная и кремниевая кислоты. Карбонаты. Силикаты. | Самостоя-тельная работа. | п.28,32 |
46 | Февраль | Решение задач на вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. | задача в тетради | |
47 | Март | Обобщение и повторение темы 5. Силикатная промышленность (обзорно). | Проверочная работа. | п.33 |
48-49 | Март | Тема 6. Общие свойства металлов. (3 часа) Общая характеристика металлов. Физические и химические свойства, нахождение в природе. | п.34-37 | |
50 | Март | Сплавы. Коррозия металлов (обзорно). | Самостоя-тельная работа. | п.38 |
51 | Март | Тема 7: Металлы главных подгрупп I –III групп ПСХЭ Д.И. Менделеева. (5 часов) Общая характеристика металлов I-III групп. Щелочные металлы. | п. 39 | |
52-53 | Март | Кальций и магний. Жесткость воды (обзорно). | Лабораторная работа. | п.40,41 |
54 | Март | Алюминий. Амфотерность. | Самостоя-тельная работа. | п.42 |
55 | Апрель | Металлы главных подгрупп. | Защита про-ектов, демонстрация презентаций. | повт. главу. |
56 | Апрель | Тема 8: Железо – элемент побочной подгруппы VIII группы ПСХЭ Д.И. Менделеева. (3 часа) Железо и его соединения. Основные сплавы железа. | Практическая работа №6. | п.43,44 |
57 | Апрель | Генетическая взаимосвязь соединений железа. | Практическая работа №6. | подг. к контр. работе |
58 | Апрель | Железо и его соединения. | Контрольная работа №4. | |
59-60 | Апрель | Тема 9: Промышленные способы получения металлов. (2 часа) Понятие о металлургии. Способы промышленного получения металлов. Электролиз (обзорно). | Самостоя-тельная работа. | п.45-47 |
61 | Апрель | Тема 10: Органические соединения. (8 часов) Многообразие органических веществ. | п.48,49,50 | |
62-63 | Апрель | Углеводороды. Природные источни-ки углеводородов. | Тестирование. | п.51-54 |
64-65 | Май | Кислородсодержащие органические вещества. | п.55-56 | |
66 | Май | Углеводы. Белки.Полимеры. Обобщение и систематизация знаний по теме «Органические соединения» (ИКТ). | Защита проектов | п.57-59, подг. к итоговой диагностич. работе |
67 | Май | Итоговая диагностическая работа. | Тестирование. | |
68 | Май | Итоговое обобщение материала. |
Учебно-методический комплекс
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9 класс. М.: Просвещение, 2012.
- Брейгер Л.М., Баженова А.Е. Тематическое планирование. Химия 8-11 классы по учебникам Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. Волгоград: Учитель, 2009.
- Гара Н.Н. Химия.Рабочие программы. Предметная линия учебников Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. М.: Просвещение, 2011
- Гара Н.Н. Химия. Уроки в 9 классе. М.: Просвещение, 2009.
- Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии.
- http://www.dutum.narod.ru/element/elem00.htm (Рассказы об элементах)
- http://www.hemi.nsu.ru/ (Основы химии. Электронный учебник)
- http://www.himhelp.ru/ (Полный курс химии)
- http://chemi.org.ru/ (Учебник химии)
- http://home.uic.tula.ru/~zanchem/ (Занимательная химия)
- http://hemi.wallst.ru/ (Химия. Образовательный сайт для школьников)
- http://chemistry.narod.ru/ (Мир химии)
- http://www.alhimikov.net/ (Полезная информация по химии)
- http://www.alhimik.ru/ (АЛХИМИК)
- http://www.xumuk.ru/ (XuMuK.ru - сайт о химии)
- http://www.chemistry.ru (Химия в Открытом колледже)
- http://webelements.narod.ru (WebElements: онлайн-справочник химических элементов)
- http://experiment.edu.ru (Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия )
- http://school-sector.relarn.ru/nsm/ (Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии).
- http://schoolchemistry.by.ru (Школьная химия).
- www.ximicat.com/info.ru (Окислительно-восстановительные реакции).
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
- Натуральные объекты (коллекции минералов и др).
- Химические реактивы и материалы.
- Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы.
- Модели.
- Учебные пособия на печатной основе.
- Технические средства обучения.
- Оборудование кабинета химии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и планирование по химии 11 класс - 1 час
Для общеобразовательных классов с одним часом биологии в старшей школе....
Рабочая программа и планирование по химии 8 класс
Для общеобразовательных классов при 2 часах в неделю....
Рабочая программа и планирование по химии 9 класс
По программе 2 часа в неделю для общеобразовательных школ....
Рабочая программа и планирование по химии 10 класс 1 час
Для базового уровня общеобразовательных классов....
8 класс. Рабочая программа и планирование по химии.
Рабочая программа и планирование по химии для 8 класса....
Рабочая программа и планирование по химии для 10 класса, 1 час в неделю
Рабочая программа и планирование по химии для 10 класса 1 час в неделю....
Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11
Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11...